Национализм в Турции на протяжении всего республиканского периода был наряду с антикоммунизмом и вестернизацией ведущей идеологической доктриной, влияние которой распространялось как на все сферы внутренней жизни страны, так и на ее поведение на международной арене. Иной раз даже вопреки ее конкретным интересам, примером чего может служить неуступчивость турецкой позиции по кипрскому вопросу, уже длительное время серьезно осложняющая ее отношения с Западом.
Истоки и причины обостренного национального чувства турок можно объяснить особенностями истории и национально-освободительного движения страны, неимоверными трудностями, которые пришлось преодолевать нации при создании на развалинах Османской империи своего собственного государства, наконец, комплексом неполноценности, характерным для многих народов бывшего колониального мира1, подогреваемым внутренними и внешними угрозами государственному суверенитету и территориальной целостности Турции.
Отличительной чертой турецкого национализма является наличие в нем двойной направленности – внутренней и внешней. Если внутренне национализм был закреплен в республиканских конституциях, признававших все права и свободы лишь за турецкой нацией, хотя страна оставалась многонациональной, то внешний национализм проявлялся в повышенном интересе к судьбам других тюркских народов, проживающих как на территории соседних, так и отдаленных государств, с которыми турок связывают общие исторические корни при разной степени этноязыкового и культурного сходства. В этом поиске общетюркской идентичности просматривается стремление, с одной стороны, обрести дополнительную опору и устойчивость, а с другой, – дать выход политическим амбициям, используя утопическую по своей сути объединительную идею тюркизма (или пантюркизма по аналогии с появившимися раньше панславизмом и пангерманизмом). Эта идея была заложена в турецкий национализм еще на стадии его формирования. Основоположники пантюркизма обосновывали необходимость объединения тюрок и создания под эгидой Турции (тогда – Османской империи) политического, культурного и экономического союза мусульманских народов, говорящих на тюркских языках.
Несмотря на дискредитацию этих идей младотурками, предпринимавшими попытки воплощать их в жизнь накануне и в период Первой мировой войны, что ускорило поражение и крах Османской империи, пантюркизм сохранил своих приспешников и адептов, вопреки предостережениям кемалистов и самого К. Ататюрка. Периодически давая о себе знать, они открыто проявили себя в годы второй мировой войны, а в послевоенный период – в антигреческих и антикурдских акциях и обрели новое дыхание после образования в результате распада СССР новых тюркских государств в Центральной Азии и на Кавказе, а также расширения прав автономных тюркских образований в Российской Федерации, на Украине, в Молдове.
В 90-е годы национализм превращается из фактора преимущественно внутреннего второстепенного значения в фактор, во многом определяющий геополитику Турции в регионе.
В докладе специальной комиссии по связям Турции с тюркскими республиками и странами региона, подготовленном в 2001 г. в связи с разработкой 8-го пятилетнего плана развития Турции, ее отношение к ситуации, возникшей после распада СССР было охарактеризовано следующим образом: “В отличие от других стран, в том числе союзников Турции по западному блоку, она ощутила последствия распада Советского Союза в двух планах. Как и на другие страны, он оказал на нее военно-политическое, экономическое и идеологическое влияние, но дополнительно, в отличие от них, он дал ей шанс и создал благоприятные возможности в связи с образованием пяти независимых тюркских государств в Центральной Азии и на Кавказе, а также наличием в Российской Федерации и других странах региона групп и объединений народов, имеющих с Турцией общие исторические корни, языки и религию. Это дает ей преимущество перед другими странами, которые хотят установить связи с тюркскими республиками. Этого достаточно также для того, чтобы тюрки, не обращая внимания на обвинения в пантюркизме и пантуранизме, без каких-либо комплексов могли использовать присущую им общность для создания тюркского союза, наподобие объединений, существовавших в прошлом и имеющихся в настоящее время… Потенциал, которым они располагают, позволит им по праву занять достойное и прочное место в семье народов мира”2.
