Методика аудиторской проверки кассовых операций

Содержание
Введение
1. Теоретические основы аудитакассовых операций
1.1   Аудит кассовых операцийзлоупотребления в сфере денежно-расчетных операциях
1.2   Нормативно-правовое обеспечениеаудита кассовых операций, аудиторские процедуры, источники информации
2. Планирование аудиторской проверкикассовых операций
2.1 Составление общего плана проверки
2.2 Подготовка программы аудитакассовых операций
3. Аудиторская проверка кассовыхопераций на примере ООО «Луч»
3.1 Составление плана и программыаудита кассовых операций
3.2 Аудит кассовых операций ООО «Луч»
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложениe 1
Приложение 2
Введение
Переход России к рыночнымотношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов,регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательскойдеятельности, и среди них одно из ведущих мест должно принадлежать институтуаудиторства, главная цель которого – обеспечить контроль за достоверностьюинформации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности[1; стр.2].
Целью работы является изучение теоретических аспектови методики аудита кассовых операций.
В соответствии с цельюработы поставлены следующие задачи:
·          раскрыть понятиекассовых операций,
·          датьхарактеристику нормативно-правовой базы аудита кассовых операций,
·          привести примерытипичных злоупотреблений в сфере денежно-расчетных операций,
·          изучить методикупланирования аудиторской проверки,
·          провести аудиткассовых операций на примере ООО «Луч»,
·          дать рекомендациипо совершенствованию ведения кассовых операций.
При написаниитеоретической части работы были использованы законодательные инормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету и аудиту кассовых операций,учебная и методическая литература.
Актуальностью данной темы обусловленатем, что в соответствии с динамично развивающейся правовой базой и изменениямив экономическом развитии страны существенно меняется и политика в областиконтроля за доходами предприятия, приоритетным направлением которой являетсяконтроль наличных расчетов. Многие функции государства по реализации этойполитики возложены непосредственно на банки, которые контролируют соблюдениекассовой дисциплины на предприятиях. Также большой объем полномочий по контролюправильности оформления наличных расчетов возложен на налоговые органы. С цельюобезопасить предприятие от различных ошибок и неточностей в ведении кассовойдисциплины возрастает потребность в независимом контроле кассовых операций. Актуальностьтемы и необходимость дальнейшего изучения вопросов организации аудита движенияденежных средств в кассе определили выбор темы работы.

1.Теоретические основыаудита кассовых операций
1.1      Аудит кассовыхопераций, злоупотребления в сфере денежно-расчетных операциях
Денежные средства принадлежат к числу наиболееподвижных и реализуемых средств предприятия. Завершая кругооборот средствхозяйства и будучи исходным пунктом нового кругооборота, денежные операцииносят массовый и распространенный характер. Подвижность денежных средств имассовость денежных операций делают этот участок хозяйственной деятельностинаиболее уязвимым.
В составе денежных средств наиболее подвижный характеримеют наличные деньги, движение которых совершается посредством кассовыхопераций. Последние охватывают такие хозяйственные факты, как выдачу заработнойплаты, значительную часть административно-хозяйственных расходов, операции поподотчетным суммам и т.п. Операции с денежной наличностью требуют частойпроверки, осуществляемой четко разработанными методами [2; стр.47].
Движение наличности, расход и приход «живых» денежныхсредств представляет собой весьма «соблазнительные» операции для нечестныхработников и предпринимателей. Операции с наличностью и ее учет целесообразнопоэтому контролировать сплошным порядком. Здесь в первую очередь надо тщательнопроверить соблюдение на предприятии требований, предусмотренных инструкциейЦентрального банка России от 04.10.93г. №18 «Порядок ведения кассовых операцийв Российской Федерации». Эта инструкция предписывает каждому предприятию полнои своевременно приходовать денежные средства, поступающие в кассу, правильно ихсписывать на расход, проводить инвентаризации наличия и сохранности денежныхсредств, иметь кассу, то есть специально оборудованное и изолированноепомещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличныхденег.
Аудитору лучше всегосразу после прибытия на место проверки провести инвентаризацию рублевых ивалютных остатков, ценных бумаг и бланков строгой отчетности. Тогда это будетвнезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом всех денег и другихналичных ценностей. Она производится в присутствии кассира и главногобухгалтера предприятия. В случае отсутствия кого либо из них (болен, вотпуске), касса опечатывается аудитором, чтобы не оставалось возможностипокрытия недостачи денежной наличности, если таковая имела место.
Ревизия кассы должнасопровождаться отчетом кассира о проведенных за последний день кассовыхоперациях и остатке денег по кассовой книге, с тем, чтобы к началу ревизии неоставалось неоприходованной и несписанной наличности. После подсчетанаходящихся в кассе денег и других ценностей они сравниваются с данными обостатках денежных средств, указанными в бухгалтерском учете.
Результаты ревизииоформляются специальным актом, который подписывается аудитором, кассиром иглавным бухгалтером.
В ходе проверки операций с денежной наличностью иценными бумагами, хранящимися в кассе, аудитор устанавливает, соблюдаются лисроки обычных инвентаризаций кассы на предприятии, которые предусмотреныруководством. Во всех случаях такие инвентаризации должны проводится при сменекассира.
Сопоставляя балансовыеданные по статье «Касса» с главной книгой, журналом-ордером по этому счету икассовой книгой, проверяющий анализирует соблюдение порядка ведения записей вкассовой книге и выполнение требований к ней.
С согласия кассира и приусловии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга можетвестись на предприятии автоматизированным способом. В этом случае ее листыпредставляют собой машинограммы типа «Вкладной лист кассовой книги».Одновременно с этим заполняют машинограмму «Отчет кассира». Оба названныхрегистра должны составляться к началу следующего рабочего дня и иметьодинаковое содержание, то есть включать все реквизиты, предусмотренные формойкассовой книги. В каждом месяце на последней машинограмме «Вкладной листкассовой книги» должно автоматически проставляться общее количество листовкассовой книги за месяц, а на последнем листе кассовой книги — общее количествоее листов за календарный год. Для аудитора трудоемко контролировать постраничновсе итоги кассовой книги и перенос сумм остатков наличных денег с однойстраницы на другую, но представление об этом надо иметь. Поэтому данную работуделают выборочно.
