Федеральное агентство по образованию Российской Федерации РЕФЕРАТ по дисциплине «Культурология» Тема: «Место культурологии в системе социальных наук» Выполнил Проверил Брянск 2009г. Содержание 1. Культурология и её место в системе общественных (социальных) и гуманитарных наук 2. Культура и общество 3. Культурология и философия культуры. Понятие «культура», его формирование и философское осмысление 4.
Культурология и история культуры 5. Культурология и социология культуры 6. Связь культурологии с политологией и экономикой 7. Связь культурологии с гуманитарными науками 8. Заключение Список использованной литературы 1. Культурология и её место в системе общественных (социальных) и гуманитарных наук Культурология является частью обширного комплекса знаний, методов научных исследований, научно-
практических и прикладных разработок, называемых гуманитарными и общественными (социальными) науками. Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении общественных наук культура занимает особое место, то есть она изучается рядом наук. Если говорить о культурологии, то её можно отнести как к социальным, так и к гуманитарным наукам, так как культура имеет большое значение не только в жизни отдельного человека (индивида), который
является предметом изучения гуманитарных наук, так и для общества, которое является предметом изучения общественных наук. Поэтому культурологию относят к так называемым «социогуманитарным» наукам. Среди других наук такой является история. Общественные науки – это сложная и постоянно развивающаяся система, причём различные области этой системы развиваются неравномерно. То одна, то другая гуманитарная наука переживает своего рода «научную революцию» – период радикального пересмотра своего теоретического арсенала и фактической базы. Как правило, такие серьёзные перемены не ограничиваются рамками одной научной дисциплины или научной школы, а стимулируют развитие нетрадиционных подходов к проблемам других общественных наук. Таким образом, в сфере гуманитарного знания возникают новые и перестают существовать старые тенденции, меняется «конфигурация» этой сферы, меняются и отношения между науками.
Например, наука, некогда породившая новаторское и постепенно обособившееся направление исследований (зачастую оно скоро становится отдельной наукой), сама начинает испытывать воздействие «дочерней» науки. Всё это в полной мере относится и к культурологии. Культурология как наука формировалась путём интеграции таких дисциплин, как: 1) Культуроведение – описание достижений той или тиной культуры.
Оно охватывает всю сферу познания класса явлений культуры, в том числе и достаточно узкие, специализированные знания (искусствоведение, театроведение, музыковедение и т.д.); 2) Культурогенез – учение о происхождении культур; 3) Философия культуры (культурфилософия) – учение о смысле и возможных перспективах развития культуры, философское познание сущности и значения культуры;
4) Социология культуры – рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в эмпирически данной системе общества. Культурология занимает значительное место среди социальных наук. Чтоб понять это, следует выяснить связь культурологии с такими общественными науками, как история, социология и политология, а также – в первую очередь – с философией и другими гуманитарными науками. 2. Культура и общество Как уже говорилось выше общественные науки – это науки, предметом изучения которых является человек, общество и культура, причём культура и общество находятся в непрерывном взаимодействии, а человек является как бы «посредником» между ними – носителем культуры и составной частью общества. Рассматривая проблему взаимоотношений культуры и общества, следует отметить, что общество в широком смысле – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений и институтов
как способов и средств воздействия на человека. Если рассматривать культуру как совокупность норм, ценностей, традиций, выработанных человеком в результате своей деятельности, то тогда культура и общество выступают как синонимы. Но вернее было бы говорить не о полном тождестве общества и культуры, предполагающем совпадение, но проводить и различие между ними. При этом необходимо учитывать, что различие это не должно быть жёстким различием, так как категорическое противопоставление культуры и общества также представляется
не вполне равномерным. Существуют различные точки зрения на проблему взаимоотношений культуры и общества и культуры. В отечественной культурологии, в частности, у М. Кагана, культура выступает как продукт деятельности общества, а общество является субъектом этой деятельности. Э. Макарян определяет культуру как функцию общества. В. Межуев полагает, что общественные отношения являются критерием развития человека, его культуры,
а содержание культуры определяется развитием самого человека как общественного субъекта деятельности. Как отмечает В. Давидович, культура и общество не соотносятся как часть и целое, они взаимопроникают. Различие между культурой и обществом заключается, главным образом в отношении к ним человека. Социальные институты (политика, экономика, правовая система и т.д.) функционируют независимо от осмысления индивидом своего отношения к ним, они воспринимаются как данность, обязательные правила, которым необходимо следовать. В культуре действует определённая система ценностей, с которой человек соотносит результаты своей деятельности. Культура представляет способ деятельности человека, а общество составляет основу для этой деятельности. Характер общества также определяется способом человеческой деятельности. Специфическим образом культура проявляется в различных сферах общественной жизни – политическая культура, правовая, нравственная, художественная и т.д. В обществе как целостной системе существуют отдельные
подсистемы, социально-исторические общности разного типа, взаимодействие которых определяет развитие собственно социальной структуры. Культура имеет особое значение, отличное от социального. Уровень социальной организации может быть одинаковым у разных народов, но их традиции, обычаи, нормы, художественные нормы совершено различны. Таким образом, культура представляет социальное (общественное) бытие человека, а общество является средой функционирования культуры.
