«Методика экологического развития дошкольников»

«Методика экологического развития дошкольников»Введение. В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельностей и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.1. Поход.Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход — это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых — эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с экологом и методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания. Эколог планирует показать детям лес как сообщество, продумывает заранее, в каких местах и на каких примерах можно продемонстрировать его «этажи», взаимосвязь обитателей, цепи питания (хотя бы 2—3 звена). Походы, организуемые в разные сезоны, позволяют наблюдать с детьми разное состояние растений и периоды их развития. Дети должны увидеть, что это связано с дефицитом или избытком условий внешней среды, факторов неживой природы (свет, тепло, влага). Наблюдения, которые проводят воспитатель и эколог, не должны быть длительными, с большими пояснениями, чтобы не утомлять детей. Более уместно обращать внимание детей на интересные явления и задавать вопро­сы проблемного характера, которые будут побуждать их самостоятельно искать ответы и наблюдать. Очень интересны походы в места, где есть водоемы: детей можно познакомить с водно-прибрежной экосистемой, показать” им, кто и почему живет в воде, на берегу, как растения и животные связаны с этим местом, приспособлены жить и в водной среде, и на побережье. Утки, лягушки, стрекозы, комары дают повод для наблюдений, интересного разговора или обсуждения. Как в лесу, так и возле воды детям можно показать растения, которые отсутствуют на участке детского сада: тене – и влаголюбивые, лекарственные, редкие и охраняемые, ядовитые. На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая; природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. С дошкольниками может быть организована уборка и очистка от лесного и бытового мусора своего постоянного места — тропы, поляны, лужайки. Это мероприятие имеет огромное воспитательное значение, но оно должно быть правильно организовано: собирать мусор взрослым и детям можно в рабочих перчатках, его также можно накалывать на палки и складывать в специальные мешки, которые потом отнесут в контейнеры. Лес, природная зона, куда дети с воспитателями и родителями регулярно ходят на прогулки, в походы, — это их дом в широком понимании. Надо приучать их любить свой дом, заботиться о нем, наводить в нем порядок. Правильная организация этой части похода очень важна — взрослые показывают дошкольникам, как они сами относятся к природе, как любят ее, как заботятся о доме, в котором живут все вместе. Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации чистоты — педагоги показывают, что красива любая территория, если она чистая, ухоженная. И наоборот, замусоренные участки леса, поляны не будут красивыми даже при наличии ярких цветущих растений. Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях; кружево листвы деревьев, просветы голубого неба и ажурная тень от нее на земле; стремительный полет ласточек, стрекоз, сверканье их крыльев на солнце; чарующее порханье бабочек среди цветов, деловитость мохнатых шмелей имногое другое. Конечно, воспитатель должен показать красоту самих растений — их нежную весеннюю или сочную летнюю зелень листьев, праздничный осенний наряд, цветы любой формы, окраски и размера. Взрослые обращают внимание детей (и сами восторгаются) на свисающие ветки ивы, пушистые шарики розового клевера, стройный и высокий иван-чай… Красота есть повсюду, воспитатель побуждает детей самих находить ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослыми, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Предлагает им начать сборы: смастерить игрушечные бинокли, чтобы лучше все рассмотреть, подобрать рюкзак или поясную сумку, перчатки для труда, спортивную обувь и головной убор от солнца, пару целлофановых пакетов, которые можно надеть поверх обуви, если надо будет проходить влажные или грязные места, пакет для сбора интересного природного материала, небольшой сухой паек. Воспитатель рассказывает, как взрослые готовятся к походу: подбирают подходящую подстилку для отдыха, большой целлофан (его кладут