Методы неценовой конкуренции в химической промышленности

–PAGE_BREAK–2.2
Эффективная реклама и высокое качество продукции как метод неценовой конкуренции
на рынке средств для мытья посуды
Человек – существо загадочное: часто говорит то, чего не делает, и делает то, чего не говорит. Маркетологи выяснили это еще в середине прошлого века. Что же в действительности движет покупателем в пользу того или иного выбора?

Не только позиционирование, бренд в отличие от торговой марки обязан быть конкурентоспособным. Для того чтобы бренд был конкурентоспособен, отличался от других, на него необходимо посмотреть с точки зрения маркетинговых войн, помимо существующих позиционных войн, задача которых в основном сводится к принижению значимости однотипного бренда вплоть до дискредитации [30].

Наглядный пример – АОС и «Фейри». Приведем некоторые их преимущества и методы позиционирования.

Появившись на свет в 2002г. AOS быстро завоевал популярность и стал одним из лидеров рынка средств для мытья посуды. AOS во многом превосходит традиционные моющие средства для посуды, представленные на отечественном рынке.

ЭффективностьAOS подтверждена тарелочным тестом!

Высоким показателем моющей способности AOS является тарелочный тест, результат которого выражается в количестве тарелок, вымытых одной бутылочкой средства. В июле 2005г. AOS установил новый рекорд в России в категории «Самое большое количество вымытых тарелок». При помощи 500г средства для мытья посуды AOS было вымыто 9 664 тарелки.

ПреимуществоAOS:

·                     Полная смываемость средства, что особенно актуально при мытье детской посуды.

·                     Бережно заботится о коже рук, призван удовлетворить потребности потребителей с чувствительной кожей.

Потребительские качества:

·                     Быстро и легко смывает грязь и жир даже в холодной воде.

·                     Полностью смывается водой, не оставляя пленки на посуде.

·                     Густая консистенция, позволяющая экономнее расходовать средство.

·                     Бережно относится к коже рук (содержит ухаживающие компоненты: бальзам для кожи рук, глицерин, натуральные экстракты).

·                     Обеспечивает свежий аромат.

В 2007 г. представляем обновленный AOS:

·                     Новая улучшенная формула еще быстрее справляется с различными загрязнениями. Лаборатории Нэфис Косметикс в очередной раз удалось улучшить формулу AOS, который, как известно, и без того занесен в «Книгу рекордов России» за фантастическую моющую способность.

·                     Полностью смывается водой и подходит для мытья детской посуды.

·                     Содержит натуральные добавки, заботящиеся о коже рук.

·                     Мы усовершенствовали форму флакона: теперь AOS удобнее держать в руках, он занимает меньше места на кухонной полке и раковине. Бутылку так и хочется взять в руки благодаря специально сделанным выемкам для пальцев. В европейских странах такие выемки имеют уже практически все средства для мытья посуды [22].

А в помощь женщине специалисты компании Procter&Gamble разработали новое средство – Fairy OXI – с ним все хлопоты, связанные с мытьем посуды, станут столь незначительными и кратковременными, что времени и сил для родных будет гораздо больше.

Fairy OXI — лучший за всю историю Fairy в России. Новая формула работает по принципу образования миллионов микропузырьков, которые глубоко проникают в жир и расщепляют его изнутри, поэтому всего несколько капель Fairy OXI справятся с жиром поразительно легко и быстро.

При своей эффективности Fairy OXI – продукт безопасный, разработанный в европейском научно-исследовательском центре (Brussels Innovation Centre) и полностью соответствующий ГОСТу РФ.

Одним из главных качеств Fairy OXI является полная смываемость, что особенно важно учитывать при мытье детской посуды.

Обратите внимание: Fairy OXI изменил форму флакона, чтобы Вам было удобнее держать его в руках и размещать на раковине.

С Fairy OXI мыть посуду станет настолько легко и просто, что это важное дело можно будет доверить даже мужчине!

Даже самое малое количество Fairy OXI легко справляется с самым сложно удаляемым жиром, растворяя его в воде и не позволяя вновь осесть на посуде и руках благодаря специальной запатентованной формуле. Активные компоненты настолько эффективны, что прекрасно растворяют жир даже в холодной воде.

