ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Возрастные особенности воспитанияподростков (на примере деятельности учителя физкультуры)
ВЫВОДЫ
2. Характеристика принципа прочности,особенности его реализации на занятиях физкультурой
ВЫВОДЫ
3. Понятие о методах воспитания, ихклассификация
ВЫВОДЫ
Задача № 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Возрастныеособенности воспитания подростков (на примере деятельности учителя физкультуры)
Задачейфизического воспитания детей и подростков является правильное физическоеразвитие, укрепление здоровья, а также вооружение жизненно важнымидвигательными навыками и обеспечение высокой физической работоспособности.
Решающимфактором, обеспечивающим нормальное физическое развитие школьников, служитфизическое воспитание, в котором большое место занимают физические упражнения.
Поднормальным физическим развитием ребенка понимаются изменения в строении и функцияхорганизма, присущие тому или иному возрасту. Показателями являются рост и вестела, окружность грудной клетки, состояние мускулатуры и жироотложения, костнаясистема, осанка, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти и становая сила,половое созревание.
Индивидуальныехарактеристики пятиклассников в своей совокупности составляют своеобразнуюгамму вариантов развития подростков этого возраста: от конфликтного развития сярко выраженными трудностями в поведении, через целый ряд промежуточных форм,до относительно спокойного протекания. Несмотря на все различия между детьми —настолько большие и яркие, что кажется, будто их (различий) больше, чемсходства, — все дети проходят один и тот же период развития. Они перешли — однираньше, другие несколько позже — верхнюю границу младшего школьного возраста, ибольшинство из них находятся в том периоде развития, который носит названиепереходного к подростковому, а некоторые — в собственно подростковом.
Особенностьюподросткового возраста является то, что именно тогда возникает возможностьперехода к новой, более высокой форме учебной деятельности (в том числе и кобучению физической культуре и спорту), в которой для учащихся раскрывается еесмысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, подтверждаетсяи со стороны отношения к учению: на первый план начинает выдвигаться стремлениек овладению глубокими, настоящими знаниями, хотя бы в какой-либо ограниченнойобласти. Переход от младшего школьного возраста к подростковому естьодновременно переход к иной, более высокой форме учебной деятельности и новомуотношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.
Еще однойособенностью названного периода выступает появляющееся в это время чувствовзрослости. Помимо чувства взрослости у подростков существует тенденция квзрослости — стремление быть, казаться и считаться взрослыми.
При подборесредств физического воспитания детей строго учитываются их возрастные ииндивидуальные особенности. Так, в дошкольном возрасте особое внимание обращаетсяна несложные формы естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) игимнастические упражнения с различными предметами, причем для этого широкоиспользуются подвижные игры. В младшем школьном возрасте, продолжая paбoтy посовершенствованию естественных движений и соответственно усложняягимнастические упражнения, фиксируют внимание на обучении детей ходьбе налыжах, бегу на коньках, плаванию, вводят такие виды спорта, как фигурноекатание, художественная гимнастика, акробатика. В среднем школьном возрастеповышается роль скоростно-силовых упражнений, снимаются ограничения в выбореспортивной специализации, разумеется, с учетом возрастных нормативов.
Возрастныеособенности жизненного развития детей и подростков строго учтены присоставлении программ по физическому воспитанию в школе. Так, задачамипрограммы, предназначенной для подростков 14—15 лет, является последовательноеповышение уровня физической подготовленности школьников и вооружение ихприкладными двигательными навыками на более высоком уровне, чем в более младшемвозрасте.
ВЫВОДЫ
Обученияучащихся средних классов школы — подростков должно быть основано на теориипсихического развития подростка. Теории психического развития подростканадлежит раскрыть основное новообразование этого периода, объяснить процесс егоразвития, указать источники, условия и движущие силы.
Центральноеновообразование рассматриваемого периода — возникновение и формирование чувствавзрослости. Чувство взрослости есть новообразование сознания, через котороеподросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами),находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми,перестраивает свою деятельность. Через возникающее чувство взрослостипроисходит интерполяция всего поведения подростка.
