–PAGE_BREAK–Модернизация системы России приведет к существенному ускорению оборачиваемости денежных средств, расширению временных рамок работы платежной системы до 16-20 часов. При этом платежная система будет проектироваться таким образом, чтобы иметь «расчетные окна», совпадающие по времени с функционированием различных сегментов финансового рынка. Это позволит российским потребителям банковских услуг эффективно использовать денежные средства не только в расчетах внутри страны, но и в международных платежных системах. Банк России не намерен монополизировать систему расчетов в России, будучи уверенным, что в рыночной экономике есть место для негосударственных расчетных и клиринговых палат, в первую очередь, для организации расчетов на финансовых и товарных рынках и осуществления расчетов с большими встречными обязательствами кредитных учреждений внутри замкнутой группы участников.
Создание системы расчетов, работающей в режиме реального времени, является ключевым моментом в развитии платежной системы России.
Переход к работе в режиме реального времени означает достижение такого качества системотехнических решений в осуществлении расчетов, при котором время, необходимое для проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными учреждениями и ее проверки будет измеряться секундами, а момент списания средств со счета плательщика будет совпадать с моментом зачисления средств на счет получателя этих средств. Это возможно лишь при условии полной автоматизации всех организационных и бухгалтерских процедур, при наличии соответствующей технической базы. Потребуются адекватное техническое оснащения не только учреждений Банка России, но и всех кредитных организаций, совершенствование и унификация стандартов на применяемую ими технику и программное обеспечение, системы обеспечения безопасности.
Создание системы расчетов в режиме реального времени предполагает в ближайшем будущем отказаться от использования в работе Банка России и кредитных организация бумажных носителей первичной информации и перейти к работе с электронными документами. Для этого в короткие сроки Банку России предстоит разработать нормативную баку использования электронных документов при осуществлении расчетов, определить правила использования электронной подписи, поставить задачу и обеспечить разработку во взаимодействии с ФАПСИ сертифицированных программных средств для ее решения, найти методы решения проблем защиты электронных документов, внести предложения об ответственности за нарушение установленных правил. Развитие системы платежей в режиме реального времени будет основываться на развертывании телекоммуникационной сети Банка России.
Обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования системы расчетов предполагает создание и использование целостных систем стандартизации и сертификации банковских технологий. В настоящее время разработаны концепции таких систем, которые являются основой для создания стандартов в данной сфере, так называемого стандартизированного профиля, а также для выработки методик сертификационных испытаний и аккредитации испытательных лабораторий и сертификационных центров.
Создаваемый стандартизированный профиль будет приведен в соответствие с международными стандартами в банковской сфере. Банк России будет активно способствовать принятию национальных стандартов, совместимых с международными. В настоящее время частично разработаны фрагменты стандартизированного профиля, регламентирующие функциональный части банковских автоматизированных систем, интерфейсы пользователей, технические средства, средства и методы защиты информации, средства и методы проектирования, программные средства, форматы электронных банковский сообщений. Разработана и утверждены в установленном порядке совокупность SWIFT-ориентированных форматов электронных сообщений. Начата работа по использованию EDIFACT.
Предполагаются стандартизация правил осуществления расчетов, правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, а также разработка единой банковской системы классификации и кодирования в соответствии с международными и общегосударственными классификаторами.
Информатизация учреждений Банка России осуществляется в соответствии с общей стратегией, выработанной в 1993 г. Департаментом информатизации ЦБ РФ и изложенной в Целевой программе информатизации ЦБ РФ. Главными целями информатизации Банка России являются:
n повышение гибкости и эффективности функционирования банковской системы в условиях рыночных отношений;
n сокращение потерь от инфляционных процессов для основной массы средств, «замораживаемых» в расчетах;
n обеспечение своевременности обработки платежей, имеющих для экономики особую значимость;
n развитие международных связей банковских учреждений на базе взаимодействия их автоматизированных информационных систем и через международные (национальные) электронные системы с банками других государств.
Совершенствование платежной системы России неразрывно связано с созданием и развитием Электронной системы межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР) ЦБ РФ, учитывающей и активно использующей возможности современной схемотехнической среды, средств телекоммуникаций и защиты информации. Работы по созданию ЭЛСИМЕР ведутся на двух уровнях: внутрирегиональные межбанковские электронные расчеты и межрегиональные расчеты. На начальном этапе ЭЛСИМЕР рассматривается как средство совершения межбанковских расчетов, дополнительное к существующему почтовому и телеграфному авизованию.