3. Культурология и философия культуры. Понятие «культура», его формирование и философское осмысление По своему происхождению культурология тесно связана, прежде всего с такими направлениями исследований как философия истории и философия культуры, а также с историей искусств, литературоведением, антропологией и этнографией. Философия (от греческого буквально «любовь к мудрости» – «люблю» и «мудрость») – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука
о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, целостное, социально-политическое , нравственное и эстетическое отношение к миру. Как мировоззрение философия неразрывно связана с социально классовыми интересами, политической и идеологической борьбой. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Связь культурологии с философией культуры – одним из направлений философии – очень велика. Как известно, в древности не существовало деления наук на естественные (точные), технические и общественные (и гуманитарные). Все они были объединены в одной – философии, которую часто называли «царицей наук». Только в поздние периоды античности начинается дифференциация наук.
Причём сначала развитие получили естественные науки (математика, физика). Общественные науки начинают зарождаться и развиваться только в XIX веке, а некоторые достигают своего развития лишь в XX веке. В европейской гуманитарной традиции культурологии предшествовала так называемая «история духа», или «духовная история» (перевод немецкого термина «Geistesgeschichte»), представлявшая собой философское
(иногда религиозно-философское) осмысление истории культуры. В настоящее время культурология всё ещё находится в известной зависимости от породивших её научных и философских дисциплин, черпая из них как материал для своих построений, так и теоретические конструкции, понятия, научную методологию и т.д. Однако сейчас заметнее влияние самой культурологии на эти науки, присутствие культурологических мотивов, культурологических обобщений, культурологической направленности
в философских, искусствоведческих или антропологических исследованиях. Что касается «истории духа», то её место в системе гуманитарных знаний занято культурологией, а сама «история духа» сохранилась как литературный, или философско-литературный, жанр. Философия культуры, представляющая собой одну из важнейших сфер современной философической науки, сыграла исключительную роль в процессе возникновения и становления культурологии. Именно в философии XVIII-XIX веков начала формироваться осознание культуры как целостного явления, доступного системному изучению. Отдельные гуманитарные науки занимались изучением различных сфер культуры. Синтез знаний в эпоху Просвещения (конец XVII – начало XIX века), с характерным для неё стремлением к энциклопедичности, осуществлялся преимущественно на основе естественных наук (наук о природе). Само древнее понятие «культура» истолковывалось как «воспитанность»,
«образованность», то есть было ограничено областью педагогики, ещё не пробрело общего философского значения. Философия эпохи Просвещения проявила особый интерес к человеку, истории человеческого общества. В историческом развитии человечества просветители видели действие как природных факторов (географическая среда, климат, инстинкты и физиологические потребности человека), так и факторов неприродного свойства, искусственно создаваемых человеком. Именно последние были в дальнейшем обобщены в философском понятии
«культура». Размышления просветителей, а затем и философов XIX и XX веков о соотношении природного, натурального (от латинского «natura» – «природа») и неприродного, культурного начал в жизни человека были заложены основы двух фундаментальных тенденций в философском и культурологическом изучении культуры. Эти тенденции можно обозначить как натуралистическую и антинатуралистическую (греческое «anti» – означает и «против» и «вместо»).
