Место туризма на мировой арене

«Социально-культурнаядеятельность»
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Место туризма на мировой арене
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2005г.
СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ… 3
1.Анализ мировых тенденций развития туризма… 5
3.Экономическое воздействие туризма… 9
3.Состояние и перспективы российского туристского рынка  в структуре мировогорынка… 10
4.Проблемы развития петербургской индустрии туризма… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 19
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ… 20

ВВЕДЕНИЕ
Туризм играетвсе более заметную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира этаотрасль бурно развивается. По мнению экспертов, уровень международного туризмапо прибытиям в 1999-2010 гг. может составить более 1 трлн. туристов[1], однако отдельные ученые считают, чтоон будет составлять не более 937 млн. Это, впрочем, свидетельствует, чтоколичество прибытий к 2010 году существенно возрастет. На сферу туризмаприходится сегодня около 6% мирового валового национального продукта, 7%мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительскихрасходов[2].
В связи стем, что туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не толькосредства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений имногое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город. Значениетуризма для экономик разных стран связано прежде всего с теми преимуществами,которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего — это рострабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иныхпредприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающихотраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект оттуризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третьепреимущество — рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого,туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспортместных продуктов.
Однако в Россииже в силу ряда причин сфера туристской деятельности в сравнении со многимидругими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе совсеми странами СНГ приходится лишь 2% мирового туристского потока[3].
Современноесостояние туризма в России проанализировано в Концепции развития туризма вРоссийской Федерации на период до 2005 года[4],в которой, в частности, указывается, что на долю России приходится около 1%мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможностиРоссии позволяют при соответствующем уровне развития туристическойинфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако насегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми,туристическими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что несоответствует ее туристическому потенциалу.
В качествеосновных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, в Концепции, вчастности, названы: образ России как страны, неблагоприятной для туризма,создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств,безопасных в миграционном отношении; неразвитая  туристическая инфраструктура;несоответствие цены и качества размещения в гостиницах и др.
Вместе с тем,с каждым годом растет число российских граждан, желающих совершить туристическуюпоездку, особенно в зарубежные страны. Так, в последние годы среднее количествороссийских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья,составляет около 13 миллионов человек[5].Это свидетельствует о том, что туристская деятельность, пережив периодхаотичного развития, проходит этап становления качественного.
Цельданной работы состоит в определении места туризма на мировой арене и перспективразвития туристской отрасли в России и Санкт-Петербурге в период становленияоткрытого общества.
1. Анализмировых тенденций развития туризма
Современнаяэкономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическуюсистему, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемыйтуристической индустрией, является лишь одним из составных компонентов. Экономическиепроблемы анализируются в контексте общественного и экологического аспектажизнедеятельности туризма.
Туризм (отфр. Torisme
Наопределенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резковозросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товараособого типа — туризма, который можно купить и продать на потребительскомрынке.
Производителиуслуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей),объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненнойнеобходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только приопределенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.
В настоящеевремя выделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний туризм постепени охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризмаприходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовымрезультатам во многих странах он значительно превосходит иностранный.
Исследованиясовременных экспертов показывают, что состояние мировой индустрии туризма, несмотряна объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность исохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося секторамировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма состороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структурыисполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики егоразвития. В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран будутстабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широкихслоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихсятуристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста исоответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие.Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционныхрынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким какЦентральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, атакже некоторые страны Ближнего Востока (табл.1)
Таблица1
Прогнозраспределения объемов въездного туризма по регионам мира
(международныетуристские прибытия, млн.чел.)[6]Регионы мира Прибытия Прогноз 1985 1990 1995 2000 2010 2020
Всего
327,1
457,2
565,4
667,7
1006,4
1561,1 Африка 9,7 15,0 20,2 27,4 47,0 77,3 Америка (Сев. и Юж.) 64,3 92,8 108,9 130,2 190,4 282,3
Восточная Азия
(Тихоокеанский регион) 31,1 54,6 81,4 92,9 195,2 397,2 Европа 212,0 282,7 338,4 393,4 527,3 717,0 Ближний Восток 7,5 9,0 12,4 18,3 35,9 68,5 Южная Азия 2,5 3,2 4,2 5,5 10,6 18,8
На диаграмме1 изображена доля регионов в общемировом рынке.
