Метод наблюдения

Индивидуальноеконтрольное задание
подисциплине: «Социология»
натему: «Метод наблюдения»

Наблюдение как исследовательскийметод
Каждый из насежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни. Мы наблюдаем за игройдетей, за пациентами поликлиник во время ожидания приема и т.д. Иногда мы обобщаемнаблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда — это просто мимолетные взгляды.С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информируетнас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает скрытой камерой участниковнаблюдаемых событий, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает заповедением класса на уроке и т.п. Таким образом, во многих сферах социальной практикинаблюдение успешно используется для изучения реальности. В науке метод наблюдениятакже используется уже много столетий, хотя в методологическом плане он стал объектомпристального изучения особенно в последние годы.
Наблюдениеможно определить как метод сбора социальной информации путем непосредственного изучениясоциального явления в его естественных условиях.
В социологическихисследованиях встречаются две разновидности метода наблюдения в зависимости от степенистандартизации техники наблюдения. Стандартизированная техника наблюдения предполагаетдетально разработанный список явлений, событий, характеристик, признаков, которыепредстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдений, инструкции для наблюдателей,единообразные карточки для регистрации наблюдаемых явлений. Этот вид наблюденияназывают структурированным или стандартизированным.
Вторая разновидностьметодики наблюдения — неструктурированное или нестандартизированное наблюдение.В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдений, аформой регистрации данных является дневник наблюдателя, где результаты фиксируютсяв свобод ной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Примером стандартизированнойметодики наблюдения может служить применяемая чаще всего экономистами методика моментныхнаблюдений за использованием оборудования и затрат рабочего времени. Сущность этогометода, к которому могут обращаться и социологи, для решения своих задач, состоитв том, что группа наблюдателей по стандартной методике фиксирует не абсолютные затратывремени или простои оборудования (работа, переговоры, простои т.п.), а сам факт,т.е. число наблюдаемых видов затрат на момент обследования. Для регистрации моментныхнаблюдений разрабатывается специальный «Наблюдательный лист», который представляетсобой таблицу. Строки таблицы содержат порядковые номера и фамилии, имена и отчестварабочих и строки для суммирования данных по столбцам. Столбцы содержат данные последующим разделам.
Время нормируемое(работы):
— подготовительноеи заключительное;
— оперативнойработы;
— обслуживаниерабочего места;
— на отдых и личныенадобности;
— итого работы.
Время ненормируемое(потери):
1.       По организационнымпричинам:
♦    отсутствие материала;
♦    хождение за материалами, заготовками;
♦    ожидание транспортных средств;
2.       По техническимпричинам:
♦  отсутствие приспособления,инструмента, документации;
♦  ожидание ремонта и ремонтоборудования;
♦  наладка и переналадка оборудования;
♦  отсутствие электроэнергии;
3.       По причинам,зависящим от рабочих:
♦  позднее начало и преждевременноеокончание работы;
♦  без уважительной причины;
♦  другие причины;
♦  итого потерь рабочего времени.
4.       Количествонаблюдений (обходов за смену).
5.   Номер обхода.
6.   Время обходов:
♦   начало;
♦   окончание.
«Наблюдательныйлист» включает также данные с места
и времени наблюдений (цех №_ ), участок____        , дата наблюдения       , количестворабочих__, число наблюдений, число обходов ___, смена____, цель наблюдений.
Исследователемразрабатывается и включается в наблюдательный лист маршрут обхода наблюдаемых объектов.
Методом моментныхнаблюдений может изучаться работа предприятий сферы обслуживания, здравоохраненияи др. Возможности этого метода используются социологами далеко не полностью.
Другим примеромстандартизированного наблюдения может служить методика самофотографии бюджетов времени(суточных или недельных). В этом случае методика основана на самонаблюдении респондентаи регистрации затрат времени в специально разработанном стандартном бланке, содержащемперечень видов деятельности в течение суток (по строкам таблицы) и специальных граф(столбцов таблицы), предназначенных для записи затрат времени.