Следует отметить, что в теориях культуры, создававшихся великими философами и учёными последних веков или научными и философскими школами, данные тенденции весьма редко встречаются в «чистом виде». Как правило, одна из них преобладает или достигается их равновесие, а иногда и противоречивое сочетание. Натуралистическую тенденцию в философии культуры и культурологии можно охарактеризовать как стремление максимально сблизить сферы культуры и природы, показав зависимость первой от второй. Культура фактически рассматривается как форма или часть природы, пусть и специфическая. Отсюда следует, что человеческие общество и культура живут по законам природы, по закону борьбы за существование и естественного отбора. Культура способна лишь частично подавлять природные влечения человека, придавать им закрытую от других форму или искажать их почти до неузнаваемости. Но всё же именно они руководят поступками людей. Такие идеи прослеживаются от философских учений
XVII века до социобиологии второй половины XX века, которая изучает человечество как популяцию, типологически сходную с популяциями животных. Для объяснения социальных и культурных явлений социобиология использует биологические теории, генетику и т.п. Антинатуралистическая тенденция в исследованиях культуры предстаёт как стремление провести чёткие границы между культурой и природой, показать их принципиальные различия, а иногда и противопоставить их. Здесь культура рассматривается как самостоятельная, автономная по отношению
к природе сфера бытия, пусть и имеющая с природой многообразные связи, но живущая по собственным законам. Своеобразно соединяя натуралистические и антинатуралистические тенденции, ряд мыслителей XVIII-XX веков (например, Жан-Жак Руссо, Ф.Ницше, З. Фрейд) выступили с различными вариантами «критики культуры». Они видели в культуре своего рода «извращение» природы, и полагали, что культура, подавляя природные
влечения человека, делает его несчастным. «Критика культуры» в том или ином виде призывает к «возврату к природе». При всех своих недостатках, концепции такого рода стимулировали развитие культурологических знаний. Философией культуры были поставлены вопросы об отличии культуры (цивилизации) от докультурных форм человеческой жизни (дикости, варварства), об историческом развитии культуры, о типологических различиях между культурами разных времён и народов (древние и новые культуры, культуры Запада и Востока). Эти и многие культуры вошли в сферу культурологической проблематики. Сохраняющие вплоть до наших дней теснейшие связи между культурологией и философией культуры нельзя объяснить лишь философскими корнями» культурологии. При всей своей специализации, подчас приближающей их к точным наукам, культурологические исследования вновь и вновь возвращаются к главному предмету философского познания – человеку.
Гуманитарные науки, в том числе культурология, были и будут формами самопознания человека, а это приводит их к философии с её древним девизом: «Познай самого себя!». Что значит культура с философской точки зрения? Понятие «культура» принадлежит к числу фундаментальных понятий в языке западной цивилизации. Такого рода понятиям всегда трудно дать определение. Частное понятие, как правило, определяется через более общее.
Кроме того, определение предполагает выделение ряда признаков, характеризующих данное понятие. Когда же мы сталкиваемся с базовыми понятиями, которые сами по себе являются предельно общими, и характеризуются множеством разных признаков, определять их приходится другим образом. Необходимо проследить историю такого понятия, выявить соотносимые с ним и дополняющие его термины, описать область явлений, которое оно обозначает. Понятие «культура» происходит от латинского языка,
языка древних римлян. Первоначально слово cultura означало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Оно также было близко по происхождению и значению к слову «культ» (cultus). Оба они указывали на почитание богов, религию. Начиная с I века до н.э. слово «культура» стало обозначать и воспитание человека, развитие его души. Впервые такое употребление термина «культура встречается в трудах великого римского оратора и философа Цицерона. Как и все образованные римляне, Цицерон блестяще владел древнегреческим языком, был хорошо знаком с литературой и философией Древней Греции. Он приблизил смысл латинского слова «культура» к смыслу греческого слова «пайдейя». Греки видели в «пайдейе» (воспитанности, образованности) своё главное отличие от варваров. Таким образом, культура (образованность) через противопоставление оказалась связана с представлениями о варварстве, дикости, невежестве. Другим понятием, которое ещё в древней философии было одновременно
противопоставленным и взаимодополняющим для слова «культура», являлось понятие «природа», «натура» (от латинского «naturas» – «природа»). Природа противостояла культуре как мир естественности, а не искусственности, космических сил, а не человеческих действий, врождённых инстинктов, а не установленных человеческим разумом законов и норм морали. В эпоху поздней Римской Империи (III-V вв. н.э.) понятие «культура» сблизилось по смыслу со словом «цивитас» (латинское «civitas»),
которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, противопоставлявшийся деревенской дикости и невежеству. Данные значения, главными из которых были воспитанность, образованность, закрепились за словом «культура» на очень долгое время. Средние века (V-XVII вв. н.э.), эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) внесли мало нового в развитие этого понятия.