В основу проекта закладываются определенные принципы.
n Участниками ЭЛСИМЕР являются учреждения ЦБ РФ (ГРКЦ, РЦИ, РКЦ), отвечающие определенным требованиям — наличие программно- технических средств, соблюдение установленной технологии совершения электронных платежей. Гарантия обработки и передачи платежа любому другому участнику в течение суток.
n Пользователями системы могут быть коммерческие банки и другие учреждения и организации, имеющие корреспондентские или расчетные счета в РКЦ- участниках.
n Правила оформления, условия прохождения электронного платежа и ответственность сторон определяется в договоре между пользователем и участником ЭЛСИМЕР.
n Электронный платеж является гарантированным и безотзывным.
n Электронный платежный документ представляет собой электронный образ платежного поручения и содержит все реквизиты, предусмотренные положением о безналичных расчетах в РФ.
n Инициатором электронного платежа является клиент коммерческого банка.
n Информация о необходимости исполнить электронный платеж может быть направлена коммерческим банком в РКЦ одним из следующих способов: курьером или спецсвязью в РКЦ доставляется платежное поручение банка на электронные платежи с приложением вторых экземпляров платежных документов своих клиентов; в РКЦ доставляется магнитный носитель с описью электронных платежей; средствами телекоммуникаций с применением специальных средств защиты передается электронный образ платежного поручения.
n Электронные платежи, поступившие в РКЦ до 13 час., должны быть выполнены в тот же день, а остальные — на следующий рабочий день.
n Отправителем и получателем межрегиональных платежей являются ГРКЦ.
n Учет электронных платежей осуществляется в ГРКЦ.
Начиная с 1993 г. в регионах России (Астраханская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Курганская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тульская, Челябинская области, Ставропольский край, Республика Мордовия, Республика Татарстан и др.) проводится эксперимент по осуществлению межрегиональных электронных платежей. Цель эксперимента — апробация новых средств совершения межбанковских расчетов наряду с существующим почтовым и телеграфным авизованием. Внедрение системы позволило регионам-участникам эксперимента сократить время прохождения платежей с 10-12 до 1-2 дней.
Нормативной базой эксперимента в системе ЦБ РФ является утвержденное в августе 1993 г. «Временное положение о совершении межрегиональных электронных платежей в опытных зонах ЦБ РФ». В настоящее время эксперимент расширен еще на 29 областей.
В 34 регионах РФ проходит эксперимент по внедрению электронных платежей на внутрирегиональном уровне. Это позволило сократить сроки до одного дня и ускорить оборачиваемость средств в расчетах. Анализ потоков банковской информации показал, что на платежи свыше 100 млн руб. приходится около 1% от общего числа произведенных платежей и 88% от сумм переведенных средств. Полученные результаты позволили сделать вывод, о целесообразности создания в рамках ЭЛСИМЕР двух систем: системы перевода крупных сумм платежей (СПКСП) ЦБ РФ с особыми требованиями к защите информации и технологии ее обработки и системы электронного межбанковского клиринга (СЭМКЛИР) ЦБ РФ для обработки мелких платежей.
Разработка и внедрение системы СПКСП осуществляется в три этапа и предполагается завершение распространения системы в течение 1997 г. Разработка и апробация системы СЭМКЛИР должна также завершиться в 1997 г.
Начиная с 1994 г. главный центр информатизации (ГЦИ) ЦБ РФ проводит в Волгоградской, Саратовской и Тверской областях апробацию новых информационных технологий. Основными целями эксперимента являются: выработка общих для территориальных учреждений ЦБ РФ правил и порядка автоматизации сбора, обработки и передачи банковской информации на федеральном уровне; практическая апробация типовых автоматизированных технологий и стандартов взаимодействия разнородных программно-технических комплексов и вычислительных региональных систем с использованием единых правил.