Неструктурированноенаблюдение используется чаще всего на подготовительном этапе исследования, когдаисследователю необходимо глубже понять проблемную ситуацию, «нащупать» контуры проблемы,уточнить гипотезы, выяснить возможные источники информации по изучаемой проблемеи методы работы с ними.
Примером подобногоиспользования наблюдения может служить проведенное белорусским социологом включенноенаблюдение на этапе разработки исследовательской программы. Предметом исследованияявлялось отношение, рабочих одного из минских заводов к новой системе организациитруда. Социолог-наблюдатель работал сначала на вспомогательных работах, что даваловозможность контактировать со многими членами первичного коллектива, наблюдать различныепроизводственные ситуации, войти в коллектив, адаптироваться к внутригрупповым нормам.Затем социолог-исследователь стал работать станочником, включившись в наблюдаемуюситуацию с позиции рабочего-профессионала. Результаты наблюдения ежедневно записывалисьв дневник. Следует заметить, что после первичной адаптации в коллективе социолограскрыл свое «инкогнито» и наблюдение стало открытым. Результаты наблюдения использовалисьне только о содержательными, но и с методическими целями для сравнения с результатамианкетного опроса. По данным этого исследования информация об отношении рабочегок мастеру, начальнику цеха, в тех случаях, когда она получена методом опроса, большеподвержена ситуационным воздействиям, чем при использовании метода наблюдения. Другимметодическим результатом включенного наблюдения явилось формирование требованийк включенному наблюдению. Приведем важнейшее из них. Во-первых, социолог-наблюдательдолжен работать в изучаемом коллективе по специальности не очень сложной. В противномслучае не остается времени на наблюдение — все внимание сосредотачивается на производственныхоперациях. Во-вторых, работа, которую выполняет социолог-наблюдатель, должна даватьвозможность контактировать со многими членами коллектива, чтобы наблюдать их в различныхпроизводственных ситуациях, в-третьих, социолог должен иметь исходную профессиональнуюпроизводственную подготовку для вхождения в наблюдаемый коллектив.
Сбор данных внеструктурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощьюформализованных методов, предполагающих получение некоторых количественных характеристик.Часто результатом неструктурированного наблюдения является разработка стандартных,формализованных процедур наблюдения.
Наблюдение в социологическомисследовании может использоваться и как этап исследовательского процесса и как самостоятельныйметод изучения. В последнем случае он наиболее эффективен для социальных явлений,развитие которых может быть понято лишь внутри их естественного окружения. Опросыи эксперименты ориентированы на измерение социальных характеристик в некоторой условнойситуации. Например, в опросе общественного мнения индивида могут опросить на дому,на рабочем месте. Но не всякие явления могут быть изучены таким образом. Отклоняющеесяповедение, социально неодобряемые действия, религиозное поведение и т.п. требует активного привлеченияметодов наблюдения. Одним из ярких в этом отношении исследований явилось изучениеметодом включенного наблюдения жизни бродяг Чикаго бродягой Н. Андерсоном. Историязнает и немало других исследований подобного рода, проведенных в последствии: эторабота Трашера по изучению городских банд (Чикаго 1928), В. Уайта по изучению бандБостона и др.
Самостоятельнуюроль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественнойжизни, и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов и явлений.
Схематично можновыделить несколько типов социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения:это отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий,участники, зависимости между индивидами и группами, окружение (обстановка).
Приведем примерразработки методического инструментария для изучения собраний как канала выраженияобщественного мнения. Процедура стандартизированного наблюдения предусматриваларасчленение хода собрания на отдельные компоненты. Для сбора и регистрации данныхразрабатывалась отдельная регистрационная карточка. В общей сложности процедуранаблюдения включает девять документов (карточек) для регистрации данных по отдельнымэтапам, периодам собрания:
I. Общая характеристикасобрания:
1.Дата проведения собрания.
2.Предприятие (учреждение, организация)
3.Подразделение.
4.Тип собрания (производственное,профсоюзное, общее);
5.Повестка дня.
6.Намеченное время собрания(час, мин.).
7.Место проведения собрания.
8.Время начала наблюдения.