/>
Одной изнаиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усилениеконкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления всебольшего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, атакже перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. В результатеэтого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции намеждународном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принциповустойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу иимеют четкие государственные стратегии развития туризма. Соответственно, повышаетсяроль государственной политики развития туризма страны в целом, а также целевогопродвижения отдельных туристских продуктов на отечественном и международном рынках(диаграмма 2)[7]
Основныесоставляющие стратегий, которые используются в мировой практике: детальныйанализ собственных рынков с оценкой соотношения традиционных и перспективных направлений,учет общемировых тенденций и мультипликативного эффекта от развития туризма,проведение ежегодных международных кампаний под определенными запоминающимисядевизами, а также широкое использование возможностей передовых информационныхтехнологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг.
/>
Сфера туризмапри успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющихсоздать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно,повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономическогороста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворениясоциальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государстваи укрепления международных позиций России. При условии проведения эффективнойгосударственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг,стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает исовершенствует инфраструктуру.3. Экономическоевоздействие туризма
Обмен услугами международного туризмамежду странами является частью международной торговли и оказывает значительноевлияние на показатели экспорта и импорта страны. Доля поступлений отмеждународного туризма составляет 9% всех поступлений мирового экспорта (диаграмма3)[8]
/>
Диаграмма 3.Место туризма в структуре
мировогоэкспорта в 1980-1991 гг.
Туризм охватываетмножество секторов экономики, что усложняет оценку количества работающих вданной сфере. Однако, очевидно, что туризм оказывает большое воздействие назанятость в экономике. В некоторых (особенно небольших) странах до 50%трудоспособного населения прямо или косвенно вовлечено в сферу туризма. Поданным Международного бюро труда,  примерно 100 млн. человек во всем мирезаняты в туризме. Численность занятых в некоторых странах представлена надиаграмме 4[9].
/>
Из диаграммы видно, чтонаибольшее число занятых в данной сфере в: Канаде (768 тыс. чел.), Германии(692,7 тыс. чел.) и Великобритании (603,7 тыс. чел.).
Таким образом, влияние туризмана развитие мировой экономики сложно переоценить и оно постоянно увеличивается.Однако в России экономическое воздействие туризма остается в целомнезначительным. Проанализируем причины сложившегося положения.3. Состояниеи перспективы российского туристского рынка
в структуре мирового рынка
Несмотря на относительностабильное развитие внутреннего отечественного туристского рынка в СССР,должного внимания раз­витию международного туризма не уделялось. Странанеэффективно использовала огромный ресурсный потенциал, что в значительной мереобъясняется преобладанием в социально-эконо­ми­ческой полити­ке идеологическихустановок. В основном из СССР выезжали диплома­ты, граждане, уезжающие почастным приглашениям к родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разнымпричинам, спортсмены, а также ограниченное число людей, выезжающих в составе туристскихгрупп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало так­жеограниченное число зарубежных гостей в составе организованных туристских групп.Капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были низкими, хотя государствосубсидировало развитие внут­рен­него туриз­ма как части всей социальной политики.
Самое большое числоиностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 году. Затем ономедленно пошло на спад из-за по­литической и экономической нестабильности.После распада СССР к обра­зования СНГ самый низкий уровень в регионе за весьпериод с начала перестройки был зафиксирован в 1992 году, около 3 млн. человек.Но постепенно число туристов начало расти.[10]
В целом туризмявлялся одной из немногих сфер хозяйства, которая во многих российских регионахдостаточно активно и устойчиво развивалась в 90-е годы — годы глубокогосоциально-экономического кризиса в стране. Получили значительное развитие различныевиды туризма, международного выездного и въездного. Этому способствовали многиеблагоприятные факторы, в том числе высокая эффективность туризма, относительнонебольшие сроки организации туристического бизнеса, небольшие объемы первоначальныхвложений капитала и быстрая их окупаемость.
Вопросы международногосотрудничества в сфере туризма очерчены в главе VIII Закона РФ о туристской деятельности. В статье 18записано, что правовую основу международного сотрудничества в сфере туризмасоставляют международные договоры РФ, заключаемые в соответствии с Федеральнымзаконом   «О международных договорах РФ».
В статье 19 Закона отуристской деятельности говорится о воз­можности создания федеральным органомисполнительной власти в сфере туризма представительств за пределами РФ. Цельсозда­ния таких пред­ставительств — продвижение туристского про­дукта намировом туристском рынке. Порядок создания, деятельности и ликвидации представи­тельствопределяется Правительством РФ в соответствии с международ­ными договорами РФ.
