методика – самая жуткая вещь на свете и я искренне надеюсь, чтомоя безумная писанина вам поможет избавиться от камня на шее и получитьжеланную закорючку в зачетку.
Удачи!Содержание:
1. Введение………………………………………………………………………2
2. Обзор практических работ в теме «Клеточное строение растительногоорганизма» в различных учебниках…………………3
3. Методика проведения практических работ в теме «Клеточноестроение»……………………………………………………………………5
4. Изучение устройства микроскопа, овладение основными приемамиработы……………………………………….…………………5
5. Приготовление временного микропрепарата………………………..7
6. Постановка простейших демонстрационных опытов……………9
7. Опыт с целлофановым мешочком……………………………………..9
8. Клеточка Траубе…………………………………………………………10
9. Использование средств мультимедиа при проведении практических работ втеме: «Клеточное строение»……… ……11
10. Заключение…………………………………………………………………12
11. Списоклитературы……………………………………………………..13
Введение.Практические работы в разделе «Ботаника» планируетсяпроводить в 6 классе. Учебная программа подразумевает, что примерно третьуроков будет либо целиком посвящена практическим работам, либо будет строитьсяна основе материала, полученного в ходе работ. Содержание и характер работопределяется изучаемой темой, возрастными и психологическими особенностямиучащихся (например, преобладание образного мышления над логическим), материальной базой школы.Роль практических работ, экспериментов в формировании убеждений,биологических понятий, мировоззренческих взглядов учащихся, хорошо известна. Ноособенно высоко значение таких работ именно в 6 классе, где ученики впервыеначинают систематически подходить к изучению биологии, здесь закладываютсяосновы для материалистического понимания природных процессов, именно в 6 классеформируются умения и навыки, которые впоследствии будут использоваться придальнейшем изучении естественных наук.Большое количество опытов, предусмотренное программой, даёт учителюотносительную свободу по реализации массы методов и приемов для обучения,воспитания и развития учащихся. Однако вряде случаев, количество опытов, особенно демонстрационных, может бытьувеличено сверх программы, поскольку это вызовет, и усиление мотивации ученикови даст возможность учителю полнее реализовать дидактические возможностиэксперимента.
Тематика опытов определяется, конечно, школьнойпрограммой, но её было бы неплохо немного расширить и осветить такие важныезадачи, как взаимосвязь организма со средой, эволюционный характер развитияприроды и т.д.
Уучащихся в ходе проведения практических работ формируется ряд новых понятий:эксперимент, опыт, контроль, цель опыта, анализ результатов и их сравнение,вывод и др. Поэтому учитель, при подготовке опыта должен особо акцентироватьсвоё внимание не только на самом опыте, его материале, но и на том, чтобы способствоватьформированию и развитию вышеперечисленных понятий.
Можновыделить ряд самых важных понятий, которые обязательно должны быть усвоеныучащимися:
Цель опыта– то, что нужно исследовать(например, цель – исследование влияние освещенности на интенсивностьфотосинтеза)
Результат– то, что получилось витоге опыта (например, крахмал образовался только в освещённой части листа)
Вывод– умозаключение, обобщающеерезультат опыта, постановку опыта, изученный теоретический материал иосуществленное в соответствии с целью опыта (свет – условие для образованиякрахмала).
Биологическиеопыты характеризуется некоторой непредсказуемостью результатов, ведь, какправило, работа идёт с натуральными объектами и поэтому на итог может повлиятьцелый набор форс-мажорных обстоятельств. В таких случаях, во-первых, учителюнужно быть готовым объяснить детям, почему произошло именно так, а не иначе и, во-вторых, рекомендуетсядублировать опыт, что способствует также и тому, что эксперимент будетвыглядеть гораздо достовернее и объективнее.
Такжеочень важно – учить школьников не просто констатировать результат опыта,опираясь на теоретические знания: «это зеленая клетка, так как в ней естьхлорофилл», а учить их делать вывод из опыта: «если эта клетка зеленая, тозначит в ней должен быть хлорофилл».
Учителювсегда следует помнить о том, что опыт должен быть максимально понятен учениками не вызывать лишних вопросов, так как у детей ещё мало знаний в другихобластях науки, с помощью которых возможно объяснение происходящих процессов,поэтому иногда стоит ограничиться лишь описанием внешней стороны явления, безуглубления в суть («с помощью зеленого пигмента — хлорофилла растения поглощаютсолнечный свет, дающий энергию для образования нового растительного вещества –процесс фотосинтеза» — и не более этого).