Факт распада СССР вызвал в Турции всплеск эйфории, которой были охвачены не только националистически настроенные рядовые граждане, но и политическая элита. В феврале 1992 г.С. Демирель, занимавший тогда пост премьер-министра, возвестил о появлении “гигантского тюркского мира от Адриатики до Великой Китайской стены”3, в котором Турция сможет бескровно, мирным путем занять доминирующую позицию. Ему вторили другие политические деятели, а Т. Озал – турецкий президент – объявил, что следующее “XXI столетие станет столетием тюрок”4.
В 90-е годы турецкий национализм наряду с исламизмом превратился во влиятельную политическую силу Турции. Была воссоздана запрещенная в начале 80-х годов военным режимом, который устроил судебный процесс над ее активистами, экстремистская Партия националистического движения – ПНД, оживилась деятельность примыкающих к ней пантюркистских группировок как в Турции, так и за ее пределами. В 1992 г. был создан Фонд дружбы, братства и кооперации тюркских государств и общин (ТЮДЕВ), который с 1993 г. проводит тюркские курултаи в Турции. В них принимают участие делегаты разных стран, в том числе Татарстана, Башкортостана, Якутии и некоторых других субъектов РФ, обсуждаются вопросы расширения связей и кооперации тюркских народов. В тюркоязычных регионах России и других постсоветских государствах при поддержке турецких официальных и неофициальных структур создавались тюркские маргинальные группы, сотрудничающие с турецкими просветительскими организациями – “Фондом исследования тюркского мира”, “Международной организацией тюркской молодежи”, “Фондом совершенствования демократии в тюркском мире” и другими структурами.
По их инициативе с привлечением функционеров разного уровня проводятся регулярные международные конференции. На конференции, прошедшей в начале декабря 1993 г. в Вашингтоне, была принята общая декларация, первым пунктом которой было признание независимости тюркских общин (республик) в составе РФ, а вторым – объявление о независимости Якутии, Алтая, Тувы, Хакассии, Кумыкии, Шории и некоторых других районов компактного проживания тюркских народов в России, а также независимости Восточного Туркестана (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) 5.
Цели и действия тюркистов находились в полном соответствии со взглядами турецких националистов. В наиболее обобщенном виде они были изложены в книге их лидера А. Тюркеша (1917-1997)”Девятый луч” (Докуз ишик). По Тюркешу, тюркский идеал состоит из трех частей: идеала духовного и материального прогресса Турции; идеала самоопределения и независимости тюркских народов; идеала тюркского единства, предполагающего “объединение всех тюрок мира в единую нацию” с оговоркой, что такое объединение рассматривается как “отдаленная цель, которая может быть осуществлена при достижении независимости тюркских народов и на основе их документально оформленного волеизъявления войти в Великий Тюркский Союз”6.
На парламентских выборах в 1995 г. ПНД набрала 7,9% голосов избирателей, что не позволило ей занять места в парламенте, но уже на выборах в 1999 г. за нее проголосовало 17,2% избирателей и она получила 130 парламентских мест и вошла в состав коалиционного правительства, возглавленного Б. Эджевитом, которое находилось у власти до ноября 2002 г. Успех ПНД хотя и был в немалой степени результатом разногласий между правыми партиями и разочарования в них значительной части электората, тем не менее свидетельствовал о росте популярности националистов и их идей в турецком обществе, наиболее обездоленная часть которого отозвалась на их предвыборные обещания стабилизировать экономику и решать социальные проблемы.
Программные установки ПНД после ее прихода к власти были скорректированы как в целях укрепления и расширения своей внутренней популярности, так и для того, чтобы создать для себя более цивилизованный и привлекательный имидж за рубежом с “учетом новых условий однополярного мирового порядка”. В число первоочередных задач были включены борьба с беззаконием, бедностью, защита прав человека, демократизация.
Но в своих внешнеполитических заявлениях ПНД по-прежнему делала упор на укрепление отношений с постсоветскими тюркскими республиками, занимала жесткую позицию по Кипру, как к “вопросу, имеющему жизненно важное значение для Турции”, подчеркивала ответственность Турции за защиту интересов турок, находящихся за рубежом, в первую очередь – в Германии, где их численность превышает 2 млн. человек, а также турецких и мусульманских общин на Балканах, на Ближнем и Среднем Востоке и в других регионах. В обновленную программу был включен прежний тезис о содействии “социальному, экономическому, научному и культурному объединению тюркского мира, который должен стать неотъемлемой частью всего мира и стабильности в Азии”7.