Специалисты отмечают, чторост массовости и доступности между­народного туризма, взаимосвязьмеждународного туристского обмена с экономико-социальными, интеграционнымипроцессами в обществе обусло­вили появление в мире множества правительственныхи неправительствен­ных организаций и агентств, связанных с развитием туристскойиндуст­рии в мировом сообществе. [11]
Таким образом, для Россииперспективы международного сот­рудничества в сфере туризма, можно сказать,безграничны. При этом та­кое сотруд­ничество наиболее эффективно можетреализоваться в системе международных туристских организаций.
Но если туристский бизнесв целом демонстрирует высокие показатели профессионального и качественногороста, все более активное использование информационных технологий, то рольгосудар­ственных органов в регулировании туристской деятельности в России по-прежнемуостается крайне неэффективной. Чаще всего она ограничива­ется лишь допуском натуристский рынок через механизм лицензирования и аккредитации, разработкузаконов и регламентирующих актов. Осуществляя координацию деятельностипредприятий сфе­ры туризма путем подготовки и реализации общих и целевыхпрограмм раз­вития на федеральном и региональном уровне, органы законодательнойи исполнительной власти не вникают порой в сущность проблем, реально вол­нующихпредпринимателей, не используется дифференцированный подход к решению тех илииных вопросов развития туристской индустрии. Хотя во многих программах про­декларировано,что для развития туризма и эффек­тивного управления им на региональном уровне сучетом местного и меж­дународного опыта и научной методологии используетсяконцепция «устой­чивого развития туризма».
Наглядныйпример – особенности развития петербургской туристской индустрии, испытывающейнемалые трудности в преодолении административных барьеров на пути своегоразвития и встраивания в мировой туристический рынок.4. Проблемыразвития петербургской индустрии туризма
Санкт-Петербург располагаетдействительно уни­кальными возможностями по удовлетворению культурныхпотребностей ту­ристов (посещение театров, музеев, кинотеатров, концертныхзалов, выс­тавок, картинных галерей, парков, аттракционов, природных и историче­скихзаповедников, спортивных соревнований и других мероприятий). В последние годыпоявились широкие возможности по удовлетворению дело­вых и научных интересовтуристов (участие в конгрессах, ассамблеях, различных конференциях, симпозиумах,совещаниях, ярмарках и выстав­ках).
Около половиныиностранных туристов, приезжающих  в  Россию,  посещают именно Санкт-Петербург.Вокруг города располагается своеобразное  ожерелье, составленное  из парковПетродворца, Павловска, Пушкина, Ломоносова, Гатчины с красивейшими дворцами.Замечательные памятники  пейзажного и садово-паркового искусства стали теперьисторико-художественными   музеями. Однодневные экскурсии по этим городам,предлагаемые  туристическими  фирмами,  являются одними из самых популярных вСанкт-Петербурге.
КультураСанкт-Петербурга, являясь «душой города», имеет исключительно большое значение в  формировании  его  привлекательности  на  международном туристском рынке.Пятьдесят театров со всемирно известными  творческими коллективами, в яркойпалитре которых есть и Мариинский  (Кировский) театр, и театр оперы и балетаимени М. П. Мусоргского. Свыше 300  музеев и постоянно действующих выставоквсегда готовы гостеприимно  распахнуть свои двери для гостей города.
Петербургская туристскаяиндустрия сегодня представляет собой целостный хозяйственный комплекс,включающий: пассажирский транспорт (воз­душный, водный, автомобильный,железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; различныеспециализированные предприятия и предприятия, не имеющие ярко выраженного туристскогохарактера, так называемые «вторичные» отрасли (топливная промышленность, капиталь­ноеи дорожное строительство, производство сувениров и т.д.), а также широкую сферууслуг, которыми пользуется турист.
