Методика обучения работе с бумагой и картоном в начальной школе

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БИРСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРАТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯРАБОТА
Методикаобучения работе с бумагой и картоном в начальной школе

Научныйруководитель
докторпедагогических наук, профессор,
Тагариев,Р.З.
«___»___________ 2009 г.

Бирск 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Технология и методика обученияучащихся начальных классов
1.1 Методика обучения технологииучащихся начальных классов
1.2 Методика обучения учащихся начальныхклассов работе с бумагой и картоном
1.3 Инструменты, приспособления иинвентарь уроков трудового обучения
Глава 2. Методика проведения уроковтехнологии по работе с бумагой и картоном в 1 классе
2.1 Перспективно-тематический план
2.2 Развернутые сценарии уроковтехнологии
2.3 План-конспект уроков
Заключение
Литература
Приложение

Введение
Актуальность.В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, вкоторой закладывается фундамент будущих знаний. Переход к рыночным отношениям,который обусловил коренные изменения в обществе, требует нового подхода квоспитательным функциям общеобразовательной школы и естественно,совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Значение ифункции начальной школы в системе непрерывного образования определяются нетолько преемственностью ее с другими звеньями образования, но и, в первуюочередь, непреходящий, неповторимой ценностью этой ступени в становлении иразвитии личности ребенка. В связи с этим основной функцией начальной ступениявляется формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативнойготовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.
Вопросамитрудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые,как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.
Трудовоеобучение — обязательное условие и составная часть обучения, воспитания иразвития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуетсясредствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Цельтрудового обучения — воспитание личности учащихся на основе формирования трудовойдеятельности.
Объект исследования – учебный процесс в контекстераздела «Работа с бумагой и картоном»
Предмет исследования – применение методов и приемовобучения учащихся начальных классов работе с бумагой и картоном.
В связи сактуальностью данной проблемы была определена цель курсовой работы –изучить методику работы с бумагой и картоном в начальной школе.
Гипотеза: трудовое обучение учащихся технологиипо работе с бумагой и картоном будет эффективным если:
— учитель будет владеть современной теорией и практикойтрудового обучения учащихся начальных классов.
— создана хорошая материальная база для процесса трудовогообучения.
— труд будет рассматриваться как средство развития личностиучащихся.
В соответствии с цельюбыли намечены следующие задачи исследования:
— проанализироватьсуществующие педагогические подходы к применению технологии по работе с бумагойи картоном;
— определить роль и местоданного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучениятехнологии;
— разработать методическиематериалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по работе сбумагой и картоном в обучении учащихся начальных классов .
Методы исследования:
– анализ теоретическихисточников по теме исследования;
– наблюдение, беседа;
– анализ работы учащихся.
Теоретическаязначимость работызаключается в определении гностической сущности методики технологии по работе сбумагой и картоном, которые могут быть использованы в процессе обучения иконкретизации развития творческих способностей учащихся начальных классов.
Практическаязначимость: разработаннаяметодика технологии, перспективно-тематический план и развернутые сценарии иплан — конспекты уроков по работе с бумагой и картоном могут быть использованыв работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружковдополнительного образования и родителей.

Глава1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ
1.1Методика обучения технологии
Технология, спозиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общегообразования. По базисному учебному плану (далее БУП) ее изучение начинается вначальной школе, продолжается на ступени основного общего образования изавершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общегообразования. Обеспечиваетв системе общего образования формирование у школьников технологическойкомпетентности. Способствует развитию способностей к созидательной,преобразовательной деятельности, подготовке к решению практических задач.
В системе начального обучения трудовая деятельность является одним изважных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического,эстетического.
Именно в начальных классах закладываются основы социально активнойличности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности,уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоениютребований жизни и утверждению в ней.
Целью курса технологии в начальных классах – развитие творческой,активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчествуи желание трудиться.
Эта цельобуславливает следующие задачи:
— развитиесенсорных и умственных способностей, нравственное, эстетическое, экономическоеи экологическое воспитание;
— формирование склонностей и интересов, воспитания поведения учащихся;
— формирование у учащихся практических навыков художественной обработки различныхматериалов, конструирования и моделирования, обращение с простейшими орудиямитруда; развитие творческой самодеятельности, элементов технического мышления;
— целенаправленногои систематического формирования умений, навыков планирования трудовых действий,самостоятельного и взаимного контроля оценки своего и чужого труда,самообслуживания и др.
