Международная миграция рабочей силы 4

–PAGE_BREAK–1.3 Правовой вопрос миграции
Институт гражданства регламентирует правовую возможность прекратить состояние гражданства. Демократические государства провозглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства, но требуют для этого соблюдения определенных формальностей. При этом само по себе заявление об отказе от гражданства часто не признается достаточным.
Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца.
Первый — Федеральным законом о беженцах (в редакции от 7 ноября 2000г.), второй — Законом РФ о вынужденных переселенцах (в редакции от 7 августа 2000г.). Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.
Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера.
Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.
Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства Российской Федерации или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). Государство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Законом РФ о беженцах, но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.
Можно заключить, что миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека, в отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный переселенец.

2. Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов
Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую, с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Процесс международной миграции, помимо экономических мотивов обусловливает также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.
Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.
Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:
1. Иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80–90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции.
2. Работники-мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом — стран Ближнего Востока, Европы.
3. Нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии.
4. Лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах.
5. Беженцы. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.
Международная миграция рабочей силы – это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.
Основной поток международной миграции в последние десятилетия устремляется в США. В 70-х годах число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за 70-е г), что на 1/3 больше, чем в 60-х г. В 80-х годах масштабы иммиграции ещё более возросли – на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В 90-х годах эти масштабы иммиграции сохранились.
Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600 тыс. чел. (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,3 млн. чел.). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.
Можно заключить, что для различных принимающих стран существуют неодинаковые источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В последние годы в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием – 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации: 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.
2.2 Национальная миграционная политика
Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна – к открытой экономике, и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.
Большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. чел. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих из США в поисках работы, – 140 тыс. чел. в год.
В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х годах, усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям мигрантов, работающих по контракту, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.
Демократизация общественной и экономической жизни в СССР, а затем в России коснулась и некогда жестко регламентируемой сферы выезда граждан за рубеж. С 1 января 1993 г. вступил в силу закон, предоставивший каждому гражданину возможность выезжать, жить и работать за границей и являющийся правовой основой для международной миграции российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом.
Все граждане страны, в соответствии с данным законом, имеют право на получение заграничного паспорта сроком на пять лет. Исключение составляют лишь лица, осведомленные в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства перед государством (например, обязательная воинская служба), а также уголовные преступники.
Регулирование миграционных потоков в России осуществляет федеральная миграционная служба, созданная Указом Президента РФ.
Выезд из России граждан на постоянное место жительства в 90-е годы не стал массовым, хотя и был достаточно заметным (среднегодовая численность эмигрантов составляла не более 100–150 тыс. чел.). Эта цифра не включает выезжающих на временную работу (часто без соответствующего оформления), число которых, по оценкам, достигает нескольких десятков тысяч человек в год. По некоторым данным, например, только в Польше уже проживает более 300 тыс. выходцев из стран СНГ (в основном из России), выехавших на временную работу или по гостевой визе.
Десятки тысяч наших сограждан работают таким образом в Венгрии, тысячи — в Германии и США. (Легально выехавших в США гораздо больше. Только в Нью-Йорке проживает несколько сотен тысяч русскоязычных иммигрантов.) Попытки регламентировать трудовую миграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данный процесс не оказывают. Так, соглашение с ФРГ предоставило России ежегодную квоту в 17 тыс. человек, с Финляндией и Бельгией – по 500 человек. Реальные миграционные потоки значительно превышают эти цифры.
Исходя из уже проявившихся миграционных тенденций, а также принимая во внимание внутриэкономические и социально-экономические процессы, происходящие в России и других странах СНГ, можно утверждать, что эмиграционный потенциал этих стран еще не исчерпан. В частности продолжается традиционная этническая эмиграция: в СНГ проживает около 3 млн. евреев, 2 млн. немцев, 1,2 млн. поляков, часть из которых имеют стремление к воссоединению с «исторической родиной» или национальными общинами в развитых странах Запада. Вместе с тем, в последние годы этническая эмиграция из России и других стран СНГ заметно сокращается. На первый план выходит экономическая эмиграция, обусловленная ухудшением экономического положения, неясностью перспектив экономических реформ, неэффективностью системы социальной защиты населения, падением жизненного уровня. В 90-х годах возникло такое принципиально новое для России явление, как бизнес-эмиграция, т.е. эмиграция предпринимателей, связанная не с экономическими трудностями и лишениями, а со стремлением к политической и экономической стабильности, с опасением потери достигнутого уровня благосостояния и отсутствием перспектив для бизнеса.
Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки. В 2004 г. за пределами России проживало более 17% русских, в том числе на Украине – 11,4 млн. чел., или 22% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн. русских, около 3 млн. – в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн. в Белоруссии, около 800 тыс. – в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку русскоязычного населения.
Таким образом, в каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
2.3 Социально-экономические последствия миграции
Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) – это не только экономическое, но и сложное политическое и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов, как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.
О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х годах докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах — тоже иммигранты. В середине 90-х годов в США проживало более 11 млн. иммигрантов; они зарабатывали (по оценкам) 240 млрд. долларов в год, при этом они платили налоги в размере 40 млрд долларов в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долларов. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства.
С учетом изложенного опыта, следует относиться и к проблемам внешней миграции в России. Прежде всего, не надо преувеличивать вероятные масштабы трудовой миграции из нашей страны. Она будет ограничиваться как административно-законодательными мерами потенциальных принимающих стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран достаточно высокий уровень безработицы (7–10%), что резко усиливает конкуренцию на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур) оказывается ниже профессиональных стандартов западных стран.
Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства учёных и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. (ученых – 4,5 тыс.).
    продолжение
–PAGE_BREAK–Несмотря на возможность оттока за рубеж части наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных рабочих), поводов для паники нет. Во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем за границей. Во-вторых, если страна переходит к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные условия для продажи своей рабочей силы. Выход состоит в подъеме экономики страны, росте заработной платы. Разумеется, в нынешней ситуации государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических механизмах процесса международной миграции рабочей силы страны (социальная и консульская защита, налоги, финансовое и транспортное обеспечение, юридическая подготовка), обеспечивающих интересы как выезжающих российских граждан и их семей, так и страны.
Таким образом, обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов:
1.                экономическое неравенство между богатыми и бедными странами;
2.                демографический дисбаланс;
3.                разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием;
4.                связи между странами выезда и странами въезда;
5.                глобальная информационная и транспортная сеть;
6.                семейные стратегии;
7.                миграционные сети;
8.                институты посредников.
Все данные представлены в приложениях 1 – 4.

3. Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы
3.1 Направления миграционных потоков
Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, они зачастую пересекаются. Решающее значение при этом имеют экономические возможности принимающей страны, ее роль в современном мире, а иногда и ее исторические, географические, этнические корни.
В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:
1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
2) миграция в рамках промышленно развитых стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые);
5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии — 40% строительных рабочих.
В 80-е годы для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки (особенно ЮАР в середине 90-х годов) стала характерной «утечка умов». В конце 80-х годов только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Южной Кореи. Такой разрыв объяснялся тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.
Привлечение интеллектуальной иммиграции для США — обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. долл.
Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, в большей степени связана с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление как «утечка умов». Например, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40-50 годов, когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции.
В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом, между «новыми индустриальными странами» и странами арабских эмиратов, странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е гг.) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до одного миллиона рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах — импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «новых индустриальных странах», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.
Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и других специалистов, например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т. п.).
Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом.
В 90-е годы возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва — в ней работают около 70 тыс. иностранных рабочих и специалистов из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. За ней идут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные области (соответственно, 27,3 и 18,2 тыс. человек). Подавляющее большинство — 247,2 тыс. человек, т. е. 85% от общей численности задействованы в отраслях материального производства.
Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия является нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.
К числу других причин использования иностранных работников относится необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севеpa России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом, с Украины).
Одна из основных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах — ее экономическая выгодность. Прежде всего, низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.
Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 года, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством. По данным Министерства труда России доля легальной иностранной силы в 1994 году в общей массе иностранцев, работающих на российских объектах, не превышала 8%. Экстраполируя эти цифры на все народное хозяйство, можно прийти к заключению, что в середине 90-х годов Россия имела около 2 млн. иммигрантов-нелегалов.
Помимо миграции рабочей силы существует проблема беженцев и вынужденных переселенцев. По оценкам экспертов ООН 7 млн. человек в республиках бывшего СССР покинули в 1991-1995 гг. места своего постоянного проживания. В России по различным оценкам насчитывается от 500 до 700 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на территории России незаконно, а количество беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятной экономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться в числе мигрантов. Помимо иммиграции из стран ближнего зарубежья ожидается ее увеличение из Китая, Северной Кореи, Турции (сельскохозяйственные рабочие, строители, работники сферы обслуживания), США, Франции, Германии, Японии (инженерно-технические работники, преподаватели, работники сферы обслуживания и другие специалисты). По прогнозам их число должно стабилизироваться на уровне 100-150 тыс. человек в год.
Отсюда следует, что система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу.
3.2 Недостатки и преимущества экспорта и импорта рабочей силы
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии — 24%, а в Люксембурге — почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения в государстве замедляется, на соотношение рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.
Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.Для стран, экспортирующих рабочую силу, также имеется целый ряд преимуществ.
Основные из них следующие:
1. Экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник поступления в страну свободно конвертируемой валюты.Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:
— налоги с прибыли фирм-посредников
— переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;
— личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).
На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего.
По данным Международного валютного фонда средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг — 50%. Бывшая Югославия в 80-е годы имела поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., практическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся, таким образом, главным источником валюты для Югославии.По расчетам российских экономистов валютная эффективность экспорта рабочей силы, как минимум, в 5 раз выше валютной эффективности товарного экспорта.
Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем развития. Для них экспорт рабочей силы представляет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающей поступления по остальным видам внешнеэкономических связей.
За последние 15 лет экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Переводы в эту страну от работающих за рубежом больше поступлений от экспорта товаров и услуг в 5 раз.
Поступления от экспорта рабочей силы в 90-е годы возрастают у развивающихся стран наиболее высокими темпами — 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства стали специализироваться по трудовым услугам, экспорт которых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, например: для АРЕ эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм — 600 млн. долл., переводы эмигрантов — более 3 млрд. долл.
В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспорта. По данным на начало 90-х годов около 40 стран мира имели в своих поступлениях из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов, а 10 стран — более 1 млрд. долл. По данным МВФ частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят из поступлений от эмигрантов.
2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.В то же время страны-экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное, это так называемая «утечка умов», отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.
Современные центры притяжения рабочей силы. Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа. Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-е годы США стали проводить политику привлечения высококвалифицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США. В 70-е годы число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за эти годы), на треть больше, чем в предшествующее десятилетие. В 80-е годы масштабы иммиграции еще больше возросли — на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В первой половине 90-х годов интенсивность иммиграции не уменьшилась. Вместе с тем, по мнению некоторых российских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну носит ассимиляционный характер, то этот центр является неперспективным для трудовой миграции. Другой традиционный центр притяжения рабочей силы — это Западная Европа. По оценке Международной организации труда на нее приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей — не менее 1,3 млн. человек. В 80-е годы произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. Формирование в 60-70-е годы новых полюсов экономического роста, так называемого «периферийного капитализма», привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы.
    продолжение
–PAGE_BREAK–