Методологические основы бюджетного планирования и прогнозирования на примере бюджета города Кали

–PAGE_BREAK–1.3 Методы бюджетного прогнозирования
Бюджетное прогнозирование — обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний [13].

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.

К методам бюджетного прогнозирования можно отнести:

–        метод экспертных оценок;

–        метод экстраполяции;

–        метод исторических аналогий.

Методы экспертных оценок

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили методы интервью, аналитический, написания сценария.

Метод интервью предполагает беседу прогнозиста с экспертом по схеме вопрос — ответ, в процессе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

Аналитический метод предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в виде докладной записки.

Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки. Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами. В современных условиях используется математико-статистический инструментарий для обработки результатов опроса экспертов.

Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данного объекта. Количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 150 человек в зависимости от сложности объекта. Определяется цель прогноза, разрабатываются вопросы для экспертов. При проведении опроса необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов и независимость суждений экспертов. После опроса осуществляется обработка материалов, полученных в результате коллективной экспертной оценки. Окончательная оценка может определяться как среднее суждение или как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов [11, с. 212].

Методы экстраполяции

В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее.

Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная экстраполяция базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной экстраполяции фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.

Методы экстраполяции являются наиболее распространенными и проработанными. Основу экстраполяционных методов составляет изучение эмпирических рядов. Эмпирический ряд — это множество наблюдений, полученных последовательно во времени.

В экономическом прогнозировании широко применяется метод математической экстраполяции, в математическом смысле означающий распространение закона изменения функции из области ее наблюдения на область, лежащую вне отрезка наблюдения [11, с. 212].

Метод исторических аналогий

Методы исторических аналогий следует использовать при прогнозировании развития новых объектов и процессов, по которым нет ретроспективной информации. Суть метода заключается в выборе объекта-аналога для объекта прогнозирования, который в своем развитии опережает объект прогнозирования. Прогноз будет заключаться в сопоставлении, имеющейся информации по объекту-аналогу со специфическими особенностями объекта прогнозирования, на основании этого делается заключение о развитии объекта прогнозирования в будущем. Однако, несмотря на всю привлекательность, данный метод имеет целый ряд ограничений и сложностей в процессе применения. Во-первых, следует очень внимательно и тщательно подходит к подбору объектов-аналогов. Во-вторых, следует учитывать все специфические особенности объекта прогнозирования, а также действия внешних факторов.

Итак, под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта. К числу наиболее распространенных методов бюджетного прогнозирования относят: метод экспертных оценок, метод экстраполяции; метод исторических аналогий [11, с. 211].

2.Планирование бюджета муниципального образования – города Калининград
2.1 Экономическая характеристика города Калининград
Экономика Калининградской области характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации – в регионе не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.

Динамика валового регионального продукта Калининградской области за последние несколько лет, предшествовавших мировому финансово-экономическому кризису, свидетельствует о высоких темпах роста экономики региона, значительно опережающих темпы роста экономики по России в целом.
Таблица 2.1.Динамика ВРП Калининградской области и ВВП России в 2002-2009 гг. в сопоставимых ценах, в процентах (%) к предыдущему году

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

ВРП Калининградской области

109,5

109,3

112,6

103,6

127,6

119,9

109,9

86,6

ВВП по России

104,7

107,3

107,2

106,4

107,4

108,1

105,6

91,5

Анализ доходов бюджета за 2009 год

Бюджет городского округа на 2009 год утвержден решением окружного Совета депутатов Калининграда от 12.12.2008 г. № 411 по доходам в сумме 7944,3 млн. руб. (Приложение 1), в том числе:

–        налоговым и неналоговым доходам в сумме 5130,7 млн. руб.;

–        финансовой помощи из областного бюджета в сумме 1632,9 млн. руб.;

–        доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности в сумме 1180,7 млн. руб.

