Методика получения аудиторских доказательств. Классификационные формы экономического контроля в

–PAGE_BREAK–1.2. Аудиторские проверки и тесты, используемые для получения доказательств.
Аудиторские проверки можно подразделить на несколько групп.

Инспекция — периодическая проверка на месте аудиторами за­писей, документов или материальных активов и уместности совер­шенных операций с целью установления финансового положения предприятия.

Наблюдение — это способ контроля за выполнением другими лицами процедур в непосредственном присутствии аудитора для целенаправленного и объективного восприятия информа­ции.

Опрос — прием ревизии, когда опрашиваются осведомленные лица внутри предприятия или за его пределами (формально, не­формально, устно или письменно). При этом оценка достоверности полученной информации основывается на компетентности, опытно­сти, независимости и честности опрашиваемого.

Вычисления — арифметическая проверка точности бухгалтер­ских записей и проведение самостоятельных вычислений.

Аналитическая проверка — изучение важнейших коэффициен­тов, трендов и других статистических материалов, исследование любых необычных и неожиданных отклонений. По результатам проверки оцениваются изменения в деятельности клиента, ошибки в финансовой отчетности.

В процессе проверок осуществляются процедуры с использова­нием в зависимости от преследуемых целей независимых тестов и тестов на соответствие.

Независимые тесты предназначены для проверки операций и остатке», а также осуществления других процедур с целью получе­ния сведений о полноте, правильности и законности операций, со­держащихся в бухгалтерских записях и финансовой отчетности.

Тесты на соответствие применяются для проведения провер­ки с целью выявления соответствия процедур внутреннего контро­ля установленным нормам.

Абсолютно все аудиторские тесты классифицируются в соответ­ствии с процедурой их осуществления.

Ротационные тесты представляют собой процедуры, в соответствии с которыми объекты, подлежащие аудиторской про­верке, выбираются аудитором поочередно, на принципах ротации. Выборка, как правило, осуществляется наугад.

Глубинные тесты представляют собой определенную вы­борку операций, проверяемых на всех стадиях соответствующего учетного цикла.

Тесты слабых мест предназначены для проверки конк­ретного аспекта внутреннего контроля, где ревизор предполагает ошибки. При установлении несостоятельности внутреннего контро­ля базу проверки расширяют.

Направленные тесты применяют с целью последова­тельного контроля за осуществляемыми операциями. Например, ес­ли аудитор желает удостовериться, что выручка от продаж не преуменьшается, то он последовательно начинает проверку с пер­вичных документов, приложенных к отчетам материально ответст­венных лиц, и завершает проверкой счетов «Товары» и «Реализация товаров».

Сквозные тесты — это ограниченная форма глубинного теста, используемая, например, для характеристики системы учета.

Большое значение для получения аудиторских свидетельств имеет выборочное обследование, удешевляющее аудит. Оно может быть статистическим, при котором характеристика всей совокуп­ности фактов дается по некоторой их части, отобранной случайно. При этом для определения размеров выборки, оценки выборочного обследования и размеров возможного риска используется теория вероятностей.

Практикуется также нестатистическое (оценочное) обследова­ние, при котором аудитор полагается лишь на собственные оценки.

Аудиторское выборочное обследование состоит из четырех по­следовательных стадий: планирование выборки, отбор объектов для тестирования, проверка объектов, оценка результатов тести­рования.

Результаты выборочного обследования отражаются в регистрах, где указываются цели аудита, ошибки; способы определения гене­ральной совокупности и единицы выборки, размера выборки, выявления ошибок; использованный метод отбора объектов для обследо­вания; приводятся характеристики отобранных объектов, проведен­ные тесты, заключение по результатам выборки и дальнейшие действия (если они необходимы).

Наиболее распространенным приемом получения свидетельств является аналитическая проверка, которая представляет собой на­бор следующих процедур: анализ соотношений различных финан­совых данных (например, выручки и затрат) или финансовых и нефинансовых показателей (например, зарплаты и численности персонала); сравнение фактических данных с прогнозами других анализов; сравнение последних отчетных данных с аналогичными данными прошлых периодов, показателями аналогичных предприя­тий, среднеотраслевыми показателями; исследование неожиданных отклонений; анализ действия непредвиденных факторов; оценка результатов анализа в свете информации, полученной от других лиц.

Процедуры могут варьировать от простых сопоставлений до объ­емных компьютерных программ, реализующих новейшие статисти­ческие разработки (например, множественный регрессионный анализ).

