Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками

Курсоваяработа
подисциплине: «Аудит»
натему: «Методика аудиторской проверки по учету расчетов с поставщиками иподрядчиками»
выполнил:студентка 5-го курса
УС факультета,группы №522,
Личное дело№04убд40422
Гришунина-НехорошеваН.Е.
преподаватель:Сотникова Л.В.
Москва, 2008г.

Введение.
Выбранная тема«Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками» являетсяактуальной по причине невозможности производственного процесса безвзаимодействия с сторонними организациями. Любая организация осуществляющаядеятельность не может функционировать односторонне. Поставщики и подрядчикисоставляют одну из сторон взаимодействия. Поставщики и подрядчики — этоорганизации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовуюпродукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные,коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные,модернизирующие и др.). Для нормального функционирования предприятия(организации) требуется электричество, связь, отопление. Для организаций, неимеющих своего помещения, также требуется помещение (аренда). Все это нампредоставляют поставщики.
Организацийосуществляющих ремонтные работы не своими силами прибегают к помощи подрядныхорганизаций (подрядчиков).
Все организации каккоммерческие, так и бюджетные имеют поставщиков или подрядчиков, а также и техи других.
Целью курсовой работыявляется изучение теоретических вопросов бухгалтерского учета по расчетам споставщиками и подрядчиками, а также изучение теоретических вопросов проведенияаудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками.
В первой главе даннойкурсовой работы на тему «Методика аудиторской проверки расчетов с поставщикамии подрядчиками» будут рассмотрены аспекты по организации и ведениюбухгалтерского и налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Изучено нормативноерегулирование организации и ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Рассмотрены документыдля проведения аудита по оформлению операций по ведению и учету расчетов споставщиками и подрядчиками;
Показано ведение иформирование синтетического и аналитического учета операций по расчетам споставщиками и подрядчиками.
Во второй главе даннойкурсовой работы будет построена методика проведения аудиторской проверкирасчетов с поставщиками и подрядчиками.
Сформированы и рассмотреныисточники информации для проведения проверки расчетов с поставщиками иподрядчиками;
Изучена проверкапроведения организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками иподрядчиками;
Построен план исоставлена программа аудиторской проверки расчетов с поставщиками иподрядчиками;
Составлены аудиторскиепроцедуры проверки по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
Рассмотрена аудиторскаяпроверка первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
Охарактеризованааудиторская проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов споставщиками и подрядчиками.

Глава1.
Организацияи ведение бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками иподрядчиками.
 
1.1.    Нормативное регулирование организации учета расчетовс поставщиками и подрядчиками.
К поставщикам иподрядчикам относятся организации, поставляющие сырье и другиетоварно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпускэлектроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы(капитальный и текущий ремонт основных средств и многое другое).
Общее правовое иметодологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляетсяПравительством РФ и Министерством финансов РФ. В России нормативно-правовоерегулирование представлено четырьмя уровнями.
К основным документам,регулирующим расчеты с поставщиками и подрядчиками, можно отнести:
Первыйуровень
1.        Гражданскийкодекс РФ, части 1-2 – в части регулирования договоров: поставки, аренды,подряда (ст.410, 414,415,419).
2.        Налоговыйкодекс РФ, ч.1-2
3.        ЗаконРФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996г.
Второйуровень
4.        Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ МинфинаРФ №34н от 29 июля 1998г.)
5.        Положениепо бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которыхвыражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)
6.        Положениепо бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)
Третийуровень
7.        Методическиеуказания «о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»(Приказ Минфина РФ №67н от 22 июля 2003г.)
8.        Методическиеуказания «по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (ПриказМинфина РФ №49 от 13 июня 1995г.)
9.        «Опорядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями,применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненныеработы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ №142 от 31 октября 1994г.)
10.     Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия(Приказ Минфина РФ №94н от 31 октября 2000г.)
Четвертыйуровень
11.     Уставорганизации
12.     Учетнаяполитика организации.
1.2.    Документальное оформление операций по ведению иучету расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Все хозяйственныеоперации по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненныеработы или оказанные услуги оформляются соответствующими расчетными документамии договорами.
Расчеты с поставщикамии подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальныхценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними ссогласия организации или по ее поручению и подкрепляются соответствующимидокументами.
Основным первичнымдокументом для взаимодействия с поставщиками и подрядчиками является договор.Договор может быть нескольких видов:
-договор купли-продажи(при покупке товарно-материальных ценностей, товаров);
-договор поставки (припоставке оборудования и др.);
-договор аренды ( приаренде помещений);
— договор обслуживания(при оказании услуг электроэнергия, отопление и др.);
-договор подряда (припроведении работ подрядным способом).
Существует исключение,когда приобретаются товары, материалы и другие товарно-материальные ценноститолько на основании  за ранее оплаченного счета, счет-фактуры и товарнойнакладной, а также доверенности на получение товарно-материальных ценностей.
Кредиторскаязадолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту:
— акцепта расчетныхдокументов по принятым ценностям, работам, услугам;
— приемки ценностей,поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованныепоставки);
— выявление излишка приприемке товарно-материальных ценностей.
В настоящее времяорганизации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию илиоказанные услуги. Исходя из выбранной формы оформляются соответствующиедокументы.
В расчетных документах (счет,счет-фактура, товарно-транспортная накладная и др.) поставщики и подрядчикиотдельной строкой выделяют сумму налога на добавленную стоимость.
Кредиторскаязадолженность погашается при получении от банка подтверждения о перечислениисредств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетоввместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачетеполученного аванса и взаимных требований. Списание кредиторской задолженности,по которой истек срок исковой давности, осуществляется по результатампроведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителяорганизации.
После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверхнорм естественной убыли. При проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика)могут выявиться несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметическиеошибки. В этих случаях оформляются документы по претензиям и акт о приемкематериалов Основные операции по расчету с поставщиками и подрядчиками, и ихдокументальное оформление представим в таблице №1.
Таблица №1
Хозяйственные операциипо расчетам с поставщиками и подрядчиками и их документальное оформление.Хозяйственная операция (операция) Документ основание (документ) 1 2 Заключен договор с поставщиками (подрядчиками)
Договор на обслуживание
Договор подряда
Договор субподряда
Договор аренды
Договор купли-продажи Выплачен аванс поставщику (подрядчику), оплачены с расчетного счета (валютного счета) приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги Платежное поручение, выписка банка Оплачены наличными приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги Расходный кассовый ордер, кассовая книга На уменьшение суммы задолженности перед поставщиками списана сумма претензий, выявленная при приемке продукции Акт о приемке материалов, претензия
Получены материалы, товары
Учтена сумма выданного аванса в момент получения товара Приходный ордер, накладная поставщика
Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов, товаров
Отражена сумма НДС на стоимость работ Счет-фактура Стоимость работы сторонних организаций отнесена на себестоимость основного производства Акт о выполненных работах Отражено списание невостребованной кредиторской задолженности Приказ (распоряжение) руководителя
Существуют поставки, покоторым материальные ценности поступили в организацию без расчетных документов,такие поставки называют неотфактурованными. Поскольку основанием для оплатыценностей являются расчетные документы, неотфактурованные поставки оплате неподлежат, по ним начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками иподрядчиками. При поступлении товарно-материальных ценностей без расчетныхдокументов поставщиков необходимо проверить, не числятся ли данные ценности какоплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада поставщиков, атакже в составе дебиторской задолженности. После проверки поступившие ценностидолжны быть оприходованы и оформлены соответствующими документами.Хозяйственные операции и документы- основания по таким операциям представим втаблице №2.

