Методические особенности изучения темы "Значение зеленых растений в жизни человека"

ВВЕДЕНИЕ
Ежедневный опытпоказывает, что человек в своем обиходе широко использует мир растений.Растения дают нам основную массу пищевых веществ, материал для выработки нашейодежды, строительные материалы и топливо. От растений мы получаем и вкусовыевещества и лекарственные. Растения дают нам дубильные экстракты, служат дляокрашивания тканей, являются источником ароматических соединений для нашейпарфюмерной и мыловаренной промышленности. Растительные масла, различныеспирты, смолы и пр., добываемые из растений, широко используются в химическойпромышленности. Растения же, тлея в земле, образовали грандиозные запасыгорючего: каменный уголь, нефть и торф, необходимые для тяжелой и легкойпромышленности.
В пищу идут такжевещества животного происхождения, по животные, которыми мы питаемся,вырабатывают эти вещества из растений. Значит, п в этом случае можно сказать,что мы питаемся растениями, переработанными животными. Без растений не было быни коров, ни овец, ни лошадей, ни других окружающих нас животных. Даже животныекрайнего севера: киты, тюлени, моржи и различные породы рыб — погибли бы, еслибы кроме них лз море не было миллиардов микроскопических водорослей, образующихтак называемый планктон.
В пищу вообще идут тольковещества, могущие поддерживает, в теле животного и человека свойственную имэнергию. С механистической точки зрения животное, как и человек, является какбы искусно построенной машиной. Желудок измельчает и растворяет попавшую в негопищу, пищевые растворы через стенки тонких кишок поступают в кровь, где илиидут на рост и восстановление тканей тела, или же сгорают под действиемкислорода, поглощенного легкими при дыхании. Словом, желудок, легкие и кровьзаменяют топку и паровой котел, нервная система заменяет собой системунаправляющих клапанов, а мышцы соответствуют цилиндрам, поршням, зубчатымколесам и валам. Топливо в этой машине и есть пища. Поэтому в пищу годятсятолько определенные вещества, именно углеводы (Углеводами называются в химии вещества,состоящие из углерода, водорода и кислорода, причем водород и кислороднаходятся здесь том же количественном отношении один к другому, как и в воде.Сюда относятся: сахар, крахмал, клетчатка и другие подобные им по своемухимическому составу соединения углерода, водорода и кислорода), белки и жиры, илишь немногие другие вещества растительного и животного происхождения.
 

ГЛАВА1. ЗНАЧЕНИЕЗЕЛЕНЫХ РАСТЕНИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Изучениюсложных явлений, происходящих в зеленых растениях, посвятил свою жизнь ученыйКлимент Аркадьевич Тимирязев. Он выяснил важную роль солнечного света ихлорофилла в образовании органических веществ.
В своейкниге «Жизнь растений» К.А. Тимирязев рассказывает об этом очень просто ипоэтично:
«Когда-то,где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал назеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно.Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он толькозатратился на внутреннюю работу…»
Зеленыерастения усваивают солнечную энергию в процессе фотосинтеза. Питаясь, растениярастут, цветут; у них созревают плоды и семена. Из органических веществпостроено тело растения, все его клетки и органы.
Органическиевещества, образующиеся в растении, используются для питания всех органов, атакже для построения новых клеток растения. Животные и человек потребляютготовые органические вещества. Без зеленых растений на Земле не было бы пищи,необходимой для жизни всех живых существ.
Ноэтим не ограничивается значение зеленых растений. Они обогащают атмосферукислородом, необходимым для дыхания живых организмов, и поглощают из воздухауглекислый газ. Пока на Земле достаточно зеленых растений, запасы кислорода ватмосфере не иссякнут.
Леса,луга, степи служат и местами обитания животных. Животные находят здесь пищу,убежище, условия для размножения.
Великозначение зеленых растений и в жизни человека. Растения служат источникомтоплива, строительных материалов и сырья для промышленности. Ими питаютсяживотные и человек.
