ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И
СОЦИАЛЬНОЙСФЕРЕ
Контрольная работа № 1
Вариант № 8
Наименование дисциплины: Содержание и методика педагогической деятельностив системе социальной работы.
Специальность:Социальная работа
Фамилия:Зуй Имя: Елена Отчество: Владимировна
Датапоступления работы
Оценка
Рецензент: Зобенко О. Е.
«_ »________________________ 2010 г. Подпись
Годпоступления: 2007г. _______ Срок обучения 4 года.
Тема: Методикисоциально-педагогической работы с семьёй
Содержание:
Введение
1 Определение понятий «семья» и «семейный социальный педагог»
2 Основные социально-педагогическиенаправления в работе с семьёй
2.1 Методика работы социальногопедагога с различными категориями семей
2.2 Методика социально-педагогического семейного консультирования
2.3 Методика социального патронажа и надзора
Заключение
Список использованных источников
Введение
Семья,как всякое объединение людей, не является застывшим образованием и претерпеваетсущественные изменения в процессе общественного развития. В ходесоциально-экономических изменений в нашей стране осложнилось положение семьи,не обеспечивается решение их проблем. Семья — сложный целостный организм,который может существовать только в определенной системе отношений. Некоторыеродители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственныевозможности, выказывают недоверие образовательному учреждению из-за негативноговлияния процесса обучения на здоровье ребенка и неудовлетворительного качестваобразования. В то же время многие родители не в состоянии преодолеть возникающиетрудности собственными силами. Когда семья не справляется сама со своимифункциями, ей необходима помощь. Профессиональная социально-педагогическаяработа — один из главных способов помощи в таких ситуациях.
Целью контрольной работыявляется анализ методики социально-педагогической работы с семьёй. Объектомисследования является семья, предметом исследования – характерные методикисоциально-педагогической работы с ней. Достижение поставленной целипредусматривает постановку и решение следующих задач:
— датьопределение термину «семья» и «семейный социальный педагог»;
— охарактеризовать методику работы социального педагога с различными категориямисемей;
— выявить суть методики социально-педагогического семейного консультирования, определитьв каких случаях она может применятся;
— рассмотреть и охарактеризовать методику социального патронажа и надзора.
1Определение понятий «семья» и «семейный социальный педагог»
Семья –важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни.Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность ипроблематичность обуславливают большое количество подходов к изучению семьи, атакже многообразие определений, встречающихся в научной литературе.
Семьёй всоциологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностьюбыта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья —это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которойобъединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональнойсвязью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семьейтакже называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношениймежду людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневнойжизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализациядетей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинскогообслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста [1, с. 67].
Семья —базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинаетсяпроцесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей.Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее,чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, отсоциального климата в современной семье, духовного и физического становления вней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития исоциализации ребенка [2, с. 53].
Работа ссемьей сложная и многогранная. Здесь одновременно и в разных объемах идетобщение с различными людьми, которых связывает определенная системавзаимоотношений и взаимодействий. Работа с семьёй связана с рядом этическихособенностей деятельности социального педагога, отражающихся в профессиональныхи личностных качествах, а также, с принципами и со специфическими средствамиделикатной работы, поэтому можно сказать, что социально-педагогической работенельзя научить, социального педагога надо взрастить.
Семейныйсоциальный педагог— новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника вовзаимодействии личности, семьи, общества, призванный способствовать созданиюпедагогически целесообразного уклада жизни и повышению психолого-педагогическойкультуры семьи, при этом минимизируя свое вмешательство и обеспечиваясоциально-педагогическую защиту семьи и ребенка.
Здесьречь идет о таком специалисте, который сочетает в себе две функции: социальногоработника и социального педагога. Его деятельность способствует повышениюпедагогического потенциала микросоциума, оказывает содействие саморазвитиюличности, направлена на оказание социально-педагогической помощи и поддержкисемье и ребенку [3, с. 74 – 75 ].
2Основные социально-педагогические направления в работе с семьёй
2.1 Методикаработы социального педагога с различными категориями семей
Всовременной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальнойподдержки может стать семья любого типа. К примеру, типология семьи по еефункциональной состоятельности, или учитывающая специфику десоциализирующего влияния,оказываемого семьей на своих членов, или типология семьи по типу воспитательныхошибок, а также типология, в основе которой способность семьи решитьвозникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы.
Традиционнымикатегориями семей, с которыми работает социальный педагог, являютсямалообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи.