на землю под подстилку, чтобы не проходила влага земли; он также может служить общим укрытием во время дождя), готовят большой термос с чаем, двухлитровую бутыль с водой для мытья рук и других нужд, аптечку, атрибутику для игр и упражнений, фотоаппарат, общий мешок для мусора, корзину или сумку для находок, банку и сачок для рассматривания воды из водоема, сигнальные флажки для перехода через улицу с транспортом. Ценной является работа с детьми по карте-схеме: педагог вместе с ними прослеживают маршрут, обсуждают, что можно увидеть, кого можно встретить, вспоминают правила поведения на природе, правила безопасности и туризма. Взрослые, которые пойдут с детьми, продумывают свои взаимоотношения и распределяют функции: кто идет сзади, кто ведет туристов впереди, что наблюдает с детьми воспитатель, а что показывает и сообщает эколог, как проводит свои мероприятия инструктор по физвоспитанию. Взрослые обсуждают весь сценарий похода — сколько длится первый и последующие переходы, где будут остановки, чем они будут заполнены, как пройдут привал, уборка территории, питание и возвращение. Такая подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей), а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника.2. Экскурсии.Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы. Старших дошкольников можно включить в природоохранные акции — социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, силь­ное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как сами в нем участвуют, как организуют и беспокоятся. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним. относится, например, «Зеленая елочка — живая иголочка» — акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды (начало марта), День Земли (22 апреля). Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережного и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей. Заключение. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 — 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком. Один из наиболее значимых — праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе как ее важной части. Сценарий праздника может быть различным, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие природу, национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника послужит совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен — оно символизирует всеобщую любовь к Земле. К Дню Земли воспитатели с дошкольниками могут вырастить цветочную рассаду, чтобы посадить ее не только на территории учреждения, но и возле подъездов домов, в которых живут дети, во дворах. Общий девиз — «Украсим Землю цветами, чтобы она была нарядной и красивой, чтобы радовала всех людей». Мало очистить газоны — нужно, чтобы они пестрели цветами. Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Например, в подготовительной группе может быть организован праздник, посвященный А. С. Пушкину. Художественное чтение отрывков из разных произведений, в которых даются описания природы, может сочетаться с театрализованными постановками сказок поэта (или отдельных их фрагментов). В сценарий можно включить «Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения Онегина» («Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…», «В тот год осенняя погода…»), а также из поэмы «Цыганы» («За весной, красой природы…») и других произведений. Писательские и поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарий «Зимушка-зима» включаются стихотворения разных поэтов (А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина) – дети узнают, что зима своей красотой у многих вызывает сильные чувства. В старшей группе сюжет и содержание праздника может быть построено по произведениям С.Я.Маршака, А.Л. Барто, К.И.Чуковского, написанным с любовью к животным. Чаще, чем праздники, с детьми можно проводить досуги — их организует воспитатель на самые разные темы. Одним из интересных вариантов являются досуги с участием кукол — концерты для них, чаепития с ними. Например, вечер «Елка для кукол» может быть проведен в конце декабря во всех возрастных группах, он станет своего рода репетицией перед большим праздником. К этому времени дети уже знают много новогодних песен, игр, стихотворений. Воспитатель готовит елку для кукольного уголка, дети украшают ее, кукол наряжают в чистые и красивые одежды, сажают на стулья. Дети выступают перед ними, берут их в некоторые игры, а потом вместе пьют чай, угощая понарошку кукол печеньями, конфетами.