Вкачестве сырья и топлива человек использует не только растения, окружающие егов настоящее время, но и остатки растений, существовавших тысячи, сотни тысяч имиллионы лет тому назад. Эти растения образовали залежи каменного угля и торфа.
Растения,которыми озеленяют наши города и селения, защищают воздух от загрязнения. Сады,парки, скверы, леса вокруг городов необходимы человеку. Растения выделяют кислород,поглощают углекислый газ, задерживают мелкие частицы пыли и другие вредныепримеси, которые могут попасть вместе с воздухом в наши легкие при дыхании,увлажняют воздух, приглушают шум на городских улицах, противостоят сильнымветрам и пыльным бурям. Поэтому человек сажает растения в городах и населенныхпунктах. Озеленители стремятся создавать в городах многоярусные насаждения издеревьев, кустарников, трав. Там поселяются и находят корм и убежище насекомые,птицы, мелкие млекопитающие.
Растительныймир нашей Родины чрезвычайно многообразен. Но растения, как и другие живыеорганизмы Земли, подвергаются воздействию различных вредных факторов, особеннов городах и их окрестностях. Особую опасность представляют загрязнения воды,воздуха, почвы вредными веществами. Например, газы, которые выбрасывают ватмосферу промышленные предприятия и транспорт, вызывают заболевания и гибельрастений: листья теряют зеленую окраску и опадают, отмирают корни и многиерастения исчезают совсем. Специалисты ищут пути оздоровления окружающей среды:устанавливают фильтры на промышленных предприятиях, обезвреживают действиевыхлопных газов транспорта.
Ксожалению, не все люди понимают значение зеленых растений: рвут дикорастущиетравы, ломают деревья и кустарники, рубят деревья в лесах, забывая о том, чтопогубить растение недолго, а вырастить его — дело многих лет.
Некоторыешкольники неаккуратно обращаются с учебниками, рвут их, пачкают, не заботясь отом, что по этим книгам на следующий год будут учиться их младшие товарищи.Бумагу для учебников делают из древесины. Чтобы изготовить 60 кг бумаги, приходится срубить взрослое дерево. Сберегая бумагу и собирая макулатуру, мы сохраняемлеса.
Необходимоберечь и охранять зеленые растения в природе и в искусственных насаждениях,озеленять города и села и ухаживать за лесными посадками ближайшеголесничества.
Делениецветковых растений на группы
Какразличны темный липовый лес и веселая березовая роща! Как сильно отличаютсярастения цветущего зеленого луга от растений знойных песчаных пустынь,болотистых тундр и влажных субтропиков Черноморского побережья Кавказа!
Нокак бы ни различались цветковые растения, все они имеют огромное значение вприроде и жизни человека. Вы знаете, что растения дают продукты, необходимыечеловеку для питания. Растениями кормят сельскохозяйственных животных. Израстений приготовляют лекарства. Растительное сырье расходуют разные отраслипромышленности.
Сразвитием сельского хозяйства, промышленности и других отраслей народногохозяйства спрос на растительные продукты увеличивается из года в год. Этозаставляет человека активно изучать природные богатства, заниматься выведениемновых культурных растений, более ценных, чем ныне существующие.
Изучениеприродных растительных богатств связано с проведением разных экспедиций ипоследующих полевых и лабораторных исследований.
ЭкспедициямиВсесоюзного института растениеводства собрана огромная коллекция образцовдикорастущих хозяйственно ценных растений и сортов сельскохозяйственныхкультур. Особенно много для создания этой коллекции сделал академик Н. И.Вавилов, под руководством которого были организованы экспедиции почти во всечасти света. Многочисленные ботанические экспедиции постоянно изучаютдикорастущие растения разных стран мира.
Многообразие цветковыхрастений удивительно велико. Чтобы разобраться в этом многообразии, ботаникиобъединяют все виды растений в группы, которые в свою очередь объединяют вболее крупные группы. Для установления таких групп растений используют признакиих сходства и различия, по которым можно судить о степени родства растениймежду собой.
