Международно-правовое регулирование защиты личности в случае вооруженного конфликта

Министерствотранспорта РФ
Федеральноеагентство морского и речного транспорта
МОСКОВСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Заочныйфакультет
Специальность:«Юриспруденция»
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: «Международное право»
натему: «Международно-правовое регулирование защиты личности в случаевооруженного конфликта»
Выполнил:
студент ___ курса
______________ ___________________
Проверил:
__________________________________
_______________ __________________
2007г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ЗАЩИТЕ ЛИЧНОСТИ В СЛУЧАЕВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА… 6
2. УЧАСТНИКИВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА… 10
3. СРЕДСТВАИ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ… 16
3.1 Средстваи методы ведения морской войны… 17
3.2 Средстваи методы ведения воздушной войны… 19
4.ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ… 21
5. ЗАЩИТАЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 32
/>/>ВВЕДЕНИЕ
Правовооруженных конфликтов обозначает специфическую отрасль современногомеждународного права, регулирующую способы и методы ведения вооруженной борьбыв ходе вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера сцелью минимизацииих вредных последствий для вовлеченных в конфликтсторон и человечества.
С одной стороны,право вооруженных конфликтов — отрасль международного права, призваннаярегулировать ведение военных действий в ходе международных и немеждународныхвооруженных конфликтов, обеспечить защиту их жертв. С другой стороны, объектомрегулирования этой отрасли является широкий спектр отношений между субъектамимеждународного права, которые охватывает не только ограничение применятьопределенные средства ведения войны, но и такие правила, как:
а) ограничениево времени применения средств ведения военных действий;
б) пространственныеограничения применения средств ведения военных действий;
в) ограничения,касающиеся индивида, т.е. нормы, ограничивающие применение средств ведениявоенных действий против определенных категорий лиц (раненых, военнопленных,гражданского населения и т.д.);
г) нормы,содержащие гарантии осуществления правил ведения военных действий, обответственности за их нарушение и т.д.
Целью курсовой работыявляется исследование и анализ международно-правового регулирования защитыличности в случае вооруженного конфликта.
Исходя из поставленнойцели, вытекают следующие задачи:
–  изучитьнормативно–правовую базу, касающуюся защиты личности в случае вооруженногоконфликта;
–  изучитьсредства ведения войны, гуманитарные основы защиты личности и защиту жертв вооруженныхконфликтов немеждународного характера.
В курсовой работе для достижения поставленной цели ивытекающих из нее задач руководствовались нормативно-правовыми актами:Конституция РФ – основной нормативный акт; Женевская Конвенция об улучшенииучасти раненых и больных в действующих армиях [рус., англ.] (Вместе с«Проектом Соглашения о санитарных зонах и местностях») (Заключена вг. Женеве 12.08.1949); Женевская Конвенция об улучшении участи раненых, больныхи лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море [рус.,англ.] (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Женевская Конвенция об обращении своеннопленными [рус., англ.] (Вместе с «Типовым Соглашением по вопросу онепосредственной репатриации и госпитализации в нейтральной стране раненых ибольных военнопленных», «Положением о смешанных медицинскихкомиссиях», «Правилами, касающихся коллективных посылок помощивоеннопленным» и «Типовыми правилами, касающихся денежныхпереводов…») (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Женевская Конвенция озащите гражданского населения во время войны [рус., англ.] (Вместе с«Проектом Соглашения о санитарных и безопасных зонах и местностях»,«Проектом правил, касающихся коллективной помощи гражданскиминтернированным») (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); ДополнительныйПротокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защитыжертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) [рус., англ.] (Вместе с«Правилами, касающимися опознавания», «Удостоверениемжурналиста, находящимся в опасной командировке») (Подписан в г. Женеве08.06.1977); Дополнительный Протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера(Протокол II) [рус., англ.] (Подписан в г. Женеве 08.06.1977) – данныепротоколы отражают участников вооруженного конфликта, средства и методы ведениявойны и правовое положение раненых и больных; Гражданский кодекс РФ (Часть 1) инаучно-учебной литературой.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫПО ЗАЩИТЕ ЛИЧНОСТИ В СЛУЧАЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА
Деятельность государств в необычных,экстремальных условиях международных отношений — в период войны — регулируетсяпринципами и нормами, относящимися к международному праву, применяемому впериод вооруженных конфликтов.