Аналитическая проверка применяется на различных стадиях аудита. На стадии планирования аналитическая проверка базиру­ется на оценочной или сметной финансовой отчетности, внутрен­них управленческих отчетах, финансовой отчетности прошлых периодов, информации о воздействии внешних и внутренних фак­торов. Главной целью аналитической проверки на этой стадии яв­ляется акцентирование внимания аудитора на отклонениях от прогнозируемых величин.

На стадии детального тестирования проверка представляет собой независимый тест для получения нужной информации. При этом уровень получаемых сведений будет зависеть от уместности, на­дежности, сопоставимости и независимости используемых данных; тщательности подготовки прогнозов; значимости объектов анализа; адекватности контроля за подготовкой информации.

На стадии анализа финансовой отчетности проводится углублен­ное исследование экономического потенциала и результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Аналитическая проверка будет более эффективна при ежегод­ном сборе сведений о клиенте, когда записи клиента собираются в файлах компьютера и разрабатывается программное обеспечение аудиторского контроля.

Важным приемом получения аудиторских свидетельств является присутствие аудитора при инвентаризации, в результате чего он выявляет наличие, принадлежность и правильность оценки товар­но-материальных ценностей. Для этого также используются регистры учета запасов, система бухгалтерского учета, результаты преды­дущих инвентаризаций. При этом аудитор должен убедиться в до­брокачественности проводимых инвентаризаций и правильности отражения результатов в бухгалтерском учете.

При аудиторской проверке до инвентаризации рекомендуется осуществить следующие процедуры: обсудить с администрацией вопросы организации проведения инвентаризаций и изменения в запасах, происшедшие за год; ознакомиться с номенклатурой и объемом товарно-материальных ценностей; выявить дорогостоящие объекты и методы их учета; рассмотреть места хранения и оценить условия контроля за запасами и их документального оформления; проанализировать с целью выявления потенциально слабых мест систему внутреннего учета, контроля и аудита; удостовериться в реальности товарных запасов, принадлежащих третьим лицам; изу­чить потребность в свидетельствах специалистов и организовать инструктаж персонала на всех стадиях проведения инвентариза­ций.

Во время инвентаризации аудитор совершает следующие дейст­вия: удостоверяется в аккуратном осуществлении всех процедур инвентаризации; наблюдает за порядком выявления устаревших, поврежденных, медленно оборачивающихся материалов; убеждает­ся в правильности определения остатков ценностей на счетах и производит сверку учетных записей с фактическим состоянием за­пасов. Особое внимание должно уделяться новым объектам провер­ки ценностей: векселям, чекам, полученным от сторонних организаций, облигациям и акциям, приобретенным предприятием и хранящимся в его кассе. Аудитор не может ограничиваться про­стым подсчетом ценных бумаг и определением их стоимости. Он обязан также проверить регистры для учета этих бумаг, убедиться, насколько они надежны с точки зрения доходности; установить, не просрочены ли векселя и платежеспособны ли векселедатели.

При аудиторской проверке фактического наличия нематериаль­ных активов следует установить правильность реальной оценки, убедиться в их наличии в какой-то материальной форме (в виде папок с документацией, записи информации на технических носи­телях; полученных патентов, лицензий, авторских свидетельств и т.д.), а также установить, каким образом, на основе каких расче­тов, формул или нормативных документов была установлена оцен­ка отдельных объектов.

Аудитор проводит контрольные проверки, убеждаясь в адекват­ности записей в инвентаризационных описях запасам материаль­ных ценностей, делает выводы о состоянии сохранности запасов, правильности перекрытия пересортицы и списания естественной убыли, расследует факты возникновения крупных недостач и дела­ет необходимые записи в рабочих документах.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2. Классификационные формы экономического контроля в Украине
Функции экономического контроля распространяются на экономическую деятельность всех звеньев народного хозяйства. По организационным формам экономический контроль в Украине подразделяют на государственный, муниципальный, независимый и контроль собственника.

  Государственные органы, осуществляющие функции экономического контроля, это: Счетная палата Верховной Рады Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственная контрольно-ревизионная служ­ба Украины, Государственное казначейство Украины (два последних органа подчиняются Минфину Украины), Фонд государственного имущества Украины, Министерство эко­номики Украины, Министерство труда и социальной поли­тики Украины, Государственный комитет статистики Украины. Антимонопольный комитет Украины. Национальный банк Украины.

