Выпускная квалификационная работа
Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста
Содержание
Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Основная гимнастика в системефизического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Виды гимнастики и их характеристика
1.3 Методика проведения упражнений погимнастике в детском саду
1.4 Особенности развития детей 3-4 лет
1.5 Особенности развития детей 4-5 лет
1.6. Особенности развития детей 5-6 лет
1.7 Основные методы исследования вобласти физической культуры и спорта
Глава 2. Организация и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования и ихобсуждение
Выводы
Список литературыВведение
Актуальность. Гимнастика имеетбольшое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми.Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдениирежима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровлениеи всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности,формирование физического совершенства.
Гимнастика способствует воспитанию жизненноважных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность.Она обеспечивает развитие и психофизических качеств, таких, как ловкость, быстрота,сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развиваетпамять, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильнойосанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Начиная с младенчества, гимнастика применяетсяво всех возрастных группах дошкольного возраста.
Сама по себе гимнастика является важнейшимметодом физического воспитания.
Наиболее важным разделом работы с детьмидошкольного возраста является правильная организация физического воспитания. Общиезадачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста следующие:
• охрана и укрепление здоровья ребенка с целью нормального функционированиявсех органов и систем организма;
• обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
• развитие движений;
• обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка;
• воспитание культурно-гигиенических навыков.
Объект исследования: учебно-воспитательныйпроцесс по физической культуре в ДОУ.
Предмет исследования: Методикапроведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста.
Цель работы: рассмотреть влияниезанятий по гимнастике на детей дошкольного возраста в п. Дровянная.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по проблемеисследования;
Рассмотреть уровень физической подготовленностидетей из детских садов «Уголек» и «Рассвет» п. Дровянная;
Разработать методику проведения занятийпо гимнастике;
Экспериментально доказать ее эффективность.
Научная новизна, теоретическая ипрактическая значимость.
Важную роль в организации гимнастическихупражнений играет обучение, в процессе которого воспитывается умение оценить своидвигательные возможности, усвоить общие закономерности двигательной деятельности.Осуществлению этой задачи способствует распределение учебных заданий, применениеанализа и синтеза движений, изучение разнообразных физических упражнений и творческоеих использование.
Структура выпускной квалификационнойработы: состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении говориться об актуальностии новизне темы, объекте и предмете исследования, показаны цели и задачи работы.
В первой главе рассматриваются основныевиды гимнастики в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, иххарактеристика и особенности развития детей дошкольного возраста.
Во второй главе говорится об организациипедагогического эксперимента при исследовании физической подготовленности детейдошкольного возраста из детских садов «Уголек» и «Рассвет» п.Дровянная.
Третья глава отражает результаты поисследованию темы работы, их обсуждение.
В заключении представлены выводы поработе, где представлены поставленные задачи.
Глава 1. Обзор литературы
Существует прямая связь между занятиямифизической культурой и умственным развитием ребенка.
Гимнастика развивает двигательную мускулатуруи тем самым улучшают обмен газов между вдыхаемым воздухом и кислородом.
Большое значение имеет игровая направленность.С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить уроки по единому игровомусюжету. Уроки, содержащие игровые элементы, способствуют формированию и поддержаниюинтереса к оздоровительным занятиям.
В результате двигательной деятельностидети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организмечеловека. Прежде всего это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительностидвижений и т.д. Простое решение двигательной задачи, как выполнить упражнение быстрее,что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, — представляет собой цепь умственныхопераций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различнойстепени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности.
Индивидуальное варьирование нагрузокимеет особое значение, так как перегрузка, как и недогрузка, функциональных системорганизма отражается на состоянии здоровья дошкольников и их общем развитии. Индивидуально-дифференцированнаяработа с детьми позволяет обеспечить максимальное физическое развитие и подготовленностькаждого ребенка, мобилизацию их самостоятельности и активности.
Таким образом, систематическая двигательнаяактивность, занятия физической культурой, спортом, аэробикой, гимнастикой оказываютположительное воздействие на организм человека, в том числе на органы кровообращения.
гимнастика дошкольный возраст детский
Все воздействия в процессе выполнениягимнастических упражнений должны быть направлены на создание у детей потребностив физической культуре. Для того, чтобы дошкольники понимали необходимость работы,нужно ставить перед ними понятные задачи и стремиться к тому, чтобы они были личностнозначимы для них.
Ни в какой другой период жизни физическоевоспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В периоддошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всестороннейдвигательной подготовленности и гармонического физического развития. При исследованииосновных видов гимнастики в системе физического воспитания детей дошкольного возраста,можно сказать, что содержание занятий составляют все доступные детям виды физическихупражнений: основные и танцевальные движения, строевые, общеразвивающие, спортивныеупражнения.
1.1 Основная гимнастика в системе физического воспитаниядетей дошкольноговозраста
Гимнастика (от греч. «гимнос»- обнаженный) — система специально подобранных физических упражнений и научно разработанныхметодических положений, направленных на решение задач всестороннего физическогоразвития и оздоровления ребенка. [1]
Содержание основной гимнастики составляютосновные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.
Основные движения — это жизненно необходимыедля ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание,лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.
Формирование основных движений — однаиз важнейших проблем теории и практики физической культуры. Ее изучение неотделимоот всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождаяребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлениюорганизма, а также всестороннему совершенствованию его личности.
Рассматривая целостный двигательныйакт как сенсомоторное единство, следует подчеркнуть, что развитие основных движенийдолжно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а для формированияумения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этомнаименьшие физические и нервно-психические затраты. Конечная цель формирования навыковосновных движений состоит в том, чтобы’ научить каждого ребенка:
1) сознательно управлять своимидвижениями;
2) самостоятельно наблюдатьи анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализациидвигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;
3) понимать особенности каждоговида основных движений, преимущество их использования;
4) навыкам точных мышечныхощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движенийв повседневной жизни. Решение поставленных задач возможно только благодаря упражнениямв основных движениях в условиях двигательной активности самого ребенка, а такжев процессе организованного обучения. [2]
По мнению П.Ф. Лесгафта, основные движенияразвивают «кинестетические ощущения, которыми ребенок постепенно научаетсявладеть и руководствоваться при всех своих действиях». [3]Каждый двигательный акт сопровождается кинестетическими ощущениями, уточняющимипредставления ребенка о его выполнении. В то же время они содействуют точному восприятиюи осознанному воспроизведению двигательных действий в ходе его двигательной активности.
Установлено, что формирование комплекснойчувствительности организма детей (кинестетических ощущений) происходит в результатенаправленной двигательной деятельности ребенка. Оно включает в себя восприятие движений,кожно-мышечную чувствительность, представление движений, работу дистантных анализаторов(зрения, слуха). Имея двоякую направленность, кинестетические ощущения, с однойстороны, сами развиваются в процессе основных движений. А с другой стороны, — болеевысокий уровень развития кинестетических ощущений позволяет совершенствовать качестводвижений за счет дифференцированного контроля за ходом его выполнения и производитьсрочную коррекцию по итогам анализа поступающей информации.
Упражнения в основных движениях повышаюттонус коры головного мозга, оказывая влияние на его функциональные возможности.Так, установлено, что в скелетной мускулатуре находятся проприорецепторы, стимулирующиеимпульсы, идущие в кору головного мозга. Они несут информацию о производимых мышечныхусилиях организма: натяжении мышц, связок, сухожилий.
Поступающие данные анализируются, ина их основе вырабатывается ответная реакция, опосредованно активизирующая и корректирующаяработающие мышцы. Этот процесс имеет замкнутую кольцевую систему реагирования, чтообеспечивает его непрерывность и стабильность. [4]
Указывая на важность эстетического развитияребенка при выполнении основных движений, следует отметить, что в психолого-педагогическойлитературе подчеркивается, что стремление к «красоте тела, к красоте движений,к красоте и выразительности в проявлении чувств» в ходе выполнения движенийдолжно быть естественными и постоянными, составлять сущность любой двигательнойактивности.