Можновыделить несколько целей данной курсовой работы:
1. описание методики проведенияпрактических работ в теме «Клеточное строение» с использованием увеличительныхприборов и приготовлением микропрепаратов
2. описание методики рядадемонстрационных опытов, рекомендуемых включить в изучение темы «Клеточноестроение»
3. дать краткий обзор имеющихсямультимедийных средств обучения и их применение при изучении темы «Клеточноестроение»
Актуальностьданной работы заключается в том, что необходимо дать методические рекомендациипедагогам по проведению практических работ в теме «Клеточное строение» ипредложить новые способы подачи материала учащимся, разработав методикупроведения демонстрационных опытов.
Обзор практических работ по теме: «Клеточное строениерастительного организма» в разных учебниках.
Ниже приведен краткий обзор предлагаемых практическихработ по теме: «Клеточное строение» в трех различных учебниках.
1. В.В. Пасечник Биология 6класс (2002г)
В первом параграфе этой темы идёт подробный рассказ обувеличительных приборах, которые будут впоследствии применяться в работе –микроскоп и лупа. Даны определения основным частям микроскопа и краткие правилаего эксплуатации. Подача этого материала должна идти в виде краткого инструктажа.
Параграф 2 – «Строение растительной клетки». В этомпараграфе описана сама лабораторная работа – это самостоятельное приготовлениемикропрепарата растительной ткани и последующее его изучение под микроскопом,выполнение рисунка и ответы на вопросы, представленные в конце работы.
Последующие параграфы этой темы – «Жизнедеятельностьклеток», «Ткани» изучаются с использованием тех результатов, которые былиполучены учащимися в ходе выполнения лабораторной работы.
2. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова и др. Биология 6 класс (2001г.)
Также, как и в вышеописанном учебнике, тема «Клеточноестроение» вынесена в отдельный раздел. Содержание параграфов в целом аналогичноучебнику «Биология» 6 класс В.В. Пасечника:
ü
Лабораторная работа – приготовлениемикропрепарата.
ü
Лабораторная работа –приготовление препарата кожицы лука.
ü
ü
Подача материала аналогична учебнику Пасечника.Единственное, отмеченное отличие, это несколько увеличенный объем лабораторныхработ в части самостоятельного приготовления микропрепаратов – это очень тонкаяработа и ученикам будет весьма полезна такая тренировка, что будетспособствовать не только изучению конкретного материала, но и развитию мелкой моторики, воспитанию терпенияи усидчивости.
3. В.А. Корчагина Биология 6 класс (1992г)
Из всех рассмотренных учебников, в этом наиболее обширнопредставлены практические работы в теме «Клеточное строение». Последовательностьподачи самого материала аналогична вышеописанным учебникам: строение клетки, еёфункции и жизнедеятельность, понятие о тканях растения.
ü Работа 1: Устройство лупы и микроскопа.Приемы работы с увеличительными приборами. В этой работе разъясняется значениеи функции увеличительных приборов, ученики изучают строение микроскопа,названия и функции основных его частей, определяют увеличительную способностьмикроскопа.
ü Работа 2: Клеточное строение растений.Учащиеся изучают мякоть плода томата, арбуза, мякоть клубня картофеля вначаленевооруженным взглядом, а затем при помощи лупы, выполняют рисунок увиденнойклеточной структуры.
ü Работа 3: Препарат кожицы лука подмикроскопом. В этой работе учащиеся самостоятельно приготавливаютмикропрепарат, окрашивают его, изучают под микроскопом и выполняют рисунок,обозначая основные части клетки. Здесь либо учитель подробно инструктирует, какнужно готовить препарат, либо учащиеся работают абсолютно самостоятельно, поалгоритму, описанному в учебнике.
ü Работа 4: Пластиды в клетках листа. В этойработе также приготавливается микропрепарат, изучается под микроскопом ивыполняется рисунок. Ученики закрепляют навыки, полученные в предыдущихработах.
При выполнении последующих практических работ, но уже подругим темам, также не раз используются увеличительные приборы, например, вработе по изучению внутреннего строения ветки дерева.