Программой трудового обучения в начальной школе предусмотренознакомство учащихся с различными видами труда, а именно:
— сельскохозяйственными трудом;
— бытовым трудом;
— основами художественной обработки различных материалов;
— трудом самообслуживания;
— техническим трудом и техническим моделированием.
Деятельностный подход кпостроению процесса обучения технологии (труду) является основной характернойособенностью этого учебного предмета. Это способствует формированию у младшихшкольников не только представлений о взаимодействии человека и окружающегомира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяетсформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые уменияи навыки.
Обучение школьниковстроится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе созданияизделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладенияпервоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельностии последовательность практических работ определяются возрастными особенностямиучащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологическойсложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимисятворческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретногосодержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственныеаспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемыхизделий.
Характернымиособенностями учебного предмета технологии являются: практико-ориентированнаянаправленность содержания обучения; применение знаний полученных при изучениидругих образовательных областей и учебных предметов для решения технических итехнологических задач; применение полученного опыта практической деятельностидля выполнения домашних трудовых обязанностей.
В процессе обучениятехнологии в начальной школе реализуются следующие цели:
·         развитие сенсорики, мелкой моторики рук,пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;способностей ориентироваться в информации разного вида;
·         освоение знаний о роли трудовой деятельностичеловека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мирепрофессий;
·         овладение начальными технологическимизнаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности посозданию личностно и общественно значимых объектов труда; способамипланирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своейработы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией вучебной деятельности и повседневной жизни;
·         воспитание трудолюбия, уважительного отношенияк людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационнойдеятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективнойдеятельности.
В соответствии сфедеральным базисным учебным планом 2004 г. учебный предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечиваетсяцелостность образовательного процесса и преемственность в обучении междуначальным и основным звеном образования.
В новом федеральномкомпоненте государственного стандарта по технологии для начального общегообразования выделены следующие содержательные линии, которые реализуютконцентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять ирасширять программный материал: общетрудовые знания, умения и способыдеятельности, технология изготовления изделий из различных материалов (опытпрактической деятельности), домашний труд, практика работы на компьютере.
Особое место в содержании курса трудового обучения занимает раздел«Основы художественной обработки различных материалов», он включает в себяовладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различнымиматериалами (глина, песок, металл, древесина, природные материалы, кожа, мех идр.), имеет направленность на приобщение детей к различным видам народныхпромыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младшихшкольников.
В процессе изучения курса технологии у детей формируется понятие о технологии, как:
• мастерстве, умении выполнять интересные творческие задания;
• процессе превращения ненужных материалов и сырья в нужный продукт;
• способах преобразования человеком того, что дает ему природа для жизни;
• способах создания условий для комфортной (удобной) жизни;
• науке о преобразовании материалов, сырья и энергии в необходимый продукт.
В начальных классах учащиеся знакомятся с технологическими процессами изготовления различных изделий, учатся находить рациональный и кратчайший путь к решению учебных и жизненных практических задач. Это дает возможность быстро перейти от репродуктивного к продуктивному, творческому обучению, а также сформировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего технологического образования.
В начальных классах учащиеся впервые знакомятся с новым видом работ – проектной деятельностью. Свой первый творческий проект ребята выполняют на основе приведенного в учебнике примера творческого проекта.
 
1.2 Методика обучения школьников технологии по работе сбумагой и картоном
Большинство уроков труда в начальных классах посвящены работес бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и игрывоображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, датькак бы вторую жизнь.
Изготовление игрушек, поделок из бумаги и картона – трудкропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования бумаги вдеятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, чтоматериалы (бумага глина, дерево, и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческойдеятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке — материал есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор дляфантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий,постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими,это очень важно.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики –согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений,гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой и картоном оказываетбольшое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления,внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не толькопланирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.
Труд по изготовлению поделок из бумаги и картона способствуетразвитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушкитребует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такиекачества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое делодо конца.
Бумага и картон – самые распространенные и доступнее в обработке материалы. В процессе работы с ними учащиеся получают представление об их производстве, видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей, связанных с получением бумаги и картона и их обработкой.
Формирование у учащихся практических умений по обработке данных материалов осуществляется в процессе изготовления изделий. С дошкольного периода детям известны приемы резания бумаги ножницами, соединения деталей клеем. В начальной школе учащиеся расширяют знания и осваивают умений по разметке деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с Помощью измерительных инструментов, приемы резания картона ножом, различные способы оформления изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов материалов.