Таблица №2
Документы-основания похозяйственным операциям неотфактурованных поставок.Хозяйственная операция Документ-основание
Определена стоимость заготовления материалов по учетным ценам
Оприходована партия материалов, поступивших без документов, по учетным ценам Приходный ордер, акт Отражена стоимость заготовления материалов по фактическим ценам Накладная, счет-фактура Определено отклонение фактической стоимости материалов от их стоимости в учетных ценах Справка-расчет бухгалтерии
Организация-покупательв обеспечение задолженности за полученные товарно-материальные ценности(принятые работы, оказанные услуги) может выдать поставщику или подрядчикувексель с согласованным сроком платежа. При такой оплате поступающих активов могут использоваться простые и переводные векселя.
Простой вексель- этописьменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя)уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороне(векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненныеработы или оказанные услуги.
В таком векселеуказывают место и дату выдачи, сумму обязательства в целом или с выделениемобязательства по оплате процентов, срок и место платежа, наименованиеполучателя, подпись векселедателя.
Переводной вексель(тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит письменный приказдебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу(ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговоеобязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи(индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, тем самым выполняяфункцию универсального кредитно-расчетного документа.  Существенно убыстряетоборот средств учета (дисконтирование) векселей в банках. В этом случаевекселедержатель посредством индоссамента передает вексель банку до наступлениясрока платежа и получает вексельную сумму за вычетом учетного процента в пользубанка, называемого дисконтом.
Сумма номиналавыданного векселя, как правило, превышает покупную стоимость приобретенныхтоваров. Разница составляет доход кредитора (векселедержателя) запредоставленный покупателю (векселедателю) коммерческий кредит. Для покупателявексель средство платежа, для поставщика – инструмент кредитования. Документы,оформляемые при расчетах векселем, представим в таблице №3.
Таблица №3
Документы, оформляемыепри расчетах векселем.Хозяйственная операция Оформляемый документ 1 2 Оприходованы товары на склад Приходный ордер, накладная поставщика Учтен НДС на стоимость товаров( работ, услуг) Счет-фактура Выдан вексель поставщику Вексель, акт приемки-передачи Увеличена стоимость товаров (работ, услуг) на сумму дисконта по векселю Вексель
1.3.    Синтетический и аналитический учет операций споставщиками и подрядчиками.
 
Операции по учетурасчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанныеуслуги отражаются на синтетическом счете 6о «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» в соответствии с условиями договора и расчетными документами.Счет 60 является преимущественно пассивным. По его дебету отражается возникшаякредиторская задолженность, а по дебету ее погашение. Данный счет может бытьактивным только в случае, если была произведена авансовая оплата поставщику(подрядчику), при этом для усиления контроля за движением денежных средстврекомендуется открыть к данному счету субсчет «Авансы выданные».
На предъявленные наоплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета: 10 «Материалы», 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и другиематериальные счета или счета по учету соответствующих расходов: 20 «Основноепроизводство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственныерасходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства ихозяйства», 97 «Расходы будущих периодов» и другие счета расходов. На счете 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» задолженность отражается в пределахсумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальнымценностям, несоответствия цен, обусловленных договором и арифметических ошибоксчет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуют на соответствующуюсумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,субсчет «Расчеты по претензиям». Синтетический учет ведется в разрезе каждого поставщика (подрядчика) в отдельности по   каждой претензии (недостаче,несоответствию).
Сумма НДС включаетсяпоставщиками и подрядчиками в счет на оплату и отражается у покупателя подебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» икредиту счета 60.
Погашение задолженностиперед поставщиками отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками»  и кредиту счетов учета денежныхсредств 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета вбанках» или кредитов банка 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67«Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Порядок бухгалтерских записей припогашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов.
Примеры записей насчетах бухгалтерского учета при расчетах с поставщиками и подрядчиками приведемв  таблица №4.
Таблица №4
Записи на счетахбухгалтерского учета при расчетах с поставщиками и подрядчикамиХозяйственная операция Дебет Кредит 1 2 3 Выплачен аванс поставщику с расчетного счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные» 51 «Расчетные счета» Оплачены наличными товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 50 «Касса» Оплачены с расчетного  (валютного) счета приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
51 «Расчетные счета»
52 «Валютные счета» На уменьшение суммы задолженности перед поставщиком списана сумма претензий, выявленная при приемке продукции 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
76 «Расчеты с разными дебиторам  и кредиторами»
Субсчет «Расчеты по претензиям» Получены материалы 10 «Материалы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Стоимость работ сторонних организаций отнесена на себестоимость основного производства 20 «Основное производство» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Отраженна сумма НДС на стоимость работ 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Получены товары 41 «Товары» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Учтена сумма выданного аванса в момент получения товара 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» Отраженна сумма НДС, уплаченная при приобретении товаров 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Помимо указанныхрасчетов на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданныеавансы под закупаемое имущество, курсовые разницы, а также прекращениеобязательств. 
Выданные авансыучитываются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет«Авансы выданные» с кредита счетов учета денежных средств 51 «Расчетные счета»52 «Валютные счета» и другие счета учета денежных средств.
Курсовые разницы поприобретенному имуществу (работам, услугам) отражаются на счете 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы ирасходы» в качестве прочих доходов и расходов в зависимости от значениякурсовых разниц.
Прекращениеобязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующимоснованиям:
— при зачете взаимныхтребований;
— новации;
— прощении долга;
— ликвидацииюридического лица.
Прекращениеобязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами».
Прощение долга посуществу является одним из видов дарения. Прощенная  долга является прочимдоходом и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При прекращенииобязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта заменана синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическомучете.
При прекращенииобязательств в следствие ликвидации юридического лица и при списаниикредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитываютпо дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91«Прочие доходы и расходы».
При автоматизации учетана основании выписок банка составляются машинограммы синтетического ианалитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов споставщиками и покупателями ( «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчетыс покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами»,субсчет 2 «Расчеты по претензиям»). Эти машинограммы служат основанием дляразработки машинограмм – оборотных ведомостей по счетам, по итоговым даннымкоторых делаются записи в Главную книгу.
Аналитический учет посчету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждомупредъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждомупоставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечиватьполучение данных в разрезе поставщиков:
— о задолженностипоставщикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
— по неоплаченным всрок расчетным документам;
— по неотфактурованнымпоставкам;
 – авансам выданным;
— по выданным векселям,срок оплаты которых не наступил;
— по просроченнымвекселям;
-по полученномукоммерческому кредиту и др.
Учет расчетов с поставщикамии подрядчиками  в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельностикоторой составляется бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками» обособленно.

