Методические особенности изучения темы "Побег" в школьном курсе биологии

ВВЕДЕНИЕ
Историяразвития растительного покрова суши – это непрерывный эволюционный процессосвоения и использования двух сред – земли и воздуха. Если для нас единствоэтих сред скорее умозрительное и опосредованное, то растительный организм(будем говорить о высших растениях) – живое воплощение этого единства.
Изучаякорень, мы узнаем, как тесно сживается и даже срастается он с землей, котораястановится частью его дома, кормит, поит и укрывает от превратностей судьбы. Неменее важной частью дома является и воздушная среда с углекислым газом икислородом, пронизанная животворными солнечными лучами. Закрепившись в земле,первый же свой зачаточный побег растение устремляет вверх, и вся дальнейшая егожизнь тесно связана с воздушной средой.
Стремительный,как бег, рост и овладение воздушным пространством – залог благополучной иуспешной жизни. А связь между корнями и листьями обеспечивает стебель растения.
Морфологическии функционально побег устроен сложнее корня.
Поэтому цельработы – рассмотреть строение и функции побега, представить методическиеразработки уроков по теме «Побег» и составить банк контрольных заданий поизучаемой теме.

Глава1. СТРОЕНИЕ ПОБЕГА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Строениепобега
Вегетативный побег состоитиз стебля, листьев и почек. Почки могут располагаться на верхушке побега — верхушечная почка и поего бокам над каждым листом — боковыепочки. Угол между листом ирасположенной выше частью стебля называют пазухой листа. Боковыепочки находятся в пазухах листьев, и поэтому их можно назвать пазушными почками.
Тот участок стебля, от которого отходит лист и почка в егопазухе, называют узлом. Участок стебля между соседними узлами — это междоузлие. Такимобразом, вегетативный побег состоит из частей, повторяющихся по его длине:узлов с листьями и пазушными почками и междоузлий.
Листорасположение. Оченьчасто от узла отходит только один лист, как у герани, традесканции, дуба, липы.Такое расположение листьев на стебле называют очередным (тоесть листья расположены поочереднодруг за другом).
Бывает и так называемое супротивноелисторасположение, когда два листа находятся на одном узле,друг против друга. Супротивное листорасположение можно видеть у ясеня, бузины,сирени, мокрицы и многих других растений.
Иногда на одном узле расположены три и более листьев — ониотходят от стебля в разные стороны. Это мутовчатоелисторасположение. Мутовки из трех листьевхарактерны для элодеи. Мутовки из четырех листьев у вороньего глаза.
Цветоносныйпобег. Когда растение зацветает, то цветки образуются на побегахна месте почек — на верхушке и в пазухах листьев. Это уже не вегетативный, арепродуктивный, или цветоносный,побег.
Основнаяфункция вегетативного побега. Главная функция надземных вегетативных побегов — созданиеорганических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии.
/>
Этот процесс называютвоздушнымпитанием растений. С ним подробно мыпознакомимся позднее. Главную роль в этом процессе играют листья побега.
Для поглощения углекислого газа, которого в воздухесодержится совсем немного (в среднем 0,03%), и особенно для улавливаниясолнечной энергии нужна большая поверхность надземных органов. Этим иобъясняется сложное строение побега. Стебель, как высокая мачта, выносит ввоздушную среду многочисленные плоские листья — «солнечные батареи». Чем большелистьев, тем больше освещаемая поверхность растения. Если сложить площадь всехлистьев, то общая их поверхность окажется много больше площади земнойповерхности, занимаемой растением.
Листоваямозаика. Листья на стеблях располагаются так, что почти не затеняютдруг друга. Особенно это заметно в условиях недостаточного освещения. Унекоторых деревьев, например липы, вяза, на нижних ветвях, растущих горизонтально, образуетсятак называемая листовая мозаика.Листья повернуты к свету и более мелкие занимают промежуточное положение междуболее крупными. Это явление возможно благодаря неравномерному росту листьев иих способности поворачиваться к свету при любом типе листорасположения(очередном или супротивном).