Мировое сообщество пришло кнеобходимости ограничения средств и методов ведения войны посредством выработкидоговоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшитьстрадания, причиняемые вооруженным насилием, защитить человека — такова цельмеждународного гуманитарного права (МГП).
Международное право, отмечалМонтескье, естественно основывается на принципе, заключающемся в том, что впериоды мира государства должны творить как можно больше добра, а в периоды войны— как можно меньше зла. Именно это стало движущей силой развития МГП с моментаего зарождения.
Встречаются различные названия этойотрасли международного права: «право вооруженных конфликтов», «законы и обычаивойны», «международное гуманитарное право». Некоторые авторы подразделяютправо, применяемое в период войны, на две части: «право Гааги» как системанорм, направленных на ограничение методов и средств ведения войны, и «правоЖеневы», включающее положения о защите жертв вооруженных конфликтов. Однако,если сказать проще, речь идет о правилах ведения войны, содержащихся в рядемеждународно-правовых актов.
МККК является неправительственнойнейтральной швейцарской организацией. Он стал основателем движения КрасногоКреста, и одна из задач его деятельности — всемерное содействие соблюдениюЖеневских конвенций, направленных на защиту жертв войны. Во время вооруженныхконфликтов, международных и внутригосударственных (гражданских войн), онпредоставляет защиту и помощь жертвам, как среди военнослужащих, так и средигражданского населения, будь то военнопленные, гражданские интернированныелица, раненые, гражданское население на оккупированной или вражескойтерритории. Мандат МККК на деятельность во время вооруженных конфликтов основанна четырех Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительных протоколах к ним, атакже на его собственном Уставе (праве на инициативу в немеждународныхконфликтах). МККК проводит работу по совершенствованию вышеуказанныхмеждународных договоров, всячески пропагандируя их и содействуя четкомувыполнению, а также распространяет знания о них во всем мире.
В России имеется представительствоМККК — Московская делегация Международного комитета Красного Креста.
В 1864 году швейцарское правительствосозвало дипломатическую конференцию для выработки документа о помощи жертвамвойны. В ней приняли участие 12 государств. Участники конференции подписалипервую многостороннюю Конвенцию о защите раненых и больных во время войны (1864г.), которая стала первым договором МГП.
В 1874 году Россия выступила спредложением о проведении международной конференции для выработки правилведения военных действий. На состоявшейся в Брюсселе Конференции российскаяделегация предложила проект конвенции о законах и обычаях войны, авторомкоторой был российский юрист, дипломат, профессор Ф.Ф.Мартене. Однако участникиКонференции оказались неподготовленными к принятию такой конвенции. Российскийпроект был принят лишь в форме декларации, хотя в заключительном протоколеконференции признавалась важность кодификации законов и обычаев войны.
На Первой и Второй конференциях мира,созванных по инициативе России, соответственно, в 1899 и 1907 годах, былиприняты конвенции, кодифицировавшие законы и обычаи войны.
К настоящему времени существует множествомеждународно-правовых актов, регулирующих отношения государств в периодвооруженного конфликта. К ним относятся: Петербургская декларация об отменеупотребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года; Гаагская декларация озапрещении применять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся вчеловеческом теле, 1899 года; Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутнойвойны 1907 года; Конвенция о положении неприятельских торговых судов при началевоенных действий 1907 года; Конвенция об обращении торговых судов в судавоенные 1907 года; Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихсяот соприкосновения мин 1907 года; Конвенция о бомбардировании морскими силамиво время войны 1907 года; Конвенция о некоторых ограничениях в пользованииправом захвата в морской войне 1907 года; Женевский протокол о запрещенииприменения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов ибактериологических средств 1925 года; Правила о действиях подводных лодок поотношению к торговым судам в военное время 1936 года; Нионское соглашение 1937года о мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок; Женевскиеконвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. («Об улучшении участираненых и больных в действующих армиях»; «Об улучшении участи раненых, больныхи лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море»; «Обобращении с военнопленными»; «О защите гражданского населения во время воины»);Дополнительные протоколы I и II 1977 года к этим Женевским конвенциям 1949года; Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 года; Конвенция озапрещении производства и накопления запасов бактериологического(биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года; Конвенция озапрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которыемогут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательноедействие, 1980 года и четыре протокола к ней («О необнаруживаемых осколках» —Протокол I; «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и другихустройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.» — Протокол II; «О запрещенииили ограничении применения зажигательного оружия» — Протокол III; «Обослепляющем лазерном оружии» — Протокол IV); Конвенция о запрещении разработки,производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993года; Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства ипередачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 года.