Глава2
Методикапроведения аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
 
2.1.Источники информации для проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Главной целью проверкиявляется установление соответствия совершенных операций по расчетам споставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверностьотражения этих операций в бухгалтерской отчетности
Согласно основной целиаудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщикамии подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоровэкономическому смыслу совершенных сделок. Все сделки с поставщиками иподрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущностизаключаемых договоров.
Первая группа — расчетыс поставщиками и подрядчиками по договорам приобретения любых товаров иимущественных прав. Основные формы договоров заключаемых в этой группе этодоговора: поставки; договор купли-продажи; энергосбережения; мены.
Вторая группа – расчетыс подрядчиками. Предметом договора этой группы является выполнение определеннойработы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров данной группыэто договора: возмездного оказания услуг, договор подряда.
Такое деление на группысуществует за счет специфики разных подходов при проведении аудита договороввнутри каждой группы. Основная разница состоит в используемых приемах сборааудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.
В ходе аудита участкарасчетов с поставщиками и подрядчиками обязательной проверке подлежат:поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанныхуслуг); в том числе и неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченныевекселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанныебезнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческиекредиты. Особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности систекшим сроком исковой давности. Аудитор обязан выяснить причины возникновениятакой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. Придебиторской задолженности необходимо установить дату и причину еевозникновения.
Если среди контрагентовпредприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностраннуювалюту, необходимо выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производилсяли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» наотчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку откоторых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимоопределить, каким образом в учете отражались курсовые разницы, возникшие додаты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанныхуслуг) к учету до и после этой даты.
При применении ворганизации журнально-ордерной формы бухгалтерского учета все операции порасчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере №6. Приведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных всеоперации группируются в различных аналитических карточках и ведомостяханалитического и синтетического учета.
Данные аналитического исинтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны даватьполное представление о расчетах:
— с поставщиками иподрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплатыкоторых не наступил;
— с поставщиками иподрядчиками по не оплаченным в срок расчетным документам;
— с поставщиками понеотфактурованным поставкам;
— по выданным авансам;
— с поставщиками иподрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
— с поставщиками и подрядчикамипо просроченным оплатой векселям;
— с поставщиками пополученному коммерческому кредиту и др.
Основными источникамидля проверки данного раздела учета являются:
— договоры на поставкутоварно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
— счета-фактурыпоставщиков (при импортных операциях – таможенные декларации);
— накладные напоступившие товарно-материальные ценности, акты выполненных работ;
— документы оплатыпоставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и др.);
— журналы регистрациисчетов-фактур;
— книга покупок;
— регистрыаналитического и синтетического учета.
2.2.Проверка организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками иподрядчиками.
Перед составлениемплана и программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками сначалаоценивают  качество состояния внутреннего контроля по учету операций споставщиками и подрядчиками. Для этой цели проводят опрос письменный и устныйработников организации. Это позволяет выявить наиболее слабые места в системеучета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основномпроверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо малоконтролировались бухгалтерией или другой внутренней службой предприятия.
Аудитор составляеттаблицу с перечнем процедур контроля и возможных методов организациивнутреннего контроля на предприятии, наличие которых аудитор выявляет в ходеопроса. Примерный перечень таких процедур и методов организации внутреннегоконтроля представим в таблице №5.
Заполнив две последниеграфы такой таблицы, аудитор уже с достаточной степенью определенности можетоценить действующую на предприятии систему внутреннего контроля применительно кразделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Положительный ответ накаждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задачговорит о наличии очень высокого уровня системы внутреннего контроля ворганизации. Но не всегда положительные ответы на первые предложенные методыобязательно должны подтверждаться рабочими документами службы внутреннегоконтроля.
Таблица №5
Оценка состояниявнутреннего контроляНаиме- нование процедур контроля Конечные задачи процедуры контроля Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии Оценка наличия внут- реннего контро-ля
При- ме-
ча-ние «+» «-« 1 2 3 4 5 6 1.Контроль законности соверше-ния опера-ции и создания первич-ного документа  1.Все хозяйствен-ные операции совершаются в учете с письмен- ного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц Систематическая проверка первич- ной документации на наличие не- обходимых подписей службой внутреннего контроля Отказ в принятии документа в об- работку работниками бухгалтерии без необходимых подписей Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной опе- рации без необходимых письмен- ных распоряжений 1 2 3 4 5 6 2.Все хозяйствен- ные операции совершаются в строгом соответст- вии с заключен- ными договорами и действующим законодатель- ством Проверка службой внутреннего контроля соответствия произве- денных и зафиксированных на но- сителе операций хозяйственным договором и действующему зако- нодательству Визирование договоров и прочих юридических актов главным бух- галтером или другим уполномо- ченным работником бухгалтерии 2.Фор- мальная проверка докумен- тации на наличие всех обя- зательных реквизитов 3.Весь массив первичных доку- ментов в части наличия необхо- димых реквизитов отвечает требова- ниям законода- тельства о бухгал- терском учете Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих кон- кретные документы, за правильно- стью оформления документов 3.Соответ- ствие пер- вичной докумен- тации регисриру- емым опе- ративным фактам 4.Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен доку- мент, верно зафи- ксировавший со- вершенный опе- ративный факт Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первич- ных документов экономическому смыслу операции Арифметический и логический кон- тролль со стороны работников бух- галтерии, обрабатывающих доку- ментацию, за соответствием совер- шенной операции оформленному оправдательному документу 4.Контроль полноты регистра- ции пер- вичных докумен- тов 5.Достижение уве- рености, что все первичные доку- менты на пред- приятии будут введены и обра- ботаны Проверка службой внутреннего контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах Единая нумерация первичной до- кументации, контроль со стороны бухгалтероии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов 1 2 3 4 5 6 5.Контроль точности регистра-ции и об- работки первичных докумен-тов 6.Точный количес- твенный и качес- твенный перенос данных из доку- мента в систему учета Проверка службой внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета Автоматический ввод бухгалтер-ской проводки с документа с помощью программных продуктов Обязательная контировка первич-ных документов бухгалтером, про- изводящим их обработку 6.Контроль своевре- менности регистра-ции и об- работки первичных докумен-тов 7.Достижение уверенности в том, что принцип временной опре- деленности на предприятии соб-люден Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты доку- мента дате его регистрации в учет-ном регистре Проведение инвентаризации и све- рок расчетов в целях установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером – испол- нителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регис- трации документов 7.Контроль докумен-топотоков 8.Достижение уверенности в том, что на пред-приятии исполня-ются действую-щие графики доку-ментооборота Проверка службой внутреннего контроля исполнения функций пер-сонала, участвующего в системе до-кументооборота в соответствии с действующими графиками Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов 8.Контроль защиты ин-формации при орга-низации обработки и регистра-ции доку-ментов 9.Достижение уверенности в том, что в процес-се регистрации и обработки инфор-мации вся первич-ная документация будет защищена от несанкциони-рованного доступа Проверка службой внутреннего контроля организации хранения документов в процессе текущей де-ятельности Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной доку-ментации, контроль со стороны ра-ботников бухгалтерии за докумен-тами, находящимися у них на обра-ботке 1 2 3 4 5 6 9.Контроль системы защиты ин-формации в условиях КОД Практика введения паролей на автоматизированных рабочих месс-тах (АРМ), установление системным оператором определенного поряд-ка доступа к информации с другого АРМ 10.Кон-троль орга-низации хранения докумен-тов 10.Достижение уверенности в том, что в органи-зованной на пред-приятии системе хранения доку-ментов не будет допущено утери или исправления первичной доку-ментации Проверка службой внутреннего контроля  соблюдения требований нормативных актов в части органи-зации архивной службы Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи до-кументации в архив и сроков хране-ния первичной документации Инвентаризация дел в архивах 11.Кон-троль за истребо-ванием кредитор-ской за-долженности 11.Достижение уверенности в том, что с любой сомнительной или просроченной за-долженностью на предприятии будет проводить-ся необходимая работа по ее ис-требованию Систематическая проверка службой внутреннего контроля (ВК) своевре-менности предъявления претензий поставщикам и своевременности подачи дел в арбитражные суды и отслеживание результатов про-веденных мероприятий Контроль со стороны бухгалтерии за своевременностью истребования задолженности 12.Кон-троль за правиль-ностью отражения операций на счетах бухгалтер-ского учета                                                                     12.Достижение уверенности в том, что все опе-рации по расчетам с поставщиками и подрядчиками бу-дут отражены на соответствующих экономическому смыслу совершен-ной операции сче-тах бухгалтерского учета Использование на предприятии автоматизированных средств обра-ботки данных, в которых реализо-вана возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям Контроль со стороны службы внут-реннего контроля и главного бух-галтера (или другого ответствен-ного лица) за правильностью про-изведенных на счетах записей Разработка типовых корреспонден-ций счетов без дальнейшего кон-троля за их соблюдением
После проведенияанализа системы внутреннего контроля аудитор определяет, каким образом напредприятии организован обмен информацией между службой внутреннего контроля иорганом управления предприятия. Это важный момент в понимании организации учетана предприятии, так как сами по себе результаты внутреннего контроля лишьсвидетельствуют о допущенных нарушениях и  ошибках, но не являютсяподтверждением того, что обнаруженные ошибки нарушения будут исправлены.Аудитор должен выяснить, какие действия со стороны руководства инепосредственных исполнителей были приняты после того, как служба внутреннегоконтроля выявила конкретные недостатки в системе учета.
2.3.План и программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками иподрядчиками.
План и программааудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся сучетом результатов проверки системы внутреннего контроля учетов, с поставщикамии подрядчиками.  План аудита охватывает четыре основные направления проверки поучету расчетов с поставщиками и подрядчиками:
— правовую оценкудоговоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующегозаконодательства;
— организациюпервичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
— организациюбухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
— организациюналогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
План аудиторскойпроверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должен содержать:название проверяемой организации, период в течении которого будет проводитьсяпроверка данной организации на этом участке, число человеко-часов, фамилию имяотчество руководителя аудиторской проверки, состав аудиторской группы,планируемый аудиторский риск, а также планируемый уровень существенности.Содержание плана представим в таблице №6.
Таблица №6
План аудиторскойпроверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Проверяемая организация
Период проверки
Число человеко-часов
Руководительаудиторской группы
состав аудиторскойгруппы

