«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного обучения в преподавании информатики и икт»

МОУ Буденновская СОШД О К Л А ДНА ТЕМУ: «Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного обучения в преподавании информатики и ИКТ»подготовила учитель информатики МОУ Буденновской СОШ Стадникова З. А.2008 годМетод проектов как средство реализации личностно ориентированного обучения в преподавании информатики и ИКТ« Скажи мне — и я забуду.Покажи мне — и я запомню.Вовлеки меня— и я научусь.» Китайская мудростьЦель: создание психолого-педагогических условий для внедрения метода проекта в деятельность учащихся, для повышения качества образования и успешной социализации школьников.Задачи: – изучить возможности метода проекта, как части проблемного обучения и внедрить в практику работы для повышения качества знаний, умений и навыков школьников в образовательной, предметной области «Информатика»; – развивать межпредметные связи на уроках информатики через проектную деятельность. -развивать и совершенствовать учебно-методическую базу для проведения занятий по курсу информатики и информационных технологий в русле проектной деятельности;- повышать профессиональную компетентность.Современная образовательная ситуация характеризуется переходом от традиционной к личностно ориентированной педагогической парадигме. Одним из ее ведущих основоположений является принцип самоценности личности ребенка. Сущность данной позиции заключается в признании конкретного ребенка исходным моментом и одновременно главной целью и результатом педагогического процесса. Акцент в образовательном процессе ставится на создание условий для личностного самоосуществления, сохранение и развитие в ребенке его индивидуального образа. Наиболее значимой задачей образования становится направленность педагогического процесса на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность детей в разнообразных сферах организуемой педагогом школьной жизни. С другой стороны, глобальные процессы информатизации общества неизбежно приводят к информатизации образования и образовательных структур, вызывают потребность в поиске новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности, что, в свою очередь, определяет перспективы создания глобальной информационной образовательной среды, которая обеспечивает широкие возможности для образовательной деятельности, влияет на перераспределение ролей между ее участниками. Такое пространство, учитывая современную образовательную ситуацию, должно представлять собой средство личностно ориентированного образования. Внедрение компьютерных технологий в школьное образование позволяет сделать обучение не только более интересным, но и личностно ориентированным, и, следовательно, более эффективным. Для реализации творческих идей, развития навыков совместной работы необходимо наличиеблока, где учащимся предлагается разработать проект, т.е. – блок проектирования. Личностная ориентация педагогиче­ского процесса, поиск и развитие способ­ностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно ори­ентированной педагогической системы являются насущными требованиями к об­разованию сегодняшнего дня, настоя­тельно диктуют необходимость измене­ния традиционных подходов к обучению. Современные педагогические технологии отдают предпочтение таким методам обу­чения, которые призваны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов. Выполнение проектов осуществляется в условиях постоянного доступа к компьютерной технике и обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Объясняется это, в частности, тем, что школьник очень скоро обнаруживает состояние власти над “умной машиной”. Это придает ему уверенности, у школьника возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает. Возникает благодатная почва для воссоздания на уроках  такой организации обучения, при которой  наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаниями от более компетентных менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся. Рассмотрим применение метода проектов на примере изучения курса «Информатика и ИКТ» в старшем звене по программе Н. Д. Угриновича. Данной программой уже предусмотрено выполнение в старшей школе проектов по таким темам, как:  «Компьютерные презентации с использованием мультимедийной технологии»,  «Создание и редактирование документов»,  «Электронные таблицы»,  «Создание базы данных,;  «Построение и исследование модели»,  «Разработка веб-сайтов». Работа над проектом по любой из вышеперечисленных тем осуществляется в несколько этапов: подготовительный этап;  этап планирования;  исследовательский этап;  отчет-представление результатов исследования;  этап оценки результатов выполнения проекта. Можно использовать следующий подход к организации проектной деятельности учащихся. В конце первого урока по изучению новой темы 10 минут уделяется на выбор проблемной области, формирование состава проектной группы — это подготовительный этап. Учащиеся могут самостоятельно выбрать делового партнера по проектной работе, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся. Таким образом, на данном этапе соблюдаются такие принципы личностно ориентированного