Методы применения подводных лодок США в действиях по нарушению коммуникаций Японии на Тихом океане во Второй мировой войне

ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. КУЗНЕЦОВА
Курсовая работа по истории военно-морского искусства
Методы примененияподводных лодок США в действиях понарушению коммуникаций Японии на Тихомокеане во второй мировой войне (декабрь 1941 –август 1945 гг.)
Санкт-Петербург 2008

Оглавление
1.Характеристикапредвоенных взглядов ВМС США на применение подводных лодок в действиях понарушению коммуникаций Японии на Тихом океане во второй мировой войне
2.Характеристикасил и средств ведения подводной войны ВМС США
3.Краткийобзор действий американских подводных лодок на японских коммуникациях
4.Действия американских подводных лодок в 1941 – 1942 гг.
5.Действия американских подводных лодок в 1943 году
6.Действия американских подводных лодок в 1944 – 1945 годах
7.Формы,методы и способы действий подводных лодок США, их результаты
8.Выводы и уроки из анализа действий подводных лодок США по нарушениюкоммуникаций Японии на Тихом океане во Второй мировой войне

1.Характеристикапредвоенных взглядов ВМС США на применение подводных лодок в действиях понарушению коммуникаций Японии на Тихом океане во второй мировой войне
 
ВСША перед войной придавалось большое значение контролю над океанскими иморскими коммуникациями в будущей войне, обеспечить который предполагалосьзавоеванием господства на море путем уничтожения сил флота противника вгенеральном морском сражении. При этом подводные лодки не считались важнымсредством нарушения коммуникаций. Флот США планировал использовать их преимущественнодля обеспечения действий надводных сил, а именно: прежде всего для разведки,поиска противника и прикрытия главных сил флота. Предполагалось, что привыполнении этих задач подводные лодки будут придерживаться наступательнойтактики действий: создавать завесы там, где должны проходить кораблипротивника, блокировать выходы из его баз, патрулировать на морскихкоммуникациях, наносить торпедные удары по крупным боевым кораблям ивспомогательным судам. Теоретики военно-морского искусства США не считали, чтоосновной задачей подводных лодок будет борьба с торговым судоходством. Так визданном в 1939 году в США руководящем документе «Доктрина использованияподводных лодок» говорилось: «Главной задачей подводной лодки является атакатяжелых кораблей противника. Тяжелым кораблем считается линейный корабль, линейныйкрейсер или авианосец.»
ПодписьСША стояла под Лондонским договором, который запрещал нападение подводных лодокна невооруженные суда, за исключением тех случаев, когда это требованиефактически нельзя было выполнить.
Предвоенныевзгляды политического и военного руководства США нашли свое отражение в системеподготовке экипажей подводных лодок к ведению боевых действий. Американскиеподводные лодки не были готовы к действиям в условиях неограниченной подводнойвойны.
Предвоеннаябоевая подготовка основывалась на предположении, что положения договора будутскрупулезно соблюдаться, другие варианты развития вооруженной борьбы на море нерассматривались. Поэтому в ходе боевой подготовки экипажей подводных лодокшироко отрабатывались тактические приемы атак быстроходных, хорошо охраняемыхкрупных боевых кораблей. Казалось бы, что когда американские подводные лодкибыли переключены на борьбу с торговым судоходством Японии, то отработанные длятаких целей тактические приемы могли быть легко изменены применительно к атакамболее тихоходных и менее поворотливых торговых судов. Однако излишняяосторожность командиров подводных лодок, которую можно было бы оправдать впервом случае, явилась серьезным препятствием во втором.
Передвойной на учебных стрельбах часто отмечалось, что подводные лодки, находящиесяна перископной глубине, отчетливо видны с самолетов, пролетающих над ними,поэтому самолетам не составляло труда направить свои эскортные корабли дляатаки подводной лодки. В результате соединение, прикрываемое с воздуха иохраняемое эсминцами, имело большое преимущество перед атакующей его подводнойлодкой.
Втечение нескольких лет перед войной в боевой подготовке американских подводныхлодок упор делался на атаку из глубины по акустическому пеленгу. В ВМС СШАполагали, что, если подводная лодка будет сближаться с соединением кораблей наперископной глубине, она вряд ли успеет атаковать противника прежде, чем самабудет уничтожена. В отчете по артиллерийским учениям 1940 – 1941 годовотмечалось, что атака с перископной глубины, когда известно, что самолет находитсяпоблизости, не оправдана и противоречит тактике использования подводных лодок.Считалось, что при этих условиях подводная лодка может атаковать, не будучиобнаруженной, только с глубины 30 и более метров. Одного командира дивизиона,который в 1940 году на учениях разрешил своим подводным лодкам сближаться подперископом, строго предупредили, чтобы в будущем этого не повторялось. Вэскадре подводных лодок Азиатского флота США командирам подводных лодок, еслиони поднимали перископ во время учебных торпедных стрельб, грозило немедленноеснятие с должности.
Согласнопредвоенным взглядам в ВМФ США, даже когда атакующая лодка была на глубинахсвыше 30 метров, ее шансы на успех считались незначительными. При проведенииатаки только по шумовому пеленгу ожидалось, что одна из атак должна закончитсяуничтожением самой подводной лодки. Как только эсминец, оборудованный гидроакустикой,устанавливал акустический контакт с подводной лодкой, ее шансы на успех резкопадали. Считалось, что в результате атак глубинными бомбами, которые навернякадолжны последовать за установлением такого контакта, подводная лодка будетуничтожена в одном из четырех случаев. В то же время, если подводная лодкасумеет избежать обнаружения, а сама будет слышать шум винтов цели, многие ееатаки будут успешны даже при движении цели на зигзаге.
Совершенноочевидно, что эффективность воздушного прикрытия и корабельногопротиволодочного охранения, как и возможности гидроакустических средствобнаружения слишком переоценивались. Учебные торпедные стрельбы, как правило,проводились в ясную погоду, а исходное местоположение подводной лодки былоизвестно самолету, осуществляющему прикрытие с воздуха. В полигонах, где проводилисьучения гидрологические условия были благоприятными для надводных кораблей, аэсминцы, которые часто привлекались на учения с подводными лодками в качествекораблей охранения, получили значительно больший опыт, чем все остальные эсминцы,не имевшие такого опыта.
Врезультате этих учебных стрельб, проводившихся в упрощенных условиях, неимеющих ни чего общего с реальной боевой обстановкой, была разработана тактикаатаки противника с большой глубины по данным гидроакустических приборов. Послевойны один командир подводной лодки писал: «Согласно этой тактике, подводныелодки должны были бы стоять как статуи или действовать только в искусственных условиях.»И действительно из 4873 атак американских подводных лодок во 2 мировой войнетолько 31 можно считать атаками по данным гидролокационной станции, и не однаиз этих атак не была успешной.
ВВМС США очень мало внимания уделялось боевой подготовке в ночных условиях.Командование подводных сил считало ночные учебные торпедные атаки в условияхприближенным к боевым, чрезвычайно опасными для затемненных подводных лодокиз-за угрозы столкновения с быстроходными затемненными надводными кораблями,приводящего, как правило, к гибели подводной лодки со всем экипажем.