п/п Планируемые виды работ
Период
проведения
аудита Исполнитель Примечания 1 2 3 4 5 1 Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками При возникно-вении необхо- димости при-влечения экс-перта 2 Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 3 Проверка состояния задолженнос-ти перед поставщиками и подряд-чиками 4 Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщи-ками и подрядчиками 5 Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 6 Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками
Руководительаудиторской организации     подпись
Руководительаудиторской группы     подпись
Программа аудиторскойпроверки расчетов с поставщиками и подрядчиками составляется на основании Планааудиторской проверки данного участка. Программа аудиторской проверки также, каки план содержит обязательные реквизиты: название проверяемой организации,период проверки, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителяаудиторской группы, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск,планируемый уровень существенности. Программу аудиторской проверки учетарасчетов с поставщиками и подрядчиками представим в таблице №7.

Таблица №7
Программа аудиторскойпроверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверяемая организация
Период проверки
Число человеко-часов
Руководитель аудиторскойгруппы
Состав аудиторскойгруппы 
Планируемый аудиторскийриск
Планируемый уровеньсущественности

п/п Перечень аудитор-ских процедур по разделам аудита
Период
проведения аудита Исполнитель Рабочие документы аудитора Примечания 1 2 3 4 5 6
1
1.1
1.2
Правовая оценка до-говоров с поставщи-ками и подрядчика-ми
Экспертиза догово-ров с поставщиками
Экспертиза догово-ров с подрядчиками Договор, со-глашения, контракты; копии пере-писки или заключение эксперта (в случае его привлечения При провер-ке приме-нять непред-ставительную выборку 1 2 3 4 5 6 2 Проверка организа-ции первичного учета расчетов с пос-тавщиками и под- рядчиками Первичные до-кументы (нак-ладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки) При осущес-твлении про-верки по пос-туплению ТМЦ-приме-нять
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Проверка достовер-ности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ принятия к учету ра-бот, услуг
Проверка оператив-ности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг
Проверка законнос-ти ПУД
Проверка соблюде-ния графика доку-ментооборота
Проверка полноты и точности регистра-ции документа в учетных регистрах
Проверка организа-ции хранения доку-ментов и организа-ции доступа ПУД договоры, складского уче-та, книги поку-пок, графики документообо-рота, организа-ционно-распо-рядительная документация по вопросам хранения и доступа к пер-вичной учетной докупентации репрезента-тивную вы-борку (метод систематичес-кого отбора), операции по принятию к учету услуг (работ)- вы-борка не-представи-тельная
3
3.1
3.2
Проверка состояния задолженности пе-ред поставщиками и подрядчиками
Проверка реальнос-ти дебиторской и кредиторской задол-женности
Проверка правиль-ности списания де-биторской задол-женности, безна-дежной к взысканию Регистры бух-галтерского учета, акты све-рок, ответы на запросы постав щикам, решения судов в части призна-ния задолжен-ности безна-дежной ко взысканию и другие подоб-ные документы Провести вы-борочную ин-вентаризацию задолженнос-ти, списанные безнадежно долги прове-рить сплош-ным методом 1 2 3 4 5 6 4 Проверка правиль-ности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с пос-тавщиками и под-рядчиками Регистры бух-галтерского учета, первич-ные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи), договоры и др. Проверку проводить сплошным методом
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Проверка расчетов по неотфактурован-ным поставкам
Проверка расчетов по векселям выдан-ным
Проверка расчетов по коммерческим кредитам
Проверка расчетов по претензия
Проверка учета кур-совых и суммовых разниц
5
5.1
5.2
Проверка соответ-ствия данных анали-тического учета рас-четов с поставщика-ми и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета
Проверка соответ-ствия данных анали-тического учета обо-ротам и остаткам по счетам синтетичес-кого учета
Проверка правиль-ности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками Регистры анна-литического учета, регистры синтетического (сводного) уче-та, отчетность
6
6.1
6.2
6.3
Проверка организа-ции налогового уче-та по расчетам с пос-тавщиками и под-рядчиками
Налоговый учет про-центов по векселям и коммерческим кредитам
Налоговый учет сом-нительной задол-женности
Налоговый учет су-мовых разниц Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, догово-ры, первичные документы 6.4 Учет налога на до-бавленную стои-мость
Руководительаудиторской организации
Руководительаудиторской группы
На первом этапепроведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками производится правоваяоценка договоров с позиций действующего законодательства. Эта процедуранеобходима и обязательна, так как от правовой формы и условий договора зависятих варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками.Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видамидеятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога надобавленную стоимость.
Различают две группыдоговоров: с поставщиками и с подрядчиками.
Первая группа: Экспертизадоговоров с поставщиками. Операции по поступлению на предприятие различныхтоварно-материальных ценностей и имущественных прав оформляются договорами этойгруппы. В ходе проведения аудита аудитор должен убедиться в том, что формазаключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершеннойпредприятием сделки, а также в том, что договор содержит все существенныеусловия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договора этойгруппы отличает то, что предметом этих договоров является приобретение вещи иливещественных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками.Проверка соблюдения этих договоров происходит путем сверки данныхколичественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиямидоговора, что подтверждает факт сделки. Договора с поставщиками проверяют,используя репрезентативную выборку, так как они однотипны, и при проверкеопределенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всейпроверяемой совокупности.
Вторая группа: Экспертизадоговоров с подрядчиками. Довольно трудоемкая процедура по подтверждению фактавыполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Предметомдоговоров с подрядчиками является выполнение определенной работы и сдача еерезультатов заказчику. При этом некоторые виды работ не имеют вещноговыражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Наибольшийриск при аудите в этой группе представляют договора возмездного оказания услуг:реклама, маркетинговые исследования, консультационные, нотариальные, пожарные,охранные и другие услуги подобного типа. Данные услуги довольно дорогие и риск,что подтверждающие их совершение первичные документы (аудиторскиедоказательства) некачественны — довольно высок. Помимо этого велика вероятностьфиктивных договоров, которые обеспечивают фиктивные выплаты.
Исходя из всехперечисленных факторов, аудитору следует со всей ответственность даватьправовую оценку договоров второй группы, особенно договоров возмездногооказания услуг. При аудите следует применять либо сплошную проверку такихдоговоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска,опираясь на личное суждение аудитора. При необходимости аудитору следуетпривлекать к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного вюридических вопросах.

2.4.Состав аудиторских процедур проверки учета расчетов с поставщиками иподрядчиками.
 
2.4.1.Аудиторская проверка первичного учета операций по расчетам с поставщиками иподрядчиками
При проверке учетарасчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качествопервичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Практическивсе документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличиваявнутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита. Причинами этогоявляются:
— отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки(как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);
— сложностьвосстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;
— большая вероятностьнесвоевременного поступления подтверждающих документов;
— значительная частьпервичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенноопераций, связанных с договорами на оказание услуг), не унифицирована. Отсюдариск того, что первичная документация может быть не признана в качествеподтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформлениядокументов и их комплектности.
В таких условиях анализорганизации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провестиосновные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованноопределить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности.Результаты организации первичного учета позволяют делать вывод о качествепервичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором вкачестве аудиторских доказательств.
Аудиторская проверкаорганизации первичного учета строится по схеме:
1.        Определяетсястепень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних ивнешних факторов. Внешние факторы: требования законодательства, принадлежностьорганизации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение,используемые ресурсы.
Внутренниефакторы: организационная структура, стиль управления и стиль работыруководителей, методы распределения полномочий и ответственности,информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность.
2.        Оцениваетсявнутрихозяйственный риск системы первичного учета по результатам проведенияаналитических процедур.
3.        Определяетсяпримерный объем первичной учетной документации, представляемой к проверке.
Один из вариантовопросника работников бухгалтерии, ведущих учет расчетов с поставщиками иподрядчиками, представим в таблице №8.
При проведении аудитаорганизации первичного учета по учету расчетов с поставщиками и подрядчикамиприменяются следующие методы сбора аудиторских доказательств.
Проверка достоверности(полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей,принятия к учету работ, услуг.
Основной целью проверкиявляется достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует всяпервичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугамза отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлятьследующим образом: операции по поступлению товарно-материальных ценностейпроводится выборка репрезентативная, которая осуществляется с помощьюслучайного или систематического отбора; операции по приобретению работ, услугпроводят с помощью выборки непредставительной, в зависимости от предметадоговоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отраженияприобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном«наборе» услуг, представляемых проверяемой организации за определенный период,которую можно получить в устном опросе используя учетные регистры за предыдущиепериоды. При проведении данной процедуры аудитор сверяет данные первичныхприходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затемаудитор проверяет наличие  счетов- фактур от поставщиков по каждой конкретнойсделке, при этом используя журнал регистрации счетов-фактур. После чего аудиторсверяет данные этих документов с данными складского учета или с информацией отбухгалтерии о принятых к учету работам, услугам.
Проверка законностиоформления и содержания первичной учетной документации по операциям расчетов споставщиками и подрядчиками.
Проведение этойпроцедуры является обязательным. Цель данной процедуры получение достаточногоколичества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу(соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистнопросматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (всоответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющейоперации, по которым были обнаружены расхождения, подходят с особойтщательностью.
По результатампроведения данной процедуры аудитор выявляет общий уровень соблюдения правилоформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отражает их вакте проверки. Информацию по операциям, где документов не было обнаружено, либоони оформлены неверно (отсутствуют отдельные реквизиты, либо в документахимеются неоговоренные исправления) обязательно учитывают в дальнейшем, припроверке их отражения на счетах учета.
Целью проверки являетсяустановление наличия или отсутствия графика документооборота по операциям споставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичныедокументы. В ходе данной операции желательно заполнять таблицу №9, что быпроследить основные этапы документооборота всех первичных документов,участвующих в оформлении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
Таблица №8
Вопросник к определениюобъема и характеристик первичной документации, подлежащей проверке