В процессе эксперимента отрабатываются функции главного центра федеральной электронной системы (ФЭС) ЦБ РФ, в том числе реализуются технологии централизованного управления дистанционно-удаленными вычислительными средствами, централизованного сопровождения нормативно-справочной информации и программного обеспечения комплексов, эксплуатируемых в ЦБ РФ, контроля за банковской информацией. Впервые в системе Банка России в рамках эксперимента реализуется технология «горячего» резервирования, обеспечивающая непрерывное функционирование всех вычислительных комплексов, систем и средств связи на основе организации сети резервных вычислительных систем и центров. С учетом Этой технологии создается головной центр ФЭС ЦБ РФ, который соединит территориально разобщенные вычислительные центры. В этом эксперименте отрабатываются также системотехнические решения для интеграции различных систем управления базами данных, подключения в единую систему разнородных технических средств, а также проходят апробацию различные протоколы обмена банковской информацией. В настоящее время разработаны новые электронные технологии передачи регламентированной и нерегламентированной банковской отчетности, опробованы типовые технологии обмена банковской информацией между Главными управлениями (Национальными Банками) и ГЦИ ЦБ РФ в реальном времени, начато внедрение высоконадежных отказоустойчивых систем для головного центра ФЭС.
Недостаток бюджетных ресурсов для развития государственной сети межбанковских расчетов вывел на рынок межбанковских клиринговых услуг АО «Центральная расчетная палата» (ЦРП), действующее на коммерческой основе и имеющее:
* электронный центр межбанковских расчетов;
* сертифицированный ФАПСИ технический комплекс для обработки и передачи коммерческой информации;
* систему многосторонних транзитных платежей;
* сетевую маршрутизацию платежей;
* возможности обеспечить принципы безотзывности, безусловности, гарантии исполнения;
возможность обрабатывать ежедневно более 100 000 электронных документов и проводить расчеты более чем с 400 банками. ЦРП использует как городскую телефонную сеть и спецсеть «Искра-2», так и специализированные сети протокола Х.25 Спринт, Роснет, Роспак, Инфотел.
1.3 Принципы осуществления платежей. Расчеты между клиентами, имеющими счета в разных коммерческих банках, осуществляются через корреспондентские счета, открытые в РКЦ.
Поступившие от клиентов банка расчетные документы после их контроля оформляются подписью экономиста учетно-операционного отдела и штампом банка, а документы, требующие дополнительного контроля, заверяются также подписью контролирующего работника. Штамп банка содержит наименование банка и восьмизначный номер учреждения банка.
По расчетным документам клиентом производится списание средств с их счетов с отнесением на корреспондентский счет банка.
После списания средств со счетов клиентов коммерческий банк составляет отдельное платежное поручение по каждой группе очередности платежей и по сроку платежа, к которому прилагаются два экземпляра расчетных документов клиентов и их опись.
В платежном поручении указывается срок платежа и его очередность. Указанные документы направляются в РКЦ.
Если на корреспондентском счете банка в РКЦ нет достаточных средств для оплаты документов клиентов, сумма неоплаченных документов отражается в учете:
Дт
Корреспондентский счет банка в РКЦ
Кт 915
Документы, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации
47418
Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации.
Эта операция отражается в учете коммерческого банка на основании извещения РКЦ о помещении платежных документов в картотеку из-за отсутствия средств на корреспондентском счете банка. Платежное поручение банка и расчетные документы клиентов, относящиеся к шестой группе очередности платежей, возвращаются из РКЦ в коммерческий банк. Суммы неоплаченных документов, относящихся к шестой группе очередности платежей, приходуются на счет 9919 «Не оплаченные расчетные документы клиентов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации» (90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации»), а расчетные документы клиентов помещаются в картотеку к этому счету. Коммерческий банк не позднее следующего рабочего дня направляет извещение клиенту о помещении переданных им на исполнение расчетных документов в картотеку из-за отсутствия средств на корреспондентском счете банка.
Клиенту и коммерческому банку предоставлено право отзыва своих документов из картотек до их оплаты с корреспондентского счета. Отзыв производится на основании письменного заявления клиента и коммерческого банка, составленного в произвольной форме и подписанного соответственно руководителем предприятия и коммерческого банка и заверенного печатью.
При поступлении денег на корреспондентский счет банка в РКЦ документы, находящиеся в картотеке, оплачиваются в соответствии с установленной очередностью платежей. На основании выписки из корреспондентского счета, полученной от РКЦ, в учете коммерческого банка оплата документов из картотек отражается по дебету счета 915 (47418) и кредиту счета 161 (30102), а также по расходу счета 9919 (90903).
