РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТУПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРАМИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Скупенко Татьяна Викторовна
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА
Реферат студентки1 курса вечернего отделения
Научный руководитель
Профессор
Яремчук Николай Васильевич
Москва2005
Введение
Помере развития рыночных отношений потребность в оценке бизнеса постоянновозрастает. Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности вРоссийской Федерации» оценка объектов собственности (объектов, принадлежащихполностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерациилибо муниципальным образованиям) является обязательной при приватизации,передачи в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации,выкупе, ипотечном кредитовании, передачи в качестве вклада в уставные капиталы.
Оценкабизнеса позволяет оценить рыночную стоимость собственного (уставного) капиталазакрытых предприятий или открытых акционерных обществ с недостаточно ликвиднымиакциями. В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» в рядеслучаев должна проводиться оценка рыночной стоимости акционерного капиталанезависимыми оценщиками. Например, эта процедура предусмотрена придополнительной эмиссии, выкупе акций и т.д.
Возрастаетпотребность в оценке бизнеса при инвестировании, кредитовании, страховании,исчислении налогооблагаемой базы.
Оценкабизнеса необходима для выбора обоснованного направления реструктуризациипредприятия. В процессе оценки бизнеса выявляются возможные подходы куправлению предприятием и определяется, какой из них обеспечит предприятиюмаксимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену, чтои выступает основной целью собственников и задачей менеджеров фирмы в рыночнойэкономике.
Переходк рыночной экономике в России привел к появлению новой профессии, утвержденнойМинистерством труда РФ, — эксперт-оценщик. В связи с растущими потребностями всфере услуг разрабатываются законодательные методические основы оценочнойдеятельности, правительством РФ утверждены стандарты оценки. Оценочныедисциплины вводятся в учебные планы ведущих экономических учебных заведений.
Вразвитие этого процесса в сентябре 1996 г. в Финансовой академии при ПравительствеРоссийской Федерации в рамках специальности «финансы и кредит» была введенаспециализация по оценочной деятельности.
Курс«оценка бизнеса» закладывает базу оценочной деятельности. Вместе с такимидисциплинами, как оценка недвижимости, оценка нематериальных активов иинтеллектуальной собственности, оценка машин, оборудования и транспортныхсредств, реструктуризация предприятия, оценка ценных бумаг, оценка иреструктуризация кредитно-финансовых институтов.
Цельданной работы – формирование теоретических, методических и практическихподходов к оценки бизнеса каксамостоятельной дисциплины, с учетом особенностей современного состоянияроссийской экономики.
1. Методологические положения оценки бизнеса
Развитиерыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности ивозрождения собственника, к увеличению количества объектов собственности вхозяйственном обороте. У каждого, кто задумывается реализовать свои правасобственника, возникает много проблем и вопросов.
Однимиз основных является вопрос о стоимости объекта собственности. Необходимостьего решения возникает у предприятий, фирм, акционерных обществ, финансовыхинститутов. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования,фондового рынка и систем страхование также формируют потребность в новой услуге– оценке стоимости объектов и прав собственности.
Оценочнаядеятельность представляет собой важнейшую составляющую при создании развитойинфраструктуры, которая необходима для дальнейших экономических преобразованийв нашей стране. Сегодня оценка стоимости заняла достойное место в рыночнойсистеме хозяйствования. Уже 10 лет результаты оценки стоимости различныхобъектов собственности служат основой для принятия большинства решений в частноми государственном секторах. Оценка стоимости стала неотъемлемым инструментом варсенале современного российского бизнесмена, финансиста, менеджера. Безпредставлений об оценочной деятельности трудно обойтись в условиях рыночнойэкономики и простому гражданину, и государственному чиновнику, и политику, и предпринимателю.1.1 Понятиеи сущность оценочной деятельности
В условиях рыночной экономики и продавец, ипокупатель, совершая сделки на «свой страх и риск», хотели бы знать заранее овозможном результате, о цене продаж интересующего их объекта. Однако рыночнаяцена становится известной только в итоге состоявшейся сделки. И не одному, дажевыдающемуся, уму за всю историю человечества, от времени Аристотеля до нашихдней, не удалось найти способ определения точной величины рыночной цены.
Вместе с тем в основе рыночной цены сделки,выступающей результатом согласования цены продавца и цены покупателя, лежитвнутренняя величина-стоимость, которая, будучи количественно определенной в условияхконкретного рынка, представляет собой рыночную стоимость1. Именноэту величину чаще всего и пытается определить эксперт-оценщик. В Федеральномзаконе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (сизменениями по состоянию на 27 февраля 2003 г.) в ст. 3 дается такая формулировка:«Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочнойдеятельности, направленная на установление в отношении объектов оценкирыночной или иной стоимости».