Более подробное изложение взглядов турецких националистов на то, каким они представляют тюркский мир и какие конкретные шаги считают необходимым предпринимать для его объединения и международного признания, содержится в книге профессора Мраморно-морского университета (Стамбул) Рамазана Озея “Тюркский мир на международной арене”, вышедшей в 1999 г. третьим изданием.
Автор обосновывает единство тюркского мира, делая акцент на его геополитическом значении в прошлом и будущем. По мнению Рамазана Озея, множество войн, происходивших на территории мусульманского тюркского мира в XX веке, стали возможны из-за отсутствия его единства, тогда как его объединение обеспечит мир8.
Основным критерием принадлежности народа к тюркскому миру, по Озею, является использование им тюркского языка. Исходя из этого, в состав этого мира им включены как отдельные государство-образующие народы, так и тюркские народы, компактно проживающие на территории других государств, включая тюркские. Общая численность населения тюркского мира оценивается в 250 млн. человек. Его подавляющее большинство расселено в пределах евразийского пояса от Адриатики до Восточного Туркестана при общей территории в 10,5 млн. кв.км, из которых 4,1 млн. кв.км приходится на Азербайджан и центрально-азиатские тюркские республики, включая Таджикистан9, 3,8 млн. – на автономные образования в составе РФ, около 9,5 млн. кв.км – на территории проживания тюрок в соседних с Турцией государствах Среднего Востока (Афганистан, Ирак, Иран, Сирия), а также турок-мусульман Балканского полуострова.
Сама Турция занимает территорию в 779,5 тыс. кв.км или 7,4% площади тюркского мира, но ее местоположение в Анатолии, которую турецкие националисты называют не иначе как “сердцем земли”, “крепостью человечества”, позволяет им считать ее центром притяжения и объединения тюркского мира. В доказательство исторической обоснованности идеи тюркского единства в книге приводится список, включающий свыше 100 примеров государственных образований, создававшихся тюрками в разное время и на разные сроки, начиная от империи гуннов и кончая империей османов, в том числе 14 образований, возникших в новое время, среди которых Турецкая Республика Северного Кипра, официально признанная только самой Турцией, – что должно свидетельствовать о богатом и, по мнению автора, позитивном опыте тюркской государственной самостоятельности.
тюркизм турция национализм геополитический
В книге Озея по пунктам изложены представления турецких националистов о тюркском мире и путях и средствах возрождения и объединения тюрок, которые приведены ниже10.
I. Ныне живущие в мире свыше 250 млн. тюрок географически размещены на обширном пространстве. Отдельные группы тюрок испытывают языковые трудности в понимании друг друга и общении, их диалекты отличаются; кроме того, тюркские языки засорены иностранными словами. Для устранения этого положения необходимо создать Лингвистическое общество тюркского мира.
II. Произошла деградация культуры тюрок, которая в настоящее время находится под влиянием англо-американской, русской и китайской культур и эксплуатируется ими. Для воссоздания своей культуры тюркские страны должны заключать между собой культурные соглашения, осуществлять культурный обмен.
III. Экономика тюркских государств отличается от других по уровню развития, она подвергается эксплуатации развитыми странами – США, Англией, Францией, Германией и Россией. Только действуя сообща и оказывая поддержку друг другу, тюркские государства могут противостоять экономической эксплуатации. Для этого необходимо создать в короткие сроки Организацию экономического сотрудничества тюркских государств.
IV. В настоящее время развитые страны широко используют труд тюркского мира, в том числе – весомый вклад тюркских ученых в сфере НИОКР. Эксплуатация “мозгов” из тюркских государств ныне достигла крайней степени. Однако тюркский мир не имеет от этого никакой отдачи. Тюркские государства могут восполнить нехватку знаний и техники путем взаимного обмена. Для этого необходимо сформировать Конгресс тюркского мира по науке и технике.