обучения, как приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъектного опыта; специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса. В конце следующего урока 15 минут уделяется на этап планирования. Учащиеся определяют конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение и круг пользователей, распределяют обязанности в группе и выбирают способы поиска информации. На последующих уроках по освоению практических навыков работы на компьютере первая часть урока посвящается выполнению лабораторной работы (20—30 минут), во второй половине урока (10—20 минут) учащиеся работают над проектом. На этих уроках реализуется исследовательский этап — осуществление сбора и анализа информации. На данном этапе учащиеся работают самостоятельно, преподаватель лишь организует их деятельность, указав некоторые источники и способы сбора информации, выступает в роли консультанта, в чем ему помогают наиболее подготовленные учащиеся. Это самый длительный этап, он связан с использованием различных средств ИКТ. Развитие ученика на данном этапе идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение опыта путем использования всего того, что накоплено учеником в его собственной жизнедеятельности. Весь подготовленный материал надо представить одноклассникам, поэтому в конце изучения темы один урок отводится защите проектов (отчет-представление результатов исследования). Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Оценка результатов — последний этап работы над проектом. При оценивании результатов проектной деятельности целесообразно использовать рейтинговые виды оценки на основе мониторинга, предусматривающие в числе прочего и элементы самооценивания: что делали? что понравилось? что не понравилось? почему? кто был лучшим? Очень важно дать возможность всем учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает похвалы, и в конце данного урока учитель благодарит всех учащихся за проделанную работу. Большинству учащихся такая форма работы нравится, это повышает их учебную мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Оценка учителем личностных качеств школьника, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость, сообразительность и другие), становится для ребенка более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Рассмотрим примеры работы над проектами по некоторым темам курса информатики. Подготовка презентаций в MS PowerPoint. Перед учащимися ставится задача: cоздать фильм-презентацию на произвольную тему в программе PowerPoint. Учащиеся самостоятельно делятся на группы по 2—3 человека, продумывают тему и распределяют между собой обязанности. Необходимую информацию они берут из книг (сканируют тексты и иллюстрации) или из Интернета. Ребята с удовольствием подбирают материал, фотографии, видеофильмы, анимации. На уроках ощущается творческий подъем. По мере выполнения задания проводятся промежуточные обсуждения полученных результатов в группах. В процессе работы учащиеся обучают друг друга, помогают одноклассникам. Учителю отводится роль организатора познавательной деятельности и активного наблюдателя. Завершается работа обсуждением и оценкой каждого проекта. Создание базы данных в программе MS Access. Каждому учащемуся или группе учащихся из 2—3 человек предлагается индивидуальная задача — разработка собственного приложения. Тему проекта и задания предлагает учитель. Вот некоторые темы индивидуальных проектов:  Создать БД «Товары», включающую связанные БД «Товары» (поля: код товара, название, описание, цена, код поставщика). «Поставщики» (поля: код поставщика, название фирмы, телефон, адрес).  Создать информационную БД «Фильмы недели», включающую связанные БД «Фильм» (поля: название, тип). «Телекомпании» (поля: канал, день недели, дата, время). «Описание» (поля: название, режиссер, артисты, содержание).  Создать информационную модель «Компьютерные игры», включающую связанные БД «Игра» (поля: название, фирма, адрес магазина, цена). «Описание» (поля: тип, цель игры, примечания). «Технические характеристики» (поля: требования к ОЗУ, быстродействие, требования к видеопамяти).  Создать информационную модель «Программное обеспечение школы», включающую связанные БД «Программное обеспечение» (поля: название ПО, тип, место использования). «Вспомогательная» (поля: название, технические требования, возможности, примечания). «Технические характеристики» (поля: название, загрузочный файл, объем, требование к ОС).  