В построениии объяснении истории психологии можно вычленить три основных методологическихподхода, присутствие и влияние которых является наиболее значимым ипродуктивным для современной психологии. Это — культурологический,философско-ориентированный и конкретно-научный подходы.
Каждыйиз подходов предлагает: 1) основной объяснительный принцип историческогопроцесса; 2) интерпретацию основных закономерностей развертывания историческогопроцесса; 3) описание основных механизмов, обеспечивающих динамику явлений висторическом процессе.
Врамках культурологического подхода историогенез психологической наукирассматривается в соответствии с динамикой и развитием человеческой культуры ицивилизации в целом. Предполагается, что в до-научный период своей истории психологическаямысль формировалась и развертывалась внутри других слагаемых культуры — искусства, религии, политики, социальной практики и т.д. В свою очередь, внаучный период своей истории психология становится способной опосредоватьдинамику элементов культуры «из себя», изнутри системы своих объяснительныхмоделей человека и мира.
Внутрикультурологического подхода применяются вариативные объяснительные моделиисторического процесса, где в качестве ведущего объяснительного принципаизбираются, например:
а)принцип диалектики основных типов (или форм) творчества — В.Вундт,В.Виндельбанд, В.А.Роменец.
б)поступковый принцип в истории психологии — В.А.Роменец.
в)принцип «дискурса» или «функционального стиля» — Степанов Ю.С.
Ключевыепонятия: поле причинности; функции причинности; предметные области (или сферы)выявления причинно-следственных связей; дискурс (логико-лингвистическиеусловия).
Философско-ориентированныйподход предполагает в основу исторического исследования помещает философскуюобъяснительную теорию исторического процесса (истории в целом) и, отталкиваясьот нее, интерпретирует исторические факты и события. Примерами объяснительныхпринципов, применяемых внутри данного подхода, являются:
а)принцип «качественного состояния эпохи» — Н.А. Бердяев;
б)принцип «осевого времени» в истории — К.Ясперс.
Третийподход — конкретно-научный — предполагает рассматривать историогенезпсихологической науки исходя из ее собственной динамики, из логики развития ееключевых компонентов. Его основатель М.Г.Ярошевский предлагает несколькообъяснительных принципов динамики историогенеза психологической науки,объединяя их в единую объяснительную модель:
а)принцип «исторической рефлексии»;
б)принцип динамики категориальной структуры психологической науки;
в) принципдетерминизма как ключевой момент в становлении научной картины психическойжизни.
Длясовременной психологии актуальным и перспективным является синтезированиеимеющихся объяснительных моделей, принципов, подходов, что можно наблюдать вразличных отраслях психологической науки. Создаваемые новые модели и методытакже все более приближаются к уровню синтезированных — построенных «напересечении» областей научного знания, отраслей науки, самостоятельныхобъяснительных теорий.
Вистории психологии синтезирование названных подходов — культурологического,философско-ориентированного и конкретно-научного — может обусловить созданиекачественно новых моделей историогенеза психологической мысли, ее периодизации,основных движущих сил развития научного знания, что позволит все с большейуверенностью говорить об истории психологии не только как о «сводеретроспективных знаний», но и «своде перспективных воззрений», приоткрывающихсубъекту познания «сегодняшнего» элементы не только «прошлого», но прогнозируемого«будущего».
Список литературы
И.П.Маноха. Методологические подходы к построению и объяснению истории психологии:перспективы содержательного синтеза.