«между репетициями»

Тема: «МЕЖДУ РЕПЕТИЦИЯМИ» /самостоятельная работа над ролью/ Активная жизненная позиция, не подержанная человечностью, может повернуться опасной стороной. Актер должен быть раним, обостренно чувствителен, к восприятию действительности. А как? Чем? Должен волноваться актер, не читающий газет, не слушащий радио, телевидения, не встречающийся с людьми вне стен театра? Получение новой роли – начало новой жизни для актера. Роль получена. Что же дальше? 1.Прочитать роль. 2.Исправить ошибки. 3.Обращаться к роли дома. Многие актеры не умеют работать над ролью. Много «иждивенцев» приходящих на репетицию пустыми, живут от репетиции до репетиции, от спектакля до спектакля. И все это безмятежно. Необходима мобилизация внутренних ресурсов, душевных и физических сил. На репетиции лишь и «выясняется то, что надлежит разрабатывать дома». Если бы актеры приходили готовыми к творчеству, размятыми самостоятельной подготовительной работой, если бы их внутренний и физический аппарат были бы полностью мобилизованы, то репетиции шли бы иными темпами. Каким актер приходит на репетицию, что он приносит с собой нового, что могло бы заразить и воодушевить режиссера. «Вы остановились на одном месте, не двинулись вперед, мне с вами нечего делать». И отменил репетицию. Это был Немерович-Данченко. Режиссер может помочь актеру, в создании образа. Он может воспитать актера, научить его. Только это. Основное содержание работы заключено в самом актере, профессионала, личности. Актер и режиссер должен стоять в создании образа на одних позициях. Но актер должен знать без самостоятельной работы над образом, без готовности к творчеству всей своей жизнью, ни один, даже самый гениальный режиссер не поможет ему. Режиссер не может остаться наедине с актером, мечтать, фантазировать, спорить с самим собой, читать книги, смотреть картины, узнавать жизнь. Работа актера в театре – прямое нарушение кодексов законов о труде, она не подчинена никакому графику. Настоящий труд актера, его творческий процесс непрерывен. В это трудность, беда профессии, в этом – ее притягательна сила. Актер лишен выходных, у него нет понятия – «нерабочее время». Где бы не находился актер, все подчинено новой работе, мыслями о ней. Подсознательный труд, который даст свои результаты неизвестно когда, – счастье актера. Задача актера – подготовить себя к озарению. Удача никогда не приходит к бездельнику. Что нужно для того, чтобы успешно работать? Работать! Ссылки на недостаток времени, условия, нагрузку, на театр, школу – все это не оправдывает главного – пассивности актера. Вдохновение есть результат организованного творческого труда и «вдохновение – такая гостья, которая не может посещать ленивых» говорил Чайковский. «Современный актер много отдыхает, мало волнуется». Надо уметь хватать замечания режиссера «на ходу» и претворять их в жизнь. Такое умение дает внутренняя форма, размятость. Часто актер говорит: «Я не успел, не сделал, у меня это дойдет, я это с делаю, я об этом подумаю». Нет хватки, нет быстроты, нет сообразительности, нет быстрого разрешения предлагаемых обстоятельств, в которых ты находишься. Это надо моментально делать. Лошадь, которая берет барьер, подходит к нему и сразу перепрыгивает, а если она начнет около барьера танцевать, то она его не перепрыгнет. Нельзя приучаться к тому, чтобы не чего не делая, вынашивать в себе обиду, неудовлетворенное самолюбие, зависть. Самостоятельная работа актера – включает в себя всю систему творческой жизни актера, его отношение к жизни общества, и своего места в нем, его отношение к профессии, впечатлений, знаний, в обогащении своей индивидуальности. «Покой нм только сниться» Символ жизни актера диплом дает право на творчество, но не заменяет его. Пусть ученик ошибается; набьет себе шишки, подражает учителю, но должен сам научиться сам сделать роль, своими внутренними ходами, оправдать