В процессе выполнения движения активизируетсямыслительная деятельность как необходимое условие овладения саморегуляцией движения.Анализируя и сопоставляя результаты движений, ребенок, сначала под руководствомпедагога, а затем и самостоятельно, способен делать простейшие обобщения, выделятьнаиболее эффективные способы выполнения, осознанно их применять с учетом конкретныхусловий. При правильной организации обучения движению старшие дошкольники способныоценивать как свои собственные достижения, так и достижения своих товарищей. В основныхдвижениях развиваются и волевые усилия.
Основные движения делятся на циклическиеи ациклические.
Циклическими называются движения,в которых наблюдается повторяемость одних и тех же фаз в строгой последовательности.К циклическим движениям относятся различные локомбции, в том числе ходьба, бег,плавание, езда на велосипеде и т.п. Отличительной чертой циклических движений являетсяих быстрая усвояемость и способность автоматизироваться. Автоматизация двигательнойдеятельности характеризуется тем, что при выполнении привычных, повторяющихся действийчеловек заранее не обдумывает каждый их элемент, мельчайшие детали, — мысли человекав это время могут быть заняты чем-либо другим.
Последовательность циклов, связаннаяс чередованием движений и соответствующими мышечными ощущениями при повторении их,вырабатывает ритм данного движения.
Движения ациклического типа неимеют повторных циклов. Такие движения заключают в себе строгую последовательностьдвигательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическимдвижениям относят метание, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений,сосредоточенностью и волевым усилием.
/>Основные движения формируютсяпостепенно с первых месяцев жизни ребенка. Последовательность их построения характеризуетсявыдвинутым Н.А. Бернштейном положением о том, что процесс развития последовательностиосновных движений повторяет путь, которым прошло человечество в ходе эволюции. [5]
Построение движений направлено на то,чтобы каждое предшествующее основное движение подготавливало кору больших полушарийголовного мозга и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего.
Одними из первых основных движений уребенка являются схватывание, хватание, бросание, позднее перерастающие в различныеманипуляции с мячом, метанием и ловлей. Манипуляции с погремушкой, мячом в значительнойстепени влияют на развитие психики, моторики ребенка.1.2 Виды гимнастики и их характеристика
В системе физического воспитания ребенкадошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к нейотносятся — основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивнойнаправленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышениеих общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика,атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.
Основная гимнастика. Основнаягимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности,закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органови их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной). [6]
В содержание основной гимнастики входятстроевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения.
Выполнение физических упражнений проводитсяна гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влияниемосновной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обменвеществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые считают гимнастикуважным фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха.
Гимнастика позволяет подобрать упражнения,избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем.Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самымпредъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастикихарактерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпомих выполнения, анализом и числом движений, особенностями исходных положений.
Гимнастические упражнения могут быть:
а) динамичными (направленными на болееполное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременноеуменьшение сил тормозящих);
б) статическими (они связаны с неподвижнымсохранением какого- либо положения тела и его позы).
Гимнастические упражнения могут носитьанаэробный и аэробный характер (т.е. упражнения, выполняемые при минимальном илимаксимальном потреблении кислорода). [7]
Гигиеническая гимнастика направленана укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствованиефункциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающиеупражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами;массажем и самомассажем. Гигиеническая гимнастика рекомендуется для всех возрастныхгрупп детей.
/>Гимнастика со спортивнойнаправленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека.В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.
Художественная гимнастика включаетв себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметовили с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной особенностьюхудожественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональнаявыразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствуетэстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественнойгимнастики стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными.Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическуюструктуру.
Для художественной гимнастики характерныупражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементынародного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажкии т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Онивыполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.
В художественной гимнастике широко используетсяхудожественное движение — система физических упражнений преимущественно танцевальногохарактера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностьюдвижений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации.В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этомсоздаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учрежденияхможно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разныхформ организации двигательной деятельности.
К спортивным видам гимнастики относитсяакробатика (от греч. — «подымающийся вверх»). В дошкольных учрежденияхиспользуются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическимупражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьномвозрасте. В раннем возрасте акробатические движения выполняются вместе со взрослыми(мамой, папой, воспитателем).
Ритмическая гимнастика представляетсобой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастикаспособствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности,ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма. [8]
Ритмическая гимнастика в дошкольныхучреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику,в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их частьи другие виды деятельности.
Прикладная гимнастика. К прикладнойгимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленнаяна восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы,повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения,исправления осанки.1.3 Методика проведения упражнений по гимнастике в детскомсаду
Бег на 30 м.
Цель: определить развитие физическогокачества — быстроты
Место проведения: спортивная площадка(ровная прямая беговая дорожка длиной не менее 40 м.).
Оборудование: секундомер. Исходное положение:высокий старт.
В начале дорожки обозначают стартовуючерту, а через 30 м — финишную. За линией финиша (на 7-8 м от нее) ставят флажок на высокой подставке или любой другой хорошо видный и яркий предмет. Ребенокполучает задание пробежать мимо финиша как можно быстрее до этого ориентира, чтобыпредотвратить замедление перед финишем.
Перед началом бега подаются подготовительныекоманды:
«На старт!» — ребенок подходитк черте и занимает удобную для начала бега позу: становится лицом по направлениюбега, выставив одну ногу несколько вперед носком к стартовой линии, другую — назад,туловище выпрямлено, руки свободно опущены вдоль тела, голова держится прямо.
«Внимание!» — ребенок слегкасгибает обе ноги, подается вперед, несколько сгибает руки (может держать их свободноопущенными вниз), смотрит вперед (на 4-5 м)
«Марш» — срывается с местаи бежит в полную силу до обозначенного места за финишем.
Подающий команду к бегу стоит за линиейстарта. Одновременно с командой «Внимание!» он поднимает флажок вверх,а затем вместе с командой «Марш» резко опускает его вниз, включает секундомери выключает его в момент, когда ребенок пересекает финишную линию грудью.
Результат фиксируется с точностью до0,1 сек, громко объявляется и заносится в протокол. Если дистанцию пробегают одновременнодвое, то результаты фиксируются двумя секундомерами.
Пробежав дистанцию, ребенок возвращаетсяк линии старта спокойным шагом. Повторный пробег им дистанции проводится через 3-4забега.
Челночный бег (3 на 10 м.)
Цель: определить уровень развития ловкости,координацию движений.
Место проведения: спортивная площадкана участке или спортивный зал детского сада.
Оборудование: секундомер, зрительныеориентиры (кубики). Исходное положение: высокий старт.
Челночный бег — бег по 10-метровой прямойс двумя возвращениями (общая дистанция 30 м). На одном конце площадки кладут два кубика, на другой ставят стул или скамейку. С учетом особенностей дошкольникаможно предложить игровое задание: взяв один кубик, ребенок бежит на другой конецплощадки, кладет кубик, бежит за вторым, переносит его и останавливается. Показательловкости — время, затраченное на выполнение задания. Результат фиксируется с точностью0,1 сек.
Бег на выносливость
5 лет — 90 м, 6 лет — 120 м, 7 лет — 150 м.
Цель: определить способность длительновыполнять двигательную деятельность без снижения ее эффективности.
Место проведения: спортивная площадка(ровная прямая беговая дорожка).
Оборудование: секундомер.
Исходное положение: высокий старт.
Контрольные испытания проводятся навоздухе. Дети бегут на перегонки парами (подобрать пары, равные по уровню физическойподготовленности и скорости бега). Каждый ребенок бежит в силу своих возможностей.Дается одна попытка. Желательно, чтобы старт и финиш находились в одном месте.
Бросок набивного мяча из-за головы.
Цель: определить развитие скоростно-силовыхкачеств (развитие силы
мышц плечевого пояса и умение приложитьнеобходимое усилие в движении).
Место проведения: спортивная площадкана участке или спортивный зал детского сада.
Оборудование: стоя, слегка расставивноги.
Ребенок, стоя у линии, начерченной наполу (земле), бросает мяч двумя руками из-за головы как можно дальше. Для большейрезультативности перед ребенком следует поставить цель: начертить линию, куда надодобросить мяч. Качество броска: соблюдение направления при броске (вперед, вниз,вверх). Тест можно использовать для детей 4-7 лет.