Специализированные органы контроля — Государствен­ный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации качества продукции (Госстандарт Украины), Государственный таможенный комитет Украины, Государ­ственная инспекция Украины по защите прав потребите­лей (Госпотребзащита), Государственная автомобильная инспекция, Государственная пожарная инспекция, Государ­ственная санитарная инспекция и др.

Муниципальный контроль — местные Советы народ­ных депутатов и их комиссии.

Независимый контроль — аудиторский, создается на хозрасчетных началах.

Контроль собственника — внутрисистемный, внутрихо­зяйственный.

Организационные формы экономического контроля в Украине показаны на рис. 1.1.

Счетная палата Верховной Рады Украины, созданная в соответствии с Конституцией Украины, является постоян­но действующим высшим органом государственного фи­нансово-экономического контроля. Она осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо дру­гих органов государства.

Задачи Счетной палаты:

организация и осуществление контроля за своевремен­ным выполнением доходной и расходной частей Государ­ственного бюджета Украины, расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целе­вых фондов по объемам, структуре и их целевому назна­чению;

осуществление контроля за возникновением и погаше­нием внутреннего и внешнего долга Украины, определение эффективности и целесообразности расходов государствен­ных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов;

контроль за финансированием общегосударственныхпрограмм экономического, научно-технического, социаль­ного и национально-культурного развития, охраны окру­жающей среды, использования объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации;

контроль за соблюдением законности при предоставле­нии Украиной займов, экономической и другой помощи ино­странным государствам, международным организациям, а также при заключении договоров о государственных займах и кредитах; осуществление контроля за использованием кре­дитов, полученных Украиной от иностранных государств, бан­ков и международных организаций, и займов, не предусмот­ренных Государственным бюджетом Украины;

контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины, а также вне­бюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банков;

осуществление контроля за денежной эмиссией, исполь­зованием золотого запаса, драгоценных металлов, камней, предоставлением кредитов и осуществлением операций по размещению золотого и валютного резервов;

анализ установленных отклонений от показателей Госу­дарственного бюджета Украины и подготовка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджет­ного процесса в целом;

регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее подразделений о ходе выполнения Государственного бюд­жета Украины и состоянии погашения внутреннего и внеш­него долга Украины, о результатах осуществления других контрольных функций.

Кроме перечисленных задач Счетная палата выполняет другие поручения Верховной Рады Украины, имеющие кон­трольный характер.

Счетная палата осуществляет финансово-экономический контроль на основаниях законности, плановости, объектив­ности, независимости и гласности.

Правовая основа организации и деятельности Счетнойпалаты определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О Счетной палате», другими нормативно-право­выми актами.

В соответствии с задачами, поставленными перед Счет­ной палатой, она выполняет следующие функции:

контролирует выполнение законов и Государственного бюджета Украины, финансирование общегосударственных программ, сохранение и использование государственного имущества органами государственной исполнительной вла­сти и должностными лицами, избираемыми или утвержда­емыми Верховной Радой Украины;

по поручению Верховной Рады Украины проверяет использование органами исполнительной власти средств общегосударственных целевых фондов и внебюджетных фондов;

контролирует эффективность управления средствами Государственного бюджета Украины Государственным каз­начейством Украины, законность и своевременность дви­жения средств общегосударственных целевых фондов в Нацбанке Украины, уполномоченных банках и кредитных учреждениях;

по поручению Верховной Рады Украины осуществляет контрольные функции относительно финансирования об­щегосударственных программ экономического, научно-тех­нического, социального и национально-культурного разви­тия, охраны окружающей среды и других, утверждаемых Верховной Радой Украины;

контролирует инвестиционную деятельность органов государственной исполнительной власти, проверяет закон­ность и эффективность использования финансовых ресур­сов, выделяемых из Госбюджета Украины на выполнение общегосударственных программ;

контролирует деятельность Антимонопольного комитета Украины и Фонда государственного имущества Украины;

проверяет по поручению Верховной Рады Украины в со­ответствии со своим статусом смету расходов, связанных с деятельностью Верховной Рады Украины и ее аппарата, вспо­могательных органов и служб Президента Украины и аппа­рата Кабинета Министров Украины, а также расходование средств государственными учреждениями, действующими за рубежом и финансируемыми из Госбюджета Украины;

осуществляет связи с контрольными органами иностран­ных государств и соответствующими международными орга­низациями, заключает с ними договоры о сотрудничестве.