На основании изучения материалов учебников по теме«Клеточное строение растительного организма» можно сделать вывод, что вбольшинстве учебников предлагаются в целом однотипные работы, которыеподразумевают изучение устройства увеличительных приборов, приготовлениемикропрепаратов, их изучение с последующим выполнением рисунка. Такой видработы очень плодотворен, ученики приобретают весьма важные навыки, идёт эффективноеусвоение материала, понятие «клетка» перестает быть чем-то аморфным и невидимыми что весьма важно – развивается самостоятельность и ответственность,аккуратность, ведь успех работы зависит от сочетания целого ряда факторов – этои практические умения, и теоретические знания.
Но, на наш взгляд, было бы неплохо разнообразить такуюформу работы рядом простейших демонстрационных опытов, которые не требуютникакого дополнительного оборудования, но в тоже время очень наглядны. Этимиопытами можно предварить изучение тем «Жизнедеятельность клетки» и «Строениеклетки».
Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строениерастительного организма».
Работа 1:Изучение устройства микроскопа, овладение основными приемами работы.
Цель: обеспечить усвоение учащимися особенностейустройства микроскопа и способствовать выработке основополагающих умений работысо сложным увеличительным прибором
Задачи:
обучающие: научить основным принципам работы с микроскопом иправилам изучения микропрепаратов
развивающие: способствовать развитию терпения, аккуратности ибережности в работе
воспитательные: развитие самостоятельности у учеников
Оборудование: световой микроскоп, салфетка,демонстрационная схема с изображением микроскопа и указанием основных егодеталей, готовые микропрепараты.
Часть 1:Устройство микроскопа.
Ход работы:
1.
2.
3.
4.
Основные понятия, усвоенные в работе: микроскоп,штатив, тубус, окуляр, объектив, револьвер, предметный столик, диафрагма,зеркало.
Часть 2:Правила работы с микроскопом.
Ход работы:
1.
2.
3.
4. следует медленно поднимать тубус, вращая большой винт на себя, до тогомомента, когда увидите более-менее четкое изображение. Тонкая подстройкарезкости осуществляется с помощью малого регулировочного винта. Далее надорассмотреть объект, выделить основные детали.
5.
6.
7.
8.
В этой работе сформируются умения по работе смикроскопом. Работа может быть проведена в нескольких вариантах – либо ученикибудут повторять за учителем все действия, который будет демонстрировать их насвоём микроскопе, либо учитель будет пошагово объяснять последовательностьдействий, либо же учащиеся могут работать по индивидуальным карточкам, аучитель осуществляет общий контроль происходящего, помогает решать появляющиесязатруднения.
В этой работе в качестве готового микропрепарата можновзять простой объект, например, волокна ваты, потому что цель этой работы –научиться работать с микроскопом и давать сложные препараты натуральныхобъектов было бы не правильно. Хотя, если в школе это есть, можно использоватьокрашенные препараты мышечных тканей – они весьма наглядны, не сложны, ученикипросто зарисуют мышечные волокна, не вдаваясь в тонкости их структуры.
Основные понятия, усвоенные в работе: способкрепления и работы оптики микроскопа; принцип работы светового микроскопа; малыйи большой регулировочные винты; готовый микропрепарат.
Работа 2: Приготовление временногомикропрепарата.
Это весьма тонкая работа и вряд ли многим ученикамудастся выполнить её безошибочно с первого раза. Поэтому для начала можно еёпредельно упростить и сделать препарат с использованием обыкновенной газеты –вырезать из нее маленькую букву и использовать её в качестве объекта. Чтобы нетратить время на уроке, учитель в таком случае должен заранее озаботитьсяподготовкой достаточного количества «объектов».
Цель: обучить правилам приготовлениямикропрепарата.
Задачи:
обучающие: сформировать ряд базовых умений по работе с микроскопом,приготовлению временных микропрепаратов.
воспитательные: способствовать воспитанию терпения и усидчивости.
развивающие: развить умение аккуратно выполнять свою работу.
Оборудование: «объекты» исследования, покровные ипредметные стекла, пипетки, вода, салфетки, фильтровальная бумага, микроскопы.
Ход работы:
1.
2.
3.
4.
Основные понятия, усвоенные в работе: покровное ипредметное стекло, микроскопирование, правила приготовления микропрепаратов.
По окончании вышеописанных работ можно предложитьученикам ряд вопросов:
Ø
Ø
Ø
Ø
На эти две работы планируется потратить целый урок –примерно 15 минут на работу 1 и оставшееся время – работа 2. В ряде случаевможно часть 2 работы 1 (Правила работы с микроскопом) провести в рамках работы2.