Метание мешочка одной рукой на дальность.
Цель: определить развитие скоростно-силовыхкачеств.
Место проведения: спортивная площадкана участке или спортивный зал детского сада.
Оборудование: мешочки с песком массой15-200 г., рулетка.
Исходное положение: левая нога впереди,(правая сзади при метании правой рукой) и наоборот. Мешочек с песком держат в правой(левой) руке, опущенной вниз.
Ребенок стоит у линии, начерченной наполу или земле. Воспитатель должен объяснить и показать задание. Ребенок, принявисходное положение, метает мешочек от плеча (выполняет три броска вначале одной,а затем другой рукой в произвольном темпе).
Для удобства измерения дальности броскадорожку шириной примерно 3-5 м. Длинной 10-15 м размечают поперечными линиями на расстоянии 0,5-1 м одна от другой. На каждой линии указывают число, соответствующеерасстоянию в метрах от исходной черты.
Измерив расстояние от ближайшей к меступадения мешочка линии, определяют дальность броска. Замер делают с точностью до 1 см, используя рулетку.
Прыжки в длину с места.
Цель: определить развитие скоростно-силовыхкачеств.
Место проведения: спортивная площадкана участке или спортивный зал дет. сада.
Оборудование: рулетка.
Исходное положение: узкая стойка, ногиврозь. Техника движения: полуприсед и мах руками назад, затем резко вперед; тяжестьтела слегка перенести на переднюю часть стопы. Энергично оттолкнуться ногами, рукивперед вверх, в полет надо согнуть ноги, подать туловище вперед и прыгнуть как можнодальше с мягким приземлением на обе ноги и остаться на месте, не отрывая ноги отпола.
На земле, на полу, проводят черту, наковре кладут шнур длиной 2-3 м. Ребенок стоит у черты (шнура), касаясь ее носкам.Ему предлагают прыгнуть как можно дальше. При этом перед ребенком обязательно ставятцель: допрыгнуть до другой отметки, что обеспечивает наилучшие результаты в прыжке.
При выполнении прыжка учитывают расстояниеот черты (шнура) до пятки ребенка в момент приземления. Приземление должно совершатьсяна мягкий грунт или мат. Результат прыжка измеряют сантиметровой лентой или указкой(двухметровой планкой с сантиметровой разметкой). Ребенок выполняет три попыткиподряд.
Записываются все результаты, учитываютлучший.
Наклон вперед.
Цель: определить уровень развития гибкости.
Место проведения: групповая комната,спортивный зал.
Оборудование: измерительная лента.
Исходное положение: сидя на полу, ногипрямые, слегка разведены в стороны на ширину 10 см, коленные суставы прижаты к полу. Ноги — на измерительной ленте, пятки — на уровне нулевой отметки.Сидеть так, чтобы минусовые деления шли к туловищу, а плюсовые — от пяток вперед.
Подняв руки вверх дети медленно делаюттри наклона вперед. При выполнении упражнения нужно вытянуть руки как можно дальше.Воспитатель, стоя справа от ребенка и положив на его спину кисть левой руки, помогаетвыполнить ему низкий наклон, слегка надавливая на спину ребенка, а правой рукойприжимая его колени к полу.
Если у ребенка низкий результат, воспитательпроверяет рельеф его спины для определения осанки.
1.4 Особенности развития детей 3-4 лет
Свои особенности есть и у детей четвертогогода жизни. Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружностьгрудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а такжеуровень развития моторики.
Быстрота роста на четвертом году жизнинесколько замедляется относительно предыдущего периода — первых трех лет.
Рост детей четвертого года жизни находитсяв определенной (положительной) взаимосвязи с основными видами движений — прыжками,бегом, метанием, равновесием. Дети высокого роста по сравнению со сверстниками быстробегают, а невысокого роста делают относительно мелкие шаги, но дополняют их высокимтемпом передвижения. Способность к бегу определяется также и другими индивидуальнымиразличиями и координационными возможностями, которые в данной возрастной группееще не велики.
В возрасте от трех до шести лет годовыеувеличения в весе также примерно одинаковы для детей обоего пола.
Общей закономерностью развития опорно-двигательногоаппарата в ранние периоды детства является его гибкость и эластичность.
Физические упражнения должны подбиратьсяс таким расчетом, чтобы нагрузка распределялась равномерно на все части тела. Припроведении упражнений общеразвивающего характера следует использовать различныеисходные положения — лежа, сидя, на спине, животе и т.д.
Утомляет ребенка и отрицательно сказываетсяна состоянии и развитии опорно-двигательного аппарата длительное пребывание в статическойпозе. Если воспитатель перед упражнением долго выравнивает детей, многословно объясняязадание, затрачивая 1,5-2 мин, то это не только снижает двигательную активность,но и отрицательно сказывается на осанке детей, их внимании и последующем выполненииупражнений.
Продолжительность объяснений не должнапревышать 30-35 сек. К трем годам у ребенка значительно развита способность к анализу,синтезу и дифференциации (различению) раздражений окружающей среды. В этих процессахзначительная роль принадлежит непосредственным восприятиям и речи, с помощью которойу ребенка обобщаются и уточняются получаемые впечатления. [9]
Внимание у детей 3-4 лет еще неустойчиво,оно легко нарушается при изменении окружающей обстановки, под влиянием возникающегона эти изменения ориентировочного рефлекса. Воспитателю необходимо умело переключитьвнимание детей на учебное задание с минимальной потерей времени.
При проведении упражнений следует учитывать,что двигательные умения, вновь формируемые у детей, непрочны и требуют многократныхповторений, даже если упражнения несложны по своей структуре.
Процессы возбуждения и торможения вкоре головного мозга легко распространяются. Внешне это выражается в том, что детиделают много лишних движений, становятся суетливыми, много говорят или, наоборот,замолкают. Состояние оптимальной возбудимости часто нарушается в сторону повышения.Все это приводит к лёгкой утомляемости детей.
При обучении основным видам движений- равновесию, прыжкам — желательно использовать поточный метод организации детей.В упражнениях с мячами (катание, перебрасывание, бросание и ловля мяча) обычно используютфронтальный способ организации, что повышает двигательную активность детей и увеличиваетмоторную плотность занятий в целом.
Необходимо соблюдать также и точнуюдозировку физических упражнений. Количество упражнений общеразвивающего характеране должно превышать 4-5, повторяется каждое 5-6 раз. Темп проведения упражненийзависит от подготовленности детей каждой конкретной группы.[10]
Рост и развитие костей в большей мересвязан с работой мышц. Мышечный тонус (упругость) у ребенка еще недостаточный.
Крупная мускулатура в своем развитиипреобладает над мелкой. Поэтому детям легче даются движения всей рукой (прокатитьмяч, машинку, каталку и т.д.). Но постепенно в строительных дидактических играх,в изодеятельности совершенствуются движения кистью, пальцами. Дети осваивают складываниебашенок, кубиков, пирамидок и т.д.
Упражнения в поднимании рук вверх, встороны, наклоны, покачивания, повороты, приседания воспитывают навык владений телом.Однако для правильного воздействий на ту или иную группу мышц необходимы определенныеисходные положения. В этом возрасте дети способны понять поставленную перед нимизадачу — стать, ноги на ширину стопы или на ширине плеч и т.д.
Тренер выполняет упражнение вместе сдетьми, показывая и поясняя его. Наклоны и приседания тренер делает 2-3 раза и темзадает темп выполнения упражнений. Далее дети действуют самостоятельно, прислушиваяськ указаниям воспитателя по ходу движения.
Занятия по гимнастике во второй младшейгруппе проводятся продолжительностью в 15-20 мин. Помещение (зал, групповая комната)проветривается, проводится влажная уборка. Дети занимаются в облегченной одежде.Если в помещении слишком прохладно, упражнения в положении лежа лучше заменить другими.
В начале года, если группа вновь организованаили дети ранее занимались в групповой комнате, желательно познакомить их с залом:показать пособия, оборудование, место его хранения. Малышам можно показать фрагментфизкультурного занятия в средней или старшей группе, чтобы они увидели, как красивои правильно дети выполняют различные упражнения.