Определяя стоимость объекта оценки, оценщикииспользуют информацию, представленную заказчиком, поступившую из внешнихисточников, содержащую наряду с другими сведения о состоянии рынка в целом итого сегмента, на котором «торгуется» оцениваемый объект. На основе полученнойинформации рассчитывается величина, отражающая в денежном эквиваленте затратына создание объекта, генерируемый им доход, риски, сопровождающие образованиеэтого дохода, и др. Найденная величина может совпадать с будущей ценой сделки,а может и отличаться от нее. Более того, выполняя заказ покупателя и заказпродавца на оценку одного и того же объекта, оценщик скорее всего получитразличные величины, так как наблюдается несоответствие информационной базы иожиданий заказчиков. Однако такое расхождение не должно быть существенным.Следовательно, величина, определяемая оценщиком, — это и не рыночная цена, ине стоимость как свойство товара. Она занимает промежуточное положение междуними, органично соединяя специфику оцениваемого объекта и существующие намомент оценки общерыночные параметры, выражая первое через второе. Поэтомулюбая стоимостная оценка «привязана» к конкретной дате.
Для того чтобы понять сущность и особенностиоценочной деятельности, необходимо дать более развернутые ее определения.Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности,представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величиныстоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов вконкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Несколько громоздкоена первый взгляд определение сущности оценки стоимости раскрывает тем не менееосновные черты данного процесса. Рас смотрим каждую из них. Во-первых, оценкастоимости бизнеса (предприятия) — это процесс. Для получения результатаэксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которыхзависят от цели оценки, параметров объекта и выбранных методов. Во-вторых, можновыделить общие для всех случаев этапы оценки, например: определить цели оценки,выбрать вид стоимости, подлежащей расчету; собрать и обработать требуемуюинформацию; обосновать методы оценки стоимости; рассчитать величину стоимостиобъекта, внести поправки; вывести итоговую величину; проверить и согласоватьрезультаты. Ни один из этапов нельзя пропустить или «переставить» на другоеместо. Такие вольности приведут к искажению результата. Отсюда следует, чтооценочная деятельность — процесс упорядоченный: все действия совершаются вопределенной последовательности.
В-третьих, оценка стоимости—процессцеленаправленный. Эксперт-оценщик в своей деятельности всегда руководствуетсяконкретной целью. Естественно, что он должен рассчитать величину стоимостиобъекта, но какую стоимость надо определить, зависит от цели оценки, а также отпараметров оцениваемого объекта. Например, если расчет стоимости бизнесапроизводится с целью заключения сделки купли-продажи, то рассчитывается рыночнаястоимость; если же целью оценки является определение стоимости бизнеса вслучае его ликвидации, то вычисляется ликвидационная стоимость.
В-четвертых, процесс оценки стоимостизаключается в том, что оценщик всегда определяет величину стоимости какколичество денежных единиц, следовательно, все стоимостные показатели должныбыть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаютсяточному измерению и денежному выражению.
В-пятых, сущностная черта стоимостной оценкизаключается в ее связи с рыночной ситуацией. Это означает, что оценщик неограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретениеоцениваемого объекта, его технические характеристики, местоположение,генерируемый им доход, состав и структуру активов и обязательств и т. п. Онобязательно учитывает совокупность рыночных факторов: рыночную конъюнктуру,уровень и стратегию конкуренции, рыночное реноме оцениваемого бизнеса, егомакро- и микроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получениемдохода от объекта оценки, среднерыночный уровень доходности, цены нааналогичные объекты, текущее состояние отрасли и экономики.
Рыночная экономика отличается динамизмом,отсюда время — важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, включаяоценку стоимости бизнеса (предприятия). Время получения дохода или до получениядохода измеряется интервалами, периодами. Интервал или период может быть равендню, неделе, месяцу, кварталу, полугодию или году.
Продолжительность прогнозного периода влияетна величину рыночной стоимости, прежде всего потому, что учитывается при дисконтировании. Рыночная стоимость бизнеса изменяется вовремени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она «привязана» только кконкретной дате. Уже через несколько месяцев она может быть иной.Следовательно, необходимы постоянные оценка и переоценка объектовсобственности.