9.Место для дополнительных заметокнаблюдателя (если собрание не состоялось, укажите причины срыва или переноса, краткоопишите место, где проходило собрание).
II.      Ситуациянепосредственно перед началом собрания.
Эта карточка для регистрации наблюдений сделана в виде
таблицы. По строкам таблицы фиксируются элементы поведения, реакции: разговоры,в том числе связанные с вопросам повестки дня и посторонние разговоры. По столбцамтаблиц фиксируются доли участников собрания, ведущих те или иные разговоры (большинство,около половины, меньшинство, несколько человек, 1-2 человека). В этой карточке отведеноместо для записей тем разговоров, реплик и проявлений отношения к собранию. Отведеныграфы для заметок о том, нарушает (или не нарушает) присутствие наблюдателя естественныйхо, событий.
III. Организационныйпериод. Эта карточка, как и другие, содержит закодированный список переменных, гденаблюдатель только обводит кружком код, соответствующий наблюдаемой ситуации.
1.     Собраниеначалось:
а)     в назначенноевремя;
б) с опозданиемна 10 мин;
в)     с опозданиемдо 20 мин;
г)     с опозданиемдо 30 и более минут.
2.По списку состоит _____чел;объявлено, что присутствует       чел; данные наблюдения_____________, чел.
3.На собрании присутствовало(оценка наблюдателя):
а)     подавляющеебольшинство;
б) большинство;
в)     околополовины;
г) менее половины.
4. Состав президиумабыл предложен:
а)     лицом,открывшим собрание;
б) одним лицомиз аудитории (список);
в)     несколькимилицами из аудитории (персонально).
5.     Составпрезидиума утверждался собранием:
а)     по списку;
б)    персонально.
6.     Ситуацияво время выборов президиума, утверждение
повестки дня и регламента. Эта ситуация фиксируется в таблице, где по строкам содержитсяописание элементов поведения по следующим четырем группам.
Первая группа:                            
а)     проявлениеинтереса к составу президиум»;
б)    отсутствиеинтереса к составу президиума;
в)     ситуациянеясна.
Вторая группа:
а) проявлениеинтереса к обсуждаемому вопросу,
б)    отсутствиеинтереса к обсуждаемому вопросу;
в) ситуациянеясна.
Третья группа:
а)     предложениеувеличить время на доклад (выступление);
б)    предложениеуменьшить время на доклад (выступление);
в)     споровпо регламенту не было;
г) регламент не устанавливался.
Четвертая группа:
а)     президиумпредложил записываться в прения;
б)    президиумне предлагал записываться в прения.
Столбцы даннойтаблицы включают доли участников собрания, для которых наблюдаются те или иные элементыповедения, указанные в строках таблицы. Участники собрания: большинство, около половины,меньшинство, несколько человек. В таблице предусмотрено место для записи высказываний,реплик и визуально наблюдаемых реакций участников собрания.
Для изучения другихэлементов собрания разрабатывались следующие документы.
IV.Карточка выступающего, докладчика.
V. Карточка для регистрации реакций участниковсобрания на выступление, доклад.
VI.     Карточканаблюдения за общей ситуацией во время
прений.
VII.    Карточканаблюдений за ситуацией во время принятия решения по вопросу повестки дня.
VIII.  Карточканаблюдения за ситуацией во время принятия поправок и дополнений к проекту решения.
IX.     Карточканаблюдений за ситуацией после окончания собрания.
Видынаблюдения
В зависимостиот роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыреслучая и соответственночетыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации, участник как наблюдатель,наблюдатель как участник и полностью наблюдатель.
Полное участиев ситуации предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправногоее члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы. Примером этой разновидностинаблюдения может служить известный опыт В.Б. Ольшанского, работающего в изучаемомколлективе слесарем-сборщиком, оставаясь неизвестным для рабочих участником-наблюдателем.
Ситуация — участниккак наблюдатель — предполагает включенность наблюдателя в группу, однако, подразумевается,что всем участникам ясна его роль как исследователя. Эта разновидность метода наблюдениябыла использована в 1972 году при изучении опыта знаменитой бригады Н.А. Злобина,одной из первых приступившей к работе в условиях бригадного подряда. [65, с.91-99]. Наблюдение было не стандартизированным. Автор руководствовался четырьмягруппами вопросов, определившими общее направление наблюдений и дневниковых записейнаблюдаемых фактов.