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПОБЕГ»
В процессе изучения данной темы необходимо решить следующиеобразовательные, развивающие и воспитательные задачи: сформировать знания опобеге как сложном органе растения, состоящем из стебля, листьев, почек,особенностях строения и процессов жизнедеятельности листа и стебля, офотосинтезе как важнейшем процессе жизнедеятельности растений, о строениивегетативных и цветочных почек, об основных тканях листа и стебля, взаимосвязиминерального питания и фотосинтеза, зависимости жизнедеятельности растений отфакторов окружающей среды, биологическом и хозяйственном значениивидоизмененных побегов: корневища, клубня, луковицы, роли растений в природе ижизни человека; научить школьников распознавать простые и сложные листья, вегетативныеи цветочные почки, особенности расположения листьев и почек на стебле,определять возраст дерева по спилу, ставить опыты для обнаружения дыханиялистьев и испарения ими воды, объяснять результаты опытов по передвижениюминеральных и органических веществ по стеблю, готовить микропрепарат листа ирассматривать его под микроскопом; выявлять практическое значение знаний остроении и функциях листа и стебля, об условиях протекания фотосинтеза дляуправления жизнью растений, повышения их урожайности; подвести школьников кпониманию целостности и единства растительного организма на основе установлениявзаимосвязи строения и функций листа и стебля, их связей между собой и сдругими органами; научить учащихся давать научное обоснование важнейшихагротехнических мероприятий (создание оптимальной освещенности, обеспечениерастений водой в период их развития, увеличение содержания углекислого газа ввоздухе при выращивании растений в теплицах и др.); воспитывать бережноеотношение к природе, формировать нетерпимое отношение к случаям уничтожения иповреждения растений, привлекать школьников к участию в озеленении школы,родного села, поселка, города.
В теме главное внимание уделяется изучению процессаобразования органических веществ в листьях на свету, формированию понятийвзаимосвязи строения и функций листа и стебля, связи между этими и другимиорганами, зависимости жизнедеятельности растений от факторов окружающей среды.
Изучение темы позволяет сформировать у учащихся понятияцелостности растительного организма, взаимосвязи минерального питания ифотосинтеза, взаимосвязи строения и функций листа и стебля, что, в своюочередь, подводит школьников к выводу о целостности и единстве природы.
Рассмотрение в процессе изучения темы строения и функциилиста и стебля в свете причинной обусловленности явлений позволяет показатьзависимость жизнедеятельности растений от факторов окружающей среды, подвести квыводу о необходимости создания оптимальных условий при выращивании растений.
Познание учащимися роли зеленых растений в природе и жизничеловека как источника органических веществ и кислорода, космической ролифотосинтеза убеждает учащихся в необходимости знаний о строении и функцияхлиста, об условиях протекания фотосинтеза, чтобы использовать их для повышенияурожайности растений.
Тема содержит большие возможности для экологическоговоспитания школьников. Знания учащимися строения и функций листа и стебляследует использовать для обоснования необходимости озеленения населенныхпунктов и помещений, для объяснения правил ухода за растениями, формированиянетерпимого отношения к случаям обламывания ветвей у деревьев, обдирания коры идр. Все это вырабатывает у школьников потребность в защите растений, заботливомотношении к ним.
Содержание темы дает возможность привлечь внимание учащихсяк вопросам экономики, подчеркнуть огромное значение биологических знаний дляразвития народного хозяйства. В частности, при изучении древесного стебляотмечается большой расход древесины на строительные работы, производство бумагии в связи с этим намечаются пути сбережения деревьев за счет сбора макулатуры.
Демонстрация опытов, проведение лабораторных работ впроцессе изучения темы позволяют понять материалистическую сущностьбиологических явлений, обосновать важнейшие агротехнические мероприятия:создание наилучших условий освещенности, обеспечение растений водой во всепериоды развития, создание условий минерального питания, без которого непроисходит фотосинтез, внесение органических удобрений, при разложении которых впочве образуется углекислый газ, увеличение содержания углекислого газа ввоздухе при выращивании растений в теплицах и др.
Побег. Развитие побега из почки. На изучение побега надо выделить специальный урок, накотором необходимо добиться усвоения учащимися нового материала, сформироватьсовременные воззрения на строение растения, в котором выделяют два основныхоргана — корень и побег, в то время как листья и стебель представляют собой составныечасти побега.