Бумага и картон – материалы, при работе с которыми закладываются основы графической грамотности. Учащиеся получают общее представление о техническом рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи (эскизы) и выполнять по ним разметку.
В основу программ по обработке бумаги и картона положена определенная последовательность практических заданий, которые включают в себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Младшие школьники изготавливают следующие виды изделий: игрушки, открытки, сувениры, панно, дидактический материал простейшие наглядные пособия, блокноты, книжки-малютки др.
Развитию технического мышления школьников способствует включение в различные этапы урока наблюдении; с последующим, обобщением опыта, решение задач по совершенствованию технологического процесса изготовления предложенного учителем изделия или его конструкции с последующим внесением, изменений в технологический процесс.
Данный раздел; может быть расширен по усмотрению учителя за счет времени, отведенного на дополнительные виды работ, например на ремонт и переплет книг, работу с папье-маше и другие виды обработки бумаги и картона, доступные младшим школьникам.
Раздел учебника «Мы работаем с бумагой» предусматривает проведение уроков, на которых школьники узнают о производстве бумаги, ее свойствах и видах; приобретут новые навыки ее обработки; познакомятся с новыми элементами графической грамоты.
В 1 классе учащиеся проделали и ряд опытов и наблюдений. Выясняют, что бумага, как древесина и ткань, является волокнистым материалом; учатся определять направление волокон в бумаге, использовать знание ее свойств при выполнении практических работ.
Пополнение исистематизация знаний учащихся о бумаге и картоне, их отличительных свойствахспособствует специально организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшиеопыты и лабораторные работы. Подобная, пусть еще очень элементарная,исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемыхматериалов помогает детям более сознательно подходить к процессуконструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практическихработ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталейизделий.
В процессевсей этой познавательной деятельности учащихся узнают, что человек научилсяпридавать различным материалам нужные ему свойства, например: делать бумагуболее или менее плотной или гладкой. Свойства бумаги обычно классифицируется,объединяясь в группы по разным признакам. В вопросах ознакомления младшихшкольников с важнейшими элементарными свойствами бумаги и картона нетнеобходимости в усвоении подробной и точной классификации всех свойств, равнокак можно допустить и некоторые упрощения в определениях и практическиххарактеристиках этих свойств.
В 1 классе учащиесязнакомятся с понятиями «чертеж», «линия чертежа» при выполнении работ в техникеоригами. Узнают названия и назначения некоторых линий, умеют их распознавать.
Разметка простейших графических изображений на уроках технологии в 1–4 классах производится с помощью карандашей, линейки, угольника, чертежного циркуля.
Цель изучения этой темы – научить детей анализировать геометрическую форму плоской детали, выполнять графические построения на глаз и от руки, повторить и закрепить простейшие правила нанесения размеров на чертежи, этапы построения эскизов.
Обучение учащихся приемам анализа геометрической формы плоских деталей базируется на знаниях детей о форме плоских геометрических фигур, полученных в дошкольных учреждениях.
В работе сбумагой и картоном предусмотрено учитывает соблюдение правил безопасности трудас учениками техники работы с доской, простым карандашом, линейкой, ножницами,иголкой, кисточкой. Организация рабочего места и выполнение требований личнойгигиены.
Большое местов организации трудовой деятельности учащихся на уроках по работе с бумагой икартоном и выработке навыков трудовой культуры занимают «Правила рабочегочеловека»:
— каждыйработает за своим рабочим столом;
— прежде чемначать работу, правильно подготовить рабочее место;
— во времяработы держи рабочее место в порядке;
— береги инструментыи материалы;
— всегдадумай, как сделать работу лучше, быстрее и аккуратней;
— кончилработу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Повседневнаяработа учителя по данным «Правилам» повышает познавательные и воспитательныерезультаты уроков труда.
Перечень основныхтрудовых умений, знаний и навыков учащихся 1 класса при работе с бумагой икартоном:
— должны уметь читатьтехнические рисунки изделий и эскизы разверток. Размечать, разрезать ножницами,сгибать, склеивать, сшивать нитками. Отделывать изделия красками, аппликациями.Подготовить рабочее место и соблюдать «Правила рабочего человека».
