Методы теоретического обучения

ЧереповецкийГосударственный Университет
ИнститутПедагогики и Психологии
Кафедрапрофессионального образования.
Реферат
Тема: «Методытеоретического обучения. Выбор методов».
Выполнил:
Студентгруппы 4 ПО-32
Слизнёв Д.И.
Проверил:
Николаев В.В
Череповец2007 год.

Содержание:
1. Введение.                                                                                     3 стр.
2. Понятие о методахпрофессионального обучения.                  4 стр.
3. Методытеоретического обучения.                                       5-13 стр.
4. Выбор методов.                                                                    14-16 стр.
5. Заключение.                                                                      17 стр.
6. Литература.                                                                            18 стр.

Введение.
Для оптимального усвоенияучащимися основных знаний необходимо, чтобы преподаватель правильно, т.е.методически обоснованно, организовал процесс их формирования и управления ихусвоением.
Ситуация в методикепреподавания технических дисциплин такова, что методы обучения в ПТУскладываются стихийно на основе личного опыта и логики изложения содержанияучебного материала в учебниках и учебных пособиях.
В результате расходуетсямного времени на формирование знаний, но уровень усвоения их учащимися ПТУ неудовлетворяет требованиям программы.
Отсюда следует вывод, чтопреподавателю необходимо знать систему правил конструирования и реализацииметодов формирования знаний.
В настоящее время вразличных учебниках по педагогике и в методических пособиях описано около 50методов обучения. Здесь речь пойдет только о методах теоретического обучения.

Понятие ометодах профессионального обучения.
В педагогике методомобучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя иучащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, наих воспитание и развитие.
Чтобы эффективнееиспользовать методы обучения, необходимо представить их в определенной системе,отражаемой в соответствующей классификации. Широко применяемые в педагогическойпрактике методы, выделяемые по источникам передачи и приобретения знаний иумений, включают словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой иинструктивными материалами и др.); наглядные (демонстрация наглядных пособий,кино- и видеофильмов, наблюдения и др.); практические (упражнения,лабораторно-практические работы и др.).
В зависимости от основныхдидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, выделяют методыприобретения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний,закрепления, проверки знаний, навыков и умений.
«Метод обучения» — понятие многоаспектное. Наличие различных классификаций не означаетпротивопоставления методов обучения друг другу и не является основанием дляпредпочтительного применения какого-либо из них. Методы всегда как бы проникаютдруг в друга, характеризуя с разных сторон взаимодействия педагогов и учащихся.И если все-таки говорят о применении в данный момент определенного метода, тоэто означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад врешение основной дидактической задачи.

Методы теоретического обучения.
Теоретическое обучение вобразовательных учреждениях начального профессионального образования включаеттри цикла предметов: общеобразовательный, общетехнический и специальный. Методыобучения общеобразовательным предметам в общедидактическом, частнодидактическоми частнометодическом аспектах достаточно глубоко и всесторонне раскрыты впедагогической литературе. В этой связи методы теоретического обучения будутрассматриваться, прежде всего, применительно к изучению общетехнических испециальных предметов, представляющих в дидактическом плане единое целое.
Методы обученияобщетехническим и специальным предметам во многом определяются особенностями ихсодержания:
· многокомпонентнаяструктура, большое разнообразие изучаемых объектов;
· значительныйобъем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знанияв разнообразных условиях;
· взаимосвязь спроизводственным обучением учащихся;
· органическоесочетание фактического и теоретического материала;
· значительныйобъем материала, требующего лабораторного исследования количественных икачественных зависимостей, свойств, практического изучения способовобслуживания, наладки, регулирования;
· необходимостьоперативного приведения содержания учебного материала в соответствие сразвивающейся техникой и технологией, отражение «местного» материала.
Все это необходимоучитывать, проектируя и реализуя методы обучения.
Словесные методы.
Устное изложение. Впроцессе изучения общетехнических и специальных предметов устное изложениеучебного материала осуществляется с применением комплексного методарассказ-объяснение, сочетающего изложение учебного материала вповествовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями исопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей, решением задач и т.д.
Из общих требований кустному изложению выделим следующие основные:
· научно-техническаядостоверность содержания;
· логическаястройность и последовательность;
· доходчивость идоступность для учащихся;
· доказательность иубедительность;
· четкость и ясностьглавной мысли на каждом этапе;
· эмоциональностьпо форме и содержанию; образность;
· стимулированиевнимания и активности учащихся.