п/п
Раз-
дел
пер- вич-ного уче-та
Типовые
хозяйственные операции Документы которые вы Число докумен-тов в день, ме-сяц, квартал Уровень ав-томатиза-ции: АП-пол-ная АЧ-частичная Р-ручное создание Номер и наимено-вание учетного регистра в кото-ром вы отража-ете дан-ную опе-рацию Бухгал-терские провод-ки, кото рые вы выполня-ете по данной операции соз-дае-те обра-батыва-ете создаваемых вами обрабатываемых вами при создании доку-мен-та при об-ра-ботке до-ку-мента 1 Расчеты с пос-тав-щиками и под-ряд-чика-ми Поступление ТМЦ 2 Принятие услуг производственного и непро-изводственно-го характера 3 Претензии пос-тавщикам 4 Учет векселей выданных 5 Учет курсовых и суммовых разниц по опе-рациям в инос-транной валю-те Итого по разделу
Проверка соблюденияграфика документооборота.
Целью проверки являетсяустановление наличия или отсутствия графика документооборота по операциям споставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичныедокументы. В ходе данной операции желательно заполнять таблицу №9, что быпроследить основные этапы документооборота всех первичных документов,участвующих в оформлении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Таблица №9
Основные этапыдокументооборота, создаваемого  (обрабатываемого) документооборота До-ку-ме-нт Наличие графика документообо-рота Исполь-зование унифи-цированной фор-мы доку-ментов Источник получе-ния доку-мента (если до-кумент сторон-ний Время, необходимое для Ваши дальнейшие действия с документами Имеет ли место возврат-ное движение докумен-та после обработ-ки соз-дания доку-мен-та обра-бот-ки до-кумен-та про-верки доку-мен-та пере-дача для даль-ней-шей обра-бот-ки под-шив-ка в теку-щие дела пере-дача в архив
При необходимостиаудитор может также лично проследить за движением конкретного документа иисполнением его сроков создания и обработки. По операциям, оформляемымдокументами, графики оборота которых не составлены или составлены толькоформально, есть риск того, что первичные документы:
— могут отсутствовать;
— могут быть утеряны;
— будут приняты к учету(проверенны и обработаны) несвоевременно (например, в следующем отчетномпериоде);
— содержат приписки(так как отсутствие контроля способствует подобным ситуациям).
Поэтому аудитор долженобратить особое внимание на документацию, на которую нет графиковдокументооборота или эти графики реально не используются при проведениипроцедуры Проверка полноты и точности регистрации документов в учетныхрегистрах.
Данная проверканацелена на получение достаточного количества доказательств того, что припринятии документа к учету были соблюдены принципы:
1.        Былодостаточно оснований для регистрации документа в системе учета;
2.        Вседокументы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;
3.        Вседокументы зарегистрированы своевременно;
4.        Вседокументы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операцииучетных регистрах;
5.        Вседокументы отраженны в соответствии с экономической сущностью операции и по всемдокументам проведен точный количественный и качественный перенос данных всистему учета;
6.        Документпринят к учету единожды.
Выборка документов,проверяемых в рамках данной процедуры, должна проводиться с учетом результатовпредшествующих процедур. Особо внимательно подходят к:
— документам, накоторые не составлены графики документооборота;
— операциям, гдеотсутствуют либо первичные документы, либо определенные реквизиты в них.
Проверка организациихранения документов и организации доступа к первичной учетной документации.
Цель проведения этойпроцедуры – установить, соблюдены ли на предприятии правила хранениядокументации в процессе текущей деятельности и правила хранения документов вархиве предприятия. Если на предприятии нет четко установленного порядкахранения документации в период исполнения документов и в период хранения ужеисполненных документов в архиве, возникает большой риск несанкционированногодоступа к ПУД. Это, в свою очередь, может привести как к утере документов, таки к разного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией: припискам,исправлениям в документах, уничтожению или подлогу документов.
Все организации обязаныхранить первичную учетную документацию не менее пяти лет. Соблюдение этогосрока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры.
Источниками информации аудиторумогут служить графики документооборота (где указаны сроки сдачи документов вархив), оформленные к передаче в архив и уже хранящиеся в архиве дела, акты овыделении документов к уничтожению. Кроме того, в ходе проверки может бытьиспользована информация о наличии или отсутствии на предприятии системы паролейдоступа к автоматизированным рабочим местам, на которых осуществляется созданиеи обработка документов данного раздела учета.
Сведения, полученные входе аудита организации первичного учета по этому разделу, используются дляопределения дальнейшей тактики проведения проверки учета расчетов с поставщикамии подрядчиками.
2.4.2.Аудиторская проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов споставщиками и подрядчиками.
С учетом результатов попроведенным ранее процедурам, аудитор может приступить к детальной  проверкеоборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Дляпроверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций порасчетам с поставщиками и подрядчиками аудитором применяются процедуры:
Проверка реальностидебиторской и кредиторской задолженностей.
Целью данной процедурыявляется достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов изадолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальныхзначениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризациярасчетов.  С учетом того, что на некоторых предприятиях инвентаризация расчетовпроводится некачественно или не проводится совсем, аудитор вправе настоять напроведении данной процедуры. В процессе инвентаризации устанавливаются срокивозникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетовс различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансусумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски навзыскание просроченной дебиторской задолженности. Инвентаризацию лучшепроводить с помощью запросов к контрагентам аудируемой организации о состояниирасчетов на определенную дату с приложением к запросу расшифровкизадолженности. Запросы-подтверждения или акты сверок могут быть оформлены набланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику или подрядчику в двухэкземплярах, один из которых с подтвержденной или не подтвержденной суммой1возвращается аудитору. Это одна из важнейших процедур аудита расчетов споставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью ипогашением ее наличными денежными средствами представляют возможность длямошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Важнопринимать данный факт во внимание и знать типичные методы совершения и сокрытияподобных действий.
Наиболее значительныхразмеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций.Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми, предъявление в качествеоправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм. Данный факт легковыявить в ходе инвентаризации и сверок расчетов. Так  и довольно сложные,которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, мошенничествоосуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки вцелях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитор также должен убедиться, чтоза проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженностиперед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Суммы кредиторскойзадолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременносписаны на внереализационные доходы организации.