Урок целесообразно начать с изучения нового материала.Учитель просит школьников назвать основные органы растения и рассказать о них.Затем он вычерчивает на доске схематический рисунок, на котором побегпредставлен как сложный орган, состоящий из стебля, листьев, почек; краткосообщает о значении побега в жизни растения — о функциях питания и размножения, оразвитии побега из почки.
Учитель просит школьников рассмотреть подготовленныезаранее ветки деревьев и кустарников с набухшими почками, найти верхушечную ипазушные почки и выслушивает мнение учащихся об их роли. Делается вывод, что изверхушечной почки развивается главный побег, а из пазушных — боковые побеги, засчет главного побега растение вытягивается в длину, а благодаря боковым побегамрастение разрастается вширь, увеличивается общая поверхность его соприкосновенияс воздушной средой.
Затем изучается строение почек. Для этого проводитсялабораторная работа «Строение почек, расположение их на стебле». Учащиесяработают с раздаточным материалом — побегами бузины, смородины, сирени, тополяи др. с набухшими почками, руководствуясь заданием в инструктивной карточке:
1.Определите расположение почек на побегах, назовите тип ихрасположения.
2.Рассмотрите почки с помощью лупы, зарисуйте их.
3.  Разрежьте продолговатую почку вдоль, рассмотрите ее подлупой. Руководствуясь учебником, найдите чешуйки, зачаточный стебель,зачаточные листья и конус нарастания. Это вегетативная почка. Зарисуйте ее вразрезе и подпишите названия ее частей.
4. Разрежьте почку более округлойформы, найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточныйбутон. Это цветочная почка. Зарисуйте и подпишите ее части.
При выполнении лабораторной работы учащимся рекомендуетсяпользоваться учебником и таблицей «Строение почек».
Выполнение работы позволяет сформировать у учащихся знанияо почке как зачаточном побеге, о вегетативных и цветочных почках.
Затем учащимся предлагается рассмотреть рисунок в учебникеи рассказать, что развилось из цветочной и вегетативной почки, пояснить, какоеявление лежит в основе роста и развития побега. Наблюдение дома и в классе заразвитием побега из почки убеждаетучащихся в той, что этот процесс зависит от естественных причин.
Для закрепления знаний о побеге, почке — зачаточном побеге,вегетативных и цветочных почках, причинах роста и развития побега проводитсябеседа по вопросам: что такое побег? Каково значение побега в жизни растения?Что такое почка? Чем отличаются вегетативные почки от цветочных? За счет чегопроисходит рост корня и развитие побега?

Глава 3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ «ПОБЕГ»
 
3.1 Уроки
Урок №1.Побег
Давайтевспомним, как происходит весеннее пробуждение наших деревьев и кустарников.Набухшие почки с легким щелчком разрывают смолистый чешуйчатый панцирь,младенчески смятые листочки расправляются. Не успеешь оглянуться, как маленькоедеревце может увеличиться вдвое и ввысь, и вширь, окружив себя новыми побегами.И каждый год оно будет вновь и вновь прирастать верхушкой главного стебля и,разветвляясь, побегами второго, третьего, четвертого и т.д. порядков всоответствии с годом жизни растения. И какой удачный термин придумали ботаники– «побег». Чтобы жить, благоденствовать и выращивать многочисленное потомство,дерево должно «разбежаться» по воздушному пространству, максимально увеличивплощадь соприкосновения с ним, каждым своим листочком вбирая в себя егоблагодать. Площадь листовых пластин намного превышает занимаемую растениемплощадь. Многочисленные побеги разных порядков вместе с главным стволомобразуют систему побегов – древесную крону. Впрочем, аналогичный процесспроисходит и под землей. Ведь корни тоже многократно ветвятся, образуя корневуюсистему. Разница в том, что стебель ветвится сразу от верхушки, раскрываяпочки, сформировавшиеся на поверхности органа. А боковые корни закладываются вглубине сформировавшегося органа, в тканях, сохраняющих меристематическиеспособности, и лишь потом пробиваются наружу. У верхушки же корня свои заботы.Вспомним, какие.
– Пробиться вгрунт дальше и глубже путем многократного деления и роста клеток (в зонахделения и роста) и, пользуясь молодостью клеток и их способностью вытягиватьсяи приникать к мельчайшим частицам почвы, насыщать (за время, отпущенное этимклеткам) растение почвенным раствором в зоне всасывания.
– Верно.Таким образом, корень долго остается гладким, неветвящимся.
