Методы диагностики в психологии

План
План. 2
1. Методы диагностики в психологии. 3
Классификации методов по Й. Шванцаре. 3
Классификации психодиагностических методо поВ.К. Гайде, В.П. Захарову. 4
Классификации психодиагностических методов поА.А. Бодалеву, В.В. Столину  5
2. Психоанализ и его представители. 7
Что такое психоанализ?.. 7
Фрейд и его последователи. 12
3. Направления работы практического психолога. 19
Дети. 21
Список литературы… 241. Методы диагностики в психологии
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вотнекоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.  Классификации методов по Й.Шванцаре
Й. Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующимоснованиям:
·по используемому материалу(вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги икарандаша» и т.д.);
·по количеству получаемыхпоказателей (простые и комплексные);
·тесты с «правильным»решением и тесты с возможностью различных ответов;
·по психической активностииспытуемых:
·интроспективные (сообщениеиспытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
·экстроспективные (наблюдение иоценка разнообразных проявлений);
·проективные. Испытуемый проецируетнеосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.)на малоструктурированные, многозначные стимулы;
·исполнительные. Испытуемыйосуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное),количественный уровень и качественные особенности которого являются показателеминтеллектуальных и личностных черт.  Классификации психодиагностических метод по В.К.Гайде, В.П.Захарову
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы последующим основаниям:
·по качеству: стандартизованные,нестандартизованные;
·по назначению:
·общедиагностические (тестыличности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общегоинтеллекта);
·тесты профессиональной пригодности;
·тесты специальных способностей(технических, музыкальных, тесты для пилотов);
·тесты достижений;
·по материалу, которым оперируетиспытуемый:
·бланковые;
·предметные (кубики Кооса,«сложение фигур» из набора Векслера);
·аппаратурные (устройства дляизучения особенностей внимания и т.д.);
·по количеству обследуемых:индивидуальные и групповые;
·по форме ответа: устные иписьменные;
·по ведущей ориентации: тесты наскорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны ивремя решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способрешения задачи;
·по степени однородности задач:гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг сдругом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальныхсвойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценкиразнообразных характеристик интеллекта);
·По комплексности: изолированныетесты и тестовые наборы (батареи);
·по характеру ответов на задачи:тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
·по области охвата психического:тесты личности и интеллектуальные тесты;
·по характеру умственныхдействий: вербальные, невербальные.  Классификации психодиагностических методов
по А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
1. по характеристике того методического принципа, который положен в основуданного приема:
·объективные тесты (в которых возможенправильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
·стандартизованные самоотчеты:
·тесты-опросники, открытыеопросники;
·шкальные техники (семантическийдифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация;
·индивидуально-ориентированныетехники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток;
·проективные техники;
·диалогические техники (беседы,интервью, диагностические игры);
2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагностаи степени его влияния на результат психодиагностики: объективные идиалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченностипсиходиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата,вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуетсявлиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и другихего характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, накоторой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюсаобъективных до полюса диалогических.
ОБЪЕКТИВНЫЕ                  ДИАЛОГИЧЕСКИЕ
тесты                                      беседы
многие опросники                 интервью
шкальные техники                диагностические игры
                                               патопсихологическийэксперимент
                                               некоторыепроективные методики
Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерномпространстве оснований.2. Психоанализ и его представители
Из разных видов психотерапии наилучшие результаты дают психоанализ,транзакционный анализ, групповая терапия и терапия поведения. Формальныйпсихоанализ, требующий несколько визитов в неделю к квалифицированномупсихоаналитику, является, по-видимому, лучшим лечением истерии, разных видоводержимости, навязчивости и фобий. Фобии, не поддающиеся лечению психоанализом,иногда излечиваются терапией поведения. Для всех других болезней лучшим лечениемявляется групповая терапия. Психоаналитическая групповая терапия дает хорошиерезультаты, и имеются свидетельства, что групповая терапия, основанная натранзакционном анализе, дает столь же хорошие результаты или еще лучшие.Большая часть пациентов, впрочем, делает успехи почти при любом видепсихотерапии, если психотерапевт имеет достаточную подготовку. Что такое психоанализ?