Малообеспеченныесемьи. Семья,среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленногов соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеетправо на получение государственной социальной помощи.
Косновным направлениям работы социального педагога с малоимущими семьями можноотнести:
– выявление такого рода семей,наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитаниядетей и внутрисемейных отношений (этот пункт можно отнести ко всем трёмкатегориям семей);
– оказание юридической помощи:отстаивание интересов малоимущих и членов их семей, помощь в предоставлении различныхконсультационных услуг, защита прав малоимущих и т.п.;
– направление в случае необходимости вслужбу психологической помощи;
– организацию досуга и отдыха детей изданной категории семей совместно с профсоюзными организациями и администрациейпредприятий и организаций, находящихся на данной территории;
– оказание помощи в трудоустройстве;содействие в создании клубов, кружков, центров и т.п. для профессиональногообучения или переобучения;
– трудоустройство несовершеннолетних;
– помощь в создании ассоциаций,объединений, групп самопомощи; оказание содействия в организации общения с ужесуществующими группами, отдельными лицами и т.п.;
– помощь в организации различных курсов,кружков и школ;
Семьибезработных граждан. Безработнымипризнаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка(дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу иготовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня ихрегистрации в целях поиска подходящей работы. Основные направлениясоциально-педагогической работы с семьями безработных:
– выявлениеосновных проблем, проектирование направлений помощи, которая может быть предложенав каждом конкретном случае;
– оказаниепосильной организационно-юридической помощи
– обеспечениепсихологической помощи нуждающимся безработным и членам их семей;
– организациядосуга и отдыха детей;
– содействие самомубезработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;
– стимулированиесоздания групп самопомощи;
– помощь в созданииразличных курсов, кружков и т.п., в том числе частных, целью которых будетобучение и переобучение как занятых работников, так и безработных; привлечениек занятию в подобных объединениях людей, которые недавно были безработными, нов настоящее время имеют работу, для оказания поддержки безработным;
– помощь вполучении материальной помощи различного вида;
– информационные иорганизационно-посреднические услуги;
– социальныйпатронаж детей «группы риска» из семей безработных граждан, обследование данныхсемей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получениядополнительной социальной помощи и льгот и т.д.
Многодетныесемьи. Под многодетнойсемьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. К основным направлениямработы социального педагога с многодетными семьями относятся следующие:
– определение с помощью различныхисточников основных проблем и потребностей семьи;
– установление основных нормативов воказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд ипотребностей семьи в целом и каждого ее члена;
– помощь в получении различных пособий,льгот, предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующихдля многодетных семей;
– помощь в обеспечении и повышениидоходов;
– решение проблем женщины, в том числеэмоционально-психологических;
– консультирование, педагогическаяпомощь;
– социальный патронаж детей, контрольуспеваемости и межличностных отношений;
– контроль использования выделенныхдетям денег в случае необходимости;
– наблюдение за состоянием здоровьячленов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов вспециализированные учреждения, направление детей и родителей из конфликтныхсемей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейныхотношений, предупреждения новых конфликтов и т.п.;
– организация благотворительных акций впользу многодетных семей;
– периодическая проверка предоставленияразличных установленных видов помощи;
– стимулирование деятельноститерриториальных ассоциаций многодетных семей и т. п. [4, с. 168 – 175]
2.2 Методикасоциально-педагогического семейного консультирования
Семейноеконсультирование представляет собой оказание социально-педагогическойконсультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми идетьми в семье. В данном случае супружеские проблемы и психология семейныхвзаимоотношений не являются предметом анализа.
Предметомсоциально-педагогического консультирования являются:
— всфере жизнеобеспечения: трудоустройство,оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризиснойситуации и т.п.;
— всфере организации быта: обеспечениенеобходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция,привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организациясвободного времени, надзора за ребенком и т.п.;
— всфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей ивзрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическаяпомощь детям и т.п.;
— всфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устоисемьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;
— всфере воспитания детей: решениепроблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегосяповедения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической,юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность,несостоятельность и т.п.;
— всфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивныхсоциальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизациидетско-родительских и супружеских отношений [5, с. 28 – 39].
Вотличие от индивидуального консультирования, при семейном консультированиисоциальный педагог работает либо с семьей в целом, либо выстраиваетконсультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультированияотдельных членов семьи до проведения совместной встречи.