Сходныепо строению и жизнедеятельности особи относятся к одному виду, если они даютплодовитое потомство, похожее на родителей. Например, из семян фиалкитрехцветной развиваются такие же растения.
Врезультате исследований, проведенных ботаниками всего мира, уже известно около250 тысяч разных видов цветковых растений, и все же специалисты-ботаникинаходят все новые и новые, еще не известные науке виды.
Близкие по строению видыобъединяют в роды. Например, колокольчик персиколистный и колокольчикшироколистный — виды одного рода — колькольчик. К этому роду относятся и многиедругие виды. На разных языках одни и те же растения, естественно, называютпо-разному. Ученые ввели научные названия растений на латинском языке, онипонятны ботаникам всего мира. Например, по-латыни колокольчик персиколистный иколокольчик широколистный называют соответственно Campanula persicifolia и Campanula latifolia.
Близкиероды входят в состав одного семейства. Так, род пшеница, род рожь, род ячмень имногие другие родственные им роды составляют одно большое семейство — злаки.
Каждоеиз семейств можно отнести к какому-либо классу растений. Цветковые растенияобъединяют в 2 класса — класс двудольных и класс однодольных.
Принадлежностьк тому или иному классу определяют по числу семядолей зародыша, по жилкованиюлистьев, по характеру корневой системы молодых, выросших из семян растений и подругим признакам.
Еслирастение имеет зародыш с двумя семядолями, его относят к классу двудольных.Например, зародыш фасоли имеет две семядоли; соответственно жилкование листьеву фасоли сетчатое, корневая система стержневая.
Кклассу двудольных относят почти все лиственные деревья и кустарники, почти всеовощные и некоторые полевые культуры, многие декоративные травянистые растенияи дикорастущие травы.
Еслизародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным или дуговымжилкованием и мочковатую корневую систему, его относят к классу однодольных. Коднодольным растениям относят все культивируемые и дикие злаки, осоки,лилейные.
Ноопределить, к какому классу следует отнести растение, используя только одинпризнак, не всегда возможно.
Травянистоелесное растение вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш содной семядолей 131 Вороний глаз относят к однодольным растениям. У подорожникадуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, но его относят кдвудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли.
Вдальнейшем мы познакомимся с растениями из нескольких семейств классадвудольных и класса однодольных. Из класса двудольных рассмотрим семействакрестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных, а из классаоднодольных — семейства лилейных и злаков.
Всецветковые растения (однодольные и двудольные) образуют отдел Цветковые, илиПокрытосеменные, растения.
Всеотделы объединяются в царство Растения. Царство Растения насчитывает около 350000 видов.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕРАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ «МИР РАСТЕНИЙ»Биологическая игра«Мир растений»
Для проведения игры необходимосформировать две команды, выбрать ведущего, счетную комиссию, соответствующимобразом оформить зал, подобрать музыку, подготовить призы для победителей,игровое табло и игровое поле. Победителем станет команда, которая заработаетбольше баллов.Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, дорогиеребята! Приветствую всех собравшихся в этом зале. Игра “Мир растений” посвященарастительному миру Хабаровского края. Важно каждому из Вас в ходе игры показатьсвои знания о растительном мире края и узнать как можно больше нового орастениях.
Девиз игры: “Знать, чтобы ненавредить, знать, чтобы помочь!”
В игре 5 разделов:
1. Определи растения по описанию;
2. Назови семейство растений;
3. Перечисли представителейсемейства;
4. Реши экологическую задачу;
5. Терминология.
Каждый раздел состоит из 10заданий. Игровое поле: “Мир растений Хабаровского края”.Определи растение по описанию Укажи название семейства растений Перечисли представителей семейства Реши экологическую задачу Объясни терминологию 10 10 10 10 10 20 20 20 20 20 30 30 30 30 30 40 40 40 40 40 50 50 50 50 50 60 60 60 60 60 70 70 70 70 70 80 80 80 80 80 90 90 90 90 90 100 100 100 100 100 1. Определи растения поописанию.
10 – Однолетнее травянистое растение, высотой 2- 3 метра и более, ценная зерновая и продовольственная культура, служит сырьем для промышленности.Стебель толстый и не полый, длинные широкие листья имеют параллельноежилкование. Цветки 2 типов: пестичные и тычиночные. Пестичные цветки собраны всоцветие – сложный початок, а тычиночные образуют соцветие- метелку.
(Кукуруза)
20 – Его называют сыном солнца и воды. Растение теплолюбиво итребует обилия влаги. По площади посева занимает 2 место после пшеницы. Длястран Азиатского континента служит основным продуктом питания. Зерноперерабатывают в муку, крахмал, спирт, а из отрубей добывают высококачественноеи техническое масло, а также используют как ценный корм для животных, а смолу –для производства лучших сортов бумаги, изготовления веревок, циновок, корзин,шляп и мебели. Родиной считают Индию.
(Рис)
30 – Существует много разновидностей, употребляют: цветы,кочанчики, толстый, сочный, надземный стебель. Требовательна к почве, влаге,имеет бледно- желтые цветки, соцветие- кисть. Растение семейства крестоцветных, плоды – стручки с семенами.
(Капуста)
40 – Родина – побережье Чили и горы Перу. Важнейшаяпродовольственная, техническая и кормовая культура. Из нее получают крахмал,патоку, спирт. Соцветие с крупными цветками цветки самоопыляются, осеньюобразуют плоды: зеленовато- белые ягоды размером чуть больше лесного ореха.
(Картофель)
50 – Есть на полях нашего края такое растение, из которого можнополучить растительное масло и молоко, пластмассу и ткани, краску и удобрение,корм для животных и даже… мясо. Растение в почве накапливает азот. Это растениеподарила нам природа, ну чем не “Чудо- дерево?”.
(Соя)
60 – Однолетнее высокое растение с крупными цельными листьями. Наверхушке стебля расположено огромное соцветие- корзинка. Снизу корзинка покрыталисточками обвертки. В корзинке бывает до 1000 цветков. Среди них различаютцветки трубчатые и ложноязычковые. Теплолюбивая культура.
(Подсолнечник)
70 – Очень древнее культурное растение, возделывали более 10000тысяч лет. Важнейшая зерновая культура. Стебель- соломина, на нем хорошозаметны узлы, плод зерновка, из сортов изготовляют высококачественный хлеб,макароны, крупы.
(Пшеница)
80 – этот кустарник очень часто встречается вдоль дорог, скрупными розовыми цветами и с сильным приятным запахом. Стебли, черешки и дажесредние жилки листьев покрыты острыми шипами, защищающими растение от поеданияживотными. Яркая окраска цветков и изобилие пыльцы привлекает насекомых. Плоды– мелкие беловатые орешки. Плоды – это кладезь витамина С.
(Шиповник)
90 – Растение цветет осенью, стебель прямостоячий покрыт в нижнейчасти жесткими волосками, листья лировидной формы, расположены поочередно,цветки собраны в соцветие кисть, плоды – стручки с поперечными перетяжками.
(Дикая редька)
100 – Важнейшая крупяная культура, содержит полезные для человекасоединения железа, фосфора, кальция, меди и витамины группы В. Растение –ценное медоносный представитель семейства злаков
(Гречиха)2. Назови семействорастений.
10 – Л4Ч4Т6П1(крестоцветные)
20 – Л5Ч5Т10П1(бобовые)
30 – Л5Ч5Т5П1(сложноцветные)
40 – Л5Ч5Т-П – (розоцветные)
50 – Л5Ч5Т5П1(пасленовые)
60 – 2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки (злаковые)
70 – Л6Ч6Т6П1(лилейные)
80 – Л5Ч5П1Т9+1(крестоцветные)
90 – Л4Ч4Т2+4П1(крестоцветные)
100 – Л6Ч6Т6П1 (лилейные)3. Перечислипредставителей семейства.
10 – крестоцветные;
20 – бобовые;
30 – сложноцветные;
40 – розоцветные;
50 – пасленовые;
60 – злаковые;
70 – лилейные;
80 – бобовые;
90 – злаковые;
100 – пасленовые.4. Реши экологическуюзадачу.