В тех случаях, когда действиягосударств не урегулированы нормами МГП, Ф.Ф. Мартене на Гаагской конференциимира в 1899 году предложил применять для защиты воюющих и гражданскогонаселения положение, согласно которому «население и воюющие остаются подохраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихсямежду образованными народами обычаев, из законов человечности и требованийобщественного сознания».
Отраслевыми принципами МГП являютсяследующие:
–   гуманизация вооруженных конфликтов —всеобщий и основополагающий принцип МШ;
–   международно-правовая защита жертввойны;
–   ограничение воюющих в выборе методови средств ведения войны;
–   охрана гражданских объектов икультурных ценностей;
–   защита интересов нейтральныхгосударств.
Принципы МГП обеспечивают праву,применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство исистемность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативногорегулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть вполной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны.
2. УЧАСТНИКИ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА
По смыслу норм МГП они адресованывоенным структурам воюющих сторон, охватываемых понятием «вооруженные силы».
В 1977 году на дипломатическойконференции, принявшей Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям озащите жертв войны 1949 года, впервые было сформулировано понятие «вооруженныесилы». Дополнительный протокол I (ст. 43) это понятие связывает с наличием:
–   военной организации, в которой группыи подразделения находятся под командованием лица, ответственного за поведениесвоих подчиненных;
–   внутренней дисциплинарной системы,обеспечивающей соблюдение норм МГП.
С точки зрения международного правазаконные участники вооруженных конфликтов подразделяются на комбатантов (сражающихся)и некомбатантов (несражающихся)[1].
С учетом этого к комбатантамотносится весь строевой состав вооруженных сил (т.е. личный состав сухопутных,военно-морских, военно-воздушных сил), а также ополчений, добровольческих ипартизанских отрядов, движений сопротивления.
Ополчение, движения сопротивления,партизаны являются законными комбатантами, если они отвечают следующимусловиям:
а) имеют во главе лицо, ответственноеза своих подчиненных;
б) имеют определенный отличительныйзнак;
в) открыто носят оружие;
г) соблюдают в своих действияхправила ведения войны.
К некомбатантам относится медицинский и духовныйперсонал, так как он вообще не вправе принимать участие в военных действиях(ст. 43 Дополнительного протокола I).
Таким образом, правовое положениекомбатантов и некомбатантов различно. Оно связывается, как уже было отмечено, справом непосредственного участия в боевых действиях. Комбатанты, кроме того, впроцессе вооруженного конфликта вправе применять к неприятелю высшую мерунасилия, то есть уничтожать его, в то время как некомбатанты лишь обслуживают иобеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружиетолько в целях самообороны.
На комбатантов распространяется режимвоенного плена. Что же касается некомбатантов, то в случае их пленения они недолжны считаться военнопленными. В соответствии со ст. 33 Женевской конвенцииоб обращении с военнопленными держащая в плену держава предоставляет имвозможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощивоеннопленным.
Ввиду того, что зачастую ввооруженном конфликте военные действия ведутся на морских пространствах,появляется необходимость в освещении вопроса о комбатантах в морской войне.Комбатантами в такой войне являются: экипажи военных кораблей всех видов(линкоров, крейсеров, миноносцев, авианосцев, подводных лодок, катеров и т.п.),экипажи летательных аппаратов ВМФ (самолетов вертолетов), вспомогательных судоввсех видов, а также торговых, переоборудованных в военные корабли. Последниеявляются комбатантами при наличии следующих условий:
–   экипаж судна поставлен под прямуювласть, непосредственный контроль и ответственность государства, флаг которогонесет судно;
–   судно носит внешние отличительныезнаки национальных военных судов (флаг, вымпел);
–   командир корабля состоит нагосударственной службе, надлежащим образом назначен на должность, а экипажподчинен правилам воинской дисциплины;
–   экипаж судна соблюдает правилаведения войны;
–   переоборудованное судно занесено всписок судов военного флота (ст. I-VI Конвенции об обращении торговыхсудов в суда военные 1907 г.).