Правда, в период Возрождения «культура» в большей степени стала связываться с признаками совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу человека, основанному на античных образцах. Слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII-начале XIX веках, в эпоху Просвещения. В это время оно использовалось вместе с близким по смыслу термином «цивилизация», возникшем на основе древнеримского понятия «civitas». Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность, или культурность европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а проявляется цивилизованность в достижениях европейцев в области ремёсел, наук и искусств. Этому противопоставлялись дикость и варварство древних и неевропейских народов. Представители позднего Просвещения, немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель, разработали концепции исторического развития культуры, её прогресса.
Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. Идеи прогресса, эволюционного развития стали преобладающими в мировоззрении людей XIX века, которым прогресс культуры стал представляться бесконечным процессом всё большего её совершенствования. Лишь в XX веке человечеству пришлось пережить разочарование в этих надеждах.
Таким образом, философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений. Культура – это то, что создал человек, природа – то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» являются коррелятивными, то есть дополняют друг друга и определяются через отличие друг друга. Одной из важнейших задач является проведение границы между природными и культурными
явлениями. И нигде эта граница не бывает столь неясной и неопределённой как в самом человеке. Различение и взаимосвязь природных и неприродных (культурных) проявлений в жизни человека и человеческого общества является одной из основных проблем философии культуры, культурологии и гуманитарных наук в целом. 4. Культурология и история культуры Культурология теснейшим образом связана с историей культуры. Их связи носят многоаспектный и многосистемный характер. Современные историко-культурные исследования ведутся на основе новых разработок в области теории культуры , культурной динамики. С другой стороны, история культуры всегда выступала как практически неисчерпаемый запас фактического материала для культурологического познания. Культурология осуществляет функцию теоретического осмысления этого материала, его систематизации, моделирования процессов, протекавших в социальной и культурной истории отдельных народов, цивилизаций или всего человечества.
Вместе с тем, сами историко-культурные исследования, ведущиеся по какой-либо конкретной проблематике, зачастую порождают перспективные культурологические теории, научные подходы. Как примеры можно привести игровую теорию культуры, разработанную историком и искусствоведом Й. Хейзингой при изучении культуры позднего европейского средневековья, исследования ментальностей, начатые французскими историками школы «Анналов», и давшие начало новой культурологической дисциплине
– исторической антропологии, работы исторической школы в культурной антропологии, которая на огромном этнографическом материале обосновала теорию аккультурации (культурного взаимодействия). Школа «Анналов» (или «Новая историческая наука») – направление исследований в гуманитарных науках, прежде всего в истории и истории культуры, возникшее во Франции в XX веке. Его название связано с выпуском журнала «Анналы социальной и экономической истории»
(под различными вариантами этого названия он выходит с 1929 г.), который основали М. Блок и Л. Февр. Помимо них крупнейшими представителями школы стали Ф, Бродель, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, Э. Ларуа Ладюри, во многом близок к идеям «анналистов» был А. Арьес. Для «новой исторической науки» характерно стремление усовершенствовать методы исторического познания (приблизив их к методам точных наук), объединить достижения различных наук (истории, археологии, этнографии, географии и др.), изучит глубинные структуры цивилизаций, описать исторические типы сознания и психологии (ментальности). В рамках школы «Анналов» и под её влиянием были созданы выдающиеся труды, во многом изменившие представления учёных об истории культуре прошлого. Исследования школы «Анналов» позволили взглянуть на проблему истории как на взаимоотношение разных культур. Должен быть диалог культур, когда одна культура задает вопросы и получает ответы от другой
культуры через историка, стремящегося к предельной объективности, с вниманием относящегося и к текстам, и к словарю культуры, и к орудиям труда, и к картам, снятым с древних полей, и к фольклору. Все это было проделано в работах М. Блока. В классическом труде «Феодальное общество» он привлекает для исследования феодализма не только правовые, хозяйственные документы, но и литературные произведения, эпос, героические предания. Таким образом, школа «Анналов» разрабатывала многофакторный подход к анализу
исторических явлений. Представители этого направления считали, что социальные факты должны быть исследованы комплексным образом. Главную роль здесь играет соединение социального и культурного анализа. Идеи этой школы подхватили историки многих стран, и сегодня это направление считается наиболее продуктивным. Данные методологические принципы используют в своих исследованиях и российские ученые. Это работы по средневековой культуре Запада А.Я. Гуревича, по европейскому
