Методы и средства воспитания

Содержание
Понятие о методах и средствах воспитания
Основные методы и средства воспитания
Список используемой литературы
Понятие о методахи средствах воспитания
Метод воспитания не придумывается,но создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выбореметода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат.
Метод воспитания — это модельорганизации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемаяс целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Следовательно,метод выводится в процессе осознания природы поставленной цели, он жестко диктуетсяходом производимого мыслительного анализа.
Система методов воспитания сложна,потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы взаимоотношенияего с миром. Вся эта сложность добавляется традиционно укрепившимся смешением понятий«методы воспитания» и «методы воздействия». Говоря о первом,многие педагоги разумеют второе, сводят предполагаемый результат воспитания к конкретнойсиюминутной реакции ребенка. Например, говорят: «Применил метод упражнения,когда организовал правильное поведение ребенка», или «Явоспользовался убеждением, разъясняя детям значение нормативного поведения».Не отрицая правомерности сказанного, отметим, что сказанное относилось к методамвоспитательного воздействия — отнюдь не к методам воспитания.
Методы воспитания — это педагогическаяпроекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующимвлиянием на личность.
Если нам известны факторы воспитания,то, следовательно, остается произвести проекцию этих факторов на реальность воспитательногопроцесса и обозначить факторные (объективно обусловленные) влияния как способы воспитанияличности. Разумеется, эти факторные влияния нуждаются в педагогической инструментовке.Конечно же, педагог не пассивно наблюдает, какое воздействие производят факторыформирования личности, он задает им определенное направление (социально-ценностныйвектор), сопровождая происходящее педагогическим комментарием, инициируя социально-ценностнуюреакцию детей. Но, зная факторы формирования, педагог уже знает способы воспитания.
Фактор социальной среды вличностном формировании трансформируется в воспитательной практике в методорганизации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованноговзаимодействия детей со средой.
Фактор собственнойактивности человека, решительным образом влияющий на развитие человека,проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организациивоспитывающей деятельности.
Фактор возвратно-оценочноговлияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность,трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.
Таким образом, надо признатьсуществование трех методов воспитания стратегического плана:
метод организациивоспитывающей среды;
метод организациивоспитывающей деятельности, то есть, взаимодействия детей со средой;
метод организации осмысленияребенком разворачивающейся перед ним жизни.
Перечисленные методы носятфакторный характер: обладают силой объективного, неотвратимого влияния наподрастающую личность. Иногда все эти методы называют методами организациижизни ребенка [1; 462 — 464].
Однако от методов воспитанияследует отличать средства воспитания. Средства воспитания — это те конкретныемероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера,экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметныекружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядны пособия (кинодемонстрации,картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иногометода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью такихвоспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочноевремя по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспутыи т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда,патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.
Иногда, однако, разъяснительныебеседы и различные собрания в работах не строго научного характера называютметодами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибкиздесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретнымисредствами реализации метода, убеждения, выступают в качестве частных форм егоосуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания [2; 305].Основные методы и средства воспитания
Долгое время в педагогике небыло четко очерченной системы методов воспитания. Но с течением времени начали формироватьсяопределенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса,к ним были отнесены следующие основные методы и средства воспитания:
Убеждение. Уже в 20-е гг. этотметод получает научное признание. Его педагогическая роль определяется тем, чтопроцесс воспитания органически связан с развитием сознательности учащихся, спонимаем ими правил поведения и своего места в преобразовании окружающей жизни.В педагогике подчеркивалось, что организация жизни и деятельности учащихсядолжна находиться в органическом единстве с развитием их нравственногосознания, с расширением их гражданского кругозора, с постоянной разъяснительнойработой. Все это говорит о необходимости широкого использования методаубеждения в воспитании, о многогранности его педагогического влияния наразвитие и социализацию учащихся.
Указывая на сущность этогометода, известный педагог Н.И. Болдырев писал, что убеждение — это воздействиевоспитателя на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования изакрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательныхчерт в их характере и поведении. Данная дефиниция нуждается в уточнении,поскольку она исходит из идеи внешнего воздействия на детей. Более правильнымбудет сказать: убеждение — глубоком разъяснении сущности социальных и духовныхотношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемойличности. Только через механизмы содержательной и эмоционально окрашенной разъяснительнойработы этот метод находит свое педагогическое осуществление. Конечным жерезультатом этого процесса должно быть формирование твердой, глубокоосмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным вопросамотношения к окружающему миру, т.е. убеждений как цементирующей основы сознанияи поведения. Вот почему необходимо отличать убеждение как метод, как процессвоспитания и убеждение как результат этого процесса, как устойчивую жизненнуюпозицию личности.