Методические приемыустного изложения материала общетехнических и специальных предметов включаюткак общедидактические приемы, характерные для любого устного изложения, так испецифические, характерные только для этих предметов.
Основные из нихследующие:
· широкое сочетаниедедуктивных и индуктивных способов объяснений в связи с тем, что материалтехнических предметов, во-первых, в значительной степени имеет нормативныйхарактер, во-вторых, характерен большой вариативностью (например, припостроении технологических процессов, разработке монтажных схем на основепринципиальной и т.п.);
· разнообразиевидов деятельности учащихся на уроках (зарисовкой и составлением схем,графиков, таблиц, изучением иллюстраций в учебниках и др.); широкое сочетаниеслова с демонстрацией средств наглядности (детали, инструмент, образцы, эталоныи др.), показом кино-видеофильмов, проведением мини-бесед с учащимися и т.п.;
· проблемноеизложение материала, имеющего «естественную» проблемность (построениетехнологических процессов, выбор способов обработки, экономические обоснования,диагностика неисправностей, наладка оборудования и т.п.);
· широкоеиспользование сравнений, обобщений, теоретических обоснований с тем, чтобы неоторваться от общих принципов и не свести изучение предмета только к изложению«местных» фактов и примеров;
· осуществлениетесных межпредметных связей с другими предметами и производственным обучениемпутем использования знаний учащихся из других предметов; единство трактовкипонятий, сущности явлений, процессов; применение одних и тех же формулировок,терминологии, единиц измерения; объяснение технико-технологических явлений наоснове естественнонаучных законов и теорий; рациональный отбор и регламентацияглубины раскрытия аналогичного материала, изучаемого в различных предметах.
Беседа — вопросно-ответный метод организации и руководства учебно-познавательнойдеятельности учащихся. Такую беседу называют эвристической. В системе методовобучения, выделяемых по характеру познавательной деятельности учащихся, эторазновидность частично-поискового метода.
Дидактическая сущностьтакой беседы состоит в том, что преподаватель путем постановки перед учащимисявопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся копределенным выводам, составляющим сущность нового учебного материала. При этомпреподаватель побуждает учащихся воспроизводить ранее полученные знания, наблюдения,жизненный и производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делатьумозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности,повышает внимательность и интерес учащихся, стимулирует их активную работу,обеспечивает осознанное усвоение знаний на уроке и облегчает домашнюю работу.
Однако беседа, как методобучения, по исполнению гораздо сложнее устного изложения. Она требует особойподготовки преподавателя: расчленения изучаемого материала на логическисвязанные части, формулировки «продуктивных» вопросов, расположения их в соответствиис логикой учебного материала, продумывания возможных ответов учащихся иосновных выводов.
Можно выделить некоторыеусловия применения эвристической беседы при изучении общетехнических испециальных предметов:
· содержаниеучебного материала должно быть логически стройным и четким;
· при изученииучебного материала должно быть уделено большое внимание разбору технической итехнологической документации;
· проведение беседыдолжно проходить в сочетании с другими методами и видами учебной работы:объяснением, работой с книгой, самостоятельными наблюдениями учащихся и др.
По своему характеру вопросы,применяемые при проведении эвристической беседы, крайне разнообразны. Можновыделить следующие группы вопросов:
· на сравнение исопоставление предметов, их изображений, явлений, процессов, фактов и т.п.;
· на обобщение ивыделение существенных признаков изучаемых фактов, явлений, процессов иформулировку понятий;
· на выявлениеумения использовать знания в различных ситуациях;
· на объяснениепричины — диагностические;
· на выяснениепоследствий действия, процесса, способа и т.п. — прогностические;
· надоказательство, приведение доводов «за» и «против»;
· на установлениемежпредметных связей.
При ведении беседы необходимострого выдерживать ее логический план. Чередование вопросов и ответов должнобыть таким, что бы учащиеся все время чувствовали последовательность развитиятемы.
Беседу следуетзаканчивать подведением итогов: преподаватель дает точные определения повопросам, обсуждаемым в процессе беседы.
Работа учащихся с книгой.Педагогической наукой и практикой предложен ряд методических приемов обученияучащихся работе с книгой: беглое чтение, конспектирование, выделение главного исоставление плана прочитанного, разбор задач, ответы на контрольные вопросы ит.д.