Возрождению Л.М. Баткина, античной и византийской культуре С.С. Аверинцева, исторической культурологии М.М. Бахтина. Таким образом, в системе современных культурологических наук существует плодотворное сотрудничество между историей культуры, теоретической культурологией и другими культурологическими дисциплинами. Одной и его важнейших сфер является создание исторических типологий культуры. 5. Культурология и социология культуры Социология (от латинского «societas» – «общество» и греческого «logia» – «наука») – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах. Одно из направлений социологии – социология культуры. Это научная дисциплина, изучающая культуру с социологической точки зрения, используя все достижения современной науки об обществе. Культура здесь исследуется как часть социальной системы, социальных отношений,
как определённый социальный институт. Как и социология в целом, социология культуры носит многоуровневый характер. Различие между ее уровнями заключается в степени исторической общности анализируемых явлений. В рамках социологии культуры выделяют три уровня: 1. Общесоциологическая теория культуры, изучающая место и роль культуры в жизнедеятельности общества. 2. Частносоциологические теории культуры (социология религии, социология образования, социология искусства
и др.). Они исследуют место и роль отдельных сфер и видов культуры в жизни общества, их социальные функции. Например, социология искусства изучает отношения искусства и зрителя, влияние социальных условий на процесс создания и функционирования произведений искусства, проблемы восприятия и художественного вкуса. Кроме того, проблемы культуры рассматриваются в виде определенных аспектов и в индустриальной социологии, социологии города, социологии села, социологии молодежи, социологии семьи и других частносоциологических
теориях. 3. Конкретные социологические исследования культуры. Они занимаются сбором и анализом конкретных фактов культурной жизни. В социологии культуры сама культура рассматривается, прежде всего, не с содержательной, а с функциональной стороны, то есть с точки зрения той роли (или тех ролей), которую культура играет в человеческом обществе. Сюда относятся, например, воспитательная роль культуры (её педагогическая функция), ориентация человека на какую-либо систему ценностей культуры (ценностно-ориентирующая, или аксиологическая, функция), роль культуры как необходимой предпосылки общения между людьми, обмена информацией (коммуникативная функция) и многое другое. Нельзя сказать, что социология культуры полностью отвлекается от содержания и истории культурных явлений. И всё же они интересуют её в основном как способы упорядочивания, регуляции социальных отношений. Скажем, нормы морали, права, религиозные заповеди (такие как «не убий», «не укради» и т.д.
) позволяют смягчать противоречия между интересами разных общественных групп, избежать постоянных конфликтов между ними, которые иначе могли бы разрешаться только насильственными методами. Правда, культуре далеко не всегда удаётся исполнять свои регулирующие функции, особенно в эпохи войн, революций, междоусобий. В такие времена культура переживает кризис и меняет свои формы. Социология культуры исходит из фундаментального факта социальной неоднородности человеческого общества,
в котором выделяются различные группы, сословия, общественные классы. При этом социальная неоднородность неизбежно порождает социальное неравенство, при котором одни люди стоят на ступенях «общественной лестницы» выше или ниже других людей. Общественные группы отличаются друг от друга не только своими экономическими, политическими интересами, социальным статусом, но и целым рядом психологических и культурных особенностей.
Сюда относятся самосознание и самооценка, идеология данной группы, обычаи, традиции, нормы поведения, способы проведения досуга, использование характерных слов и выражений языка, манера одеваться, предпочтения в музыке, литературе живописи, театральном искусстве и т.п. Из всего этого складываются социальные субкультуры (от латинского «sub» – «под»), т.е. обусловленные социальными различиями частные формы культуры (или «подкультуры»). Иногда субкультуры порождаются не только общественными, сколько возрастными (молодёжная субкультура) или какими-то иными отличиями (субкультуры сексуальных меньшинств и т.п.). Социология культуры изучает элитарные субкультуры – культуру «верхов» общества, субкультуры «среднего класса», субкультуры социальных «низов». Следует отметить, что эти субкультуры могут подвергаться и дальнейшему разделению. В рамках элиты общества можно выделить подгруппы элит: бюрократическую, политическую,
экономическую, военную, научную , техническую, художественную, артистическую элиты и т.д. Особый интерес для социологии представляют так называемые маргинальные субкультуры (marginalis от латинского margo – «край, граница, обочина»). Они формируются из людей, занимающих «пограничное», «промежуточное» общественное положение, которые не могут или не хотят найти свое место в существующих социальных структурах. Поэтому их психология и культура построены на резком противопоставлении себя обществу, более или менее