2. Характеристикапринципа прочности, особенности его реализации на занятиях физкультурой
Успешностьобучения физической культуре и спорту во многом зависит от соблюдения дидактическихпринципов педагогики: сознательности, активности, наглядности, систематичности,доступности, прочности.
Принциппрочности означает закрепление сформированных двигательных навыков, сохранениевысокого уровня развития физических и специальных качеств в течении длительноговремени. Условиями обеспечения прочности достигается многократным повторениемупражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке, а такжесистематической проверкой и оценкой достигнутых результатов.
Всоответствии с этим принципом приобретенные знания, умения и навыки должны бытьпрочно усвоены учащимися. Этому способствует многократное повторение новыхупражнений в различных условиях работы. При повторении упражнений в техникуисполнения вносятся различные поправки и уточнения — для того чтобы впоследующих попытках можно было выполнить эти упражнения значительно лучше.
Двигательныенавыки совершенствуются в более сложных условиях выполнения и доводятся довысокой степени совершенства. Оставляется и закрепляется только самоенеобходимое, проверенное и имеющее практическую ценность и целесообразность.При повторном выполнении упражнений для их закрепления следует всегда обращатьвнимание на правильное чередование и последовательность работы и отдыха.
Когда мыговорим о принципе прочности усвоения нового материала, следует иметь в виду,что изучению нового элемента или фигуры обязательно предшествуют различныевспомогательные и подготовительные упражнения. Закрепление навыков не должнобыть самоцелью. Напротив, прочное закрепление подводящих подготовительных иимитационных упражнений может только нанести вред. Спортсмен в своей подготовкедолжен использовать все основные средства обучения, к которым относятсяобщеразвивающие, подготовительные и имитационные упражнения.
Реализацияпринципа прочности заключается в повторении технических действий. Их следуетпроводить в постепенно усложняющихся условиях. Это могут быть:
— учебные,учебно-тренировочные и вольные спарринги;
— спаррингис разными по силе, весу, росту и степени подготовленности противниками;
— приповторении ранее изученного приёма следует добавлять новый элемент упражненияили новый вариант проведения приема;
— изменениеобстановки, при которой проводится спарринг;
— изменениенаправления выполнения технических комплексов.
Кроме того,необходимо регулярно выявлять ошибки и недостатки в технике, иначе можетпроизойти закрепление и отработка неверной техники, исправить которую будет ужедовольно сложно.
Прочностьовладения навыками немыслима без чередования занятий и отдыха длявосстановления затраченных сил.
Прочностьобучения означает длительное сохранение в памяти полученных знаний, формируемыхучений и навыков. На длительность сохранения усвоенного материала влияют многиеобъективные и субъективные факторы, условия обучения, режима жизни, труда иотдыха учеников. Соблюдение данного принципа в обучении означает необходимостьусиления положительных факторов и снижения роли отрицательных.
Содержаниепринципа прочности изучаемых знаний, формируемых умений и навыков определяетсяследующими основными положениями:
— необходимо выделять главное в учебном материале, то, что отражает наиболеесущественные особенности данного учебного материала. Только в этом случае всознании обучаемого возникнет логическая система взаимосвязанных,взаимозависимых составных частей знаний, в которых он будет в состояниивыделить существенные, менее существенные, второстепенные и случайные связи;
— выделенное главное должно быть связанно с тем, что обучаемый уже знает поизучаемой теме, иначе главное положение будет изолированно и потеряетзначимость для обучаемого;
— изучаемыезнания должны быть включены в систему взглядов и убеждений обучаемого, иботолько в этом случае они станут его внутренним достоянием;
— необходимо по мере возможности обеспечивать постоянную связь изучаемогоучебного материала с упражнениями, тренировкой, практической деятельностью.
ВЫВОДЫ
Наряду стакими дидактическими принципами педагогики как сознательность, активность,наглядность, систематичность, доступность выделяют еще и принцип прочности.
Всоответствии с этим принципом приобретенные знания, умения и навыки должны бытьпрочно усвоены учащимися. Прочное закрепление навыков осуществляетсямногократным повторением выполняемых упражнений до полного совершенствованиянавыков.