Одна из целейаудиторского контроля – убедится в документальной обоснованности записей вкассовой книге. Они должны подтверждаться правильно оформленными приходными ирасходными кассовыми ордерами или заменяющими их документами. Последниебухгалтерия должна записывать в журнале регистрации ордеров, что, к сожалению,соблюдается не всюду. Отсутствие регистрации ордеров создает возможность длязлоупотреблений путем последующего уничтожения незарегистрированных документов.Часто именно таким способом возникают «неучтенные» деньги у представителейтеневой экономики.
Для подтверждения полнотыи своевременности оприходования денег, полученных с расчетного счета в банке,можно применить метод взаимного контроля, сравнивая суммы, отраженные введомости по дебету счета 50 «Касса», с данными журнала-ордера по кредиту счета51 «Расчетный счет». Обе они должны совпадать. В случае расхождения делаетсясопоставление сумм по приходным кассовым ордерам, выпискам банка, отчетамкассира, корешкам чеков, а при необходимости можно проверить непосредственно вбанке.
Самым внимательнымобразом следует контролировать полноту и своевременность оприходования денег,полученных по каждому чеку из банка. Здесь недостаточно приходования наличныхденег, полученных из банка, сверять только с корешками чеков, их необходимосопоставлять также и с выписками банка. Если обнаруживаются следы подчисток,исправлений, имеет место расхождения остатков, то аудитору нужно получить вбанке копию выписки из расчетного счета и сверить записи в бухгалтерии сданными выписки.
Списание денег в расходсверяют по документам, приложенным к кассовым отчетам. При этом полезнообращать внимание на четкое оформление документов. В частности, убедиться,имеются ли расписки получателей, погашены ли они штампом «Оплачено» с указаниемдаты, нет ли на них следов подчисток и исправлений [3; стр.36].
Выявление злоупотребленийявляется одной из важнейших задач ревизии кассовых операций. Необходимо нетолько выявить факты хищений, но и определить условия, которые их подготовили,способствовали им и мешали их своевременному выявлению. Завершением ревизииявляется разработка мероприятий, предупреждающих злоупотребления. Важнейшимоснованием для выводов о наличии или отсутствии хищений денежных средств идругих злоупотреблений в кассовых операциях является проверка правильности и обоснованностивсех записей в учете движения денежных средств.
Изучение ревизионнойпрактикой злоупотребления в области кассовых операций могут бытьклассифицированы следующим образом.
1.        Прямое хищениеденежных средств:
— прикрытоенеоформленными документами и расписками,
— ничем не прикрытое.
2.        Неоприходование иприсвоение поступивших денег:
— из банка,
— от разных лиц иорганизаций по приходным ордерам,
— от других организацийпо доверенностям.
3.        Излишнее списаниеденег по кассе:
–           повторноеиспользование одних и тех же документов,
–           неправильныйподсчет итогов в кассовых документах и кассовых отчетах,
–           списание сумм безоснований или подложным документам,
–           подлоги в законнооформленных документах с увеличением сумм списаний.
4.        Присвоение сумм,законно начисленных разным лицам и организациям:
–           присвоениезаработной платы,
–           присвоениедепонированной заработной платы и других начисленных средств,
–           присвоение суммпричитающихся другим организациям [2; стр.48].
Контроль кассовыхопераций будет эффективным лишь тогда, когда их подвергают многостороннемуанализу. Выделим для этих целей ряд наиболее важных вопросов:
–           использованы липо своему целевому назначению полученные из банка на зарплату деньги,командировки и хозяйственные нужды, соответствуют ли остатки лимиту,установленному банком,
–           насколькосвоевременно возвращаются в банк остатки денежных средств по не выданнойзаработной плате, сдается ли в банк выручка от реализации материальныхценностей за наличный расчет, путевок в санатории и другие поступления в кассу,
–            нет ли случаеввыдачи наличных денег посторонним лицам без доверенности,
–           как подписываютсярасходные кассовые документы: только одним руководителем, только главнымбухгалтером или на них стоят обе подписи,
–           имеются ли случаи,когда руководитель и главный бухгалтер подписали незаполненные чеки и выдали ихкассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке
–           хранятся личековые книжки у главного бухгалтера в сейфе или в нарушение действующегопорядка хранятся непосредственно у кассира,
–           есть ли и каковаподлинность подписей должностных лиц и получателей денег на кассовых ордерах идругих денежных документах,
–           правильно ликорреспондируют счета бухгалтерского учета по кассовым документам,
–           своевременно липроизводятся депонирование невыплаченных сумм [3; стр.37].
Перечисленные формы злоупотреблений не носятисчерпывающего характера. Не может считаться полностью решенным и вопрос ометодах раскрытия их. В каждом конкретном случае требуется учет обстановкиработы и инициативный подход ревизора к решению возникающих проблем.1.2      Нормативно-правовоеобеспечение аудита кассовых операций, аудиторские процедуры, источникиинформации
В ходе проверки кассовыхопераций аудитор должен удостовериться в соблюдении законодательных инормативных актов, которые представлены в таблице №1 (см. приложение).

2. Планированиеаудиторской проверки кассовых операций
2.1 Составление общегоплана проверки
На стадии планирования аудитор собирает,систематизирует и оценивает информацию о клиенте с целью разработки общейстратегии аудиторской проверки. На данном этапе аудитор получает информацию офинансово-экономической деятельности аудируемого лица, экономическихпредпосылках и условиях, менеджменте, финансовом состоянии, а также обособенностях бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации. Затемполученная информация обрабатывается и оцениваются риски, присущие деятельностиклиента. На основе этих данных аудитор формирует общий план и программу аудита.
С учетом проведенного анализа разрабатывается общийплан аудита, который отражает стратегию аудита данной организации.Ответственный по планированию аудита определяет максимальную погрешность,которая не должна превышать общий уровень существенности.
Значимые области определяются на основании данных овозможных областях аудита, выявленных при предварительном планировании, ипринятых значений уровня существенности и аудиторского риска. По каждой областиаудита следует обосновать выбранный метод аудита: систематизированный, т.е.ориентированный на систему внутреннего контроля в каждой данной области, илисущественный, т.е. сплошной или выборочный. Выводы о значимых областях аудита иприменяемых методах используются при составлении плана аудиторской проверки.
Кроме разделов, составляющих предмет аудита, в планетакже необходимо учесть такие вопросы, как выполнение рекомендаций предыдущегоаудита, возможное использование внутреннего контроля аудируемой организации,проблемные направления, вероятность дополнительной работы, необходимостьпривлечения экспертов и консультантов.
