Методы ценообразования 4

–PAGE_BREAK–
Методы ценообразования

Затратные методы ценообразования

Затратный подход к ценообразованию исторически самый старый и самый на первый взгляд надежный. Ведь в основе его лежит такая реальная категория, как затраты фирмы на производство и сбыт товара, — затраты, подтвержденные документами и бухгалтерией. Более того, в определенное мере авторитет этого подхода поддерживается самой экономической теорией, когда она рассматривает ценообразование с позиций необходимости для фирмы получить нормальный доход на все свои затраты, полностью и правильно распределенные между продуктами.

Затратный подход к ценообразованию – это метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и реализацию товара. [20, 41]

Все фирмы хотят определить такой уровень цен на свою продукцию в условиях рынка, которая бы являлась оптимальным балансом между покупателем, издержками фирмы при изготовлении данного товара. Поэтому цены базируются на формировании спроса, конкуренции, качества товара и т.п., а также на своих производственных, коммерческих, административных затратах, соответствующих определенной цене и измеряющихся в зависимости от конъюнктуры рынка. Для расчета цены в настоящее время все более широко применяются методы, основанные на определении полных издержек, ориентирующихся на прямые затраты и учитывающие совокупность всех рыночных условий, особенно условий быта. Суть таких методов состоит в суммировании всех издержек (переменных, постоянных) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить. Определение цены методом полных затрат просто и удобно, но имеет два больших недостатка. Во – первых, не принимается во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке. Из – за этого нельзя предугадать, будет ли пользоваться товар при данной цене спросом, будет ли продукция конкурентов лучше по качеству и т.д. Во – вторых, любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных накладных расходов, которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия. Но все – таки метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых претендентов. Также этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности. Более совершенным и более сложным по сравнению с методом полных затрат является многофакторный метод ценообразования, который учитывает целый комплекс условий, формирующих цену. Метод прямых затрат подразумевает установление цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки. При этом постоянные расходы не распределяются по отдельным товарам, а погашаются за счет разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Такую разницу называют маржинальной прибылью (добавленной). Функция издержек заключается в установлении нижней границы для первоначальной цены на продукт, хотя ценность этого продукта для потребителя определяется высшей границей установления цены на него. В действительности переменные издержки могут при определенных условиях выступать в качестве нижней границы цены.

Наиболее полно преимущества использования методов ценообразования на основе сокращенных затрат проявляются при принятии управленческих решений (выгодность заказа и т.д.). Расчет цен на основе метода предельных издержек также основывается на себестоимости, но этот метод наиболее сложен. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги. Этот метод целесообразно применять, если есть гарантия продажи товара по более высокой цене, чтобы покрыть накладные расходы. Также к методам ценообразования на основе издержек производства можно отнести анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли. Каждая фирма стремится установить цену на свой товар на таком уровне, который обеспечивал бы получение желаемого объекта прибыли. Метод учета рентабельности инвестиций также относится к группе метода на основе издержек. Суть этого метода заключается в оценке полных затрат при разнообразных программах производства товара и определения объема его выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующее капиталовложение. Это единственный метод, который учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Метод этот можно использовать при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой, но у этого метода также присутствует недостаток – использование процентных ставок, которые в условиях инфляции неопределенны во времени. Все эти методы на базе издержек определяют можно ли выходить с данным товаром на рынок или нет. Кроме того, практикуется ценообразование на основе установления престижных цен. Примерами товаров такого рода могут являться драгоценности, норковая шуба, черная икра и т.д. Если товары такого типа будут продаваться по низким ценам, они станут легкодоступными и потеряют свою привлекательность для рынка престижных покупателей. Поэтому даже с увеличением объема продаж цены понижаться не будут. В отношении подобных товаров целесообразно устанавливать более высокий уровень цен.

Интересен состязательный метод определения цен, который используется на центральных оптовых рынках, товарных рынках и т.д. Бывает двух видов: увеличительный метод ведения аукциона (называется минимальная цена, после чего идет ее повышение, а товар достается тому, кто предложит самую высокую цену), уменьшительный метод ведения аукциона (называется максимальная цена, если покупатель по такой цене не находится, то идет снижение цены). В данном случае товар получит покупатель, который первым принимает цену продавца, т.е. соглашается с наиболее высокой ценой по сравнению с ценами, предложенными другими участниками аукциона.