Бюджет города по доходам исполнен в сумме 10271 млн. руб. или на 129,3% к утвержденному плану и на 94,8% к уточненным плановым назначениям (10836,3 млн. руб.), в том числе по налоговым и неналоговым доходам – 5582,8 млн. руб.(98% уточненного плана), финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня – 3350,8 млн. руб. .(88,4%), безвозмездным поступлениям от государственных организаций – 10,5 млн. руб. .(100%), прочим безвозмездным поступлениям – 6,6 млн. руб. (183,3%), доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 1320,2 млн. руб. (98,9%).

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года общий объем доходов городского бюджета увеличился на 0,7%. Налоговые и неналоговые доходы составили 54,4% от общей суммы доходов бюджета за отчетный период.

В связи с изменением межбюджетных отношений и значительным снижением доходов, получаемых в виде арендной платы за землю и муниципальное имущество, удельный вес налоговых доходов в отчетном периоде вырос по сравнению с 2007 годом на 2,6%, вместе с тем соответственно уменьшилась доля неналоговых доходов.

В структуре доходной части бюджета наибольший удельный вес занимают налоги на совокупный доход – 34,2%, налог на доходы физических лиц – 33,9%, доходы, получаемые в виде арендной платы за землю – 9,3%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 10,0%.

Анализ расходов бюджета за 2009 год

Бюджет городского округа по расходам за 2009 год исполнен в сумме 11060,5 млн. руб., т.е. на 92% к уточненному и на 130,9% к утвержденному годовому плану (Приложение 1). За отчетный период расходы бюджета уточнялись на сумму 3573,8 млн. руб. в том числе:

1) за счет остатков бюджетных средств, сложившихся по состоянию на 01.01.2003 года — на 687,6 млн. руб.,

2) за счет дополнительно полученных средств областного и федерального бюджета – 2179,9 млн. руб.;

3) за счет дополнительно полученных доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями на сумму 153,7 млн. руб.;

4) за счет средств Фонда социального страхования на проведение летней и осенней оздоровительной компании — 10,5 млн. руб.;

5) за счет средств полученных от сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений – 3,9 млн. руб.;

6) за счет увеличения доходной части бюджета – 538,2 млн. руб.

Финансирование расходов в отчетном периоде производилось в рамках утвержденного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью и сметами расходов получателей средств по казначейской системе исполнения бюджета.

Расходы городского бюджета осуществлялись в структуре классификации операций сектора государственного управления, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, с учетом дополнительных кодов в пределах годовых лимитов бюджетных обязательств.

За 2009 год кассовое исполнение расходов составило 11060,5 млн. руб. Для обеспечения жизнедеятельности муниципалитета в отчетном периоде средств затрачено на 1011,6 млн. руб., или на 10,1% больше, чем за 2008 год. Расходы произведены:

–              за счет собственных доходов бюджета — 52,3% ;

–              средств федерального и областного бюджета–32,4%,

–              дополнительного источника финансирования – арендной платы от имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений–0,4%,

–              платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями –11,6% ;

–              средств Фонда социального страхования на проведение оздоровительной компании (летней и осенней) – 0,1%;

–              кредитов банков –2,7%;

–              кредита из областного бюджета –0,5%.

В структуре расходов наибольший удельный вес занимают отрасли «Образование» — 31,2 % всех расходов, «Жилищно-коммунальное хозяйство» — 27,4 %, «Здравоохранение и спорт»- 14,5 %, «Социальная политика» -9,0 %.

Анализ дефицита бюджета

Дефицит бюджета за отчетный год сложился в размере 789,5млн. рублей.

На покрытие дефицита бюджета и погашение муниципального долга в отчетном году привлекались заемные средства в сумме 353,2 млн. руб., остатки средств на счете бюджета городского округа – 436,3 млн. руб.

За 2009 год городским округом «Город Калининград» исполнены долговые обязательства по кредитам коммерческих банков в сумме 630 млн. руб.