Наиболее целесообразно и удобно будет провести работу поприготовлению микропрепарата таким образом – на один стол приходится одинмикроскоп, при этом каждый ученик делает свой препарат и самостоятельно егомикроскопирует. Иначе, нахождение на столе двух микроскопов будет сильностеснять учащихся, мешая им аккуратно выполнить работу. Если в кабинетенедостаточное освещение, то придётся использовать настольные лампы – это ещёбольше затруднит процесс выполнения задания.
Навыки, которые будут приобретены в ходе этихпрактических работ, очень важны в дальнейшем, так как ещё не раз учащиеся будутманипулировать с микроскопом и препаратами. Поэтому очень важно, чтобы каждыйученик самостоятельно приготовил свой микропрепарат и изучил его. Учительдолжен у каждого проверить результат работы, и оценить качество приготовленногообъекта.
В дальнейшем, когда ученики приобретут некоторые базовыепрактические умения и знания, планируется переход к изучению содержания темы«Клеточное строение», которая подразумевает выполнение практических работ повышеописанным алгоритмам, например, работы по приготовление микропрепаратовкожицы лука, эпидермиса листа, их последующее микроскопирование, изучение изарисовка.
Работы с натуральными объектами требуют гораздо большеусилий и терпения от учеников. Важно не перегружать их работой, к примеру,будет неправильно давать сразу очень большой объем работы – сделать препарат,микроскопировать, зарисовать, приготовить другой и т.д. Но в то же времянеобходимо добиться того, чтобы каждый проделал все действия в необходимойпоследовательности, усвоил и понял увиденное. То, что видно в микроскоп, поройразительно отличается от рисунков в учебнике и школьных пособий, плакатов,поэтому в работе необходимо проводить аналогии между увиденным в микроскопе инарисованном в учебнике, отбросив лишние детали, объяснить, зачем в рисунках ненужно отображать лишние детали – для удобства изучения. Кроме того, умениеотбрасывать лишние детали способствует развитию таких психических операций, какабстрагирование, выделение существенного из ряда побочных явлений, моделированиеобъекта, на основе его основных характеристик.
Оформлять работу удобно было бы не в тетради, а наальбомном листе, или даже в отдельном не большом альбоме:
Ø
Ø
Ø
В рабочей тетради нецелесообразно размещать рисунки,которые будут перемежевываться с текстом. Рисунки, расположенные отдельно будеточень удобно использовать в работе с текстом учебника или изучать рисунок,параллельно слушая объяснение учителя. В тетради невозможно будет систематичноразместить рисунки, для поиска нужного будет затрачиваться лишнее время, будеттрудно проследить закономерности и различия в разных рисунках. Поэтомурекомендуется вести отдельный альбом для рисунков.
Правила оформления рисунка:
Ø
Ø
Ø
Ø
По окончании изучения темы учитель проверяет эти альбомы,оценивает. На закрепляющем уроке можно предложить такие задания, какопределение «слепых» микропрепаратов, т.е. не подписанных или указать наплакате основные структуры изображенного объекта.
Постановка простейших демонстрационных опытов.
Цели демонстрационных опытов:
Ø
Ø
Ø
Ø усвоение сложной научной информации, показав,что клетка растения есть реально существующая структура, обладающая рядомспецифичных свойств
«Целлофановыймешочек»
Суть этих опытов – показать ряд важных физиологическихпроцессов и общие структурные особенности организации клетки. Это опыты смоделью клетки, изготовленной из целлофанового мешочка. Такой опыт, помимосвоей обучающей функции, также несёт и очень большую познавательную роль,доказывает существование полупроницаемых структур (мембраны), и что очень важно– заинтересовывает аудиторию, сподвигая её на дальнейшее более углубленное изучениетемы. Как уже было сказано, эти опыты планируется проводить в начале изучениятем «Жизнедеятельность клетки» и «Строение клетки».
Предварительно следует разъяснить ученикам суть понятия«модель» в биологическом его смысле – это некий материальный объект, которыйпредставляет собой копию реально существующей структуры (в данном случае клетки), задача которого акцентироватьвнимание зрителя на внутренней своей стуктуре, выявив основные закономерности.Это понятие можно разъяснить проще – на примере маленькой модели настоящегоавтомобиля (точная копия “большой” машины, но сильно уменьшенная в размерах иупрощенная в строении), либо чуть сложнее – на примере трехмерной моделикакого-либо объекта (которая представляет собой образ какого-либо реального объекта,построенный с точным соблюдением всех свойств прототипа, как пример – 3D модель автомобиля).Моделирование – процесс создание модели на основании известных фактов оборигинале.