Проверка правильностисписания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию. Данная процедурапроводится в том случае, если на предприятии происходили случаи списаниядебиторской задолженности со счета 60, субсчета «Авансы выданные» (так какдебиторская задолженность возникает только на этом субсчете).
Проверке подлежатобороты по следующим счетам: по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам» илидебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Помимо этого проверяется фактотражения списанных в качестве безнадежных к взысканию сумм на забалансовомсчете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Дебиторскаязадолженность по которой истек срок исковой давности (3года), а также другиедолги, нереальные к взысканию, списываются по каждому обязательству наосновании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа(распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резервасомнительных долгов либо на счет прочих доходов и расходов, если в период,предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.
Аудитор должен знать,что при списании задолженности в связи с истечением срока исковой давностиначалом окончания срока исковой давности считается дата окончания срокаисполнения обязательств должником.
По обязательствам, срокисполнения которых не определен либо определен моментом востребования,  течениеисковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает правопредъявить требование об исполнении обязательства.
Если на предприятиисписывается дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, аудиторунадлежит убедиться, что во взыскании списанной з0адолженности было отказано всудебном порядке и на предприятии е5сть в наличии оправдательные документы,такие как: постановления суда о признании должника не платежеспособным, выпискаиз государственного реестра о том, что организация прекратила свою деятельностьи другие подобные факты.
Списание долгавследствие неплатежеспособности должника не является аннулированиемзадолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом втечении пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взысканияв случае изменения имущественного положения должника.
Проверка расчетов понеотфактурованным поставкам.
Целью данной процедурыявляется проверка отражения на счетах учета операций по получениютоварно-материальных ценностей, работ, услуг от сторонних организаций, неподтвержденных в течении определенного срока первичными документами. Отсутствиетаких докумен6тов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учетапо данному разделу. При проверке необходимо учитывать:
— аналитический учет посчету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должен обеспечивать получениеданных по неотфактурованным поставкам;
— материальныеценности, работы, услуги по неотфактурованным поставкам должны быть учтены поценам и на условиях, предусмотренным договором.
Аудитору надлежитубедиться в том, что затребуются документы по неотфактурованным поставкам напредприятии в разумные сроки. По неотфактурованным поставкам с отсутствие подтверждающихдокументов длительное время, аудитор должен убедиться, что входящий НДС потаким поставкам не был принят к возмещению. Если подтверждающие документыпоступили и имеются расхождения в ценах и номенклатуре, аудитор долженпроверить правильность корректировки сумм по соответствующим им позициям насчетах бухгалтерского учета. Особое внимание в таких случаях уделяетсятоварно-материальным ценностям, работам, услугам, которые к моменту поступлениядокументов уже были списаны на затраты проверяемого периода.  Еслиподтверждающие документы поступают в следующем отчетном периоде, суммыкорректировки относятся на счета внереализационных  доходов или расходов.
Проверка расчетов повыданным векселям.
При проведении расчетовна предприятии за поставленные материальные ценности, выполненные работы,оказанные услуги собственными векселями, аудитор обязан обратить внимание припроверке на:
— аналитический учет посчету 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиковпо выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченнымоплатой векселям;
— по векселям,просроченным оплатой, с и стекшим сроком исковой давности необходимо проверитьсвоевременность списания кредиторской задолженности на внереализационные доходыорганизации;
— если по выданномувекселю предусмотрено начисление процентов или дисконт, то эти проценты илидисконт должны своевременно увеличивать кредиторскую задолженность предприятияи отражаться на счетах учета прочих доходов и расходов, т.е. по дебету счета 91«Прочие доходы и расходы».
Проверка расчетов покоммерческим кредитам.
Если с передачей всобственность другой стороне товаров, работ, услуг предусматриваетсяпредоставление кредита, в том числе в виде аванса, и предварительной оплаты,отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг, то эти операции должны бытьоформлены договорами коммерческого кредита.
Если материальныеценности поступили на условиях коммерческого кредита, аудитор должен помнить:
— аналитический учет посчету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должен обеспечить возможностьполучения данных в разрезе поставщиков по полученным коммерческим кредитам;
— проценты,причитающиеся к уплате по договору коммерческого кредита, включаются встоимость товарно-материальных ценностей, (работ, услуг), приобретенных наусловиях коммерческого кредита (отражаются по дебету счетов 10, 15, 20, 25, 26и др.), если эти проценты начислены до принятия ценностей к учету. После этойдаты проценты учитываются  в составе операционных доходов или расходов.
Проверка расчетов попретензиям.
Если счет поставщикаоплачен и акцептован до поступления товарно-материальных ценностей (оказанияработ, выполненных услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостачатоварно-материальных ценностей относительно отфактурованного количества илинесоответствие принятых товарно-материальных ценностей (работ, услуг) по ценам,качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин, поставщикампредъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлениск. При проверке таких операций аудитор обращает внимание на следующиемоменты:
— все претензииучитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами» субсчет«Расчеты по претензиям»;
— отправлялся ли запроспоставщику и, что отраженные на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» суммысоответствуют значениям, указанным в коммерческом акте;
— претензия былапредъявлена своевременно (в противном случае суд может отказать вудовлетворении иска);
— пакет документов,приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. Вчастности, здесь должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет,коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве приприеме ТМЦ (в качестве при приемке выполненных работ, оказанных услуг),претензионное удостоверение о полномочии участников количественной икачественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы,стоимость которых возмещается за счет поставщика.