При наличии каналов дистанционной связи между коммерческим банком и вычислительным центром, обслуживающим РКЦ, передача информации первичных расчетных документов для отражения операций по корреспондентскому счету банка в РКЦ осуществляется по каналам связи по специальной программе.
Экономист учетно-операционного отдела банка после проверки правильности оформления расчетных документов подписывает их, ставит штамп коммерческого банка и формирует пачки первых, вторых и третьих экземпляров документов. По каждой пачке составляется лента подсчета, которая подписывается при равенстве итогов. Первые экземпляры документов передаются в отдел дистанционной связи с вычислительным центром, обслуживающим РКЦ. Информация по расчетным документам поступает в ЭВМ с признаками программного или ручного (по телеграфным переводам) составления авизо. При передаче информации по каналам связи расчетные документы располагаются в электронном файле с учетом очередности их оплаты и срока платежа. Передача на оплату расчетных документов по первым пяти группам очередности платежей осуществляется коммерческим банком в специальном сеансе связи в согласованное с вычислительным центром время. Оплата расчетных документов, переданных в специальном сеансе связи, производится в пределах средств, имеющихся на корреспондентском счете. Остаток средств на корреспондентском счете используется для оплаты расчетных документов, переданных во время других сеансов связи. Документы, не оплаченные в связи с недостатком средств на корреспондентском счете, учитываются в указанном выше порядке. После завершения передачи информации в вычислительный центр работник банка сверяет итоги сумм переданных документов в вычислительный центр и с описью расчетных документов. Вторые и третьи экземпляры расчетных документов вместе с описью расчетных документов направляются в РКЦ. Коммерческие банки совершают операции ответного провода по своему корреспондентскому счету и лицевым счетам клиентов только на основе полученной от РКЦ выписки из корреспондентского счета и экземпляров расчетных документов клиентов. На суммы, зачисленные на корреспондентский счет банка, делается проводка по дебету счета 161 (30102) и кредиту лицевых счетов клиентов—получателей денег. Если с выпиской из корреспондентского счета банка не поступают экземпляры расчетных документов клиентов, невыясненные суммы относятся на отдельный лицевой счет балансового счета 904 «Прочие дебиторы и кредиторы» (47416 «Суммы, поступившие на корреспондентские счета до выяснения») и банк принимает меры по розыску недостающих документов. Получив экземпляры расчетных документов, банк зачисляет указанные суммы по принадлежности, дебетуя счет 904 (47416) и кредитуя соответствующие лицевые счета клиентов.
продолжение
–PAGE_BREAK–
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО КБ «АЛЬФА БАНК» ЗА ПЕРИОД С 2003 ПО 2005 ГГ.
2.1 Краткая характеристика банка.
Акционерный коммерческий банк «Альфа-Банк» представляет собой открытое акционерное общество (ОАО), зарегистрированное в Российской Федерации и имеющее генеральную лицензию на осуществление банковских операций, выданную Центральным банком России в 1991 г. Банк входит в КАГ — финансово-промышленную группу, владеющую акциями предприятий в ряде отраслей российской экономики. Крупнейшим предприятием, принадлежащим КАГ, является «Тюменская нефтяная компания» (ТНК), четвертая по величине нефтяная компания России. Задолженность КАГ по акциям ТНК является крупнейшей рисковой позицией банка, однако Стандард энд Пурз считает ТНК одной из наиболее эффективно работающих российских нефтяных компаний. КАГ также владеет акциями предприятий нефтеторговли, компаний, занимающихся импортом и реализацией сахара и чая («Кубаньсахар» и «Никитин»), продовольственных магазинов (сеть супермаркетов «Перекресток») и строительных организаций.
Основанный в 1990 году Альфа-Банк быстро превратился в крупнейший частный российский банк. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание корпоративных и частных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами. Банк обладает второй крупнейшей филиальной сетью в России, расположенной более чем в девяти часовых поясах России, Украины и Казахстана, а также имеет подразделения в Великобритании, Соединенных Штатах Америки и Нидерландах.
Альфа-Банком управляет команда российских и западных менеджеров, сочетающих в себе глубокое знание российских рынков и западных деловых стандартов.
Альфа-Банк оценивается как один из самых надежных и динамично развивающихся банков, который успешно сочетает высокие международные стандарты ведения бизнеса и корпоративного управления с уникальным опытом работы на российском рынке.