Во-первых, психоанализ – метод лечения, и в настоящее время почти всепсихоаналитики – врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента,освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительныхсамообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Кроме этого, он ставитсебе целью не просто успокоить пациента, но и распутать его личность. Ноаналитик – всего лишь руководитель и наблюдатель, ответственность же за результатвсего процесса несет, в конечном счете, пациент или «анализанд».
Во-вторых, – это метод научного наблюдения и изучения личности, а вособенности желаний, импульсов, мотивов, сновидений, фантазий, раннего развитияи эмоциональных расстройств.
В-третьих, – это система научной психологии, то есть наблюдения ипредставления психоанализа можно использовать, пытаясь предсказать человеческоеповедение и исход человеческих отношений, таких, как брак и отношения междуродителями и детьми.
Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делаетсяэто для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения благоразумнее и сменьшими затруднениями, пока не придет время их снять, а если снятие напряженийдозволено или требуется ситуацией, мог бы выражать их (в соответствии сПринципом Реальности) свободно и без чувства вины. Можно пытаться, например,сделать его способным сдерживать раздражение, когда это разумно, и выражатьгнев, когда это уместно, устраняя в то же время иррациональные источникираздражения и гнева.
Психоанализ стремится к этим целям, изучая напряжения Оно исследуемогоиндивида, открывая пути снятия напряжений, когда это осуществимо, и приводя их,насколько возможно, под контроль сознания. Чтобы полностью провести этотпроцесс, он должен длиться по меньшей мере год и составлять от трех до шестисеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длитсяменее года или число сеансов меньше трех в неделю, эффективное проведениепроцесса почти невозможно. В таких обстоятельствах психоаналитический методможет быть применен, но индивид, по всей вероятности, не будет проанализирован.Полный психоанализ – всегда продолжительный процесс.
Надо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдениенеудовлетворенные напряжения, скопившиеся в Оно с самого начала детства. Дляэтого пациент укладывается обычно на кушетку, а аналитик садится у него вголовах, чтобы быть вне поля зрения. Благодаря этому психика пациента можетработать не отвлекаясь. Он не видит лица врача, и его не тревожат, поэтомувозможные реакции врача на то, что он говорит. Поток его мыслей тем самым ненарушается; если бы он знал, что понравилось или не понравилось аналитику, тостал бы, как правило, регулировать свои высказывания в соответствии с этим. Всвою очередь, такой способ избавляет от излишней напряженности врача: ненаходясь под непрерывным наблюдением, он может лучше сосредоточиться на том,что говорит пациент.
Применяется так называемый метод свободных ассоциаций. Это значит, чтосвободное выражение свободного течения представлений не сдерживается и неменяется обычной цензурой сознания: сознательным Идеалом Я (вежливость, стыд,самоуважение), сознательной совестью (религия, воспитание и другие принципы) исознательным Я (чувство порядка, проверка действительности, сознательное стремлениек выгоде). Дело в том, что для аналитика важнее всего как раз те вещи, о которыхпациент не стал бы говорить. Иногда само его колебание подчеркивает важностькакой-либо вещи. Именно те предметы, которые кажутся пациенту неприличными,грубыми, несущественными, надоедливыми, тривиальными или нелепыми, частопривлекают особое внимание аналитика.
В состоянии свободной ассоциации психика пациента часто переполняетсяжеланиями, чувствами, упреками, воспоминаниями, фантазиями, суждениями и новымиточками зрения, и все это возникает на первый взгляд в полном беспорядке.Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности, каждое высказывание, и каждыйжест имеют свое значение в связи с тем или иным неудовлетворенным напряжениемОно. Час за часом, день за днем из беспорядочной паутины мыслей начинаютвыявляться значения и связи. В течение длительного периода могут постепенноразвиться некоторые центральные темы, относящиеся к ряду неудовлетворенных сраннего детства, давно похороненных в подсознании и недоступных сознательномураспознаванию напряжений, которые и составляют основу структуры личностипациента, источник всех его симптомов и ассоциаций. Пациент во время анализаможет ощущать, будто он перескакивает от одного предмета к другому безкакой-либо закономерности и причины; часто он затрудняется или вовсе не всостоянии увидеть связывающие их нити.