Такимобразом к началу войны на большей части американских подводных лодок неоказалось устройств для эффективного наблюдения за целью ночью с затемненногоходового мостика и для передачи данных в систему управления торпеднойстрельбой. На военно-морской верфи США Мэр-Айленд был создан датчик пеленгацели, с помощью которого упрощалась задача взятия пеленга на цель и передачаданных в виде электрических сигналов в боевую рубку. Те немногие лодки, которыеимели этот прибор, обладали значительным преимуществом по сравнению с остальными.Большинство командиров подводных лодок не имело опыта ночных атак и, самоеглавное, не понимало того тактического преимущества, которое дает им в ночноевремя скорость надводного хода при атаке тихоходных торговых судов.
2.Характеристикасил и средств ведения подводной войны ВМС США
Предвоенныевзгляды нашли свое отражение не только в системе подготовке экипажей подводныхлодок к ведению боевых действий, но и в определении тактико-техническихтребований к разработке и строительству новых подводных лодок.
Всоответствие с кораблестроительной программой США после 1 мировой войныпостроили 51 подводную лодку типа «S».Эти подводные лодки имели надводное водоизмещение около 800 тонн и проектную скоростьнадводного хода 14 узлов, с которой большинство из них могло идти в течениекороткого времени. Обладая невысокими показателями в части автономности,скорости хода и условий обитаемости для участия в длительных переходах наТихоокеанском ТВД, эти подводные лодки в 1925 году получили официальную оценкукомандования ВМФ США: «…опыт маневров показывает, что эти корабли не могутрассматриваться как удовлетворительный тип крейсерской подводной лодки…».Несмотря на это, 23 выслуживших свой срок и устаревших подводных лодок типа «S»участвовали в боевых действиях на Тихом океане, а многие действовали до 1944года.
В1924 – 1930 гг. в США построили 6 подводных лодок типа «V».Надводное водоизмещение этих лодок составляло 2730 тонн и обеспечивало имдостаточную автономность и необходимые условия обитаемости, но это былитихоходные и трудно управляемые при погружении лодки, что снижало их боевыекачества.
Впоследующем, к середине 30-х годов был разработан новый тип крейсерскойподводной лодки и налажено их серийное производство. Создание быстроходныхдизельных двигателей и уплотнение компоновки внутренних устройств корабля даловозможность повысить скорость надводного и подводного хода и обеспечитьдостаточную автономность и необходимые условия обитаемости, что возымело существенноезначение для ведения боевых действий на громадных просторах Тихого океана.
Надводноеводоизмещение крейсерских подводных лодок типа «Gato»принятых к серийному производству перед самым началом войны, составляло 1816тонн, длина 95 метров. Она имела 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата,запас торпед – 24 единицы, кроме того оснащалась орудием калибра 76 мм, вдальнейшем устанавливалось 2 – 4 зенитных пулемета. Крейсерская подводная лодкатипа «Gato» могла развить максимальнуюнадводную скорость – 20 узлов, и 9 – подводную. Дальность плавания составляла внадводном положении – на экономичном ходе в 10 узлов – 10000 миль, в подводномположении без подзарядки батарей подводная лодка могла пройти 120 миль наскорости 2,5 узла.
Различныемодификации этой подводной лодки действовали в составе флота США на Тихомокеане всю войну. В течение войны конструкция этих подводных лодок постоянносовершенствовалась путем улучшения мореходности, увеличения глубины погружения,сокращению времени быстрого погружения, увеличению калибра артиллерийскоговооружения, оборудования более совершенными радиоэлектронными средствами имодернизации систем управления торпедной стрельбой.
Так,76-мм артиллерийские орудия заменялись 127-мм установками, увеличивалось числоводонепроницаемых кранцев первых выстрелов, вместо пулеметов поставлены 40-ммавтоматические пушки, время быстрого погружения уменьшено до 40 секунд путемувеличения площади шпигатов надстройки (особенно в носу) и снижения скоростизаполнения кормовой группы ЦГБ, ограждение рубки укорочено для уменьшениясилуэта лодки. С конца 1942 года на всех лодках начали монтироваться РЛС типа«SJ» для обнаружения надводных целей, затем появился поисковый приемник «APR»для обнаружения работающих РЛС противника и новые РЛС типа «ST» и «SV»,работающие на более коротких волнах. Антенны РЛС типа «ST» и «SV»были смонтированы на головке перископа. Связь между лодками обеспечиваласьультракоротковолновым радиотелефоном.
Установленныена подводных лодках батитермографы позволяли производить гидрологический разрези следить за состоянием гидрологии моря в районе боевых действий (температураводы, скорость распространения звука в воде, определение глубину слоя скачка).Это давало возможность избирать наиболее выгодные глубины для гидроакустическогонаблюдения и уклонения от противолодочных сил противника.
Подводныелодки, вступавшие в строй со второй половины 1943 года, обладали повышеннойживучестью за счет увеличения почти на 60 процентов прочности корпуса. Этопозволяло им погружаться на значительно большую глубину, чем та, на которую онииспытывались. Непрерывный прогресс в металлургии, технике сварки и технологиипроизводства подводных лодок также повлиял на увеличение запаса прочности этихлодок, и в крайних случаях, спасаясь от сильного преследования, они погружаясьна предельную глубину установленную заводом. Такая прочная конструкцияпозволяла выдерживать атаки глубинными бомбами, которые при иныхобстоятельствах могли оказаться роковыми.
Подводныелодки типа «S» имели тяжелые итихоходные дизельные двигатели с пневматическим распределением топлива, укоторых было множество мелких недостатков, но возникающие неисправности относительнолегко устранялись силами экипажа в море. На крейсерских подводных лодках типа «Gato»устанавливались быстроходные бескомпрессорные двигатели, созданные проектнойорганизацией, создавшей ж\д тепловозы.
Передсамым началом войны на подводных лодках США стали применятся дистилляторы дляопреснения соленой воды, действующие по принципу сжатия пара, и это решило однуиз самых серьезных проблем снабжения подводных лодок пресной водой во время ихпродолжительного патрулирования. Кондиционирование воздуха было другим большимпреимуществом американских подводных лодок не только с точки зрения здоровья иудобства экипажа, но и с точки зрения повышения надежности работы электронныхсистем корабля.
Системыуправления торпедной стрельбой к началу войны качественно изменились.Первоначально на устаревших подводных лодках типа «S»стрельба проводилась на боевом курсе равном пеленгу стрельбы. Прием навооружение новых торпед позволил производить пуск и под углом к ходу торпеды,но установка угла поворота на гироприборе торпеды производилась вручную. Накрейсерских подводных лодках типа «Gato»торпедный автомат стрельбы в ходе боевого маневрирования лодки вычислял углыустановки гироскопа, и сложная система сервомеханизмов автоматически проводилаих установку в торпеде, пока подводная лодка маневрировала, занимая позицию дляатаки. При этом торпеды, как правило, держали с установленными параметрамихода, что существенно повышало скорость стрельбы. Фактически командирамериканской подводной лодки, введя в торпедный автомат стрельбы скорости своюи предполагаемую противника, дистанцию до цели, осуществлял наводку через визирперископа.
Стольвысокая степень автоматизации существенно повышала эффективность стрельбы.
Однакоуказанные преимущества сводились почти к нулю из-за плохих торпед.Разработанная перед войной торпеда «Мк-14» состояла на вооружении крейсерских подводныхлодок.
Онаимела скорость хода 46 узлов при дальности хода до 4100 метров и 31,5 узла придальности хода 8100 метров. Торпеды «Мк-14» были оснащены магнитными взрывателями«Мк-6» — сложным электромеханическим устройством. Эта система срабатывала приизменении магнитного поля, когда торпеда проходила под килем корабля — цели, аесли торпеда попадала в борт, то система срабатывала, как обычный контактныйвзрыватель.
