Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Факультет экономики и управления Реферат по курсу государственные финансы МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА Автор работы Студентка 3 курса,
3 группы О.Ю. Ларионова Руководитель С.Е. Витун Гродно 2005 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ 2. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.2.1 Метод процента от реализации 2.2 Расчетно-аналитический метод 2.3 Бюджетное планирование 9 2.4
Нормативный метод 2.5 Метод оптимизации плановых решений 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ15 ВВЕДЕНИЕ Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной
деятельноcти сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в Республике Беларусь предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических
связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений. Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности. Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности.
При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было все нормы спускались сверху. Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового
планирования, изменяется его содержание, как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны. 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ Важнейшим элементом предпринимательской деятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений предприятия.
В рыночной экономике планирование на предпринимательской предприятии является внутрипроизводственным, т.е. не носит элементов директивности. Основная цель внутрипроизводственного финансового планирования обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение прибыльности предприятия. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой
с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых нормативных показателей по обеспечению развития предпринимательской предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде. Основными задачами финансового планирования деятельности предприятия являются – обеспечение необходимыми
финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности – определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования – выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств – установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами – соблюдение интересов акционеров и других инвесторов контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Значение финансового планирования для предприятия состоит в том, что оно – воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей – предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов – служит инструментом получения внешнего финансирования. 2. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов и центров расходов.
Центр доходов хозяйствующего субъекта – это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов – это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования – это конкретные способы и приемы расчетов показателей.
При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы метод процента от реализации, расчетно-аналитический метод, бюджетное планирование, нормативный метод, метод оптимизации плановых решений. Естественно, что универсальных рецептов, которые могли бы одинаково успешно применяться на различных предприятиях, нет. Но есть методы, с использованием которых могут быть построены системы управления предприятием. Они представляют собой формализованную совокупность понятий и процессов, позволяющую создать
описание того, как предприятие должно работать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно воспринимать как набор инструкций алгоритм. Итак, к основным методам планирования финансовой деятельности на предприятии относят 2.1 Метод процента от реализации Сущность метода процента от реализации заключается в решении двуединой задачи 1 на основе запланированного роста объема продаж на предстоящий хозяйственный год, выраженного в процентах, определить будущие расходы,
активы и обязательства в виде процента от продаж 2 на основе полученных финансовых параметров составить сбалансированные форматы прогнозной информации – прогнозного отчета о прибылях и убытках плана доходов и расходов – прогнозного баланса – прогнозного отчета о движении денежных средств – сметы наличности календарного плана. Решение первой задачи не вызывает особых затруднений и выполняется в следующей последовательности 1 увеличение всех связанных активов из отчетного баланса на процент от продаж 2 определение объема нераспределенной
прибыли. Нераспределенная прибыль планового года равна нераспределенной прибыли на конец отчетного периода плюс чистая прибыль планового года за вычетом прибыли на потребление 3 определение суммы долга 4 вычисление дефицита источников финансирования как разности между приростом активов и суммой изменения источников долга и нераспределенной прибыли. Главное достоинство этого метода – простота и ясность. Основные недостатки планирования методом процента от продаж – сомнительное предположение, что предприятие
постоянно работает на полную мощность, все связанные ресурсы сбалансированы, а для роста объема продаж нужны лишь капитальные вложения – при наличии у предприятия недогруженных активов использование данного метода вызовет усиление степени недозагрузки, что может привести к серьезным искажениям в конечных параметрах всего финансового плана. Однако при всех перечисленных недостатках этот метод популярен не только потому, что он прост, но и потому, что для использования других методов финансового планирования предприятия
порой, и не располагает достаточным количеством данных. Нормативный цикл потока денежных средств предприятия открывает путь другому методу финансового планирования – расчетно-аналитическому. В методе процента от продаж корректировка отдельных элементов связанных ресурсов осуществляется простым умножением их фактической величины из отчетного баланса на рост объема выручки в плановом периоде. Отсюда возникает масса погрешностей в расчетах .
