Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла

РЕФЕРАТ
по дисциплине:Реабилитационная педагогика
по теме:
Местореабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла
Донецк 2009

План
 
1. Научные направления смежные среабилитационной педагогикой
2. Концепция здоровья и патологиичеловека доктора А.А. Уманской

1. Научные направлениясмежные с реабилитационной педагогикой
Выдвижение проблемычеловека в качестве общей для всей современной науки является ключевым для ееразвития на современной этапе. Тем не менее, к антропологическому циклу в науковеденииотносятся науки, исследующие собственно человека в самых различных аспектах,хотя одни воспринимаются в этом цикле привычно и естественно, а появление в немдругих вызывает удивление и даже недоумение. К антропологическим наукам сегодняотносят экзистенциальную философию психологию, физиологию высшей нервнойдеятельности, педагогику, этнологию, экологию человека и т.п. Также по праву вэтот перечень войдут частные научные направления, существующие в границахперечисленных, и различные стыковые направления, как-то: антропософия,синергетика, холистическая медицина, квантовая генетика, конструктивнаяпсихология, соционика, этнопсихология, этнопедагогика, андрагогика,педагогическая герменевтика и т.д.
Целенаправленно завершаяизучение реабилитационной педагогики как предметной области рассмотрением еевзаимосвязей с науками антропологического цикла, которое невольнопросвечивалось через канву рассуждений предыдущих параграфов, естественноначать с педагогики.
На антропологическийхарактер педагогики ученые указывали уже достаточно давно (Кд. Ушинский, П.Ф.Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др.). Безусловно, реабилитационная педагогика какчастнопедагогическое на правление имеет тесную взаимосвязь не только скоррекционной и специальной педагогикой, но и с другими частными направлениямипедагогической науки и практики. Особенно — с социальной педагогикой иандрагогикой.
Социальная педагогика имеет существенное пересечение сисследовательским полем реабилитационной педагогики. Подавляющее большинстводетей с ограниченными возможностями здоровья, ранее называвшиеся«дети-инвалиды», а также большинство детей с другими видами происхождениясоциальной дезадаптации нуждаются в социальной помощи, значительная частькоторой осуществляется через социально-педагогическую реабилитацию (М.А.Жданова, СА. Расчетина). В идеале реабилитационно-педагогическая работа учителяв общеобразовательном контексте получает усиление эффективности при тесномвзаимодействии с социальным педагогом, но не полном делегировании ему этойфункции. Совпадение сфер реабилитационной и социальной педагогики происходит, восновном, на личностном уровне рассмотрения и преодоления проблем человека вего развитии, при достаточно явном нарушении процесса социализации, чтоотражено в виде взаимосвязи пересекающихся множеств.
Доказано чтосоциально-педагогической деятельности и особенно социальной работе имманентна(внутренне изначально присуща) реабилитационная составляющая (Е. Сикорская).Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежьрассматривается не в качестве объекта воспитания, но субъекта социальногодействия, социального обновления. То есть сама специфика работы предполагаетдействия не в коррекционном, через внешнее вмешательство и исправление, а черезсоздание условий у возрождения, то есть в реабилитационном ключе.
Однако указанное неозначает, что реабилитационно-педагогическая работа обязательно должна и можетосуществляться лишь в рамках социально-педагогического подхода, хотя в немнаиболее близко нашему взгляду представляется авторское прочтение социально-реабилитационногонаправления С.А. Расчетиной, прослеживающееся и у ее последователей (М.А.Ждановой, ИБ. Чистовой и др.). Несмотря на активное развитие,социально-педагогического направления в общеобразовательной школе, она неявляется социально-реабилитационным учреждением, и метод социальной педагогикине будет в ней ведущим, ни в какой образовательной форме.
Основным принципомсоциально-педагогической работы с детьми с отклоняющимся поведением было«изменять среду, а не ребенка. В реабилитационно педагогической позиции вобщеобразовательном контексте при сохранении средового подхода акцент несколькоиной: задавать школьной образовательной среде такие характеристики чтобыобеспечить восстановление внутренних сил и энергии человека, прежде всего,душевно-духовной, я активного самовосстановления, позитивного самоизменения исаморазвития.
Методы, используемые вразных школах реабилитации, основываются на идеях, разработанных дляреабилитации аномальных детей в конце сороковых годов 20 века великимвенгерским врачом и педагогом А. Пето в рамках кондуктивной педагогики(от английского «руководитель, инструктор»). В кондуктивной педагогике несуществовало понятия «больной ребенок» — лишь варианты нормы, более или менееудаленные от медианы, а принцип «мотивации» был основой руководства активностьюребенка.