Но городская индустриятуризма испытывает серьезные трудности и не получает должной поддержки состороны органов государственной власти. В принятой в 2002 году целевойпрограмме «Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2002 — 2005 гг.» на развитиеотрасли в 2004 году было предусмотрено выделение всего 35 миллионов рублей, чтопочти в десять раз меньше, чем выделяет для этих же целей правительство Москвы.Однако в проекте бюджета на 2004 год, внесенном Администрацией города на обсуждениеЗаконодательного собрания Санкт-Петербурга, эти и так небольшие для крупногомеждународного туристского центра деньги оказались кардинально урезанными. Витоге на развитие туризма город в 2004 году выделил только 6 миллионоврублей, при этом собственно на меры по реализации целевой программы(реклама, представление на выставках, разработка новых программ и т. п.) вообщепредусмотрено только 500 тысяч рублей. В Москве в 2004 году на цели туризмабыло выделено свыше 300 млн. руб., в 2005 году цифра возросла до 900 млн. руб. Впрошлом году городу хватило средств поучаствовать только в 4 международныхвыставках. В лучшие времена петербургский туристический рынок был представленкак минимум на 20. Несмотря на то, что Петербург по оценкам ЮНЕСКО входит вдесятку самых привлекательных с точки зрения иностранного туризма городов мира,в Северную столицу с каждым годом едет все меньше и меньше гостей.[12]
Сложившаяся ситуациявызывает удивление еще и потому, что 2 июля 2004 года вступил в силу Закон «Оподдержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге», разработанныйсовместно экспертами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного собранияи Российского Союза Туристской Индустрии.
Интересный факт — в томже 2004 году только на разработку концепции развития туризма в Санкт-ПетербургеМинэкономразвития РФ выделило 15 млн. рублей. Как сказала ВалентинаМатвиенко. «У нас до сих пор не было научного и экономического обоснования как,в каких направлениях и какие виды туризма развивать в Петербурге».[13]Непосредственной разработкой занялась компания Boston Consulting Group,победившая в тендере Минэкономразвития РФ. Результаты этой работы можно будетувидеть в ближайшие 5 лет.
Тем не менее, в XXI векеСанкт-Петербург продолжает жить эксплуатацией туристского образа города «белыхночей», созданного еще в советские времена. А белые ночи — это всего два месяцав году, и туристы, приезжающие сюда в это время, далеко не самые выгодные сточки зрения экономики. В основном это пожилые люди, которые путешествуют насредства социального страхования и больших денег не оставляют. Других «туристскихбрендов» Петербург в условиях сегодняшней жесткой конкуренции и борьбы затуристов предложить не может – не хватает средств для их продвижения, и это притом, что у города великолепный потенциал для развития делового, семейного, молодежногои культурного туризма, в том числе и зимой. Бороться с проблемой сезонностивозможно только через активную рекламную кампанию низкого сезона, в том численеобходимо и возможно привлекать в город конференции, конгрессы и так далее.
Даже к 300-летиюПетербурга в городе не было построено ни одного крупного отеля. Несмотря напланы городской администрации удвоить к празднику номерной фонд и настоящий бумгостиничных проектов, инвесторы не уложились в положенные сроки. Казалось бы, вэтой ситуации действующие отели должны были обогатиться. Однако в мае 2003 годазагрузка «Невского Паласа» составила всего 56,6%. Летом 2002 года МинэкономразвитияРФ направило в 24 гостиницы, в основном относящиеся к первому и среднемуклассу, распоряжения о приостановлении или ограничении свободной продажи номеровна период с 15 мая по 5 июня. Аналогичные просьбы поступали в гостиницы и отгородской администрации.
По факту официальныхгостей оказалось значительно меньше — особенно в период с 15 по 24 мая. Попредварительной оценке, в составе различных делегаций город посетили около 6000человек, поэтому бронь частично оказалась невостребованной.
Приведем в виде диаграммыданные «горячей десятки» стран жители, которых посетили Санкт-Петербург кактуристы в 2003 году[14].(диаграмма 5)
/>
Как показывает диаграмма,наибольшее число туристов прибыло в город из Финляндии (1033794), за нейследуют США (118089), Германия (111074), Франция (77691), Италия (64837),Великобритания (62730), Швеция (28166), Польша (20988), Испания (19058), Нидерланды(16970).
Сейчас город на Невеежегодно посещают 3,5 млн. туристов, из которых 1,5 млн. — иностранцы и 2 млн.- соотечественники. При этом российские туристы проводят в северной столице в среднем4-5 дней, а иностранцы — 1,5-2.
В то время, как попрогнозам Всемирной туристической организации, сегодня посетить город хотели быпорядка 30 млн. человек (в год).
Несмотря напренебрежительное отношение к отрасли со стороны местных властей, по оценкамэкспертов, около 10 процентов городского бюджета прямо и косвенно формируетсяза счет доходов от индустрии гостеприимства — в то время как эта цифра в Петербургевполне может быть увеличена до 25 процентов. По мнению иностранных генеральныхменеджеров «сетевых» петербургских отелей, для того, чтобы город серьезновыглядел на международном туристском рынке, только на рекламу его туристских возможностейнеобходимо тратить не менее 1 миллиона долларов ежегодно.