Однако эти приемы неполностью применимы при работе с книгой, освещающей технику и технологию.Зачастую материал таких книг не имеет логической стройности, позволяющейвыделять главные мысли и составлять план прочитанного.
Основными приемами работыучащихся с учебниками и учебными пособиями по техническим предметам являетсявыполнение заданий по изучению технического и технологического материала. Такиезадания выполняются путем заполнения таблиц, которые, с одной стороны, являютсяформой предъявления задания, с другой — алгоритмом изучения материала книги.Так, при изучении материала о технике таблица включает такие графы: назначениемашины, механизма, прибора; составные части; назначение частей. При изученииматериала о технологии выполнения работы, процесса, действия и т.п.таблицы-задания содержат графы: виды и способы выполнения процесса;последовательность выполнения процесса; условия и нормативные данные.
Наглядные методы.
Важнейшим из органов чувств,с помощью которого человек воспринимает окружающую действительность, являетсязрение. Учеными установлено, что через органы зрения в мозг поступает от 80 до90% информации из окружающего мира. До 80% всех рабочих операций осуществляетсяпод зрительным контролем.
Все это определяетнеобходимость умелого включения в процесс восприятия средств обучения,связанных с органами зрения, прежде всего средств наглядности.
Все средства наглядности,используемые в процессе обучения общетехническим и специальным предметам, можноусловно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали и узлыоборудования, образцы материалов, изделий и т.п.) и изобразительные (плакаты,модели, макеты, схемы, кино-видеофильмы, слайды, кодопроекции, изображения надисплее компьютера (мультимедиа и др.).
Функции средствнаглядности могут быть различными. В одних случаях они являются иллюстрацией кобъяснению преподавателя, в других — средством для создания у учащихсяконкретных наглядных представлений об изучаемых предметов, явлениях илисобытиях, которые учащиеся не наблюдали. Средства наглядности могут выступатькак самостоятельный источник новой информации. Чем шире эта функция средствнаглядности, тем более активной должна быть работа учащихся с ними.
Используя средстванаглядности в учебном процессе, нужно исходить из дидактического правила о том,что использование средств наглядности не цель, а средство достижения цели.Поэтому учащихся необходимо обучать умениям рассматривать и анализироватьнаблюдаемое, извлекать из него необходимую информацию.
Эффективным методическимприемом повышения качества использования средств наглядности является установкана контроль. С этой целью перед самостоятельной работой с наглядными пособиями,проведением демонстрационного эксперимента, показом кино-видеофильма илиучебного телефильма учащимся сообщаются вопросы, по которым будут подводитьсяитоги демонстрации или самостоятельной работы, выдаются специальные задания наопознание, выделение, сравнение, обоснование, которые учащиеся выполняют на основеанализа увиденного.

Практическиеметоды.
Одним из основныхпрактических методов являются упражнения. Основная цель упражнений, проводимыхв процессе изучения общетехнических и специальных предметов — формирование уучащихся умений практического использования полученных знаний. Упражненияявляются также эффективным способом закрепления и совершенствования знаний иумений учащихся.
Важным для рассмотрениядидактических проблем упражнений является вопрос о соотношении характерапознавательной деятельности учащихся, с одной стороны, и степени ихсамостоятельности при этом — с другой.
Все разнообразиеупражнений можно свести к трем основным типам: репродуктивные, творческие,поисковые. Выделение этих типов упражнений носит, в известной степени, условныйхарактер, ибо в любом упражнении имеют место и репродуктивные и продуктивныекомпоненты.
Репродуктивныеупражнения. Существенным их признаком является ограниченность заданногосодержания области применения знаний. Это в основном задачи на выделение,понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте.
Одним из характерныхтипов таких упражнений является изучение устройства оборудования, материалов,инструментов, приспособлений и т.п., проводимых в форме выполнения письменныхзаданий, когда учащийся по рисунку (схеме) изображенного предмета (общего видастанка, механизма, прибора, аппарата) должен указать назначение, название,расположение отдельных его узлов, деталей и т.п. Типичным видом репродуктивныхупражнений является разбор и выполнение чертежей, схем, графиков, диаграмм ит.п. При этом важно так организовать познавательную деятельность учащихся,чтобы, во-первых, форма не закрывала существа изучаемого, и, во-вторых, каждоеупражнение несло определенную мыслительную нагрузку.