Прочностьобучения означает длительное сохранение в памяти полученных знаний, формируемыхучений и навыков.
Прочностьовладения навыками представлена чередованием занятий и отдыха длявосстановления затраченных сил.
3. Понятие ометодах воспитания, их классификация
Методвоспитания (от греческого «методос» – путь) — это способ реализациицелей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами,обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательногопроцесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействияна сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитаниякачеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманиювоспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход.Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов иучащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качествличности воспитанников.
Достижениецелей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализациисовокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватнопоставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуетсяразлично в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиляпрофессиональной деятельности.
Методов иособенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указываетсятак много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальнымобстоятельствам помогали лишь их упорядочение, классификация. Классификацияметодов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификацияпомогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное,теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору,наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не толькоясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение,характерные признаки различных методов и модификаций.
Похарактеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение инаказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себянаправленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. Кэтой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания,трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методыубеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.
Можноусловно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.
Методыпрямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченнуюреакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.
Методыкосвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, такуюорганизацию деятельности, в которые включается ребенок, при этом формируетсясоответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определеннойпозиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.
Порезультатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
1. Влияния,создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления,понятия, идеи.
2. Влияния,создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящеевремя наиболее объективной и удобной представляется классификация методоввоспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающейв себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методоввоспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методоввоспитания:
1. Методыформирования сознания личности.
2. Методыорганизации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методыстимулирования поведения и деятельности
ВЫВОДЫ
Каждыйметод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один отдругого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующеевоздействие.
Классификацияметодов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Такимобразом, методы можно классифицировать исходя из любого принципа.
Опираясь наклассификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но илучше понимает назначение, характерные признаки различных методов имодификаций.
Задачасовершенствования методов стоит постоянно, и каждый учитель в меру своих сил ивозможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частныеизменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательногопроцесса.
Задача №12
Оценитьситуацию, описанную в предложенной задаче и предложить какой-либо вариантответа достаточно сложно, так как в тексте не указан возраст детей, с которымипроизошел данный инцидент. Именно возраст, на мой взгляд, являетсяосновополагающим фактором при выборе учителем возможных дальнейших действий.Так, например, можно предположить существующие нюансы данной ситуации, прикоторых наиболее эффективными могут оказаться любые из предложенных вариантовдействий. Так, если ситуация произошла у учащихся младшей школы, то достаточнобудет успокоить девочку и попробовать «провести процедуру знакомства до конца»- показать как можно познакомиться, рассказать о важности дружбы в жизничеловека, дать на практике возможность каждому из группы познакомиться самому ипознакомить другого и т.д.
Если жеситуация происходит в средних классах, то на мой взгляд, здесь помимо того, чтонужно успокоить девочку, целесообразно еще будет объяснить добрые намеренияодноклассников, также важно найти время, чтобы поговорить отдельно с каждым изучастников конфликта.
В старшихже классах возникновение такой ситуации говорит о более сложных проблемах. Так,сам возраст учащихся свидетельствует о том, что их действия осознанны,последовательны. Возможно, такие школьники сознательно провоцируют некоторыеситуации, создают конфликты.
Однако влюбом из случаев учителю сначала необходимо провести диагностику – то естьвыявить с какой целью дети так поступили, что предшествовало данному событию, почемутак а не иначе отреагировала девочка и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бордовский, Е.Н. Педагогика: Учебник для вузов / Е.Н. Бордовский,А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304с.
2. Кобринский, М.Е. Педагогика (курс лекций для студентов заочнойформы обучения): учеб. пособие / М.Е. Кобринский. – Минск: БГАФК, 2001. – 112с.
3. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентовпед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев – М.: Юрайт, 1999.– 523с.
4. Марищук, В.Л. Вопросы общей, военной и спортивной дидактики: учеб.пособие. / В.Л. Марищук, Л.В. Марищук, Н.А. Баранов – С.Пб.: ВИФК, 2000. –188с.
5. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская,О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Авэрс, 2003. –349с.