Затратный подход к ценообразованию – это метод, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и реализацию товаров. На самом деле этот подход имеет свои недостатки. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая собственно и должна быть основой цены при этом подходе невозможно определить до того, как цена будет установлена. При рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и, соответственно, возможный масштаб производства. Отказ от затратного ценообразования дается не так легко, так как требуется определить позицию фирмы по вопросу о цене до начала инвестирования в производство новой продукции. Серьезным недостатком затратного ценообразования является установление слишком высоких цен на рынках с ухудшающейся конъюнктурой или, наоборот, слишком низких цен на рынках с растущим спросом.
Определение цены с ориентацией на спрос

Различие в подходах к определению цены обуславливается типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между спросом и ценой. Определяя спрос на свой товар, фирма обязана произвести его оценку при разных ценах. На величину спроса влияет потребность в товаре, отсутствие замены, платежеспособность покупателей, покупательские привычки и т.д.

Спрос по – разному реагирует на цену, степень его чувствительности к изменению цены определяется коэффициентом эластичности, который показывает на сколько процентов изменился спрос при изменении цены на 1%. Если спрос изменился в меньшей степени, чем цена, то такой спрос считается неэластичным, наоборот, спрос считается эластичным, если он изменяется в большей степени, чем меняется цена.

Существуют факторы, влияющие на спрос по цене. Во – первых, спрос на предметы первой необходимости будет менее эластичен при изменении цены, чем на продукцию не первой необходимости, так как чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на эти товары. Во –вторых, чем больше у товара заменителей и ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на эти продукты, так как при повышении цены потребители переходят к приобретению более дешевых товаров (заменителей). В – третьих, при эластичном спросе производителю выгодно снижать цену, так как это приводит к увеличению выручки. В – четвертых, при неэластичном спросе производителю, наоборот, выгодно увеличить цену, что приводит к росту выручки. В – пятых, чем более ограничен доступ к продукции, тем ниже эластичность спроса. Это характерно для ситуации дефицита на продукцию. В – шестых, чем более агрегирован товар, т.е. чем более он может объединяться с другими товарами, взаимодополняющими друг друга, тем ниже эластичность спроса. Доходы и их динамика не являются итоговыми показателями деятельности предприятия. Поэтому необходимо учитывать затраты до и после реализации решения и выходить на итоговый показатель – прибыль. В определении цены с ориентацией на спрос существует много положительных моментов, представляющих несомненный практический интерес:

— перекрестная эластичность дает возможность прогнозировать перемещения спроса с одних товаров на другие;

— сопоставление эластичности по цене конкурирующих товаров дает возможность выявить менее чувствительные из них к увеличению цены и обладающие более существенным рыночным потенциалом;

— для товаров, входящих в группу взаимодополняющих, сравнение эластичности спроса по цене позволяет определить сбалансированные цены на разные товары этой группы.

            Среди трудностей и проблем, ограничивающих реальную ценность определения эластичности спроса по цене, можно определить то, что эластичность измеряет поведение покупателей при приобретении товара в определенных условиях, стабильность которых трудно обеспечить. Изменение цены должно указываться с их воздействием на объем долгосрочной прибыли, а не только на объем продаж и доходы предприятия. Конечно, каждому предпринимателю хочется, чтобы рассчитываемая цена покрывала себестоимость и целевую прибыль, но если она была определена с игнорированием изменений и требований спроса, отражающего покупательную способность рынка, то данное обстоятельство нередко становится причиной срыва планов финансовой деятельности фирмы. Если дифференциация соответствующих товаров и услуг принимается покупателями, то оказывается возможным контролировать и регулировать цену продажи, определять ее на уровне, обеспечивающем получение максимально возможных прибылей для предприятия. [14, 57]
Определение цены с ориентацией на конкуренцию

Цена является объектом энергичной конкуренции. Ценообразование существенно отличается на разных типах рынков. Рынок чистой конкуренции состоит из продавцов и покупателей. Ни тот, ни другой не оказывает существенного влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не может запросит цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Также продавцы не могут запрашивать цену ниже рыночной, так как могут продать товар по существующей рыночной цене. На таком рынке продавцы обычно не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, политики цен, рекламы, стимулировании сбыта и прочих мероприятиях, так как их роль ограничена.

Рынок монополистической конкуренции, состоящий из большого количества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широкой гамме цен, весьма своеобразен. Существование большого диапазона цен говорит о способности продавца предложить покупателю разные варианты товаров. Покупатели обращают внимание на разницу в предложениях и готовы платить за товары разные цены. Чтобы потребитель обратил внимание на данный вид товара, продавец стремится разработать как можно больше вариантов предложения для отдельных потребительских сегментов. Обычно пользуются присвоением товару марочных названий, рекламой, методом личных продаж.