режиссерское задание, наполнить плотью и кровью самый острый рисунок. Если не умеет этого делать, годы проведенные в институте потеряны безвозвратно. «Выживает тот, кто умеет и хочет работать самостоятельно.» Большое дарование актера при не умении самостоятельно присваивать образ, пользоваться жестом, телом, дыханием, речью, гибнет. Первым условием для постижения образ является субъективна правда действующего лица. Перевоплотится– это не значит спрятаться за грим, за внешнюю характерность. Внешнее перевоплощение, не подтвержденное внутренним оправданием, присвоением качеств характера образа, раздражает. Перевоплотиться можно только через природу чувств автора, способ мышления и общения, качество оценок, логику поступков, мизансцену тела – пластику. Быть рядом со зрителем и быть иным человеком. ^ Быть узнанным и неузнаваемым. Утвердить себя в сверхзадаче роли. Найти личное в ней. Ассоциации. Влезать в чужую шкуру. Качество оценок – субъективная правда роли. Автор, его манера, жанр, эмоциональная насыщенность – смысловая и эмоциональная – отличаются друг от друга остротой и позицией оценок. Актер разрабатывает систему оценок по всей пьесе и роли. Как он оценивает поступки окружающих его людей, как соответственно реагирует на них? Оценка вещи, находящейся в руках, выявляет оценку не только данного предмета, но и отношение к жизни. Какими глазами человек смотрит на мир, через какие оценки, проходит его жизнь в пьесе – ничто не может ускользнуть от внимания актера. Не надо путать оценки с паузами, они не должны быть подчеркнуты, так как могут стать назойливыми. Оценка – изнутри. Иногда важнейшая оценочная пауза, если она необходима, будет ударной. Иногда, как это бывает в жизни, оценка происходит молниеносно. Молниеносность и качество оценки. Стараться быть обостренно внимательным ко всему. Чем больше хочу выполнить задачу, тем ярче возникает эмоция, в результате процесс действия. Чем значительнее задача, поставленная перед действующим лицом, тем значительнее эмоциональный результат. Актер – конструктор будущей роли. Распределить силы на целый спектакль и роль. Требуется актерская высшая математика: где присмотреться, где отдохнуть, набрать силу, но сдержаться, где центральная сцена, в которой необходимо выложиться до конца. Нельзя в спектакле играть все сцены главными с полной отдачей сил, даже настоящий темперамент надоест, утомит зрителя. Опытный актер будет оттягивать взрыв, заманивать до последней возможности. Интрига роли распределить все силы не делить работу на разделы «сегодня я мечтаю о гриме, внешнем облике, о событийном ряде и т.д.» Должен возникнуть целостный образ, но отталкиваться можно от пластики, грима, внутреннего монолога.^ Нужно ли учить текст? Самостоятельную работу нужно начинать с простых вещей. Самому переписать роль, от руки, один, а то и два раза! При переписывании не оставлять без внимания ни одного слова, ни одного знак препинания, вчитываться в смысл, возвращаться к заинтересованной фразе, задумываться над ситуацией, просчитывать ее варианты. В это время актера посещают первые видения.^ Когда нужно знать роль наизусть? До репетиций. Как можно раньше роль создается в живом общении, глаз в глаз с партнером. Лист бумаги, находящийся между ними, мешает возникновению живых отношений, взаимодействию. Знание текста – вежливость актера по отношению к партнеру и помощь самому себе. «Зубрить текст на общих репетициях – преступление». Нельзя забалтывать текст произнесением вслух наедине. Когда актер пропускает текст роли через себя молча, он как бы возбуждает фантазию, будоражит мысль, а не фиксирует интонации и чувства. ^ Репетиция – направление поиска. Спектакль создается на репетиции, но истинный успех решает взаимосвязь самостоятельной работы с общей. Репетиция – как этап, толчок вперед, определение направления, проверка усвоенного, соединение частей, выработка генерального