Контрольная работа по педагогике
Тема: Методы обучения
План:
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1 Характеристика процесса обучения
1.1 Понятие и сущность процесса обучения ………………………..
1.2 Принципы обучения ……………………………………………….
1.3 Формы обучения ……………………………………………………
1.4 Способы обучения ……………………………………………………
Глава 2.Методы обучения
Методы объяснительно-иллюстративного обучения ……………………..
Методы репродуктивного обучения …………………………………….
Методы проблемно-поискового обучения ……………………………..
Коммуникативные методы обучения …………………………………….
Имитационно-ролевые методы обучения …………………………….
Заключение ……………………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………………
Введение
Хороших методов существует столько,
сколько существует хороших учителей
Д. Пойя
Метод обучения является важнейшим компонен
том урока. Ю. А. Конаржевский определяет его как «ключ к дос
тижению триединой цели урока, самый подвижный и динамич
ный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами».
Что такое метод вообще? Философская энциклопе
дия дает такое определение: «Метод — форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из зако
номерностей изучаемого объекта». Вместе с тем особенности учебного процесса обусловливают необходимость уточнения этой достаточно общей формулировки. И. Д. Зверев дает такое определение: «Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учи
теля и учащихся, направленные на достижение целей образова
ния. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем».
Методам обучения свойственны следующие особенности (по Левиной М. М.):
метод — это не сама деятельность, а способ ее осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ дея
тельности, поэтому обязательно осознан;
метод должен обязательно соответствовать цели урока. Если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя до
биться ожидаемых результатов;
метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения постав
ленной цели;
каждый метод имеет свое предметное содержание. Знания, включенные в метод, образуют зону его действенности;
метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятель
ности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определя
ет движение всей совокупности средств, предназначенных для ре
шения учителем учебной задачи.
Методы обу
чения должны
соответствовать:
цели урока;
содержанию учебного материала;
формам организации познаватель
ной деятельности учащихся;
реальным учебным возможно
стям учеников, т. е. внутренним и внешним условиям для успеш
ной учебной деятельности;
педагог при выборе МО должен учитывать свои возможно
сти по их использованию
Глава 1 Характеристика процесса обучения
1.1 Понятие и сущность процесса обучения
Что же такое обучение? И.Ф.Харламов так писал об этом: «целенаправленный, педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений». Обучение — это процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей человека, ребёнка. Обучение, реализуясь
через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное развитие
ребёнка, другими словами, имеет дело с познавательными процессами ребёнка. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание — учение».
Преподавание — это деятельность учителя по передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся. Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки её усвоения, а также взаимодействие с учениками и организации и совместной, и самостоятельной деятельности.
Учение — это деятельность ученика, которая подразумевает освоение, закрепление и применение знаний и навыков; самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценки учебных достижений; осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.
Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а так же личностные качества.
Следовательно, обучение — это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение социального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит цикличный характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей: образовательной и воспитательной.
Образовательная — чтобы все учащиеся приобрели определённую сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и профессиональных навыков.
Воспитательная — чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой.
Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй, из чего следует главная цель образования — вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовывать свой человеческий потенциал.
1.2 Принципы обучения
Принципы обучения представляют собой руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой. Учитывая
нацеленность на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося, выделяется следующая система принципов обучения в современной общеобразовательной школе:
принцип взаимообусловленности обучения и воспитания;
принцип целостности и единства дидактического процесса;
принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения;
принцип научности содержания и методов обучения;
принцип систематичности и последовательности в овладении учащимися достижениями науки, культуры, опытом деятельности;
принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя;
принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
принцип доступности обучения;
принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;
принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества;
принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Все перечисленные принципы подчинены ведущему принципу — единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения, который ориентирует работу учителя на приобщение школьников в процессе обучения к общечеловеческим ценностям.
Принципы обучения воплощают требования его организации — наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики. В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения.
1.3 Формы обучения
Форма обучения (или педагогическая форма) — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются:
простые;
составные;
комплексные.
Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:
беседа; экскурсия; викторина; зачет;
экзамен; лекция; консультация; диспут;
культпоход; «бой эрудитов»; шахматный турнир; концерт и т.п.
Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:
урок; конкурс профмастерства; праздничный вечер;
трудовой десант; конференция; КВН.
Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:
дни открытых дверей;
дни, посвященные выбранной профессии;
дни защиты детей;
недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.
Организационных форм обучения выделяют следующие группы:
формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);
формами организации обучения являются: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр.;
формы учебной деятельности учащегося (виды);
формы организации текущей учебной работы класса, группы.
Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.
1.4 Способы обучения
Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. К способам обучения можно отнести:
индивидуальное обучение;
индивидуально-групповой способ;
групповой способ;
коллективный способ.
Индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для «подтягивания» отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз.
Индивидуально-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они приобретали простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако подавляющая масса детей оставалась необученной.
Уже к концу XVI — началу XVII века как индивидуальный, так и индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потребностям общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI веке была создана концепция
группового обучения детей. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения.
Теоретическую разработку классно-урочной формы блестяще провел Ян Амос Коменский (XVII век). Он же и широко популяризировал ее. В настоящее время
классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире, несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.