Вы устали покупать средство для мытья посуды каждые две недели?Тогда попробуйте Fairy OXI, его уникальная формула позволяет отмыть в 2-4 раза больше посуды, чем обычные средства! Fairy OXI дает густую и стойкую пену, благодаря чему его не приходится добавлять так часто, как обычные средства.

Как использовать Fairy OXI при мытье посуды в холодной воде.
Fairy прекрасно выручает хозяек летом на даче и в городе при отключении горячей воды. Даже если нет проточной воды, достаточно растворить одну чайную ложку (5 миллилитров) Fairy в 5 литрах воды. После мытья посуду будет достаточно просто ополоснуть, а отмытый жир не осядет снова ни на губке, ни на посуде или стенках емкости для мытья.

Fairy OXI можно использовать для мытья посуды с антипригарным покрытием.

Посуда с антипригарным покрытием удобна, но она требует деликатного ухода. Её нельзя чистить мочалками, щетками, порошковыми моющими средствами или пастами. Fairy OXI прекрасно отмывает посуду со специальным покрытием, не повреждая его [21].

Различие между этими средствами бытовой химии уловить очень сложно. «Фейри» выпускает продукт, закладывая в него бренд-основу. При этом применяется не креативный, а тестимониевый вид рекламы. (Тестимониевая реклама показывает, грубо говоря, что было до появления продукта и что станет с его появлением.) В данном случае, в телевизионной рекламе «Фейри» использовала образ мужчины, которого так не хватает измученной бесконечным мытьем посуды женщине (мужчины, который ничего не делает по дому).

АОС применила принцип позиционной войны – принижения значимости. «Как, ты пользуешься не АОС, а другим средством?!» «Фейри» отвечает тестимонием, не замечая ментальной атаки: ««Фейри» – это огромное количество вымытой посуды!» На это АОС разрабатывает программу «где есть количество, там нет качества, а значит, вред» – абсолютно русское восприятие всего. «Фейри» остается только оправдываться – показывать тесты, лакмусовые бумажки. Но в ментальном восприятие оправдывание всегда проигрывает!

Это пример позиционной рекламной войны брендов [25].
2.3 Перехват рекламы – эффективный метод неценовой конкуренции на примере средств бытовой химии
Перехват рекламы – более редкий рекламный прием, который типологически можно расположить где-то посредине между маркетинговым «паразитизмом» и рекламной войной. В ситуации перехвата рекламы имитируются не элементы упаковки, а те или иные элементы рекламной компании.

Перехват рекламы – более редкий рекламный прием, который типологически можно расположить где-то посредине между маркетинговым «паразитизмом» и рекламной войной.

В ситуации перехвата рекламы имитируются не элементы упаковки, а те или иные элементы рекламной коммуникации.

Бывает мягкий перехват, который можно назвать рекламным «паразитизмом», (по аналогии с маркетинговым «паразитизмом»), и жесткий, который ближе к объявлению рекламной войны.

Самый интересный пример жесткого перехвата – новый ролик средства для мытья посуды «АОС», производства казанской компании «Нефис – косметикс», которое конкурирует с раскрученным брэндом «Фейри» от P&G.

На двух федеральных телеканалах начал транслироваться новый ролик прогрессивного средства для мытья посуды АОС. Главную роль в нем исполнил актер Андрей Градов с усами. Прелесть в том, что именно этот мужчина еще совсем недавно был завхозом в рекламе средства «Фейри»: там он убедительно разводил руками у столов, заставленных прекрасно вымытыми тарелками. Завхоз доказывал гражданам, что проктеровское средство моет посуду в два раза лучше, чем какое-либо другое. Это обстоятельство компанию «Нэфис косметикс», производителя АОСа, судя по всему, не только не смутило, но и побудило к созданию своего нового ролика, в котором Андрей Градов все с тем же жаром рекламирует прямого конкурента «Фейри».

