Методология. Основные методологические принципы

Контрольная работа
На тему: «Методология. Основныеметодологические принципы»

Введение
Любаянаука, в том числе и педагогика, может развиваться только в том случае, еслиона будет пополняться все новыми и новыми фактами, в свою очередь для ихнакопления, интерпретаций, объяснения нужны научно-обоснованные исследования,которые зависят от совокупности теоретических принципов, которые получилиназвание методология. Методология дает характеристику компонентов научногоисследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупностиисследовательских средств, необходимых для их решения, а также формируетпредставление о последовательности движения исследователя в процессе решенияисследовательских задач. Методология реально воплощается в методологическихпринципах. А они в свою очередь дают практике научно обоснованные ориентиры иобщие критерии успешности. Вот почему одновременно с анализом понятияметодология нужно раскрыть основные методологические принципы.
Цельмоей работы:
1)        Анализ понятия методология
2)        Раскрытие основных методологическихпринципов
 

1.Анализ понятия методология
Некоторыеисследователи считают методологию учением о структуре, логической организации,методах и средствах теоретической деятельности, другие – о принципах ипроцедурах формирования и применения методов познания и преобразованиядействительности; третьи – о совокупности наиболее общих принципов решениясложных практических задач, о методах исследования; четвертые – о системепринципов и способов организации и построения теоретической и практическойдеятельности, а также учением об этой системе; пятые – об исходных (ключевых)положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогических исследований,шестые считают, что это – «система принципов и способов организации ипостроения теоретической и практической деятельности, а также учение об этойсистеме».
Известныйметодолог педагогики В.В. Краевский, обобщая достижения в этой области,указывает, что «методология педагогики есть система знаний об основаниях иструктуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добываниязнаний, отражающих педагогическую действительность, а также системадеятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов,оценке качества специально-научных педагогических исследований».
В.И. Загвязинскийсчитает, что педагогическая методология включает в себя: учение о структуре ифункциях педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;исходные, ключевые, фундаментальные социально-педагогические положения (теории,концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл; учение о способахиспользования добытых знаний для совершенствования практики; учение о логике иметодах социально-педагогического поиска.
Есть идругие определения методологии как учения о методе научного познания ипреобразования мира.
Всовременной литературе под методологией понимают, прежде всего, методологиюнаучного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способахнаучно-познавательной деятельности.
Перечислениеможно было бы продолжать и далее, однако нам представляется более важным нестолько фиксация различий в точках зрения на методологию, сколько поиск техсущественных качественных ее характеристик, которые сближают позиции разныхисследователей, позволяют достичь высокой степени согласованности в ееопределении, применить это определение к разработке методологии научногознания.
Этиопределения методологии не противоречат друг другу. Более того, они отражают процесспостепенного развития области методологической рефлексии, осознаниеисследователями собственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамкииндивидуального опыта. Исходя из этого, методологию педагогической наукиследует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическомпознании и преобразовании действительности.
Анализсоответствующей литературы позволяет сделать вывод о сближении взглядовразличных авторов на данную проблему, по крайней мере, в том, что касаетсяопределения сущности методологии педагогики: это – «учение о структуре,логической организации, методах и средствах педагогической деятельности вобласти теории и практики»
2.Основные методологические подходы в педагогике
Подход-этосовокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучениичего-нибудь, побуждении к чему-нибудь.
1. Системныйподход
Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваютсякак совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъектыпедагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы,формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязикомпонентов.
Системныйподход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности,прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; наизучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а чтопеременным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вкладаотдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого. Вэтом отношении он очень тесно связан с личностным подходом, который означаеториентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса наличность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Оннастоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной инравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании наестественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, созданиедля этого соответствующих условий.
2.Личностный подход
Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развитияи носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре.
Личностькак цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогическогопроцесса. Уникальность личности – ее интеллектуальная нравственная свобода,право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвитиязадатков и творческого потенциала личности.
Личностныйподход требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной инравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании наестественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности,создание для этого соответствующих условий.
3.Деятельностный подход
Сущность:деятельность – основа, средство и условиеразвития личности, это целесообразное преобразование модели окружающейдействительности.
Задачивоспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъектапознания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание,целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов исамоанализ (рефлексия).
А.Н. Леонтьев.«Для овладения достижениями человеческой культуры, – писал он, – каждое новоепоколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и нетождественную) той, которая стоит за этими достижениями». Вот почему, чтобыподготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разностороннейдеятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти видыдеятельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственномотношении жизнедеятельность.
Деятельностныйподход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения.Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности всамосовершенствовании рассматриваются неизолированно. Они развиваются только вусловиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога.Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляютсущность методологии гуманистической педагогики.
4.Индивидуальный подход
Это психолого–педагогическийпринцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учетаиндивидуальных особенностей каждого ребенка. В педагогической работе воспитатель(учитель)организует свою деятельность с учетом особенностей каждого воспитанника т. к.все дети разные, а значит и способности у них тоже разные.
Выделенныеметодологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:
1)        определить ее действительные проблемы испособы их разрешения;
2)        проанализировать всю суммуобразовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию);
3)        реализовать гуманистическую парадигмуобразования.

Заключение
Подводяитоги анализа понятия методологии, сделаем следующий вывод. Хотя и мнения поповоду определения понятия методология разняться, можно сказать, что подметодологией педагогики в общем смысле слова понимается теория о структуре,логической организации, методах и средствах познавательной (исследовательской)и преобразовательной (практической) педагогической деятельности, а такжедеятельность по получению и применению такого (методологического) знания.
Выделенныев ходе работы методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарногознания позволяют, во-первых, вычленить не мнимые, а действительные ее проблемыи тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения. Во-вторых,это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всюсовокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить ихиерархию. И, наконец, в-третьих, данные методологические принципы позволяютполучить объективные знания и уйти от ранее господствовавших педагогическихстереотипов.
Впроцессе этой работы я постаралась достигнуть тех целей, которые былипоставлены в начале моей работы. По моему мнению, я смогла достигнуть заданныхцелей.

Литература
 
1.Загвязинский В.И. и др. Методология и методы психолого-педагогическогоисследования. – М., 2001.
2.Смирнов В.И. Общая педагогика. – М., 2000.
3. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996.
4.Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 1998.
5.Сластенин М.Н. Методология и методика педагогических исследовании. – М.,1986.