Для этой формы обучения характерны следующие элементы:
объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);
постоянный состав класса на весь период школьного обучения;
работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;
обязательность занятий для всех;
основной единицей занятий является урок;
наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года, каникул.
Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие:
ограниченное количество обучаемых;
ориентированность в основном на среднего ученика;
высокая трудность обучения для слабого;
торможение развития более сильного учащегося;
невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся.
В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии был назван коллективным способом обучения. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получили название пар сменного состава.
Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны — учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения.
Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, так как не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных учреждениях России.
Глава 2.Методы обучения
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».
Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой;
по источнику получения знаний:
словесные, наглядные, демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств, просмотр кино- и телепрограмм; практические задания, тренинги, деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частичнопоисковый;
исследовательский;
по логичности подхода:
индуктивный;
дедуктивный;
аналитический;
синтетический.
Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.
Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.
Основные методы, объединяются в следующие пять групп:
Методы объяснительно-иллюстративного обучения:
лекции
семинары
рассказ
беседа
самостоятельная работа над учебным материалом.
Методы репродуктивного обучения:
Упражнения
Практикум
Программированное обучение
Тренинги навыков
Методы проблемно-поискового обучения:
Проблемное изложение
Частично-поисковый (эвристический, или сократический)
Исследовательский
Мозговой штурм
Коммуникативные методы обучения:
Дискуссия
Диалог
Полемика
Жужжащие группы
Снежный ком
Метод проектов
Презентации
Имитационно-ролевые методы обучения:
Имитационные упражнения
Деловая игра (ДИ)
Ролевая игра
Организационно-деятельностные игры (ОДИ)
Организационно-мыслительные игры (ОМИ)
Аквариум
Анализ конкретной ситуации (кейс-стади)
Объяснительно-иллюстративные методы обучения
отражают деятель
ность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информация разными способами, а именно: с использова
нием демонстраций, показа; учащиеся же воспринимают, осмысли
вают и дополняют ее, а при необходимости воспроизводят полу
ченные знания
Репродуктивные методы обучения
способствуют формированию знаний на основе заучивания, умений и навыков (через систему упраж
нений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или уме
ний по образцу
Методы проблемно-поискового обучения:
Проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учаще
еся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли
учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления
Частично-поисковые или эвристические методы, используе
мые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования.
Исследовательские методы — способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Мозговой штурм
— метод обучения, направленный на развитие креативных способностей – поиску и порождению новых идей, а также их анализу и синтезу. Мозговой штурм предполагает запрет на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество. После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможное решение рассматриваемой проблемы.
Коммуникативные методы обучения:
Дискуссия — метод обучения, направленный на развитие критического мышления и коммуникативных способностей; предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию. В основе дискуссии лежит
противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения.
Диалог — метод обучения, предполагающий попеременный обмен мнениями (включая мимику и жесты) по поводу единого предмета обсуждения с целью
развития представлений по теме. В основе диалога лежит проблема: в диалоге сопоставляются, дополняются, уточняются различные точки зрения, аспекты рассмотрения данной проблемы. При этом происходит «мягкая проблематизация» и противопоставление разных точек зрения, нет их столкновения, а скорее – взаимонаращивание, взаиморазвитие исходных представлений. Виды диалога: внутренний (напр., исповедь), критический (выявление проблем, анализ породивших их причин и пр.), сократический (эвристическая беседа).
«Жужжащие группы»
— метод обучения, направленный на развитие коммуникативных способностей в малых группах. Этот метод заключается в разделении большой группы на несколько малых для работы над определенной проблемой или вопросом. Обсуждения в этих малых группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники.
«Снежный ком»
— метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах
Имитационно-ролевые методы обучения:
Имитационные упражнения
— метод обучения, имеющий своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально
созданных условий. Они направлены на получение участниками опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры,
работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т. д.
Деловая игра — форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятель
ности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов.
Ролевая игра (разыгрывание ролей) — метод обучения, основная цель которого – обучение специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. В этом ее отличие от деловой игры (их часто смешивают), которая в равной мере нацелена и на развитие предметно-технологической компетентности будущего специалиста.
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) — Основное их назначение – получение нового продукта, не имевшегося в опыте ни игроков, ни ведущих игру. Такие игры проходят в условиях, когда нет ни заранее заданных моделей, ни людей, умеющих решать обсуждаемую проблему, следовательно, нет ни учителей, ни учеников, ни формулировки самой проблемы. Есть лишь тема («тематизм»),
примерно очерчивающая область поиска и указывающая на функции того продукта, который должен быть получен в результате ОДИ.
«Аквариум»
— метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп — внутренней и внешней.
Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.
Анализ конкретн
ых ситуаций — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.
Заключение
Развитие и формирование способностей общих в ходе общеобразовательной работы и специальных в ходе специального образования составляет одну из важнейших задач процесса обучения. В ходе обучения способности не только проявляются, но и формируются, развиваются. Их развитие является не только предпосылкой, но и результатом освоения знаний.
Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать и получить большой объём информации. Обучение — это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание — учение.
Список литературы
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — Спбю: Питер.,2000г — 325с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.,2002г – 450с.
Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие.2008г – 450с
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. Москва. 2003г – 335с.
Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение,1993г – 200с.
Подласый И.П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1999г – 325с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер., 2005г – 255с.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов н/Д: МарТ, 2000г — 255с.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000г — 300с.