Гимнастика в младшей группе построенапо обычной структурной схеме, т.е. состоит из вводной, основной и заключительнойчастей. Для каждой из них характерны свои задачи: [11]
1. Вводная часть (2-3 мин). Упражненияэтой части занятия мобилизуют внимание детей, подготавливают их организм к выполнениюпредстоящей двигательной нагрузки. Это упражнения в ходьбе и беге, построения иперестроения, различные задания с предметами (флажками, погремушками, кубиками)выполняются по указанию воспитателя, иногда с музыкальным сопровождением. Например,дети идут в колонне по одному с кубиками в руках, педагог предлагает остановитьсяи постучать кубиками перед собой, над головой, о пол и т.д. Аналогичны действияи с другими предметами: погремушками — погреметь, флажками — помахать.
Упражнения в ходьбе и беге необходимочередовать: сначала дети идут (неполный круг), а затем бегут (полный круг); заданияповторяются 2 раза.
Построения и перестроения развиваюториентировку детей в пространстве, помогают осмысливать свои двигательные действияи выполняемые сверстниками.
На первых занятиях еще нет какого-либоорганизованного построения, вначале дети лишь упражняются в совместных действияхнебольшими группами или всей группой в игровой форме, например «Пошли в гостик кукле (мишке)». После несколько занятий применяются наиболее простые построения- в шеренгу, в колонну по одному. Воспитатель сам строит детей в колонну по одномунебольшими группами в форме игры типа «Поезд», «Трамвай».
Следует помнить, что малыши еще плохосправляются с заданием: забегают вперед, отстают друг от друга, не могут запомнитьсвоё место в колонне.
Для обучения ходьбе и бегу в колоннепо одному воспитатель может использовать веревку или шнур, (дети берутся одной рукой),но этот прием не всегда оправдывает себя, так как движения детей становятся неестественными.В свободном передвижении они легче усваивают задание.
Построение в круг проводится по ориентирам(предметам). Заранее разложенные кубики, погремушки, флажки, мячи и т.д. В парыдети строятся вначале с помощью воспитателя: он предлагает детям встать в шеренгу,затем в колонну по одному, каждого ребенка, стоящего вторым в колонне, ставит кпервому и предлагает взяться за руки. Ходьба парами проводится в среднем темпе(бег парами еще труден для малышей). [12]
2. Основная часть (10-15 мин) включает:гимнастические упражнения общеразвивающего характера с различными предметами и безних, основные движения (упражнения в равновесии, лазанье, прыжках, метании), подвижнуюигру.
Общеразвивающие упражнения. При их выполнениидети становятся в круг или врассыпную около предметов (кубиков, погремушек, кеглей).Построение в круг целесообразно давать в начале года, когда малыши еще не научилисьбыстро и организованно передвигаться. В дальнейшем желательно использовать разнообразныепостроения: в две шеренги (два полукруга), в виде буквы П, врассыпную около предметов,в шахматном порядке около стульев и т.д.
Тренер следит за тем, чтобы дети занялиправильное исходное положение, так как это определяет, общую нагрузку на организми на отдельные группы мышц.
Исходные положения самые разнообразные:стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине, животе. Переход от одного исходногоположения к другому должен быть последовательным; Так, если детей нужно перевестииз положения стоя в положение лежа, им предлагают сначала поставить ноги поближедруг к другу и, плавно опускаясь, сесть, а лишь затем лечь (если дети хорошо подготовлены,то можно предложить скрестить ноги, а потом сесть). Для перехода из положения стояв положение стоя на коленях требуется, чтобы дети сначала присели и затем плавноопустились (не ударяя колен).
При проведении общеразвивающих упражненийв положении стоя для малышей, как правило, используют две позиции ног: на ширинеступни и на ширине плеч.
Наклоны и повороты тренер выполняетс детьми только 1-2 раза. Далее малыши продолжают упражнение самостоятельно по указаниюпедагога.
Почти все упражнения тренер показываетсам. Но некоторые из них может показать ребенок. С ним это упражнение заранее разучено.После показа и объяснений дети самостоятельно выполняют прыжки. Лучшему усвоениюритма прыжков помогает музыкальное сопровождение. Кроме этого, можно использоватьбубен. В такт ударам бубна тренер произносит слова «выше, выше» или«легче, легче». [13]
В течение одной недели каждого месяцажелательно проводить общеразвивающие упражнения без предметов. В остальных занятияхиспользуются разнообразные пособия. Это делает упражнения более интересными и позволяетварьировать одни и те же движения.
При подборе предметов надо учитыватьпринцип экономной организации занятий. Так, если занятие включает прокатывание илиперебрасывание мячей, то и общеразвивающие упражнения следует провести с мячами.1.5 Особенности развития детей 4-5 лет
В развитии детей 4-5 лет происходитдальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темпфизического развития остается таким же, как и в предыдущий год. При нормальной двигательнойактивности рост усиливается, а при гиподинамии ребенок может иметь избыточный вес,но недостаточный для своего возраста рост.
При оценке физического развития детейучитываются не только абсолютные показатели, но и пропорциональное их соотношение:веса — росту, объёма головы — объему грудной клетки и др. С возрастом, естественно,меняются и эти показатели.
Опорно-двигательный аппарат скелет ребенка-дошкольникаотличается гибкостью, так как процесс окостенения еще незакончен. В связи с особенностямиразвития и строения скелета детям 4-5 лет не рекомендуется на физкультурных занятияхи в свободной деятельности предлагать силовые упражнения. Необходимо при этом постоянноследить за правильностью занимаемых детьми поз.
Продолжительное сохранение статичнойпозы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге привести к нарушениямосанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением определенной позы, используютсяразнообразные формы физкультурных пауз.
В процессе роста и развития разные группымышц развиваются неравномерно. Так, масса нижних конечностей по отношению к массетела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей. [14]
Характеристикой функционального созреваниямышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей среднегодошкольного возраста наибольшее по сравнению с другими возрастами. За счет ростадиаметра мышечных волокон и увеличения их числа возрастает мышечная сила.
Подбор и чередование основных видовдвижений на физкультурном занятии имеют немаловажное значение для успешного овладениядетьми необходимыми двигательными навыками. В средней группе детского сада в занятиепо гимнастике включают не менее двух основных видов движений.
Желательно использовать следующую системуповторности основных видов движений: на первой неделе каждого месяца обучать в равновесиии упражнять в прыжках, на второй — обучать прыжкам и упражнять в метании, на третьей- обучать метанию и упражнять в лазанье, на четвертой — обучать лазанью и упражнятьв равновесии.
При подборе первого основного вида движенийиспользуется очередность (аналогичная для всех возрастных групп), изложенная в«Программе воспитания и обучения в детском саду»: упражнения в равновесии,прыжках, метании, лазанье. [15]
Второй вид движений выступает в ролидополнительного к первому и может служить для увеличения или уменьшений физическойнагрузки, а также для переключения ребенка с одной двигательной деятельности надругую. Этот вид движений должен быть обязательно знаком детям, так как используетсяс целью повторения и закрепления пройденного.
Такой принцип подбора основных видовдвижений на протяжении всего периода обучения детей в средней группе позволит осуществитьгармоничное воспитание различных двигательный качеств в соответствии с основномпедагогическим принципом — от простого к сложному.
В средней группе детского сада занятияпо гимнастике проводятся продолжительностью 20-25 мин. Помещение, где должны заниматьсядети, необходимо подготовить в соответствии с гигиеническими требованиями (сделатьвлажную уборку, проветрить), заранее подобрать необходимый инвентарь.
Во время занятий гимнастикой в заледети должны быть в физкультурной форме (футболка, трусы, носки, кеды или полукеды).Для занятий на участке дети специально не переодеваются, но во время занятий одеждаоблегченная.
Все три физкультурных занятия в среднейгруппе проводят по общепринятой структуре, состоящей из вводной, основной и заключительнойчастей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели — всестороннемуи гармоничному развитию различных двигательных навыков и умений.