2.2 Расчетно-аналитический метод Расчетно-аналитический метод финансового планирования на базе матричного баланса всегда вызывал наибольший интерес у российских специалистов Алгоритм финансового планирования данным методом предполагает – подбор источников финансирования в прогнозном матричном балансе с одновременным их отражением в прогнозе денежного потока в ходе этой операции выявляется необходимая структура и объем источников финансирования, которая в дальнейшем подлежит оптимизации –
подбор недостающих источников финансирования и обоснование их содержания в ходе формирования третьего раздела прогноза денежного потока, предназначенного для завершения окончательной балансировки всех параметров финансового плана, поэтому прогнозный баланс выполняется до завершения прогноза денежного потока. Обратная последовательность в алгоритме планирования нарушает общую логику финансового планирования – оценку эффективности спланированного сценария с помощью финансовых коэффициентов и оформление сводной
аналитической записки. Расчетно-аналитический метод финансового планирования опирается на следующие исходные бюджеты и допущения а бизнес-план развития предприятия на ближайшие несколько лет вперед, построенный по стандартной схеме б бюджет инвестиций на предстоящий год в кредитный план на предстоящий год по существу это расчет доступного объема заемного капитала г операционные бюджеты и сметы д нормативный цикл денежного оборота предприятия. С методической точки зрения наибольшую сложность вызывает построение прогнозного
баланса, его назначение и методология построения опирается на два финансовых постулата – ликвидность как фактор финансового равновесия баланса предприятия – ликвидность как функция времени и риска. Исходными посылками конструирования прогнозного матричного баланса с позиций первого постулата являются – критерии банкротства – необходимость конструировать структуру матричного баланса в расчете на возможную трансформацию данных баланса в формат отчета или прогноза потока денежных средств практическая реализация
этой посылки предполагает учет в матричном балансе корректировок, отражаемых в стандартной схеме потока денежных средств. В отличие от первого метода, как видим, этот метод более требователен к объему, содержанию, структуре информации, используемой для планирования . 2.3 Бюджетное планирование Метод бюджетного планирования, получивший широкое распространение в западной практике, обеспечивает приемлемую точность финансовых прогнозов, оснащен огромным количеством методической
литературы и набором прикладных программ, что во многом облегчает его практическое применение. Несмотря на глубокую проработку метода бюджетного планирования, он до сих пор недооценивается в белорусских компаниях, здесь сказывается советская наследственность. Во-первых, однобокий подход – во главу угла ставится содержательная часть проблемы собственно планирование, вводят в действие, как правило, не всю систему, а какую-то ее часть, нет четкого осознания разницы
между бюджетом как инструментом планирования в узком советском смысле и бюджетом как инструментом управления Во-вторых, в современных условиях только бухгалтерия располагает информацией, которую можно использовать для финансовой отчетности, но в том виде, в каком она существует, она не годится – ни по форме, ни по регламенту. Другими словами, планирование планированием, а отчетность отчетностью. И то и другое типичная вещь в себе. А нужно чтобы и планирование и отчетность были элементами единого
контура бюджетного управления. Только тогда, собственно бюджетное планирование становится планированием, а бюджет финансовым образом будущего. В-третьих, недостаток маркетинговой информации. Структур, которые собирают, анализируют эту информацию во всем ее многообразии, пока не хватает. Суть бюджетного планирования заключается в построении прогнозных форм финансовой отчетности на основе тщательно выверенных предпосылок формирования каждого элемента активов, пассивов, доходов и затрат.
При этом важное место отводится вспомогательным бюджетам, объединенным в группу операционных бюджетов. Конечная цель метода бюджетного планирования – выявление потребностей предприятия в финансировании на момент, отраженный в прогнозном балансе, определением величины дисбаланса между активами и пассивами прогнозного баланса, вызванного отражением в нем всего спектра финансовых решений на предстоящий год. В качестве основных результатов можно рассматривать – ведение учета, анализа и планирования финансовых
потоков предприятия в целом и образующих центров учета ведение учета, анализа и планирования доходов и расходов, прибылей и убытков, рентабельности предприятия в целом и образующих ее центров финансового учета – обеспечение текущей платежеспособности – учет, анализ и планирование налогов на прибыль – определение уровней и возможностей возврата кредитов выявление размеров динамики положительного и отрицательного сальдо наличных средств как в целом по предприятию, так и по каждому центру учета учет, анализ и планирование
соотношений выручки от реализации с суммарными, а также переменными и постоянными затратами. В основном на предприятиях целесообразно вводить краткосрочные бюджеты, и иметь дело с плановым периодом, равным одном году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет план можно разделить на месячные или квартальные бюджеты
планы. Кроме того, ориентируясь на западный опыт, можно отметить полезность скользящего варианта, когда бюджет, составленный, на год или квартал, корректируется каждый месяц. В условиях, когда предприятиям предоставлена самостоятельность, они могут представлять бюджеты в любой форме, которую они считают более приемлемой для себя, работа по адаптации бюджетов к типу организации может заключаться в подборе наиболее приемлемых элементов и формировании особой системы планирования.