Таким образом, доходы бюджета города Калининград за 2009 год составили 10,3 млрд.руб, что превышает утвержденный план на 29,3% и меньше уточненного плана на 5,2%Стоит отметить, что объем доходов 2009 года увеличился на 0,7% по сравнению с 2008 годом. Расходы же бюджета составили 11 млрд.руб, что выше на 30% утвержденного плана. Дефицит бюджета за 2009 год составил 789 млн.руб., на покрытие которого привлекались заемные средства.
2.2 Планирование бюджета города Калининград программно-целевым методом
Планирование расходов бюджета города Калининград происходит программно-целевым методом. Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ. Следует отметить, что суммы, определенные в программе далеко не всегда совпадают с теми, что закладываются в законе о бюджете на определенный год. В основе финансирования программ лежит сметный подход, который определяет в рамках функциональной классификации расходы на конкретную программу [9, с. 6].

В 2009 году решением Калининградской городской Думы от 16 декабря 2009 г. № 325 “О бюджете городского округа «Город Калининград» на 2010 год и на плановый период до 2011 и 2012 годов” было предусмотрено финансирование 14 муниципальных целевых программ – 8 долгосрочных и 6 ведомственных.

В составе расходов на 2010 год в бюджете города Калининград на финансирование долгосрочных целевых программ предусмотрено немногим менее 940 млн.руб. что составляет 11% расходов бюджета города Калининград в 2010 году.

Таблица 2.2.Финансирование долгосрочных целевых программ города Калининград на 2010-2012 гг.(тыс. руб.)

Муниципальные программы

2010 год

2011 год

2012 год

1

ДЦП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Калининграде на 2009-2011 г.г.»

35340,0

47120,0

2

ДЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах»

30000,0

30000,0

46700,0

3

ДЦП «Обеспечение жильем молодых семей в городе Калининграде» на 2009-2011 годы

36900,0

20800,0

4

ДЦП «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов городского округа «Город Калининград» в 2009-2011 гг.»

179650,0

153448,0

5

ДЦП «Развитие первичной медико-санитарной помощи в городе Калининграда на период 2009-2012 годы»

42908,0

82833

93110,0

6

ДЦП «Развитие системы образования Калининграда на 2009-2011 гг.»

111750,0

98327,9

7

ДЦП «Развитие коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Калининград» на 2009-2014 годы»

377019,2

278548,4

173146,4

8

ДЦП «Реконструкция Калининградского зоопарка на 2009-2011 годы»

126264,0

Итого:

939831,2

711077,3

312956,4

Проанализировав долгосрочные целевые программы города Калининград, принятые в 2009 году, можно увидеть, что большая часть программ направлена на улучшение жилищных условий населения города. Расходы на финансирование данных программ в 2010 году составят 628909,2 тыс.руб.

Наибольшая сумма финансирования в составе долгосрочных целевых программ города Калининград в 2010 году утверждена на ДЦП «Развитие коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Калининград» на 2009-2014 годы» в размере 377019,2 тыс.руб., что составляет 40% от общей суммы финансирования долгосрочных целевых программ, предусмотренных в 2010 году. Что является основой для планирования суммы расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в бюджете города Калининград, общая величина которых в 2010 году планировалась в размере более 1,7 млрд. руб. (Приложение 1). Общий объем финансирования в рамках реализации программы составляет 8902078,4 руб., из них:

–                   федерального бюджета -80,3%;

–                   областного бюджета – 4,1%;

–                   бюджета городского округа – 15,5%.

Основными проблемами в сфере развития территории городского округа «Город Калининград» является: наличие земельных участков, не обустроенных коммунальной инфраструктурой; превышение нормативных сроков эксплуатации инженерных коммуникаций; снижение надежности и устойчивости инженерных систем жизнеобеспечения населения; ограниченные возможности для наращивания объемов жилищного строительства; наличие улиц, не обеспеченных централизованным газоснабжением. Эффект от реализации программы имеет социальную направленность. Улучшатся условия проживания населения и внешний облик города Калининграда. Повысится эффективность и надежность обеспечения территорий застроек и существующих жилых кварталов коммунальными ресурсами, увеличится надежность функционирования систем коммунальной инфраструктуры, что снизит потери коммунальных ресурсов при производстве и транспортировке. Надежность работы коммунальной инфраструктуры позволит сэкономить средства организаций коммунального комплекса, уменьшить потребление ресурсов и улучшить экологическую обстановку на территории города Калининграда.