— должны знать видыбумаги, ее применение в различных отраслях хозяйства, основные свойства(толщина, прочность, цвет, отношение к влаге). Технические рисунки и эскизыразверток, работа по шаблону. Инструменты и приспособления для работы с бумагой(линейка, угольник, ножницы). Правила техники безопасности и пользования ими.
1.3Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения
Программы и методические пособия к урокам трудовогообучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, онипредполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычныхклассах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудовогообучения, которое полностью соответствовало бы возрастным возможностям учащихсяи современным требованиям научно-технического прогресса.
В принципе материальное оснащение уроков трудового обучениядолжно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическимтребованиям, с другой – наилучшим образом способствовать формированию у детейпредставлений, умений, привычек и внутреннего стремления самостоятельно выполнятьтребования трудовой культуры.
В практике существует несколько направлений в решениивопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений и материалов.Одни педагоги хранят все инструменты в специальных шкафах или на стеллажах,комплектуя каждый вид на весь класс. Перед уроком трудового обучения взависимости от вида труда, содержание работ учитель вместе с дежурнымираскладывает необходимые на данный урок инструменты и материалы.
Оборудование для работыбумагой и картоном на уроках технологии: основное конечно бумага и картон, линейка(250Х30), угольник, циркуль, карандаш простой, ножницы (тупоконечные), ножпереплетный малый с укороченным клинком, шило канцелярское с укороченной иглой,гладилки, подкладной лист, кисточки и баночка для клея, кисть для покраски,пресс переплетный, игла канцелярская, фальцлинейка.
Бумага икартон — самые доступные материалы. Сортов бумаги очень много. Они отличаютсядруг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатойповерхностью, цветом и другими качествами. В кружке наибольшее применениенайдут следующие сорта бумаги:
Газетнаябумага — наиболее дешевая и распространенная. Она имеет слегка шероховатуюповерхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей ивсякую влагу. Но для многих работ газетная бумага имеет то преимущество, чтоона прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубкилучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и дляизделий из папье-маше.
Писчая бумагав изделиях применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной,хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную)поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошооклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.
Чертежнаябумага — самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить еетруднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать.
Цветнаяальбомная бумага особенно необходима для работ в кружке. Ею почти всегда можнозаменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разнойплотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплетыкниг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применятьспециальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеетглянцевую поверхность.
Цветнаяглянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжныхпереплетов — мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.
Папироснаябумага, тонкая, прозрачная, также будет полезна для некоторых работ.
Толстуюбумагу, если 1 квадратный метр ее весит больше 250 граммов, называют картоном.
Сорта картонаможно различить по его цвету.
Белый картонлегко резать, но он очень непрочный, ломкий, часто расслаивается. Изделия изнего для прочности обычно оклеивают бумагой. Этот картон сильно впитывает клейи коробится. Пользоваться им следует только для мелких изделий и для переплетовнебольших брошюр.
Желтый картонгораздо прочнее белого, гибкий, хорошо режется, не коробится от клея. Онприменяется для всевозможных работ.
Серый картонпрочнее белого и желтого, но его трудно резать, так как нож быстро тупится опесчинки, которых много в массе этого картона. Серый картон хорош дляизготовления больших вещей, когда требуется особенная прочность.
Цветнойкартон — тонкий, гибкий и с глянцевитой поверхностью разных цветов, легкообрабатывается и имеет красивый вид. Из него хорошо делать аккуратные небольшиевещи, папки и переплеты брошюр. Оклеивать такой картон не приходится.
Желательно,чтобы учащиеся располагали для своих работ несколькими сортами бумаги икартона.
Для работ сбумагой и картоном на уроке технологии инструменты потребуются очень несложные.
Основнойинструмент — это нож. Наиболее удобен специальный переплетный или сапожный нож,наглухо насаженный на рукоятку, не складывающийся. Лезвие ножа, а особенноконец его, должно быть хорошо наточено. Хороший нож для работ с картоном можносделать из обломка полотна слесарной ножовки.
Кроме ножа,потребуются ножницы — обыкновенные швейные или изогнутые; линейка —металлическая, в крайнем случае из пластмассы, Деревянная линейка пригодна дляразметки, но неудобна при резке бумаги или картона.