И тольковыше, там, где сформирована полноценная проводящая система (в перицикле),начнут закладываться боковые корни. Существенное различие существует и в ростекорня и стебля. Как растет корень, вы уже знаете.
– У корняверхушечный рост. А выше зоны роста – непременная остановка и закрепление впочве как необходимое условие почвенного питания.
– Правильно.Стебель же молодого побега растет не только верхушкой, но и всеми междоузлиями.Употребив термин «междоузлие», мы немножко забежали вперед, хотя этим словом всесказано. Между какими же узлами располагаются эти участки роста? Узломназывается место отхождения листа от стебля. Наличие таких узлов –отличительная черта стеблевой части побега. Случается, что стебель долго растетпод землей и даже выполняет функции корней, но его истинное происхождениевыдает наличие узлов, даже при полной редукции листьев.
Как правило,побег имеет листья, призванные осуществлять функции воздушного питания идыхания. Это еще одно существенное морфологическое и функциональное отличиепобега от корня. Уже в тесном пространстве почки к моменту ее раскрытиялисточки имеют зеленый цвет. А это значит, что хлорофилл их зеленых«лабораторий» уже готов участвовать в фотосинтезе. Зелень молодых листочковлишь чуть-чуть светлее зрелых из-за меньшего количества хлоропластов, котороеувеличивается по мере роста и развития листа и всей проводящей системы побега.Эта нежная зелень и составляет особую прелесть молодой весенней листвы. Неуспеешь оглянуться, как в пазухах (укромный уголок между стеблем и черешкомлиста) еще совсем молодых листьев появятся новые почки, и будут расти,созревать, готовясь к следующему циклу жизни. Все, о чем мы говорили, относитсяк вегетативным побегам, но ведь многие растения вначале распускают свои цветы.Вспомните, какие это растения.
– Вишня,верба, ольха, орешник, осина, тополь и др.
– Причинымогут быть разные: интересы перекрестного опыления, выигрыш во временисозревания плодов, уход от возвратов холодов, периодически происходящих всредних широтах и т.д. Такие побеги вместо зачаточных листьев содержат зачаткицветков и соцветий, и мы называем их бутонами. И каждый знает, что совсем необязательно бутон появляется и раскрывается весной. Это может быть и лето, иосень, и даже зима. Такие побеги называются генеративными. А смешанные побегимогут нести на себе и листья, и бутоны. Величина, форма, расположение и времясозревания у вегетативных и генеративных побегов часто отчетливо выдают ихбудущее предназначение. А у многих древесных пород цветы и плоды появляются на специальных,несколько укороченных, веточках. У плодовых деревьев их называют подушками.
Рассуждая опобегах, мы имели в виду в основном древесное растение. Хотя все то же в полноймере можно отнести и к другим формам растительной жизни. Что же касается видоизмененийпобегов, о них речь впереди.
Задание
Наприведенном рисунке надпишите все части побегов – вегетативного игенеративного.

Лист 13
/>
Урок №2. Контрольно-обобщающийурок по темам: «Побег», «Лист», «Стебель»
Задание 1.Тест-нумератор
Приподготовке к выполнению этого задания, перечисленные ниже термины надо написатьстолбиком на доске (или на раздаточных карточках). Слева каждому терминусоответствует цифра, а с правой стороны – буква:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Фотосинтез
Листопад
Влагалище
Основание
Устьице
Столон
виктория регия
черешок
лиана
прилистники
листочек
жилки
А
Б
В
Г
Д
Е
ж
з
и
к
л
м
В ходевыполнения задания учитель поочередно зачитывает вопросы первого и второговариантов заданий. Учащиеся, отвечающие на вопросы первого варианта, должнызаписать в тетради номер вопроса и рядом – соответствующую правильному ответуцифру. Учащиеся, выполняющие второй вариант, после номера ответа указываютсоответствующую букву.
1-йвариант
1.Образование кожицы листа, состоящее из двух замыкательных клеток и межклетника(щели) между ними.
2.Разросшееся основание листа.
3.Образования листа, придающие ему жесткость и служащие для проведенияорганических веществ, воды и минеральных солей.
4.Видоизмененный побег с длинными тонкими междоузлиями.
5. Составнаячасть листа. (Правильных ответов может быть несколько.)