Педагогическаягерменевтика с еепредставлениями о понимающем мышлении (Л.М. Лузина и др.), фокусируется напроблеме понимания педагогом ученика как одной из центральных, что являетсясущностным для общения учителя и особенных учащихся. Познание, постижениевнутреннего мира школьника с погружением в него, вскрывая слой за слоем, какпри чтении и толковании многозначных текстов, вместо привычного изученияпозволяет устранить саму возможность линейных воздействий, что особенно важнодля формирования среды межличностного духовного общения в фундаментереабилитационной образовательной среды.
Андрагогика как наука об образовании взрослых(С.Г. Вершловский, СИ. Змеев, ЭМ. Никитин, Р. Ноулз, А.П. Ситник и др.)позволяет обеспечить специфику реабилитационной работы педагога вовзаимодействии с родителями учащихся, специалистами из смежных областей,непосредственно или косвенно подключающихся к обеспечению образовательногопроцесса.
Также проявлениеандрагогического аспекта в реабилитационной педагогике обнаруживается прирассмотрении самореабилитационной активности учителя, ее мотивации, освоениясредств и способов. Обеспечение условий процесса профессиональнойсамореабилитации педагога (АВ. Гордеева) в системе повышения квалификации,деятельности муниципальной и внутри — школьной методической служб такжеопирается на андрагогические закономерности и принципы: объединенияпрофессиональных и личностных интересов и потребностей взрослых обучающихся,опора на их собственную образовательную активность и т.д.
В последние десятилетия впсихолого-педагогических исследованиях применяются общенаучная методологиясистемного подхода и, в частности, теория «синергетики» (В.Г. Афанасьев, Т.Парсонс, ВП. Казначеев, Н.Н. Моисеев, Э.Г. Юдин, Ю.А. Урманцев и др.). Вотличие от традиционных научных направлений, рассматривающих, в основном,жестко детерминированные явления, реализующиеся в замкнутых системах,синергетика делает акцент на изучение систем открытого типа, основнымипринципами существования которых являются самоорганизация и саморегуляция. Еслимы вспомним данное И.П. Павловым определение человека как уникальной системы,то увидим, что эта система является синергетической: сложная, открытая, нелинейная(то есть нежестко, вероятностно заданная в своем развитии) исамоорганизующаяся.
Осуществляемое такойсамоорганизующейся системой постоянное, активное взаимодействие с окружающейсредой и обуславливает возможность использования необходимой организациипоследней ля обеспечения включения системой внутреннего само — реабилитационного механизма.
Другой особенностьюсаморегулирующейся системы является возможность гибкой и недетерминированнойиерархии ее структурных элементов, предполагающая информационно-энергетическуюоткрытость и активность системы за счет постоянного взаимодействия с другойсистемой или внешней средой. Синергетический подход предполагает новоедиалектическое содержание категории детерминации, которое основывается наравновероятности события случайного и необходимого в жизни сложных систем. Вжизни любой сложной системы случайность и необходимость, устойчивость инеустойчивость ее состояния взаимодополняют друг друга (ВП. Казначеев и др.).
Таким образом,синергетика позволяет применять к исследованию человека законы развития,функционирования и восстановления открытых нелинейных систем, каковым иявляется человек.
Методологическое значениесистемного подхода состоит в том, что он позволяет оценить особые целостныесвойства теоретического базиса исследуемых процессов, раскрыть динамику ихфункционирования и развития.
Решение частной проблемыформирования реабилитационно-педагогической среды обнаруживает ее теснуювзаимосвязь с другими вопросами из области экологии, что позволяет провести их системныйанализ по основанию общенаучного базиса. На основании опыта научных описанийВ.А. Ганзеном (1984) был сформулирован следующий постулат: «Любая реальностьнаблюдаемого мира описывается пространственными, временными, энергетическими иинформационными характеристиками». Эти четыре понятия: пространство, время,энергия и информации были приняты за общенаучный базис, полнота набора понятийв котором имела эмпирическое обоснование.
В соответствии с методомстандартного разложения множества признаков исследуемого объекта по элементамобщенаучного базиса, можно рассматривать любые привлекающие нас объекты черезмножество их признаков, соотнося таковые на основании операции определениясемантической (содержательно-информационной) близости с элементами указанногообщенаучного базиса.
В современнойэкологической проблематике выделятся следующие аспекты: природа, человек,общество и образование, от изучения экологических проблем которого неизбеженпереход к остальным. Признавая аллегорическую условность проводимогосопоставления, получаем пары:
Природа – « время»;
Общество- « пространство»;
Образование- «информация»;
Человек- « энергия».