Научебных стрельбах торпеды снаряжались учебными зарядными отделениями безвзрывчатого вещества и взрывателей, а сами торпеды умышленно направлялись с такойустановкой по глубине, при которой они проходили на безопасном расстоянии подцелью во избежание повреждения торпед и корабля-мишени. Испытания взрывателя иустройств регулирования глубины хода торпеды проводились испытательнойстанцией.
Главнымобразом из соображений экономии все эти испытания проводились в простейших,искусственно созданных условиях. Не были проведены испытания торпед с боевымзарядным отделением, со стрельбой по негодному для плавания кораблю, вплоть доего потопления. Таким образом, было воспитано целое поколение подводников, ниразу не видевших и не слышавших взрыва торпеды.
3.Краткий обзор действий американских подводных лодок на японских коммуникациях
Кначалу военных действий на Тихом океане флот США имел значительное превосходствонад флотом Японии. Считалось, что в сражениях с японским флотом он успешнорешит исход войны в свою пользу. Но события 7 декабря 1941 года в Перл-Харбореизменили обстановку, они привели к значительным потерям в крупных корабляхамериканского флота. Не утратили свою боеспособность лишь подводные лодки ичастично морская авиация.
Опираясьна свой высокий военно-экономический потенциал США смогли ликвидироватьпоследствия понесенных ими в декабре 1941 и начале 1942 года поражений,развернуть на Тихоокеанском ТВД крупные силы и во второй половине 1942 годасоздать численное превосходство над противником. Поражения и неудачи японскихвооруженных сил летом и осенью 1942 года ослабили их и обусловили кризиснаступательной стратегии императорской ставки. Япония утратила господство наморе и в воздухе.
Однакостратегическая обстановка в первые два года войны на Тихом океане изменяласьочень медленно. Ко второй половине 1943 года, когда в войне был завершенкоренной перелом, Япония сохраняла все стратегические позиции, завоеванные вначале агрессии.
Единственнымродом сил ВМФ США, который вел активные действия на море в этот период былиподводные лодки. Главной задачей подводных лодок являлось нарушение морскихперевозок Японии в Тихом океане и Южных морях.
Островноеположение Японии и скудные собственные запасы основных видов стратегическогосырья (обеспеченность – 20 % -25 %) ставили ее экономику в большую зависимостьот импорта. Особенно остро стоял вопрос с обеспечением японской экономикижидким топливом (обеспеченность – 10 %), железом и каучуком, что всегдаявлялись уязвимой ее стороной.
Этауязвимость особенно возросла с захватом Голландской Ост-Индии и многочисленныхтерриторий в районе Южных морей, когда фронт растянулся на 15000 миль.Устремление японской агрессии в южном направлении потребовало от еевоенно-морского флота и авиации решения дополнительных задач, связанных собеспечением перевозок в различных районах Тихого океана. Эти обстоятельствазначительно повышали значение и роль океанских и морских сообщений. Защита торговогосудоходства приобретала весьма важное значение.
Входе Второй Мировой войны морские перевозки Японии велись по двум основнымнаправлениям:
1.Вдоль китайского побережья — основные потоки стратегического сырья ипродовольствия из Голландской Индии, Британской Малайи, Индокитая, Филиппин;
2.Восточнее Филиппинского архипелага велись основные перевозки из Японии востровной район Тихого океана.
Интенсивныеперевозки велись также в Желтом и Японском морях, а отсутствие железных дорогобусловило масштабы каботажных перевозок.
Протяжённостьотдельных маршрутов японских коммуникаций достигала 3-4 тыс.миль. Это создавалобольшое напряжение транспортного флота, требовало крупных сил для его обороны,вообще делало коммуникации уязвимыми. Слабым местом японских коммуникаций былои то, что основные маршруты располагались в относительно узкой полосе, аосновные узлы коммуникаций находились у вполне определенных районов и узкостей– Токийский залив, проливы Бунго, Кии, Тайваньский, Лусон (естественныепривязки).
Поэтим коммуникациям в Японию шел грузовой поток стратегического сырья ипродовольствия, а из Японии перебрасывались войска, оружие и боевая техника.Для обеспечения этих перевозок Япония к началу войны располагала торговымфлотом общим водоизмещением 6337000 рег. тонн.
Быстроепродвижение японских вооруженных сил в южном направлении и захват обширныхостровных районов юго-западной части Тихого океана создавали возможностьманеврировать, т.е. менять направление движения конвоев и отдельных судов,менять участки коммуникаций и широко использовать для защиты судоходствабереговую авиацию и малые корабли. Но разбросанность баз и портов на громадномпространстве от Алеутских островов до Австралии вела к распылению сил японскогофлота, необходимых для обеспечения торгового судоходства, и требовалазначительного увеличения сил и средств противолодочной обороны.
Однако,из-за прочетов командования, противолодочная оборона японского флота не былаподготовлена к защите своего торгового судоходства и оставалась слабой втечение всего периода боевых действий на Тихом океане, состав сил и средствяпонского флота не соответствовал требованиям широко развернувшихся морских иокеанских перевозок. В дополнение к 14 противолодочным кораблям специальной постройки,находившимся в строю к началу войны, японцы предполагали в течение 1942-1945годов построить 233 эскортных корабля. Однако этот план не был выполнен.
Всоставе японского флота находилось значительное число эскадренных миноносцев,но они главным образом использовались для охранения крупных боевых кораблей, адля сопровождения конвоев применялись ограниченно. Конвоирование торговых судовосуществлялось в основном базовыми сторожевыми кораблями, имевшими слабое противолодочноеоружие и несовершенные средства обнаружения подводных лодок.
Дляборьбы с подводными лодками было мобилизовано громадное количество моторных ипарусных рыболовных судов. Но эти суда, не имея гидроакустики и радиолокации,не могли быть эффективными силами противолодочной обороны.
Потери,понесенные японским торговым флотом, уже в первый год войны превзошли всепредположения японского командования. Однако решительных мероприятий пообеспечению и защите морских перевозок принято не было, если не считатьнекоторого расширения строительства противолодочных кораблей. Общий составэскортных сил продолжал оставаться недостаточным. В 1943 году противолодочныесилы японского флота располагали лишь 50 кораблями, в том числе несколькимиэскадренными миноносцами постройки 1920 – 1925 годов. Находившиеся в составепротиволодочных сил четыре эскортных авианосца начали участвовать всопровождении конвоев только в 1944 году. Организация эскортных сил подчасносила случайный характер. Для сопровождения транспортов выделялись обычносвободные от выполнения других задач корабли.
Крометого, значительное число противолодочных кораблей и кораблей, периодическипривлекавшихся к эскортированию судов, не имело на вооружении радиолокационныхи гидролокационных установок. По-прежнему для целей противолодочной обороныпочти не использовалась авиация. Все это создавало весьма благоприятные условиядля действий американских подводных лодок на океанских и морских сообщенияхпротив японского торгового судоходства. Американские подводные лодки неиспытывали сколько-нибудь значительного постоянного воздействия сил и средствпротиволодочной обороны.
 
4.Действия американских подводных лодок в 1941 – 1942 гг.