Психологической основойэтого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика техдействий и поступков, которые он собирается совершить. Это опережающееотражение (планирование, мысленное моделирование) поведения базируется нетолько на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принциповдеятельности. Предпринимая те или иные действия, личность, так или иначе,сообразует их с моральными предписаниями и общественными требованиями. Именнопоэтому весьма важно развивать сознательность учащихся в различных видах деятельности,приучать их к обдумыванию своего поведения. Сопоставляя свои действия ипоступки с тем, как необходимо себя вести, личность полнее осознает ипереживает те противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимымуровнем интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития,и на этой основе у нее появляется потребность в совершенствовании своегоповедения и личностных качеств.
Существенное значение имеютте конкретные средства, которые используются в процессе применения методаубеждения. К важнейшим из этих средств относятся: формы учебной работы,разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера,конференции на научные, нравственные, эстетические и санитарно-гигиеническиетемы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Обиспользовании этих средств воспитания и их методике более подробно будет идтиречь при освещении вопросов нравственного, эстетического и физическоговоспитания. Здесь же следует подчеркнуть, что только глубокая содержательностьи эмоциональность убеждения способствуют развитию сознательности учащихся идейственному формированию у них личностных черт и качеств и придают воспитаниюподлинно гуманистический характер.
Положительный пример. Развитиеличности происходит не только в результате воздействия слова и мысли каксредств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значениеимеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаромодин мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны триусловия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему впроцессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находитположительный пример как метод воспитания.
Сущность положительного примеракак метода воспитания состоите использовании лучших образцов поведения идеятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) кактивной работе под собой, к развитию и совершенствованию своих личностныхсвойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.
Психологической основойвлияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность.Этот механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимаяразличные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренниепротиворечия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у нихпоявляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.
Хотя пример как методвоспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическоезначение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказываетсильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Наблюдаяи анализируя живые образцы патриотизма, мужества, трудолюбия, культурыотношений между людьми, школьник отчетливее осмысливает сущность и содержаниеэтих качеств. С этой точки зрения метод положительного примера выполняетсвоеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влиянияразличных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовныхпотребностей, мотивов поведения и моральных установок.
Упражнение (приучение). Подэтим методом понимается многократное повторения действий и поступков, учащихсяв целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычекповедения. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения,хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессеформирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны нетолько действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. тевнутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.
Сущность упражнений (приучения)как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностейи мотивов поведения находит свое подтверждение в физиологии и психологии. Сфизиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представляют собойрезультат повторения и закрепления определенного образа действий, определенныхнервных связей между организмом и средой. Но если физиологи рассматриваютдеятельную сторону образования навыков и привычек поведения, то психологисвязывают их с многократным повторением одних и тех же переживаний. Указывая наэту сторону упражнений, С.Л. Рубинштейн писал, что проблема формирования характераи свойств личности должна «сосредоточиться… на… проблеме переходаситуационно, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) вустойчивые личностные побуждения».
Упражнения (приучение) какобщий метод воспитания применяются для решения самых разнообразных задачобщественного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Например,в процессе нравственного воспитания этот метод способствует формированию удетей привычки правильно сидеть за партой, обращаться к товарищам, учителям ивзрослым, а также формированию принципиальности, патриотизма,дисциплинированного поведения и т.д. Упражнения выступают как основной методвыработки у учащихся санитарно-гигиенических умений и навыков, развитияхудожественно-эстетических способностей.
Широкий диапазонвоспитательного воздействия этого метода на учащихся обусловливает большоеразнообразие средств его реализации. В качестве таких средств выступаютразличные формы учебной работы, разнообразные внеклассные мероприятия, а такжеобщение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабатываетсякультура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товарищества и т.д. Иначеговоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующимобразом организована, является средством реализации метода упражнений (приучения).
Важно не только то, что этотметод охватывает все стороны развития растущей личности. Главное заключается втом, что без разумно осуществляемых упражнений (приучения) нельзя добитьсяэффективности воспитания.
Педагогические основыорганизации упражнении (приучения) с целью формирования у учащихся практическихумений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности и поведенияобстоятельно раскрыл К.Д. Ушинский, и его мысли на этот счет остаются самымиглубокими. В соответствии с психологической структурой личностных качеств впроцессе выработки навыков и привычек он выделял следующие приемы:
а) постановка воспитательнойзадачи и возбуждение у учащихся потребности в том или ином виде деятельности,
б) разъяснение способовдеятельности и вооружение их соответствующими знаниями (развитие сознания),
в) практический показдействия по решению поставленной задачи,
г) организацияпервоначального воспроизведения учащимися показанных действий (образцовповедения),
д) последующая тренировка всовершенствовании и закреплении способов деятельности и поведения,
е) предъявление требований кучащимся в совершенствовании организуемых упражнений,
ж) напоминание и контроль заповедением.