6. Побег, неспособный сохранять вертикальное положение без помощи опоры.
Ответы: 1 –5; 2 – 3; 3 – 12; 4 – 6; 5 – 4 (8, 10); 6 – 9.
2-йвариант
1. Процессобразования органических веществ в зеленых органах растения.
2. Частьсложного листа.
3. Водноерастение, имеющее самые крупные простые листья.
4. Естественныйпроцесс сбрасывания листьев у многолетних растений.
5. Парныепридатки основания листа.
6. Узкаястеблевидная часть листа.
Ответы: 1 –a; 2 – л; 3 – ж; 4 – б; 5 – к; 6 – з.
Задание 2.Терминологический диктант
Учительзадает вопрос, указав его номер, а учащиеся записывают в тетради номер вопросаи ответ – один или несколько терминов. Вопрос можно заменить повествовательнымпредложением, пропустив в нем один термин.
1-йвариант
1. Ползучиестебли земляники называются…. (усы.)
2. Стебель –составная часть…. (побега.)
3. Подкожицей стебля находится слой клеток…. (пробки.)
4. Ситовидныетрубки входят в состав…. (луба.)
5. Вода иминеральные соли передвигаются в стебле по сосудам…. (древесины.)
6. У ландышав почве имеются корни и…. (корневища.)
7. Клубниразвиваются на концах…. (подземных побегов.)
2-й вариант
1. Усикигороха – видоизмененные…. (листья.)
2. Стебельдерева состоит из коры, древесины и…. (сердцевины.)
3. Дыханиестебля с развитым пробковым слоем происходит при помощи…. (чечевичек.)
4. Междукорой и древесиной находится…. (камбий.)
5. Растворыорганических веществ передвигаются из листьев по… (ситовидным) трубкам.
6. Луковица –видоизмененный…. (побег.)
7.Укороченный стебель у луковицы называется…. (донце.)
Задание 3.Карточка с вопросами для размышлений
Учащиесядолжны выписать номера правильных суждений.
1-й вариант
1. Убольшинства видов растений стебли прямостоячие.
2. Всестелющиеся стебли не укореняются в почве.
3. Вьющиесястебли обвивают опору и цепляются за нее усиками или короткими придаточнымикорнями – прицепками.
4. Стебливинограда цепляются за опору усиками.
5. Стебельдерева состоит из коры, пробки, луба, камбия, древесины и сердцевины.
6. Клеткипробки мертвые.
7. Кожицастебля и пробка – покровные ткани.
8. Дыханиедревесного стебля происходит через трещины коры и обломанные ветки.
9. Ситовидныетрубки входят в состав древесины.
10. Лубяныеволокна – вытянутые мертвые клетки с толстыми стенками.
Ответы: 1, 4,6, 7, 10.
2-йвариант
1. Камбий –образовательная ткань.
2. Стебельрастет в толщину непрерывно.
3. Годичноекольцо образуется за весну, лето и осень
4. Погодичным кольцам можно узнать, в каких условиях дерево росло в тот или иной годжизни.
5. Вода иминеральные соли передвигаются в стебле по сердцевине.
6. Наподземных побегах имеются почки, видоизмененные листья, развиваются придаточныекорни.
7. Наподземных побегах листья быстро отмирают, оставляя заметные рубцы.
8. Корневище– это видоизмененный боковой корень.
9. Луковицасостоит из укороченного стебля, видоизмененных листьев и почек.
10. Клубниразвиваются не на корнях, а на концах подземных побегов – столонах.
Ответы: 1, 3,4, 6, 9, 10.
Задание 4
Приподготовке к выполнению этого задания, перечисленные ниже названия растенийнадо написать столбиком на доске (или на раздаточных карточках) ипронумеровать.
Привыполнении задания учащимся нужно проставить номера растений после термина,характеризующего положение стебля в пространстве.
Задание 5
Каждый ученикполучает карточку с индивидуальным вопросом или заданием, на который необходимодать письменный ответ. На втором этапе урока, после сдачи тетрадей, ученикиотвечают на вопросы устно, друг за другом («цепочкой»).
Вопросы
1. Что такоепобег?
2. Что такоевоздушное питание?
3. Что такоепочка?
4.Перечислите типы листорасположения.
5. Назовитевиды почек и их отличия.
6. Назовитеспособы роста стебля в длину.
7.Перечислите виды побегов по направлению роста.
8. Приведитепримеры видоизмененных побегов.
9. Перечислитечасти листа.
10.Перечислите типы жилкования листовой пластинки.
11. Из какихтканей состоит лист?
12. Что такоеустьице?
13. Каковозначение устьиц в жизни растений.
14. Дайтеопределение фотосинтеза.
15. Из какихвеществ образуется сахар?
16. Какиеусловия необходимы для образования сахара в клетках листа?
17. Когдапроисходит фотосинтез? Какой газ при этом выделяется?
18. Когдарастения дышат? Какой газ при этом выделяется?
19.Расскажите о значении испарения в жизни растений.
20.Расскажите о значении листопада в жизни растений.
21.Перечислите функции стебля.
22. Какововнутреннее строение стебля?
23. Какпроисходит рост стебля в толщину?
24. Что такоегодичное кольцо?
25. От чегозависит ширина годичного кольца?
26. Что можноопределить по спилу стебля?
На второмэтапе урока учащиеся меняются тетрадями для взаимной проверки заданий 1–4:учитель зачитывает вопрос – один ученик дает устно правильный ответ, аостальные сверяют с написанным в тетрадях. Правильные ответы отмечаются знаком«+», а неверные – знаком «–».
За каждоезадание выставляется отметка в тетради. При проверке задания 5 ученики поочереди зачитывают вопросы своих карточек и дают устные ответы, которыеучитываются при выставлении итоговой отметки за урок.3.2 Контрольная работа по темам:«Побег» и «Стебель»
/>Вариант 1
Задание 1. Вместо точек вставьтепропущенные слова.
1. Побегом называют… .
2. На побегах под каждой почкой послелистопада заметен… .
3. Ползучие стебли у земляники называют… .
4. Почку называют… .
5. Вода и минеральные соли передвигаютсяпо… .
Задание 2. Выпишите номера правильныхсуждений.
1. При рубке, поломке или обрезкепобегов в рост трогаются боковые почки.
2. Придаточные почки могут развиватьсяна листьях, корнях, междоузлиях.
3. Цветочные и вегетативные почки всегдаодинаковы по форме и размерам.
4. У большинства видов стеблипрямостоячие.
5. Годичное кольцо образуется за весну,лето и осень.
Задание 3. Выберите правильные ответы.
1. У гороха и винограда стебли:
а) прямостоячие;
б) вьющиеся;
в) цепляющиеся.
2. Часть стебля, в которой откладываютсязапасные вещества:
а) камбий;
б) сердцевина;
в) луб.
3. Основная часть ствола дереваобразована:
а) корой;
б) древесиной;
в) сердцевиной.
4. Органические вещества передвигаются встебле по:
а) лубу (флоэме);
б) древесине (ксилеме);
в) сердцевине.
5. Ткань, к которой относится пробка:
а) покровная;
б) образовательная;
в) механическая.
Задание 4. Объясните термины.
1. Стебель.
2. Пазуха листа.
3. Вегетативная почка.
4. Сердцевина.
5. Чечевички.Вариант 2
Задание 1. Вместо точек вставьтепропущенные слова.
1. Участки стебля между двумя ближайшимиузлами побега называют… .
2. У сирени, клена, крапивы листья напобеге располагаются… .
3. Почки снаружи покрыты… .
4. Укороченный стебель луковицыназывают… .
5. Растворы органических веществпередвигаются по… .
Задание 2. Выпишите номера правильных суждений.
1. Спящие почки могут оставаться живымимного лет.
2. Почечные чешуи – видоизмененныелистья.
3. Клетки пробки мертвые.
4. Корневище – видоизмененный боковойкорень.
5. Сосуды древесины – вытянутые мертвыеклетки без поперечных перегородок.
Задание 3. Выберите правильные ответы.
1. Почки, которые располагаются намеждоузлиях, листьях, корнях, называются:
а) верхушечными;
б) пазушными;
в) придаточными.
2. Очередное расположение листьев имеют:
а) тополь, вишня, бузина;
б) сирень, жасмин, клен;
в) жимолость, фуксия, элодея.
3. Камбий располагается между:
а) кожицей и пробкой;
б) корой и древесиной;
в) древесиной и сердцевиной.