В определении «Альфа-Банка» как инвестиционного банка есть несколько новых принципиальных моментов. Прежде всего, подчеркивается, что инвестиционный банк должен обладать крупным капиталом. Этот фактор обеспечивает следующую важную характеристику – универсальный характер инвестиционной банковской деятельности: в отличие от других финансовых посредников, у инвестиционного банка нет необходимости специализироваться на отдельных операциях. Диверсификация обеспечивает инвестиционным банкам в том числе стабильный поток доходов и устойчивость во время глобальных финансовых кризисов.
Итак, подчеркнув, что деятельность глобальных инвестиционных банков чрезвычайно диверсифицирована, перечислим ее основные направления:
собственно инвестиционно-банковская деятельность, в том числе:
— андеррайтинг;
— привлечение финансирования;
— слияния и поглощения;
— корпоративные финансы;
— финансовое консультирование;
— управление активами и пассивами, в том числе:
— управление активами крупных институциональных клиентов;
— управление взаимными фондами;
— управление активами частных лиц;
— управление государственным долгом различных стран, не оформленным в виде ценных бумаг;
— анализ портфеля ценных бумаг;
— выработка и осуществление инвестиционной стратегии;
— управление рисками.
— купля-продажа ценных бумаг, в том числе:
— купля-продажа за свой счет и за счет клиента на рынках корпоративных ценных бумаг;
— брокерско-дилерская деятельность с государственными ценными бумагами различных стран;
— трейдинг на рынках FOREX;
— торговля деривативами (опционы, фьючерсы) на финансовых и товарных рынках;
— хеджирование.
– многоплановая аналитическая деятельность.
2.2 Анализ и динамика изменения межбанковских расчетов
Таблица 2.1
Анализ межбанковских расчетов ОАО КБ «Альфа Банк» в млн.руб.
Наименование платежей
периоды
Отклонение
2003
2004
2005
2003
к 2004
2005
к 2004
1
2
3
4
5
6
Расчеты внутри города
150
152
154
2
2
Расчеты внутри области
300
330
350
30
20
Расчеты внутри региона
320
340
335
20
— 0,5
Расчеты внутри страны
400
425
440
25
15
Расчеты со странами СНГ
348
354
342
6
— 12
Международные расчеты
450
470
485
20
15
Итак из таблицы 2.1 видно, что за 2004 год банк укрепил свои позиции и увеличил объем межбанковских расчетов. Однако в 2005 году по внутри региональным расчетам и расчетам со странами СНГ показатель абсолютного отклонения является отрицательным, отклонение по странам СНГ было связано с трудной политической обстановкой в этих странах.
Из графика наглядно видно, что динамика банковских расчетов по данному виду является положительной.
Из графика наглядно видно, что динамика банковских расчетов по данному виду является положительной
Из графика становиться наглядно видно, что динамика по данному виду расчетов является положительной.
Из графика видно, что динамика является положительной за 2003 по 2005 год, а в 2005 году является отрицательной по отношению к предыдущим годам.
Из графика видно становиться наглядно видно, что динамика по данному виду расчетов является положительной.
Из графика наглядно видно, что динамика за 2003 по 2005 гг. положительная, а в 2005 приобрела отрицательную динамику.
Из графика видно, что динамика международных расчетов
положительная.
Теперь в работе приведен расчет экономической эффективности межбанковских расчетов. Так как ОАО «Альфа Банк» является коммерческой финансово- кредитной структурой, то соответственно главной целью его работы является получение прибыли.
Таблица 2.2
Расчет доходности межбанковских расчетов за период с 2003 по 2005гг.
Наименование платежей
периоды
Расчет дохода
Коммерч. интерес банка
2003
2004
2005
2003
2004
2005
1
2
3
4
5
6
7
8
Расчеты внутри города
150
152
154
4,5
4,6
4,62
0,03
Расчеты внутри области
300
330
350
12
13,2
14
0,04
Расчеты внутри региона
320
340
335
12,8
13,6
13,4
0,04
Расчеты внутри страны
400
425
440
20
21,2
22
0,05
Расчеты со странами СНГ
348
354
342
20,8
21,2
20,5
0,06
Международные расчеты
450
470
485
36
37,6
38,8
0,08
итого
1,968
2,071
2,106
106,4
111,4
113,3
Итак, из таблицы 2.2 видно, что расчеты экономически обоснованы и имеют положительную тенденцию, то есть прибыль от операций растет по периодам. Существенно на рост прибыли не отразилась динамика по расчетам внутри региона и со странами СНГ. Итак далее в работе рост прибыли показан графически.