К сожалению, до сих пор впрактике воспитательной работы существует боязнь в применении метода упражнений.Не все учителя осознают, что если ученики не умеют соблюдать порядок в классе ина переменах, если они беспорядочно направляются к гардеробу, опаздывают назанятия и т.д., то в данном случае нужны не только разъяснительные беседы,увещевания и требования, но главным образом организация специальных упражнений,нравственная тренировка. Многие недочеты в поведении, которые нередконаблюдаются в школах, объясняются недостаточной натренированностью учащихся,отсутствием должной системы в организации упражнений в правильных поступках.
Одобрение и осуждение. Впроцессе воспитания применяются методы одобрения и осуждения. Однако в 20-е гг.отношение к ним было негативное, поскольку они считались атрибутами старойшколы. Неприемлемость одобрения и осуждения пытался, например, обосновывать П.П.Блонский. Он считал, что меры осуждения вызывают у ребятнеприязнь к воспитателям, порождают страх и создают моральных циников. Использованиеже различных наказаний может порождать у воспитателей соблазн сделать ихосновными средствами воздействия на детей и забывать о других воспитательныхмерах. С позиций отрицания педагогической целесообразности поощрений инаказаний выступал С.Т. Шацкий.
Эту точку зрения не разделялА.П. Пинкевич. Он считал, что в процессе воспитания полезно использоватьразумные меры взыскания, побуждающие ребят быть более требовательными к своемуповедению. «От простого шутливого укора, добродушного выговора довременного удаления из помещения, где идет общая работа — такова дистанция вприменении наказаний». Что же касается поощрений, то они, по мнению А.П. Пинкевича,вызывают нездоровое честолюбие, и он решительно отвергал их.
Одним из первых, кто сталкритически оценивать существующее в теоретической педагогике негативноеотношение к наказаниям, был А. С Макаренко. Обосновывая правомерность наказанийкак одного из методов воспитания, он указывал на то, что они помогают «оформитьсякрепкому человеческому характеру», способствуют повышению ответственностидетей за свои поступки, воспитывают волю и человеческое достоинство,вырабатывают «уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Одобрение как методвоспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения иликачеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемыепублично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается внеодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которыепротиворечат нормам и правилам поведения.
Психологической основойметодов одобрения и осуждения выступают те внутренние противоречия ипереживания, которые возникают у учащихся при их применении. Дело в том, чтокаждый ученик стремится к развитию и совершенствованию своих личностных качеств.Реализуя свои целевые установки, он чутко прислушивается к оценочным суждениямучителей, коллектива и отдельных учащихся. Если его действия и поступкиодобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его кулучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляетуверенность в дальнейшем росте.
Такое же воздействиеоказывает на учащихся и метод осуждения, вызывая у них отрицательные внутренниепереживания. Эти переживания заставляют школьника анализировать свои поступки инедостатки, обращать внимание нате внутренние противоречия, которые возникаютмежду характером его поведения и более высоким уровнем требований коллектива. Весэто заставляет более детально обдумывать свое поведение и способствуетвыработке так называемых задерживающих способностей, умения сопротивлятьсясоблазнам и тормозить неблаговидные действия, связанные с нарушением порядка идисциплины. Следовательно, смысл одобрения и осуждения заключается в том, чтобыразвивать у учащихся нравственное сознание и чувства, критическое отношение ксвоему поведению и более требовательное отношение к себе.
Каждый из этих методов имеетсоответствующие средства реализации и требует особого искусства в применении. Так,средствами метода одобрения являются следующие виды (меры) поощрения: личная похвалаучителя, классного руководителя, директора школы, благодарность в приказе пошколе, награждение похвальными грамотами, медалями и ценными подарками, которыеявляются своеобразными средствами одобрения.
Средствами (мерами) методаосуждения выступают: замечание учителя, устный выговор, выговор в приказе пошколе, вызов для внушения на педсовет, перевод в параллельный класс или вдругую школу, исключение из школы по согласованию с районным отделомобразования и. наконец, направление в школу для трудновоспитуемых.
Осуждение только тогдадостигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественныммнением коллектива. Вот почему А.С. Макаренко считал, что на первых порахработы с ученическим коллективом следует по возможности воздерживаться отнаказаний, а многие учителя и классные руководители, прежде чем прибегать косуждению поступков тех или иных учащихся.