Кначалу войны на Тихом океане у США была 51 подводная лодка. В составеТихоокеанского флота, базировавшегося на Перл-Харбор – 15 крейсерских подводныхлодок и 7 средних подводных лодок, в составе Азиатского флота, базирующегося наКавите (о.Лусон) – 23 крейсерских и 6 средних подводных лодок. Кроме того, 22подводных лодки, не входившие в указанные соединения, находились на базах Тихоокеанскогопобережья США и 73 – в постройке.
Начальноеразвертывание подводных лодок производилось из Перл-Харбора (отстоящего отЯпонии на 3400 миль) и Кавите. С падением Филиппин подводные лодки Азиатскогофлота из Кавите были переведены в Сурабаю (о. Ява) и Дарвин (Австралия). Вдальнейшем, после оставления американцами острова Явы, подводные лодкиперебазировались на Фримантл и Брисбен (Австралия). Кроме того, были организованыбазы в Датч-Харборе и на острове Мидуэй. Все эти базы обладали крупнымнедостатком – они были значительно удалены от районов боевых действий подводныхлодок, на переходы затрачивалось до 10 суток, что сокращало время пребываниялодок на позиции.
Вовторой половине 1942 года были определены зоны боевых действий американскихподводных лодок в Тихом океане: Северная, Центральная, Юго-Западная и Южная. Вкаждой зоне действовали подводные лодки определенного соединения.
Действияамериканских подводных лодок начались в середине декабря 1941 года:Тихоокеанский флот развернул три лодки у берегов Японии, три – в районеМаршалловых островов. Почти одновременно вышло в море значительное числоподводных лодок Азиатского флота для действий в Восточно-Китайском море, вФормозском (Тайваньском) проливе и в районе Филиппинских островов. С весны 1942года районы боевых действий подводных лодок несколько расширились. Часть лодокдействовала в Охотском море и в районе Курильских островов. К концу 1942 года вморе одновременно действовало до 20 – 25 подводных лодок.
Основнымметодом использования американских подводных лодок в этот период былокрейсерство одиночных лодок в сравнительно обширных районах и частично надальних подступах к крупным портам и базам Японии.
Задекабрь 1941 года и весь 1942 год подводные лодки США на Тихом океане совершили346 выходов. Из 197 судов общим тоннажем 938 тыс. рег. тонн, потерянных Япониейза это время, на их долю приходилось более 180 судов – 725 тыс. рег. тонн(более 90 %). Анализ же показывает, что успешность действий лодок была довольнонизкой. За 13 месяцев они провели в боевых походах 5448 суток, обнаружив и атаковавза этот период 570 грузовых судов и израсходовав 1508 торпед (успешность атаксоставила 31,5 %). С учетом построенных судов общее снижение японскоготоргового тоннажа составило лишь 89 тыс. рег. тонн – цифру весьманезначительную для того, чтобы она имела какое либо значение и могла оказатьвлияние на снабжение метрополии. Общий ввоз наиболее важных видов сырья ипродовольствия оставался в тех же пределах, что и в 1941 году, то есть около 20млн. тонн.
Стольнизкая результативность подводной войны зачастую объясняется американскимиспециалистами (Т. Роско, У. Холмсом и другими) либо конструктивныминедостатками торпед и их недостаточным количеством, либо слабойпрофессиональной подготовкой командиров подводных лодок. Все эти недостаткидействительно имели место в подводных силах США и оказывали влияние наэффективность действий подводных лодок. Однако, как отмечает известныйамериканский исследователь деятельности подводных сил К. Блэйр, «…главнойпричиной столь неудачных действий подводных лодок в 1942 году – была неспособностьвысшего командования – Кинга, Эдварса, Нимица, Харта, Уилкиса, Уитерса,Инглиша, Локвуда, Кристи и Файва – выработать широкий единый взгляд настратегическое использование подводных лодок на Тихом океане, нацеленный надостижение специфической задачи – нарушать деятельность торгового флота Япониинаиболее эффективным и действенным образом… Подводные силы США были распылены ирешали не свойственные им задачи, в то время как торговые суда Япониибеспрепятственно проходили в водах метрополии и через бутылочное горлышкопролива Лусон».
5.Действия американских подводных лодок в 1943 году
Ростчисленности подводных лодок (в 1942 году подводные силы получили от промышленности36 новых подводных лодок, которые все были направлены на Тихий океан),благоприятная для их действий обстановка на театре не способствовали повышениюэффективности их действий. Потери японского торгового тоннажа и в начале 1943года продолжали оставаться на прежнем уровне. В январе – марте из 232 атакованныхсудов американские подводные лодки потопили 54, суммарным тоннажем 244,3 тыс.рег. тонн. Перспективы дальнейшей борьбы требовали от командования подводныхсил изменения взглядов на оперативно-тактическое использование подводных лодок.Командующие подводными силами флотов произвели переразвертывание лодок на линииморских коммуникаций в открытом море, начали посылать их на патрулирования впролив Лусон.
Продолжалосьсовершенствование тактических приемов применения подводных лодок, качественноулучшилось их радиоэлектронное вооружение. На каждой подводной лодкеустанавливали радиолокационные станции двух типов – «SJ» и «ST». Кроме РЛСлодки вооружались поисковыми радиолокационными приемниками и усовершенствованнойгидроакустикой. Во второй половине 1942 года на флот начали поступать взначительных количествах торпеды с угловой установкой прибора Обри.
В1943 году одновременно с начавшимся вытеснением американцами японскихвооруженных сил из района Южных морей и, как следствие, сокращением линиияпонской обороны происходило дальнейшее расширение районов боевой деятельностиамериканских подводных лодок. Подводные лодки Азиатского флота началидействовать у Филиппинских островов, в Южно-Китайском море и на подходах кМалаккскому полуострову. Подводные лодки Тихоокеанского флота сосредоточилисвои действия на южных подходах к острову Хонсю.
Методиспользования американских подводных лодок в 1943 году почти не изменился, онипродолжали действовать в одиночку. Однако поиск путей повышения эффективностидействий привел к попытке овладеть групповым способом использование подводныхлодок. Были сформированы три группы из 3 подводных лодок каждая, которые отрабатывалисовместные боевые действия. И, хотя первые результаты группового применениябыли сравнительно невысокие, в штабе подводных сил пришли к выводу, что придальнейшем совершенствовании эта тактика подводных лодок должна датьположительный результат.
Общиеитоги 1943 года были обнадеживающими. Совершив за год 358 боевых выходов,подводные лодки потопили 335 судов тоннажем 1,5 млн. рег. тонн, то есть болеечем в два раза больше, чем в 1942 году. Эти потери серьезно повлияли на импорт.Ввоз материалов и сырья в Японию сократился до 16,4 млн.тонн. Несмотря наускоренное строительство транспортных судов, суммарный тоннаж торгового флотаЯпонии сократился на 1,1 млн. рег. тонн и к концу 1943 года составил 4,1 млн.рег. тонн.
Однакоэта картина не отражала положения дел в танкерном флоте. Даже потеря 156 тыс.рег. тонн танкерного тоннажа не привела к его снижению. К концу 1943 года онвырос на 177 тыс. рег. тонн и в общем составил 863 тыс. рег. тонн.
Вцелом, со второй половины 1943 года военное руководство Японии сталорасплачиваться за ничем не обоснованную уверенность в быстрой победе,отсутствие должного внимания к вопросам защиты собственных коммуникаций.