Другимсущественным фактором оценки в условиях рынка выступает риск. Под рискомпонимаются непостоянство и неопределенность, связанные с конъюнктурой рынка, смакроэкономическими процессами и т.п. Иными словами, риск — это вероятностьтого, что доходы, которые будут получены от инвестиций в оцениваемый бизнес,окажутся больше или меньше прогнозируемых. При оценке важно помнить, чтосуществуют различные виды риска и что ни одно из вложений в условиях рыночнойэкономики не является абсолютно безрисковым.
Результатомпроизведенной оценки служат рассчитанная величина рыночной стоимости или еемодификации. Рыночная стоимость — это «наиболее вероятная цена, по которойданный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда сторонысделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величинецены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства…» (Закон РФ«Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 3).
В-шестых, рыночнаястоимость определяется обязательно в денежном выражении, например, в рублях илидолларах. При этом необходимые для расчета стоимости вычисления целесообразнопроводить сразу в выбранной валюте, так как это позволит провести более точныерасчеты и избежать или существенно уменьшить погрешность, возникающую при переводеитогового результата из одной валюты в другую.
Вычисляя величинустоимости, оценщик старается полностью учесть влияние основных факторов, кчислу которых относятся: доход, генерируемый оцениваемым объектом; риски,сопровождающие получение этого дохода; среднерыночный уровень доходности; ценына аналогичные объекты; характерные черты оцениваемого объекта, включая состави структуру активов и обязательств (составных элементов); конъюнктура рынка;текущая ситуация в отрасли и в экономике в целом.
Термин «оценка»используется в экономике, и не только в экономике, достаточно часто.Популярными являются словосочетания «оценка деятельности», «аудиторскаяоценка», «бухгалтерская оценка», «рейтинговая оценка». Чем же отличается отвсех прочих рыночная оценка, или оценка стоимости?
Принципиальноезначение имеет тот факт, что при качественной рыночной оценке неограничиваются учетом лишь одних затрат, а обязательно принимают во вниманиеэкономический имидж: положение предприятия на рынке; фактор времени; риски;уровень конкуренции. Оценщик подходит к определению стоимости с позицийэкономической концепции фирмы.
Данная концепция впротивовес бухгалтерской концепции позволяет определить рыночную ценностьфирмы. В концепции учитываются такие факторы, как время,риск, неосязаемые активы, внешняя конкурентная среда и внутренние особенности оцениваемого объекта. Согласно такому взгляду на оценку рыночная стоимость любого объекта, приносящего доход или поток денежнойналичности, определяется как текущая стоимость ожидаемого будущего потока наличности, дисконтированного по норме процента, отражающей требуемую инвестором норму прибыли для сопоставимых по риску инвестиций.
При балансовой (bookvalues) или бухгалтерской (accounting) оценке активы фирмы
А = О + СК,
где О — обязательства;
СК — чистый собственный капитал.
При рыночной оценкев этом уравнении появляется еще одно слагаемое — неосязаемыеактивы (НА) и равенство приобретает вид
А’ + НА’ =O’ + CK’.
Неосязаемые активывключают такие элементы, как ценность гарантии, страховки, лицензии, хорошиевзаимоотношения с клиентами, ценность доброго именикомпании (гудвилл) и др.
При рыночной оценкереальный собственный капитал
СК’ = (А’ + НА’) — О’ = (А’ — О’) + НА’.
С помощью этого уравнения легко объяснить, почему фирмы с отрицательным балансовым собственным капиталом все еще воспринимаются рынком как что-то ценное (например, неплатежеспособные депозитные институты, кредитные организации, находящиеся на грани банкротства).Причина в том, что отрицательный балансовый собственный капитал более чем компенсируетсяценностью нематериальных активов.
Если балансовая оценка собственногокапитала и его реальная (рыночная) или экономическая ценность не совпадают, тодолжен существовать скрытый или внебалансовыйкапитал.
Скрытый капиталимеет два источника:
разницу между рыночной и балансовой оценками активов (А’ — А);
неучет внебалансовых позиций (НА’),которые в соответствии с общепринятымипринципами и правилами бухгалтерского учета не подлежат внесению в баланс.
Что касается риска,то бухгалтерская оценка исходит из того, что «один риск подходит всем». Однако каждая фирма при получении дохода фактическисталкивается с различными видами риска и имеет свой собственный уровеньполучения дохода.
Таким образом,бухгалтерская модель не позволяет реально оценить фирму. Оценка же, проводимая на базе экономической концепции, дает реалистичное представление о том, как предприятие будет работать в будущем.Это ценно для всех: собственников, управляющих, потребителей,поставщиков, банкиров, работников страховых и налоговых служб, инвесторов.
