Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных

–PAGE_BREAK–
Процедура

Исследование желательно проводить в форме игры (например, предлагается игра «Угадай»).

Перед началом исследования употребления падеж­ных окончаний существительных нужно проверить знание ребенком объектов, которые ему предстоит обо­значать, и слов, которые предстоит произносить7. Для этого проводящий исследование сначала из группы 66 картинок в случайном порядке последовательно выбирает от 2 до 5 картинок, выкладывает их перед ребенком, называет нужные объекты, а ребенок дол­жен их показать. После завершения этих испытаний перед ребенком выкладывают по одной картинке, по­казывают на нужный объект, а ребенку нужно его назвать. Если испытуемый не знает объекта или сло­ва, обозначающего объект, их следует объяснить и убедиться в усвоении знаний.

В основном испытании проводящий его произно­сит начало фразы, которая соответствует содержанию картинки, а ребенок должен закончить фразу — про­изнести последнее слово (или слова).

Для понимания ребенком этого задания проводит­ся обучение. Примерная инструкция:

Давай теперь поиграем по-другому. Будем вместе
смотреть картинки и вместе отгадывать, что на
них нарисовано. Я начну говорить, а ты закончишь.
Вот картинка (например, выкладывается картинка № 4 «Мальчик строит дом»). Я скажу: «Мальчик строит…», а ты скажешь: «дом». Давай попробуем.

Для проверки понимания задания предлагаются еще 2-3 картинки. К испытанию можно приступать

7    В противном случае результаты исследования могут быть недостаточно достоверными.

16

только тогда, когда есть полная уверенность в том, что ребенок понял задание.

Картинки предъявляются не в списочном, а в слу­чайном порядке, чтобы избежать ситуации, когда при склонении существительных в одном и том же паде­же дети переносят предыдущие ответы (правильные или неправильные) на последующие.

При предъявлении некоторых картинок проводя­щему исследование нужно дополнительно описывать ситуацию и ставить вопросы. Например, дополнитель­ная информация к картинке № 25: На этой картин­ке стол и стул. А на этой картинке нет… {стола) (аналогично с № 26 по 30); к № 38: У мальчика жи­вет щенок. Мальчик дает молоко… (щенку)’, к № 31: Скажи, у кого хобот. Хобот… (у слона) (аналогично с № 32 по 36); к № 50: Скажи, чем девочка гладит платье. Девочка гладит платье… (утюгом).

Речь проводящего исследование и испытуемых желательно записать на магнитную ленту.

Ответы детей заносятся в протокол. За образец его можно взять список предложений (см. выше).

Критерии оценки выполнения заданий

Неправильные ответы следует разделять на «непра­вильные определенные» и «неправильные неопреде­ленные».

К «неправильным определенным» относятся такие ответы, когда можно считать, что

1)       замена окончаний производится внутри падежа
(например, внутри винительного падежа: катит ко­
лесу по аналогии с катит машину)’,

2)        окончание одного падежа заменяется окончанием
другого (например, гуляет с коза; пришли к врача).

«Неправильными неопределенными» считаются ответы, в которых:

17

–PAGE_BREAK–