Рынок олигополистической конкуренции состоит из небольшого количества продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям. Небольшое количество продавцов говорит о том, что новым претендентам очень трудно проникнуть на данный рынок, так как каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов.

На рынке чистой монополии существует обычно один продавец. Таким продавцом может выступать государственная, частная организация. Государство может устанавливать цену на продукцию ниже ее себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не могут приобретать его за полную стоимость. Или, наоборот, цену специально завышают, чтобы сократить потребление данного товара. Все же фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Когда фирма занимает монопольную позицию на рынке, она может получить наибольшею прибыль, но в условиях формирования, развития, зрелости рынка появляются фирмы, активным образом внедряющиеся в него и, таким образом, развивающих конкуренцию за счет осуществления стратегии дифференциации и диверсификации. В таких условиях при формировании цены продажи эффективно учитывать конкурентное положение фирмы, ее продукции и всю конкурентную ситуацию на рынке. В таких случаях цену на продаваемые товары и услуги определяют с помощью анализа и сравнения возможностей товаров данной организации и товаров других организаций – конкурентов, а также через анализ и сравнение сложившихся на рынке цен. Значит, метод определения цены с такой ориентацией заключается в уточнении цены с учетом изменений конкурентной ситуации и положения определенной фирмы на рынке.

Изучая продукцию конкурентов, цену на предлагаемые ими товары и их качество, предприниматель должен объективно оценить позиции своего товара по отношению к товару конкурентов. От результатов такого анализа зависит, правильно ли будет принято им решение об установлении более высокой цены на товар по сравнению с конкурентами, или более низкой. В таком случае надо предусмотреть реакцию конкурентов на появление нового товара на рынке. Для получения сведений о качестве, цене конкурентной продукции организации поручают своим представителям совершить покупки и сравнить цены, товар между собой или сделать проще – произвести опрос потребителей. С такими знаниями фирма формирует собственное ценообразование. Чтобы не потерять сбыт, при аналогии ее товара с конкурентным фирма должна назначить цену, близкую к цене товара основного конкурента. Если ее товар по своему качеству будет ниже, чем у конкурента, то, следовательно, цена тоже будет ниже и наоборот, если качество производимого ей товара будет выше конкурентного, то цена тоже может быть выше. Таким образом, цена служит позиционированием фирмы на рынке относительно конкурентов.

Предприятие, учитывающее поведение своих конкурентов для определения цен, должно выбирать между различными величинами цен как варианты поведения. На цену, назначенную предприятием, конкуренты могут отреагировать приспособлением к ней, на что предприятие может ответить новой вариацией своей цены. Основной целью назначения цен состоит нахождение оптимальной последовательности, стратегии цен. Конкуренция не является статическим состоянием, напротив, она представляет динамический процесс. Поэтому проблема заключается в нахождении наибольшей цены, которая была бы меньше, чем цена, предложенная самым «дешевым» конкурентом.[18,54]

Также важное место в анализе занимает исследование нежелательных для конкурента ситуаций на рынке, которые могут возникнуть из – за проблем в ценообразовании. Для этого изучаются рыночные ситуации, являющиеся причинами экономических потерь (снижение объема продаж, прибыли и т.д.). Особое внимание уделяют рассмотрению возможных обстоятельств: завышение цены относительно основных конкурентов; ее занижение; изменение цены без учета изменений рынка; ценовая политика данного предприятия не привлекает потребителей, на которых ориентирован данный товар. При анализе возможной динамике цен конкурентов выявляют влияние доходов покупателей на сдвиги в ценовой политике конкурентов. Так как целью конкуренции является извлечение максимальной прибыли, а источником является доход потребителей, то получается, что борьба ведется именно за доходы потребителей. Часто оказывается так, что доход основных потребителей формирует цену и объем реализации продукции. Главным результатом анализа информации о ценах, полученных из разнообразных источников, является уменьшение непредвиденных  ситуаций в области ценовой политики конкурентов.