В свежей работе актер играет самого себя – то есть известного актера, снявшегося в общей сложности более чем в двадцати фильмах. В кадре Градов сначала показан в костюме и галстуке на съемках, а потом в более демократичном виде на кухне, где он дает интервью. Прямо посреди разговора артист внезапно вскакивает, бросается мыть посуду, щедро поливая мочалку АОСом. На удивленный вопрос, чего это он творит, Градов отвечает, что с «Фейри» (название марки галантно вслух не произносится) ему приходится иметь дело из-за работы, а вот для семьи он выбирает по-настоящему лучшее. Заключительный кадр: семейная идиллия, Градов обнимает темноволосую женщину, в ногах у счастливой пары сидит собака породы голден ретривер.

У профессионалов рекламного рынка нет единого мнения по поводу того, как к случившемуся следует относиться. Одни собеседники говорят, что в бизнесе, как в любви, – правил не существует: конкуренция есть конкуренция. А чего «Проктер энд Гембл» не интересовался дальнейшей карьерой своего рекламного лица? Надо было заранее предусмотреть такую неприятную ситуацию, не жалеть денег, заключить с Андреем Градовым специальный эксклюзивный договор, запрещающий ему сниматься где попало. На это, на самом деле, много денег и не потребовалось бы: стандартные выплаты актеру в России за эксклюзив составляют 3 тыс. долларов в год. Даже если б Градов, как человек известный или, допустим, капризный, потребовал бы от компании в три раза больше – сумма все равно получилась бы далеко не космическая. Но в России даже заключение эксклюзивного договора с актером не гарантирует того, что он не будет сниматься в рекламе конкурентов. У нас так неправильно устроено авторское законодательство, что в случае обращения компании в суд актер все равно его выиграет. Эксклюзивный договор в нашей стране хоть как-то работает только потому, что актеры не слишком юридически грамотны и у них нет профессиональных агентов, досконально разбирающихся во всех юридических тонкостях.

Любопытно, что, несмотря на все эти разговоры, уже сейчас можно сказать, что ролик АОСа с Градовым – чуть ли не самая эффективная реклама лета 2006 года. Судите сами. Ролик показывали только на двух каналах всего три недели. При этом показывалив три раза реже, чем рекламу других марок «Нэфис косметикс». Но результат поразительный: на казанском заводе, где выпускается АОС, продажи средства уже расписаны на несколько месяцев вперед [7].

Другой пример попытки перехватить чужую рекламу – ролик, которым казанская фирма «Нефис-косметикс» выводила на рынок свою новинку – «Бимакс–гель». У этого товара было явное конкурентное преимущество — «Бимакс–гель» стоил существенно дешевле, чем вышедший ранее на рынок «Ариэль–Гель» производства компании P&G. Как это водится у P&G, «Ариэль–гель» выводился немудрящим роликом в стиле ДХВВ (две хозяйки в ванной), где молодая женщина доказывала пожилой все преимущества нового средства.

«Нефис-косметик» сняли ролик с очень похожими женщинами и очень похожим сюжетом – молодая женщина также доводит до пожилой все преимущества «Бимакс – геля».

Это можно было бы считать мягким перехватом, причем не очень удачным – никто бы не гарантировал что ролик «Бимакс-геля» на самом деле двигал бы именно его продажи, а не продажи «Ариэль-геля», как более интенсивно рекламируемого.

Поэтому в ролике появился элемент жесткого перехвата: молодая женщина говорит пожилой, что «Бимакс–гель» в два раза дешевле «того новомодного» – явно имея в виду «Ариэль-гель».

Таким образом, одинаковый сюжет и похожие персонажи заставляли потребителя вспоминать рекламу «Ариэль-геля», а рекламное сообщения доводило до его сведения тот факт, что есть такое же хорошее средство, но в два раза дешевле.

Рынок гелей очень невелик, и появление «Бимакс-геля» явилось для компании серьезной проблемой. Впрочем, P&G не стало принимать судебных мер – как и в случае, когда Ангарский завод наладил выпуск стирального порошка «Обычный». Этот случай тоже можно отнести к жесткому перехвату – делалась ставка на то, что зритель вспомнит, что в многочисленных роликах «Тайда» и «Ариэля» конкурирующие с ними порошки назывались не по именам (это принципиальный подход компании) а именно как «Обычные», которые «не справлялись». «Обычный» в варианте Ангарского завода и не должен был справляться, поскольку был существенно дешевле и, соответственно хуже, чем продукция P&G, однако этот остроумный ход вызвал одобрение у той части целевой группы, которая не могла себе позволить дорогие порошки. Впоследствии Ангарский завод был куплен «Невской косметикой» — не в последнюю очередь из-за наличия в его портфеле брэндов «Обычного», «Невская косметика» даже оказала «Обычному» рекламную поддержку. P&G никак не могла воспрепятствовать успеху «Обычного», поскольку зарегистрировать права на это название невозможно, он лишь стал говорить в своих роликах «другой хороший порошок» или даже «другой импортный порошок» [10].