1. Некомбатантами в морской войне являются экипаживоенных госпитальных судов, если такие суда построены или оборудованыгосударствами со специальной и единственной целью — оказывать помощь раненым,больным и потерпевшим кораблекрушение, а также экипажи госпитальных судов МККК.Они пользуются защитой международного права и не могут быть подвергнутынападению, а также захвачены.
Правомерными методами ведения войнына море являются военно-морская блокада, минная война, бомбардировкавоенно-морскими силами.
Военно-морская блокада — системанасильственных действий военно-морских сил воюющего государства, имеющих цельювоспрепятствовать противнику использовать свои порты, базы и побережье длясвязей через море. Основными принципами военно-морской блокады являютсязаконность, эффективность, гласность. Блокада может быть законной в двухслучаях:
а) когда государство осуществляетсвое неотъемлемое право на самооборону в соответствии;
б) когда Совет Безопасности ООНпринимает решение о действиях «воздушными, морскими или сухопутными силами,какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международногомира и безопасности»[2].
Дозволенным средством ведения войнына море является минная война. Порядок использования мин в морской войнерегулируется Гаагской конвенцией 1907 года о постановке подводных,автоматически взрывающихся от соприкосновения мин, которая запрещает:
а) ставить мины, не закрепленные наякорях, кроме тех, которые становятся безопасными через час после того, кактот, кто их поставил, утратил над ними контроль;
б) ставить закрепленные на якоряхмины, которые не делаются безопасными после того, как они сорвутся с якоря; в)употреблять самодвижущиеся мины, которые, не попав в цель, не делаютсябезопасными.
Вопрос о бомбардировках в морскойвойне урегулирован Гаагской конвенцией 1907 года о бомбардировании морскимисилами во время войны, которая при всех обстоятельствах запрещает бомбардировкуморскими силами открытых и незащищенных портов, городов, селений, жилищ идругих невоенных объектов. Однако в морской войне, в отличие от сухопутной,имеются два исключения из этого принципа. Во-первых, противник можетподвергнуть бомбардировке даже в незащищенном городе такие объекты, какнаходящиеся там военные корабли, военно-морские учреждения, склады оружия,мастерские и т.д., имеющие военное значение. Во-вторых, перед бомбардировкойтребуется специальное оповещение с указанием разумного срока.
Бомбардировка защищенных портов,прибрежных городов не противоречит нормам права. Однако при этом должнысоблюдаться нормы права, такие как запрещение бомбардировать культурныеценности, исторические памятники, госпитали и т.д.
В отличие от сухопутной войны, гдечастная собственность в принципе не подлежит захвату (кроме случаевреквизиции), в морской войне она может быть захвачена. Вот почему важное местов морской войне занимает вопрос о призах. Приз — это неприятельскаягосударственная и частная собственность (торговое судно и грузы), захваченная вморской войне, а также нейтральная собственность, если она составляет военнуюконтрабанду или если нейтральное государство нарушает правила нейтралитета.Однако частная собственность не становится призом до тех пор, пока компетентныйсуд не вынесет решение о том, что захват является обоснованным и законным.
2. Комбатантами в воздушной войне являются экипаживсех летательных аппаратов, входящих в состав военной авиации воюющихгосударств и имеющих их опознавательный знак. К ним относятся и экипажи судовгражданской авиации, превращенных в военные, в пределах юрисдикции воюющегогосударства.
3. Некомбатантами в воздушной войне являются экипажисанитарных самолетов, а также госпитальных воздушных судов, используемыхвоюющими государствами и национальными обществами Красного Креста дляэвакуации, лечения раненых и больных. Санитарные и госпитальные суда должныиметь ясно видимый отличительный знак, а в установленных случаях — такжеотличительную эмблему Красного Креста. Государствам, находящимся в конфликте,запрещается использовать санитарные летательные аппараты для обеспечениянеприкосновенности военных объектов, сбора разведывательных данных, а также дляперевозки личного состава и военных грузов в целях оказания помощи воюющим.