Далее в работе рассчитана рентабельность межбанковских расчетов. Рентабельность является экономической категорией, которая характеризует эффективность, динамичность и коммерческие усилия. Характеризует саму эффективность и устойчивость операций.
За 2003 год показатель рентабельности составил:
R= (1.968/106.4*100)*100=17.8 %
За 2004 год показатель рентабельности составил:
R= (2.071/111.4*100)*100= 18.6 %
За 2005 год показатель рентабельности составил:
R= (2.106/111.3*100)*100=18.6 %
Итак расчет рентабельности расчетов показывает, что увеличение показателя наблюдается с 2003 по 2005 гг, а затем в периоде2005 года показатель не изменился по отношению к 2004 году. Здесь можно сделать вывод, что на показатель 2005 года имели влияние два фактора: 1- изменение затрат, 2 – изменение показателей по расчетам внутри региона и со странами СНГ (Таблица 2.1 ).
Таблица 2.3
Расчет динамики изменения межбанковских расчетов за 2003 по 2005гг.
Наименование платежей
периоды
2003
2004
2005
2003 к 2004
2005
к
2004
2003
к
2004
2005
к
2004
Расчеты внутри города
150
152
154
101,3
101,3
1,33
1,33
Расчеты внутри области
300
330
350
110
106,06
10
6,06
Расчеты внутри региона
320
340
335
106,2
98,5
6,25
— 1,5
Расчеты внутри страны
400
425
440
106,3
103,5
6,3
3,52
Расчеты со странами СНГ
348
354
342
101,7
96,6
1,72
— 3,4
Международные расчеты
450
470
485
104,4
103,2
4,4
3,2
итого
1,968
2,071
2,106
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
3.1 Необходимость перехода с системы SWIFT1 на систему SWIFT2
Так как в данное время КБ «Альфа Банк» в своей деятельности осуществляет межбанковские расчеты в системе SWIFT 1 то сначала в работе данна характеристика данной системы, где описаны ее приемущества и недостатки. Именно на основе них будет данно предложение по переходу на систему SWIFT 2, и почему банк стал использовать данную систему расчетов.
Работа в сети SWIFT дает пользователям ряд преимуществ.
n Надежность передачи сообщений, что обеспечивается построением сети, специальным порядком передачи и приема сообщений за счет «горячего» резервирования каждого из элементов сети.
n Сеть гарантирует полную безопасность многоуровневой комбинацией физических, технических и организационных методов защиты, обеспечивает полную сохранность и секретность передаваемых сведений.
n Сокращение операционных расходов по сравнению с телексной связью. Например, стоимость одного стандартного сообщения (до 325 байт) не зависит от расстояния, а высокая интенсивность обменов снижает стоимость настолько, что она оказывается ниже стоимости аналогичных передач по телексу и телеграфу.
n Быстрый способ передачи сообщений в любую точку мира; время доставки сообщения составляет 20 мин., его можно сократить до 1-5 мин. (срочное сообщение), что перекрывает показатели отдельных каналов связи. Сообщение достигает адресата значительно быстрее за счет сокращения промежуточных этапов в сети. Так, аналогичная передача по телеграфу занимает около 90 мин. В случае, когда отправитель коммутирован с получателем (режим on-line), передача данных происходит менее чем за 20 с.
n Так как все платежные документы поступают в систему в стандартизированном виде, то это позволяет автоматизировать обработку данных и повысить в конечном итоге эффективность работы банка. Фиксация выполненных транзакций дает возможность полного контроля (аудита) всех проходящих распоряжений и ежедневного автоматизированного формирования отчета по ним; кроме этого, преодолеваются языковые барьеры и уменьшаются различия в практике проведения банковских операций.
n В связи с тем, что международный и кредитных оборот все более концентрируются на пользователях SWIFT, повышается конкурентоспособность банков-членов SWIFT.
n SWIFT гарантирует своим членам финансовую защиту, т.е. если по вине общества в течении суток сообщение не достигло адресата, то SWIFT берет на себя все прямые и косвенные расходы, которые понес клиент из-за этого опоздания.