Стоит отметить финансирование на долгосрочную целевую программу «Развитие системы образования Калининграда на 2009-2011 гг.». Расходы на проведение данной программы в 2010 году планируются в размере 111 750 тыс. руб.(за счет средств городского бюджета). Расходы на проведение данной программы повлияли на планирование общей суммы расходов на образование, величина которых в 2010 году составит более 3 млрд. руб. Обоснованием для разработки настоящей Программы являются концепция модернизации российского образования, приоритетный национальный проект «Образование», комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009-2012 годы и плановый период до 2020 года. Реализация этих документов направлена на обеспечение гражданам общедоступного, качественного образования, повышение эффективности вкладываемых в развитие отрасли финансовых и материальных средств, переход на более активное участие общественности в разработке механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования.

Финансирование программы в 2010 году осуществляется за счет:

–                   федерального бюджета – 81,4 %;

–                   областного бюджета — 2,2 %;

–                   бюджета городского округа – 16,3 %.

На 2010 год и плановый период 2011-2012 гг. в городе Калининград помимо долгосрочных целевых программ разработаны и ведомственные.

Ведомственные целевые программы направлены на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета. Они базируются на системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования и отражаются в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

Сумма расходов, предусмотренных в бюджете города Калининград, на финансирование ведомственных целевых программ в 2010 году составляет более 140 млн. руб.
Таблица 2.3.Финансирование ведомственных целевых программ города Калининград на 2010-2012 гг. (тыс. руб.)

Муниципальные программы

2010 год

2011 год

2012 год

1

ВЦП «Обеспечение пожарной безопасности муниципальных учреждений образования и молодежной сферы Калининграда»

90000,0

2

ВЦП «Программа природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа «Город Калининград» на 2009 год»

1764,3

3

ВЦП Модернизация сетей наружного освещения города Калининграда «Светлый город»

32793,0

33706,0

34000,0

4

ВЦП «Благоустройство дворовых территорий на 2009-2011 годы «Мой двор»

15430,0

11912,0

5

ВЦП «Развитие Калининградской централизованной библиотечной системы» на 2009-2011 годы

1700,0

9225,0

6

ВЦП «Молодежь Калининграда»

2065,0

2069,0

3000,0

Итого

143752,3

56912,0

37000,0

Проанализировав состав ведомственных целевых программ города Калининград, принятых в 2009 году, следует отметить, что наибольший объем финансирования предназначен для программы «Обеспечение пожарной безопасности муниципальных учреждений образования и молодежной сферы Калининграда» в размере 90 млн.руб., что составляет более 60% от общей суммы финансирования всех ведомственных целевых программ в 2010 году. Обоснованием для разработки данной программы являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный Закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которым с мая 2008 г. введены новые общие принципы, требования и критерии оценки обеспечения пожарной безопасности. К основным задачам программы можно отнести — совершенствование организации и проведение профилактических мероприятий по пожарной безопасности; создание условий для выполнения нормативных требований пожарной безопасности в муниципальных учреждениях образования и молодежной сферы.