4. Военный разведчик — это лицо, собирающее сведенияв районе действия противника в форме своей армии, не скрывая своего правовогоположения. Если оно попадает в руки противника, на него распространяется режимвоенного плена.
5. Законными участниками вооруженныхконфликтов являются такжедобровольцы. Они вправе принимать участие ввоенных действиях воюющих сторон. Об этом недвусмысленно говорится в Конвенциио правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907года. В ст. VI Конвенции закреплено, что «ответственность нейтральной державыне возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу,чтобы поступить на службу одного из воюющих».
6. Наемники и шпионы[3].
Наемник не имеет права на статус комбатанта иливоеннопленного.
Наемник – это любое лицо, которое:
a) специально завербовано на месте илиза границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
б) фактически принимает непосредственноеучастие в военных действиях;
в) принимает участие в военныхдействиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, икоторому в действительности обещано стороной или по поручению стороны,находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающеевознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга ифункций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
г) не является ни гражданином стороны,находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории,контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
д) не входит в личный состав вооруженныхсил стороны, находящейся в конфликте; и
е) не послано государством, которое неявляется стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальныхобязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
6. Военный шпион (лазутчик), согласно ст. XXIXПриложения к IV Гаагской конвенции 1907 года, — это «такое лицо, которое,действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или стараетсясобрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщитьтаковые противной стороне». Дополнительный протокол I уточняет статус военногошпиона; в ст. 46 закрепляется норма, согласно которой лицо из состававооруженных сил, «попадающее под власть противной стороны в то время, когда онозанимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могутобращаться как со шпионом».
3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
Средства ведения войны– оружие, снаряды, вещества, применяемые вооруженными силами воюющих сторондля нанесения вреда и поражения противнику. Методы ведения войны– этопорядок использования средств ведения войны[4].
Средства и методы ведениявойны делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и не запрещенныемеждународным правом. Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года, право сторон, находящихсяв конфликте выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведениявоенных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания илиделающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушениюи бессмысленному уничтожению материальных ценностей (ст. 22 Приложения кГаагской конвенции 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны).
Международное правозапрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской,воздушной):
–   Яды илиотравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости,вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;
–   Средствавоздействия на природную среду во враждебных целях;
–   Любоеоружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками,которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей(стекло, пластмасса и т.д.); мины, мины-ловушки и другие устройства в видедетских игрушек и предметов медицинской помощи; любое зажигательное оружиепротив гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;
–   Другиевиды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные поврежденияили имеющие неизбирательное действие;
–   Осуществлениегеноцида на захваченной территории; предательское убийство или ранениесложившего оружие или безоружного неприятеля; объявление обороняющимся, что вслучае сопротивления им не будет пощады;
–   Бессмысленноеразрушение городов и населенных пунктов и уничтожение неприятельскойсобственности, если это не вызывается военной необходимостью;
–   И т.д.[5]
Однако международное правоне запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение илипобудить его действовать опрометчиво. Примерами таких хитростей являются:использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация[6]./>3.1 Средства и методы ведения морской войны
К числумеждународно-правовых актов, регламентирующих ведение морской войны, относятсяПарижская декларация о морской войне 1856 года, Гаагские конвенции 1907 года,Лондонская декларация о праве морской войны 1909 года, Лондонский протокол 1936года и ряд других соглашений. В 1994 году в порядке неофициальной кодификациибыло принято Руководство Сан-Ремо по международному праву, применяемому квооруженным конфликтам на море, подготовленное группой специалистов помеждународному праву и военно-морских экспертов, созданной Международныминститутом гуманитарного права. Содержащиеся в этих документах нормативныеограничения касаются методов (бомбардирование морскими силами, применениевоенно-морской блокады, осуществление захвата торговых судов), а также средствведения военных действий на море (подводные лодки, морские мины и т.д.).