Оценка рыночнойстоимости позволяет продавцу и покупателю заключить сделку, ориентируясь наобоснованную стоимость товара, так как рыночная стоимостьучитывает не только и не столько индивидуальные затраты и ожидания, сколько ситуацию на рынке в целом, ожидания рынка, общеэкономическоетекущее развитие, реакцию рынка на объект сделки.
Знание величинырыночной стоимости дает возможность собственнику объектаусовершенствовать процесс производства, разработать комплекс мероприятий,направленных на увеличение рыночной стоимости бизнеса. Периодически проводимая оценка стоимости позволяет повысить эффективностьуправления и, следовательно, избежать банкротства и разорения.
Оценка помогаетпринять правильное инвестиционное решение, сокративтрадиционные издержки. Если бы каждый участник предполагаемой сделки попытался самостоятельно оценить тот или иной объект, то его расходы оказались бы существенными: пришлось бы сформировать информационную базу, приобрести компьютерные программы и т.п., которые использовалисьбы один-два раза и не окупились бы. У профессионального же оценщика вследствиемногократного использования средств производства, налаженных связей иконтактов транзакционные издержки существенно ниже. Кроме того, для проведенияоценочных работ необходимы особыепрофессиональные знания и навыки. Поэтому оценку стоимости проводят эксперты-оценщики, прошедшие специальнуюподготовку.
Заказывая оценкупрофессиональному оценщику, инвестор заключает с ним договор, в котором устанавливаются права и обязанности сторон. Оценщик несет определенную ответственность за качество выполненных работ, азначит, риск неправильной оценки «ложится на плечи»эксперта, а не заказчика.
И наконец, оценка стоимости вмакроэкономическом аспекте является одним изрычагов управления и регулирования экономики со стороны государства, особое значение оценка имеет приуправлении государственной имуниципальной собственностью.1.2. Субъекты и объекты оценочнойдеятельности
Выяснив, что назначениеоценки заключается в расчете рыночной или иной стоимости объекта оценки с цельюэффективного управления и распоряжения им, нужно определить, кто же участвуетв этом процессе и в отношении каких именно объектов он возможен. Оценкапредполагает наличие оцениваемых объектов и субъектов оценки.
Субъектами оценочнойдеятельности выступают физические и юридическиелица, органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т.е. все те, ктозаказывает оценку, проводит ее, регулирует и контролирует, а также являетсяпотребителем оценочных услуг. К субъектам оценочной деятельности можно отнести:
органыисполнительной власти Российской Федерации (РФ), субъектов Федерации,муниципальных образований;
оценщиков— индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;
профессиональныеобъединения оценщиков;
заказчиковоценщиков — юридических и физических лиц, по инициативе которых на основаниизаключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводитсяоценка того или иного объекта;
потребителейоценочных услуг — юридических или физических лиц, органов исполнительнойвласти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценке.
Вместе с тем действующим Законом «Об оценочной деятельности вРоссийской Федерации» (1998 г.)регулируются взаимоотношения только между непосредственными участниками оценки:тем, кто оценивает, и тем, кто заказывает оценку. Оценивать объекты могутфизические лица — оценщики, которые являются либо индивидуальнымипредпринимателями, либо работниками оценочных компаний. В последнем случаеименно оценочная компания заключает с заказчиком договор на оценку объектаоценки1. В Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»(ст. 4) субъектами оценочной деятельности «признаются, с одной стороны, юридическиелица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которыхрегулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой —потребители их услуг (заказчики). Таким образом, оценщики и заказчики — этосубъекты оценки «первого уровня», всех остальных можно отнести к субъектам«второго уровня».
Органы власти участвуют в формировании порядка и определении требованийи условий для проведения оценки посредством разработки, принятия нормативныхправовых актов и их реализации исполнительными органами власти,осуществляющими и контроль за деятельностью оценщиков.
Во избежание зарегулированности оценочной деятельности и в целяхболее точного отражения существующих реалий экономической жизни в нормативныхправовых актах органов власти предполагается целесообразным активное участие впроцессе нормотворчества самих оценщиков.
