Методы статистического исследования

Содержание
Вопрос № 1. Метод статистического исследования
Задание №1
Задание № 2
Задание № 3
Список использованной литературы
Вопрос № 1. Метод статистического исследования
Между наукой-статистикой и практикой существует теснаявзаимосвязь: статистика использует данные практики, обобщает и разрабатываетметоды проведения статистических исследований. В свою очередь в практическойдеятельности применяются теоретические положения статистической науки длярешения конкретных управленческих задач. Знание статистики необходимосовременному специалисту для принятия решений в условиях стохастики (когдаанализируемые явления подвержены влиянию случайностей), для анализа элементоврыночной экономики, в сборе информации, в связи с увеличением числахозяйственных единиц и их типов, аудите, финансовом менеджменте,прогнозировании.
Для изучения предмета статистики разработаны и применяютсяспецифические приемы, совокупность которых образует методологию статистики (методымассовых наблюдений, группировок, обобщающих показателей, динамических рядов,индексный метод и др.). Применение в статистике конкретных методовпредопределяется поставленными задачами и зависит от характера исходнойинформации. При этом статистика опирается на такие диалектические категории,как количество и качество, необходимость и случайность, причинность,закономерность, единичное и массовое, индивидуальное и общее. Статистическиеметоды используются комплексно (системно). Это обусловлено сложностью процессаэкономико-статистического исследования, состоящего из трех основных стадий: •первая — сбор первичной статистической информации; • вторая — статистическаясводка и обработка первичной информации; • третья — обобщение и интерпретациястатистической информации.
Общей методологией изучения статистических совокупностейявляется использование основных принципов которыми руководствуются в любойнауке. К этим принципам, как к своего рода началам относятся следующие:
1. объективность изучаемых явлений и процессов;
2. выявление взаимосвязи и системности в которых проявляетсясодержание изучаемых факторов;
3. целеполагание, т.е. достижение поставленных целей состороны исследователя, изучающего соответствующие статистические данные.
Это выражается в получении сведений о тенденциях,закономерностях и возможных последствиях развития изучаемых процессов. Знаниезакономерностей развития социально-экономических процессов, интересующихобщество, имеет важное практическое значение.
К числу особенностей статистического анализа данных следуетотнести метод массового наблюдения, научной обоснованности качественногосодержания группировок и его результатов, вычисление и анализ обобщенных иобобщающих показателей изучаемых объектов.
Что касается конкретных методов экономической, промышленнойили статистики культуры, населения, национального богатства и т.п., то здесьмогут быть свои специфические методы сбора, группировки и анализасоответствующих совокупностей (суммы фактов).
В экономической статистике, например, широко применяетсябалансовый метод как наиболее распространенный метод взаимной увязки отдельныхпоказателей в единой системе экономических связей в общественном производстве. Кметодам применяемым в экономической статистике также относятся составлениегруппировок, исчисление относительных показателей (процентное соотношение),сравнения, исчисление различных видов средних величин, индексов и т.п.
Метод связующих звеньев состоит в том, что два объемных, т.е.количественных показателя сопоставляются на основе существующего между нимиотношения. Например, производительность труда в натуральных показателях иотработанного времени, или объем перевозок в тоннах и средней дальностиперевозок в км.
При анализе динамики развития народного хозяйства основнымметодом выявления этой динамики (движения) является индексный метод, методыанализа временных рядов.
При статистическом анализе основных экономическихзакономерностей развития народного хозяйства важным методом статистики являетсявычисление тесноты связей между показателями с помощью корреляционного идисперсионного анализа и др.
Кроме названных методов широкое распространение получилиматематико-статистические методы исследования которые расширяются по мере движениямасштабов применения ЭВМ и создания автоматизированных систем.Задание №1
 
Имеются данныеГруппа рабочих по размеру зарплаты (грн) Число рабочих (чел), n Середина интервала, x Xn До 100 30 – 3000 100-110 130 105 13650 110-120 190 115 21850 120-130 100 125 12500 130 и более 50 – 6500 Итого 500 57500
 