Изготовления такой модели по силам любому педагогу, можнодаже попробовать вместе с учениками изготовить модель прямо на уроке. Для этогонеобходима пленка, которая при попадании в воду становится эластичной, этоможет быть упаковочная пленка от некоторых продуктов питания, например сосисок.
В самом простом варианте – модель может быть изготовленаиз мешочка и стеклянной трубки.
Изготовление: вначале целлофановый мешочек, величиной сгрецкий орех промачивают водой, затем обсушивают фильтровальной бумагой. Егоприкрепляют к пробке с большим отверстием (1-1.5см) с помощью ниток. Затем вбольшое отверстие пробки вставляют другую пробку, внутри которой насквозьпроходит стеклянная трубочка. Главное требование – герметичность конструкции.
Можно изготовить и более простую модель клетки – безпробки, так называемой сухой мешочек. Он может быть в двух вариантах – струбкой (для демонстрации поступления воды в клетку) и без (поступление вклетку веществ, растворенных в воде). Для этого на лоскут предварительносмоченного и просушенного целлофана насыпают сахарный песок или смесь сахар + крахмал10:1, свертывают содержимое в плотный мешочек, подрезают концы и вставляютмежду ними тонкую стеклянную трубочку, затем плотно прикручивают ниткамимешочек к трубочке.
Сухой мешочек без трубочки представляет собой шарик(клетка) диаметром ~1см, изготовленный из целлофана, содержимое сахар иликрахмал. При постановке опыта, шарик помещают в воду. О поступлении внутрь водыи появлении давления судят по внешнему виду шарика – он округляется, становитсяупругим, если его проколоть – брызнет струйка. Данный факт демонстрируетполупроницаемые свойства мембраны растительной клетки.
Недостаток такого опыта – очень мелкие размеры модели, ноучитель может пронести модель по всему классу, либо заложить сразу несколькоопытов.
«Клеточка Траубе»
Это опыт, показывающий модель клетки растения и ряд еёсвойств – поглощение воды и полупроницаемость мембраны. Он очень прост впроведении и можно, в ряде случаев, видоизменить его из демонстрационного вучебный — ученики, разбившись по парам, самостоятельно его осуществят,руководствуясь либо инструктивной карточкой, либо словами учителя.
Ход работы:
В пробирку наливается ~10 мл раствора CuSO4 с концентрацией 1.5H. В раствор опускается одинкристаллик желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. На границесоприкосновения раствора и кристалла образуется пленка железосинеродистой медии «клетка» начинает расти. Пленка является идеально полупроницаемой: пропускаеттолько воду, не пропуская растворенные вещества. Так как концентрация растворажелтой кровяной соли, окружающая кристалл, выше, чем концентрация внешнегораствора CuSO4,поступление воды идет внутрь мешочка – процесс протекает абсолютно аналогичнопроцессу, идущему внутри настоящей растительной клетки.
По результатам работы следует задать ряд вопросовребятам:
·
·
·
В конце работы нужно сделать рисунок результата опыта инаписать вывод, ответив на вопросы.
Использование средств мультимедиа при проведении практических работ втеме: «Клеточное строение»
Современные информационные технологии достигли такогоуровня развития, что их использование становиться не просто желательным, аобязательным в процессе изучения не только предмета «биология» в общем, иконкретной темы в частности, а и при изучении ряда других школьных предметов.Фактически, возможности мультимедийных средств обучения ограничиваются толькотремя факторами: творческими способностями педагога, его умениями, связаннымисо способностью работать на компьютере, используя программные пакеты высокоуровня сложности (редакторы 3Dграфики) иматериальной оснащенностью школы. Компьютерные средства обучения имеют массупреимуществ перед «классическими» – таблицами, плакатами, схемами. Они болеенаглядны, позволяют демонстрировать изображения (к примеру, электронныемикрофотографии) любой сложности и детальности, возможна демонстрациявидеофрагментов; дают возможность задействовать все органы чувств учащихся –усвоение видео и аудио информации. Появляется возможность осуществитьединовременную работу всех учеников, при использовании переносных компьютеров.Используя цифровые фотоаппараты и электронные окуляры для микроскопов(выводящие изображение на монитор) возможно создание отчетных работ, рефератов,докладов, проектов.