Перечень разделов, отражаемых в Общем плане аудита,утверждается внутренними стандартами аудиторской организации [7; стр. 43].
Наметив конкретные цели аудита можно начать процесссбора фактической информации. Аудитор определяет, какие свидетельства следует вданном случае собирать. Аудит опирается на определенный набор методов по егоорганизации, которые помогают аудитору собрать достаточное количествосвидетельств. Процесс аудирования включает в себя четыре фазы. Они показаны втаб. №2./> />
Таблица №2
/>

Планирование и разработкааудиторского подхода. В аудите существует множество способов, при помощикоторых аудитор может собирать свидетельства, чтобы достичь всех стоящих передним целей. Выбор аудитором своего подхода определяется двумя важнейшимисоображениями: необходимо собрать достаточное количество имеющих к делусвидетельств, чтобы аудитор мог взять на себя профессиональную ответственность,а кроме того, стоимость накопленных свидетельств должна быть минимальной. Первоеусловие более важно, но и минимизация стоимости также необходима, еслиаудиторская фирма хочет быть конкурентоспособной и приносить прибыль. Если несуществует особой необходимости, то проверка стоимости аудиторских свидетельствне будет трудной. В этом случае аудиторы будут добавлять одно свидетельство кдругому, пока они не убедятся в том, что нет никаких существенных неточностей.
Чтобы правильноинтерпретировать значение той информации, которая получена в результате аудита,необходимо понимать, что такое бизнес клиента и его отраслевые особенности.Финансовая отчетность отражает своеобразные аспекты тех или иных видовдеятельности. Так, невозможно представить аудит клиента занимающегосястроительством мостов, без знания особенностей строительного производства, атакже бухгалтерского учета работ по принципу процентной степени готовности.Достаточное понимание бизнеса клиента и особенностей данной отрасли требует иПоложение о стандартах аудита SAS 22(AU 311).
Если у клиента отличнаясистема внутрихозяйственного контроля, то риск контроля будет минимальным, аколичество аудиторских свидетельств может быть меньше, чем при слабомвнутрихозяйственном контроле.
Общепринятые стандартыаудита требуют, чтобы аудитор достиг понимания системы внутрихозяйственногоконтроля для соответствующего планирования и сбора аудиторских свидетельств.Это можно сделать при изучении организационных структур, действующих у клиентаинструктивно-методических руководств, проводя беседы с работникамикомпании-клиента, составляя анкеты и блок-схемы документооборота, а такженаблюдая за деятельностью клиента.
Полностью поняв системувнутрихозяйственного контроля, аудитор оценивает, можно предотвращать иобнаруживать ошибки и отклонения от норм. Такая оценка включает в себявыявление конкретных контрольных моментов, которые понижают вероятность того,что ошибки и отклонения от норм могут возникнуть, но не будут выявлены исвоевременно устранены. Эту процедуру называют оценкой риска контроля.
Тестирование контрольныхмоментов и проверки хозяйственных операций. Когда, по мнению аудитора, рискконтроля незначителен, он может уменьшить недоверие к точности информациифинансовой отчетности, непосредственно относящейся к этим моментам, иначе еепридется проверять методом сбора аудиторских свидетельств. Но чтобы обосноватьсвое мнение относительно того, что риск контроля незначителен, аудитор долженпроверить степень эффективности контрольных моментов.
Многие тесты контрольных моментов подразумеваютпроверку первичных документов, подтверждающих хозяйственные операции. Крометого, значительная часть накапливаемых аудиторских свидетельств – это и естьдокументы, имеющие отношение к хозяйственным операциям.
Проверка статей баланса.Проверки заключительных балансов необходимы при аудите, поскольку большая частьсвидетельств поступает из источников, независящих от клиента, и, следовательно,эти источники можно считать надежными.
Существует тесная связь между общей оценкой тогоположения, в котором находится клиент, пониманием системы внутрихозяйственногоконтроля клиента и оценкой риска контроля, а также проверкой отдельных статейбаланса, содержащихся в финансовой отчетности. Если аудитор уверен, чтофинансовая отчетность представлена достаточно объективно, то можно существенносократить проверку отдельных статей баланса. Однако некоторые проверкифинансовой отчетности следует проводить во всех случаях.
Завершение аудита исоставление заключения. После завершения аудитором всех процедур необходимообъединить полученную информацию, чтобы прийти к общему выводу о том,достаточно ли объективно составлена финансовая отчетность. На практике аудиторнепрерывно сопоставляет полученную и собранную им информацию. Конечноеобобщение – это окончательный вывод о готовности выполнения работы. После этогоаудитор должен представить аудиторское заключение, которое и будет приложено к публикуемойклиентом финансовой отчетности. Это заключение должно отвечать четкосформулированным техническим требованиям, на которые влияют масштабывыполнявшегося аудита и сущность того, что именно обнаружил аудитор [8; стр.168].
2.2 Подготовка программыаудита кассовых операций
Развитием Общего плана аудита является Программааудита. Она определяет характер, временные рамки и объем запланированныхаудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита, онатакже устанавливает сроки, запланированные на проверку различных областей илипроведение различных процедур аудита.
Каждую проводимуюаудиторскую процедуру необходимо обозначить номером или кодом, с тем, чтобыаудитор в процессе работы имел возможность делать на них ссылки в своих рабочихдокументах [7; стр. 48].
Классификационный номерсодержит название раздела бухгалтерского учета и три знака. Строится посерийно-порядковой системе: первый знак – номер нарушения по классификации(выделено семь нарушений порядка ведения кассовых операций), второй знак –номер разновидности нарушения (от 1 до 4), третий знак – порядковый номерпроцедуры для выявления данного нарушения [1; стр. 406].
Программа аудита составляется в виде тестов средствконтроля и аудиторских процедур по существу. Тесты средств контроляпредставляют собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора офункционировании системы внутреннего контроля и учета. Они также помогаютвыявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта [7;стр. 48].
Программа аудиторских процедур по существупредставляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретныхпроверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именноразделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составитьпрограмму аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита ирезультатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться.Причины и результаты изменений следует документировать [1; стр. 198].
Выводы аудитора покаждому разделу аудиторской программы, документально отражены в рабочихдокументах, являются фактическим материалом для составления аудиторскогоотчета, аудиторского заключения и основанием для формирования объективногомнения аудитора о бухгалтерской отчетности проверяемой организации.
Документальным итогомпланирования проверки являются Программа аудита и рабочие материалы,сгруппированные в постоянные и текущие аудиторские файлы [7; стр. 48].