В связи с тем, что существует проблема с загрязнением окружающей среды в городе, администрацией была принята ведомственная целевая программа «Программа природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа «Город Калининград» на 2009 год». Предлагаемая программа направлена на обеспечение реализации государственной и региональной политики в области охраны окружающей среды и создания благоприятной среды обитания для населения города и является логическим продолжением «Программы природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа „Город Калининград“ на 2009 год». Комплекс разрабатываемых программных мероприятий позволит поэтапно снижать негативное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, что приведет к улучшению экологической ситуации на территории городского округа. Финансирование данной программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград» — 2010 г. — 1764,3 тыс. руб. Что составляет 11,5% от общей суммы расходов на охрану окружающей среды (15439,3 тыс.руб.), предусмотренных в бюджете города на 2010 год (Приложение 1). Решение проблемы программным методом дает возможность более эффективно использовать средства, полученные за негативное воздействие на окружающую среду, в целях улучшения экологической обстановки и поэтапного выхода на нормативный уровень показателей, характеризующих состояние окружающей среды.

Стоит отметить, что с целью благоустройства города Калининград разработаны 2 ведомственные программы «Модернизация сетей наружного освещения города Калининграда «Светлый город» и «Благоустройство дворовых территорий на 2009-2011 годы «Мой двор».

ВЦП Модернизация сетей наружного освещения города Калининграда «Светлый город» разработана в связи с тем, что большинство сетей г. Калининграда введено в эксплуатацию в 1960-1970 годах прошлого столетия и не соответствует технологическим и функциональным требованиям. И в связи со значительным износом основных средств не может быть обеспечена безопасность работы сетей города. К задачам данной программы относятся – обеспечение освещением внутриквартальных улиц, проездов и дворовых территорий на 62 объектах; обеспечение освещением территорий объектов социальной сферы: школ, детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения и т. п. на 63 объектах; обеспечение освещением территорий 6 поселков; повышение комфортности проживания; повышение безопасности дорожного движения. Объем средств, предусмотренных для финансирования данной программы в 2010 году составляет 32,8 млн.руб. Что безусловно повлияло на формирование расходов бюджета города Калининград на 2010 год, в частности расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.

Ведомственная целевая программа «Молодежь Калининграда» разработана в связи с тем, что в современных условиях резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. 26% от общей численности жителей города Калининграда (113169 человек) — это граждане в возрасте от 14 до 30 лет. С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих социальное состояние в молодежной среде: размываются ценностные и морально-нравственные ориентиры как естественный процесс разрушения механизма передачи социального опыта и целей общественного развития; снижается физическая и психическая дееспособность молодежи. С другой стороны, определенная часть молодежи обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы, инноваций и наиболее восприимчива к ним. Комплекс основных мероприятий по реализации программы направлен на поэтапное решение проблем, являющихся основными факторами в развитии отрасли «Молодежная политика». Основные принципы данной программы позволяют сосредоточить внимание и усилия ее исполнителей на отдельных, четко определенных приоритетных направлениях и задачах, соответствующих общей ситуации развития муниципальной молодежной политики, а также направить на их решение основные ресурсы. К задачам ВЦП «Молодежь Калининграда» относятся — создание условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, популяризации в молодежной среде здорового образа жизни; осуществление поддержки социально значимых молодежных проектов, инициатив, программ в области досуга, занятости, здоровья, спорта, общественной жизни; содействие инфраструктурному, ресурсному и информационному обеспечению субъектов молодежной политики. Объем финансирования данной программы составляет 7134 тыс. руб., в том числе по годам: 2010 г. — 2065 тыс. руб, 2011 г. — 2069 тыс. руб, 2012 г. — 3000 тыс. руб. Величина расходов на реализацию программы«Молодежь Калининграда» безусловно повлияла на формирование расходов бюджета города по статье «социальная политика», величина которой в 2010 году составила более 347 млн.руб.

Итак, можно сделать вывод, что областные целевые программы представляют собой комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение проблем экономического, экологического, социального и культурного развития города Калининград. Программы, реализуемые в настоящее время на территории Калининграда отражают приоритеты политики в конкретных сферах деятельности администрации области. В целом программно-целевой подход к решению социально-экономических проблем себя оправдывает. Однако уровень структурированности большинства из действующих программ и уровень адекватности используемых в них контрольных показателей нуждается в серьезном улучшении.

    продолжение
–PAGE_BREAK–