2.3 Методикасоциального патронажа и надзора
Социальныйпатронаж — форма наиболее плотноговзаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часовв день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий.Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретныхусловий он может продолжаться 4 — 9 месяцев. Социальный педагог одновременнопатронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут бытьсемьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживаетдоброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этихсемей. Работа социального педагога с семьями начинается с выявлениядисфункциональных семей.
Можновыделить следующие этапы работы социального педагога с семьей в рамкахпатронажа.
1-йэтап. Знакомство. Договор с семьей. Работа с семьей начинается с заключениядвухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лицесоциального педагога.
2-йэтап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
3-йэтап. Сбор информации о семье. На основе информации он формирует отношения ссемьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.
4-йэтап. Анализ информации о семье. Анализ информации о семье социальный педагогосуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи инаиболее эффективные способы взаимодействия с ней.
5-йэтап. Выведение семьи из социальной изоляции. Одновременно социальный педагог исемья совместно вырабатывают план ближайшего этапа, который содержит конкретныешаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления..
6-йэтап. Выход из семьи [4, с 175 – 179].
Поокончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Картуизменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажаи установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Онпродолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает наоздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.
Описанныеэтапы присутствуют в работе с каждой семьей. Границы выделяемых этапов условны.Так, например, первый этап может начинаться с поступления информации о семье изавершаться подписанием договора с семьей. Второй — берет начало в недрахпервого, а усилия по поддержанию мотивации семьи к изменению ситуации могутбыть востребованы на разных сроках работы с ней. Третий этап — сбор информациио семье — начинается с поступления первых сведений о семье, наиболее актуален вначале интенсивной работы с ней, а завершается только с выходом из семьи.
Вдеятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы,как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор— это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальныхорганов, в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми илииными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующихсоциальных объектов и лиц. Неофициальный социальный контроль представляет собойне что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса засоблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых насебя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагаетактивных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.
Объектомсоциального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний,официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполненияконкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил иусловий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социальногообслуживания, попечительства и перевоспитания. Это — дома-интернаты, детскиедома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовыеколонии [6].
Особуюзначимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семейи лиц «группы риска» и девиантного поведения.
В данномслучае возникает крайняя необходимость объединения усилий официального инеофициального надзора, чтобы, используя все доступные и приемлемые формыработы с ними, помочь им избавиться от свойственных им пороков. При этомобъектом повышенного внимания остается соблюдение членами семьи общепринятыхморально-нравственных норм, обычаев и традиций.
Заключение
Целью контрольной работы являлся анализ методикисоциально-педагогической работы с семьёй. Анализ результатов позволяет сделатьследующие выводы:
1)Изучение показало, что семьёй можно назвать основанную на браке и/или кровномродстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием иведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями поотношению друг к другу. А про определение «семейный социальный педагог» следуетсказать, что это— тип воспитателя, исполняющего роль посредникаво взаимодействии личности, семьи, общества, его обязанность — обеспечиватьсоциально-педагогическую защиту семьи и ребенка.
2) Входе работы удалось установить, что существуют три традиционные категориисемей, с которыми работает социальный педагог, это малообеспеченные семьи,семьи безработных, многодетные семьи. К каждой категории требуется свойиндивидуальный подход, хотя некоторые из пунктов применяются одинаково для всехкатегорий, например такие как: выявление такого рода семей, наблюдение за ними,изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей ивнутрисемейных отношений.
3)Установлено, что семейное консультирование представляет собой оказаниесоциально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах,конфликтах между взрослыми и детьми в семье. Оно может проводится по различнымнаправлениям, таким как: организации быта, семейное здоровье, духовное иморальное здоровье, воспитание детей и т.д. также выявлено, что социальныйпатронаж — это форма плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагогнаходится в ее распоряжении круглые сутки, входит в курс происходящего в семье,оказывая влияние на суть событий.
Теоретическая значимостьисследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщенияспособствуют более глубокому пониманию методики социально-педагогической работы с семьёй.
Списокиспользованных источников:
1 Справочное пособие по социальнойработе / Л.С. Алексеева, ТЗЗ П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1997. — 168 с.
2 Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб.пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — М.: Флинта: МПСИ,2009. — 384 с.
3 Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьии детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Лодкина. — 3-еизд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
4 Шакурова М.В. Методика и технологияработы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. —272 с.
5 Железнова А.К. Реабилитациянеблагополучной семьи методом социального патронажа // Вестник психосоциальнойи коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. — № 4.
6 Социальный надзор. URL: //http: admblag.ru/press/publishing/violence_in_family_as_social_problem…