Что касается потребителей результатов оценки, то ими необязательноявляются заказчики. Потребителем результатов оценки может быть любой участникоценочной деятельности, в том числе и органы власти (выступающие в ролисобственника государственного или муниципального имущества, например, приприватизации последнего). Интересы заказчика оценки и потребителя результатовоценки могут в таком случае не совпадать. Так, если независимым оценщикомпроводится оценка объекта для определения стоимости для целей налогообложения, тоздесь потребителем услуг независимого оценщика будут налоговые органы,использующие информацию, содержащуюся в отчете об оценке объекта, для контроляправильности исчисления налогооблагаемой базы и амортизационных отчислений наэтот вид имущества, заказчиком будет выступать налогоплательщик, и интересыэтих двух сторон будут противоположны. Ответственность за точность полученныхв процессе оценки результатов (стоимости) полностью лежит на оценщике. Однакозаказчик должен нести ответственность за достоверность и полнотупредоставляемых оценщику сведений об объекте оценки, а если возможно, то и запрямой доступ оценщика к объекту.
В целях защиты интересов потребителейуслуг оценщиков Министерством имущественных отношений РФ (МинимуществомРоссии)[1]принято Распоряжение «ОСовете потребителей оценочных услуг» от 2 сентября 2002 г. № 3062-р. Всоответствии с Распоряжением Минимуществом России ведется работа по созданиюСовета потребителей оценочных услуг, в который будут входить представителикрупнейших организаций, пользующихся данными услугами.
В случае, когда основанием дляпроведения оценки является договор об оценке, на отношения сторон в полной мерераспространяются требования гражданского законодательства, в частности Закона«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.).
Согласно Закону в договоре об оценкезаказчиком, равно как и оценщиком, могут выступать физические лица июридические, причем заказчиком в отличие от оценщика может быть физическоелицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя. Отношения междуэтими двумя сторонами оформляются в договоре об оценке конкретного объекта,ряда объектов оценки либо долговременного обслуживания заказчика по егозаявлениям.
Следует отметить, что термин «оценщик»употребляется в двух смыслах: во-первых, оценщик — оценочная фирма илииндивидуальный предприниматель, осуществляющий оценочную деятельность;во-вторых, оценщик — физическое лицо, профессионально осуществляющее оценочнуюдеятельность. Профессия оценщика появилась в Квалификационном справочникедолжностей руководителя, специалистов и других служащих, утвержденномПостановлением Министерства труда и социального развития РФ[2] от 21 августа 1998 г. № 37.
Таким образом, осуществлять оценочнуюдеятельность могут индивидуальные предприниматели, юридические лица,обладающие общей правоспособностью, и юридические лица, обладающие специальнойправоспособностью, при соответствии этой деятельности их уставным целям и
получении лицензии на выполнениеоценочной деятельности с учетом соблюдения его условий[3].
В нашей стране для осуществленияоценочной деятельности необходимо было иметь лицензию Минимущества России. Количестводействующих лицензий на Iапреля 2003 г. составило 5219, изних в Москве— 775, в Московской области — 211, в Санкт-Петербурге — 207, вЛенинградской области — 31[4].
Рынок уелyiоценочных фирм и индивидуальных предпринимателей в России сейчасдостаточно сбалансирован (рис. 1.1)[5].
3
2
7
4
1
5
6
1 –Центральный федеральный округ
2 –Дальневосточный федеральный округ
3 –Сибирский федеральный округ
4 –Уральский федеральный округ
5 –Приволжский федеральный округ
6 –Южный федеральный округ
7 –Северо-Западный федеральный округ
Рис. 1.1. Рынок оценочных услуг(%)
Более 1/3 оценщиков выполняют своюдеятельность в Центральном федеральном округе, каждый пятый участник рынкадействует в Приволжскомфедеральном округе, примерно каждый десятый — в Южном, Сибирском,Северо-Западном и Уральском федеральных округах, более 4% лицензированныхоценщиков — в Дальневосточном федеральном округе.
К объектамоценочной деятельности в соответствии со ст. 5 Закона«Об оценочнойдеятельности в Российской Федерации» относятся:
отдельные материальные объекты (вещи);
совокупность вещей, составляющихимущество лица, в том числе имуществоопределенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
право собственности и иные вещныеправа на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
права требования, обязательства(долги);
работа, услуги, информация;
иные объекты гражданских прав, вотношении которых законодательством России установлена возможностьих участия в гражданском обороте.
В зависимости отобъекта оценки, учитывая особенности методики и технологии,можно выделить несколько направлений специализации или видов оценочныхработ, например: оценка станков, машин, оборудования, транспортных средств; оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности; оценка недвижимости и земли;оценка предприятия (бизнеса).
Распределение оценочных услуг по четыремосновным специализациям [6]приведенона рис. 1.2 (%).
2
3
1
4
1- Оценкастоимостипредприятия(бизнеса