Здесь и проявляется искусство аналитика: он вскрывает и указываетнапряжения, лежащие в основе этих по видимости разрозненных ассоциаций,вызывающие их и связывающие их воедино.
Позиция аналитика по отношению к пациентам строго нейтральна, хотя жизньего связана с их жизнью в течение года или дольше, и он воспроизводит вместе сними мельчайшие подробности их нынешних и прошлых переживаний.
Главная работа аналитика состоит в некотором смысле в том, что он каждыйраз указывает пациенту, когда тот себя обманывает; поэтому врач должен всевремя сохранять самокритическую позицию, исключающую какие-либо проявлениясимпатии и негодования к пациенту, что дало бы тому возможность обманыватьврача и самого себя. Нежелательная эмоциональная установка аналитика поотношению к пациенту называется контрперенесением.
Такие чувства аналитик должен уметь обнаруживать у самого себя исправляться с ними столь же искусно, как он обнаруживает и справляется саналогичной установкой пациента по отношению к нему, проявляющейся в видеперенесения.
Это одна из главных причин, по которым ортодоксальный психоаналитик (тоесть член Международной психоаналитической ассоциации или одного из признанныхею обществ) перед началом практики должен подвергнуться анализу сам, так какбез отчетливого понимания своих собственных напряжений он мог бы невольнодопустить влияние какого-нибудь контрперенесения собственных настроений исимпатий на свои суждения, а это могло бы привести к потере перспективы илиповредить долговременным результатам лечения. Цель анализа не в том, чтобывызвать у пациента ощущение благополучия, пока он находится под надзором врача,а в том, чтобы сделать его способным справляться со своими проблемаминезависимо от врача в течение долгих лет дальнейшей жизни. Неудачное словоможет поощрить установку пациента, направленную против него самого, или создатьвидимость оправдания его ошибочных суждений, между тем как цель лечения –научить его таких вещей избегать; с другой стороны, такое слово может усилитьуже и без того обременяющее его чувство вины. Это не значит, что аналитик лишенчеловеческих чувств и симпатий. Это значит, что он должен уметь ясно распознатьсвои собственные чувства, чтобы рассматривать без предубеждения то, что говоритпациент. Пациент приходит к аналитику в поисках понимания, а не моральныхприговоров. Врач остается нейтральным в интересах пациента, но это необязательно означает, что он бессердечен.
Анализ не делает пациента зависимым от врача? Напротив, намереннопредпринимаются усилия, чтобы этого избежать, анализируя и тщательно устраняяименно эту связь (отношение между врачом и пациентом) с тем, чтобы пациент сталсвободным индивидуумом, независимым и способным стоять на своих собственныхногах. Это и является целью анализа.
Вопреки распространенному представлению высказывания салонного психологаили даже профессионального психиатра, останавливающего на ком-нибудьпронзительный взгляд и изрекающего: «Ну, так ведь вы интроверт!» –это не психоанализ. Психоанализ – это весьма специальный и определенный методнаблюдения и терапии, и он занимает много, очень много времени.
Как и все великие врачи, Зигмунд Фрейд, открывший психоанализ, былзаинтересован в излечении больных и в исследовании причин их болезней, чтобыможно было предотвращать такие болезни у других. Он посвятил этим целям своюжизнь, пытаясь помочь людям, точно так же, как великий терапевт Уильям Ослер ивеликий нейрохирург Харви Кашинг, пытаясь найти средства, которые дали бы такуювозможность другим, как это делали Александр Флеминг, изобретатель пенициллина,и Пауль Эрлих, открывший «магическую пулю» – сальварсан. Как почтивсе великие врачи, Фрейд был порядочным человеком, не заинтересованным врекламе, богатстве или порнографии. Поскольку, однако, одним из его важнейшихоткрытий было значение сексуальных напряжений в возникновении невроза, ипоскольку он был достаточно мужествен, чтобы опубликовать свои наблюдения, онпривлек к себе внимание публики вопреки его стремлению к спокойной жизни иработе.  Фрейд и его последователи
Обычно о нем говорят, будто он самолично открыл секс и его имя увторосортных писателей стало даже чем-то вроде синонима всего сексуального.Надо заметить поэтому, что сексуальные представления вовсе не являются«фрейдовскими», а принадлежат тому лицу, у которого они возникают.Если что и является фрейдовским, то это понимание того, как сексуальные чувствадетей могут при известных обстоятельствах превращаться в симптомы невроза увзрослых. Одним из удивительнейших научных открытий было настоятельноеутверждение Фрейда, что почти все сновидения, даже самые на первый взгляд бесполезныеиз них, сексуальны в своей основе. Когда он высказал это незадолго до 1900года, то встретил резкую оппозицию и насмешки, но остался на той же позиции,хотя и пришел к этому заключению путем чисто психологической проницательности иинтуиции. Как мы отметили в разделе, посвященном сну, понадобилось семьдесятлет, чтобы доказать его правоту.