На основании вышеперечисленного можно сформулировать цели ценообразования с ориентацией на конкуренцию. Во – первых, выживаемость. Чтобы предприятие могло функционировать при острой конкуренции на рынке, оно устанавливает минимально возможные цены на свою продукцию, чтобы выжить. Во – вторых, получение максимальной прибыли в минимальные сроки, при этом не учитываются нужды потребителей, имидж самой фирмы и ее долгосрочные перспективы, т.е. на главном месте текущие заботы. В – третьих, лидерство по качеству товара. Здесь подразумевается, что товар данного предприятия является самым высококачественным из предлагаемых на рынке, а значит, цены на данную продукцию тоже будут высокими для покрытия издержек, затраченных на его производство. В – четвертых, лидерство по показателям доли рынка, т.е. цены на продукцию снижаются по максимуму, чтобы вытеснить часть конкурентов с рынка. В – пятых, поощрение интереса покупателей к предлагаемому товару и так далее. [14, 59 – 60]

В настоящее время монополии определяют ценовую политику в стране и являются главной угрозой экономического роста и проведения социально – экономических реформ. Создание конкурентной среды и конкурентного ценообразования – один из важнейших признаков формирования рыночной экономики. Этот процесс в экономике России происходит слишком медленно, с разной интенсивностью в различных отраслях и сферах. По существу можно вести речь лишь о начале создания в России конкурентного рынка. Рычагов контроля и государственного регулирования цен в России осталось очень мало. Не регулируются цены на нефтепродукты и уголь. Не имеется законодательных ограничений по норме рентабельности и естественных монополий. [12, 16]

 
Экономические методы определения цен

Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.

Параметрические методы ценообразования используются при расчете цены на аналогичную продукцию, т.е. продукцию, удовлетворяющую одинаковую потребность и идентичную по физико-химическому составу. Эти методы применяются, когда основные потребительные параметры аналогичной продукции поддаются четкому количественному определению. Такая продукция может быть описана параметрическим рядом (ряд станков разных марок в зависимости от показателя мощности, ряд полимерных материалов в зависимости от содержания основного вещества и т.п.). Применительно к продукции одного ряда основных параметров может быть несколько. Цена на каждый новый продукт ряда рассчитывается путем корректировки цены базового изделия этого ряда.

Если новая цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. В самом общем виде он может быть представлен формулой:

Цн = Цб * Кп ,

где Цн – цена нового изделия ряда; Цб – цена базового изделия; Кп – корректирующий коэффициент, значение которого связано с тем, показывает ли улучшение параметров количественное их снижение или увеличение по сравнению с базовыми.

            Если новая цена рассчитывается с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то такой метод называется нормативно – параметрическим. Он может быть представлен формулой:

Цн = Цб + Нз * Кп ,

где  Цб – цена базового изделия; Цн – цена нового изделия; Нз – нормативные затраты на единицу потребительского параметра изделия.

            В качестве параметрических используются методы удельной цены, баллов и регрессии.

            Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена получается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.

            Во избежание грубых ошибок метод удельной цены используется для ориентировочных оценок. Его недостаток в том, что цена определяется на основе только одного параметра, а воздействие на цену других параметров не учитывается.

            Ценовой метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Цена на искомый (новый) товар (Цн) ценовым методом баллов рассчитывается по формуле:

Цн =  Цб

где Цб – цена базового товара; Ббiи Бнi– балльная оценка i – го параметра соответственно базового и нового товара.

            Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство использования, дизайн, цвет, запах, вкус и т.д.). Недостаток метода – субъективизм при начислении баллов.

            Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величин нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция параметров:

Ц =
f(
x1,
x2,
x3,…
xn),

где x1,
x2,
x3,…
xn– основные параметры качества товаров.

            Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определить аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.

            Метод с учетом потребительского эффекта. Если продукция является взаимозаменяемой, т.е. удовлетворяет одинаковые потребности, но различается по физико – химическому составу, в параметрический ряде выстроить нельзя. Вместе с тем, поскольку эта продукция удовлетворяет одинаковые потребности, цены на нее не могут строиться изолированно. Взаимосвязь цен на новое и ранее выпускающееся изделие обеспечивается посредством показателя потребительского эффекта, т.е. эффекта, который потребитель может получить при использовании нового изделия (материала) вместо прежнего. Цену согласно этому методу можно рассчитать по формуле:

Цн = Цб + Эп * Кт,

где Цн – цена нового изделия; Цб – цена базового, ранее применявшегося изделия; Эп – эффект у потребителя от замены прежнего изделия новым; Кт – коэффициент торможения, или морального старения, изделия (чем выше темпы научно – технического прогресса, тем меньше величина коэффициента).

            Расчетные методы в условиях административно регулируемой экономики являются практически единственной ценовой методикой, поскольку при таких условиях нет объективной необходимости учитывать конъюнктуру рынка.