2.4 Промышленный шпионаж в химической промышленности, как один из методов неценовой конкуренции
До начала нынешнего века Бразилия фактически владела монополией на производство каучука. Бразильская экономика в очень большой степени зависела от каучуковой промышленности, которая обеспечивала определенный уровень национального процветания и полную занятость. Однако многие другие страны были очень заинтересованы в том, чтобы ликвидировать бразильскую монополию и получить экономические выгоды, поскольку применение каучука непрерывно возрастало. Ситуация выглядела безнадежной, пока одна из английских фирм не приступила к действиям.

Несмотря на строгий запрет бразильского правительства на экспорт каучуконосов, удалось нелегально вывезти одно или пару растений из Бразилии в Англию. Английские садоводы начали культивировать каучуконосные растения в теплице и изучать возможности его выращивания. Они приняли решение выращивать каучуконосы в Малайе, поскольку климат там подходящий, а Малайя входила в состав Британской империи. Малайский каучук вскоре значительно потеснил бразильский на мировом рынке, в результате чего экономика Бразилии стала приходить в упадок. Великобритания пользовалась плодами продажи каучука до второй мировой войны, когда Япония захватила Малайю и когда были найдены заменители каучука [15].

Впервые в мире появился в 30-х годах в СССР (синтезирован академиком Лебедевым). Основное количество синтетического каучука используется для производства шин (65 – 70%) и резинотехнических изделий (около 25%). Первые предприятия возникли в Ярославле, Воронеже, Казани и Ефремове. Они были связаны с районами и центрами резиновой промышленности и машиностроения. Использовали пищевое сырье (картофель). Переход на минеральное сырье резко изменил географию производства. Теперь синтетический каучук ориентируется на синтетические спирты, получаемые из углеводородов и на нефтепереработку попутных газов, размещаясь на Урале, в Поволжье и Западной Сибири.

Американские корпорации, ставшие жертвами промышленного шпионажа, очень часто не разглашают сведения о таких фактах. Как показали последние исследования в этой области, существует целый ряд причин для сокрытия фактов многих типов противозаконной деятельности. Что касается случаев неожиданного промышленного шпионажа, законы зачастую оказываются перед ним бессильными. Существуют вполне оправданные опасения, что слушания в суде и показания свидетелей могут привести к еще большему раскрытию промышленных секретов. Кроме того, корпорации считают нежелательным разглашение сведений об успешных операциях в области промышленного шпионажа, опасаясь за свою репутацию. Может случиться, что факты промышленного шпионажа остались нераскрытыми или приписаны другим причинам [2].

В 1988 г. бригада строителей, занятая сооружением метанолового завода в Техасе для компании Du Pont De Nemour, обратила внимание на небольшой самолет, пролетавший над их головами. Руководители концерна «Дюпон» выразили озабоченность, что из размещения оборудования в здании могут быть извлечены секреты производства метанола. Крыши над помещением еще не было, поскольку оборудование предполагалось монтировать при помощи подъемного крана. Сотрудники концерна установили, что самолет принадлежит братьям, владеющим частной авиационной компанией. Пилоты признали факт фотографирования стройки и по требованию суда указали в качестве своего клиента местного промышленного консультанта. Очевидно, его целью было узнать, когда завод начнет производство, так как это затрагивало интересы его собственных клиентов, также выпускающих метанол.