Для специальных предметовтипичными являются упражнения по изучению технической документации — паспортовстанков, технологических карт обработки, ремонта и т.п.
Творческие упражнения.Выполняя упражнения такого типа, учащиеся используют полученные знания и уменияв различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решенияпоставленных задач, способы действия, приобретают умения решать субъективноновые для них проблемы познавательного и практического характера.
Такие умения формируютсяв частности, при проведении упражнений по систематизации. При этом учащиесямысленно распределяют изучаемые предметы, явления, свойства, способы и т.п. погруппам и подгруппам, производят их классификацию, сравнение в зависимости отродовидовых признаков. Одним из типичных творческих упражнений является решениепродуктивных задач: на выбор (инструментов, приспособлений, способов обработки,настройки и т.п.); на сравнение и оценку (способов выполнения работ,эффективности применения инструментов, приспособлений, процессов); на определениезависимостей (свойств, технических требований, связей между явлениями и т.п.);на объяснение различных технических явлений и процессов.
При изучении специальныхпредметов большое применение находят упражнения в планировании (проектировании)технологических процессов обработки, изготовления, ремонта, сборки, наладки,регулировки и т.п. Основная дидактическая цель таких упражнений — формированиеу учащихся, прежде всего, обобщенных умений технологического планирования(подхода, основных принципов, типовых алгоритмов действия, способовсамопроверки), используя которые они смогут уверенно разрабатывать конкретныетехнологические процессы.
Характерный видупражнений этого типа — составление принципиальных схем изучаемых машин,механизмов, установок и т.п. Учащиеся при этом должны выделить основное,главное, отвлечься от второстепенного, мысленно представить взаимосвязанныезвенья и от пространственных представлений перейти к плоскостномусхематическому изображению.
Поисковые упражнения — это тоже упражнения в творческом применении полученных знаний и умений, нопроводимые на более высоком уровне мыслительной активности учащихся. Выделяютсяследующие виды поисковых упражнений, характерных для общетехнических испециальных предметов.
Диагностические упражнения.Основная дидактическая сущность этих упражнений — развитие «диагностическихкомпонентов» технического мышления учащихся. Они проводятся в несколько этапов.На первом этапе учащиеся определяют виды дефектов, неполадок, неисправностей сприменением коллекций дефектов, таблиц типичных неисправностей,карточек-заданий и т.п. Второй этап — решение прогностических задач с цельюформирования у учащихся умений ориентироваться в ситуациях типа: «что будет,если…», «к чему приведет… и т.п. Последний этап обучения диагнозу — упражнения учащихся в поисках неисправностей, т.е. решения собственнодиагностических задач. Эти упражнения эффективно проводить с применениемалгоритмов поиска неисправностей и тренажеров.
Лабораторно-практическиеработы как метод обучения. В профессиональном обучении лабораторно-практическиеработы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственнымобучением и служат одним из важных средств осуществления теории и практики. Приэтом с одной стороны, достигается закрепление и совершенствование знанийучащихся, с другой — у них формируются определенные профессиональные умения,которые затем применяются в процессе производственного обучения.
Беря за основаниесодержание лабораторно-практических работ, выделяют следующие их виды:
· наблюдение ианализ (описание) различных технических явлений, процессов, предметов труда(свойств материалов, сырья, конечных продуктов);
· наблюдение ианализ (описание) устройства и работы орудий и средств труда (машин,механизмов, приборов, аппаратов, инструментов);
· исследованиеколичественных и качественных зависимостей между технологическими явлениями,величинами, параметрами, характеристиками; определение оптимальных значенийэтих зависимостей;
· изучениеустройства и способов пользования контрольно-измерительными средствами;
· диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка различных технических объектов;изучение способов их обслуживания.
По дидактическим целямлабораторно-практические работы разделяются на иллюстративные и исследовательские;по способам организации — на фронтальные и нефронтальные.
Руководство проведениемлабораторно-практической работы преподаватель осуществляет в формеинструктирования (вводного и текущего), основной задачей которого являетсясоздание у учащихся ориентировочной основы деятельности для наиболееэффективного выполнения заданий.