Проверка учета курсовых разниц.
Если у проверяемогопредприятия есть поставщики-нерезиденты, а также если расчеты междуконтрагентами-резидентами проводятся в рублях, а в договоре сумма указана виностранной валюте или в условных единицах, в учете возникают курсовые разницы.При проверке аудитор должен убедиться в правильности расчетов курсовых разниц,отнесенных на прочие доходы и расходы организации. Пересчет проводится по курсуЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (приимпорте ТМЦ- на дату перехода права собственности на импортированное имущество,при импорте услуг- на дату фактического потребления услуги), а также наотчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Курсовые разницы подлежатотражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по дебету счета 91-если курсоваяразница положительная, по кредиту- если отрицательная).
Проверка соответствияданных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
В ходе проведенияданной процедуры проверяется полнота и достоверность отражения на счетахсинтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Аудитор сверяетметодом пересчета итоговые данные по регистрам аналитического учета с суммами,отраженными на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и на субсчетахк данному счету. При ведении учета с использованием журнала-ордера №6 итоговыеданные должны совпадать с оборотами и остатками по счету 60, при этом ведомостьучета неотфактурованных поставок  (форма №6-с), ведомость учета материалов впути (ф. №6а-с) должны в сумме соответствовать одноименным субсчетам к счету690 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При автоматизированном способеведения учета, с учетом комплексной автоматизации необходимость в даннойпроцедуре отпадает, в связи с тем, что все сводные синтетические регистрыформируются автоматически на основании однократно введенной первичнойинформации.
Проверка правильностиотражения в отчетности итоговых данных по  расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Целью такой проверкиявляется определение достоверности сумм кредиторской и дебиторскойзадолженности в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, отраженных вотчетности аудируемого предприятия. Проверяются статьи актива бухгалтерского баланса «Авансы выданные» и статьи пассива «Поставщики и подрядчики», «Векселяк уплате», а также приложение к4 бухгалтерскому балансу в части наличия наначало и конец года отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженностей.Основными нарушениями при отражении сумм дебиторской и кредиторскойзадолженностей в отчетности является зачет различных статей задолженности междусобой. В ходе проверки аудитор убеждается, что суммы, отраженные в активе,пассиве баланса и в приложении к бухгалтерскому балансу соответствуют остаткамдебиторской и кредиторской задолженностей на соответствующих счетахбухгалтерского учета.
Налоговый учетпроцентов по векселям и коммерческим кредитам. Если кредиторская задолженностьобеспечена векселем и предусматривает уплату поставщику определенного процента,необходимо обратить внимание на учет процентов по этим обязательствам в целяхналогообложения.  Аудитор должен учитывать, что проценты по долговымобязательствам признаются расходами организации в целях налогообложения при соблюденииусловий:
-расходы признаютсяпроцентом, начисленные за фактическое время пользования заемными средствами(фактическое время нахождения ценных бумаг у третьих лиц);
— размер начисленных подолговому обязательству процентов существенно (более, чем на 20% в ту или инуюсторону) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговымобязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях.Если долговые обязательства, выданные в том же отчетном периоде на сопоставимыхусловиях, отсутствуют, то предельная величина процентов, признаваемых расходом,принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 10% (когдадолговое обязательство выражено в рублях) и равной 15% (по долговымобязательствам в иностранной валюте).
Помимо этого аудитордолжен помнить, что в налоговом учете проценты по заемным средствам, связаннымс приобретением ценностей, отражаются в составе внереализационных расходов,тогда как в бухгалтерском учете проценты по заемным средствам включаются всостав операционных расходов только после принятия ценностей к учету. До этогомомента проценты по заемным средствам включаются в стоимость приобретенныхценностей.
Налоговый учетсомнительной задолженности.
Если учетной политикойпредприятия предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам, аудиторунеобходимо учитывать:
— сумма резерваопределяется по результатам проведенной на последний день отчетного периодаинвентаризации дебиторской задолженности следующим образом.  По сомнительнымдолгам со сроком возникновения свыше 90 дней задолженность включается в резервв полной сумме; по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 902дней -50% суммы долга; со сроком возникновения меньше 45 дней в резерв невключается. Общая сумма резерва не должна превышать 10% выручки отчетного(налогового) периода и может быть использована только на покрытие убытков отбезнадежных долгов, признанных таковыми в соответствии с законодательством(истечение срока исковой давности; невозможность взыскания, подтвержденная соответствующимактом государственного органа, либо ликвидация предприятия). Суммы отчислений врезерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного(налогового) периода.
— расходы по списаниюдолгов, признанных безнадежными ко взысканию, осуществляются только за счетсуммы созданного резерва. Если сумма списываемой задолженности превышает суммусозданного резерва, разница подлежит включению в состав внереализационныхрасходов.
Учет налога надобавленную стоимость.
Суммы налога, предъявленныеналогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг),подлежат вычету из общей суммы исчисленного к уплате налога на добавленнуюстоимость и отражаются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям».
Предприятие вправепроизвести налоговые вычеты если:
— товар, работа илиуслуга приняты к учету;
— товар, работа илиуслуга фактически оплачен, что подтверждается первичными  документами;
— на приобретенныйтовар, работу либо услугу имеется выписанный в установленном порядкесчет-фактура.
При проверке учета НДСпо приобретенным ценностям, работам либо услугам аудитор должен учесть:
1. счет-фактуры,составленные и выставленные с нарушениями не могут служить основанием дляпринятия НДС к возмещению;
2. составлениесчетов-фактур и ведение книги покупок обязательно для всех налог7оплательщиков как в случае осуществления операций, подлежащих налогообложению, так иосвобождаемых от налогообложения (исключение составляют освобожденные отналогообложения операции, осуществляемые банками, страховыми организациями инегосударственными пенсионными фондами, а также операции по реализации ценныхбумаг);
3. если обязательствопо условиям сделки выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые всчетах-фактурах, также могут быть выражены в иностранной валюте.
Проверяя суммыпредъявленного к возмещению НДС, аудитор сверяет соответствие оборотов заотчетный период по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» в корреспонденции сосчетом 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» ситоговыми суммами за этот период в книге покупок.