Если бы даже Фрейд не открыл психоанализа, другие открытия сделали бы еговеликим человеком. Ему принадлежит первая разумная и ясная схема классификацииневрозов, в отношении которых он сделал то же, что великий и высокоуважаемыйдоктор Крепелин сделал в своей классификации психозов. Таким образом, любойврач, ставящий диагноз невроза беспокойства, занимается психиатрией по Фрейду,как бы ни ужасала его такая мысль (а она по-прежнему ужасает некоторых врачей).
Фрейд был также пионером в изучении детского церебрального паралича иоткрыл вероятный путь развития этой болезни. Но, возможно, его величайший вкладв медицину, за исключением психоанализа, был связан с открытием локальнойанестезии. Можно утверждать, что развитие локальных анестезирующих веществ, накоторых основана значительная доля современной хирургии, берет свое началопреимущественно от опытов Фрейда с кокаином. Открытие локальной анестезииприписывается обычно глазному врачу по фамилии Коллер; но этот врач в первойсвоей безболезненной операции воспользовался раствором кокаина, которыйприготовил и дал ему в бутылочке его друг Фрейд. Люди, посещающие зубноговрача, столь же обязаны Фрейду, как и обращающиеся к психиатру.
Таким образом, еще до полного развития психоанализа Фрейд занял выдающеесяположение в медицине и психиатрии. Некоторые из критикующих его врачей неосведомлены о других его достижениях; они никогда сами не подвергалисьтщательному психоанализу и не подвергали тщательному анализу по его методудостаточное число пациентов. Многие из них говорят, что анализировалипациентов, но признают, что не вполне следовали его методу; и все же они винятего в том, что лечение им не удалось. Это все равно, что критиковать ТомасаЭдисона, построив модель одной из его машин, но выбросив при этом некоторые изидей Эдисона, заменив их своими собственными, а затем возложив на него вину зато, что машина не работает!
Открытия Фрейда в психологии стоят в одном ряду с открытиями Дарвина вбиологии и, возможно, даже сильнее изменили взгляды и мышление людей во всеммире. Ценность идей Фрейда состоит в том, что у него много последователей,тщательно, методично и искренне применяющих эти идеи. Группа его старших иуважаемых последователей состоит из мужчин и женщин большой проницательности ичестности. Идеи Фрейда привлекают также многих более молодых людей, приступающихк изучению медицины и наиболее выдающихся своим интеллектом и пониманиемчеловека.
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в местности, ныне принадлежащейЧехословакии, и умер в Англии в 1939 году. Большую часть жизни он провел вВене, где вокруг него образовалась блестящая группа последователей, веривших,что его идеи могут сделать для лечения невротических пациентов больше, чемлюбой другой метод. Эти люди распространили его идеи по всей Европе и Америке.Некоторые из них впоследствии порвали с первоначальным Психоаналитическимобществом и основали свои собственные школы. Наиболее известные из них –Альфред Адлер и Карл Юнг.
Около 1910 года Альфред Адлер начал обращать внимание на некоторыесознательные факторы личности и постепенно отклонился от основных идей Фрейда,а именно от представлений о важности младенческого либидо и о движущей силеподсознательного Оно. Через некоторое время Адлер сам осознал, что мысли еговсе дальше отходят от психоанализа Фрейда; тогда он устранил это слово и назвалсвою систему «индивидуальной психологией».