Особоезначение для Японии имели коммуникации, связывающие метрополию со странамиЮжных морей, откуда доставлялось продовольствие, нефтепродукты, каучук, уголь,бокситы и другое стратегическое сырье, крайне необходимое для продолжениявойны. К концу 1943 года на коммуникациях в Восточно-Китайском, Южно-Китайскоми Филиппинском морях и на подходах к метрополии одновременно действовало 30 –35 американских подводных лодок.
6.Действия американских подводных лодок в 1944 – 1945 годах
Значительныепотери торгового тоннажа в 1943 году заставило высшее военное руководствоЯпонии серьезно заняться организацией обороны морских коммуникаций. Однакореорганизация сил ПЛО началась лишь в конце 1943 года. Решением Императорскойставки 15 ноября 1943 года был создан объединенный штаб конвойных сил. Началосьпополнение корабельного состава в ранее сформированных особых конвойныхсоединениях, формировались отряды эскортных кораблей в военно–морских базах. 15декабря 1943 года была сформирована 901 авиагруппа, самолеты которойпредназначались для непосредственного авиационного прикрытия важных конвоев. Впоследующие месяцы было создано еще несколько авиагрупп.
Кначалу 1944 года защиту Японских коммуникаций осуществлял большой эскортныйфлот в составе 1-го и 2-го соединений и отрядов охраны военно-морских баз общейчисленностью до 100 боевых кораблей, а также авиачасти, насчитывающие свыше 400самолетов. Однако корабли эскортного флота были в основном устаревшими, плохооснащенными гидроакустической и радиолокационной аппаратурой. Строительствоновых кораблей этого класса велось крайне медленно. Самолеты авиагруппы такжебыли слабо оснащены приборами поиска подводных лодок. Только часть имела РЛС имагнитные обнаружители с радиусом действия до 130 метров.
1-есоединение эскортных кораблей обеспечивало переходы транспортов между Японией,островами Палау, Филиппинскими, Сингапуром, Нидерландской Индией, откуда вметрополию доставлялись стратегическое сырье и продовольствие. 2-е соединениезащищало судоходство между Японией, Марианскими и Каролинскими островами. Однакоиз-за недостатка конвойных кораблей большинство транспортов продолжало совершатьпереходы без охранения.
Реорганизацияконвойных сил оценивалась командованием японского ВМС слишком оптимистично. Попрогнозам оно полагало, что ежемесячные потери американских подводных лодокбудут составлять 15 единиц. Реально же эскортный флот представлял собой весьмаслабое объединение и не мог успешно решать задачи по защите судоходства. Всеэто было запоздалой ответной мерой японского высшего военного командования навсе возраставшие потери торгового тоннажа в результате более эффективногоиспользования американских подводных лодок.
НаТихом океане к началу 1944 года США имело 123 лодки. За 1943 год в составдействующего флота было введено 56 новых крейсерских лодок, а среднемесячноепополнение в 1944 году ожидалось в пределах 6 – 7 единиц. К этому временистарые подводные лодки типа «S»были выведены из состава действующего флота.
Планированиекомандованием вооруженных сил США ряда последовательных наступательных операцийна Тихоокеанском театре в 1944 году потребовало от командования ВМС поискапутей повышения эффективности боевых действий подводных сил.
Новыйоперативный план использования подводных лодок на театре, утвержденный в апреле1944 года, предусматривал активизацию их действий против японского торговогофлота. Повышение результативности ожидалось от массированного использованияподводных лодок в составе групп, а также широкой комбинацией одиночных игрупповых действий. Причем группы подводных лодок должны были вести патрулированиев наиболее важных узлах коммуникаций: в проливах Лусон, Формозский(Тайваньский) и на подходах к ним.
Врезультате анализа военно-экономического положения Японии командование ВМС СШАпроизвело переоценку значимости потопления различных классов боевых кораблей итипов торговых судов. Объектами номер один для подводных лодок стали танкеры,уничтожению которых стало придаваться особо важное значение. Из 43 танкеров, потерянныхЯпонией в первом полугодии 1944 года, 27 приходятся на долю подводных лодок. Врезультате ввоз нефти в страну в мае, по сравнению с январем того же года,сократился почти в 2 раза, в июле – на 64 %, а к осени на 70%. Это создалобольшие трудности в обеспечении японского военно-морского флота топливом,поставило в тяжелое положение экономику, нарушило, в частности, выполнениесудостроительной программы, осложнило перевозки стратегического сырья,продовольствия, войск и воинских грузов.
Наэффективность действий подводных лодок оказывали влияние многие факторы, но внаиболее значительной степени – система их базирования, которая расширялась помере продвижения американских вооруженных сил в центральной и юго-западнойчастях Тихого океана. В мае 1944 года лодки стали базироваться на островеМаджуро (Маршалловы острова), приблизившись к основным линиям японских коммуникацийв Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях на 1200 миль. В конце июляпередовая база появилась на острове Сайпан, а в конце октября – на островеГуам. Одновременно были перебазированы и подводные лодки Азиатского флота наСоломоновы острова и остров Новая Гвинея. Приближение пунктов базирования ккоммуникациям противника значительно сокращало переходы и увеличило среднее времяпребывания на боевых позициях до 27 суток. Быстрой организации базирования вомногом способствовали плавучие базы и другие суда снабжения.
Наличиепередовых баз позволяло лодкам в одном боевом походе производить дозаправкутоплива и торпед и как бы дважды действовать в районе патрулирования. Каждыйдивизион подводных лодок обеспечивался своей плавучей базой. Но в случаенеобходимости с нее могли заправляться лодки любого дивизиона.
Спотерей Марианских и части Каролинских островов линии японского судоходствасместились к побережью азиатского материка. Первостепенную роль продолжалаиграть коммуникация Сингапур – Токио. Учитывая важность этой артерии, в началеиюня японское командование организовало на отдельных ее участках и ответвлениях(Такао – Сингапур, Манила – Гонконг, Тайвань – Филиппины), где американскиелодки создавали наибольшую угрозу конвоям, непрерывное патрулирование самолетовбереговой и авианосной авиации. Однако из-за нехватки сил (привлекалось всего400 самолетов базовой авиации, 4 эскортных авианосца) эффективность этой мерыбыла невысокой. Потери торгового тоннажа за первое полугодие 1944 года отподводных лодок составили 264 судна – 1159 тыс. рег. тонн.
Значительноеснижение численности торговых судов тяжело отражалось на экономике Японии.Высший совет Японии по руководству войной 11 августа 1944 года на своемзаседании пришел к выводу, что экономический потенциал страны неуклонно падаети что главной причиной этого являются огромные потери в судах торгового флотаот действий американских подводных лодок. Однако высший совет не смог найтисредств и способов повышения мощи флота и авиации в такой степени, чтобыобеспечить надежную защиту морских сообщений.
Подчинениев августе 1944 года эскортных сил командованию Объединенного флота привело кцентрализации командования и облегчило использование сил флота для охранытранспортных перевозок. Эта мера одновременно позволяла Объединенному флотупривлекать силы охранения для решения задач в интересах флота. В районахнаиболее оживленного судоходства (Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря)охрана конвоев возлагалась на 1-е соединение эскортных кораблей со штабам вТакао (остров Формоза (Тайвань)). В его состава насчитывалось 5 старых эсминцев,36 сторожевых кораблей и 7 кораблей других классов. Кроме того в его составвходили 4 эскортных авианосца, предназначенные для обеспечениянепосредственного авиационного прикрытия особо важных конвоев. Решение задачПЛО конвоев с воздуха на тридцатимильном удалении по курсу их следования быловозложено на 901-ю авиационную группу (200 противолодочных самолетов), котораябазировалась на острове Формоза (Тайвань).