При проведениинефронтальных, а также сложных по содержанию и задачам фронтальных работприменяется письменное инструктирование в форме заданий-инструкций. В такихинструкциях формулируются тема и цель работы; кратко излагаются теоретическиесведения, связанные с работой; приводится перечень оборудования для еевыполнения; описывается весь ход работы и указываются меры предосторожности,которые нужно при этом соблюдать; даются рекомендации по обработке и оформлениюрезультатов работы.
«Активные”методы обучения.
За последние годы всебольшее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения,которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокогоуровня внешней и внутренней активности учащихся. Обычно их называют «активнымиметодами обучения».
Из таких методов наиболеераспространенный — дидактические игры. Внедрение игр и других «активных»методов обучения обусловлено, прежде всего, коренными преобразованиямисоциальных отношений. Процесс превращения человека и общества в целом изобъектов, подчиненных государственному воздействию, субъектов общественнойжизнедеятельности включает в себя и адекватные преобразования в школах,профессиональных учебных заведениях и других педагогических системах.Естественным в этих условиях является осуществляемый в педагогической науке ипрактике поиск познавательной и педагогической деятельности, обеспечивающихпревращение и учащихся, и педагогов в субъекты педагогического процесса, вчастности, обращение педагогики к играм — специфическому виду деятельности,свойственному человеку на всех этапах его жизненного пути. Можно сказать, чтоприменение хорошо продуманных игровых методик «очеловечивает» педагогическийпроцесс.
Существенное значениеимеют большие возможности игры как средства активизации учебного процесса,обладающего сильным мо­тивирующим воздействием. Мотивы игровой деятельностисодержатся в ней самой и способны выполнять роль «пускового устройства» дляформирования других мотивов.
В педагогической практикеиспользуется и другое важное свойство игры — ее способность обеспечиватьформирование у учащихся такого  целостного опыта, который необходим им вбудущей учебной и практической деятельности. Это свойство игры обусловливает ееместо в учебном процессе и взаимодействие с неигровыми методами обучения.
Типичными видамидидактических игр, характерных для професси­онального обучения, являются:технические «диктанты»; мини-конкурсы «кто лучше», «кто быстрее»; «техническиебои»; комментированные взаимоопросы; техническое лото; техническое домино ит.п.
В условиях подготовкиквалифицированных рабочих и специалистов широкое применение находят деловыеигры. Основная их цель — формирование и отработка конкретных умений действоватьв четко определенных ситуациях. В ходе проведения деловых игр учащиеся вспециально смоделированных условиях обучаются оперативно анализировать заданныепроизводственные условия (вплоть до аварийных) и принимать оптимальные решения,вести поиск неисправностей на основе заданных параметров, выбирать наиболеецелесообразный технологический процесс, решать эко­номические проблемы и т.п. Кделовым играм с полным основанием следует отнести упражнения учащихся натренажерах, которые широко применяются как в теоретическом, так ипроизводственном обучении.
Особой разновидностьюделовых игр являются ролевые и управленческие игры, когда учащиеся ставятся вусловия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами. Такиеигры характеризуются значительным эмоциональным воздействием на участников,способствуют формированию и развитию умений общения, норм поведения, развиваютпривычки к взаимопомощи. Игра в этом случае выступает как своеобразная школаморали в действии.
Позиция преподавателя впроцессе проведения игр многопланова: до игры он — инструктор, разъясняющийсодержание, порядок и правила игры; в процессе игры — консультант; приподведении итогов — главный судья и руководитель дискуссии.
К «активным» методамобучения относятся семинарские занятия, включающие три этапа проведения: лекциюпреподавателя по теме семинара, самостоятельную домашнюю работу учащихся поподготовке к семинару и собственно проведение семинара, где учащиеся выступаютс докладом по подготовленным темам, проводятся демонстрации специальноподготовленных средств наглядности, приспособлений, специального инструмента,приборов, делаются необходимые выводы.
С целью практическогоизучения устройства и принципа работы, наладки, настройки, регулировкиоборудования проводятся практикумы, являющиеся сугубо прикладной разновидностьюлабораторно-практических работ. По итогам таких практикумов обычно проводитсяэвристическая итоговая беседа.
К «активным» методамобучения с полным основанием следует отнести проблемное обучение, сущностькоторого заключается в столкновении учащихся с учебными, жизненными ипроизводственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение«первооткрывателей», «исследователей». Вопросы теории и практики проблемногообучения достаточно широко раскрыты в педагогической литературе. Остановимсятолько на основных путях создания проблемных ситуаций при изучении специальныхи общетехнических предметов.