Природа протяженносуществует во времени, в этой природе образуется некоторое пространство, какмножество людей — общество; образование в обществе дает информацию обокружающем мире, а человек представляет собой «энергетический субстрата. Такимобразом показана полнота набора четырех определившихся к на времени экологическихсоставляющих.
Множество причиннеобходимости проведения реабилитации в соответствии с классификацией В. С.Мановой-Томовой также содержит 4 элемента, что позволяет разложить и этомножество по общенаучному базису, произведи упорядочение его элементов ипоследующее сопоставление их с четверкой элементов эко логического профиля.
Тем самым подтверждаетсяналичие педагогического аспекта реабилитации как имеющего самостоятельноезначение и связанного с собственно человеческим в человеке — со сферой духа.
Необходимость достижениягармонии в связке «Человек — Образование» в ее взаимообратных зависимостяхподсказывает один из реальных путей приближения к ней — извлечение наповерхность индивидуального и общественного сознания мысли об актуализации еезначимости в современных условиях. Принципиально важно движение: от обеспеченияэкологии образования — к обеспечению экологии Человека через приданиеобразовательному пространству свойств, гарантирующих ее. Существенно длясегодняшнего дня также понимание невозможности одностороннего линейногодвижения. Важна и зависимость, в известной степени, экологии образования отэкологии человека как обеспечивающего первое. А потому принципиально самосерьезное обращение педагогов к экологическим проблемам.
Эволюция жизни человекаопределяется генотипическими (через структуры ДНК и РНК) и фенотипическими, илиприобретенными (в том числе, воспитанными) в связях с окружающей средойособенностями, которые, в свою очередь, тоже передаются потомкам. Достаточнообъяснимо и воспринимаемо влияние через связи с окружающей средой нафенотипические качества человека, их преображение. Однако сегодня ученымидоказано (исследования сотрудников Института квантовой генетики подруководством доктора биологических наук П. Горяева) чувствительность к речи ичувствам структур ДНК (подобно чувствительности к радиоактивному излучению)Поскольку общеизвестна сила влияния слова, особенно в педагогической работе,возникает возможность создавать конструктивные условия даже для восстановленияповрежденных структур ДНК.
Современноегуманистическое представление о целостном человеке предполагает егорассмотрение в целостном системном триединстве: физического тела, души и духа,если следовать терминологии, принятой в христианской традиции и используемойсегодня в холистической медицине (Е. Кучис, А.И. Субетто и др.) илибиологической (природной), культурной (социальной) и экзистенциальной(духовной) сущности — в тер минах антропоцентрической педагогики (ОС. Газман,Л.К. Рахлевская и др.).
С этими представлениямиперекликается представление с позиций современной философии образования окультуре как торжестве Разума, Эмоций и Веры (В.А. Разумный), порождающемчеловеческую способность создавать и познавать духовные ценности, главной изкоторых является ценность человеческой индивидуальности, неповторимости (ВЭ.Вульфов, АМ. Лузина и др.).
Но еще итальянскимигуманистами особо выделялась задача ревностного изучения всего, что составляетцелостность человеческого духа. Век 20 все более, особенно настойчиво на рубежес 21 веком, обнаруживал логику выделения духовной, собственно человеческойсущности человека.
Эта же логикапрослеживается в распространении реабилитационно-педагогических подходов кобразовательной работе с «проблемными» «особенными» детьми. Для развитияреабилитационной педагогики в общеобразовательном контексте как отраженияобъективной тенденции особое значение представляет сущность собственнопедагогической реабилитации с ее доминантой на «душевно-духовном» аспекте врассмотрении проблем человека, трактуемом с позиций становления и развития егосубъективности и не отождествляемом с сугубо религиозной трактовкойчеловеческой духовности.
Педагогическаяреабилитация как процесс и результат восстановления целостностидушевно-духовной сферы подростка (его индивидуальности) и активной способностик саморазвитию создает условия для дальнейшего нормального, т.е. максимальновозможного при соответствующих условиях, функционирования и развития человека.
Основой для такогоподхода послужили:
— Гуманистическаяпсихология (К.Роджерс, А. Маслоу, Р. Бернс), дающая феноменологические ориентирысубъектоцентризма, с ее представлениями о роли самовосприятия личности;
— Антропософия Р. Штайнера с ориентацией набережное разворачивание духовной жизни личности и ориентированная на духовностьи развитие творческих способностей (аналогичную позицию находим и у другихмыслителей);
— Духовная психология, развивавшая в теоретическойпсихологии конца 20 века вектор в направлении от исследованияпсихофизиологического полюса как основы личности, социокультурной ипостасичеловека, к другому полюсу, находящемуся на стыке душевной жизни человека и егодуховного бытия, к исследованию становления субъективного духа человека в ходеего жизни (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, ВИ. Слободчиков и др.).