Этиограниченные силы не позволили японскому командованию организовать надежнуюзащиту своих коммуникаций и не привели к серьезным изменениям обстановки натеатре. Предпринятая в 1944 году попытка ввести систему крупных конвоев (до 20транспортных судов) не дала ожидаемого результата.
Успехиамериканских подводных лодок на Тихоокеанском театре в 1944 году были довольнозначительными. Из 969 судов (3835 тыс. рег. тонн.), потерянных Японией за год,на их долю приходилось 603 судна (2,7 млн. рег. тонн). За этот период лодкисовершили 520 выходов на боевое патрулирование, в 174 из них они действовали всоставе групп, потопив 253 судна (1224 тыс. рег. тонн). По сравнению с 1942 и1943 годами эффективность действий лодок значительно повысилась. В боевыхпоходах они провели 11700 суток, обнаружили и атаковали 1648 грузовых судов иизрасходовали 6092 торпеды. Успешность атак составила 36,5%). Суммарный тоннажторгового флота Японии к 01 января 1945 года сократился до 2786 тыс. рег.тонн., что составило 47 процентов довоенного.
Характернойособенностью применения подводных лодок в 1945 году было использованиекомандованием оперативных объединений опыта, накопленного в предшествующийпериод. Постоянный количественный рост подводных сил на театре, развитиесистемы базирования, обеспечение подводных лодок в пунктах, прилегающих крайонам их патрулирования, позволило усилить боевое воздействие по японскомусудоходству.
Кначалу 1945 года подводные силы США на Тихом океане насчитывали 156 действующихкрейсерских подводных лодок, из которых 116 числилось в составе подводных силцентральной части Тихого океана и 40 – в составе флота юго-западной части. Вдирективах комитета начальников штабов вооруженных сил США флоту и авиациипредписывалось продолжать борьбу против японского судоходства, сосредоточенногов прибрежных водах азиатского материка. Поэтому районами боевых действий подводныхлодок стали Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Яванское и Целебесскоеморя, а также подходы к южному и восточному побережью Японии. Главные их усилияв январе – марте 1945 года направлялись против японского судоходства вЮжно-Китайском море, чтобы окончательно перерезать важнейшую нефтянуюкоммуникацию. И эта задача в основном была выполнена. Если в феврале в портыЯпонии поступило 40,4 тыс. тонн нефти, то в марте – в два раза меньше – 20,2тыс.тонн.
Всвязи с сокращением японского судоходства и массированным применениемавианосной авиации для борьбы на коммуникациях, начиная с мая 1945 года, американскоекомандование прекратило применение подводных лодок в составе групп и перешло кдействиям одиночных лодок методами крейсерства в назначенном районе ипозиционно-маневренным.
В1945 году среднемесячные потери японского торгового тоннажа от подводных лодокснизились и составили 56 тыс. рег. тонн. За 8 месяцев 1945 года подводнымилодками было произведено 845 торпедных атак, при этом выпущено 3211 торпед,успешные атаки составили 18,3%. Всего было потоплено 155 судов – 447,5 тыс.рег. тонн. Снижение успешности произошло за счет некоторого усиленияпротиволодочной обороны танкеров на коммуникациях вдоль юго-восточных берегов Азии,против которых главным образом действовали американские подводные лодки. Вначале августа 1945 года боевые действия американских подводных лодокзакончились.
7.Формы методы и способы действий подводных лодок США, их результаты
Основнойформой применения американских подводных лодок в борьбе на коммуникациях были систематическиебоевые действия.
Основнаязадача, поставленная подводным лодкам с первых дней войны состояла в том, чтобынарушать судоходство противника на линии Япония — страны «южных морей». Однаконаряду с действиями против судоходства противника на основных путях перевозокстратегического сырья, подводные лодки в период напряженной борьбы за островаразвертывались на подходах к ним для нарушения воинских перевозок противника. Всочетании с деятельностью других сил действия подводных лодок носили характерблокады, направленной на изоляцию островных гарнизонов.
Воснове применения подводных лодок в первые полтора года войны лежала концепция«суммарного тоннажа», однако в результате анализа военно-экономическогоположения Японии командование ВМС США произвело переоценку значимостипотопления различных классов боевых кораблей и типов торговых судов. Объектаминомер один для подводных лодок стали танкеры, уничтожению которых стало придаватьсяособо важное значение с 1943 года.
До1944 года основным методом использования американских подводных лодок наяпонских коммуникациях было крейсерство одиночных подводных лодок в назначенныхрайонах (патрулирование, как называли его американцы), главным образом, вдольосновных маршрутов движения судов противника и на узлах коммуникаций. Вузкостях (особенно на выходах из внутреннего Японского моря) подводные лодкидействовали позиционным методом.
Впериод с декабря 1941 – август 1942 года проводились, как правило, дневныеторпедные атаки из перископного положения. Ночные атаки составляли 20 – 25%общего числа атак, но до установки на всех подводных лодках во второй половине1942 года радиолокационной аппаратуры, которая использовалась для обнаружениянадводных и воздушных целей, были не успешными.
Стрельбавелась залпами из 2-4 торпед по площадям, сначала с временным интервалом, азатем веером с дистанции 5-10каб. Наряду со стрельбами с курсовых углов цели,близких к траверзным, американцы практиковали стрельбы с острых курсовых углов(менее 20°). Притом результативность в этом случае была ненамного меньше (23%против 26%). Стрельбы с тупых курсовых углов (170—180°), проводившиеся в 1942году, дали 10% успешности атак и были признаны нецелесообразными.
Послеустановки (со второй половины 1942г.) на подводных лодках РЛС число ночных атакувеличилось с 30 % в 1942г. до 50 % в 1943г. и до 60 % в 1944г.
Накаждой подводной лодке устанавливали радиолокационные станции двух типов – «SJ»и «ST». Антенны поисковых РЛС «SJ» были смонтированы на крыше ограждения рубки,а РЛС торпедной стрельбы «ST» внутри головки перископа, что обеспечивало работустанции на перископной глубине и позволяло совмещать наблюдение в перископ срадиолокационным обзором.
Подводнаялодка, следуя в надводном или позиционном положении, с помощью РЛС типа «SJ»,обнаруживала цель на дистанции 80 – 95 кабельтовых. Дальнейшее сближениекомандир проводил, наблюдая за надводной и подводной обстановкой на индикаторекругового обзора «PI» до полученияконтакта радиолокатором атак «ST». Надежный контакт эти станции обеспечивали надальности в пределах 50 кабельтовых. После этого лодка погружалась иманеврирование в точку залпа производила на перископной глубине. При слабойпротиволодочной обороне транспортов лодки подходили к цели на дистанцию 5 – 12каб. и производили 2 – 4 торпедный залп. После первой атаки подводная лодка уклоняласьот контратаки сил охранения конвоя погружением на 100-метровую глубину и резкимизменением курса. Отойдя от места атаки на 30—40 каб, подводная лодкавсплывала, если надо, перезаряжала торпедные аппараты и маневрировала дляповторной атаки.
 Вусловиях плохой видимости командиры лодок могли выходить в атаки только поданным радара «ST». Будучи на перископной глубине (13 – 14 метров), лодка моглаобнаруживать противника и, не всплывая атаковать его. Кроме РЛС лодки быливооружены поисковыми радиолокационными приемниками.