При составлении программыи по ходу аудита аудитор должен предусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющихна проведение проверки, а именно:
·          нужны лидополнительные разъяснения при интерпретации сомнительных документов?
·          выходит лисделанное наблюдение за рамки аудита? Если да, то важно ли оно для качества,безопасности и т.п. и стоит ли того, чтобы выходить за рамки данной аудиторскойпроверки?
·          удовлетворителенли уровень существенности при проведении проверки?
·          существуют лиособые «аудиторские находки» или наблюдения беспокоящие клиента?
·          полностью липрименены в данной ситуации употребляемые способы оценки деятельностиэкономического субъекта?
·          по плану лиосуществляется аудиторская проверка? Не выходит ли за отведенное время? Еслида, то какими областями аудита можно пренебречь без ущерба для поставленныхцелей?
 Выработка мнений по этими другим подобным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своейроли, собственной фильтрующей системы. При этом ответы на перечисленные вопросыне должны зависеть от предубеждений или каких либо иных причин. Промежуточныемнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока нет фактов.
По окончании процессапланирования аудита Общий план и Программа аудита должны быть оформленыдокументально и завизированы в установленном порядке [1; стр. 199].

3. Аудиторская проверкакассовых операций на примере ООО «Луч»
3.1 Составление плана ипрограммы аудита кассовых операций
Аудиторская проверкакассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности:
1. Определение цели иосновных задач аудита, подборка нормативных актов.
2. Составлениеаудиторской программы в виде программы тестов средств контроля и программыпроцедур по существу.
3. Установлениесоответствия данных бухгалтерского баланса по статье «Денежныесредства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежныхсредств, в том числе находящихся в кассах организации.
4. Проверка организацииматериальной ответственности.
5. Определениевозможности использования результатов работы внутреннего аудита.
6. Документальноеоформление движения наличности.
7. Выявление существенныхнарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства ивыражение мнения.
8. Требование устранитьэкономическим субъектом нарушения в учете и отчетности.
По результатам проверкинеобходимо составить отчет экономическому субъекту — аудиторское заключение.
Нам необходимо проверитькассовые операции ООО «Луч» за 1 квартал 2008 года. При планировании аудитаконкретного предприятия готовится перечень вопросов с целью определениявнутреннего контроля и обеспечения сохранности денежных средств и достоверностиотражения кассовых операций в бухгалтерском учете.
Для обеспечения полнотыформируемой информации, а также для предотвращения повторных процедурнеобходимо предусмотреть сопоставление полученных данных.
Перечень вопросов представлен в таблице №3.
Таблица № 3 — Вопросник для обследования кассовыхопераций и составления плана и программы проверки в ООО «Луч»№ п/п Вопрос Документ, который следует запросить Назначенная аудиторская процедура Варианты ответов 1 Установлена ли сигнализация в кассе? – – Нет 2 Хранятся ли денежные средства в несгораемом шкафу? – – Да 3 Заключен ли договор на охрану? – – Нет 4 Производит ли предприятие реализацию готовой продукции, товаров, услуг населению за наличные? – – Нет 5 Инкассируется ли данная организация? – – Нет 6 Хранятся ли в кассе денежные документы (бланки ценных бумаг, путевки, билеты и т.д.)? – – Да 7 Сопровождается ли кассир при сдаче и получении денежных средств в банк? – – Да 8 Кому предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качеств руководителя предприятия? Образец подписи руководителя «Касса 1.2.2» Руководителю предприятия 9 Имеются ли распоряжения руководителя предприятия о назначении уполномоченного лица ставить подпись на приходных и расходных ордерах в качестве главного бухгалтера? Письменные распоряжения, образцы подписей «Касса 1.2.1» Да 10 Имеются ли на предприятии контрольно-кассовые машины (ККМ) – – Нет 11 Сменялись ли кассиры в проверяемом периоде? – Нет 12 Получают ли сотрудники предприятия деньги от сторонних организаций по доверенности? – – Нет 13 Ведется ли журнал выданных доверенностей? Журнал доверенностей «Касса 2.3.1» Да 14 Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности? Договор о полной мат. ответственности «Касса 3.1.3» Да 15 В каком размере банком установлен лимит остатка наличности в кассе? Лимит остатка денег в кассе установ. банком «Касса 5.1.2» 3000 руб. 16 Выдаются ли денежные средства при наличии в расходном кассовом ордере одной подписи (руководителя, главного бухгалтера)? – – Нет 17 Проводятся ли внезапные проверки кассы? – – Нет 18 Периодичность плановых инвентаризаций кассы. Приказ об инвентаризации кассы – 1 раз в год 19 Принимает ли участие в инвентаризации кассы бухгалтер? Приказ о составе инвен. комиссий – Да 20 Регистрируются ли кассовые ордера в журналах регистрации? – – Нет 21 Ведется ли на предприятии кассовая книга? Кассовая книга «Касса 3.2.1» «Касса 3.2.2» Да 22 Ведется ли журнал регистрации платежных ведомостей? – – Нет 23 Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию? Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хоз. нужды Да 24 Установлен ли срок на который они выдаются? – – Нет 25 Составляет ли кассир реестр депонированных сумм? – – Нет 26 Ведется ли на предприятии журнал учета депонентов? – – Нет
По результатам опроса видно, что кассовые операциисоставляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, из чегоследует, что планировать проверку можно в обычном порядке, для оценкисущественности статьи «Касса» в отчетности предприятия.
План аудита кассовых операций приведен в таблице №4.
Проверяемая организацияООО «Луч»
Период аудита с 20 апреляпо 29 апреля 2007 года
Количество человеко-часов64
Руководитель аудиторскойгруппы Иванова А.С.
Состав аудиторской группыИванова А.С., Пшеницина О.Н.
Планируемый аудиторский риск4%
Планируемый уровеньсущественности 1%
Таблица №4 — Общий планаудита кассовых операций№ раздела аудита Наименование раздела (планируемые виды работ) Этапы Категории специалистов Изменения в ходе аудита За 1 кв. 2008г. За 2 кв. 2008г. За 3 кв. 2008г. 1 Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля С 20.04.08 по 22.04.08 Х Х Старший аудитор помощник аудитора Нет 2 Аудит движения денежных средств С 22.04.08по 26.04.08 Х Х Старший аудитор помощник аудитора Нет 3 Аудит сводного учета движения денежных средств С 26.04.08по 29.04.08 Х Х Старший аудитор помощник аудитора Нет
После того, как общийплан аудита составлен, необходимо составить программу аудита. Программа должнапредставлять собой детальный перечень и сроки проведения аудиторских процедур.Примерная программа аудита приведена в таблице №5.