4. Из крупных клеток с тонкимиоболочками, в которых откладываются в запас питательные вещества, состоит:
а) кора;
б) древесина;
в) сердцевина.
5. Во внутренних чешуях луковицыоткладываются в запас:
а) вода, сахар;
б) вода, белок;
в) вода, жир.
Задание 4. Объясните термины.
1. Почка.
2. Листовой рубец.
3. Генеративная почка.
4. Камбий.
5. Ситовидные трубки.Вариант 3
Задание 1. Вместо точек вставьтепропущенные слова.
1. Угол между листом и расположенным надним междоузлием называется… .
2. На верхушке побега обычнорасполагается… .
3. В почке на зачаточном стебле в центрерасполагается… .
4. Ситовидные трубки входят в состав….
5. У ландыша в почве располагаются корнии… .
Задание 2. Выпишите номера правильныхсуждений.
1. Пневая поросль дуба, березы, липыразвивается из спящих почек.
2. Вегетативная почка состоит из чешуй,зачаточного стебля и зачаточных листьев.
3. Кожица стебля и пробка – покровныеткани.
4. Вода и минеральные соли передвигаютсяпо сердцевине стебля.
5. Верхушечная почка может бытьвегетативной или генеративной.
Задание 3. Выберите правильные ответы.
1. Ползучие стебли у земляникиназываются:
а) столоны;
б) усы;
в) корневища.
2. В состав древесины входят:
а) древесные волокна, ситовидные трубки;
б) лубяные волокна, сосуды;
в) сосуды, древесные волокна.
3. Дыхание стебля с развитым пробковымслоем происходит с помощью:
а) чечевичек;
б) устьиц;
в) дыхательных тканей.
4. Кнаружи от древесины располагаетсяслой:
а) сердцевина;
б) камбий;
в) луб.
5. Клубни развиваются на:
а) корнях;
б) корневищах;
в) подземных побегах – столонах.
Задание 4. Объясните термины.
1. Узел.
2. Конус нарастания.
3. Древесина.
4. Сосуды.
5. Побег.Вариант 4
Задание 1. Вместо точек вставьтепропущенные слова.
1. Расположение почек и листьев напобегах березы, малины, подсолнечника называют… .
2. Почки, развивающиеся на междоузлиях,листьях и корнях, называют… .
3. Почку называют… .
4. В состав луба входят:… и… .
5. Луковица – видоизмененный… .
Задание 2. Выпишите номера правильныхсуждений.
1. Если удалить верхушку побега, тодальнейший рост этого побега прекращается.
2. Годичное кольцо образуется за весну,лето и осень.
3. У всех растений почки располагаютсяпоочередно.
4. Дыхание древесного стебля происходитчерез обломанные ветки.
5. Клубни развиваются на подземныхпобегах – столонах.
Задание 3. Выберите правильные ответы.
1. Ткань, к которой относится камбий:
а) покровная;
б) образовательная;
в) механическая.
2. Составная часть луба – это:
а) ситовидные трубки и волокна;
б) сосуды;
в) молодые клетки, способные делиться.
3. Ткань, к которой относится пробка:
а) покровная;
б) образовательная;
в) механическая.
4. Часть стебля, в которой откладываютсязапасные вещества:
а) камбий;
/>
б) сердцевина;
в) луб.
5. Часть стебля, по которойпередвигаются вода и минеральные соли:
а) кора;
б) древесина;
в) сердцевина.
Задание 4. Объясните термины.
1. Междоузлие.
2. Вегетативная почка.
3. Стебель.
4. Сердцевина.
5. Камбий.Ответы:Вариант 1
Задание 1.
1 – стебель, с расположенными на немлистьями и почками;
2 – листовой рубец;
3 – усами;
4 – зачаточным побегом;
5 – сосудам древесины (ксилемы).
Задание 2.
1; 2; 4; 5.
Задание 3.
1 – в; 2 – б; 3 – б; 4 – а; 5 – а.
Задание 4.
1 – осевой вегетативный орган растений,составная часть побега;
2 – угол между листом и находящимся вышемеждоузлием;
3 – почка, несущая на зачаточном стеблезачаточные листья и почки;
4 – центральный слой стебля из рыхлыхклеток, в которых откладываются в запас питательные вещества;
5 – бугорки с отверстиями, развивающиесяв пробке и служащие для газообмена.Вариант 2
Задание 1.