Послеанализа относительно малоуспешных действий подводных лодок в 1942 году поискпутей повышения эффективности действий привел к разработке и применениюгруппового способа использования подводных лодок. К концу сентября 1943 годапрактическая отработка первых подводных лодок, выделенных для действий всоставе групп, была завершена. Первые три группы подводных лодок осенью 1943года начали отработку этого метода применения сил в боевых условиях. И, хотяпервый опыт дал не слишком высокие результаты и выявил трудности в организациикоординированных атак, тем не менее, этот метод был признан перспективным.
Переходк такому методу применения стал осуществляться на театре в апреле – мае 1944года. С середины 1944 года крейсерство тактических групп подводных лодок сталоосновным методом их использования. Группы, так же как и одиночные подводныелодки, использовались методом крейсерства в назначенных районах.
Всегоза войну американские подводные лодки произвели 116 групповых выходов в составеот двух до семи единиц. Наиболее распространенными в действиях на японскихкоммуникациях были трехлодочные группы. Двухлодочные группы развертывалисьобычно в узкостях. Использование подводных лодок даже в таких небольших группахповысило эффективность поиска и уничтожения конвоев противника. Группы из 4, 5,7 подводных лодок нашли применение, главным образом, для обеспечения боевых действийавианосных соединений в качестве сил разведки и оперативного прикрытия.
Групповыедействия своих подводных лодок американцы именовали «волчьими стаями» поаналогии с групповыми действиями немецких подводных лодок в Атлантике. Ноамериканские «волчьи стаи» принципиально отличались от групповых действийнемецких подводных лодок. Американские подводные лодки использовались не вподвижных, управляемых с берега завесах, а в тактических группах. Подводные лодкигруппы действовали в тактическом взаимодействии, а управлял ею командир группы.Функции же берегового КП сводились, в основном, к информации подводных лодок обобщей обстановке.
Тактикаамериканских «волчьих стай», по словам самих американцев, «состояла скорее всовместных поисках кораблей противника, чем в согласованной атаке». Командиромгруппы назначался наиболее опытный из командиров подводных лодок группы.Последняя обычно вела поиск противника с помощью радиолокации строем фронта внадводном положении, идя вдоль путей движения японских конвоев. Обнаруживконвой, подводная лодка определяла его состав и элементы движения и сообщалаэти данные другим подводным лодкам группы. Пользуясь преимуществом в скорости,подводные лодки в надводном положении выходили в голову конвоя и самостоятельноатаковали его обычно из надводного положения ночью. После завершения атак иотрыва подводных лодок от противника командир группы назначал им место встречидля обмена информацией и согласования плана дальнейших действий.
Подавляющеепревосходство в радиоэлектронном вооружении американских подводных лодок над японскимикораблями охранения конвои оказывались не в состоянии отразить эти ударыамериканцев. Использование последними своих подводных лодок в небольших тактическихгруппах определялось, прежде всего, оперативной целесообразностью. Своиперевозки японцы вели небольшими (4— 6 транспортов) конвоями со слабымохранением (1—3 корабля). Поэтому для больших групп здесь практически не былодостойных объектов атак. Да и возможности маневра маршрутами конвоев былинезначительными.
Значительноевлияние на использование подводных лодок в составе групп оказало развитиерадиоэлектроники.
Кначалу 1944 года все американские лодки, поступающие от промышленности, илодки, проходящие ремонт и модернизацию, кроме средств радиолокации началиоборудоваться новыми коротковолновыми гидролокационными установками «QLA»(известными как частотный модулятор), вооружаться электроакустическимиторпедами, наводящимися на корабли противника по излучаемому им шуму, ишумоимитационными приборами, выстреливаемыми из подводной лодки во времяпреследования ее кораблями противника с целью введения его в заблуждение. Кэтому времени была решена проблема торпед. Как в парогазовых Мк-14, так и вэлектрических торпедах Мк-18 наконец-то были устранены конструктивныенедостатки, налажено их серийное производство в массовом масштабе. Начиная с1944 года, выходящие на патрулирование лодки имели в боекомплекте 75%электрических и 25% парогазовых торпед.
Торпедыбыли главным оружием подводных лодок. Но наряду с ним при действиях противторгового судоходства ими применялось также минное оружие и артиллерия. Запериод боевых действий подводными лодками было произведено 35 минныхпостановок, причем наибольшее их число осуществлялось в 1943 и 1944 годах.Первые минные постановки были произведены лодками в октябре 1942 года вСиамском заливе и на подступах к Японским островам, а последние в начале 1945года на подходах к Сингапуру. Мины ставились главным образом в Южно-Китайскомморе на подходах к Индокитаю, Малаккскому полуострову и острову Борнео, а такжена подходах к юго-восточному побережью острова Хонсю. Основным назначениемминных постановок в Южно-Китайском море являлось стремление затруднить движениетанкеров, направлявшихся с нефтью из Голландской Ост-Индии и Индокитая вЯпонию.
Однакоминные постановки подводных лодок не имели сколько-нибудь существенногозначения в общей борьбе на морских и океанских сообщениях Японии.Незначительное количество поставленных на большом водном пространстве мин немогло создать минной угрозы при плавании судов и вызвать напряжение тралящихсил.
Сцелью создания постоянной повышенной подводной угрозы в обширных районах,распыления противолодочных сил противника и предоставления своим подводнымлодкам равных возможностей добиться боевого успеха американцы в 1944 годуначали использовать подводные лодки (одиночные и группы) методом такназываемого «сменного (чередующегося) патрулирования». Сущность методазаключалась в том, что основной район патрулирования разбивался на ряд более мелких.Несколько подводных лодок (групп) направлялось в какую-то часть из них. Занявпервоначально назначенные районы, они вели там боевые действия, а затем поприказанию командующего подводными силами, каждая подводная лодка (группа)совершала переход в очередной район (в заранее установленном порядке) и т. д.,находясь в нем 4—5 суток. Таким образом, в течение сравнительно короткого срокапатрулированием подводных лодок перекрывалась большая акватория.
Управлениеамериканскими подводными лодками на Тихом океане производилось командующимиподводными силами Тихоокеанского и Азиатского флотов. Командной инстанции,которая управляла бы всеми подводными лодками на театре у американцев здесь небыло. Это мешало сосредоточивать максимальное количество подводных лодок наопределенном операционном направлении в требуемое обстановкой время. Однако в1944 году в Брисбене было проведено совместное совещание командующих ируководящего состава подводных сил Тихоокеанского и Азиатского флотов, где былпроизведен взаимный обмен опытом применения подводных лодок.
Содержаниемуправления подводными лодками в основном являлось проведение мероприятий попланированию и организации боевых действий. Командующий подводными силами флотас помощью своего штаба и подчиненных командиров соединений производил нарезкуподводным лодкам районов действий, разрабатывал приказы на боевые действия идоводил их до командиров подводных лодок, организовывал подготовку подводныхлодок к боевому походу, информировал их об обстановке на переходах и в районахбоевых действий и т. д. Управление подводными лодками, находящимися в районахбоевых действий не получило достаточного развития.
В1941—42 гг. разведывательные данные, необходимые командованию подводных сил дляорганизации боевых действий подводных лодок, добывали сами подводные лодки. С1943 года командования подводных сил стали получать эти данные и от штабакомандующего Тихоокеанским флотом, который всеми средствами организовывалразведку на театре, в том числе и в интересах подводных лодок.