Главным недостатком SWIFT с точки зрения пользователей является дороговизна вступления. Расходы банка по вступлению в SWIFT составляют 160-200 тыс. долл. Это создает, конечно, проблемы для мелких и средних банков. В качестве недостатков можно также назвать в определенной степени сильную зависимость внутренней организации от очень сложной технической системы (опасность сбоев и другие технические проблемы). В качестве еще одного недостатка можно назвать сокращение возможностей по пользованию платежным кредитом (на время пробега документа), т.е. сокращается период между дебетом и кредитом счетов, на которых отражается данный перевод. Так же недостатками стали:
1. В силу морального технологического износа система стала более доступной для проведения диверсий и проникновения в сеть.
2. Система стала более трудоемкой и зачастую стали возникать сбои в ее программе, которые замедляли процесс перевода денежных средств.
3 Встала проблема по перегруженности системы при проведении международных банковских операций
До некоторых пор SWIFT-1 успешно справлялась с возложенными на нее задачами. Однако рост числа пользователей, трафика по сети и моральное старение оборудования привели к необходимости разработки и внедрения новой сетевой архитектуры. Переход к SWIFT-2 начался в конце 1994 г. и к 2005 г. был полностью завершен, причем все работы велись таким образом, что пользователи сети не ощущали никакого отрицательного воздействия на свою работу.
3.2 Эффективность предложения. В SWIFT-2 используются более производительные процессоры и сетевое оборудование, способные поддерживать увеличение трафика в течение ряда лет, а также более совершенное программное обеспечение. Как и в SWIFT-1, в SWIFT-2 используются два равноправных связанных между собой и работающих без участия человека операционных центра (в Нидерландах и США). Для гарантии отказоустойчивости все их системы дублированы. Кроме того, для дублирования самих систем в состоянии готовности поддерживаются еще два операционных центра в головных центрах компании.
Сеть SWIFT-2 базируется на четырехуровневой архитектуре и управляется системным управляющим процессором (System Control Processor — SCP).
В SWIFT-2 выделяются следующие четыре уровня:
1. Терминал пользователя, позволяющий ему подключиться к сети. На рынке имеется большой выбор терминалов подключения к SWIFT 2 различных производителей. Однако они все должны быть сертифицированы SWIFT 2.
2. Региональные процессоры, назначением которых является получение сообщений от пользователей с некоторой ограниченной территории и их проверка для первичной обработки на групповом процессоре (слайс-процессоре). Они обеспечивают поддержку протоколов прикладного уровня, контроль всех входящих сообщений на соответствие стандартам, осуществляют верификацию их контрольных сумм, генерируют пользователям сообщения об успешности прохождения их финансовых сообщений. Региональные процессоры размещены в операционных центрах, работают без участия человека и оборудованы компьютерами Unisys A Series, дублированными в целях безопасности.
3. Групповые процессоры (слайс-процессоры), размещенные также в операционных центрах, содержат по три компьютера А12 фирмы Unisys, один из которых работает в режиме «горячего» резерва. В слайс-процессорах осуществляется основная маршрутизация сообщений и обработка системных сообщений, а также долгосрочное и краткосрочное архивирование сообщений, генерация системных отчетов, обработка возвращенных сообщений, генерация данных для расчетов с пользователями и др. В SWIFT-2 информация хранится в течение четырех месяцев. В сети заложены возможности по увеличению количества слайс-процессоров при необходимости.
4. Процессоры управления системой — это новый уровень, введенный в SWIFT-2. Они расположены в операционных центрах и используют компьютеры фирмы Unisys. Это единственный архитектурный уровень, не занятый обработкой сообщений, а предназначенный исключительно для управления системой. Процессоры управления системой осуществляют мониторинг аппаратно-программного обеспечения, подключенного к сети, сбор информации о сбоях, управляют операциями по выходу из сбойных ситуаций, осуществляют динамическое управление ресурсами сети, контролируют санкционированность доступа к сети, работают с базами данных. Предусмотрена возможность использования нескольких процессоров управления системой со 100%-м резервированием, хотя пока используется только один, расположенный в Нидерландах (остальные — «горячий» резерв).
продолжение
–PAGE_BREAK–