Учащиесямогут сами сделать полезное приспособление для разглаживания складок на сгибахбумаги — гладилку, или косточку. На рисунке 1 (7) изображены гладилки разнойформы. Гладилку выстрагивают ножом из дубовой или буковой дощечки или жевытачивают напильником из кусочка органического стекла, из ручки старой зубнойщетки, поломанной расчески, толстого целлулоида. Поверхность гладилки делают собеих сторон немного выпуклой посредине, края — тонкие, но не острые, а слегказакругленные. Готовую гладилку зачищают шкуркой и на точильном бруске.Чтобы прирезке бумаги и картона не портить крышку стола, на нее кладут подрезную доску.Длина доски — не менее 45 сантиметров, ширина — 30—35 сантиметров. Подрезнуюдоску лучше всего взять не сосновую, а березовую или липовую. Поверхность доскитщательно строгают, делают гладкой и ровной. У одного длинного края ееприбивают невысокий упор — гладко выстроганную рейку. Подрезную доску можнозаменить прямоугольным куском фанеры.
Разметка простейших графических изображений на уроках технологии в 1–4 классах производится с помощью карандашей, линейки, угольника, чертежного циркуля.
/> 
Рис. 1.Инструменты и приспособления для работы с бумагой и картоном:
1 — ножи(внизу самодельный, из полотна ножовки); 2 — ножницы; 3 — линейкаметаллическая; 4 — кисти для клейстера и клея; 5 — подрезная доска; 6 — кругорез;7 — гладилки.
 
Простые карандаши имеют различную твердость и соответствующую этому маркировку: Т, 2Т, 3Т – твердые карандаши; ТМ – карандаши средней твердости; М, 2М, 3М – мягкие карандаши… Для разметки деталей из бумаги и картона лучше использовать карандаши средней твердости, а для древесины и ткани – твердые карандаши.
Чертежи следует вначале выполнять в «тонких линиях» – карандашом Т, а затем производить необходимую обводку более мягкими карандашами М, 2М. При работе карандаш нужно немного наклонять в сторону движения и плотно прижимать его к боковой стороне шаблона (трафарета) или линейки.
Желательно, чтобы на уроках технологии учащиеся использовали для разметки и построения графических изображений деревянные или пластмассовые линейки. Металлические линейки предназначены в основном для слесарных работ по металлу и, кроме того, имеют шкалу на нижней части, что может запутать детей. Наиболее удобная длина линейки – 30 см, так как она соответствует габаритным размерам листов цветной и альбомной бумаги.
Угольник также должен быть пластмассовым или деревянным.
Типичные ошибки учащихся начальных классов при работе с линейкой и угольником: дети часто измеряют не от нулевого деления, а от единицы или от левого конца линейки; во время работы прижимают линейку не в середине, а с краю, при этом она сдвигается.
Линейку при проведении прямых линий удобнее всего располагать горизонтально, так как при этом хорошо видны все риски и цифры на ней. При вертикальном расположении тень от нее может закрывать точки разметки, деления уменьшаются в перспективе, а цифры недостаточно хорошо видны. Горизонтальные линии проводят слева направо, а вертикальные и наклонные – снизу вверх. Карандаш немного наклоняют в сторону движения руки.

Глава2. Методика проведения уроков технологии по работе с бумагой и картоном в 1классе
2.1Перспективно-тематический план
При разработке календарных планов по каждому классу учительдолжен опираться на основные требования реформы общеобразовательной и профессиональнойшколы, в которых сказано, что, для совершенствования содержания образованиянеобходимо:
— предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеиучебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достиженийнауки и практики;
— коренным образом улучшить постановку трудовоговоспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе;усилить политехническую направленность содержания образования; больше уделятьвнимания практическим и лабораторным занятиям, показу технологическогоприменения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самымоснову для трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи;
— по каждому предмету и классу определить оптимальный объемумений и навыков, обязательных для овладения учащимися.
В методическом отношении возможны различные вариантыпланирования уроков трудового обучения, но при этом внимание учителя должноконцентрироваться на том, чтобы с первых уроков начать продвижение детей вовладении целым комплексом программных знаний и умений, имеющим первоначальноеполитехническое значение. Любой урок при всем разнообразии методов егопроведения должен обеспечить на каждом этапе выполнение всего или какой-точасти комплекса требований программы трудового обучения.
При подготовке к занятиям планирование уроков трудовогообучения занимает центральное место. Все методические, теоретические ипрактические задачи решаются учителем при составлении календарного плана научебный год. В качестве примера приведем фрагмент из календарного плана (табл.1).