агрессивном неприятии общественных ценностей и норм. Традиционно к маргиналам относят преступников, наркоманов, революционеров, анархистов, в настоящий момент к ним можно причислить антиглобалистов, членов радикальных экологических организаций, «бритоголовых» (скинхедов), представителей отдельных направлений панк-культуры и т.п. Весьма любопытным с социологической и культурологической точек зрения является процесс превращения
маргинальной субкультуры в субкультуру вполне респектабельных, а иногда и элитарных слоёв общества. Так произошло со многими течениями авангардистского искусства XX века, которые возникали как революционные, бунтарские, антибуржуазные течения, но постепенно превращались в часть официальной культуры. То же можно сказать и о рок-культуре. Одним из важнейших факторов этого процесса является превращение маргинальной субкультуры в доходный бизнес, её коммерческая «раскрутка». Не вдаваясь в подробности, можно отметить, что культурологические аспекты имеются у всех направлений современной социологии. К ним можно отнести изучение социальной динамики, то есть всевозможных общественных и общественно-культурных изменений; исследование социальной мобильности – изменений индивидом или общественной группой своей социальной позиции в обществе; работы по социальной психологии, которая формируется при непосредственном
участии той или иной культуры. Также к направлениям социологии относятся исследование проблем социальных статусов и социальной стратификации (общественного расслоения); описание социальной среды, социального поведения, социального опыта, социальных характеров. Социологи изучают взаимосвязи между культурой и другими уровнями и формами общественной организации экономикой, политикой, наукой, образованием и другими, как в общем плане, так и в частных случаях.
Особо следует выделить исследования процесса социализации – вхождения, включения человека в общественную и культурную систему. Как известно, человек не обладает от рождения способностью жить в этой системе, он должен усвоить её нормы, правила функционирования, традиции, идеи, получая воспитание и образование. Проблемы социализации (которая обозначается также терминами «культурализация», «инкультурация») тесно связаны с проблемами воспроизведения и передачи (трансляции) опыта общественной и культурной жизни от
одного поколения людей к другому. Все основные направления научной работы в области социологии культуры объединяются в понятии «социокультурная система». Оно позволяет свести воедино знания об отдельных общественных и культурных явлениях, построить модель жизни общества, неотъемлемой частью которой являются культурные нормы, культурные образцы (паттерны, парадигмы), культурные ориентации, культурные организации. Оперируя понятием «социокультурная система» можно выделять различные типы этих систем в прошедшей и современной истории человечества. Среди тех, кто оказал наибольшее влияние на развитие социологи» культуры, можно назвать такие имена как К. Маркс, М. Вебер. Э. Дюркгейм, К. Клакхон, Б. Малиновский, П. Сорокин, Т. Парсонс, М. Мид, А. Радклифф-Браун, Р. Мертон, К. Манхейм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас и другие.
В настоящее время социология культуры является одной из наиболее важных и плодотворных сфер культурологических знаний. Социология культуры, заимствуя многие теоретические и фактологические достижения философии культуры, истории культуры, культурной антропологии и других культурологических наук, обогащает их собственными достижениями. Она способствует приближению культурологии к идеалу строгой науки, характерному для социологических исследований. 6. Связь культурологии с политологией и экономикой
Политика и экономика оказывают значительное влияние на развитие культуры, поэтому связь культурологии с политологией и экономикой очевидна. Естественно, что в политически и экономически стабильном государстве будет отмечаться высокий уровень культуры, и экономическими или политическими методами можно влиять на культуру. Примером этого может служить финансирование образования, что в настоящий период проводится в рамках национального проекта «Образование» в России.
Примером влияния политики на развитие культуры может служить создание в 20-30-е годы письменности многих народов СССР (народов Крайнего Севера, Кавказа, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии), которые ранее таковой не имели. Причём сначала велось создание письменности на основе латинского алфавита – обсуждалась также латинизация русского и украинского языков; затем по политическим мотивам началась новая кампания – теперь уже по переводу письменности народов СССР на кириллицу (на основе русского алфавита). Как показывает практика, это политическое решение имело положительный результат, так как у народов ранее не имевших письменности, появилась литература, получили развитие различные виды искусства, и таким образом появилась гарантия сохранения языка. Но с другой стороны, государство искусственно «повысило» культуру этих народов от уровня устного народного творчества до уровня письменности, чего, по сути дела,
этим народам не совсем и требовалось. Отличием культурологии от политологии и экономики является следующее. Политология изучает общество и человека в нём, но под углом зрения политики, в их отношении к власти, экономика изучает общество и человека в нём, но в их специфическом «экономическом» качестве, в синтезе экономических отношений. Культурология же изучает общество и человека, взятых в их «культурном» бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем.