Такие ситуации, какправило, создаются на реальном материале этих предметов и производственногообучения:
· постановкаучащихся в условия необходимости практического использования знаний и умений вновых непривычных для них условиях;
· вскрытиепротиворечий между теоретически или принципиально возможным путем решениязадачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа;
· постановкаучащихся перед необходимостью выбора правильного решения из ряда известных имрешений;
· постановкаучащихся в ситуацию, когда они осознают, что имеющихся у них знаний и уменийнедостаточно, чтобы решить по­ставленную задачу.
Огромный вклад вактивизацию учебно-познавательной деятельности учащихся вносит рациональноорганизованная внеклассная работа по развитию технического творчества, широкопрактикуемая в профессиональных училищах и технических лицеях. Это — конкурсыпрофессионального мастерства, научно- практические конференции, встречи сноваторами, рационализаторами и изобретателями, видными представителями науки итехники, выставки лучших работ, работа общественно-конструкторских бюро, группнаучной организации труда, ученические общества рационализаторов иизобретателей, работа предметных и технических кружков и другие формывнеклассной работы.
Выборметодов.
Каждая группа методов,каждый метод реализуют определенную функцию в процессе обучения, без которойневозможно обеспечить его оптимальное осуществление. В любом акте обучающейдеятельности всегда сочетается несколько методов, они как бы взаимопроникаютдруг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогови учащихся. Такой подход к рассмотрению функций и места методов в процессеобучения является одним из важнейших условий решения вопроса об их выборе.
Другим условиемэффективности выбора методов обучения является комплексный учет критериев ихоптимального сочетания. Первым из таких критериев является соответствие методовдидактическим принципам обучения. Реализация этого требования приводит выборметодов в соответствие с основными закономерностями эффективно построенногопроцесса обучения, из которых вытекают сами принципы.
Следующим критериемследует назвать соответствие методов целям и задачам обучения, воспитания иразвития учащихся. Реализуется этот критерий путем сравнительной оценкиразличных методов в решении данного круга задач, имея в виду, что этивозможности у разных методов различны.
Сравнительныевозможности методов обученияМетоды обучения Особенно успешно (+) или слабо (-) решаемые ими задачи Формирование Развитие
Теорети-
ческих
знаний
Приклад
ных
знаний
Практических
умений
Абстрак
ционного
мышления
Наглядно-
образного
мышления
Самостоя
тельности Речи
Познавательных
интересов 1. Словесные + + – + – +  – + +  – 2. Наглядные _ +  – + – + +  – +  – + 3. Практические _ + + _ +  – +  – _ +  – 4. Репродуктивные +  – + + _ _ _ _ +  – 5.Проблемно- поисковые + _ _ + _ +  – +  – _ 6. Индуктивные +  – + + + + +  – +  – +  – 7. Дедуктивные + _ _ + + +  – +  – +  – 8. под руководством преподавателя (мастера) +  – +  – + +  – +  – _ _ +  – 9. самостоятельная работа учащихся +  – +  – + +  – +  – + +  – +
Осознаниепреимущественной роли и в то же время ограниченности возможностей каждого изметодов обучения предупредит педагогов от одностороннего преувеличения их ролив процессе обучения, от шаблона и трафарета при выборе и использовании.
Третьим критерием выбораметодов является их соответствие специфике содержания обучения. Одно содержаниеможет быть лучше раскрыто с помощью индуктивного, другое — дедуктивного метода,одно может позволить поисковое изучение его, другое окажется недоступным дляприменения такого метода и т.д. Необходима специальная оценка возможностейразличных методов в раскрытии конкретного содержания.
Критерием выбора методовявляется также соответствие их избранным формам организации учебного процесса,так как общегрупповые, бригадные (звеньевые) и индивидуальных формы работыпотребуют различных методов обучения.
Выбор методов обученияследует соотносить с логикой процесса учебного познания.
Процессу логическогообобщения соответствуют такие способы действий учащихся, как формулированиепонятий, их систематизация, установление межпредметных связей, определениеалгоритмов действий и т.п. Преподаватель руководит этими мыслительнымипроцессами учащихся через организацию бесед, самостоятельных работ учащихся порешению различных задач, выполнение упражнений в проектировании технологическихпроцессов и др.