Во-первых, каквосприняли строители новую систему оплаты их труда? Понятна ли она им? Не вызываетли каких-либо возражений?
Во-вторых, насколькопоследовательно эти принципы осуществляются в повседневной жизни? Имеются ли напрактике отклонения от этих принципов, и чем они вызываются?
В-третьих, изменилосьли отношение членов производственного коллектива к своей работе, к материалам, машинам,механизмам? Стало ли эффективнее их участие в управлении производством?
В-четвертых, можноли усовершенствовать бригадный подряд? Что необходимо для этого сделать?
Как видим, программанаблюдения предполагает в данном случае не регистрацию частоты проявления отдельныхсобытий, а экспертный анализ наблюдаемой ситуации, интуитивное обобщение и формированиеоценок и выводов. Автор отмечает, что ситуация открытого наблюдения по сравнениюс методикой скрытого наблюдения имеет свои преимущества. Наблюдатель легче входитв исследовательскую ситуацию, поскольку ему не нужно осваивать новую, непривычнуюролевую позицию. Наблюдаемый коллектив адаптируется к присутствию наблюдателя ипри положительном отношении к целям исследователя начинает активно помогать емув сборе материала, т.е. устанавливаются отношения делового сотрудничества. В тоже время и этот вид включенного наблюдения сохраняет в себе конфликт между задачамиисследовательской деятельности наблюдателя и задачами его непосредственной
производственнойдеятельности, в которую включен социолог. Эта особенность проявилась и в рассматриваемомпримере, когда наблюдатель был вынужден освободить два дня в неделю от своих рабочихзанятий для сбора данных в управленческих организациях.
Кроме того, включенноенаблюдение ставит серьезные проблемы, связанные с воздействием включенности наблюдателяв изучаемую ситуацию на его восприятие и анализ этой ситуации. Являясь участникомтой или иной проблемной ситуации, исследователь серьезно рискует утратить необходимуюнейтральность, объективность при отборе, оценке и интерпретации фактов. Наконец,включенное наблюдение очень трудоемкий и организационно сложный метод, требующийзначительных затрат времени по сравнению с другими методами сбора данных. Этимиособенностями и объясняется его сравнительно небольшая популярность.
Наблюдатель какучастник означает, что он, прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участникамисоциального процесса, не претендует быть действительным его участником. Хронометражзатрат времени, моментные наблюдения вот примеры этой разновидности метода наблюдения,о которых ранее уже говорилось.
Противоположныйконец этой шкалы занимает позиция полного наблюдателя. В этом случае исследовательвыполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, иоставаясь вне их поля зрения. Эта ситуация с использованием скрытой камеры, либосоциально-психологического эксперимента со скрытым наблюдателем.
В целом процессисследования социального явления методом наблюдения условно можно представить ввиде следующей последовательности шагов:
— формулировкапроблемы, описание объекта наблюдения, определение задач;
— определениеединиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения;
— разработка языкаи системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения;
— определениевыборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множестванаблюдений;
— подготовка техническихдокументов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов, кодировочныебланки и т.д.);
— запись результатовнаблюдений;
— подготовка подученныхданных для анализа (расшифровка записей и т.п.);
— анализ и интерпретацияданных;
— подготовка отчетаи выводов по итогам исследования.
Суммируем ещераз основные достоинства и недостач метода наблюдения. Главное достоинство этогометода состоит в том, что он дает возможность глубинного понимания явления. Гибкостьметода — другое качество, которое имеет не маловажное значение при изучении общественныхявлений. И, наконец — дешевизна, обычный атрибут, присущий этому методу.
Среди недостатков,прежде всего, следует отметить качественный характер выводов, который можно получитьв результате наблюдения. Метод редко может быть применен наблюдению больших совокупностей.Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с привнесением определеннойдоли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях возможностямик широкому обобщению результатов исследования.