В условиях рынка нуженчеткий бизнес-план с реальным финансированием, иначе сложно ждать результатов. Нельзяполучать доходы, ничего не вкладывая. По данным той же Всемирной ТуристскойОрганизации, каждый доллар, вложенный в рекламу дестинации, как минимумшестикратно окупается за счет увеличения количества туристов. Очевидно, что 35миллионов рублей — это крайне мало для поддержки развития туризма Петербурга, сокращениестатьи до 6 миллионов вообще не требует комментариев.
Серьезно препятствуетразвитию туризма Санкт-Петербурга и неблагоприятная транспортная ситуация, онапрактически вышла из-под контроля властей. Постоянные пробки делают практическиневозможными и активные деловые связи и вообще передвижение туристов по городуна автотранспортных средствах. Транспортная проблема возникла раньше, чем можнобыло ожидать, и не столько по объективным причинам, сколько по субъективным — из-за недостаточных усилий городских и федеральных структур по оптимизациидорожного движения и по согласованию ремонтных работ на улицах с транспортнойситуацией.
Кроме того, серьезноебеспокойство предпринимателей вызывает неясность ценовой политики поставщиковуслуг для туристических фирм, нехватка гостиниц (особенно 3-х и 4- звездных),перегруженность города туристами в летнее время (период Белых ночей) и крайненизкое их количество зимой. В городе строится много малых гостиниц, при этоминвесторы в сооружение крупных отелей вкладывают неохотно. Срок окупаемости большихгостиниц 6-7 лет. Учитывая общую непредсказуемость в российской внутренней политике,инвесторы неохотно вкладывают деньги в столь длинные проекты.
Таким образом, можносказать, что петербургская туристская индустрия требует повышенного вниманиякак со стороны властей, так и бизнеса, последний готов вкладывать ресурсы вразвитие отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой опыт развития туризмапоказывает, что эта индустрия входит в число приоритетов всех развитыхгосударств мира. Все более прочные позиции занимает туризм и в развивающихсястранах.
Однако в России сектор туризмапредставляет собой существенный недоиспользованный национальный ресурс, которыйдолжен стать не только рентабельным, но и стать существенным источникомдоходной части российской экономики. К сожалению, даже такой город какСанкт-Петербург не получает должного внимания со стороны органов власти и незанимает подобающего места в мировой индустрии туризма.
Цель политики развитиясферы туризма на ближайшие годы состоит в формировании современногоконкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности какроссийских, так и иностранных граждан в туристских услугах, а также создающегоусловия для устойчивого развития туризма в России.
Для формированиясовременной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем имеждународном рынках следует предпринять:
— широкомасштабноепроведение peклaмнo-инфopмaциoнной кaмпaнии в средствах массовой информации вРоссии и за рубежом;
— развитиевыставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма, в тoм числе представлениетуристских возможностей страны единым российским национальным стендом;
— организация презентацийтуристских возможностей России в странах, направляющих туристов в Россию;
— организации сетиинформационных центров для иностранных и российских туристов в местахпрохождения наибольших туристских потоков;
— формированиясовременной статистики туризма.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.  БиржаковМ.Б. Введение в туризм. — М.-СПб.: «Невский фонд», 2000.
2.  ВолошинН.И. Правовое регулирование туристской деятельности. — М.: Финансы истатистика, 1998.
3.  Исследованиетуристического Интернета России SpyLOG-профиль-Туризм //[http://www.tours.ru/reclama/spylog.asp]
4.  КвартальновВ.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001.
5.  Концепцияразвития туризма в Российской федерации на период до 2005 г. РаспоряжениеПравительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р.// Российская газета.-2002.- 14июля.
6.  МарковаВ.Д. Маркетинг услуг. — М., 1996.
7.  Менеджменттуризма. Туризм и отраслевые системы. – М.: Финансы и статистика, 2001.
8.  ПапирянГ.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. — М.: Финансы истатистика, 1999.
9.  СтржалковскийВ.И. Макроэкономические условия развития сферы туризма. //Авторефератдисс… канд. экономич. наук. Институт экономики переходного периода. — М.,2005.
10.           http://www.argo.argotravel.ru/info/analit/
11.           http://new.umaco.org/main.php?m=2&sm=3&id=1284&act=show_news.