Праздник ЛандышейЭкологический праздник.Проводится весной.Цель: Создать у детей радостное весеннее настроение, закрепить знания о красивом растении — ландыше. Воспитывать любовь к природе родного края и желание охранять ее.Оформление зала: коллективные работы детей «Ландыши цветут», перелетные птицы, ель, около нее цветы ландыши; за шторами домик с царевной-Несмеяной,Действующие лица: Ведущий, царевна-Несмеяна, лошадь Маруся — взрослые; дети — почтальон, зайчик.Ход праздникаДети входят под музыку и встают полукругом. Ведущая: Дорогие дети! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике ландышей. Здесь нас ожидает веселье и смех, А дружба к природе объединяет всех.^ Дети поют песню В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам» (садятся на стульчики)Входит почтальон (ребенок): Телеграмма! Телеграмма! Я бегу к вам с почты прямо. У телеграммы срочной Адрес очень точный: детский сад № 403. Ведущая: Спасибо, почтальон. Это наш детский сад. Ребята, хотите узнать, что в этой телеграмме?^ Читает телеграмму:Я хочу Вас пригласить на поляне погостить. Собирайтесь скорее в необычный поход Ждут вас тайны лесные, вдаль тропинка зовет. Чтоб поляночку найти, надо мостик перейти, А потом через болото, а потом, кому охота Ручеек перешагнуть и еще пройти чуть-чуть. Здесь найдете вы меня, В добрый путь, смелей, друзья.Ведущая: Дети, хотите отправиться в гости и узнать, кто послал нам эту телеграмму? Тогда давайте отправимся в сказочный лес, но вначале споем песню про солнышко, которое нам будет в пути помогать.^ Дети поют песню: «Выйди, солнышко» ел. И. Мазнина, муз. Р. Паулса.Ведущая: Лес, ты нас встречай, Свои тайны открывай. Да чтобы в лес попасть, Надо отгадать его тайны.^ Достает из конверта лист бумаги, читает1-я тайна: «Найдите растения Красной книги» (проводится игра с картинками). 2-я тайна: «Дорисуй цветы» — дети на полу дорисовывают цветы 3-я тайна: Узнайте, что в черном ящике?^ Достает из ящика и читает: Пришла я с подружками в весенний лес. А там стоят белые горошки, На зеленой ножке. Что это? (Ландыш)Достает ландыши и показывает их детям.Ведущая: Посмотрите, какие они красивые, чудесные. А кто из вас, дети, хочет прочитать стихотворение об этом красивом цветке?«Ландыш». Е. Серова Родился ландыш в майский день и лес его хранит. Мне кажется: его задень, он тихо зазвенит. (Позвонить колокольчиком) И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы. Давай послушаем, а вдруг — Услышим я и ты?Ведущая: Все тайны лесные мы отгадали, А кто вот послал телеграмму, Еще не узнали.Зайчик: Зайчик, я серенький зайчишка, По лесу я скачу, Про все, про все на свете Я знаю и молчу.Ведущая: Зайчишка, если ты все знаешь, скажи, кто же нам в детский сад прислал телеграмму?Зайчик: Да, я знаю, кто вам написал, Кто в детский садик телеграмму вам прислал. Всем в лесу давно известно И секрета в этом нет. Вы природу любите и напрасно ее не губите. А написала вам царевна-Несмеяна Она надеется на вашу помощь. Пойдемте, я вас к ней провожу^ Ведущая с зайчиком проходят по кругу, подходят к шторам, раскрывают их. Там, около домика сидит царевна.Ведущая: Здравствуй, Несмеяна. Это ты нас позвала? А что же ты такая грустная? (Она плачет -а-а-а, слезы льются.)Ведущая: Давайте, ребята, развеселим ее нашей пляской. (Дети пляшут «Танцевальный краковяк», муз. Л. Филиппенко, ел. Я. Черноцкои.) Несмеяна после пляски продолжает плакать.Ведущая: Не помогло. А давайте покажем ей, как мы умеем играть. (Хоровод «Цветов», ел. и муз. Л. Ивановой, обработка Т. Ломовой.) Несмеяна опять плачет.Ведущая: Опять не вышло.Несмеяна, расскажи, что у тебя случилось? Мы поможем тебе.Несмеяна: А вы сможете мне помочь? Ведущая: Постараемся Несмеяна: Тогда слушайте. Цвел у нас в лесу красивый ландыш. Цвел он весной, а весна I была так прекрасна, что ландыш сразу ее полюбил. Весне тоже понравился этот изящный цветок. Но весна ведь кругосветная путешественница, она всем улыбается, всем дарит свои ласки, но долго нигде не задерживается. Пришло время, и весна ушла, уступив место жаркому лету. Ландыш долго плакал по ушедшей весне. Маленькие цветочки его и увяли. А на их месте образовались ярко-красные капельки-слезинки. Я так полюбила эти цветы ландыша и теперь мне без них очень грустно. (А-а-а — плачет.)4 Ведущая: Несмеяна, а давай вместе с ребятами отправимся на поиски ландышей. Ведь сейчас опять весна, и снова цветет ландыш, и мы его найдем.