О взаимосвязи культурологии с политологией и экономикой говорит наличие таких понятий как экономическая и политическая культура. Слово «экономика» греческого происхождения. Первоначально оно означало искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятие «экономика» обозначает широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, финансы,
денежное обращение, наконец, экономическую культуру. Экономическая культура – это комплекс элементов и явлений культуры, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Экономическая культура самым непосредственным образом влияет на развитие экономики. Данный процесс осуществляется непосредственно через экономическую деятельность людей, в основе которой лежат определённые фундаментальные установки. Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты: 1) ценности, связанные с экономикой – те или иные экономические блага, в определённой ситуации более или менее предпочтительные; 2) экономические потребности – индивидуальные, семейные, групповые на разных уровнях; 3) нормы в сфере экономики – экономические нормы массового поведения; 4) приоритеты и предпочтения в экономической сфере – выбор людьми тех или иных экономических благ;
5) мотивация экономического поведения – объяснения, оправдывающие действия и поступки, а также выбор ценностей и норм. Политическая культура – это не сама политика или политический процесс, а их осознание, объяснение; в политической сфере, зачастую, значимость приобретают не только реальные действия и меры политики, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются. Понятие «политическая культура» употребляется обычно в широком и узком смысле.
В первом случае оно включает в себя: политические отношения, т. е отношения по поводу власти и государства; политические институты; представления о мире политики, политического, его законах и особенностях их функционирования. Во втором случае под политической культурой понимают только нижеследующее. Политическая культура – часть духовной культуры народа, она включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами.
Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры», в своей сфере – в мире политического. Она – система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, её институтов и организации. Политическую культуру той или иной можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать её как неразрывную часть более широкой – общенациональной культуры. Внешние элементы, составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с общенациональной культурой, национально-историческими, религиозными традициями, обычаями, стереотипами поведения и мышления, моральными установками и т.д. В процессе социализации и взросления ребёнок формируется как член общества, как социокультурное существо и в этом качестве усваивает и интегрирует в себе политическую культуру или отдельные её компоненты. Каждый человек является носителем культуры той социальной общности, в которой происходит его социализация, но его политическая культура составляет неразрывную часть духовной культуры всего общества.
Политическая культура включает сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношении различных общественно-политических институтов. Эти элементы политической культуры, обусловленные социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими факторами, относительно устойчивы, постоянны и изменяются в процессе глубоких сдвигов в общественной жизни. Политическую культуру можно назвать ценностно-нормативной системой,
которую разделяет большинство населения. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращённые на политическую систему, и в определённом смысле представляет собой рамки, в которых действуют люди в соответствии с принятыми в обществе «правилами игры». Политическая система и политическая культура составляют самостоятельные подсистемы мира политического, но провести между ними чёткую грань трудно: они влияют друг на друга, переплетаются.
Между тем, мировая политика и экономика не могут развиваться отдельно, они влияют друг на друга. И понятно, что такие явления, как переселение в экономически развитые страны представителей различных, порой экзотических культур, формирование многонационального (а, следовательно, многокультурного) общества, обострение конфликтов между национально-культурными группами приводит к культурологическим изысканиям внимание политологов и действующих политиков. 7. Связь культурологии с гуманитарными науками Сложные системы взаимоотношений связывает культурологию и с гуманитарными науками, к которым относятся психология, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, религиоведение. Язык – составной элемент культуры, с помощью которого возможна передача культурных ценностей из поколения к поколению и который имеет огромное значение в жизни человека общества. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.
С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфическим средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Поэтому связь между культурологией и лингвистикой несомненна и она довольно значительная. Несомненно, исследования культуры в XIX-XX веках невозможно себе представить без материалов, представленных сравнительным языкознанием, которое базировалось на фундаментальных лингвистических теориях.
Ещё более значимым было воздействие структурной лингвистики, под влиянием которой сформировался структурализм – одно из важнейших течений в науках о культуре в XX веке. На достижениях классической филологии, изучающей языки и литературу Древней Греции и Древнего Рима, по давней традиции основывается изучение античной культуры. А культурология античности всегда была главным «полигоном» для проверки культурологических идей и теорий.