            В условиях рыночной экономики цена, рассчитанная продавцом, — это лишь база формирования цены фактической сделки. Расчетная цена может совпадать с ценой фактической сделки и даже быть выше, если продавец является монополистом и проводит политику полной реализации своего исключительного положения на рынке. Если же продавец придерживается умеренной ценовой политики, то не только цена фактической сделки, но и цена предложения может быть ниже расчетной цены. Когда продавец работает в условиях конкурентного рынка, расхождение между расчетной ценой и ценой фактической реализации значительно. Как уже было показано, в условиях рынка в самих расчетных методах в определенной мере учтены требования рыночной конъюнктуры. [16, 87 — 90]    продолжение
–PAGE_BREAK–
Ценообразование на продукцию сельского хозяйства

Факторы, влияющие на формирование цен на сельскохозяйственную продукцию

            Основными факторами, влияющими на формирование цен на продукцию сельского хозяйства, являются спрос и предложение.

            Спрос на продукцию сельского хозяйства можно рассматривать в двух плоскостях:

1)       спрос на продукцию сельского хозяйства как сырье для перерабатывающей промышленности (в первую очередь – сырье для пищевой промышленности);

2)       спрос на продукцию сельского хозяйства как продукты питания.

К факторам спроса на сельскохозяйственную продукцию как сырье для перерабатывающей промышленности относятся:

·        потребность в сырье определенного вида, объема и качества;

·        цены на данный вид сырья;

·        возможность замены одного вида сырья на другой;

·        цены на другие виды сырья;

·        спрос на продукты переработки;

·        доходы перерабатывающих предприятий и их распределение;

·        финансовое состояние перерабатывающего предприятия;

·        процентные ставки по кредитам;

·        задолженность по кредитам;

·        наличие и возможности производственных мощностей;

·        налоги;

·        валютный курс;

·        факторы государственного регулирования данной сферы производства (ценовые и неценовые);

·        возможность выбора поставщика;

·        информация СМИ о видах на урожай и о возможном дефиците сырья и продовольствия на рынке.

Факторы спроса на сельскохозяйственную продукцию как продукты питания следующие:

·        доходы потребителей и их распределение;

·        цены на данный продукт;

·        цены на другие продукты и товары;

·        потребность в продуктах питания определенного вида, объема и качества;

·        структура питания;

·        демографические факторы (например, возрастная структура и плотность населения);

·        особенности национальной кухни и потребительские предпочтения;

·        возможность выбора места покупки (например, оптовый рынок или торговая сеть);

·        рекомендации в области питания;

·        информация СМИ о видах на урожай и о возможном дефиците продовольствия на рынке.

Платежеспособный спрос населения можно считать своеобразным верхним ограничителем роста цен на сельскохозяйственную продукцию. При этом рост доходов населения сопровождается не только увеличением спроса на продукты питания, но и изменением структуры потребления.

Предложение продукции сельского хозяйства также характеризуется рядом факторов. К факторам предложения сельскохозяйственной продукции относятся:

·        ценовая ситуация на рынке;

·        производство отечественной сельскохозяйственной продукции нужного качества и ассортимента;

·        закупки сельскохозяйственной продукции по импорту;

·        закупки импортной пищевой, текстильной и другой продукции, полученной в результате переработки продукции сельского хозяйства за рубежом;

·        изменение валютного курса;

·        таможенная и тарифная политика (ввозные, вывозные и специальные пошлины, квоты и запреты на ввоз и вывоз);

·        размещение производства;

·        технология производства;

·        государственная политика в области регулирования сельскохозяйственного производства.

Предложение сельскохозяйственной продукции в нашей стране находится под сильным воздействием погодных условий. Общая неустойчивость погоды оказывает непосредственное влияние на производство и, следовательно, на предложение и качество сельскохозяйственной продукции.

Особое место занимают факторы производства продукции сельского хозяйства, от которых в значительной степени зависит объем предложения указанной продукции, к факторам производства сельскохозяйственной продукции относятся:

·        размер и качество земельных угодий;

·        сезонность производства;

·        доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей и их распределение;

·        конкуренция;

·        информированность о состоянии рынка;

·        государственная политика в области регулирования производства;

·        поголовье скота и птицы;

·        вредители и болезни растений и животных (внутри страны и за рубежом);

·        средства защиты растений;

·        средства ветеринарии;

·        средства химизации;

·        обеспечение техникой, топливом и энергией;

·        природно – климатические и погодные условия (внутри страны и за рубежом);

·        здания и сооружения (например, теплицы или фермы), их состояние;

·        семена;

·        удобрения;

·        корма и т.д.