Несмеяна: А где же нам ландыш искать, подскажите? (Растет в тенистом лесу, он как бы боится, чтобы его не сорвали, поэтому прячется в лесу, под деревьями.)Ведущая: А если, ребята, мы ландыш найдем, То уж конечно сразу сорвем.Ребенок: Рвать ландыш мы не будем, Он красной книги цветок. Пускай растет в лесу – Приносит радость людям, А мы сохраним его красу.Песня «Красная книга», муз. Д. Тухманова.2-й ребенок: Мы солнышку велели Сияй, сверкай, свети, Чтоб громче птицы пели, Чтоб ландыш мог цвести.Ведущая: А вот и полянка с ландышами. (Дети в шапочках) Посмотрите, какие они красивые. Да они оживают, вот так чудеса!^ Ландыши встают. Ребенок читает: Ландыш милый, ландыш нежный. Белый ландыш, ландыш снежный, Наш цветок.В. БрюсовТанец ландышей, по выбору педагога.Несмеяна: Ой, и ландыши хороши, какие они красивые. Как хорошо танцевали. А я еще хочу послушать стихи, которые вы знаете про ландыш. Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны Природой бережно спеленатый, Завернутый в широкий лист Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку.^ С.Я. МаршакВедущая: Что такое? Кто-то к нам стучится в дверь. Пойду посмотрю. (Входит лошадь.)Лошадь: Иго-го, иго-го. Ой, куда же я попала. Как красиво здесь. Ведущая: А ты кто? Лошадь: А я — Маруся. Здравствуйте.Ведущая: Здравствуй, Маруся. А попала ты на праздник в детский сад № 403. Мы очень рады видеть тебя.Лошадь: А что это за праздник?Ведущая: Ребята загадают тебе загадку, и ты сразу узнаешь.Загадка: Цветок, как бубенчик, беленький венчик. Цветет он не пышно, звенит он неслышно.Ведущая: Ребята, не подсказывайте.Лошадь: А я знаю, а я знаю, это ромашка. Ведущая: А вот и нет. Лошадь: Ну тогда лебеда, да! Ведущая: Нет, неправильно.Лошадь: Как же так. Я знаю много растений. Люблю есть и клевер, и одуванчик. А это растение я не встречала.Ведущая: Ребята, подскажите Марусе, что вы еще знаете про это растение. Можно ли его брать руками? (Нет, он ядовит, он очень душист ~ в народе говорят: «Ландыши — дыши», это лекарственное растение, из него приготавливают духи, мыло, он занесен в Красную книгу, его нельзя рвать)Несмеяна: Да как же ты не узнаешь мой любимый цветок? Его же любят все.Ведущая: Ребята, давайте ей подскажем. Все дружно хором скажем…. (ландыш)Лошадь: Ой, какой интересный цветок. А покажите мне его. ^ Лошадь ходит, нюхает, помахивает хвостом, восхищается им.Лошадь: Как же я раньше его не встречала. Много, много я потеряла. Но теперь он будет всегда со мной. Я его тоже полюбила. Ну и хороши. Ландышем — дыши.Ведущая: Ну, а раз хороши — Ты уж постарайся, нам спляши.^ Лошадь пляшет, Несмеяна включается в пляс, улыбается.Лошадь: Ох, и наплясалась я, даже чуток притомилась. Ну да мне пора. До скорой встречи, детвора. До свидания. И-го-го.Ведущая: Мы рады будем видеть тебя еще у нас в гостях, приходи.Несмеяна: Вот и мне стало повеселее, ландыш я встретила в лесу. Сколь много от вас я узнала про этот хрупкий, красивый цветок. Я больше плакать не буду, дружить с вами хочу.Ведущая: Вот и хорошо, что ты больше не будешь плакать. Молодец. Ландыш любят и взрослые, и дети. Очень красив. Его осталось очень мало. Давайте его вместе беречь. Про ландыш есть хорошая песня. Давайте все вместе — и дети, и взрослые — споем песню «Ландыши».^ Поют песню «Ландыши».1-й ребенок выходит на середину: Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если вместе я и ты, Если мы сорвем цветы — Опустеют все поляны И не будет красоты.2-й ребенок: Чтоб могли леса цвести И сады, и реки, Все живое береги Ты на этом свете!Звучит песня Ю. Антонова: «Не рвите цветы» — все дети встают и танцуют. Ведущая: Будем ландыш мы беречь, до свидания всем. До новых встреч.Список литературы:1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002. (с. 220)2. Гончарова Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. – Ростов-на-Дону, 2001.3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под. Ред П.Г. Саморуковой – М, 1991.