плана – должна быть подготовлена самостоятельной работой. Актер должен приходить на репетиции за 10 – 15 минут до начала, чтобы сосредоточиться, освободиться от мусор улицы, мелких бытовых забот. Все начинается с карандаша! Не ждите милостей от режиссера – приходите на репетиции со своими предложениями. Актер не имеет права повторять старые ошибки. Можно, новые, но возвращаться к старым – нельзя. Тупое упрямство, зашореность, влюбленность в свое решение ни к чему хорошему не приведет, чтобы выслушать возражение и услышать их, тоже требуется талант. Все решает сцена, после разбора пьесы самым подробным образом записать замечания режиссера. Не повторить эти ошибки на следующих репетициях мизансцены. Умение сделать вывод из прошлых репетиций или спектакля – одна из важнейших частей самостоятельной работы актера. Забывать режиссерские замечания нельзя. Умение актера фиксировать наработанное. Постоянно находиться в творческой форме и поиске, всегда ставить перед собой новые задачи. Всегда полезней прислушаться к критике недруга, чем к славословию близких друзей или родственников. Нельзя доверять «домашней режиссуре». Когда актер не занятый в спектакле пытается подсказать или сделать авторитетное замечание, сбивает исполнителя так как сделан без учета общего замысла, данного периода работы. Все репетиции актера должен смотреть. Особенно если это 2 состава. Нельзя пропускать встреч, лекций по эпохе, творчеству автора, с участниками событий, посещение выставок, музеев. Очень важно умение, которое должен развивать в себе актер – умение слушать замечания режиссера в ритме репетиций, не останавливаясь ни на секунду и тут же находя новые ходы, меняя линию поведения, воплощая предложения, не выключаясь из образ и предлагаемых обстоятельств. Репетиция проверяет наработанные актером самостоятельно, дает ему дальнейшее направление. Станиславский говорил, что актер должен уметь разговаривать, а третьим ухом слушать, что говорит ему режиссер.^ Наедине с самим собой. Актер наедине с тем человеком, образ которого он должен воплотить на сцене, оживить на сцене. Внимательно вчитаться в пьесу, приглядеться к своему герою, как он выглядит, какой у него голос, как держит голову, какова походка, привычки, что он любит или ненавидит, какая у него биография, какова цель поступков? Эффект личного присутствия в роли, процесс сживания с образом. Наедине с собой актер решет, во имя чего он будет становиться этим человеком, каков будет посыл в зрительный зал, которым он хочет предупредить, предостеречь, насторожить, обрадовать, заставить обратить внимание, полюбить. Актер – один, должен суммировать все знания, отобрать нужное, он должен уметь и любить мечтать. «Без воображения нет творчества». Работа продолжается даже во сне, потому что ее суть – постоянное, активное мечтание о роли. Материалом для образа служит сам актер – его тело, голос, пластика, весь его психофизический аппарат. Работа самостоятельная сугубо – субъективная. Рассказ от своего лица (я) помогает актеру понять логику персонажа. В этом – начало внутренней перестановки на образ. «Наговаривания» замысла помогает конкретности видения. Мое отношение к событию – заложен тот эмоциональный манок, который определяет дальнейшее развитие роли (образа). Актер не должен расставаться с ролью в мыслях, в воображении. «Делать это на людях, на беседах я не «умею». Мне надо, чтобы беседы улеглись в душе». Но ясно одно, рецептов нет, есть пути которые мы выбираем, а как это делать, решет сам актер. И в этом таинство профессии, готовность к замыслу. «Не важно, от чего вы пойдете в работе над ролью – от внешнего или от внутреннего. Главное – идите. У каждого свой путь. И в итоге, если по настоящему сыграете – все сливается воедино – и внешнее и внутреннее. У настоящего актера не может быть что-либо одно. При любых трактовках и приемах, при самых неожиданных решениях актер должен знать, какая сверхзадача направляет создателей спектакля, каков событийный ряд, какова перспектива роли и т.