Вводная часть (3-4 мин) подготавливаеторганизм ребенка к предстоящей более интенсивной нагрузке. В ней используются упражненияв ходьбе, беге, различные несложные задания с предметами, упражнения, укрепляющиемышцы ног, стопы, формирующие правильную осанку.
При проведении упражнений в ходьбе ибеге необходимо соблюдать их целесообразное чередование, не увлекаясь упражнениямив ходьбе. Длительная ходьба утомляет детей и неблагоприятно сказывается на их осанке.
Продолжительность бега для детей 4-5лет на занятиях различна. В начале года дети бегают 20-30 с по 2-3 раза в чередованиис ходьбой, к середине года продолжительность увеличивается до 30-40 с также 2-3раза, чередуясь с ходьбой. [16]
Основная часть (12-15 мин) направленана решение главных задач занятия — обучение детей новым упражнениям, повторениеи закрепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важными двигательныминавыками и умениями, воспитание физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливостии т.д. В содержание основной части занятия входят общеразвивающие упражнения, упражненияв основных видах движений и подвижная игра.
Общеразвивающие упражнения с предметами(флажки, кубики, кегли, косички, палки и т.д.) и без предметов проводятся в определеннойпоследовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота (наклоны,повороты) и ног. В средней группе всего 5-6 упражнений, каждое из них повторяется5-7 раз. При проведении общеразвивающих упражнений в средней группе используют различныепостроения — в круг, около предметов, заранее разложенных врассыпную или в шахматномпорядке, в две или три колонны.
Тренеру необходимо проследить, чтобыперед выполнением каждого упражнения дети заняли соответствующее правильное исходноеположение, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно на все группы мышц.
Исходные положения различны: стоя ногина ширине ступни, стоя ноги на ширине плеч, сидя ноги врозь, стоя на коленях, лежана спине и животе и т.д. Следует обращать внимание на последовательный переход отодного исходного положения к другому.
В этой части занятия проводят обучениеосновным видам движений — прыжкам, равновесию, метанию, лазанью. На одном занятии,как правило, два основных вида движений (не считая упражнений, используемых в подвижнойигре). Если дети хорошо физически подготовлены, то воспитатель по своему усмотрениюможет включить дополнительно тот или иной вид упражнений
Заключительная часть (3-4 мин)должна обеспечить ребенку постепенный переход от напряженного и возбужденного состояния,вызванного упражнениями основной части занятия к относительно спокойному. Это даетдетям возможность легко переключиться на другую деятельность. [17]
1.6. Особенности развития детей 5-6 лет
Возрастной период от 5 до 7 лет называютпериодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырастина 7-10 см.
Развитие опорно-двигательной системыребенка к пяти-шести годам еще не завершено.
Эти особенности тренер должен учитыватьпри проведении гимнастических упражнений, так как даже самые легкие ушибы в областиноса и уха могут привести к травмам. Наибольшая вероятность травм возникает привыполнении упражнений, связанных с уменьшением площади опоры — ходьба по скамейке,рейке, при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом- у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координацияможет исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо; поэтомудетям нужно давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру.
У детей 5-7 лет наблюдается незавершенностьстроения стопы, поэтому нужно предупреждать появление и закрепление плоскостопия.
К шести годам у ребенка хорошо развитыкрупные мышцы, особенно конечностей рук, но еще слабы мелкие мышцы, поэтому возникаюттрудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.
В целом в старшей группе детям по-прежнемулегче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительныеупражнения, требующие опоры на одну ногу, например в играх: «Сделай фигуру»,«Не оставайся на полу» и др.
У детей шестилетнего возраста появляетсяаналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущимвозрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественноих улучшает. [18]
Занятия по гимнастике в старшей группедетского сада проводятся продолжительностью в 30 мин. Структура занятий по гимнастикеобщепринятая с вводной частью (4-6 мин), основной (18-20 мин) и заключительной(3-4 мин). В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении,перестроении, несложные игровые задания. Воспитателю следует обращать особое вниманиена чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижаеткачество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушениюосанки, уплощению стопы и т.д.). Во второй части занятия обучают упражнениям общеразвивающегохарактера, основным видам движений, проводится подвижная игра. В заключительнойчасти используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания.
Общеразвивающие упражнения направленновоздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а такжеспособствуют улучшению координации движении, ориентировке в пространстве, положительновлияют на сердечно-сосудистую и дыхательную функций организма. Важное значение дляправильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используютразличные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе.Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательнуюзадачу.
При обучении упражнениям общеразвивающегохарактера в старшей группе тренер применяет мелкий (флажки, кубики, скакалки, косички,палки, кегли и т.д.) и крупный (рейки, обручи большого диаметра, веревка) физкультурныйинвентарь.
В зависимости от того, какой инвентарьбудет использован на занятии, воспитатель продумывает и планирует построение; например,в упражнениях с палками, флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточномрасстоянии друг от друга, так как построение в шеренгах не позволит достигнуть необходимойамплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам. [19]
В старшей группе при выполнении общеразвивающихупражнений перед детьми ставятся более сложные задачи: четко принимать различныеисходные положения, выполнять упражнения с разной амплитудой (большой, малой), соблюдатьнаправление движения и т.д.
По указанию тренера дети самостоятельноберут флажки, палки, кубики и т.д., а по окончании упражнений кладут их на место.При перестановке и переноске крупного инвентаря тренер привлекает детей. При этомнеобходимо учитывать, что излишняя нагрузка вредна для ребенка-дошкольника и можетпривести к нежелательным последствиям: образованию пупочных и паховых грыж, нарушениюосанки.
Обучение основным видам движений являетсяопределяющим. Упражнения подбираются в соответствии с требованиями «Программывоспитания и обучения в детском саду». В целях гармоничного физического развитиядетей в течение года предусматривается примерно одинаковое количество упражненийпо каждому виду движений.
На каждом занятии даются три основныхвида движений. Их повторяют в определенной последовательности, усложняя и варьируячерез сравнительно небольшие интервалы времени. При этом важна не только сочетаемостьдвижений, но и задачи обучения для каждого вида на разных этапах: при разучиванииупражнений, при повторении и закреплении.
В первую неделю каждого месяца следуетразучивать с детьми упражнения в равновесии, повторять упражнений в прыжках и закреплятьупражнения в метании; во вторую — для обучения используют упражнения в прыжках,а повторяют и закрепляют умения в метании и лазанье; в третью — разучивают упражненияв метании, а повторяют и закрепляют лазанье и равновесие; в четвертую — обучаютлазанью, а упражняют в равновесии и прыжках. Заключительная часть обеспечивает ребенкупостепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможностьпереключиться на другую деятельность. [20]
1.7 Основные методы исследования в области физическойкультуры и спорта
Область физического воспитания и спорта,в том числе и гимнастика, относится к педагогическим наукам, ее развитие во многомзависит от уровня развития таких наук, как педагогика, психология, социология, физиология,биология, математика, информатика и др. В связи с этим в исследованиях, проводимыхпо физическому воспитанию и спорту, находят широкое применение различные методынаучного познания из других областей науки и техники. С одной стороны, это явлениеможно считать положительным, так как оно дает возможность изучить исследуемые вопросыкомплексно, рассмотреть многообразие связей и отношений. С другой — обилие всевозможныхметодов в какой-то мере затрудняет выбор соответствующих конкретному исследованию.
Говоря о возможностях применения в областифизического воспитания и спорта методов и приемов научного познания из других областейзнаний, следует подчеркнуть, что по своему характеру эти исследования определяютсяне фактом использования тех или иных методов, а задачами учебно-тренировочного процесса.Так, например, в физиологических и психологических исследованиях условия жизни,включая обучение и воспитание, изучаются в целях объяснения физиологических и психологическихявлений, в целях раскрытия законов жизнедеятельности, включая и законы психики.В педагогических исследованиях физиологическая и психологическая деятельность изучаетсяв целях раскрытия закономерного характера учебно-воспитательного процесса, в целяхобъяснения эффективности педагогических воздействий, в целях придания конкретностии достоверности изучаемым педагогическим явлениям. Поэтому при подобной постановкевопроса в любом педагогическом исследовании, в том числе ив области физическоговоспитания и спорта, ведущими методами являются методы педагогических исследований,а другие методы рассматриваются в качестве подчиненных в решении педагогическихзакономерностей.
В практике проведения исследований,направленных на решение задач теории и методики гимнастики, наибольшее распространениеполучили следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы,документальных и архивных материалов.
2. Педагогическое наблюдение.4. Контрольныеиспытания.
7. Педагогический эксперимент.
8. Математико-статистические методы.
В дипломной работе был применен педагогическийэксперимент.
Педагогический эксперимент. Педагогическийэксперимент — это специально организуемое исследование, проводимое с целью выясненияэффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и новогосодержания обучения и тренировки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применениемметодов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегдапредполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемоенововведение. Педагогическая наука широко использует эксперимент. Совершенствуетсяи получает дальнейшее развитие методика его проведения, приобретают новое содержаниеприменяемые методы. Для большей объективности выражения результатов педагогическогоэксперимента в последние годы при обработке его показателей стали широко использоватьсянекоторые математические методы, и прежде всего методы математической статистикии теории вероятностей. Проведение педагогического эксперимента представляет большуюсложность, и, что особенно существенно, его содержание, используемые методы ни вкоем случае не должны противоречить общим принципам. Каковы бы ни были результатыэксперимента, знания занимающихся, приобретаемые навыки и умения, уровень здоровьяне должны в итоге исследований снижаться или ухудшаться. Поэтому одним из основныхмотивов педагогического эксперимента всегда является введение каких-то усовершенствованийв учебно-тренировочный процесс, повышающих его качество.
Необходимость проведения педагогическогоэксперимента может возникнуть в следующих случаях:
когда учеными выдвигаются новые идеиили предположения, требующие проверки;
– когда необходимо научно проверить интересный опыт, педагогические находкипрактиков, подмеченные и выделенные исследователями, дать им обоснованную оценку;
– когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного итого же педагогического явления, уже подвергшегося проверке;
– когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практикуобязательного и признанного положения.
Независимый эксперимент проводится наоснове изучения линейной цепи ряда экспериментальный групп, без сравнения их с контрольными,путем накопления и сопоставления данных в области проверки поставленной гипотезы.
В случае, когда в одной группе работа(обучение, тренировка) проводится с применением новой методики, а в другой — пообщепринятой или иной, чем в экспериментальной группе, и ставится задача выявлениянаибольшей эффективности различных методик, можно говорить о сравнительном эксперименте.Такой эксперимент всегда проводится на основе сравнения двух сходных параллельныхгрупп, классов, потоков — экспериментальных и контрольных.
Уравниваемыми условиями проведенияэксперимента называются условия, обеспечивающие сходства и не изменчивость протеканияэксперимента в контрольных и экспериментальных группах. Сравниваемые группы требуютвыполнения некоторых условий идентичности:
– они должны иметь полное равенства начальных данных (состав испытуемых в экспериментальныхи контрольных группах примерно одинаковый по количеству, подготовке, разряду, возрасту,полу и т.п.);
– иметь равенства условий работы (одна и та же смена, использование одинакового,стандартного инвентаря, типовых залов, стадионов, бассейнов и т.д.);
быть независимыми от личности преподавателя,тренера. При этом допускается, что в экспериментальных и контрольных группах занятияможет вести один и тот же преподаватель или разные.
Варьируемыми условиями называютсяточно определяемые и сопоставимые условия, подлежащие изменению с целью экспериментальногосравнения с аналогичными условиями в контрольных группах. Следовательно, это то,что подлежит экспериментальной проверке и сравнении. В перекрестном экспериментеотпадает необходимость в создании специальных контрольных групп, так как каждаяиз пары групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной, что повышаетдостоверность получаемых результатов, снижает возможность влияния случайных факторов.При необходимости сравнения не двух вариантов, а трех-четырех и более применяютпостроение эксперимента по схеме латинского квадрата. Объясним это на конкретномпримере.
В зависимости от условий проведенияпедагогические эксперименты можно подразделить на естественные и лабораторные. Приэтом проведение эксперимента без нарушения хода учебно-тренировочного процесса вобычных для занимающихся условиях, с обычным контингентом занимающихся и т.п. можноназвать естественным, т.е. все происходит в естественных, в обыденных условиях.В лабораторном эксперименте допускается искусственная изоляция одного или несколькихспортсменов, учеников от основной массы, постановка их в особые, специально создаваемыеусловия, значительно отличающиеся от обычных.
Методика проведения педагогическогоэксперимента. Организация педагогического эксперимента связана с планированием егопроведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также сподготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входит подготовкасоответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планированиенаблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностейэкспериментальной базы и т.д.
Одной из труднейших задач при про веденииэксперимента является подведение его итогов. Выводы по эксперименту прежде всегодолжны быть ориентированы на выдвинутую с самого начала общую гипотезу и разработанныезатем при составлении программы эксперимента частные гипотезы. Они должны подтверждатьгипотезу или противоречить ей. В первом случае следует кратко воспроизвести основныеданные, свидетельствующие в ее пользу, во втором случае — дать объяснение, попытатьсявыяснить причины возникающих расхождений и в случае принятия объективных данных,опровергающих гипотезу, изменить ее в соответствии с ними. Второе, что очень важноучесть при подведении итогов, — требование о том, чтобы выводы были соизмеримымис экспериментальной базой и собранными данными, т.е. чтобы они не были «глобальными»,выходящими за пределы поставленных задач и области конкретных исследований. Однакоисследователь может высказать некоторые предположения о связи проведенных исследованийс пограничными проблемами и вопросами необходимости проведения дальнейших исследованийс целью выяснения их влияния на изучаемые факторы. Если результаты экспериментасвидетельствуют о том, что следует ставить вопрос о необходимости внедрения в учебно-тренировочныйпроцесс тех или иных проверявшихся средств, методов и приемов его совершенствования,студент, завершая свое исследование, может наметить некоторые пути осуществленияэтого внедрения. Под внедрением результатов исследования может пониматься информированиечерез возможные каналы (студенческие научные конференции, заседания кафедры, конференцииучителей, методические семинары учителей и тренеров, педагогическую печать и т.д.).О полученных результатах учителей, тренеров, спортсменов, преподавателей и студентов;создание методических рекомендаций и инструкций; комплексов специальных физическихупражнений; предписаний алгоритмического типа для обучения какому-либо гимнастическомуэлементу; тренажёрных устройств и технических средств обучения и тренировки, базданных для компьютеров, обучающих и контролирующих программ с использованием компьютерови т.п.
Результаты педагогического экспериментаподсчитываются с помощью формул по тесту Стьюдента:
Вначале высчитывается X групп экспериментальной и контрольной,то есть Хэ и Хк. X высчитываетсятак: Х= Σ/N, где Σ — сумма, N — число количестваиспытуемых.
Затем высчитывается стандартное отклонениепо t-критерию:
δ = Xmax-Xmin/n,
где n — табличноезначение по количеству испытуемых в одной группе.
Далее высчитывается стандартная ошибка:
m = δ/к,
где к — табличное значение по степенисвободы. Степень свободы f =NЭ+NК-2.
После чего высчитывается t-критерий:
t=Xэ-Xк/Vm3+mK.
Полученные результаты сравниваются сграничным значением р при 0,05 уровне значимости. Если результаты меньшеили равен этому значению, то изменения не произошли, а если результаты равен илибольше этого значения, то это указывает на влияние занятий на физические способности.
В целом при подведении итогов педагогическогоэксперимента необходимо учитывать следующее:
– соотнесение вывода и результатов с общей и частной гипотезой;
– четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученныевыводы;
– высказывание предположений о возможности их распространения на некоторыепограничные области и указание основных направлений дальнейших исследований в этойи смежных областях;
– оценку степени надежности выводов в зависимости от чистоты условий эксперимента;
– оценку роли и места эксперимента в системе других применявшихся в данномисследовании методов;
– практические предложения о внедрении в практику результатов проведенногоисследования.
Глава 2. Организация и методы исследования
В детских садах п. Дровяная Читинскойобласти «Уголек» и «Рассвет» с сентября 2003 по май 2004 годовпроводился эксперимент. Эксперимент состоял в том, что в детском саду «Уголек»в подготовительной группе велись занятия по гимнастике, а в детском саду «Рассвет»преподавалась просто физическая культура. Возраст детей 7 лет.
Исследования проводились по следующимкачествам: Физические способности Контрольные упражнения (тест) Скоростные Бег, 30 м Координационные Челночный бег 3×10 м, с Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см
Данные качества были выбраны потому,что основная программа в области физической культуры и спорта базируется на этихстандартных тестах, которые просты в выполнении и информативны. Граничные значенияпо тесту Стьюдента для р при 0,05 зависит от количества участников, то есть р=2,08.
Этапы исследования:
1 этап: Работа по теме началасьв апреле 2004 года с просмотра и анализа литературных источников по теме работы.
2 этап: В связи с тем, что былпоставлен эксперимент, то было сделано тестирование в сентябре 2003 года детей старшихгрупп детских садов.
В сентябре 2003 года были получены следующиерезультаты:Физические способности Средняя величина Стандартное отклонение Стандартная ошибка р Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Координационные 10,5 10,5 0,36 0,36 0,10 0,10 2,01По данным этой таблицы видно, что физическиекачества детей обоих детских садов одинаковые, то есть, приступая к экспериментумы брали детей, у которых физическая подготовленность была одинакова. После чегоначались занятия по гимнастике с экспериментальной группой.
3 этап: Когда эксперимент был завершен,то было проведено повторное тестирование по окончанию эксперимента в контрольнойи экспериментальной группах.
Поокончанию эксперимента в мае 2004 года получены следующие результаты:Физические способности Средняя величина Стандартное отклонение Стандартная ошибка р Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Координационные 11,2 10,7 0,56 0,36 0,07 0,16 3,6>р Скоростно- 108,5 125,1 3,8 3,4 1,09 0,98 11,8>р силовые Гибкость 8,3 5,6 2 1,7 0,5 0,4 4,5>р Скоростные 6,34 6,25 0,68 0,66 0, 19 0,18 2,48>р
По окончанию эксперимента видно, чтофизические показатели детей, занимающихся гимнастикой в детском саду «Уголек»выше, чем у детей, детского сада «Рассвет», где велись просто физкультурныезанятия, то есть показатели физических качеств у детей в экспериментальной группевыше, чем в контрольной.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение Начало эксперимента Завершение эксперимента Достоверность различий Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Начало эксперимента Окончание эксперимента Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Координа 10,5 10,5 11,2 10,7 2,01р 2,07р П,8>р 2,06р 4,5>р 1,9По данным эксперимента видно, что гимнастикавлияет на физическую подготовленность дошкольников.
Результаты исследования показали, чтозанятия гимнастикой способствуют развитию координационных способностей. Это видноиз показателей физических качеств детей в экспериментальной и контрольной группах,так как в экспериментальной группе показатели не только изменились, они увеличилисьс 2,01 до 3,6, а в контрольной группе показатели мало изменились. Результат тестированияв экспериментальной группе выше, чем в контрольной на 0,9. Это говорит о том, чтодети могут выполнять упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны,комбинируя двигательные навыки. Например, сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлюпредметов, выполняя упражнение по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
Занятия по гимнастике способствуют развитиюи скоростно-силовых качеств и гибкости. По результатам тестирования скоростно-силовыепоказатели в экспериментальной группе изменились с 2,06 до 11,8 и эти результатынамного выше и лучше, чем в контрольной группе на 8,8. По данным показателям видно,что занятия по гимнастике положительно влияют на скоростно-силовые качества детей.Это говорит о том, что у детей развита быстрота реакции, быстрота движений, силовыеспособности.
В экспериментальной группе результатытестирования на гибкость изменились с 1,2 до 4,5, что лучше чем в контрольной группена 1,6. Все это способствует гармоничному развитию ребенка как личности.
В меньшей степени под влиянием гимнастикиразвиваются скоростные способности дошкольников. Но показатели физических качеству детей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, они изменились с
Выводы
1. Анализ литературныхисточников, позволил изучить психологические и физиологические особенности детейдошкольного возраста и сделать вывод, что занятия по гимнастике влияют на физическиеспособности детей;
2. В начале экспериментабыли взяты группы, у которых физические показатели были одинаковы, об этом свидетельствуетпервое тестирование, которое было проведено в начале эксперимента.
3. Сравнивая динамикупоказателей уровня физической подготовленности детей из детских садов «Уголек»и «Рассвет» п. Дровянная. По показателям видно, что у группы детскогосада «Уголек», занимающейся гимнастикой наряду с физкультурой средниефизические показатели превышают показатели группы детского сада «Рассвет»,занимающейся просто физкультурой. Это свидетельствует о том, что дети, занимающиесягимнастикой, лучше подготовлены физически к школе.
4. Результаты работысвидетельствуют об эффективности занятий гимнастикой, которую целесообразно применятьдля повышения уровня физического здоровья и двигательной активности, а также формированияположительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольноговозраста.
Список литературы
1. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольномучреждении: Метод, пособие. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. — 144 с.
2. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений: Попул. учеб.пособие. — М.: Тера — Спорт, 2002. — 512 с.
3. Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К.Меньшикова. — М.: Академия, 2001. — 448 с.
4. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольноговозраста. — М.: Владос, 1999. — 175 с.
5. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Младший возраст:Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Владос, 1999. — 272 с.
6. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физическойкультуре и спорте/ Ю.Д. Жедезняк, П.К. Петров — М.: Академия, 2001. — 264 с.
7 Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательныепрограммы для детей 5-6 лет / Науч. ред.М. М Безруких. — М.: Владос, 2001. — 336с.
8. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: Развитого, организованного,самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникабельного, аккуратного. Растуздоровым: Програм. — метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений/ В.Н.Зимонина. — М.: Владос, 2003. — 304 с.
9. Кенеман, А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольноговозраста. — М.: Просвещение, 1985. — 271 с.
10. Кожухова, Н.Н. Воспитатели по физической культуре в дошкольных учреждениях.- М.: Академия, 2002. — 316 с.
11. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольноговозраста: Схемы и таблицы/ Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. — М.: Владос,2003. — 192 с.
12. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: Развитого, образованного,самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого:В мире прекрасного: Программно-метод. посбие/ Л.В. Куцакова, СИ. Мерзлякова. — М.:Владос, 2003. — 368 с: ил.
13. Маланов, СВ. Развитие умение и способностей у детей дошкольноговозраста. Теоретич. и метод, материалы: Учеб. — метод, пособие/ СВ. Маланов. — Рос.Акад. образования. Москов. психолого-социальный ин-т. — Воронеж: Модэк; М.: МПСИ,2001. — 160 с.
14. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольноговозраста (3-7 лет). — М.: Владос, 2001. — 128 с.
15. Пензулаева, Л.И. Физкультурыне занятия с детьми 3-4 лет. — М.: Просвещение,1983. — 95 с.
16. Пензулаева, Л.И. Физкультурыне занятия с детьми 4-4 лет. — М: Просвещение,1986. — 112 с.
17. Пензулаева, Л.И. Физкультурыне занятия с детьми 5-6 лет. — М.: Просвещение,1988. — 143 с.
18. Петров, П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физическойкультуре. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 112 с.
19. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособиедля студентов сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 160 с.
20. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателядет. сада: Из опыта работы/ В.А. Андерсон. — М.: Просвещение, 1991. — 63 с.
21. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры,упражнения/ Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. — М.: Сфера, 2002. — 64 с.
22. Фриш, Г.Л. Устав дошкольного образовательного учреждения. — М.:Перспектива, 2001. — 56 с.
Доклад
Глубокие социально-экономические преобразования,происходящие в современном обществе, предъявляют к здоровью людей, особенно детей,повышенные требования. Прежде всего, это проявляется в необходимости преодолениянегативных явлений — это компьютеризация обучения, увеличение нервно-психологическогонапряжения и т.д.