Создать информационную модель «Туризм», включающую связанные БД «Турпоездка» (поля: фирма, страна, примечания). «Описание» (поля: название, количество дней, стоимость, тип питания, дата заезда). «Адрес» (поля: название, адрес, телефон). Такой способ изучения материала по БД позволяет актуализировать полученные знания в реализации конкретной прикладной задачи, дает возможность учащимся самим пройти все этапы от проектирования и ведения БД до создания законченного приложения, а также способствует развитию учащихся. Все индивидуальные задачи (и задания к ним) подбираются таким образом, чтобы работа с ними охватывала все основные понятия баз данных и позволяла максимально использовать возможности СУБД для создания собственного приложения. Практические занятия строятся следующим образом: сначала идет закрепление теоретических знаний на примере демонстрационной БД, а затем учащиеся переходят к самостоятельной работе над индивидуальным проектом. Специфические особенности приобретает организация контроля знаний учащихся: по окончании изучения темы проводится итоговое тестирование для проверки уровня усвоения учащимися теоретических основ курса СУБД, а проверка практических навыков разработки информационных систем осуществляется в ходе защиты индивидуальных проектов. Метод проектов мне очень понравился, и я стала использовать его не только на уроках в старшей школе, но и в среднем звене. Например, при изучении темы «Электронные таблицы» в VIII классе учащимся предлагается самостоятельно оформить накладную. Ученики сами подбирают информацию по интересующей их продукции, и замечательно в подобных заданиях то, что учащимся оказывают помощь родители. Вот что говорят мои ученики: «У меня брат частный предприниматель. Продает печенье. Он мне всё, что надо, расскажет», «А у меня родители строят мосты. Информацию о стоимости материалов и работ я получу у них», «А я узнаю цены на все музыкальные инструменты». В V классе метод проектов можно использовать при изучении темы «Компьютерная графика». Учащимся предлагается выполнить проект «Поздравительная открытка». Подготовительным этапом работы над проектом является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе MS Paint, а также подготовка открытки на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки фрагментов рисунка и других простейших операций. На уроке чаще всего приходится использовать групповую форму работы, так как дети редко сидят за компьютерами по одному. Поэтому ученикам приходится решать кроме образовательной еще и коммуникативную задачу — необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат. В VIII классе при изучении темы «Обработка текстовой информации» большой интерес у учащихся вызывает проект «Наша классная газета», также выполняемый в текстовом процессоре MSWord. Практика применения метода проектов на уроках информатики показывает, что:  использование этого метода позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем задач, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса;  при такой организации обучения происходит привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной, а затем и в профессиональной деятельности;  происходит стимулирование у учащихся интереса к предмету, формируются правильные представления о месте информатики в жизни современного человека, развиваются способности учеников, у них развивается творческое мышление. ^ Структура проектной деятельности Системообразующий компонент деятельности Для ученика Для учителя 1 2 3 МотивРади чего осуществляется деятельность? – усиление роли в собственном образовании;- самореализация творческого потенциала школьников. – создание условий для исследовательской деятельности;- расширение возможностей для изучения курса информатики. ЦельНа что направлена? – обучение навыкам самообразования;- расширение круга общения при участии в телекоммуникационных проектах;- развитие коммуникативных качеств. – качественное освоение содержательных линий курса;- развитие творческой и исследовательской инициативы;- внедрение сетевых технологий в учебный процесс;- обучение навыкам систематизации и структуризации информации. ОперацияКакими способами, приемами реализуется деятельность? – постановка цели, с постоянной корректировкой в процессе деятельности;- работа с учебной, популярной литературой;- выбор типа создаваемого веб-ресурса;- выделение смысловых элементов проектной идеи, необходимых для построения учебного веб-ресурса;- выбор дизайна, стиля, соответствующего основной идее проекта;- создание дополнительных атрибутов (баннеры, анимация, звуковое сопровождение). – подбор тем для проектной деятельности;- оказание помощи в уточнение цели;- подготовка инструкций по организационным вопросам;- консультирование;- организация подведения промежуточных итогов;- организация чтений, конференций. Личностно-ориентированный подход в обучении информатики предоставляет каждому ученику возможность учиться в собственном темпе сообразно своим способностям и потребностям, не только ориентирует ученика на достигнутый им уровень познавательного развития, но и предъявляет регулярные требования, несколько превышающие его возможности. Способствует накоплению каждым учеником своего собственного личного опыта и способствует самостоятельному поиску путей решения задач. Метод проектов, применяемый для реализации описанного подхода, позволяет формировать у учащихся информационно-коммуникационную компетентность и способность к преобразованиям различных сфер жизнедеятельности, повышать учебную мотивацию и качество получаемых знаний. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника – его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества, позволяя сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. И если на лице ребенка появится довольная улыбка от проделанной работы – это и есть лучший результат, значит время не потрачено даром, можно двигаться дальше.