Заключение.
Цель данной курсовойработы на тему « Методика аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками иподрядчиками» достигнута.
В данной работе былоохарактеризована организация и ведение бухгалтерского учета расчетов споставщиками и подрядчиками;
Изучено нормативноерегулирование организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Рассмотренодокументальное оформление операций по ведению и учету расчетов с поставщиками иподрядчиками;
Приведены примерысинтетического и аналитического учета операций по расчетам с поставщиками иподрядчиками;
Выстроена методикапроведения аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Раскрыта цель проверкии источники информации по учету  расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Изучена организациявнутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Построен план исоставлена программа проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Показаны аспектыаудиторской проверки первичного учета операций по расчетам с поставщиками иподрядчиками;
Выстроена аудиторскаяпроверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщикамии подрядчиками.
В данной работе былапоказана важность данной темы, которая заключается в не однобокой работеорганизаций. Все организации имеют поставщиков или подрядчиков, а также неисключением является наличие и поставщиков и подрядчиков в рамках взаимосвязейодной организации.

Списокиспользуемой литературы
1.        Гражданскийкодекс РФ, ч.1 и 2
2.        Налоговыйкодекс РФ ч. 1 и 2
3.        Аудити анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. с  франц. Под ред.Л.П.Белых.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
4.        Бухгалтерский учет: Учебник / Ю.А.Бабаев, Л.Г.Макарова, Ю.А.Оболенская и др./ Под ред.Ю.А.Бабаева.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
5.        Бухгалтерскийучет: Учебник /А.С.Бакаев, П.С.Безруких, Н.Д.Врублевский и др. / Под ред. П.С.Безруких. – 4-е изд., перераб. И доп. – М: Бухгалтерский учет, 2002.
6.        ИвашкевичВ.Б. Практический аудит: Учеб.пособие. М.: Магистр,2007.
7.        КондраковН.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – 2-ое изд., перераб, и доп, — М.: ИНФРА-М,2008.
8.        ПодольскийВ.И. Аудит М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008.
9.        Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
10.     Положениепо бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которыхвыражена в иностранной валюте» ПБУ3/2006
11.     Положениепо бухгалтерскому учету «Учет материально производственных запасов» ПБУ 5/01
12.     22положения по бухгалтерскому учету: Сб.док.М.: Омега,2006.
13.     СуйцВ.П. Учебник. М.: Высшее образование,2007.
14.     Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации иинструкция по его применению. 3-е изд. М.: Ось-89,2007.
15.     Методическиеуказания о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетностиорганизации Приказ Минфина РФ №67н от 22июля 2003.
16.     Методическиеуказания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств Приказ МинфинаРФ №49 от 13 июня 1995.