Рассчитать среднюю заработную плату одного рабочего, модуи медиану.
Решение.
Средняя величина — это обобщающие показатели, в которых находятвыражение действия общих условий, закономерностей изучаемого явления.
Статистические средние рассчитываются на основе массовых данныхправильно статистически организованного массового наблюдения (сплошного ивыборочного). Однако статистическая средняя будет объективна и типична, если онарассчитывается по массовым данным для качественно однородной совокупности (массовыхявлений).
При помощи средней происходит как бы сглаживание различий ввеличине признака.
/>= 57500: 500 =115 (грн)
Мода — это величина признака (варианта), наиболеечасто повторяющаяся в изучаемой совокупности. Для дискретных рядовраспределения модой будет значение варианта с наибольшей частотой.
В данном случае мода= 190.
Медиана — это варианта, расположенная в серединевариационного ряда. Если ряд распределения дискретный и имеет нечетное числочленов, то медианой будет варианта, находящаяся в середине упорядоченного ряда(упорядоченный ряд — это расположение единиц совокупности в возрастающем илиубывающем порядке).
Чтобы определить медиану, необходимо найти один изцентральных вариантов рассматриваемой совокупности. В нашем примере центральнымвариантом будет находиться в центре совокупности состоящей из 500 членов, т.е.500:2 = 250. Затем по накопленным частотам определяем величину 250-го члена ряда. Внашем примере он будет находиться между 41 и 69 накопленной частности, 250-ыйчлен ряда имеет величину 110-120, т.е. Ме = 110-120 грн. заработной платы.
Задание № 2
Определить индивидуальные индексы физического объемапродукции, цен и стоимости, индексы товарооборота. Товар
Ед.
изм. Базисный период Отчетный период Индивидуальные индексы Объем продаж,q Цена ед., грн. p. Объем продаж,q Цена ед., грн. p
цен/>
физич-го объёма
/>/> Огурцы (А) Кг 300 1.8 450 1.7 0.94 1.5 Помидоры (Б) Кг 560 2.5 600 2.5 1 1.07 Капуста (В) Кг 740 1.5 1000 1.3 0.86 1.35 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Индивидуальные индексы показывают, что в текущем периоде посравнению с базисным цена на товар А снизилась на 6%, на товар Б осталась безизменения, а на товар В увеличилась на 30%.Товар
Ед.
изм. Базисный период Отчетный период Индекс товаро-оборота Объем продаж,q Цена ед., грн. p Товарооборот, грн Объем продаж,q Цена ед., грн. p Товарооборот, грн Огурцы Кг 300 1.8 540 450 1.7 765 1.4 Помидоры Кг 560 2.5 1400 600 2.5 1500 1.07 Капуста Кг 740 1.5 1110 1000 1.3 1300 1.17 Итого 3050 3565 1.16
Индекс цен

/>=/>
/>= 300 *1.8 + 560*2.5+740*1.5= 3050
/>=450*1.7+600*2.5+1000*1.3=3565
I = 3565/3050 * 100% = 116%
Цены выросли на 16%.
Количество реализации товара А возросло на 50%, товара Б — на7%, а товара В — на 35%.
 Задание № 3
Определить относительную величину динамики производства Базисный год Отчетный год Индекс Темп прироста Темп роста,% Произведено товарной продукции, млн. грн 398,7 540,1 1,35 +141,4 135
Список использованной литературы
1. Общая теория статистики. Под ред.А.Я.Боярского, Г.А. Громыко. — 2е изд. — М.: Издательство Моск. ун-та. 1985г.
2. Общая теория статистики: Статистическаяметодология в изучении коммерческой деятельности: Учебник /А.И. Харламов, О.З. Башина,В.Т. Бабурин и др.; Под ред. А.А. Спирина, О.З. Башиной. — М.: Финансы истатистика, 1994г.
3. Статистический словарь / Гл. ред.М.А. Королев. — 2е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1989г.