10 – Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдольреки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другойберег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегурастут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. Ивдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущиегруппами. Как они могли появиться здесь?
20 – При составлении букетов из разных цветов можно наблюдатьследующее: розы и гвоздики, помещенные вместе, теряют аромат; розы, и резедатоже отрицательно влияют друг на друга и быстро вянут. Чем объяснить этоявление? Какое значение имеют данные особенности в жизни семейства розоцветныхи других растений?
30 – На злаковых лугах обычно встречаются мотыльковые (бобовые)растения: клевер, люцерна и др. Чем объясняется это сочетание растений в такомлуговом сообществе?
40 – В одном хозяйстве всю луговую траву скосили до цветения, а вдругом – после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ длявскармливания животных и почему?
50 – Весной часто можно видеть костры, в которых наряду снакопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений,отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее илучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи?Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.
60 – Встречаются в наших лесах сказочно торжественные ельники –зеленомошники с толстым бархатно- мягким ковром зеленых мхов. О таких лесахН.А. Некрасов писал: “Темень тут вечная, тайна великая, солнце сюда не доноситлучей”. Объясните смысл слов поэта, опираясь на биологические Особенности ели имха.
70 – На сфагновых болотах часто растут сосенки. Но какой у нихчахлый вид! Если спилить сосенку, то при диаметре ствола 7- 8 сантиметров, она имеет возраст более 100 лет. Чем объяснить такой медленный рост, ведь света, водыи минеральных веществ здесь достаточно?
80 – Иногда на значительном расстоянии от кедровника можно увидетьтакую картину: отворочен камень и там растет молодой кедр. Как он сюда могпопасть? Объясните.
90 – Когда созревают семена в шишках кедра (сосны кедровой), птицакедровка выбирает не только лучшие шишки, но и вытаскивает из них лучшиесемена. Часть съедает, а остальные зарывает про запас. Какое значение для жизнилеса имеет такое поведение кедровки?
100 – Кедровый стланик как бы обрамляет леса в наших горах,очерчивает их границу. Какие особенности этого растения позволяют емупереносить суровые климатические условия, зимние морозы?5. Объясните термины.
10 – Симбиоз;
20 – Ареал;
30 – Флора;
40 – Эндемики;
50 – Фитонциды;
60 – Эликсир;
70 – Биотехнология;
80 – Фураж;
90 – Риниофиты;
100 – Микология.
Итог игры, награждение.
Ведущий: Время биологической игрыподошло к концу. Мы убедились, что у команд качественные знания по разделамбиологической региональной программы. Уверена, что каждый из Вас, в ходе игрыузнал много нового, интересного о животном мире своего региона.
Будем же беречь все живое своегокрая!
До свидания! До новых встреч!Многообразие покрытосеменныхрастений. УЭ-0
Интегрирующая цель:
В процессе учебной деятельности над заданием вы должны:
·  обобщить знания о классах покрытосеменных растений;
·  познакомиться с отличительными признаками и многообразием растений семейств однодольных и двудольных растений;
·  научиться:
–  делать анализ морфолого-биологических признаков растений;
–  определять растения с помощью определительных карточек. Внимательно прочитайте цель урока. УЭ-1
Цель: определить исходный уровень знаний по систематике растений.
1.  Почему необходима классификация растений?
2.  Назовите систематические группы растений, заполнив пропущенные строки: Царство
………….
………….
………….
………….
………….
Вид
3. Вы летом заготовили гербарий сорных растений без корней, но с красивыми листьями. Можно ли ваш гербарий использовать для того, чтобы определить, к какому классу относится это растение?
4. Предложено два названия растения:
а) смородина красная;
б) смородина золотистая.
Зачем растениям дают двойное ( бинарное ) название?
5. Перечислите, к каким систематическим группам относят следующие растения: клен остролистный, клен татарский, клен приречный.
Работайте устно в парах, попеременно отвечая на вопросы.