д. А здесь необходима – школа, т.е. «фундамент». «Моя биография» – как в жизни – надо начинать с биографии, рассказ должен быть про себя, от своего имени. Читать литературу, искать источники, историю, быт, эпоху. Доскональное знание всего о действующем лице. Актер обязан ответить на любой вопрос о жизни и характере своего героя. Самое сокровенное и неизвестное никому.^ Великие открытия Станиславского – событийный ряд – основа основ роли. Партитура действий требует кропотливейшей работы в каждую секунду пребывания на сцене. «Что я здесь делаю? После чего я это делаю? Что я буду делать дальше?» Схема придумана – надо ее обжить. Надо приучить себя мыслить не результативно, а действенно. Умение определить простое действие – главный манок сценического действия. Непрерывность простых действий – основа роли. Ее актер должен прорабатывать сам.^ Жизнь человека до поднятия занавеса. Это дает дыхание актеру, наполняя его чувством для дальнейших действий. Немерович – Данченко говорил: «Ключ к решению образ в выходе исполнителя на сцену». Важна – первая пауза. Андрей Попов писал: «Работа вполсилы унижает художника, противопоказана искусству». Важно, личное присутствие на сцене, вкладывание себя до предела в судьбу героя, присвоение себе его горестей и радостей. Заставить партнера увидеть то, что вижу я – вот, цель актера, заразить своим видением. Из виденья рождается интонация не пропуская ни одного звена подробность анализа. Желательно вести дневник работы над ролями.Подготовка к спектаклю – нужно подготовить душу, сбросить груз повседневности, освободить голову от забот, т.е. настроиться на волну мыслей и чувств.^ Работа актера над собой. Умение видеть, наблюдать, изучать жизнь глазом, ухом, сердцем и умом художника. «Моя фантазия – моя память». Основное качество актера – любопытство, желание познать мир. Отличительное качество этого познания – эмоциональность. Художник запоминает то, что его взволновало, потрясло, ударило. Да, не самое достойное занятие на свете смотреть в окна. И все же вопрос – как смотреть, какими глазами. Получая роль, актер сразу обращается к воспоминаниям. Должна быть записная книжка наблюдений. Нельзя выходить на сцену без разминки, «туалета актера» (речь, психофизика, готовность). Работ над речью – всю жизнь. Каков будущий герой – в движении, ритмах, походке, жесте, костюме, гриме, т.е. встать на ноги. Почувствовать всем телом – сущность ситуации, события, взаимоотношений. Выражение – «говорящее тело». ^ Умение не двигаться. Текст – есть движение души, а не движение тела. Походка. Танец. Инструмент актера – его тело, им нужно распоряжаться по хозяйски, держа в постоянной творческой производственной форме. Костюм – привыкание, вживание. Костюм – это биография. Искусство носить костюм так, чтобы можно подумать, что актера – образ носит всю жизнь, не снимая. Импровизация – качество дарования. Результат глубочайшего проникновения в материл, слияние с ним – результат труда. «Мои университеты» Диплом – еще не гарантия культуры. Образованность актера. «Мы не ленивы и не любопытны». Основа образования – чтение. Воспитание уха и глаза – живопись, скульптура, как можно больше встреч. Лекция не может заменить того, что ты увидишь сам. Исходя из этого, работ актера над собой, это кропотливый труд. И если мы сумели преодолеть себя, научимся владеть профессией, будем верить в себя и свои силы, то многие роли нам по плечу. Душа обязан трудиться и день и ночь… Итак, подводя итог, о чем было сказано выше, можно сказать, что актер не должен бояться ошибаться, потому что, отсутствие тренировки и муштры как для тела и голоса, так и в области психотехники, отсутствие свежести и восприимчивости – приметы «посредственного актера». Выбирайте и ищите свой путь. Другого выхода для актера нет!