Убеждение в истинностиполученных знаний и умений может осуществляться через практические работы,проведение экспериментов в ходе лабораторно-практических работ, теоретический анализжизненных и производственных ситуаций и явлений, через сопоставление различныхвзглядов на одно и то же явление.
Тот факт, что методыобучения выполняют те или иные познавательные функции, вовсе не означает, чтоопределенный способ деятельности может быть однозначно соотнесен сопределенными познавательными моментами. Один и тот же метод в познании можетвыполнять разную функцию. Поэтому каждый конкретный метод используется вучебном процессе в соответствии с определенными задачами.
При выборе методовобучения необходимо всегда исходить из положения о том, что любой метод, любаяорганизация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, еслиони, во-первых, не способствуют активизации учащихся, т.е. побуждению их кактивной интеллектуальной и практической деятельности и, во-вторых, необеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала. Оба этитребования взаимосвязаны: учащиеся не могут быть активными на уроке, если непонимают, не осознают того, что они изучают или делают. Но они не могутосознать, понять выполняемые действия (умственные или практические) безактивного участия в учебном процессе.
Одно из требований,которое определяет выбор методов и методических приемов обучения — ихразнообразие. Однако разнообразие методов — не самоцель. Различные методытребуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха(объяснения, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовыхприемов, работа с печатным и графическим материалом), осязания и мускульныхощущений (упражнения, лабораторно-практические работы). По-разному влияютметоды обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей канализу, синтезу, переносу навыков и умений. Все это еще раз указывает нанеобходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методовобучения.
При выборе методовобучения необходимо соотносить их с реальными учебными возможностями учащихся.Высокий уровень подготовленности группы потребует некоторого увеличения долиметодов самостоятельной работы, а также некоторого превалирования рассказа иобъяснения перед беседой. Наоборот, в группе с пониженным уровнемподготовленности потребуется принципиально иная тактика выбора методов; здесьбудет превалировать метод беседы, наглядность, несколько уменьшена долясамостоятельных работ. Пониженная работоспособность учащихся к концу дняпотребует несколько большего разнообразия методов и наглядных средств дляснятия утомления и поддержания интереса учащихся. Таким образом, не толькосодержание, но и способности самой аудитории влияют на выбор методов обучения.Вместе с тем, учет уровня возможностей группы не должен обозначать любогоприспособления к нему. Задача педагогов состоит в том, чтобы развивать этивозможности.
И, наконец, выбор методовобучения необходимо всегда соотносить со своими возможностями по ихиспользованию, опираясь, естественно, на те стороны собственногопедагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательныйэффект.
Необходимо подчеркнутьвзаимосвязь и комплексное применение всех названных критериев выбора методовобучения. При отсутствии хотя бы одного из них процедура выбора будетнецелостной, недостаточно эффективной.
Таким образом, враспоряжении преподавателя, мастера произ­водственного обучения имеется посуществу неограниченный арсенал педагогических средств для эффективногоосуществления учебного процесса. Причины многих ошибок и недостатков в ихработе состоят не в том, что педагогическая наука и передовая педагогическаяпрактика чего-то не открыли, не предложили, а в том, что уже найденное,предложенное, добытое опытом не стало достоянием всех. Это, конечно, неотрицает необходимости совершенствования найденного, устоявшегося, поискапринципиально новых решений.

Заключение.
Процесс обучения сложен имногогранен, он зависит от самых разнообразных и разнохарактерных факторов.Успешно выполнить свою задачу преподаватель может только в том случае, еслиовладеет методами обучения, выработанными педагогической наукой и передовойпрактикой, будет систематически совершенствовать мастерство.
Чтобы лучше использоватьметоды обучения, преподаватель должен представить их себе в определеннойсистеме.
Наибольшее применение впедагогической теории и практике получили методы обучения, классифицируемые поисточникам знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой идр.), наглядные (демонстрация наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов,наблюдения и др.), практические (упражнения, лабораторно-практические работы идр.). Они наиболее полно отвечают требованиям учебного процесса. Такаяклассификация методов будет использована при освещении вопросов преподаванияобщетехнических и специальных предметов в последующих главах книги.

Литература:
1. Эрганова Н.Е. –«Методика профессионального обучения»
2. Батышев С. Я. – «Профессиональная педагогика» 
3. Скакун В.А. — «Преподаваниеобщетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования