–PAGE_BREAK–1.2.Занятия по методике Марии Монтессори для малышей от 8 месяцев до 3 лет
С мая 2003 года в России «работают детские группы по системе М. Монтессори. Детишек на занятия набирают от 8 месяцев – то есть совсем крошек, только-только вступающих в увлекательный мир игры и познания.
Занятия по системе Марии Монтессори для детей нужны и рекомендованы монтессори — педагогами, а организованы по всем классическим правилам Монтессори.
Занятия ребенок посещает с мамой или папой. Ребенка этого возраста очень легко травмировать, оставив в группе незнакомых людей, даже детей. Присутствие мамы создает у малыша чувство защищенности, ребенок свободно и активно действует.
Во-вторых, занятия непродолжительны — они длятся 1 астрономический час. Малыши не успевают устать от группового занятия, зато приучаются к простейшим правилам поведения в группе, а это очень поможет им в будущем при поступлении в садик. Дети учатся здороваться с преподавателем при приходе, переодеваться, играть вместе с другими детьми и не мешать играть другим, не отнимать игрушки у других детей, самостоятельно работать с материалом, убирать за собой игрушки и т.д.
Простые и мудрые правила, принятые в группе, запомнить легко, ведь все они изложены в коротком, незамысловатом стишке:
В нашей группе
Всем известно –
Все, что взял
Кладем на место.
Мы в нашей группе
Не кричим –
Когда работаем -Молчим.
Мы друг другу
Не мешаем.
Если просят — Помогаем!
В комнате, где проводятся занятия, — столики, стульчики, полочки — все подобрано по росту малышей, материал расположен на уровне глаз ребятишек, а игры соответствуют их возрасту и способностям.
Как и принято, в системе Монтессори, вся комната поделена на «зоны».
В одном углу находится «мокрая зона», где юные первооткрыватели могут переливать воду, вылавливать ситечком шарики из воды, мыть игрушечную уточку и взбивать пену, следя за лопающимися пузырьками.
В другом – «сыпучая зона» — тут можно всласть покопаться в чечевице и выудить оттуда разные интересности: камушки, ракушки, деревянные модельки транспорта, просеять через сито манку с фасолью или переложить ложкой в миску «драгоценные» голубенькие камешки[3].
Конечно, все эти упражнения можно проделать дома, но не всегда мамы могут решиться на подобный подвиг: ведь годовалый карапуз сыпет и льет все мимо, так что приходится потом долго убирать за любим чадом. А в группе все это делается вместе, и ребенок приучается к самостоятельному наведению порядка за собой.
В «зоне сенсорного развития»ребенок учится определять цвета, формы, величину и вес предметов.
В «зоне естественных наук»находится большое количество миниатюрных образцов растительного и животного мира.
Разнообразен материал, находящийся в «зоне практического развития». С помощью рамок с большими и маленькими пуговицами, липучками, пряжками и шнурками можно научиться застегивать и расстегивать свою одежду. Тут же ребенок гладит вещи, складывает салфетки, моет посуду, подметает и вытирает пол.
Очень любят дети «круг» — завершающий этап в занятии. Он начинается вместе со звоном колокольчика, который последовательно передается детьми друг другу. В «кругу» вместе с мамой и с другими ребятишками дети выполняют логопедические, дыхательные и пальчиковые упражнения: играют пальчиками в «ежика», «полосатого Хомку», прячутся в «домике», задувают свечку на прощанье и т.д.
Всё действие пропитано атмосферой волшебства, сказочности, а главное, взрослые и дети делают все вместе! Такие занятия помогают улучшить взаимоотношения между мамой и малышом, способствуют развитию умения слушать себя и слышать других людей[4].
Мария Монтессори полагала, что главная задача воспитателя — это создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент такой среды должен выполнять строго определенную функцию. Едва ли не первое, что делает Монтессори в своей новой школе, это раз и навсегда выдворяет из класса Ее Величество Парту, которая, как она полагает, ограничивает не только двигательную активность, но и познавательные способности ребенка. Отныне в Монтессори — классах парты заменяются легкими столиками и ковриками, которые ребенок может самостоятельно перенести по своему желанию в любой уголок комнаты.
День за днем наблюдая за детьми разного возраста, Монтессори внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. От ее пристального внимания, казалось, не ускользнула ни одна, даже самая мелкая деталь. Есть сведения, что более семидесяти процентов материалов она в процессе экспериментов отбраковывала, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты. Поэтому неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют Золотой материал Монтессори.
И все же, главное в системе Монтессори — не пособия не методики. Главное — это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения. Но где ее взять? Ведь невозможно же приставить по учителю к каждому? Тем более — Доме ребенка Марии Монтессори, который, как мы помним, находился в беднейшем рабочем квартале. И все же, сама Мария Монтессори обучала по индивидуальным программам по сорок малышей одновременно. Она просто предоставила каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя свою индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься развивающей среде, созданной педагогами. Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ученик здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок[5].
Но — свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Этот ключевой принцип современного демократического общества был воплощен в жизнь выдающимся педагогом и гуманистом почти столетие назад, когда «большой мир» был еще ох как далек от демократии в нашем понимании этого слова. Поэтому даже двух — трехлетние малыши в Монтессори — садике отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления, что, поиграв, они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься. В Монтессори — школе нет традиционного деления на классы: в одной группе занимаются дети разного возраста. Новички, впервые придя в школу, легко усваивают принятые здесь правила поведения, глядя на старожилов. Умудренные опытом старшие учат младших, как правильно играть в дидактические игры, показывают им буквы, помогают. В этой удивительной школе дети сами учат друг друга. А учитель пристально наблюдает за группой и подключается лишь тогда, когда кто-то из детей обращается к нему за помощью или испытывает серьезные затруднения в работе.
Доказывают все авторитетные педагогические и психологические исследования последнего столетия — что без ролевой игры невозможно не только нормальное эмоциональное, но и интеллектуальное развитие ребенка.
Если в вальдорфских детских садах волшебные сказки — это единственные литературные произведения, которые разрешено читать детям, то Монтессори-педагогика, хотя напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что «в сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе, и чтение, по мнению Монтессори — педагогов, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать его речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем — это отнюдь не одно и тоже. При таком отношении к книге, ребенок никогда не научится тому главному, для чего вообще пишется и читается художественная литература: искусству сопереживания, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым «сухарем-знайкой».
Система Марии Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, может здесь окончательно замкнуться, уйти в себя. Гиперактивный шумный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, справляться со своими эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство воспитателей. Вряд ли пойдет на пользу система Монтессори и детям творчески одаренным детям, у которых доминирует правое полушарие: помимо того, что здесь их уникальные способности не будут в должной мере востребованы, способ познания мира, который предлагает Мария Монтессори, им абсолютно чужд и непонятен. Но все же, безусловные плюсы Монтессори — педагогики очевидны и доказаны временем. И хотя эта система, рассчитана, в первую очередь, на обучение в детском саду и школе, очень многое из опыта Монтессори — педагогики с успехом можно использовать и в домашнем воспитании. Существует немало рекомендаций, как организовать развивающую среду в домашних условиях, в какие игры с водой, песком, глиной можно играть. Знаменитые Рамки и Вкладыши Монтессори на протяжении многих лет остаются хитом продаж в магазинах развивающих игр. И все же, думается, главное даже не это. Вспомним ключевое слово системы Марии Монтессори: «свобода», свобода мыслящего, образованного человека, умеющего отвечать за себя и свои поступки, человека, уважающего и право других людей на такую же степень свободы[6].
Главная задача любящих мудрых родителей — уважать право малыша быть самим собой, ежедневно и ежечасно создавать для него развивающую среду, в которой он мог бы удовлетворить свою любознательность, мягко и тактично направляя кроху на пути познания, полном радостных открытий и озарений. Вот — главный урок Марии Монтессори.
продолжение
–PAGE_BREAK–2. Монтессори — терапия 2.1. Нейропсихологический подход к Монтессори-терапии
Хорошо известно, что основные принципы Монтессори — педагогики были разработаны применительно к детям с нарушениями в развитии и в дальнейшем перенесены в педагогику для обычных детей. Частным направлением этого педагогического метода стала Монтессори — терапия, которая с высокой эффективностью использует принципы Монтессори — педагогики для коррекционной работы с больными детьми.
Терапевтическая концепция педагогики Монтессори построена на представлении об определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для «нормализации» психики и преодоления нарушений развития ребенка. Для проведения педагогико — терапевтического воздействия разработан дидактический Монтессори — материал, составляющий основу «подготовленной среды» для развития, элементы которого применяются во всех современных направлениях лечебной педагогики. Хотелось бы отметить комплексный характер его терапевтического воздействия. Он позволяет осуществлять реабилитацию у детей с широким спектром сомато-сенсорных, сомато-моторных и сенсорно-перцептивных расстройств.
Этапы Монтессори-терапии
1. Консультирование, включающего диагностический этап и формирование терапевтических целей.
2. Начальный терапевтический этап, предполагающий углубленное знакомство с ребенком и его проблемами, способствующему уточнению целей и заканчивающийся определением терапевтических задач, объема и объекта терапии (ребенок, родитель и ребенок).
3.Терапевтический, во время которого реализуется намеченная индивидуальная программа по направлениям:
— коррекции — негативных аффективных и стереотипных форм поведения, симптомов психической дисфункции – нарушений внимания, мотивации и т.п;
-оптимизации и стимуляции развития психических функций, в соответствии с актуальным уровнем развития, интересами и индивидуальными особенностями ребенка; стабилизация функциональных взаимодействий между ребенком и взрослым – родителем, терапевтом;
— профилактики развития вторичных симптомов и дефицитарных состояний, с опорой на «опережающую» функцию терапии, с использованием прогнозирования дальнейшего развития;
4. Контрольный — оценочный и прогностический, оценивающий динамику развития ребенка, изменения микросоциальной среды и необходимость дальнейшего продолжения терапии.
Формы организации Монтессори-терапии
Возможны различные формы организации Монтессори-терапии по месту ее проведения, в клинических, амбулаторных условиях, дома или по составу участников – индивидуальная, групповая.
Монтессори — терапия проводится в тесном взаимодействии с другими специалистами, занимающимися реабилитацией ребенка. Назначать терапевтическое воздействие должен врач; осуществлять — коррекционный педагог или медицинский психолог во взаимодействии с врачом, педиатром, невропатологом.
В амбулаторной практике терапии предшествует консультативный прием. В его ходе уточняется диагноз ребенка, или же рекомендуются необходимые дальнейшие методы обследования, консультации специалистов, определяется актуальный уровень его развития, происходит первый игровой контакт с ним во время проведения тестовых заданий.
Анализируются данные беседы с матерью и наблюдений за ребенком, проводится неврологический и общесоматический осмотр, изучаются данные дополнительных методов неврологической и другой медицинской диагностики. Для целей изучения актуального уровня развития ребенка используются стандартные диагностические методы, адекватные его возрасту. Интересует не только уровень развития, но и его качественные особенности. Ориентировочно выделяется нейропсихологический фактор, ведущий в формирований нарушений. Для целей структурно-функционального анализа организации психических функций ребенка применяется базисный нейропсихологический диагностический блок, который может при необходимости расширен и углублен или же, наоборот, сокращен.
Например, для детей раннего возраста, до 3 лет и для детей младшего дошкольного возраста наряду со стандартными методиками применяется клиническое, «активное» по терминологии Монтессори, наблюдение в котором в диагностических целях могут использоваться элементы Монтессори – среды, процесс продолжается уже во время занятий.
Необходимо отметить, что стандартизация используемых методов и материалов приводит к высокому качеству и сопоставимости результатов наблюдения.
Оцениваются ресурсы семьи, направленные на нормализацию ребенка, особенности взаимодействия между ребенком и матерью, другими значимыми членами семьи. В случае наблюдаемых нарушений взаимодействия во время первого визита или же во время следующего посещения снимается короткий видеоэпизод игровой ситуации (или же другой, подходящей по контексту ситуации взаимодействия). Формирование терапевтических целей происходит также с обязательным обсуждением их с родителями, учетом их запроса, например, стремление к большей степени самообслуживания, преодоление проблем в школе[7].
.
2.2. Материалы Монтессори
Мария Монтессорикак врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали Материалы
для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими
развивающими материалами.
Монтессори — материалыявляются составной частью, так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
Монтессори — материалыпо уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.
Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессоривидением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально — эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.
Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.
Для ребенка Монтессори-материалыесть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней. В созданной согласно Монтессори «подготовительной среде» ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт.
Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью». Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве».
Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори — материалыотвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.
Монтессори — материалыспособствуют «поляризации внимания», направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори -материалыдают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.
Монтессори — материалы— это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов. Дизайн Монтессори — материалов не менялся со дня создания, то есть почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении.
Список некоторый материалов и занятий, используемых в монтессори-группах:
Сенсорное развитие.Рамки с застежками— обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.
Коричневая лестница— представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.
Розовая башня— представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький[8].
Красные штанги— представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
Блоки цилиндров— представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй — цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.
Цветные цилиндры — каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.
Шумовые цилиндры — этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.
Развитие речи.Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.
Металлические вкладки — десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.
Математическое развитие.Красно-синие штанги— набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.
Коробка с веретенами— две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.
Золотые бусины— эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.
Геометрические тела— обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.
Все вышеперечисленные материалы трудно использовать для занятий с малышомдома — они рассчитаны на оборудование детских садов и монтессори -групп. В домашних условиях монтессори -материал может быть использован лишь в ограниченных количествах.
Как правило, это такие пособия, как: 1.)Геометрические Рамки-вкладыши Монтессори; 2)Познавательные рамки — вкладши; 3)Шнуровки; 4)Игрушки с застежками; 4)Наборы для рукоделия; 5)Наглядные пособия по ознакомлению с окружающим миром.
Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.
продолжение
–PAGE_BREAK–