Проверяемая организацияООО «Луч»
Период аудита с 20 апреляпо 29 апреля 2008 года
Количество человеко-часов64
Руководитель аудиторскойгруппы Иванова А.С.
Состав аудиторской группыИванова А.С., Пшеницина О.Н.
Планируемый аудиторскийриск 4%
Планируемый уровеньсущественности 1%
Таблица № 5 — Программааудита кассовых операций№ п/п Перечень аудиторских процедур Период проведения Исполнитель Рабочие документы аудитора 1 Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля 11 Внезапная ревизия кассы с полистным пересчетом денежной наличности 1 раз в квартал Иванова А.С. Приказ на проведение ревизии, Акт ревизии кассы 12 Аудит договоров с кассиром о материальной ответственности 1 раз в год Пшеницина О.Н. Договор о полной материальной ответственности 13 Аудит приказов, распоряжений о праве подписи бухгалтерских документов уполномоченными лицами 1 раз в год Пшеницина О.Н. Приказы, Распоряжения, Образцы подписей уполномоченных лиц 2 Аудит движения денежных средств 21 Проверка лимита денежных средств установленного банком 1 раз в полугодие Иванова А.С. Лимит остатка денег в кассе предприятия, установленный банком 22 Аудит прихода денежных средств 1 раз в квартал Иванова А.С. Приходные ордера, Чековая книжка, Журнал регистрации выданных доверенностей 23 Аудит расхода денежных средств 1 раз в квартал Иванова А.С. Расходные ордера, Платежные ведомости, Авансовые отчеты 24 Аудит ведения кассовой книги 1 раз в квартал Иванова А.С. Кассовая книга 3 Аудит сводного учета денежных средств 31 Проверка данных аналитического и синтетического учета 1 раз в квартал Пшеницина О.Н. Журнал-ордер №1, Ведомость №1, Главная книга 32 Сверка данных бухгалтерских регистров и отчетности 1 раз в квартал Пшеницина О.Н. Бухгалтерский баланс ф.№1, Отчет о движении денежных средств ф. №4 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
После того, каксоставлены Общий план аудита и Программа аудита, можно приступать к аудиторскойпроверке кассовых операций.
3.2 Аудит кассовыхопераций ООО «Луч»
Основные документы,изучаемые и проверяемые при аудите кассовых операций, следующие: приходные ирасходные кассовые ордера; кассовая книга, отчеты кассира; журналы регистрацииприходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров, выданных доверенностей,депонированных сумм; платежные (расчетно-платежные) ведомости и др.
Целесообразностьиспользования денежных средств и их многообразие находят отражение в учетныхрегистрах и отчетности:
·          журнал — ордер №1и ведомость №1 по учету операций по кассе (согласно типовой форме, утвержденнойПостановлением Госкомстата России от 18.08.1998 №88 «Об утвержденииунифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций,по учету результатов инвентаризации»);
·          главная книга;
·          баланспредприятия (форма N 1), 2-й раздел актива;
·          отчет о движенииденежных средств (форма N 4 приложения к балансу).
Согласно составленнойПрограмме аудита начинать проверку надо с первого пункта программы «Оценкасистем бухгалтерского учета и внутреннего контроля».
1. Нами была проведенавнезапная ревизия кассы в присутствии кассира и главного бухгалтера. Результатыревизии оформлены актом (Приложение №1). К началу проведения ревизии с кассираполучена расписка о наличии денежных средств в кассе (Приложение №2). По результатамревизии можно сделать следующий вывод: Недостач и излишков денежных средствнаходящихся в кассе не выявлено, все денежные средства перечисленные в актенаходятся на ответственном хранении кассира. Согласно расписке полученной откассира до начала инвентаризации остатки наличных денег совпадают с остаткамиденежных средств указанных в бухгалтерском учете.
2. С кассиром предприятиязаключен договор о полной материальной ответственности, в договоре оговоренысроки действия данного договора, имеется образец подписи кассира.
3. При проверке Приказово праве подписи бухгалтерских документов уполномоченными лицами можно сделатьследующий вывод: Право подписи за руководителя предприятия возложено наруководителя предприятия Горышеву Зою Михайловну, право второй подписивозложено на Главного бухгалтера Пегашову Ирину Георгиевну, а также кассирапредприятия Пшеницину Ольгу Николаевну. В приказе имеются образцы подписейуполномоченных лиц.
По результатам проведенногоопроса можно сделать вывод о слабом внутреннем контроле, так как на предприятиине проводятся внезапные ревизии кассы, плановые ревизии кассы проводятся режеодного раза в год. Помещение кассы не оборудовано сигнализацией.
Переходим к выполнениювторого пункта Программы аудита «Аудит движения денежных средств». Для анализадвижения денежных средств нам понадобятся первичные документы, чековые книжки,кассовая книга.
Первым делом необходимопроверить, применяются ли для оформления кассовых операций формы первичнойучетной документации, разработанные министерствами и иными федеральнымиорганами исполнительной власти; имеют ли они заполненными все обязательныереквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «Обухгалтерском учете».
При проверке первичныхдокументов следует обращать внимание на четкое оформление документов (наличиерасписок получателей, отсутствие подчисток и исправлений (известны случаиповторного списания денег на основании расходного кассового ордера, оплаченногов предыдущем году). Проверяем наличие и подлинность на кассовых ордерах идругих денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег,законность произведенных из кассы выплат денежных средств. При такой проверкеможно выявить факты подписи расходных кассовых документов только однимруководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими незаполненныхчеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег вбанке.
Проверка правильности и своевременности оприходованияденег, получаемых по денежным чекам из банка, является целью выявлениянеоприходования денег в кассу предприятия. Для этого просматривается кассоваякнига. В случаях, когда встречается надпись «Получено из банка по чеку__», сверяется сумма, указанная в кассовой книге, с суммой, указанной накорешке чековой книжки, и суммой, указанной в выписке банка.
Вывод который можно сделать по данным разделамПрограммы аудита таков: на предприятии используются первичные кассовыедокументы установленного образца; документы заполнены четко, следов подтирок иисправлений не обнаружено; подписи уполномоченных лиц совпадают с образцамиподписей; приход денежных средств в основном из банка по чекам; суммы указанныев корешках чековых книжек, приходных ордерах и выписках банка совпадают; лимиткассы установленный банком не нарушается; выдача денег в подотчет производитсяпри наличии заявления на получение денег подписанного руководителемпредприятия.