Многие отрасли промышленности, особенно химическая, выражают недовольстве законом о свободе информации, принятом в 1966 г. и исправленном в 1974 г., поскольку он допускает промышленный шпионаж. Представители деловых кругов, согласно федеральным постановлениям, обязаны представлять правительству США значительную часть засекреченной информации. Эта информация включает в себя профессиональные секреты, отчеты об исследовательской работе, дизайны и другие данные, являющиеся их собственностью, которые в другом случае не подлежали бы разглашению. Значительную долю в заявках на информацию в рамках закона составляют требования конкурентов, стремящихся получить сведения о деятельности соперников. В заявки на информацию недозволенным образом включают требования о предоставлении сведений о рыночных предложениях [15].
2.4
Специальная система продажи и высшее качество обслуживания, как неценовое конкурентное преимущество
Концерну «Shell» принадлежит крупнейшая в мире розничная сеть, работающая под единым брендом и насчитывающая более 46 000 АЗС. Ежедневно услугами АЗС «Shell» пользуются более 25 млн клиентов в 90 странах мира. Вот уже несколько лет подряд автовладельцы называют «Shell» брендом номер один. Завоевать такое доверие клиентов во всем мире «Shell» удалось благодаря высокому качеству производимого топлива и предоставляемых услуг.

Первые автозаправочные станции «Shell» в России появились в Санкт-Петербурге в 1997 году. Сегодня в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работает сеть из 20 АЗС концерна. В 2006 году 7 АЗС под брендом «Shell» открылись в Москве и Московской области, а в 2007 г. к ним добавятся еще несколько станций. Все станции соответствуют современным отраслевым стандартам в области экологической и промышленной безопасности и отвечают самым строгим требованиям «Shell» к качеству топлива по конкурентным ценам и уровню обслуживания.

На АЗС работают кафе и круглосуточные магазины. Ассортимент магазина включает до тысячи наименований, среди которых продукты, напитки и сопутствующие товары.

Спецификой «Shell» является предоставление своим клиентам бензинов с особыми свойствами, например, таких, как бензин Shell V-Power, разработанный для гоночных автомобилей Ferrari, участвующих в гонках Formula-1. Этот неэтилированный бензин имеет октановое число 95 и содержит присадки, способствующие наиболее эффективному сгоранию топлива в двигателе. В настоящий момент бензин Shell V-Power можно приобрести на всех АЗС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Также на заправках «Shell» клиенты могут заправить свои автомобили дизельным топливом и традиционными видами бензина.

В разработке и производстве транспортного топлива «Shell» применяет новейшие технологии, позволяющие значительно сокращать вредные выбросы. Концерн участвует в программе ООН по охране окружающей среды «За чистые виды топлива и транспортные средства» и внес огромный вклад в разработку альтернативных видов транспортного топлива, таких как синтетическое жидкое топливо, топливо из сырья растительного происхождения, а также в создание экспериментальных АЗС для автомобилей на водородных топливных элементах.

«Shell» давно ищет пути оптимизации расчетных услуг для своих клиентов. В 70-х годах концерн распространял карты для покупки топлива на АЗС «Shell», а затем выпустил карты с более широким набором услуг, позволяющие оплачивать проезд по платным дорогам, мостам и тоннелям, а также пользоваться услугами автосервиса, возвращать НДС на топливо и т.д. Эти карты стали приниматься всеми заправочными станциями. Так появилась расчетная система EuroShell, получившая распространение по всей Европе. Теперь карточки этой системы можно купить не только в Европе, но и в России [20].

Еще одним примером выгодного конкурентного преимущества для автозаправочной станции может стать взаимовыгодное сотрудничество нефтегазовой компании и платежной системы.

В феврале 2007 г. международная платежная система Visa International и одна из крупнейших международных нефтегазовых компаний ОАО «ЛУКОЙЛ» объявили о завершении пилотной фазы проекта Visa — ЛУКОЙЛ, в ходе которой были апробированы технологические и бизнес решения по приему платежных карт Visa в сети автозаправочных станций (АЗС) ЛУКОЙЛ.

В пилотном проекте, который длился 16 месяцев (с сентября 2005 по январь 2007 гг.), участвовали 34 АЗС города Санкт-Петербург. В Москве также проводились испытания, которые подтвердили, что современное технологическое решение по приему карт Visa посредством GPRS терминалов удовлетворяет всем требованиям концепции развития розничной сети ОАО «ЛУКОЙЛ».

ЛУКОЙЛ — одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной Европе, странах СНГ и США.

ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтяной компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%, в общемировой добыче нефти — около 2,1%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи нефти и 18% общероссийской переработки нефти.

По состоянию на начало 2005 года доказанные запасы нефти Компании составили 15 972 млн барр., газа — 24 598 млрд фут3, что в совокупности составляет 20 072 млн барр. н.э [18].

Visa обеспечивает взаимодействие между держателями карт, предприятиями торговли и услуг, а также финансовыми учреждениями посредством крупнейшей в мире сети электронных платежей. Продукты Visa позволяют покупателям и продавцам легко и уверенно осуществлять торговлю как в реальном, так и в виртуальном мире. Visa стремится обеспечить устойчивое развитие систем электронных платежей в целях удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон и стимулирования экономического роста.

В настоящее время мировой оборот по картам Visa составляет более 4 триллионов долларов США. Сеть обслуживания карт Visa является одной из самых обширных в мире и насчитывает более 24 миллионов точек обслуживания, включая один миллион банкоматов. Более подробную информацию можно получить на сайте www.corporate.visa.com.

Visa является одной из самых крупных платежных систем в России. Visa стала первой международной картой, выпущенной в России в начале 80-х годов. По данным на конец третьего квартала 2006 года, российскими банками-членами Visa выпущено более 29 миллионов карт Visa. Ежегодный оборот по картам Visa в России составил почти 68,6 миллиардов долларов США, что является значительным вкладом в развитие российской экономики, а также показателем роста доверия потребителей к карточным продуктам Visa как безопасному и удобному способу оплаты товаров и услуг. В России карты Visa обслуживаются в 122 тысячах торговых точках и более чем в 31 тысяче банкоматов. Таким образом, Visa предоставляет российским и иностранным держателям карт Visa наиболее широкую сеть приема пластиковых карт в России [16].

GPRS технология делает процесс оплаты по картам Visa еще более быстрым, удобным и экономичным для торговых точек. Ее использование позволяет довести уровень надежности соединения до 98 процентов.

Более того, GPRS технология расширяет сферу приема карт как в плане разнообразия торгово-сервисных предприятий, так и в плане географии. Сегодня с помощью беспроводных терминалов возможно осуществлять транзакции там, где раньше это не предоставлялось возможным, например, на транспорте, на туристических объектах, в сфере быстрого питания, на АЗС, при моментальных платежах на небольшие суммы и при торговле товарами с доставкой на дом, а также в тех населенных пунктах, в которых нет возможности провести наземные линии связи или, по меньшей мере, где это нерентабельно.

Целью участия ОАО «ЛУКОЙЛ» в данном проекте является создание дополнительных удобств для клиентов, поощрение наиболее лояльных из них, а также привлечение новых. Оплата с помощью карт Visa посредством GPRS терминалов отвечает всем этим задачам и служит для клиентов современным и удобным способом платежа. Со своей стороны, ЛУКОЙЛ предоставляет определенные привилегии клиентам и планирует дальше расширять программу лояльности как в плане географии, так и в плане ее содержания.

Сегодня при оплате горюче-смазочных материалов и сопутствующих товаров на АЗС ЛУКОЙЛ по карте Visa держатель карты получает скидку в размере 2 процентов. В перспективе ЛУКОЙЛ планирует также начислять и призовые баллы, которые станут основой масштабной программы лояльности.

При разработке новых решений Visa стремится соответствовать тенденциям нового времени — платить по карте можно везде, быстро и удобно. Для современного держателя карты Visa GPRS технология становится все более привычной, т.к. именно она дает ему мобильность, надежность и быстроту оплаты. Среднее время проведения транзакции по карте Visa на АЗС ЛУКОЙЛ, участвовавших в проекте, составляет 10-12 секунд. Новая услуга не только принесет ощутимую выгоду для компании ЛУКОЙЛ и ее клиентов, но также будет способствовать дальнейшей популяризации безналичных платежей в России.

В соответствии с планом, разработанным ОАО «ЛУКОЙЛ», в течение 2007-2008 годов 534 автозаправочные станции будут оборудованы GPRS терминалами для приема карт Visa. Приоритетным месторасположением данных АЗС являются: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, города с населением более 1 млн. человек и трассы федерального назначения [4].

    продолжение
–PAGE_BREAK–