Театр морской войны можетвключать в себя, за определенными изъятиями, территориальные и внутренние водывоюющих государств, открытое море и воздушное пространство над ним. Однаковедение войны в открытом море не должно нарушать свободы плавания судовгосударств, не участвующих в данной войне. Морские силы воюющих составляетвоенный флот, в который, в частности, входят военные корабли всех классов итипов (подводные и надводные), а также вспомогательные суда, военные самолеты ииные летательные аппараты авиации военного флота, торговые суда,переоборудованные в военные корабли и отвечающие требованиям об обращенииторговых судов в суда военные, закрепленным в VIIГаагской конвенции 1907 года. Там же указывается, что от переоборудованияторговых судов в военные корабли следует отличать вооружение торговых судов ввоенное время. Последнее делается в целях самозащиты и не влечет за собойпревращения торгового судна в военное, что означает отсутствие у такого суднаправа вести военные действия.
Одним из методов ведениявойны на море является военно-морская блокада, под которой понимается системане запрещенных современным международным правом насильственных действийвоенно-морских сил воюющего государства, направленных на преграждение доступа сморя к берегу, находящемуся во власти противника или им занятому.
Согласно общепринятымнормам международного права, блокада должна быть действенной и эффективной, тоесть должна реально препятствовать доступу к неприятельскому побережью.Блокирующее государство или действующие от его имени морские власти должнысделать объявление о блокаде с указанием даты начала блокады, географическихграниц блокируемого побережья, срока, даваемого судам нейтральных и другихневоюющих государств для выхода из блокируемого района. Власти блокируемогопобережья или данного района должны известить иностранных консулов о блокадеданного района. Блокада применяется в блокируемом районе одинаково к судам всехфлагов. Морская блокада прекращается со снятием ее блокирующим государством,захвата блокируемого района противником или с разгромом блокирующих сил.
XIГаагская конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата вморской войне 1907 года предусматривает абсолютную неприкосновенностьгоспитальных судов, везущих больных и раненых и отмеченных определеннойэмблемой, и судов-картелей, перевозящих парламентеров. Не подлежат такжезахвату, за исключением случаев нарушения ими установленной должным образомморской блокады, почтовые суда, прибрежные рыболовные суда, а также суда,выполняющие научные, религиозные и филантропические функции.
Международное право незапрещает использование минного оружия. Вместе с тем, согласно Гаагскойконвенции об установке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновениямин 1907 года, запрещается ставить мины, не закрепленные на якорях (заисключением тех, что становятся безопасными спустя час после того, как над нимибудет утрачено наблюдение тем, кто поставил мину), или закрепленные на якоряхмины, которые не становятся безопасными, после того как сорвутся с минрепов.Запрещается также ставить мины у берегов и портов противника с целью нарушитьторговое мореплавание. Конвенция обязывает все государства принимать меры дляобеспечения безопасности мирного судоходства./>3.2 Средства иметоды ведения воздушной войны
В связи с развитием НТП иповышением уровня в военно-промышленном комплексе, особое место в международномправе вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушнойвойны. Положения дополнительного протокола I направленына защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздухамогут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение илиугроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризироватьгражданское население.
Особый запрет установлен вотношении неизбирательного нападения, то есть такого, которое направлено как навоенные, так и на невоенные объекты. При нанесении ударов с воздуха надлежит:
1.  удостовериться в военномхарактере целей;
2.  выбирать такие методы исредства, которые сводят к минимуму случайное поражение гражданских объектов инаселения;
3.  воздерживаться от нападения,если конкретное и прямое военное преимущество от него будет несравнимо уступатьслучайным потерям гражданского характера.
При ведении военныхдействий в воздухе надлежит принимать меры для минимизации ущерба гражданскимлицам и объектам, в частности предупреждать о нападениях, могущих затронутьгражданское население.
Дополнительный протокол I провозглашает принцип уважения и защиты санитарныхлетательных аппаратов и устанавливает условия такой защиты. Стороны в конфликтене имеют права использовать санитарную авиацию для получения военногопреимущества над другим противником, в частности для сбора и передачиразведывательных сведений.
4. ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
Говоря о защите жертв войны, речьидет об обеспечении воюющими государствами в период вооруженных конфликтовмеждународно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам,потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным,а также гражданскому населению, то есть предоставлении им такого статуса,который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие,издевательство, глумление над личностью и т.д.