При аудите кассовой книги выявлено следующее: кассоваякнига на предприятии ведется автоматизировано, по форме установленного образца;вместе с ней распечатывается отчет кассира идентичный листам кассовой книги;подписи уполномоченных лиц совпадают с образцами; листы кассовой книгиприложены к первичным документам и прошиты помесячно в «Приложение кжурналу-ордеру №1».
Переходим к выполнению третьего пункта Программыаудита «Аудит сводного учета денежных средств».
При проверке Журнала-ордера №1 и Ведомости №1, Главнойкниги, Бухгалтерского баланса ф. №1 и Отчета о движении денежных средств ф. №4 существенныхнарушений не выявлено. Данные документы заполняются автоматически в программе«1-С бухгалтерия», а затем распечатываются. Документы установленного образца,подписи должностных лиц совпадают с образцами, расхождений в суммах невыявлено.
Документы прилагаются.
Заключение
В работе были рассмотренытеоретические и практические аспекты аудита кассовых операций. Выводы попрактической части работы представим в виде аудиторского заключения.
«Полной проверкеподвергнуты приходные и расходные ордера, кассовая книга, расчетно-платежныеведомости. Остальные документы проверены выборочно, в том числе: Журнал-ордер№1, Ведомость №1, Главная книга, Бухгалтерский баланс, Отчет о движенииденежных средств ф. №4.
Проведенным аудитомустановлено:
·          бухгалтерскийучет на предприятии ведется в соответствии с Положением о бухгалтерском учете иотчетности в Российской Федерации,
·          бухгалтерскийбаланс составлен на основе остатков счетов Главной книги,
·          путем изученияпервичных документов по учету денежных средств, установлена достоверность записейв Журнале-ордере №1, Ведомости №1 и Главной книге за период с 1.01.08 по31.03.08г.,
·          путем проведенияревизии кассы установлено, остатки наличных денег совпадают с остаткамиденежных средств указанных в бухгалтерском учете.
На основе выше изложенногосчитаю, что финансовая отчетность предприятия составлена верно, финансовое положениепредприятия устойчивое». Но все же для того чтобы предприятие не сделало вдальнейшем ошибок «караемых законом», необходимо тщательно следить запередвижением денежных средств.
Список использованной литературы
1.   Аудит: Учебник для вузов / В.И.Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004.- 583с.
2.   Наринский А.С., Гаджиев Н.Г. Контрольв условиях рыночной экономики. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 176с.
3.   Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит(организация и методика проверок). М.: информационно-внедренческий центр«Маргетинг», 1994 – 78с.
4.   Кочинев Ю.Ю., под ред. к. э. н. проф.Н.Л. Вещуновой Аудит. – СПБ.: Питер, 2002. – 304 с.: ил.- (Серия 2Бухгалтеру иаудитору»).
5.    Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит:Учебник – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2000 – 352с. – (серия«Высшее образование»).
6.   А.В. Газарян, руководительдепартамента аудита ЗАО “МКД”, Г.В. Соболева, доцент СПбГУ “Планирование аудитагодовой отчетности”, журнал “Бухгалтерский учет” № 7, 2005г.
7.   Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: пер. сангл.; гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1995. –560 с.: ил. – (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).

Приложение № 1АКТ
Инвентаризации наличияденежных средств, находящихся в кассе ООО «Луч»
г. Москва 20 апреля 2008года
На основании приказа № 45от 19 апреля 2008 года по ООО «Луч» мною Ивановой Анной Сергеевной, аудиторомфирмы «Пролог», произведена ревизия кассы. Ревизия проводилась в присутствиикассира Пшенициной Ольги Николаевны и главного бухгалтера Пегашовой ИриныГеоргиевны.
До начала ревизиикассиром Пшенициной Ольгой Николаевной составлен отчет о сдаче всех кассовыхдокументов в бухгалтерию, оприходовании поступивших и списании выбывшихденежных средств, о чем свидетельствует расписка кассира.
Результатыинвентаризации: излишек не выявлено, недостача не выявлена.
Последние номера кассовыхордеров:
Приходного № 10,расходного № 15.
В оправдание недостач(излишков) кассиром предоставлены следующие документы:___________________________________________
на сумму__________________________________________________
Замечания по кассе: нет______________________________________
Акт составлен в трехэкземплярах
Аудитор___________________________________________________
Главныйбухгалтер___________________________________________
Кассир_____________________________________________________
20 апреля 2008 года

Приложение № 2
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации наличия денежныхсредств все расходные и приходные документы на денежные средства сданы вбухгалтерию и все денежные средства, поступившие на мою ответственность,оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Кассир______________ПшеницинаО.Н. 20 апреля 2008г.
При инвентаризацииустановлено следующее:
1)        наличных денег1500,00 (Одна тысяча пятьсот рублей, 00 копеек.)
2)        почтовых марок__________________________________________
3)        ________________________________________________________
4)        ________________________________________________________
Итого фактическое наличие1500,00 (Одна тысяча пятьсот рублей 00 копеек).
По учетным данным 1500,00(Одна тысяча пятьсот рублей 00 копеек).
Главныйбухгалтер_____________________________________________
Кассир_______________________________________________________
20 апреля 2008 года
Таблица №1№ п/п Наименование документа Кем, когда утвержден Краткая характеристика 1 Письмо Центрального банка России № 40 «Порядок ведения кассовых операций в РФ» Решением Совета директоров Центрального Банка России 22.09.93г. Глава IV Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины « В сроки, установленные руководителем предприятия…» 2 Закон РФ № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» Президентом РФ Ельциным Б.Н. 18.06.93г. (ред. от 30.12.2001г.) «Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций…» 3 ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ» (ПБУ 4/99) Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99г. № 43н «Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности….» 4 Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 49 «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
13 июня 1995 г.