При изучении темы «Клеточное строение» можно использоватьследующие средства: презентации, демонстрация микрофотографий, специальныеэлектронные окуляры для микроскопов, трехмерные демонстрационные опыты сучастием модели растительной клетки и прочее.
Создание трехмерной модели клетки и использование её приизучении данной темы видится очень выгодным решением, несмотря на высокуютрудоемкость и сложность подготовки материала. Требуется очень высокаяквалификация педагога, простого знания компьютера на уровне пользователя здесьнедостаточно. Сама модель клетки не представляет никакой сложности – работавыполняется в любом редакторе 3d– графики и представляет собой пространственныймногоугольник заданной сложности. Внутри многоугольника находятся объемныесхематические модели органоидов. Сложность заключается в дальнейшей работе сэтой моделью, как её использовать, например, возможно создание видео ролика,демонстрирующего поступление воды в клетку. В принципе, можно ограничитьсятолько самой моделью – использовать её лишь как часть другой работы, например,презентации, которая будет демонстрироваться в начале изучения темы «Клеточноестроение».
Очень перспективным и интересным выглядит использованиеэлектронных окуляров для обыкновенных школьных световых микроскопов. Этотокуляр представляет собой устройство, которое устанавливается вместостандартного окуляра, и подключается к компьютеру. С помощью соответствующегопрограммного обеспечения осуществляется вывод изображения на монитор ипоследующая работа с ним: увеличение и уменьшение, изменение контрастности ияркости, фокусировка на отдельных областях исследуемого объекта, распечаткаизображения. Этот метод гораздо функциональнее обыкновенной работы смикроскопом и помимо своей функции в обучении, он не оказывает столь большойнагрузки на физическое состояние учеников, ведь известно, что некоторым детям сослабленным зрением крайне вредно подолгу работать с микроскопом.
Заключение.
В своей работе мы привёли общий алгоритм проведения«классических» практических работ в теме: «Клеточное строение растительногоорганизма» – работ с использованием микроскопа для изучения микропрепаратовтканей растения, которые предлагаются в большинстве учебников. А также былопредложено использовать при изучении этой темы ряд демонстрационных опытов,которые подразумевают пассивность аудитории, что сильно отличается от подхода вслучае «классических» работ, где от учеников требуется максимум внимания,сконцентрированности и аккуратности.
При изучении и этой и других тем необходимо максимальноразнообразить способы подачи материала ученикам – нужно направить в нужноерусло все способности отдельно взятого учащегося, т.е. необходимо задействоватьмаксимально широкий спектр средств усвоения новой информации. Педагог приподготовке урока должен акцентировать своё внимание не только на успешномусвоении материала учениками, а должен озаботиться и тем, чтобы вызвать интереск этой весьма сложной и трудно воспринимаемой теме. Понятие «клетка» должнопотерять свою неосязаемость, должно быть подкреплено какой-то материальнойосновой, обязано вызывать четкие и конкретные ассоциации у учеников – именнодля этого служат демонстрационные опыты.
Помимо предложенных выше конкретных опытов, нужноразрабатывать и проводить другие работы. Учитывая современный уровень развитияинформационных технологий можно создать виртуальную модель клетки – трехмерныйобъект, который будет обладать ничуть не меньшей наглядностью, и, к примеру,презентацией с его участием можно предварить изучение ряда тем в разделе«Ботаника». Но это требует очень высокого уровня подготовки педагога и отличнойматериальной оснащенности учебного заведения.
В данной курсовой работе мы в целом ответили на те цели,что были изложены в главе «Введение», а именно – описали общие позиции методикипроведения практических работ в теме «Клеточное строение растительногоорганизма» и предложили два демонстрационных опыта, которые следует включить впрограмму изучения темы по вышеописанным причинам. А также мы дали краткийобзор современных мультимедийных средств, которые можно использовать приизучении не только данной темы, но и всего содержания предмета Биология.
Список литературы:
1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. – Общая методика преподавания биологии. М., «Просвещение», 1984
2. Илларионов Э.Ф. – Поурочные разработки по биологии 6(7) класс, М., «Вако» 2003г.
3. Корчагина В.А. – Биология 6,7 класс учебник, М., «Просвещение» 1992г.
4. Пасечник В.В. – Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. — М., «Дрофа» 2002гг.
5. Пономарева И.Н. и др. – Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл., М., «Вентана-Граф» 2001гг.