Непосредственное влияние этих факторов сказывается на структуре затрат на производство сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Особое влияние на формирование уровня цен на сельскохозяйственную продукцию оказывают внешние факторы, не зависящие от конкретных условий хозяйствования. К ним следует отнести уровень и тенденции развития аграрного сектора внутри страны и за рубежом, мировые цены и цены на сельскохозяйственную продукцию внутри страны, политику в сфере внешней торговли.

Сильное влияние на конечную цену сельскохозяйственной продукции оказывают расходы сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение материально – технических ресурсов и услуг, горюче — смазочных материалов, электроэнергии. Эти затраты не зависят от производителей сельскохозяйственной продукции.

Основным фактором производства в сельском хозяйстве является земля. Однако стоимость сельскохозяйственной продукции в настоящее время учитывает стоимость данного фактора опосредованно, через дифференциацию цен в зависимости от зоны производства.

В зависимости от природно-климатических, территориальных, а также экономических и других факторов цены на один и тот же вид сельскохозяйственной продукции могут существенно различаться в один и тот же период времени. Это проявляется в территориальной дифференциации цен на сельскохозяйственную продукцию.

При анализе и прогнозировании цен на сельскохозяйственную продукцию следует учитывать фактор сезонности. По отдельным видам сельскохозяйственной продукции (молоко, зерно и др.) колебания цен по сезонам весьма существенны.

Одним из основных следует считать фактор качества продукции сельского хозяйства. Например, к экологически чистой сельскохозяйственной продукции, а также используемой для производства детского питания, предъявляются более высокие требования с точки зрения качества. Их выполнение требует определенных затрат, которые покрываются более высокой ценой.

В последнее время на уровень цен сельскохозяйственного рынка все большее влияние оказывает фактор информированности и ожиданий. Информация о неурожае или сокращении производства в регионах или странах, которые являются потенциальными потребителями продукции, может служить стимулом для расширения производства, увеличения предложения и снижения цен. Она может стать также сигналом для повышения цен на реализуемую продукцию, стимулировать ее хранение или вывоз. Недостаточная информированность производителей сельскохозяйственной продукции о рыночной и ценовой ситуации приводит к ошибкам в хозяйственной и сбытовой деятельности и финансовым потерям. [16, 187 — 191]
Динамика изменения и прогноз цен на продукцию сельского хозяйства в Красноярском крае

За годы реформ в Красноярском крае резко сократилось производство сельскохозяйственной продукции, кроме картофеля и овощей. Снижение объемов производства кормовых культур привело к резкому спаду производства продукции животноводства. Правда, начиная с 2000 г. стабилизировалось производство молока. К сожалению, продолжается уменьшение производства остальных видов животноводческой продукции.

Естественно, спад сельскохозяйственного производства негативно отразился и на финансовых результатах деятельности сельхозпредприятий края (таблица 1).

Таблица 1

Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий Красноярского края в 1999 – 2003 гг.

Показатели

1999

2000

2001

2002

2003

Доля прибыльных хозяйств, %

39, 7

30, 0

39, 4

36, 0

41, 6

Сумма прибыли на одно хозяйство, тыс.руб

4978

5476

6385

4120

5666

Доля убыточных хозяйств, %

60, 3

60, 0

58, 6

64, 0

58, 4

Сумма убытков на одно хозяйство тыс. руб.

1159

2097

2466

2829

3080

Рентабельность,%

от продаж

12, 7

9, 3

11, 6

0, 1

4, 5

от обычной деятельности

6, 5

-1, 1

6, 4

-3, 0

0, 6

чистый результат

6, 3

-2, 4

6, 5

-3, 1

0, 2

Как видим, доля прибыльных и убыточных хозяйств существенно не изменилась. Сумма прибыли в расчете на одно прибыльное хозяйство до 2001 г. включительно росла, в 2002 г. она снизилась более чем в 1, 5 раза, но в 2003 г. наметился новый ее всплеск – почти на 30%. Однако сумма убытка в расчете на убыточное хозяйство тоже ежегодно растет, в 2003 году по сравнению с 1999 годом этот рост составил 2, 7 раза. Это говорит о том, что убыточные хозяйства, составляющие 60% от общего числа сельскохозяйственных предприятий, уже не в состоянии своими силами выйти из кризиса, их экономическое положение ухудшается из года в год. Это находит свое отражение и в общих финансовых результатах деятельности в среднем по всем хозяйствам края. Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства постепенно снижается.