Кроме того, необходимо помнить, что в условиях современной российской действительности ничего нельзя решать автоматически, поскольку для этого просто нет устоявшихся предпосылок. Поэтому, слепое копирование западного опыта может только навредить, нежели помочь. 2.4 Нормативный метод Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность
хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает v Республиканские нормативы v Местные нормативы v Отраслевые нормативы v
Нормативы хозяйствующего субъекта. Что касается республиканских, а также местных нормативов, то речь идт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов малые предприятия, акционерные общества и т.п Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений
в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов. Кстати, основные фонды – это часть активов, которые рассчитаны на использование их предприятием в течение длительного периода времени более 1 года и постепенно по частям утрачивают свою стоимость, которая по частям переносится на продукцию и возмещается полностью только после проведения нескольких производственных циклов. К основным фондам относят здания и сооружения, транспорт, машины и оборудование,
передаточные устройства и т.д. Процесс, при котором стоимость основных фондов частями, по мере их износа переносится на стоимость продукции услуги и возмещается в процессе е реализации называется амортизацией. Денежные суммы, соответствующие снашиванию основных средств, накапливаются в амортизационном фонде. Амортизационный фонд, или денежный фонд возмещения, находится в постоянном движении. Особенности воспроизводства основных фондов определяются рядом характерных признаков, к которым относятся
постепенный перенос стоимости основных фондов на стоимость изготовленной продукции движение потребительской стоимости и стоимости оборот стоимости фондов частичное воспроизводство стоимости в готовой продукции и е накопление в денежной форме возобновление основных фондов в вещественно-натуральной форме через более или менее длительные периоды времени, что создат возможность маневрирования средствами амортизационного фонда, что ещ раз доказывает необходимость финансового планирования и значимость его методов.
Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой
деятельностью, контроля над использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и т.д. Итак, нормативный метод планирования заключается в установлении для определенного отрезка времени
фиксированной системы норм. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объмный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. 2.5 Метод оптимизации плановых решений Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчтов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют
темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. При этом могут применяться разные критерии выбора минимум приведнных затрат максимум приведнной прибыли минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата минимум текущих затрат минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств максимум дохода на рубль вложенного капитала максимум прибыли на рубль вложенного капитала максимум
сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь финансового или валютного риска. К примеру, планирование материальных ресурсов включает в себя составление проектов заказов на закупку иили внутреннее производство необходимых материалов-комплектующих. Из всех составленных проектов по этому вопросу выбирается наиболее оптимальный. Оптимальное решение содержит следующие вопросы производственная деятельность описывается как поток
взаимосвязанных заказов при выполнении заказов учитываются ограничения ресурсов обеспечивается минимизация производственных циклов и запасов заказы снабжения и производства формируются на основе заказов реализации и производственных графиков движение заказов увязывается с экономическими показателями выполнение заказа завершается к тому моменту, когда он необходим. Известно, что выпуск продукции напрямую связан с тем, насколько хорошо и ритмично предприятие снабжается сырьем или комплектующими, насколько рационально
используются складские площади, и, наконец, насколько ее выпуск связан с заказами клиентов или потребностью рынка. Изменение оптимального соотношения любой из этих составляющих влечет за собой те или иные проблемы. Перебои с поставками сырья влекут за собой простои в выпуске продукции, поступление большего, чем необходимо, количества материалов может повлечь за собой необоснованные потери. Именно с целью оптимального управления производством от поставки сырья и комплектующих до удовлетворения
запросов конечных потребителей был использован данный метод планирования материальных запасов предприятия. Другими словами, применение этого метода позволяет оптимизировать план поставок комплектующих, тем самым уменьшая затраты на производство и повышая его эффективность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении можно отметить, что интерес к методам и управления проектами год от года все возрастает. Это обусловлено, во-первых, тем, что методология управления проектами позволяет реализовать
подход к проекту как к системе, предусматривающей не только выработку решений по развитию потенциала системы, но и обеспечению их осуществления. Во-вторых, позволяет при разработке сложных систем различного назначения эффективно распоряжаться выделенными на реализацию проекта ресурсами, учитывая при этом такие факторы, как затраты, стоимость, прибыль, риск. Планирование финансовых действий на разных уровнях системы управления фирмой связано с определением того, что, кто, когда, где и в каком количестве потребуется
для достижения сформулированной цели или комплекса целей. Финансовое благополучие субъектов хозяйствования зависит от использования эффективных методов планирования финансов. Современные масштабы разного рода изменений, имеющих место в макро- и микросреде, а также увеличение объемов информации о рынке настолько объемны, что эффективное финансовое планирование является единственным способом формального прогнозирования будущих проблем, перспектив и возможностей.
Планирование один из краеугольных элементов философии научно обоснованного управления деятельностью любой более или менее сложной экономической системы, и, следовательно, его сущность, роль и предназначение гораздо шире, нежели простой расчет и утверждение в качестве ориентиров ряда количественных показателей. В этом смысле важен не столько план сам по себе, сколько собственно процесс планирования, неизбежно имеющий место в любом рационально функционирующем предприятии и осознанно применяемый для координации
и оптимизации его деятельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М. Финансы и статистика, 1998. 2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка Учебное пособие. М. Инфра-М, 1999 3. Белолипецкая В.Г. Финансы фирмы Курс лекций Под ред. И.П. Мерзлякова.
М. Инфра-М, 1999. 4. Беседин В.И. Планирование в условиях перехода к рынку М. Финансы и статистика, 1994. 5. О. И. Волков. Экономика предприятия. Инфра – М. Москва.1997 6. Управление финансовой деятельностью предприятия Справ. Под ред. М.И. Ткачук Мн 1995.