МЭСИ Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции. Реферат по теме: Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями Выполнила: Смирнова Ирина Группа: МОСКВА 2001 Содержание: 1. Цели и задачи самостоятельных занятий 2. Формы и содержание самостоятельных занятий  Ходьба и бег  Плавание  Ходьба и бег на лыжах 
Велосипед  Ритмическая гимнастика  Атлетическая гимнастика  Занятия на тренажерах 3. Особенности самостоятельных занятий для женщин 4. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС 5. Гигиена самостоятельных занятий Цели и задачи самостоятельных занятий Приобщение студенческой молодежи к физической куль¬туре — важное слагаемое в формировании здорового
образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием ор¬ганизованных форм занятий физической культурой, решающее значе¬ние имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более вы¬сокие требования к биологическим и социальным возможностям чело¬века. Всестороннее развитие физических способностей людей с помо¬щью организованной двигательной активности (физической трени¬ровки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении
поставленной цели, повышает работоспособность, укреп¬ляет здоровье. Мышцы составляют 40—45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двига¬тельной активности, так и на тяжелые, непосильные физические на¬грузки. Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки пред¬ставляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, вы¬полняемых в повседневной жизни, а также организованных или само¬стоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, зани¬мающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение дви¬гательной активности.
Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что ре¬альное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физичес¬кими упражнениями недостаточно. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в актив¬ную физкультурно-спортивную деятельность. К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса
по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска. По данным опроса студентов разных годов обучения (М.Я. Виленский, 1994), о влиянии субъективных факторов на формирование мо¬тивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности, можно судить по данным следующей таблицы:
Субъективные факторы Курс IV Удовлетворение 57,8 50,1 43,5 16,8 Соответствие эстетическим вкусам 51,7 2,3 30,4 21,9 Понимание личностной значимости занятии 37,6 24,0 17,5 8,3 Понимание значимости занятий для коллектива 34,0 22,8 14,1 9,6 Понимание общественной значимости занятий 30,9 21,3 12,6 7,4
Духовное обогащение 13,2 10,4 5,6 3,1 Развитие познавательных способностей 12,9 9,8 7,1 6,2 Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологичес¬кой переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично оценивают содержатель¬ный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональ¬ной подготовкой. Если мотивы, побуждающие к самостоятельным занятиям, сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уров¬ня физического развития и физической подготовленности, выполне¬ние различных тестов, достижение спортивных результатов. Формы и содержание самостоятельных занятий После определения цели подбираются направление ис¬пользования средств физической культуры, а также формы
самостоя¬тельных занятий физическими упражнениями. Конкретные направления и организационные формы использова¬ния самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занима¬ющихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреатив¬ное (рекреация — восстановление), общеподготовительное, спортив¬ное, профессионально-прикладное и лечебное направления.
Формы самостоятельных занятий физическими упражне¬ниями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнасти¬ка, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировоч¬ные занятия. Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхатель¬ные упражнения.
Не рекомендуется выполнять упражнения статичес¬кого характера, со значительными отягощениями, на выносливость (на¬пример, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой). При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку, на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин. Между сериями из 2—3 упражнений (а при силовых — после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег (20-30 с).
Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности и объема, обеспечивается: изменением ис¬ходных положений; изменением амплитуды движений; уско¬рением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха. Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма.
Сразу же после выполнения ком¬плекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж ос¬новных мышечных групп ног, туловища и рук (5—7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания. Упражнения в течение дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражне¬ния предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержа¬нию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10— 15
мин через каждые 1—1,5 ч работы оказывает вдвое больший стиму¬лирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности. Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе. Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3—5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2—7 раз в неделю по 1— 1,5 ч. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесооб¬разно, так как это не спо¬собствует повышению уровня тренированности организма. Лучшее время для тренировок — вторая половина дня, через 2—3 ч после обеда. Можно трени¬роваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч после приема пищи и не позднее чем
за час до при¬ема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тре¬нироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Трениро¬вочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способст¬вовать развитию всего множества физических качеств, а также укреп¬лять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Спе¬циализированный характер занятий, т.е. занятия избранным видом спорта, допускается только для квалифицированных
спортсменов. Ходьба и бег. Наиболее доступными и полезными средствами фи¬зической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе в ус¬ловиях лесопарка. Ходьба — естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует деятельность сердечно-сосудистой, дыха¬тельной и других систем организма. Интенсивность физической на¬грузки при ходьбе легко регулируется в соответствии
с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью орга¬низма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека за¬висит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности. Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку. При определении физической нагрузки следует учитывать ЧСС (пульс). Пульс подсчитывается в процессе кратковре¬менных остановок во время ходьбы и сразу после окончания тре¬нировки. Заканчивая тренировочную ходьбу, надо постепенно снизить скорость, чтобы в последние 5—10 мин ходьбы ЧСС была на 10-15 удар/мин меньше указанной в таблице. Через 8—10 мин после окончания тренировки (после отдыха) частота пульса должна вернуться к исходному уровню, который был до тренировки. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно нарастать постепенно. При хорошем самочувствии и сво¬бодном выполнении тренировочных нагрузок по ходьбе можно пере¬ходить
к чередованию бега с ходьбой, что обеспечивает постепенное нарастание нагрузки и дает возможность контролировать ее в строгом соответствии со своими индивидуальными возможностями. Бег — наиболее эффективное средство укрепления здоровья и повышения уровня физической тренированности, а так же укрепления сердечно-сосудистой системы. Можно рекомендовать следующие режимы интенсивности при беге по самочувствию и ЧСС. Выбор продолжительности бега зависит от подготовленности занимающихся.
Режим I. Зона комфортная. Используется как основной режим для начинающих бегунов со стажем до одного года. Бегуну сопутствует ощущение приятного тепла, ноги работают легко и свободно, дыхание осуществляется через нос, бегун без труда поддерживает выбранную скорость, ему ничто не мешает, возникает желание бежать быстрее. Спортсмены используют этот режим, чтобы восстановиться после на¬пряженных тренировок. ЧСС сразу после бега 20—22, через 1 мин 13— 15 ударов за 10 сек.
Режим II. Зона комфорта и малых усилий. Для бегунов со стажем 2 года. Бегун ощущает приятное тепло, ноги продолжают работать легко и свободно, дыхание глубокое смешанное через нос и рот, меша¬ет легкая усталость, скорость бега сохраняется с небольшим усилием. ЧСС сразу после бега 24—26, через 1 мин 18—20 ударов за 10 сек. Режим III. Зона напряженной тренировки. Для бегунов со стажем 3 года, для спортсменов как тренировочный режим. Бегуну жарко, не¬сколько тяжелеют ноги особенно бедра, при дыхании не хватает воз¬духа на вдохе, исчезла легкость, трудно удерживать темп, скорость со¬храняется напряжением воли. ЧСС сразу после бега 27—29, через 1 мин 23—26 ударов за 10 сек. Режим IV. Зона соревновательная. Для бегунов, участвующих в со¬ревнованиях по бегу. Бегуну очень жарко, ноги тяжелеют и «вязнут» дыхание напряженное с большой частотой, мешает излишнее
напря¬жение мышц шеи, рук, ног, бег выполняется с трудом, несмотря на уси¬лия, скорость бега на финише падает. ЧСС сразу после бега 30—35, через 1 мин 27—29 ударов за 10 сек. Из всего богатого арсенала тренировочных средств бегунов на сред¬ние и длинные дистанции для любителей оздоровительного бега под¬ходят только три. 1. Легкий равномерный бег от 20 до 30 мин при пульсе 120— 130 ударов в мин. Для начинающих бегунов это основное и единствен¬ное средство тренировки.
Подготовленные бегуны используют его в разгрузочные дни в качестве облегченной тренировки, способствующей восстановлению. 2. Длительный равномерный бег по относительно ровной трассе от 60 до 120 мин при пульсе 132—144 удар/мин раз в неделю. Применяется для развития и поддерживания общей выносливости. 3. Кроссовый бег от 30 до 90 минут при пульсе 144—156 удар/мин 1—2 раза в неделю. Применяется для развития выносливости только хорошо подготовленными бегунами.
Занятие начинается с разминки продолжительностью 10—15 мин. Она необходима для того, чтобы «разогреть» мышцы, подготовить организм к предстоящей нагрузке, предотвратить травмы. Начиная бег, важно соблюдать самое главное условие — темп бега должен быть невысоким и равномерным. Бег должен быть легким, свободным, ритмичным, естественным, не напряженным. Это автоматически ограничивает скорость бега и дела¬ет его безопасным. Необходимо подобрать для себя оптимальную ско¬рость, свой темп. Это сугубо индивидуальное понятие — скорость, ко¬торая подходит только вам и никому больше. Свой темп обычно вырабатывается в течение двух-трех месяцев занятий и затем сохраняется длительное время. «Бегать — одному!» — важнейший принцип тренировки, особенно на первых порах. Иначе невозможно определить оптимальную скорость бега. «Только бодрость!» — этот принцип означает,
что нагрузка, осо¬бенно в начале занятий, не должна вызывать выраженного утомления и снижения работоспособности. Чувство вялости, сонливости днем – верный признак того, что нагрузку нужно уменьшить. Регулировать интенсивность физической нагрузки можно по ЧСС, Важным показателем приспособленности организма к беговым нагрузкам является скорость восстановления ЧСС сразу после оконча¬ния бега. Для этого определяется частота пульса в первые 10 сек. после окончания
бега, пересчитывается на 1 мин. и принимается за 100%. Хо¬рошей реакцией восстановления считается снижение ЧСС через 1 мин на 20%, через 3 мин — на 30%, через 5 мин — на 50%, через 10 мин — на 70—75%. Кросс — это бег в естественных условиях по пересеченной местности с преодолением подъемов, спусков, канав, кустарника и других пре¬пятствий. Он прививает способность ориентироваться и быстро пере¬двигаться
на большие расстояния по незнакомой местности, преодоле¬вать естественные препятствия, умение правильно оценить и распре¬делить свои силы. Плавание. Плаванием занимаются в летние перио¬ды в открытых водоемах, а в остальное время — в закры¬тых или открытых бассейнах с подогревом воды. В начальный период занятий необходимо постепенно увеличивать время пребывания в воде от 10—15 до 30—45 мин и добиваться того, чтобы преодолевать за это время без остановок в первые пять дней 600-700 м, во вторые – 700-800, а затем 1000-1200 м. Для тех, кто плава¬ет плохо, сначала следует проплывать дистанцию 25, 50 или 100 м, но повторять ее 8—10 раз. По мере овладения техникой плавания и вос¬питания выносливости переходить к преодолению указанных дистан¬ций. Оздоровительное плавание проводится равномерно с умеренной интенсивностью. Частота сердечных сокращений сразу после проплывания дистанции для возраста 17—30 лет должна быть в пределах 120—150 удар/мин. Дистанция, м
Время, мин, с Частота занятий в неделю 550 10.01-15.00 6 725 13.21-20.00 4 825 15.01-22.30 4 900 16.41-25.00 3 Ходьба и бег на лыжах. Индивидуальные самостоятельные заня¬тия можно проводить на стадионах или в парках в черте насе¬ленных пунктов. Полезно заниматься на лыжах каждый день хотя бы по одному часу. Минимальное количество занятий, которое дает оздоровитель¬ный эффект и повышает тренированность организма, три раза в неде¬лю по 1—1,5 ч и более при умеренной интенсивности.
Возраст, лет Интенсивность по ЧСС, удар/мин малая средняя большая 17-30 130 150 160 31-40 120 140 150 41-50 110 120 140 51-55 100 115 135 56-60 95 110 130 ЧСС подсчитывается в течение 10 с сразу после окончания занятия или после прохождения отрезка дистанции с определенной интенсивностью и переводится на число ударов в 1 мин. Велосипед. Езда на велосипеде, благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических уп¬ражнений, благоприятно воздействующим на нервную систему.
Рит¬мичное вращение педалей увеличивает и одновремен¬но облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу и развивает легкие. Езда на велосипеде хорошо дозируется по темпу и длине дистанции. Хорошо иметь велосипедный спидометр, с помощью которого можно определить скорость передвижения и расстояние. Дистанция, км Время, мин, с Частота занятий в неделю 8,0 15.01-20.00 5 9,6 18.01-24.00 4 11,2 21,01-28.00 4 12,8 24.01-32.00 3 Ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнас¬тика — это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, ко¬торые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: ма¬ховые и круговые движения руками, ногами; наклоны и повороты ту¬ловища и головы; приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, приседах, в положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением
во всех направлениях, тан¬цевальными элементами. Благодаря быстрому темпу и продолжительности занятий от 10-15 до 45—60 мин ритмическая гимнастика, кроме воздействия на опорно-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на сердечно-со¬судистую и дыхательную системы В зависимости от решаемых задач составляются комплексы ритми¬ческой гимнастики разной направленности, которые могут проводить¬ся в форме утренней гимнастики, физкультурной паузы на производ¬стве, спортивной
разминки или специальных занятий. Располагая на¬бором обычных гимнастических упражнений, каждый может самосто¬ятельно составить себе такой комплекс. Наибольший эффект дают ежедневные занятия различными фор¬мами ритмической гимнастики. Занятия реже 2—3 раз в неделю неэффективны. Атлетическая гимнастика. Атлетическая гимнастика — это система физических упражнений, развивающих силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой.
Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют гармоничное телосложение. Развитие силы обеспечивается выполнением следующих специаль¬ных силовых упражнений: • упражнения с гантелями (масса 5—12 кг): наклоны, повороты, круговые движения туловищем, выжимание, приседание и т.д. • упражнения с гирями (16, 24, 32 кг): поднимание к плечу, на грудь, одной и двумя руками, толчок и жим одной и двух гирь, 1 рывок, бросание гири на дальность, жонглирование гирей; • упражнения с эспандером: выпрямление рук в стороны, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах из положения стоя на рукоятке эспандера, вытягивание эспандера до уровня плеч; • упражнения с металлической палкой (5—12 кг): рывок различ¬ным хватом, жим стоя, сидя, от груди, из-за головы, сгибание и выпрямление рук в локтевых суставах; • упражнения со штангой (масса подбирается индивидуально): подъем штанги к груди, на грудь, с подседов и без подседа и т.д. • различные упражнения на тренажерах и блочных устройствах, включая упражнения
в изометрическом и уступающем режимах работы мышц. Каждое занятие следует начинать с ходьбы и медленного бега, затем переходить к гимнастическим общеразвивающим упражнениям для всех групп мышц (разминка). После разминки выполняется комплекс атлетической гимнастики, включающий упражнений для плече¬вого пояса и рук, для туловища и шеи, для мышц ног и упражнения для формирования правильной осанки. В заключительной части про¬водятся медленный бег, ходьба, упражнения
на расслабление с глубо¬ким дыханием. Занятия на тренажерах. Тренажеры применяются как дополнение к традиционным занятиям физическими упражнениями и спортом, де¬лают их более эмоциональными и разнообразными. Они используют¬ся как средство профилактики гипокинезии и гиподинамии, избирательно воздействуют на различные части тела, мышечные группы, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляют и способству¬ют их развитию, являются хорошим средством восстановления
после утомления. Особенности самостоятельных занятий для женщин Организм женщины имеет анатомо-физиологические осо¬бенности, которые необходимо учитывать при проведении самостоятель¬ных занятий физическими упражнениями или спортивной тренировки. В отличие от мужского у женского организма менее прочное строение костей, меньшее общее развитие мускулатуры тела, более широкий тазо¬вый пояс. Для здоровья жен¬щины большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. Ряд характерных для организма женщины особенностей имеется и в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. Все это выражается более продолжительным периодом восста¬новления организма после физической нагрузки, а также более быстрой потерей состояния тренированности при прекращении тренировок. Особенности женского организма должны строго учитываться в организации, содержании, методике проведения
самостоятельных заня¬тий. Рекомендуется ос¬терегаться резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий, на¬пример, при занятиях прыжками и в упражнениях с отягощением. По¬лезны упражнения в положении сидя, и лежа на спине с подниманием, отведением, приведением и круговыми движениями ног, с поднимани¬ем ног и таза до положения «березка», различного рода приседания. При выполнении упражнений на силу и быстроту движений следует более постепенно увеличивать тренировочную
нагрузку, более плавно доводить ее до оптимальных пределов, чем при занятиях мужчин. Функциональные возможности аппарата кровообращения и дыха¬ния у девушек и женщин значительно ниже, чем у юношей и мужчин, поэтому нагрузка на выносливость для девушек и женщин должна быть меньше по объему и повышаться на более продолжительном отрезке времени. Женщинам при занятиях физическими упражнениями и спортом следует особенно внимательно осуществлять
самоконтроль. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС К управлению процессом самостоятельных занятий отно¬сится дозирование физической нагрузки, ее интенсивности на заняти¬ях физическими упражнениями. Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности на¬грузка может вызвать в организме явления перенапряжения. При дозировании физической нагрузки, регулировании интенсив¬ности ее воздействия на организм необходимо учитывать следующие факторы: • количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот; • амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает; • исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ней относятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя,
лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), уси¬ливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь ор¬ганизм, изменение положения центра тяжести тела по отноше¬нию к опоре; • величина и количество участвующих в упражнении мышеч¬ных групп. Чем больше мышц участвует в выполнении упраж¬нения, чем они крупнее по массе, тем значительнее физическая нагрузка; • темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым.
В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых — медленный темп; • степень сложности упражнения зависит от количества участву¬ющих в упражнении мышечных групп и от координации их дея¬тельности. Сложные упражнения требуют усиленного внимания, что создает значительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстрому утомлению; • степень и характер мышечного напряжения. При максимальных напряжениях мышцы недостаточно снабжаются кислородом и питательными веществами, быстро
нарастает утомление. • мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени) зависит от времени ее выполнения, развиваемой скорости и силы при движении. Чем больше мощность, тем выше физичес¬кая нагрузка; • продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (интенсивность и объем, скорость и темп движений, величина усилия, продолжительность, число повторений). Физиологические параметры харак¬теризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема). Тренировочные нагрузки, выполняемые при
ЧСС 131-150 удар/мин относят к «аэробной» (первой) зоне, когда энергия вы¬рабатывается в организме при достаточном притоке кислорода с помо¬щью окислительных реакций. Вторая зона — «смешанная», ЧСС 151—180 удар/мин, В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэроб¬ные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода. Гигиена самостоятельных занятий Питание строится с учетом специфики вида физических упражнений
и индивидуальных особенностей занимающихся. Пища должна содержать необходимое количество основных веществ в сбалансированном виде в соответствии с рекомендуемыми нормами. Рацион должен быть максимально разнообразным и включать наиболее биологически ценные продукты животного и раститель¬ного происхождения, отличающиеся хорошей усвоя¬емостью, доброкачественностью и безвредностью. В суточном режиме следует установить и строго придерживаться определенного времени для приема пищи,
что способствует ее лучшему перевариванию и усвоению. Принимать пищу следует за 2—2,5 ч до тренировки и спустя 30—40 мин после ее окончания. Ужинать нужно не позднее чем за 2 ч до сна. Обильный ужин или ужин непосредственно перед сном приводит к снижению усвояемости пищи, влечет за собой плохой сон и понижение умственной или физической работоспособности на следующий день. Питьевой режим. В случаях даже частичного обеднения организма водой, могут воз¬никать тяжелые расстройства в его деятельности. Однако избыточное потребление воды также приносит вред организму. Суточная потребность человека в воде — 2,5 л, у работников физического труда и у спортсменов она увеличивается до 3 л и более. В жаркое время года, а также во время и после занятий физическими уп¬ражнениями, когда усиливается потоотделение, потребность организ¬ма в воде несколько увеличивается, иногда появляется жажда. В этом случае необходимо воздержи¬ваться от частого и обильного питья, тогда ощущение жажды будет
по¬являться реже, однако при этом следует полностью восполнять потерю воды. Надо учитывать, что вода, выпитая сразу, не уменьшает жажду, так как ее всасывание и поступление в кровь и ткани организма про¬исходит в течение 10—15 мин. Поэтому, утоляя жажду, рекомендуется сначала прополоскать полость рта и горло, а затем выпивать по нескольку глотков воды 15—20 мин. Лучшим напитком, утоляющим жажду, является чай, особенно зеленый,
который можно пить умеренно горячим или в остуженном виде. Хорошо утоляют жажду также хлебный квас, газированная и ми¬неральная вода, томатный сок, настой шиповника, фруктовые и овощные отвары. Высокими жаждоутоляющими свойствами обладают молоко и молочнокислые продукты (кефир, простокваша), они содержат много необходимых человеку минеральных солей и витаминов. Гигиена тела способствует нормальной жизнедеятельности организма, улучшению обмена веществ, кровообращения,
пищеварения, ды¬хания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспо¬собность, сопротивляемость различным заболеваниям. Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела, выполняющий многие функции: она защищает внутреннюю среду организма, выделяет из организма продукты обмена веществ, осуществляет теплорегуляцию. В коже находится большое количество нервных окончаний, и поэтому она обеспечивает постоянную информацию организма обо всех действующих на тело раздражителях. Загрязненность кожи, кожные заболевания ослабля¬ют ее деятельность, что отрицательно сказывается на состоянии здо¬ровья человека. Основа ухода за кожей — регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. При систематических занятиях физическими упражнениями оно должно проводиться не реже одного раза в 4—5 дней, а также после каждой интенсивной физической тренировки, под душем, в ванне или бане.
Менять нательное белье после этого обязательно. Закаливание – система мероприятий, направленных на по¬вышение устойчивости организма к различным воздействиям окру¬жающей среды: холода, тепла, солнечной радиации, колебаний вели¬чины атмосферного давления и других. Основными гигиеническими принципами закали¬вания являются: систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств, сочетание общих (воздействующих на весь организм) и местных процедур,
самоконтроль. Это от¬носится и к закаливанию воздухом, солнцем и водой. Одежда. При занятиях в летнее время одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимой используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Для обеспечения гигиены тела при занятиях физическими упражнениями необходимо, чтобы спортивная одежда
была изготовлена из тканей, обладаюших следующими свойствами: гигроскопичность, вентилируемость, ветроустойчивость, теплозащитность и др. Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной и хорошо защищать стопу от повреждений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха – обморожения. В зимнее время года рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Итак, жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете определяются уровнем здоровья. Всестороннее развитие физических способностей людей с помо¬щью организованной
двигательной активности (физической трени¬ровки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укреп¬ляет здоровье. Список литературы: 1. В.И. Ильинич «Физическая культура студента» Изд. «Гардарики» Москва 2000год. 2. Е.Г. Мильнер «Формула жизни» Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1991год. 3. С.Н.
Попов «Лечебная физическая физкультура» Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1978 год.