Одной из основных причин сложившейся ситуации является диспаритет цен. Так, за анализируемый период в Красноярском крае темпы роста реализационных цен на сельскохозяйственную продукцию в течение последних лет существенно отставали от цен на промышленную продукцию, приобретаемую сельхозпредприятиями. Лишь в 2001 году этот показатель был в пользу сельского хозяйства, но это не компенсировало потерь сельхозпредприятий за последующие 4 года. Расчеты показывают, что если бы цены на реализованную сельскохозяйственную продукцию в 1998 – 2002 гг. по отношению к ценам 1997 г. росли теми же темпами, что и на промышленную продукцию, то выручка сельхозпредприятий (а, значит, и прибыль) была бы больше на 3, 2 млрд. руб. Эта сумма составила бы 70% от суммы долгосрочных и краткосрочных долговых обязательств сельхозпредприятий, которые «накопили» хозяйства по состоянию на начало 2003 г. Таким образом, если бы они не потеряли свои доходы из – за межотраслевого диспаритета цен, то у них не было бы и долгов.

Разработаны прогнозные сценарии развития региона до 2010 г. Сельскохозяйственное производство края за этот период должно возрасти на 50, 7%. Обеспечит такой рост, согласно расчету, можно будет лишь при условии, если сельскохозяйственные организации ежегодно будут расходовать только на воспроизводство основных фондов (сверх амортизационного фонда) свыше 2150 млн. руб. Очевидно, речь может идти только о единственном источнике финансирования – внутреннем, а именно о прибыли, поскольку внешние займы и кредиты рано или поздно придется возвращать за счет той же самой прибыли. Кроме того, за счет прибыли должны быть сформированы очень важные внутрихозяйственные фонды – страхования, резервный, социального развития, и др., куда нужно будет направить более 350 млн. руб. Таким образом, для достижения запланированного уровня производства сельхозпредприятия ежегодно должно получать около 2, 5 млрд. руб. прибыли при сумме выручке 8, 1 млрд. руб. При этом рентабельность от продаж сельскохозяйственной продукции должна составлять 31%.

            Разумеется, эти результаты рассчитаны при условии сохранения неизменных цен на приобретаемые сельским хозяйством промышленную продукцию и агросервисные услуги. Понятно, что сохранить эти цены неизменными в течение 8 лет (на этот срок рассчитана краевая программа) практически невозможно. Поэтому при расчете сценариев развития сельского хозяйства принимается во внимание, что цены ежегодно будут расти на 5%, а к 2010 году они увеличатся на 40% в среднем. Чтобы добиться намеченных параметров, потребуется обеспечить рентабельность сельскохозяйственного производства не ниже 31%. Здесь возможны три варианты развития событий.

            Первый.  При неизменных ценах на приобретаемые материальные ресурсы и ежегодном росте рентабельности за счет масштабов производства на 5%, начиная с 2002 г. цены на товарную сельскохозяйственную продукцию должны возрасти к 2010 г. на 25, 5% (31 – 5, 5).

            Второй. При росте цен на покупные ресурсы на 40% (при ориентировочном удельном весе этих ресурсов в себестоимости производимой продукции до 45%), цены на товарную сельскохозяйственную продукцию должны увеличиться по сравнению с первым вариантом еще на 18%, а в итоге на 43, 5%.

            Третий. Если предположить, что и розничные цены на товары широкого потребления также возрастут на 40%, то для сохранения того же уровня покупательной способности населения, который сложился в 2002 г., заработная плата работников сельхозпредприятий также должна расти такими же темпами. Это значит, что при 20% удельном весе заработной платы в производственных затратах цены на сельскохозяйственную продукцию должны увеличиться еще на 8% по сравнению со вторым вариантом, а в целом к 2010 г. – на 51, 5%.

Таблица 2

Расчетные реализационные цены на основные виды товарной продукции сельского хозяйства Красноярского края на 2010 г., руб./ц

Виды продукции

Цены 2002 г.

Расчетные цены на 2010 г.