МИНФИН РФ
Заместитель Министра С.Д.Шаталов « Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств…» 5 Приложение к Приказу ГНС РФ № ВГ-3-14 «Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах» 22.06.95г. Государственная налоговая служба Российской Федерации «Настоящий Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (далее — Порядок) разработан в соответствии с…» 6 Приложение к письму ГНС РФ №НИ-6-07/152 «Методические рекомендации по вопросам применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» 05.05.94г. Государственная налоговая служба Российской Федерации «Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи налоговым органам в осуществлении контроля за…» 7 Постановление МФ РФ № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»
30.08.93г. Заместитель министра финансов Российской Федерации
П.В. Черноморд «При денежных расчетах с покупателями (клиентами) применяются два типа кассовых машин…» 8 Указание ЦБ РФ №1050-у «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке»
14.11.2001 г.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ
Председатель Банка России — В.В.Геращенко «Руководствуясь решением Совета директоров Банка России от 6 ноября 2001 г. (протокол №25), установить в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тысяч рублей…» 9 Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций Утверждено Постановлением Госкомстата РФ №88 от 18.08.98г. «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации разработан НИПИстатинформ Госкомстата России на основании…» 10 Альбом унифинцированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин
Утверждены Постановлением
Госкомстата России от 25.12.98 №132 «В настоящий альбом включены унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением …»
Источниками информациипри проверке кассовых операций служат:
·          журнал-ордер №1 иведомость №1 (при журнально-ордерном учете),
·          карточка и анализсчета №50 (при автоматизированном учете),
·          кассовая книга(форма КО-4),
·          книгакассира-операциониста,
·          приходныекассовые ордера (форма КО-1),
·          расходныекассовые ордера (форма КО-2),
·          журналрегистрации кассовых ордеров (форма КО-3),
·          книга учетапринятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5),
·          актинвентаризации наличия денежных средств (форма ИНВ-15),
·          инвентаризационнаяопись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма ИНВ-16),
·          платежныеведомости (форма Т-53),
·          расчетно-платежныеведомости (форма Т-49).
Аудиторские процедуры,которые могут быть использованы при проверке кассовых операций:
·          инвентаризациякассы и осмотр помещения кассы,
·          контрольный замер(например, совершение контрольной закупки),
·          опрос и проверкасоблюдения установленных на проверяемом предприятии правил,
·          просмотр исравнение документов [5; стр.200],
·          получение перечнябанковских счетов и согласование остатка средств, показанного в балансе постатьям “Расчетные счета” и “Прочие денежные средства”, с банковскимивыписками,
·          оценкаправильности бухгалтерских записей по учету средств на счетах в банках,
·          соблюдениеорганизацией лимита хранения наличных денег в кассе,
·          соблюдениепорядка расчетов наличными деньгами с юридическими лицами [6; стр.301].
Правило(стандарт) №5«Аудиторские доказательства»:
1. Настоящеефедеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетоммеждународных стандартов аудита, устанавливает единые требования к количеству икачеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой(бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получениядоказательств.
2.Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются — аудитор)должны получить достаточные надлежащие доказательства с целью формулированияобоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.
3.Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестовсредств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. Внекоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путемпроведения процедур проверки по существу.
4.Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведениипроверки, и результат анализа указанной информации, на которых основываетсямнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности,первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой(бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченныхсотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников(от третьих лиц).
5. Тестысредств внутреннего контроля означают действия, проводимые с целью полученияаудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективностифункционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
6. Процедурыпроверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательствсущественных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанныепроцедуры проверки проводятся в следующих формах:
·           детальныетесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетахбухгалтерского учета;
·           аналитическиепроцедуры.
Достаточныенадлежащие аудиторские доказательства
7. Понятиядостаточности и надлежащего характера взаимосвязаны и применяются к аудиторскимдоказательствам, полученным в результате тестов средств внутреннего контроля ипроведения аудиторских процедур по существу. Достаточность представляет собойколичественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер являетсякачественной стороной аудиторских доказательств, определяющей их совпадение сконкретной предпосылкой подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и еедостоверность. Обычно аудитор считает необходимым полагаться на аудиторскиедоказательства, которые лишь предоставляют доводы в поддержку определенноговывода, а не носят исчерпывающего характера, и зачастую собирает аудиторскиедоказательства из различных источников или из документов различного содержанияс тем, чтобы подтвердить одну и ту же хозяйственную операцию или группуоднотипных хозяйственных операций.
8. Приформировании аудиторского мнения аудитор обычно не проверяет все хозяйственныеоперации аудируемого лица, поскольку выводы относительно правильности отраженияостатка средств на счетах бухгалтерского учета, группы однотипных хозяйственныхопераций или средств внутреннего контроля могут основываться на суждениях илипроцедурах, проведенных выборочным способом.
9. Насуждение аудитора о том, что является достаточным надлежащим аудиторскимдоказательством, влияют следующие факторы:
·           аудиторскаяоценка характера и величины аудиторского риска как на уровне финансовой(бухгалтерской) отчетности, так и на уровне остатка средств на счетахбухгалтерского учета или однотипных хозяйственных операций;
·           характерсистем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также оценка рискасредств внутреннего контроля;
·           существенностьпроверяемой статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности;
·           опыт,приобретенный во время проведения предшествующих аудиторских проверок;
·           результатыаудиторских процедур, включая возможное обнаружение недобросовестных действийили ошибок;
·           источники достоверность информации.
10. Приполучении аудиторских доказательств с использованием тестов средств внутреннегоконтроля аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этихдоказательств с целью подтверждения оценки уровня риска средств внутреннегоконтроля.
11. Кобъектам оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля,относительно которых аудитор собирает аудиторские доказательства, относятся:
·           организация- устройство систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, обеспечивающеепредотвращение и (или) обнаружение, а также исправление существенных искажений;
·           функционирование- эффективность действия систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля втечение соответствующего периода времени.
12. Приполучении аудиторских доказательств с использованием аудиторских процедур посуществу аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этихдоказательств наряду с доказательствами, полученными в результате тестовсредств внутреннего контроля, с целью подтверждения предпосылок подготовкифинансовой (бухгалтерской) отчетности.
13.Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности — сделанныеруководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженныев финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные предпосылки включают в себяследующие элементы:
·           существование- наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства,отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
·           праваи обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определеннуюдату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской)отчетности;
·           возникновение- относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция илисобытие, имевшие место в течение соответствующего периода;
·           полнота- отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств,хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;
·           стоимостнаяоценка — отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащейбалансовой стоимости актива или обязательства;
·           точноеизмерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события сотнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;
·           представлениеи раскрытие — объяснение, классификация и описание актива или обязательства всоответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
14.Аудиторские доказательства, как правило, собирают, принимая во внимание каждуюпредпосылку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторскиедоказательства, относящиеся к одной предпосылке, например, в отношениисуществования товарно-материальных запасов, не могут компенсировать отсутствиеаудиторских доказательств относительно другой предпосылки, например,стоимостной оценки. Характер, временные рамки и объем процедур проверки посуществу зависят от проверяемой предпосылки. В ходе тестов аудитор можетполучить доказательства, относящиеся более чем к одной предпосылке, например,при проверке погашения дебиторской задолженности он может выявить аудиторскиедоказательства как относительно ее существования, так и относительно ее величины(стоимостной оценки).