Однако хорошо известнаямысль о том, что в здоровом теле здоровый дух, обращает нас к современномуконцептуальному знанию о здоровье человека, начиная от физического и завершаяостальными его аспектами, соответствующими триединой природе человека.
2. Концепция здоровьяи патологии человека доктора А.А. Уманской
Одна из важнейших дляреабилитационной педагогики новая концепция здоровья и патологии человекадоктора А.А. Уманской, была создана на широкой междисциплинарной основе послеоткрытия ею в конце 20 столетия медленного системного процесса, названного ЭНЭИд— эмбриогенетический нейроэндокринный иммунный дефицит. Это медленный процесс,отрицательно сказывающийся на функционировании основных регуляторных систем(нервной, эндокринной и иммунной) в основе которого лежит внутриутробноеинфицирование программы развития будущего человека, в первую очередь, вирусамиреспираторной группы.
В результате нарушаютсяфункции древнейшей биоэнергоинформационной защитно-приспособительной системы,морфологическим субстратом которой является соединительная ткань. Концевые биологическиеактивные терминами системы (биологические активные точки на поверхности кожи)осуществляют обмен информацией между внутренней и внешней средой набиорезонансной основе.
ЭНЭИД особенно ускоряетсвое развитие в человеческой популяции в последнее десятилетие, а признакиЭНЭИд, передаваясь по наследству, проявляются в каждом последующем поколении на10—25 лет раньше. Скорость и направление его развития зависит от экологическихусловий и образа жизни человека и его семьи. В первых поколениях он определяетскорость процессов старения, сокращая жизнь. По мере накопления нарушений впоследующих поколениях им определяется тяжесть, характер, направленность,скорость течения различной патологии человека: фарингит, ларингит, тонзиллит,детский церебральный паралич, рассеянный склероз.
Таким образом,объясняется известный факт, что каждое новое поколение имеет склонность к темболезням, которые есть у их родителей, плюс новые, вызванные, как теперьпонятно, не только дальнейшим ухудшением генетического аппарата и внешнихнеблагоприятных факторов.
ЭНЭИд возникает ворганизме плода в период внутриутробного его развития и ведет к нарушениюсвоевременности в этапности развития отдельных структур, органов, нарушаяформирование важнейших защитных и регуляторных систем. Это приводит к изменениюосновы духовного, психического и физического здоровья, снижает творческийпотенциал будущего человека, нарушает его связи с окружающим миром.
ЭНЭИД влияет напсихоэмоциональные особенности человека (интеллект, тип высшей нервной деятельности,характерологические особенности, поведенческие реакции). Являясь первичнымиммунодефицитом, ЭНЭИд лежит в основе и предшествует всем вторичнымиммунодефицитам: экологическим, энергетическим, специфическим (СПИД).
Участившиеся во всем миреболезни с невыясненным происхождением, появление невирусного СПИДа, «вирусаусталости» кажутся разнородными явлениями. Тем не менее, исследованиясотрудников лаборатории «Диагностика, прогнозирование и профилактика ЭНЭИДа»Московской медицинской академии имени ИМ. Сеченова в последующий после открытияпериода доказали, что именно ЭНЭИД дает им объяснение. Аналогично обстоит и смногообразными проявлениями школьной дезадаптации, которая проявляется вфункциональных расстройствах различных систем организма, снижении егосопротивляемости к различным болезням, а главное сказывается на обучении, т.к.формирует мозговые дисфункции.
Под влиянием хроническихочагов инфекции возникают различные функциональные нарушения работы ветвейчерепно-мозговых нервов, иннервирующих мышцы лица, глаз, ушей, носа, языка и т.д., что приводит к появлению стойких патологических очагов в структурахголовного и спинного мозга и нарушениям функции нервной, эндокринной и иммуннойсистем. Одновременное нарушение функции кожно-мышечных ветвей этих нервов легкообнаружить самому человеку, на чем основывается возможность самодиагностики и,что гораздо важнее, самовосстановления здоровья всех участниковобразовательного процесса, а для педагога — сознательного включения в работу повосстановлению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.Нормализация работы ветвей черепно-мозговых нервов приводит к восстановлениюиммунной, нервной, эндокринной систем организма, улучшению работы адаптационныхмеханизмов и включению его внутренних резервов.