Счетная палата имеет полномочия осуществлять конт­рольно-ревизионные, экспертно-аналитические, информаци­онные и другие виды деятельности, обеспечивающие еди­ную систему контроля за использованием средств общего­сударственных целевых фондов, внебюджетных фондов, финансово-кредитных и валютных ресурсов. Кроме того, ей предоставлено право производить проверки и ревизии дея­тельности Нацбанка Украины, Фонда государственного иму­щества, других подотчетных Верховной Раде Украины орга­нов, а также на предприятиях и в организациях независи­мо от форм собственности в пределах ее функций.

Следовательно, Счетная палата — это главный орган финансово-экономического контроля в Украине, в котором соединяются общегосударственный экономический и фи­нансовый контроль всех звеньев власти.

Государственная налоговая администрация Украины и ее органы на местах контролируют соблюдение законода­тельства о налогах, правильность вычисления и своевре­менность внесения в бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством, а также принимают меры по предупреждению уклонения юридических и физических лиц от уплаты налогов.

Государственная контрольно-ревизионная служба
Украины и ее органы на местах контролируют соблюдение финансовой дисциплины предприятиями и организация­ми по территориальному делению расходования средств из государственного бюджета на социальные потребности, со­держание органов государственного управления и др.

Государственное казначейство Украины и его подраз­деления в регионах контролируют расходование средств государственного бюджета учреждениями и организация­ми в соответствии с их сметами оперативно в момент их расходования. Так, учреждения и организации, финансиру­емые из государственного бюджета, не могут получать или переводить средства другим субъектам с текущих счетов в банках без предварительного контроля со стороны органов Государственного казначейства Украины.

Фонд государственного имущества Украины (далее Фонд) является государственным органом, который осущест­вляет государственную политику в сфере приватизации го­сударственного имущества, выступает как арендодатель иму­щественных комплексов, являющихся общегосударственной собственностью. Он подчинен в своей деятельности и под­отчетен Верховной Раде Украины.

В Автономной Республике Крым, областях, городах Кие­ве и Севастополе Фонд создает региональные отделения. В случае необходимости Фонд имеет право создавать пред­ставительства в других городах и районах Украины.

Основные задания Фонда:

защита имущественных прав Украины на ее террито­рии и за границей;

реализация прав распоряжения имуществом государ­ственных предприятий в процессе их приватизации, созда­ние совместных предприятий;

осуществление полномочий по организации и проведе­нию приватизации имущества предприятий, находящегося в общегосударственной собственности, а также относитель­но арендодателя имущества государственных предприятий и организаций, их структурных подразделений;

содействие процессу демонополизации экономики и со­здание условий для конкуренции производителей.

Фонд в соответствии с возложеными на него задачами:

разрабатывает и передает Кабинету Министров Украиныпроекты государственных программ приватизации, органи­зовывает и контролирует их выполнение;

изменяет в процессе приватизации организационно-пра­вовую форму предприятий, находящихся в общегосудар­ственной собственности, путем преобразования их в откры­тые акционерные общества;

осуществляет полномочия собственника относительно части акций акционерных обществ, которые не были реа­лизованы в процессе приватизации, в частности несет от­ветственность в пределах указанной части;

продает имущество, находящееся в общегосударственной собственности, в процессе его приватизации, включая иму­щество ликвидированных предприятий и объектов незавер­шенного строительства;

создает комиссии по приватизации;

утверждает планы приватизации имущества, находяще­гося в общегосударственной собственности;

заключает договоры с посредниками по организации под­готовки к приватизации и продаже объектов приватизации;

выдает лицензии посредникам;

осуществляет связь с местными органами приватизации;

принимает меры по привлечению иностранных инвес­торов в процесс приватизации;

выступает как арендодатель имущества целостных иму­щественных комплексов предприятий, организаций, их структурных подразделений, являющихся общегосудар­ственной собственностью, дает разрешение предприятиям, организациям на передачу в аренду имущественных комп­лексов их структурных подразделений;

принимает участие в создании совместных предприя­тий, в уставный фонд которых передается имущество, явля­ющееся общегосударственной собственностью;

разрабатывает проекты нормативных актов по вопро­сам управления имуществом, находящимся в государствен­ной собственности, и его приватизации;

принимает участие в разработке и заключении межгосударственных соглашений по вопросам собственности и использования государственного имущества;

представляет интересы Украины за рубежом по вопро­сам, касающимся защиты имущественных прав государства.