Основными международно-правовымиактами, определяющими правовое положение указанных покровительствуемых лиц,являются Женевские конвенции 1949 года (все четыре) и Дополнительные протоколыI и II 1977 года.
Международное гуманитарное право краненым и больным относит лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которыевследствие травмы, болезни или другого физического или психическогорасстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе икоторые воздерживаются от любых враждебных действий. В это понятие, кроме того,входят лица, потерпевшие кораблекрушение, которые подвергаются опасности наморе или в других водах, беременные женщины, роженицы, новорожденные дети, атакже другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи. Режим раненых и больныхраспространяется и на личный состав ополчений и добровольческих отрядов,партизан, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, навоенных корреспондентов, личный состав служб, на которые возложено обслуживаниевооруженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также населениенеоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийноберется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носиторужие и соблюдает принципы МГП.
Принцип защиты жертв войны обязываетвоюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всехобстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и вкратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводитьсяникакого различия, независимо от цвета кожи, пола, национального и социальногопроисхождения, политических, религиозных и других убеждений. Причем такаязащита обеспечивается не только в случае войны, но и всякого иного вооруженногоконфликта между двумя или несколькими договаривающимися сторонами, даже еслиодна из них не признает состояния войны. Нормы о защите жертв войны применяютсяко всем случаям оккупации, даже если эта оккупация не встретит никакоговооруженного сопротивления.
МГП обязывает также и нейтральныегосударства применять его положения к раненым и больным, то есть обеспечивать ихмеждународно-правовую защиту. При этом раненые и больные не могут отказыватьсячастично или полностью от прав, которые для них определены международнымиконвенциями.
Если раненые и больные одной воюющейстороны окажутся во власти другой воюющей стороны, они считаются военнопленнымии к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.
В отношении раненых, больных и лиц,потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовомуположению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическуюнеприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокоеобращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством,взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое изперечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишениеправа на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практикиапартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинстволичности, основанные на расовой дискриминации.
МГП обязывает воюющих принимать всевозможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных,ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могутобращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать под их контролемза ранеными и больными, предоставляя лицам, изъявившим желание выполнять такуюработу, необходимую помощь и льготы.
Военные власти должны разрешатьгражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторженияили оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых ибольных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергатьсяпреследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными илибольными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должнызаключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местныесоглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя,транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а такжепроизвести обмен ими.
Государства, находящиеся в конфликте,должны по возможности осуществлять регистрацию данных о попавших в пленраненых, больных, с тем чтобы в последующем в установленном порядке передать ихгосударству, гражданами которого они являются.
МГП предписывает воюющим государствамсоздавать медицинские формирования, как военные, так и гражданские, длярозыска, подбирания, транспортировки, лечения раненых и больных. Они должныбыть размещены так, чтобы не подвергались опасности в случае нападенияпротивника на военные объекты.
Медицинский персонал, предназначенныйдля розыска и подбирания, транспортировки или лечения раненых и больных ипринадлежащий исключительно к администрации санитарных формирований, находитсяпод защитой МГП. Такая защита обеспечивается и в том случае, если: а) личныйсостав санитарного формирования или учреждения вооружен и пользуется своиморужием для самообороны или защиты своих раненых или больных; б) ввидуотсутствия вооруженных санитаров формирование или учреждение охраняетсяпикетом, часовыми или конвоем; в) в формировании или учреждении будут найденыручное оружие и боевые припасы, снятые с раненых или больных и не сданные ещепо принадлежности; г) в формировании или учреждении находятся личный состав иимущество ветеринарной службы, не являющиеся его неотъемлемой частью; д)гуманитарная деятельность санитарных формировании и учреждении или их персоналараспространяется на раненых и больных гражданских лиц.
В содержание принципа защиты жертввойны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Изсмысла МГП вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты[7].Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретноговорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятелялица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства,ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления; партизаны, а такжелица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их составнепосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др.
Говоря о правовом режимевоеннопленных, нужно подчеркнуть, что нормы МГП исходят из того, что военнопленныенаходятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц иливоинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечиватьсоблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственностьза его нарушения.