1 – междоузлиями;
2 – супротивно;
3 – почечными чешуями;
4 – донцем;
5 – ситовидным трубкам луба (флоэмы).
Задание 2.
1; 2; 3; 5.
Задание 3.
1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – а.
Задание 4.
1 – зачаточный побег;
2 – след на стебле после опавшего листа;
3 – почка, несущая зачаточный бутон;
4 – кольцевой слой живых делящихсяклеток (боковая образовательная ткань – меристема);
5 – живые клетки, проводящие растворыорганических веществ, входят в состав луба (флоэмы).Вариант 3
Задание 1.
1 – пазухой листа;
2 – верхушечная почка;
3 – конус нарастания (апекс);
4 – луба (флоэмы);
5 – корневище.
Задание 2.
1; 2; 3; 5.
Задание 3.
1 – б;
2 – в;
3 – а;
4 – б;
5 – в.
Задание 4.
1 – участок стебля, на которомразвивается лист;
2 – верхушка зачаточного стебля в почке;
3 – слой стебля, расположенный внутрь откамбия и состоящий из сосудов и древесных волокон;
4 – мертвые клетки древесины безпоперечных перегородок;
5 – стебель с расположенными на немлистьями и почками.Вариант 4
Задание 1.
1 – очередным;
2 – придаточными;
3 – зачаточным побегом;
4 – ситовидные трубки и лубяные волокна;
5 – побег.
Задание 2.
1; 2; 5.
Задание 3.
1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – б; 5 – б.
Задание 4.
1 – участок стебля между двумя узлами;
2 – почка, несущая на зачаточном стеблезачаточные листья и почки;
3 – осевой вегетативный орган растения,на котором располагаются листья и почки;
4 – центральный слой стебля из рыхлыхклеток, в которых откладываются в запас питательные вещества;
5 – кольцевой слой живых делящихсяклеток (боковая образовательная ткань – меристема).

3.3 Дидактические карточки по теме«Побег»
/>
/>
/>
/>Тема:«Побег»1. Какназываются почки, изображенные на рисунке?/>
2. Какоелисторасположение у изображенных растений?
/>3. Какиепочки изображены на рисунках?
/>4.Определите жилкование листьев/>
5. Укажите номера, которыми отмечены простые листья.
6. 
/>

ЛИТЕРАТУРА
1.        Биологические экскурсии/И.В.Измайлов, В.Е. Михлин, Э В. Шашков и др.— М.: Просвещение, 1983.
2.        Бобров Р.Н. Зеленый патруль:Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1984.
3.        Всесвятский Б.В. Системныйподход к школьному биологическому образованию: Книга для учителя.— М.:Просвещение, 1985.
4.        Генке ль П.А. Физиологиярастений.— М.: Просвещение, 1984.
5.        Голубев И.Р., Новиков Ю.В.Окружающая среда и ее охрана: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1985.
6.        Емцев В.Т. Рубежибиотехнологии.—М.: Агропромиздат, 1986.
7.        Жизнь растений: В 6 т.— М.:Просвещение, 1976—1982.
8.        Захлебный А.Н., Зверев И.Д.,Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии.— М.: Просвещение,1977.
9.        Зверев И.Д., Мягкова А.Н.Общая методика преподавания биологии в средней школе.— М.: Просвещение, 1985.
10.      Зверев И.Д., Мягкова А.Н…Брунов Е.П. Воспитание в процессе обучения биологии/Под ред. И.Д. Зверева.—М.:Просвещение, 1984.
11.      Клинковская Н.П., Пасечник В.В.Комнатные растения в школе.— М.: Просвещение, 1986.
12.      Кузнецова В.И. Уроки ботаники.—М.: Просвещение, 1985.
13.      Культиасов И.М. Экология растений.—М.: Изд-во МГУ, 1982.
14.      Максимова В.П., Ковалева Г.Е.,Гольнева Д.П. и др. Современный урок биологии.— М.: Просвещение, 1985.
15.      Методика обучения ботанике/Подред. Н.В. Падалко.— М.: Просвещение, 1982.
16.      Пугал Н.А., Розенштейн А.М.Кабинет биологии.— М.: Просвещение, 1983.