V. Тюркский язык, на котором говорит 250 млн. человек, должен получить статус официального языка в ООН.
VI. Сейчас в ООН правом вето наделены пять стран – постоянных членов Совета Безопасности. Но в результате распада СССР образовались новые государства, а КНР включает Восточный Туркестан в качестве автономной республики, однако в ООН они по-прежнему могут использовать вето при рассмотрении проблем этих новых государственных образований. Сохранение существующего положения противоречит принципу равенства и должно быть пересмотрено. В то же время право вето должно быть признано за тюркским миром.
VII. Для обеспечения обороноспособности тюркского мира требуется заключение Оборонительного пакта тюркского мира. Созданный на единой языковой и культурной основе, он будет устойчивым и долговечным в отличие от таких искусственных образований, как Варшавский договор и НАТО.
VIII. Разъединенность тюрок в результате их проживания в пределах разных государств, а также расчленение их на отдельные группы, имеющие разные названия в прошлом нередко порождало конфликты между ними и состояние вражды, что было на руку их эксплуататорам. Если тюрок не хочет испытывать страдания в этом мире, надо положить конец нынешнему племенному разделению, стать соратниками и единомышленниками.
IX. В бывшем Советском Союзе границы между тюркскими республиками были установлены русскими в интересах центра. Это порождало постоянные междоусобицы и внутренние конфликты, которые продолжаются и сейчас в условиях независимости. Однако в настоящее время пересмотр границ нецелесообразен, так как это может вызвать пограничные конфликты и даже войны, что отрицательно скажется на жизни населения региона. Сегодня необходимо сохранить существующие границы тюркских республик, а в будущем, если начнут возникать проблемы, их решением займется специально созданный Верховный конгресс тюркских государств.
Очевидно, что и Турция, и новые молодые тюркские государства, являющиеся развивающимися странами, сталкиваются с множеством проблем, так же как существуют проблемы и у тюркских народов, проживающих за их пределами, отдаленных друг от друга: и нередко разъединенных границами. Однако тюркистами эти проблемы рассматриваются вне контекста реальных процессов, характеризующих современный мир, без учета общепризнанных основ и норм международных отношений. Амбициозность планов турецких националистов сочетается с игнорированием не только мирового опыта, но и опыта самой Турции, об опасностях забвения которого неоднократно предостерегал Кемаль Ататюрк. Вот одно из характерных его высказываний на эту тему: “В истории не было случая, чтобы политика панисламизма, пантюркизма принесла успех и ее можно было бы сделать сферой практического осуществления в мировом масштабе. Но истории известны результаты неукротимого стремления, не отличающегося от расизма, создать государство, охватывающее все человечество. Однако стремление быть захватчиком для нас не предмет обсуждения”11.
Хотя тюркисты своей целью декларируют мир, любовь и братство, планы их будущих действий, по сути, деструктивны, потенциально агрессивны. Региональной интеграции, основанной на общих геополитических и экономических интересах, они противопоставляют объединение по конфессионально-этническим признакам. Наиболее радикально настроенные турецкие националисты готовы даже отказаться от вступления страны в ЕС, с которым Турция сотрудничает на протяжении нескольких десятилетий, откуда в страну поступают современные технологии и с которым в большой степени связаны существенные подвижки в социально-экономическом развитии страны, ее надежды на будущее.
В то же время все старания Турции закрепить свое сближение с постсоветскими тюркскими государствами – на что она не жалела средств (будучи сама в зависимости от поступления внешних кредитов и имея колоссальный внутренний и внешний долг, хронический бюджетный дефицит) через создание ассоциации независимых тюркских государств – идеи, выдвинутой еще С. Демирелем весной 1992 г. во время его поездки в центральную Азию, или хотя бы формирование таможенного союза, успеха не имели. Выявился и ряд других признаков того, что тюркистские идеи турецких националистов не получили адекватного ответного отклика постсоветских тюркских государств. Воспользовавшиеся на начальной стадии своей независимости политической и экономической поддержкой Турции, приняв ее гуманитарную помощь, в том числе в сфере образования, подготовки и переподготовки кадров, консультаций специалистов, и открыв доступ в свои экономики турецким инвесторам и строительным фирмам, постсоветские тюркские государства уже с середины 90-х годов, руководствуясь собственными национальными интересами и экономическими выгодами, проводят прагматичную многовекторную политику, в которой Турция, не располагающая требуемыми инвестиционными и технологическими возможностями, сохраняет важное, но не доминирующее и определяющее значение. Небольшие группировки местных тюркистов, появившиеся в постсоветских тюркских государствах в 90-е годы, либо свернули свою деятельность, либо довольствуются маргинальным положением в политической жизни.