Оцените работу друг друга по пятибалльной системе.
Ваша оценка:
____________ УЭ-2
Цель: познакомиться с отличительными признаками и многообразием растений семейств двудольных и однодольных растений.
Учитель: Ребята вы уже знаете, что отдел покрытосеменных, или цветковых растений самый многочисленный в растительном царстве ( 240 000 видов ). Вам также известно, что отделы подразделяются на классы, классы на порядки, порядки на семейства.
Для определения принадлежности цветкового растения к одному из семейств необходимо знать особенности строения цветка и плода. Строение этих органов у покрытосеменных столь разнообразно, что ученые смогли выделить более 390 семейств цветковых растений. Среди них есть семейства, включающие в себя несколько видов или даже состоящие из одного-единственного вида. Но есть семейства, насчитывающие тысячи видов, например семейство сложноцветных из класса двудольных включает более 20 000 видов.
Сегодня мы рассмотрим семейства розоцветных, крестоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных из двудольных и семейства лилейных, луковых, злаковых из однодольных. Представители данных семейств широко распространены на территории нашей страны, республики, многие имеют большое хозяйственное значение.
( Далее объяснение учителя сопровождается демонстрацией таблиц отражающих представителей растений изучаемых семейств. Вычерчивается и заполняется таблица ( Приложение 1)).
Заслушайте сообщение учителя.
Фиксируйте основные моменты в тетрадь.
Изучение таблиц, рисунков учебника.
Заполнение таблицы в тетрадях.
Оцените работу друг друга по пятибалльной системе. Ваша оценка УЭ- 3
Цель: научиться делать анализ морфолого-биологических признаков растения. Лабораторная работа 1
« Морфолого-биологический анализ растений »
Оборудование. Гербарий цветкового растения пастушья сумка.
Задание изучите гербарий предложенного вам растения и сделайте морфолого-биологический анализ по схеме:
К ( корневая система )
Ст. ( стебель, расположение в пространстве)
Л. ( форма листьев, жилкование )
Соц. ( соцветие )
Цв. ( строение цветка, формула )
Пр. ж. ( продолжительность жизни )
Ж. Ф. ( жизненная форма )
Работайте индивидуально
Результаты оформите в тетради.
Проверьте правильность работы ( по шаблону ) и оцените ее по пятибалльной системе.
Ваша оценка:
_____________ />/>УЭ-4
Цель: научиться определять растения по определительным карточкам.
Лабораторная работа 2.
« Определение растений с помощью определительных карточек »
Оборудование. Гербарий растений разных семейств ( 3 шт ). Инструктивная карточка по определению растений. Определительные карточки.
Задание. Определите предложенные вам растения, составив их характеристику по плану:
1.  Растение семейства … эти данные о растении указаны на
2.  Растение под № … гербарном листе
3.  Признаки, соответствующие номера признаков указанных
Определяемому растению. в тезе или антитезе
4. Название растения № …….
Работайте индивидуально в тетрадях.
Проверьте правильность работы ( по шаблону ).
Правильно определенное растение – 5 баллов. Ваша оценка
____________ УЭ-5
I Подведение итогов урока.
1.  Прочитайте цель урока.
2.  Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
3.  Оцените свою работу на уроке.Если по итогам урока вы набрали
27 – 30 баллов – оценка « 5 » Молодец!
22 – 26 баллав – оценка « 4 »
16 – 21 балл – оценка « 3 » Нужно еще поработать!
Меньше 15 баллов – оценка « 2 ». Но, не огорчайтесь, у вас еще есть возможность исправить положение еще
II Домашнее задание.
Если за работу на уроке вы получили оценку «5», то освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допускали много ошибок, прочитайте еще раз § 44, 45 в учебнике.
Работайте индивидуально. Ваша оценка
Сдайте тетрадь на проверку учителю ( в индивидуальном порядке )
 

ГЛАВА 3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ ПОТЕМЕ «МИР РАСТЕНИЙ»
растительный хлорофилл методическийдидактический
/>
/>

/>