Всякое осуждение должносопровождаться анализом неблаговидного поступка и его моральной оценкой. Неследует использовать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правилаповедения необдуманно, случайно — здесь вполне можно ограничитьсяразъяснительной беседой или же простым упреком. Особенно внимательно следует,относится к тем ученикам, которые отличаются повышенной раздражительностью инеуравновешенным характером. В таких случаях меры осуждения могутспровоцировать этих учеников на необдуманные и рискованные поступки: уход суроков, из дома и т.д. В подходе к подобным учащимся нужно проявлять особуюосторожность и очень тактично анализировать допускаемые ими нарушения правилповедения.
Признавая правомерностьодобрения и осуждения в системе школьного воспитания, нельзя, однако, преувеличивать их педагогического значения.Их неправильное или слишком широкое пользование может обернуться отрицательнымипоследствия. Именно поэтому их относят к вспомогательным методам воспитания,которые применяются главным образом для коррекции поведения.
Требование и контроль за поведением.Личность постоянно испытывает влияние множества разнообразных внешнихвоздействий и внутренних побуждений. Нередко эти воздействия и побужденияотвлекают учащихся от выполнения установленных норм и правил поведения. Например,чрезмерное увлечение отдельными играми может создавать помехи в учении, дружбас недисциплинированными сверстниками — вызывать склонность к неблаговиднымдействиям и поступкам и т.д. Подобных помех в воспитании встречается немало. Вотпочему, наряду с убеждением, положительным примером, упражнениями, одобрением иосуждением, возникает необходимость в применении таких методов воспитания, какпредъявление требований, осуществление контроля за поведением учащихся.
Требование есть способнепосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам, или действиям,направленным на улучшение поведения. Требования помогают учащимся осознавать ипереживать возникающие у них внутренние противоречия между имеющимся инеобходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе надсобой. Педагогическими средствами этого метода являются просьба, тактичныеуказания и распоряжения учителей, классных руководителей, директора школы и егозаместителей. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет оперативнои действенно реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующимобразом корректировать его. Естественно, что его эффективность определяющимобразом зависит от благожелательных отношений между учащимися и учителями, отпедагогического такта и чуткости последних.
Под контролем понимаетсятакой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью иповедением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правилповедения, а также к выполнения предъявляемых заданий или требований. Средствамиосуществления контроля являются: повседневное наблюдение за поведением иработой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий илиобщественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей работе идисциплине. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении учащихся,выступая в качестве действенного стимула их деятельности и соблюденияустановленного порядка.
Переключение на другие виды деятельности.Несколько иной является психолого-педагогическая основа воспитательноговоздействия метода переключения. В процессе воспитания иногда наблюдаются фактыодностороннего увлечения учащихся той или иной деятельностью, которая нередкоспособствует формированию негативного поведения (например, чрезмерное увлечениедетективной литературой, нездоровыми играми, в том числе и в карты, хождениегруппами по улицам в вечернее время и т.д.). Запреты и увещевания в этихслучаях не всегда помогают. Гораздо более действенным методом преодоленияподобных недостатков является переключение учащихся на другие, более полезныевиды деятельности и постепенное формирование нового стереотипа поведения.
Весьма действеннымоказывается этот метод, когда нужно возбудить у ученика или коллектива новыепсихические переживания, например, сгладить появившуюся обиду, снизитьугнетающее воздействие неудачи или плохого настроения. Хорошо влияет этот методтогда, когда учитель наталкивается на упрямство ученика, и прямые требования недают положительных результатов. В этих случаях лучше всего переключить вниманиеученика на другую деятельность, а в процессе ее побудить его к осознаниюдопущенных ошибок. Педагогическая действенность данного метода связана с тем, что,переключая внимание ученика или целого коллектива на новые виды деятельности,педагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутренние установки в поведении и такимобразом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу.
Очень полезен методпереключения в тех случаях, когда учителя сталкиваются с детской драчливостью,капризами и непослушанием.
Заканчивая рассмотрение общихметодов и средств воспитания, следует подчеркнуть, что только умелое применениевсей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся вцелом и в формировании у них личностных качеств, в частности. Вот почему всегданужно помнить положение А.С. Макаренко о том, что «никакое средство нельзярассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы нивзяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем егоотдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний».Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применениявсех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действенности.
Список используемойлитературы
1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогическихколледжей / Под ред… И. Пидкасистого. — М.: «Педагогическое общество России»,2000. — 640 стр.
2. Харламов И.В. / Педагогика: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп.- М.: «Гардарики», 2000. — 519 стр.
3. Подласый И.П. / Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: «Просвещение», 1996. — 432 стр.