Наиболее известная из его идей – это «комплекс неполноценности».Он подразумевает под этим чувства, сосредоточивающиеся вокруг очевидногофизического или психического недостатка. Примеры таких недостатков – хромота,низкий рост и заикание. «Неполноценность» вызывает интенсивноестремление восполнить ее или приобрести власть или престиж каким-либо инымпутем. Иногда это делают, развивая какой-нибудь другой, не пораженный орган, ночасто придают особое внимание нарушенной функции, развивая ее до тех пор, покаона не станет выше среднего, что может быть использовано для повышенияобщественного положения индивида. Таким образом, хромой Байрон становитсяизвестным пловцом, а заика Демосфен – знаменитым оратором; между тем как низкорослыйНаполеон получает свою компенсацию, став могучим вождем сражающихся людей.
Реакции, в начале которых лежит комплекс неполноценности, усиливают«волю к власти», выражающуюся в сильном «мужском протесте»,то есть в попытке доказать превосходство своей мужественности. Согласно Адлеру,это стремление к власти и вызывает симптомы невроза. Иногда мужской протествырабатывает исключительные способности, как в случае Байрона и Наполеона, нослишком часто индивид не в состоянии доказать свое превосходство в мире, гдевсе держится на соревновании, и тогда он выражает протест способом, расточающимвремя и энергию – его собственные и окружающих людей. Поскольку, согласноАдлеру, женщинам приходится с большим трудом утверждать свою мужскую волю квласти, у них чаще встречаются неврозы.
Как полагают психоаналитики, предлагаемые Адлером методы лечения,основанные главным образом на объяснениях с пациентом, заходят недостаточноглубоко, чтобы вызвать стойкие изменения в способе расходования индивидом егоэнергии, а потому полезны скорее для руководства, чем для подлинного лечения.
Ранние книги Карла Юнга, в особенности относящиеся к психологии шизофрениии к тестам на словесных ассоциациях, высоко ценятся психиатрами. Однако в 1912году он опубликовал книгу о психологии подсознания, из которой стало ясно, чтомысли его принимают направление, совершенно отличное от хода идей психоанализа.Чтобы отличить свою систему от психоанализа, он стал называть ее«аналитической психологией». Юнг путешествовал по Индии и Африке, ипосле этих поездок у него развился особый интерес к мистическим аспектампсихики. Со временем идеи его все более удалялись от идей его учителя, и онначал усиленно подчеркивать некоторые учения, импортированные им с Востока и струдом вмещающиеся в научную психологию, как мы ее понимаем в западном мире.Вдобавок он уделяет меньше внимания отношениям между психикой и телом, так чтоего идеи труднее вместить в рамки современной медицины. Однако многие идеи Юнгапоразительны и возбуждают мысль, особенно его подход к проблеме образов и ксмыслу жизни.
К несогласным «членам семейства» Фрейда принадлежит также КаренХорни. Адлер, Юнг и Хорни (а также Ранк и Штеккель) – все они былипсихотерапевтами с большим опытом; следует серьезно прислушаться к тому, что ониговорят, и внимательно рассмотреть это, прежде чем высказать суждение оценности их идей. Невозможно отрицать их наблюдения, и они имеют право насобственную интерпретацию того, что происходило с их пациентами. Единственнаяспорная проблема состоит в том, всегда ли перенос внимания с неудовлетворенныхподсознательных напряжений Оно раннего детства на различные другие факторы, вкоторых заинтересованы эти авторы, наилучшим образом отвечает интересампациента, и действительно ли эти другие факторы важнее подчеркнутых Фрейдом.Ортодоксальный психоанализ утверждает, что это не так.
Хорни склонна подчеркивать конфликты индивида с его настоящим окружением,а не с пережитым в раннем детстве. Ортодоксальные аналитики полагают, что онадопускает здесь ошибку и что лечение, направленное преимущественно на решениетекущих конфликтов, не будет иметь длительных результатов, происходящих отснятия более ранних напряжений. Они ценят, однако, тот факт, что она, подобноАдлеру, внесла полезный вклад специальным изучением некоторых аспектовличности.