Общая антролология дает отдельные пространствафилософии, психологии, педагогике и др. Однако в человеческом существеотдельных пространств в чистом виде не существует: они как бы есть (физическоетело, психика и тд.), но разделить их невозможно, да и механически соединитьтоже не получается.
Антропологическое знаниесвязано с человеком и его жизнью как целостными образованиями. Под влияниемнаук о человеке, по крупицам собиравших гуманистические идеи, пронизанныедуховным началом, человеческая жизнь приобрела ценность и смысл, что точновыражено у В. Франкла: «Человек несет ответственность за осуществлениеуникального смысла своей жизни и, осуществляя смысл своей жизни, человекосуществляет тем самым сам себя».
Карл Юнг возродил идеюединого мира, показан, что психика и материя это два различных аспекта одного итого же. Чем больше «материя одухотворялась», тем больше показывалась истина,необратимо сливаясь с наукой, и раскрывала целостность человека как одной изсложных открытых нелинейных систем, изучаемых синергетикой.
Даже в естественных,относящихся к классическим наукам, не признающим духовной силы, пропитывающейвсю материю, неуклонно проявляются новые тенденции. Именно среди физиковобнаруживаются способные показать непротиворечивое единство мира грубых материй(мира явного) и мира тонких материй (неявного) (А.А. Казначеев, В.Н. Волченко,Махариши Махеш Йоги и др.).
Последний ввелпредставление о том, что сознание является основным, фундаментальным полемжизни. Самым важным сегодня является именно процесс развития сознания человекаи создания условий у его расширения, ускоряемого с помощью антропологическогознания.
Принцип моделирования всовременной антропологии является главным (Л.К. Рахлевская и др.). На пример,«Пирамида» — символ совершенного чело века, прочно стоящего на Земле, ноустремленного возвышенной духовной душой к единению с небеса ми «Крест» —символ человека, реализующегося в своей земной жизни и в социуме, как личность(горизонтальная составляющая), и в своей духовной устремленности кпервоисточнику, как индивидуальность (вертикальная составляющая), соединяя всвоей душе и то, и другое (точка пересечения). Используя принцип моделированиячеловека как микрокосма, который порождает целостное концептуальное человеко — ведениекак сопряжение всех планов человеческого существования, становится возможнымописывать процессы понимания, постижения, откровения и глубинного духовногоосознания.
Эзотерическоеконцептуальное человекознание (АК. Рахлевская, МН. Аплетаев, АВ. Гезь, А.К.Москатона) есть системное знание, связанное с постижением тайного, скрытого внас самих, внутреннего микрокосма, каким является проявление человека на всехвозможных планах своего бытия (те. человека как целостного образования) сосложным «оркестром энергией)), создаваемым человеком в процессе своегосовершенствования.
Рост души человекапроходит через процесс индивидуализации, когда создается интегрированнаяличность или творческий человек. В это время душа пробуждается и выстраиваетсебе духовный Путь, раскрывая Смысл Жизни и Предназначение. Рост душиопределяет возрастную периодизацию и кризисы развития.
В освоении новых духовныхпространств представляет интерес конструктивная психология, философско — психологическая дисциплина, определяющая восстановление одним из основных,наряду с функционированием и развитием, бытийных процессов человека и изучающаяпринципы и методы эффективного восстановления, оптимального функционирования иинтегрального раз вития человека в течение жизненного цикла. В каждой из «великихпсихических культур», по выражению конструктивных психологов, имеется своепонимание интегрального развития, оптимального функционирования и эффективноговосстановления. В соответствии с современной тенденцией глобализацииобразования граждан мира идет поиск использования совокупного потенциала, превосходящеговозможности каждой отдельной психической культуры, однако конструктивно можетбыть использовано и знание специфики проявления в определенных этнокультурныхусловиях чело века как сложной открытой нелинейной системы.

Литература
 
1.           Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальнойпсихологи. М. – 2007.
2.        Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика. М. – «АкадемическийПроект». – 2005.
3.        Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: от теории – к практике.Монографія. – М., 2001.
4.  Добрович А.Б. Воспитателю о психологи и психогигиене общения. М. –1987.
5.        Манова-ТомоваВ.С., Пирьева Г.Д., Пишулиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушенияхповедения в детском возрасте. – «София». – 1981.
6.        МорзовВ.В. Антология реабилитационно-педагогического опыта. М. – «АкадемическийПроект». – 2005.
7.        Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении иотклонениями в поведении. М. – 1995.