Актуален вопрос о формах собственности. Решающим в определении перспектив его решения является определе­ние частной собственности. И здесь следует особо отметить, что впервые на законодательном уровне предусматривает­ся закрепить это право как основу свободы, духовной и эко­номической независимости граждан. Одновременно с част­ной собственностью в законодательном порядке также за­крепляется государственная и коллективная собственность.

Разделение собственности на государственную и част­ную объективно связано с определением двух основных субъектов права собственности: государства и лица.

Что касается коллективной собственности (собственности трудовых коллективов, коллективов-арендаторов, коллектив­ных предприятий, кооперативов, хозяйственных обществ, про­фессиональных союзов и т. п.), то это самостоятельная форма собственности. Ее следует считать производной от частной. Коллективная собственность — это общая собственность от­дельных лиц. Она существует во всех странах и является толь­ко средством организации сотрудничества конкретных лю­дей, в пределах которого определяются отношения между ними, порядок управления коллективом и собственностью. Через такую организацию и реализуются функции владения, пользо­вания и распоряжения имуществом.

Фонд имеет право:

издавать в пределах своей компетенции нормативные документы, обязательные для выполнения органами госу­дарственной исполнительной власти, другими юридически­ми лицами, контролировать их выполнение;

получать от органов государственной исполнительной власти информацию, необходимую для выполнения возло­женных на Фонд задач и функций;

производить инвентаризацию общегосударственного имущества, которое в соответствии с Государственной про­граммой приватизации подлежит приватизации, а также осуществлять аудиторские проверки эффективности его использования;

утверждать смету расходов из государственного внебюд­жетного фонда приватизации в пределах, установленных Государственной программой приватизации имущества го­сударственных предприятий.

Министерство экономики Украины контролирует вы­полнение планов экономического и социального развития государства, утвержденных Верховной Радой Украины, вы­являет отклонения от заданных параметров развития от­дельных отраслей народного хозяйства и принимает меры по их предупреждению, т.е. осуществляет контроль эконо­мики на макроуровне.

Министерство труда и социальной политики Украины контролирует соблюдение законодательства по вопросам труда и заработной платы в отраслях народного хозяйства, тарифных соглашений по оплате труда, механизма регули­рования фонда оплаты труда. Кроме того, Министерство труда и социальной политики разрабатывает и утверждает нормативные документы по вопросам регулирования за­нятости населения, использования труда и его оплаты.

Государственный комитет статистики Украины конт­ролирует по данным отчетности сбалансированность рын­ка товаров, выполнение программ экономического и соци­ального развития государства, наличие товарных, матери­альных, трудовых и других ресурсов, необходимых для на­селения и для развития народного хозяйства, осуществляет выборочные контрольные переписи ресурсов и т. п.

Правительство Украины предоставило Госкомстату право осуществлять контроль за выполнением министерствами, государственными комитетами и ведомствами, концернами, ассоциациями, а также подчиненными им предприятиями и объединениями законодательства и нормативных актов по вопросам статистики, учета и отчетности, обеспечение достоверности государственной отчетности, давать обязатель­ные для исполнения указания по устранению обнаружен­ных недостатков. Кроме того, Госкомстат имеет право по­лучать от органов управления, предприятий и объединений статистическую и бухгалтерскую отчетность и разъясне­ния к ней независимо от форм собственности; проверять первичную документацию и достоверность отчетных дан­ных; требовать письменных объяснений и других материа­лов в связи с обнаруженными нарушениями, давать обяза­тельные для исполнения указания по устранению наруше­ний отчетной дисциплины, а также по проведению в необ­ходимых случаях ревизий финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий, объединений и организаций. Ука­зания органов государственной статистики подлежат обя­зательному исполнению министерствами, ведомствами, пред­приятиями и объединениями с извещением их в 10-днев­ный срок о принятых мерах.

Госкомстат имеет право отменять не утвержденную в установленном порядке отчетность, проверять состояние учета и отчетности на всех уровнях хозяйственного управ­ления, а в случае обнаружения приписок и других искаже­ний отчетных данных направлять необходимые материалы в органы прокуратуры для привлечения виновных к ответ­ственности.