Физическая культура, особенно ее новые,нетрадиционные формы, воспитывают устойчивый интерес и привычку к систематическимзанятиям физическими упражнениями. К новым формам относится наиболее популярнаяритмическая гимнастики и ее многочисленные разновидности.
При правильном построении занятий пофизической культуре некоторые недостатки, мешающие формированию здорового образажизни, могут быть устранены (отсутствие валеологического подхода, принципа индивидуализации,учета интереса занимающихся, низкая плотность занятий и др.). Еще П.Ф. Лесгафт(1951) говорил о том, что физическое образование не должно ограничиваться толькооздоровлением и формированием спортивных навыков, а его надо связывать с задачамиумственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Однако эти возможностиучтены до сих пор очень слабо и, следовательно, недостаточно используются в практикефизического воспитания.
Для решения задачи приобщения молодогопоколения к здоровому образу жизни наиболее эффективными могут быть средства и методынетрадиционных видов физических упражнений, и в частности занятия ритмической гимнастикойи ее разновидностями. В сочетании с умело подобранным музыкальным сопровождением,словесным воздействием педагога они способствуют укреплению здоровья, повышениюфизической и умственной работоспособности, нравственной воспитанности, развитиюдвигательных способностей.
Формирование здорового образа жизниу населения, особенно детей, остается важной задачей и требует своего решения. Исследованияпоказывают, что возможности физической культуры для решения этой задачи используютсядалеко не полностью. Это затрудняет результативность их практической реализациив преодолении научно необоснованных, традиционных подходов к использованию средстви методов физического воспитания.
Таким образом, решение данной проблемыстановится актуальной и требует поиска, разработки и применения новых, более эффективныхсредств и методов физического воспитания, позволяющих повысить интерес к занятиямфизическими упражнениями, создать положительный эмоциональный фон, не только активизироватьдвигательную деятельность, но и сообщить теоретические сведения, включающие формированиеопределенного мировоззрения, убежденности и осознанного отношения человека к освоениюценностей физической культуры, развитию мотивационно-потребностной сферы.
Исходя из проблемы целью моегоисследования является влияние занятий по гимнастике на детей дошкольного возраста.
Объектом исследования: учебно-воспитательныйпроцесс по физической культуре ДОУ.
Предмет исследования: Методикапроведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста.
Чтобы решить цель исследования мыпоставили задачи:
1) проанализировать литературупо проблеме;
2) рассмотреть уровень физической подготовленностидетей детских садов «Уголек», «Рассвет»;
3) разработать методику и внедрить ее;
4) сравнить динамику показателей уровняфизической подготовленности детей.
Из всего многообразия средств и методовфизического воспитания более действенными могут быть упражнения ритмической гимнастики,которые в настоящее время, являются распространенными и пользуются наибольшей популярностью.Специально подобранные упражнения, музыкальное сопровождение занятий, словесныевоздействия педагога, условия, в которых проводятся занятия, их социальная окраска(назначение) — комплексное и эффективное средство педагогического воздействия назанимающихся. С помощью упражнений ритмической гимнастики можно оценить и развиватьспособности занимающихся к овладению двигательными действиями, их музыкальность,чувство ритма, художественный вкус.
Содержание гимнастики составляют основныедвижения, общеразвивающие и строевые упражнения.
Учитывая особенности и характер занятийритмической гимнастикой можно предположить, что они оказывают положительное воздействиена здоровье занимающихся, вызывают положительный интерес к занятиям и воспитываютмногие личностные качества, такие как трудолюбие, настойчивость, организованность,столь необходимые при формировании здорового образа жизни.
Начинать занятия ритмической гимнастикойможно и нужно в дошкольном возрасте. Однако предварительно следует выполнить циклупражнений по укреплению свода стопы (профилактика плоскостопия), о чем выше ужеговорилось. Затем элементы аэробики включаются в комплекс физкультурных занятийдетей старшего и даже среднего дошкольного (4 года) возраста. Длительность таких«включений»-5-7 минут с постепенным увеличением до 15-20.
Интересна методика, предложенная длясовместных занятий мам и дочек с 5-летнего возраста. (Кстати, опыт показал, чтои мальчики этого возраста также с увлечением выполняют упражнения из танцевальнойгимнастики.) Поскольку этот комплекс опубликован в периодическом издании, привожунекоторые упражнения из него. Перед их разучиванием ребенку напоминается содержаниесказки «Белоснежка и семь гномов». Подбирается музыкальное сопровождениепреимущественно с быстрыми ритмами. Кроме того, перед занятием комнату необходимопроветрить, температура воздуха не должна превышать 16-17°С.
Упражнения выполняются танцевально втакт музыке, с веселым настроением и активным движением.
1. «Ходьба гномов».Ребенок идет на слегка согнутых в коленях ногах, попеременно ставя их носками наружуи внутрь, и как бы несет на плече «мешок с тяжелым грузом».
2. «Танец гномов».Ноги согнуты в коленях, руки на бедрах. Наклоны туловища в стороны с кивками головой.
3. «Белоснежна стирает». Покачиванияв стороны — двойные и одинарные. «Белье» трут кулачками при двойном покачивании,при одинарном — «полоскают».
4. «Гномы приветствуютБелоснежку». Ноги согнуты в коленях, спина прямая. Хлопки по бедрам, подъемырук вверх и прыжки.
5. «Тюлененок».Лежа животом на коврике, руки согнуты в локтях, подъемы головы и плеч с одновременнымподтягиванием корпуса вверх. Затем скольжение ногами по коврику с подъемом и опусканиемтаза.
6. Веселые прыжки ибег на месте — вместе с мамой. Прыжки поочередно на одной ноге” затем на двух,бег с высоким подниманием колен в такт музыке.
В этот комплекс можно постепенно включатьи другие упражнения, менять порядок их выполнения. Важно, чтобы каждое упражнениеповторялось неоднократно. Следует контролировать, особенно в начале занятий, пульсребенка, хотя обычно можно не опасаться его высоких (до 170-180 уд/мин) параметров.
Разработана эффективная методика проведениязанятий по ритмической гимнастике с детьми, обеспечивающая овладение знаниями, умениямии навыками ведения здорового образа жизни и повышения уровня физической подготовленности.Выявлено ее влияние на особенности проведения занятий ритмической гимнастикой сучетом динамики уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Использование комплексов ритмическойгимнастики позволяет повысить уровень двигательных способностей, физической подготовленностии физического развития занимающихся, уровень знаний о здоровом образе жизни.
Для приобщения детей к здоровому образужизни необходимо использовать популярные, нетрадиционные средства физической культуры,какой является ритмическая гимнастика. Это сказывается на уровне физической подготовленностидетей, их физическом развитии и уровне здоровья, что непосредственно отражаетсяна формировании их здорового образа жизни.
В детских садах п. Дровяная Читинскойобласти «Уголек», «Рассвет» с 2003 по 2004 год проводился эксперимент.Эксперимент состоял в том, что в одном детском саде в подготовительной группе велисьзанятия гимнастики, а в другом саду преподавалась просто физическая культура.
Проведенный эксперимент показал, чтов процессе занятий ритмической гимнастикой формируются следующие показатели здоровогообраза жизни: повышение двигательной активности, организация режима дня, улучшениесна, снятие психологического напряжения, рациональное питание, закаливание организма,улучшение показателей здоровья.
Экспериментальные занятия ритмическойгимнастикой оказали положительное воздействие на двигательную подготовленность,физическое развитие и уровень здоровья испытуемых.
В экспериментальной группе положительныесдвиги отмечены в физическом развитие, аэробная и мышечная выносливость, координациядвижений, физическая подготовленность.
Наиболее значимые положительные измененияпроизошли в развитии координации движений (11,2 %), аэробной выносливости и гибкости(8,3 %).
Это позволяет при планировании занятийпо ритмической гимнастике особое внимание уделять физической подготовке (особеннокоординации движений, силовой и аэробной выносливости), как качествам, влияющимна повышение уровня физического развития и соматического здоровья.
Результаты работы свидетельствуют обэффективности занятий гимнастикой, которую целесообразно применять для повышенияуровня физического здоровья и двигательной активности, а также формированию положительноймотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольного возраста.