1 – й вариант – рост на 25, 5%

2 – й вариант – рост на 43, 5%

3 – й вариант – рост на 51, 5%

Зерно

165, 5

208

237

251

Картофель

235, 5

296

338

357

Овощи

234, 7

295

337

356

Мясо КРС в живом весе

1996

2505

2864

3024

Свинина

3653

4585

5242

5534

Мясо птицы

2728

3424

3915

4133

Молоко

408

512

585

618

Яйцо (десяток)

11, 0

13, 8

15, 8

16, 7

            Расчетные цены на товарную продукцию растениеводства и животноводства, представленные в таблице 2, смогут обеспечить проектируемый уровень доходности сельхозпредприятий на 2010 год, если будут выдержаны перечисленные выше три условия хозяйствования в макроэкономической и внутрихозяйственной сфере. Заметим, что уровень рентабельности продукции будет значительно дифференцирован. Так, по третьему варианту проектируемые цены обеспечат следующий уровень рентабельности (при соблюдении расчетных параметров роста себестоимости): по зерну – 33%; картофелю – 78%; овощам открытого грунта – 7; мясу крупного рогатого скота (в живом весе) – 6; мясу свиней – 23; мясу птицы – 20; молоку – 27; яйцу – 38%. Значит, для обеспечения необходимого уровня рентабельности, помимо указанных в таблице темпов роста цен, должна быть выражена еще и структура товарной продукции, которая сложилась в крае в 2002 году.

            Учитывая важность проблемы сохранения продовольственной безопасности государство, по нашему мнению, должно взять под особый контроль условия ценообразования. Представленные в таблице цены должны считаться базовыми, или пороговыми. Если фактические реализационные цены окажутся ниже этого уровня, то государство тем или иным способом должно возместить потери сельхозпредприятий, иначе они снова окажутся не в состоянии сформировать ту массу прибыли, которая бы позволила осуществить необходимые капиталовложения. В законодательном порядке должна быть утверждена методика расчета пороговых цен и порядок их применения.

            Разработан и порядок применения пороговых цен. Например, по итогам отчетного года фактические объемы по каждому виду товарной продукции растениеводства и животноводства района (независимо от каналов реализации) умножаются на пороговые цены – их сумма будет составлять минимальную денежную выручку. Если фактическая сумма выручки окажется выше минимальной, то никаких перерасчетов по данному району не нужно будет производить. Если фактическая выручка окажется меньше пороговой суммы, то разница в виде доплаты поступит из краевого фонда в районный фонд регулирования цен сельхозпродукции. Эта сумма будет распределена между хозяйствами района пропорционально сумме фактической выручки с применением поправочных коэффициентов (независимо от фактических реализационных цен каждого хозяйства). [7, 46 — 48]

            Цены, как известно, обладают функциями объединения товаропроизводителей на рыночном и общем экономическом пространстве. В российских же условиях они способствовали дезинтеграции хозяйства. Возникло фактическое разделение всех производств России на конкурентоспособные, так называемые эффективные при сложившихся условиях, и неконкурентоспособные, слабые. В результате происходит значительная аккумуляция ресурсов российской экономики в так называемых сильных отраслях и нехватка этих ресурсов у слабых отраслей, что снижает способность к воспроизводству последних и служит основой их угнетения и даже постепенного умирания. В таких процессах обычно включается бюджетный механизм. Поскольку аккумуляция средств происходит в цене, следовательно, деньги должны накапливаться в бюджете, который обязан выравнивать диспропорции. Но бюджет занимает другую позицию. Он делает упор на «непроцентных расходах» на развитие, они вымываются. Поэтому государство не может восполнить те недостатки ценовой политики реального развития ситуации и в результате нестыковки этих двух политик ситуация ухудшается. Утрачивается способность к производству значительных объемов разнообразных видов продукции, и растет импорт, который по ряду важнейших продовольственных товаров превышает всякие разумные пределы.

            В бюджете страны на сельское хозяйство отпущено лишь 0, 98% расходной части, тогда как еще 15 лет назад Россия имела 24%. Хотя и этого было мало. В США на эту отрасль из бюджета выделяется 75 млрд. долл. – в 75 раз больше, чем в России. А если сложить все виды помощи, которую получают американские аграрии, то общая сумма вырастет до 115 млрд. и это при том, что в США более благоприятные климатические условия, при которых можно снимать два – три урожая в год. [15, 125 – 126]

            Краевой фонд регулирования цен сельскохозяйственной продукции, из которого должны выплачиваться дотации сельхозпредприятиям, может формироваться за счет регионального и федерального бюджетов. Отказ же от регулирования цен сельскохозяйственной продукции может привести к полному прекращению производственной деятельности большинства коллективных (и фермерских) хозяйств края, да и не только его, но и других регионов страны. Тогда катастрофические последствия для экономики страны будут непредсказуемы. Чтобы этого не случилось, государство должно найти источники для формирования фонда регулирования цен в каждом субъекте Российской Федерации. Без такой помощи сельское хозяйство не воспрянет!    продолжение
–PAGE_BREAK–