Одна из главных попыток Хорни ввести в психоанализ новый метод –самоанализ. Психоанализ – длительная и дорогостоящая процедура, выходящая запределы возможностей большинства людей, и любой, заслуживающий внимания, метод,сокращающий необходимое время и расходы, был бы важным вкладом в психиатрию.Доктор Хорни полагала, что в некоторых случаях пациент способен продолжатьанализ без непосредственного руководства врача, если он уже усвоил метод. Онаутверждала, что некоторые люди могут достичь ясного понимания своихподсознательных напряжений без наблюдения профессионального аналитика. Судя поее сочинениям, для успешного осуществления самоанализа пациент должен иметь поменьшей мере среднее образование, быть вполне свободным от обычных моральныхпредрассудков и в высокой степени обладать «психологическойинтуицией».
Многие психоаналитики проводили эксперименты с целью снижения времени,требуемого для психоанализа, иногда до одного-двух визитов в неделю или в двенедели. Пользуясь психоаналитическими принципами, они смогли в некоторыхслучаях избавить пациента от одного или нескольких симптомов за весьма короткоевремя; остается, однако, проверить, насколько глубоки и продолжительны будутэти результаты и выдержат ли они в дальнейшем такое напряжение, как выход напенсию и менопауза. Для тех, кто не может позволить себе психоанализ, или длятех, болезни которых не подходят для лечения психоанализом, имеются другиепсихотерапевтические подходы, дающие в ряде случаев лучшие результаты. 3. Направления работы практического психолога
В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше вниманияуделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных,профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния истепени адаптированности в сложных социально-экономических условиях…
Как стало очевидным, то, что обычно называют термином «человеческийфактор», играет огромную роль в повседневной жизни. Участившиеся техногенныекатастрофы заставляют лишний раз убедиться в том, что развитие цивилизациисопровождается все более усовершенствованной техникой, которая в свою очередьпредъявляет все больше требований к управляющему ею человеку.
В связи с существующими проблемами преобладавший ранее номотетическийподход, изучающий общие закономерности развития психических процессов, отошелна второй план. Актуальными стали исследования, направленные на изучениеиндивидуальных особенностей конкретного человека, его характера, способностей,когнитивных функций, способа переживания стресса.
Кроме того, возникла выраженная потребность в разработкедифференцированных мер психологической поддержки лиц, оказавшихся втравмирующих психику обстоятельствах; это — терроризм, миграция населения взоне военизированных действий, техногенные катастрофы, природные катаклизмы.Сложные перипетии современной жизни, связанные с разрушением прежнихсоцио-экономических основ и еще не завершившимися успехом попытками наладитьновые производственные отношения, приводят людей к выраженной дезадаптации,которая в свою очередь делает их жертвами зомбирования со стороны политическихэкстремистов, религиозных фанатов, авантюристов или психически нездоровыхвластолюбивых личностей.
Как и бывает в переломные исторические времена, многие люди легковерноподдаются влиянию эзотерики. Целители, мистики, провидцы разного рода оказываютна них серьезное воздействие именно потому, что ниша влияния на личность небыла своевременно заполнена психологическими службами в той степени, в которойэто было бы нужно. Для противостояния ложным направлениям современный психологдолжен быть вооружен научно-обоснованным подходом.
В связи с этим появилась выраженная потребность в надежных тестах,достоверно выявляющих индивидуально-личностные особенности человека, егоэмоциональную сферу, мотивацию, иерархию ценностей, степень выраженностисоциально-психологической дезадаптации. Это также тесты, позволяющих судить обустойчивых профессионально важных личностных особенностях, опираясь нарезультаты которых можно разрабатывать критерии профессионального отбора, расстановкикадров, интеграции производственных коллективов.
Об этом приходится говорить именно потому, что прилавки книжных магазиновзаполонили многочисленные издания якобы по психологии. На деле среди этихпубликаций можно встретить множество сборников безответственно набранных, непроверенных, не адаптированных методик — с ошибками, с неправильно указаннымиили не указанными вообще ссылками на первоисточник, лишенных научногообоснования. А также нередко это — пустое рассуждательство, пространныефилософствования и мистические заклинания, ничем не помогающие психологу в егосложной работе с конкретными людьми.
Поэтому издательский бум помимо позитивной стороны этого явления(расширение нашего кругозора, возможности познакомиться с ранее неизвестнымиавторами, в том числе и с теми, работы которых трудно было достать, а прочестьможно было лишь на иностранном языке) принес нам также и издержки (рядом свесьма достойными публикациями на полках оказалось много «халтуры»)Видимо, в этом нужно помочь разобраться молодому психологу прежде чем у негопоявится своя точка отсчета и умение отличить настоящие работы от графомании.
Какие направления в психологии ждут своего развития в ближайшем будущем?
Трудно предсказывать, какие направления в психологии будут развиваться вближайшие годы, но можно поговорить о том, что представляется крайне важным.  Дети
То ли вопросительный знак поставить после этого слова, то ливосклицательный, то ли многоточие. Это — весьма болезненная проблема. И если вближайшее время в социальной психологии, в психологии личности и впедагогической психологии не будут предприняты решительные шаги в этомнаправлении, то и эта ниша будет занята другими, более предприимчивыми«специалистами»: торговцами детей, наркоторговцами и сутенерами, аправоохранительным органам добавится работа по борьбе с преступностью.
В 20-е годы в отечественной психологии весьма успешно разрабатывалисьдифференцированные методы педагогического подхода к разным детям, в том числе ик детям с неустойчивой психикой и признаками педагогической запущенности. Атакже большое внимание уделялось разным мерам социализации детского иподросткового контингента в связи с тем, что и в тот сложный историческиймомент было много детей-сирот и десоциализированных подростков.
Правда, указом о злоупотреблении в педологии тестовыми методами (1936 год)эти работы были пресечены. Но в 1989 году этот указ был отменен, однаконапуганные психологи в большинстве своем по-прежнему боятся использоватьпсиходиагностику в своей практике и в научных разработках. Но бездифференциальной психологии, без тестов мы не сможем индивидуализировтьобразовательный и воспитательный процесс.
В педагогике преобладает убежденность в том, что «норма» — этосредний ребенок, без выраженного характера. Когда им рассказывают о чертахэмоциональной лабильности, импульсивности, ригидности, тревожности илиагрессивности, многие из них думают, что речь идет о патологическихпроявлениях, о феноменах психиатрического регистра.
Образовательные институты мало занимаются воспитательной стороной развитияребенка, злоупотребляя императивными мерами воздействия. Душа ребенка, егоинтересы, потребность в любви и понимании не получают должного насыщения.Отторгнутые дети, не получившие ни в семье, ни в другом месте, теплоты и ласки,ожесточаются и уходят в полный опасностей мир, где (им кажется) они найдутсвободу от окриков и принуждения, и все другое, чего им не достает в семье, вшколе.
Никто не занимается обучением взрослых искусству воспитания детей. А это — действительно искусство. Мало кто интуитивно или в силу своего интеллекта иразвития умело справляется с родительскими обязанностями (слово-то какое — обязанность, а зачем тогда рожать детей, если это не в радость, а толькообязанность?) Да, я забыла, дело ведь в другом: «Одно неосторожноедвижение — и ты отец», как сказал наш мудрый острослов Жванецкий. Т.е.,«Так получилось, мы и не думали». В этом все концы и все начала. Адети, они ведь не виноваты!
Мало простых, доходчивых книг на эту тему, написанных знающими опытнымипсихологами. Коллеги-психологи, каждый, как сумеет — сделайте что-то в этомнаправлении, ведь существует зачем-то такая красивая фраза — «Дети — наше будущее!»И — что же там, в этом будущем, если это направление не получит должногоразвития в ближайшие годы? Страшно заглянуть.Список литературы
1. Анастази А. Психологическоетестирование. Т.II. – М.: Педагогика, 1982. С. 114-119.
2. Гайда В.К., Захаров В.П.Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С.13-18.
3. Общая психодиагностика /Под ред.А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.
4. Практикум по психодиагностике:дифференциальная психометрика /Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М.: Изд-воМГУ, 1984. С. 16-17.
5. Шванцара Й. Диагностикапсихического развития. – Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.