Госкомстат и его органы на местах направляют органам управления заключения о своевременности представления и качестве отчетов подведомственных им предприятий и объединений, а также осуществляют контроль за привлече­нием их руководителей и других должностных лиц к от­ветственности за представление недостоверных данных и нарушение отчетной дисциплины.

   Антимонопольный комитет Украины предотвращает возникновение монопольного положения на рынке предпри­нимателей, ограничивающих конкуренцию определенного товара. В противном случае это приводит к нарушению рыночных отношений при производстве и реализации отдельных видов товаров, к недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности.

Национальный банк Украины в соответствии с уста­вом и законодательством о банках и банковской деятельно­сти контролирует наличие денег в обращении, использование кредитов по целевому назначению, соблюдение предпринима­телями кассовой дисциплины, правил расчетов в народном хозяйстве и других операций, возложенных на банки в усло­виях рыночных отношений, а также расходование средств из государственного бюджета, осуществляет эмиссию денег и регулирует денежные отношения в государстве. Кроме того, он контролирует деятельность коммерческих банков, регистрирует их, получает от них балансы, расчеты экономи­ческих нормативов и другую отчетность, проводит ревизии, вносит предложения по улучшению их деятельности или об их закрытии, если они как акционерные образования нарушают действующее законодательство. Национальный банк Украины издает в пределах своих полномочий инст­рукции, положения и другие нормативные документы по кассовым, расчетным, кредитным, валютным операциям.

К специализированным органам экономического конт­роля принадлежат государственные комитеты, инспекции и др.

Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт Украины) — это центральный орган исполнительной власти, подведомствен­ный Кабинету Министров Украины. В пределах своей ком­петенции он проводит мероприятия по стандартизации, обес­печению единства и достоверности измерений и сертифи­кации продукции, а также координирует работу других органов государственного управления по этим вопросам.

Главные задачи Госстандарта:

создание системы нормативно-технической документации, которая устанавливает прогрессивные требования к разработке, производству и использованию продукции (работ, услуг) с целью повышения технического уровня и качества, гарантирования безопасности использования, совместимости и взаимо­заменяемости, охраны окружающей среды, ресурсосбережения, более широкого применения мало- и безотходных техноло­гий, а также повышения роли потребителя в определении конкретных характеристик продукции (работ, услуг);

создание и обеспечение функционирования государствен­ной системы сертификации продукции;

осуществление государственного надзора за внедрени­ем и соблюдением требований стандартов, технических условий и образцов (эталонов) на продукцию (работы, услу­ги) и государственного метрологического надзора, исполь­зование прав по предотвращению выпуска недоброкачествен­ной продукции;

определение основных направлений и координация про­ведения мероприятий межгосударственного и международ­ного сотрудничества, связанных со стандартизацией, метро­логией и сертификацией;

организация нормативно-методического обеспечения общественного производства по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации;

организация научно-технической информации в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

Госстандарт Украины в соответствии с возложенными на него задачами:

осуществляет методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью министерств, ведомств и объ­единений предприятий по стандартизации, метрологии и сертификации;

готовит предложения о социальных, экономических и правовых основах обеспечения качества продукции (работ, услуг); взаимодействует с обществами потребителей и дру­гими общественными организациями в сфере стандартиза­ции, метрологии и сертификации;

с учетом задач социально-экономического развития Украины определяет приоритетные направления развития сферы стандартизации, метрологии и сертификации;

  осуществляет методическое руководство разработкой министерствами, ведомствами и объединениями предприя­тий методологического обеспечения, утверждает и система­тически проводит оценку их реализации;

утверждает государственные стандарты (за исключени­ем стандартов проектирования и строительства, использо­вания ресурсов, охраны окружающей среды от загрязнения и других вредных влияний), проводит экспертизу проектов государственных стандартов и технических условий, отве­чает за их научно-технический уровень и технико-эконо­мическое обоснование;

ведет в установленном порядке учет и регистрацию го­сударственных стандартов, технических условий и измене­ний, вносимых в них, решений об их отмене, посылает заин­тересованным лицам соответствующую информацию;

имеет исключительное право издавать и переиздавать государственные стандарты;

организовывает работу по сертификации, осуществляет организационно-методическое руководство функционирова­нием государственной системы сертификации, признает в установленном порядке сертификаты других стран;

предоставляет методическую помощь предприятиям, их объединениям и организациям во внедрении международ­ных стандартов по системам управления качеством, орга­низовывает сертификацию этих систем.

    продолжение
–PAGE_BREAK–