Домарта 1944 года американские подводные лодки действовали на японскихкоммуникациях самостоятельно. С захватом американцами Маршалловых острововкоммуникации противника оказались в пределах радиусов действия авиацииберегового базирования и надводных кораблей США, которые также сталипривлекаться для борьбы с японскими морскими перевозками. Взаимодействие междуподводными лодками и другими родами сил носило оперативный характер. Оно организовывалоськомандующим Тихоокеанским флотом и заключалось в разделении коммуникаций назоны действий подводных лодок, авиации и надводных кораблей.
В1945 году заметно улучшилось взаимодействие подводных лодок с авиацией, котораявела воздушную разведку коммуникаций. В начале 1945 года эту задачу выполняли33 авиационные эскадрильи, имевшие в своем составе более 400 самолетов. Поданным воздушной разведки подводные лодки наводились на пути следованияяпонских судов. Оповещение и информация для лодок передавались несколько раз всутки в установленные часы. Для лучшего взаимопонимания между подводниками иавиаторами в качестве офицера связи к ним был назначен офицер подводник.
Подводныелодки США были основным родом сил в действиях по нарушению тихоокеанскихкоммуникаций Японии. Огромные размеры театра, большая протяженность коммуникаций,пренебрежение японцев организацией их защиты создавали благоприятные условиядля использования подводных лодок.
Завсе время действий в бассейне Тихого океана подводными лодками американскогофлота потоплено 1152 японских транспорта тоннажем 4868,6 тыс. рег. тонн., чтосоставляет примерно 60% общих потерь японского торгового флота.
Действуяпротив торгового судоходства, американские подводные лодки одновременнонаносили чувствительные удары по японским боевым кораблям, особенно в периодоставления Японией своих позиций в центральной и юго-западной части Тихогоокеана. Лодками было потоплено также более 200 боевых кораблей, в том числе 1линкор, 8 авианосцев, 13 крейсеров, 38 эсминцев, 22 подводные лодки и др. Этосоставило одну треть от всех потерь, понесенных военным флотом Японии.
Врезультате целееустремления подводных лодок на охоту за танкерами инеподготовленности японского флота к защите своих коммуникаций потери танкеровросли из года в год. Если в 1942 году японцы потеряли 3 танкера, то в 1943—23,а в 1944—73. Всего за войну американскими подводными лодками потоплено 117танкеров. Нефтеналивной же флот Японии накануне второй мировой войны насчитывал47 танкеров, т. е. потери составили 250 %1 их первоначального состава.Нарушение нефтяных перевозок явилось для японской военной экономики тяжелымударом и оказало значительное влияние на применение военно-морских сил.
Из52 подводных лодок, потерянных американцами за войну, 50 погибли в Тихомокеане, т.е. на 1 погибшую подводную лодку приходится 4-5 боевых кораблей и 23транспорта противника, уничтоженных ими.
8.Выводы и уроки из анализа действий подводных лодок США по нарушениюкоммуникаций Японии на Тихом океане во Второй мировой войне
1. Передвойной в ВМФ США подводные лодки не считались важным средством нарушениякоммуникаций, в предстоящей войне планировалось их использованиепреимущественно для обеспечения действий надводных сил.
2. Главнойзадачей подводных лодок считалась атака тяжелых кораблей противника, кок то:линейных кораблей, линейных, крейсеров, авианосцев.
3. Американскиеподводные лодки не были готовы к действиям в условиях неограниченной подводнойвойны против торгового судоходства Японии, так как предвоенная боеваяподготовка была направлена на отработку атак быстроходных, хорошо охраняемыхкрупных боевых кораблей.
4. Передвойной переоценка эффективности средств обнаружения подводных лодок ипроведение учений в упрощенных условиях обстановки укоренили в практику боевогоприменения подводных лодок США малоэффективный и сложный тактический прием атакинадводной цели с большой глубины по данным гидроакустических средств, какосновной способ боевых действий. Другие тактические приемы не отрабатывались.Война опровергла эти заблуждения.
5. Большинствокомандиров подводных лодок не имело опыта ночных действий и не понимало тоготактического преимущества, которое дает им в ночное время скорость надводногохода при атаке тихоходных торговых судов.
6. Передвойной США развернули строительство новых крейсерских подводных лодок сулучшенными надводными маневренными качествами, увеличенной глубиной погруженияи повышенными мореходными качествами, а также оборудованными более совершеннымисредствами связи и наблюдения – радио, радиолокации и гидролокации.
7. Несовершенствоторпед подводных лодок США на начальном этапе войны сводило к минимумутехническое превосходство новейших крейсерских подводных лодок врадиоэлектронном вооружении над противником к началу войны.
8. Входе военных действий на Тихом океане американские подводные лодки нанеслисущественный ущерб японскому военно-экономическому потенциалу, торговомусудоходству и военно-морскому флоту. Их деятельность значительно повлияла наход военных действий на Тихом океане и была весомым вкладом в победу США надЯпонией.
9. Грамотныйвыбор уязвимого звена в системе обеспечения функционированиявоенно-экономического потенциала Японии – нефтяных перевозок позволил подводнымлодкам меньшими силами нанести по японской военной экономике тяжелый удар иоказать значительное влияние на общий исход войны на Тихом океане.
10. Значительныепотери японского торгового флота в результате действий американских подводныхлодок обуславливались, прежде всего, слабой противолодочной обороной в японскомфлоте и, во вторых подавляющим техническим превосходством американских подводныхлодок в радиоэлектронном вооружении.
Считаю,что успех американских подводных лодок в действиях по нарушению коммуникацийЯпонии обусловлен, прежде всего, их подавляющим техническим превосходством надпротивником. Слабость сил японской противолодочной обороны была именно вотсталости в техническом отношении, несовершенных средствах гидроакустическогои радиолокационного обнаружения, отсутствия средств эффективной радио ирадиотехнической разведки. В то время, как американские подводные лодкиприменяли средства ГПД, самонаводящиеся торпеды, учитывали тип гидрологии всвоих действиях, японские противолодочные силы пытались бороться сними намобилизованных рыбацких баркасах, самолетах без радиолокационных станций. Такаяборьба была заранее обречена на неудачу.
ПослеВторой мировой войны поколение командиров подводных лодок, которые на личномопыте убедились в огромной значимости технического превосходства надпротивником, определяло развитие подводного флота США. Этим можно объяснить еговысокое техническое совершенство в годы холодной войны и в настоящий момент.
Учитываяданный опыт мы должны ясно понимать, что в будущей войне на море победит тот,кто будет вооружен более современным и совершенным оружием.

Списокиспользуемой литературы
1. Историявторой мировой войны 1939 – 1945, т.8. – М.: Воениздат,1977.
2. АндреевВ.И. Борьба на океанских коммуникациях (по опыту двух мировых войн). М., 1961.
3. БеллиВ.И др. Блокада и контрблокада. Борьба на океанских и морских сообщениях вовторой мировой войне. Перевод с англ. – М.: Наука,1967.
4. ЛоквудЧ. Топи их всех. Перевод с англ. – М.: Воениздат,1960.
5. РоскоТ. Боевые действия подводных лодок США во Второй мировой войне. Сокр. пер. сангл. – М.: Изд-во иностранной литературы,1957.
6. ФокеевК.Ф. Развитие средств радиоэлектроники в годы Второй мировой войны и влияние ихна использование подводных лодок. – Петродворец, 1968.
7. ХолмсУ. Победа под водой. – М.: Воениздат,1968.