Объявив на первых порах о своем следовании турецкой модели построения демократической, рыночной и светской системы, руководители центрально-азиатских республик, став свидетелями участившихся экономических и политических кризисов в Турции, роста ее долговой зависимости, обострения социальных проблем, других негативных моментов, указывающих на то, что она далека от совершенства, занялись изучением опыта других стран – Японии, государств Юго-Восточной Азии, стран Центральной и Восточной Европы и разработкой собственных моделей, учитывающих национальные особенности и традиции.
В самой Турции ряд представителей политических, деловых и академических кругов в последние годы откровенно признает, что многие ожидания, связанные с установлением тесных отношений, надеждами на сближение и объединение на почве исторической и этнокультурной близости с новыми тюркскими государствами, себя не оправдали. Задачи Турции свелись к тому, чтобы сохранить свое присутствие, свои связи с этими странами, а главное – удержать возможность участвовать в эксплуатации и транспортировке по своей территории в Западную Европу каспийской нефти и газа, что обеспечит доход от транзита и закрепит влияние страны в регионе. Эта задача в последнее время выглядит вполне реальной, т.к. соответствует стратегическим целям США и ЕС, которые намерены обеспечить значительную часть финансирования проекта.
Период пребывания у власти ПНД был связан не только с разочарованием результатами сотрудничества Турции с новыми тюркскими государствами, но и с ее вынужденным отступлением от десятилетиями проводившейся внутренней национальной политики. Этого потребовало ее неудержимое стремление стать полноправным членом ЕС и тем самым приблизиться к решению своей другой кардинальной цели – европеизации. В 2000 г. Турция, наконец, подписала конвенцию ООН 1966 г., обязывающую соблюдать права человека и права национальных меньшинств, став 144-м государством в списке стран-подписантов12. Это потребовало внесения соответствующих изменений как в турецкую конституцию, так и в другие законодательные акты. В первую очередь, на чем настаивал ЕС, это коснулось курдов, которым было официально разрешено обучение родному языку, а также пользование им в печатных изданиях, на радио и телевидении. Была также отменена смертная казнь, что облегчило приговор лидеру турецких курдов Оджалану.
ПНД упорно сопротивлялась принятию этих решений, имея большинство в правительстве и самую крупную фракцию в парламенте. Это сопротивление удалось сломить лишь совместными усилиями правых и правоцентристских партий, на что потребовалось более года.
Неудачная экономическая и социальная, в том числе антикурдская, политика, негативное отношение к вступлению Турции в ЕС, которое в начале 2000-х годов поддерживало свыше половины населения страны и за которое выступало большинство политических партий и общественных организаций, – все это привело к падению влияния ПНД. На досрочных парламентских выборах 3 ноября 2002 г. ПНД получила 2622 тыс. голосов избирателей против 5607 тыс. голосов в 1999 г.13, или более чем в два раза меньше. Это не позволило ей преодолеть 10-процентный проходной барьер и получить места в парламенте.
Уроки, полученные националистами, естественно, не означают уход в прошлое национализма, как определяющего направления политики Турции, но они могут помочь ему избавиться от экстремистских черт и утопических иллюзий, стать более цивилизованным.
Список источников и литературы
1. Алаев Л.Б. Колониализм, национализм, самоопределение и общежитие народов // Взаимоотношение народов России, Сибири и стран Востока. – Москва-Иркутск-Тэгу, 1997, с.23.
2. Мухамметдинов Р.Ф. Зарождение и эволюция тюркизма. – Казань, 1996, с.129.
3. Время новостей, 16.08.2000.