15.Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего иливнешнего), а также от формы их предоставления (визуальной, документальной илиустной). При оценке надежности аудиторских доказательств, зависящей отконкретной ситуации, исходят из следующего:
·           аудиторскиедоказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), болеенадежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;
·           аудиторскиедоказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, еслисуществующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являютсяэффективными;
·           аудиторскиедоказательства, собранные непосредственно аудитором, более надежны, чемдоказательства, полученные от аудируемого лица;
·           аудиторскиедоказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чемзаявления, представленные в устной форме.
16.Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различныхисточников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат другдругу. В подобных случаях аудитор может обеспечить более высокую степеньуверенности по сравнению с той, которая была бы получена в результатерассмотрения аудиторских доказательств по отдельности. И, напротив, еслиаудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуютдоказательствам, полученным из другого, аудитор должен определить, какиедополнительные процедуры необходимо провести для выяснения причин такого несоответствия.
17. Аудитордолжен сопоставлять расходы, связанные с получением аудиторских доказательств,и полезность получаемой при этом информации. Однако сложность работы и расходыне являются достаточным основанием для отказа от выполнения необходимой процедуры.
18. Приналичии серьезных сомнений относительно достоверности отражения хозяйственныхопераций в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор должен попытатьсяполучить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для устранениятакого сомнения. В случае невозможности получения достаточных надлежащихаудиторских доказательств аудитор должен выразить свое мнение с соответствующейоговоркой или отказаться от выражения мнения.
Процедурыполучения аудиторских доказательств.
19. Аудиторполучает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедурпроверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение,пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитическиепроцедуры. Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, отсрока, отведенного на получение аудиторских доказательств.
20. Врезультате инспектирования материальных активов аудируемого лицапредоставляются достоверные аудиторские доказательства относительно ихсуществования, но необязательно относительно права собственности на них или ихстоимостной оценки.
Документальныеаудиторские доказательства, характеризующиеся различными степенями надежности,включают в себя:
·           документальныеаудиторские доказательства, созданные третьими лицами и находящиеся у них(внешняя информация);
·           документальныеаудиторские доказательства, созданные третьими лицами, но находящиеся уаудируемого лица (внешняя и внутренняя информация);
·           документальныеаудиторские доказательства, созданные аудируемым лицом и находящиеся у него(внутренняя информация).
Проверкадокументов, касающихся имущества аудируемого лица, предоставляет достоверныеаудиторские доказательства относительно его существования, но необязательноотносительно права собственности на него или его стоимостной оценки.
21.Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры,выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетомматериальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживаниевыполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальныхсвидетельств для аудита).
22. Запроспредставляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или запределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальнымписьменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устнымвопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы)могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал иликоторые подтверждают аудиторские доказательства.
23.Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся вбухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение одебиторской задолженности непосредственно у дебиторов).
24. Пересчетпредставляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичныхдокументах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельныхрасчетов.
25.Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитороминформации, исследование важнейших финансовых и экономических показателейпроверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильноотраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин такихошибок и искажений.
Правило (стандарт)№3«Планирование аудита»:
1. Настоящеефедеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетоммеждународных стандартов аудита, устанавливает единые требования попланированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется — аудит), применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит непервый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторскойпроверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесспланирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящемправиле (стандарте).
2.Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются — аудитор)обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
3.Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детальногоподхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторскихпроцедур./>
Планированиеработы.
4.Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областямаудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальныепроблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно исвоевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу междучленами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а такжекоординировать такую работу.
5. Затратывремени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемоголица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностейего деятельности.
6. Получениеинформации о деятельности аудируемого лица является важной частью планированияработы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности,которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую)отчетность.
7. Аудиторвправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенныеаудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров ичленами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективностиаудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица.При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общегоплана и программы аудита./>
Общий планаудита.
8. Аудиторунеобходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в немпредполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий планаудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководствомпри разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего планааудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельностиаудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
9. Приразработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а)деятельность аудируемого лица, в том числе:
·           общиеэкономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемоголица;
·           особенностиаудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к егофинансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшиес даты предшествующего аудита;
·           общийуровень компетентности руководства;
б) системыбухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
·           учетнуюполитику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
·           влияниеновых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение вфинансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственнойдеятельности аудируемого лица;
·           планыиспользования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверкипо существу;
в) риск исущественность, в том числе:
·           ожидаемыеоценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболееважных областей для аудита;
·           установлениеуровней существенности для аудита;
·           возможность(в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений илинедобросовестных действий;
·           выявлениесложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависитот субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочныхпоказателей;
г) характер,временные рамки и объем процедур, в том числе:
·           относительнуюважность различных разделов учета для проведения аудита;
·           влияниена аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфическихособенностей;
·           существованиеподразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние напроцедуры внешнего аудита;
д)координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненнойработы, в том числе:
·           привлечениедругих аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочернихкомпаний аудируемого лица;
·           привлечениеэкспертов;
·           количествотерриториально обособленных подразделений одного аудируемого лица и ихпространственную удаленность друг от друга;
·           количествои квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочиеаспекты, в том числе:
·           возможностьтого, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица можетоказаться под вопросом;
·           обстоятельства,требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
·           особенностидоговора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
·           срокработы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услугаудируемому лицу;
·           формуи сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов всоответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторскойдеятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
/>Программааудита.
10. Аудиторунеобходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющуюхарактер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур,необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита являетсянабором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средствомконтроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита такжемогут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой(бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время,запланированное на различные области или процедуры аудита.
11. Впроцессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во вниманиеполученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а такжетребуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурахпроверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедурпроверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получитьот аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. Впроцессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные впункте 9 настоящего правила (стандарта).
/>Изменения в общем плане и программе аудита.
12. Общийплан аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться ипересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работыосуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторскогозадания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами,полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесениязначительных изменений в общий план и программу аудита должны бытьдокументально зафиксированы.