И всё же языкознание остаётся слишком специфической, относительно замкнутой, можно сказать, элитарной сферой гуманитарного знания, сохраняющей свою сравнительную обособлённость от других сфер. Взаимодействие лингвистики с культурологией оказалось наиболее плодотворным в форме обмена достижениями, научной методологией, проведения междисциплинарных исследований. Примером последнего можно назвать этнолингвистику – науку об особенностях функционирования языка в культурах различных племён и народов. Отдельная, и очень интересная тема – взаимодействие культурологии и религиоведения, науки, которая изучает различные религиозные доктрины и религиозные организации. Начиная с классических трудов XIX века («Первобытная культура» Э. Тейлора, «Золотая ветвь» Д. Фрезера и других), была выявлена теснейшая связь между развитием религии и культуры в первобытные времена и в последующие эпохи истории человечества.
Работу в этой области науки возможно вести, лишь соединяя достижения этнографии, истории культуры и религиоведения. Среди важнейших проблем религиозная типология культур, то есть изучение особенностей христианского, исламского, буддистского, индуистского и других типов культуры, влияние религии на формирование художественной культуры (искусства), «картин мира», стереотипов поведения, системы ценностей и базовых понятий, присущих той или иной культуре. Как и в случае с социальными науками, необходимо указать на
актуальность этих проблем для современной цивилизации. 8. Заключение Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня культурология занимает важное место в системе гуманитарных знаний, является одной из быстро развивающихся общественных наук. Её влияние ощущается во всех сферах научного изучения человека, общества и культуры, это влияние создаёт новые направления исследований, определяет новые подходы к решению научных проблем.
На сегодняшний день существует три основных мнения о месте культурологии в системе как общественных, так и естественных наук: 1) Культурология является самостоятельной наукой, возникшей в XIX веке и получившей дальнейшее развитие, со своей теорией, со своими методами, из которых можно выделить специфические, используемые только культурологией и близкими к ней научными дисциплинами, наукой, которая оказывает прямое или косвенное влияние на другие науки; 2) Культурология как наука является «промежуточной» между культуроведением, философией культуры, социологией культуры и историей культуры, теории которых, как известно, послужили базой для формирования культурологических теорий. 3) Культурология не является самостоятельной наукой, а лишь дополнительной, второстепенной, и служит как учение, помогающее в общих понятиях объяснить то или иное явление культуры. Естественно, на рубеже XX-XXI веков разумно говорить о культурологии как о состоявшейся самостоятельной
науке. Культурологические аспекты почти всегда присутствуют во вновь возникающих областях знаний о человеке. В качестве примера можно привести танатологию – науку, изучающую смерть, ее причины, механизмы и признаки, в которой используются материалы, представленные физиологией, медициной, психологией, религиоведением, философией и т.д. Выяснилось, что переживания, испытываемые умирающим человеком, определяются не только общим для всех людей особенностями биологического и психологического порядка, но и принадлежностью к
той или иной религиозно-культурной традиции. Итак, культурология как общая теория в своих обобщениях и выводах основывается на знаниях полученных в области других наук, а с другой стороны выступает по отношению к этим же в качестве своеобразной методологии. Важная роль, которую культурология играет в системе современных гуманитарных дисциплин, во многом объясняется стремлением к синтезу различных областей науки, которое уже достаточно долгое время является одной из
сильнейших тенденций развития как естественнонаучной, так и гуманитарной сфер познания. Характерные для культурологии широта поля исследований, многообразие методов, возможность работать с достижениями многих наук, выйти за узкопрофессиональные рамки делает культурологию привлекательной для учёных, изучающих общественные науки. Список использованной литературы 1. Шишова, Н.В Грожан, Д.В Новиков, А.Ю Топчий, И.В. Культурология. Серия «Высший балл». Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. СС. 15-21, 27-31, 52-57, 145-149, 156-158 2. Словарь терминов познания. Составитель Костина М.А. Тюмень: Издательская фирма «Слово», 1999. 3. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2002. 4.
Симкина, Н.Н. Культурология. Электронный учебник. Брянск: БГТУ, 2002 5. Кононенко, Б.И. Основы культурологии. Курс лекций. М.: Инфра-М, 2002. C. 5. 6. Веремьёв, А.А. Основы культурологии. Брянск: Курсив, 2002. CC. 5-11 7. Рефераты по культурологии. Для студентов вузов.
Составитель Руденко В.И. М: Дашков и Ко, 2002. СС. 31, 37-39. 8. http://www.fourrings.ru/wiki/Латинизация .html – Википедия, свободная энциклопедия