В основе правового статусарассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленнымиследует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки иникакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для полученияот них каких-либо сведений. Военнопленные не могут быть подвергнуты научным илимедицинским опытам, физическому калечению.
МГП запрещает осуществлятьдискриминацию военнопленных по признакам расы, национальности, вероисповедания,политических убеждений и т.д. К женщинам оно предписывает относиться со всемполагающимся их полу уважением. При этом обращаться с ними должны не хуже, чемс мужчинами.
После взятия в плен военнопленныеэвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко отзоны военных действий. Военнопленные не могут посылаться в районы, где онимогли бы подвергаться действию огня, а также не должны использоваться дляприкрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.
Условия размещения военнопленных влагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуютсявойска неприятеля, расположенные в той же местности. Они должны устанавливатьсяс учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для ихздоровья. Военнопленным должно быть разрешено ношение знаков отличия игосударственной принадлежности. Они имеют право на переписку, получениеиндивидуальных или коллективных посылок, содержащих продукты питания,медикаменты.
Лагерь для военнопленных долженвозглавляться офицером из состава регулярных вооруженных сил воюющегогосударства. Начальник несет ответственность за то, чтобы персонал лагеря знали правильно применял конвенции, определяющие положение военнопленных.
Нормы МГП содержат ряд положений,касающихся дисциплины военнопленных. Военнопленные должны подчиняться законам,уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащего в пленугосударства. В каждом случае нарушения ими дисциплины производитсярасследование. За один и тот же проступок или по одному и тому же обвинению военнопленныемогут быть наказаны только один раз. Всякого рода правила, приказы, объявленияи извещения, касающиеся поведения военнопленных, должны им сообщаться напонятном для них языке.
Нормы МГП подробно регламентируютвопросы, относящиеся к работе военнопленных, а также обеспечению их питанием,одеждой.
Военнопленные освобождаются ирепатриируются по прекращении военных действий. Однако те из них, против коговозбуждено уголовное преследование, могут быть задержаны до окончания суда илидо отбытия ими наказания.
Исключительно важным элементомпринципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданскогонаселения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное населениеуказывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых изажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законнаяцель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблениивоенных сил неприятеля». В последующем это положение нашло подтверждение идальнейшее развитие в Гаагских конвенциях 1907 года. Женевской конвенции озащите гражданского населения во время войны 1949 года, а также вДополнительных протоколах 1977 года. В частности, в ст. 51 Дополнительногопротокола I содержится норма, согласно которой «гражданское население кактаковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектомнападений». Эволюция этой нормы основывается на учете исторического опытасовременных вооруженных конфликтов.
В МГП содержится определение гражданского населения– это гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участниковвооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военныхдействиях. Присутствие среди гражданского населения отдельных военных лиц нелишает это население его гражданского характера, а если возникает сомнениеотносительно того, является ли какое-либо лицо гражданским, то оно должнопризнаваться таковым.
5. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВНЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА
Правовая защита гражданскогонаселения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так инемеждународного характера, даже в том случае, если одна из воюющих сторон непризнает состояния войны. При этом гуманитарные нормы касаются всего населениянаходящихся в конфликте сторон, без какой-либо дискриминации по признакам расы,национальности, религии или политических убеждений. Они направлены на то, чтобыспособствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения,особенно детей. В связи с этим воюющие государства обязаны приниматьнеобходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своимисемьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе, чтобы облегчить привсех обстоятельствах их содержание и воспитание[8].
К гражданскому населению не должныприменяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целяхполучения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.
Воюющим государствам в ходе вооруженногоконфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению илипредпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещениераспространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья,медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое насилие состороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.
Кроме того, в отношении гражданскогонаселения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использованиеголода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, физическоеили моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороныне должны использовать передвижение гражданского населения или отдельныхгражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов отнападения.
Нужно иметь в виду, что правоваязащита гражданского населения должна обеспечиваться и на временнооккупированной противником территории, даже если оккупация не встретит никакоговооруженного сопротивления. Причем территория признается занятой, если онадействительно находится во власти неприятельской армии, то есть где такаявласть установлена и в состоянии действовать.
Оккупационные власти в соответствии снормами международного права обязаны принять все зависящие от них меры к тому,чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок иобщественную жизнь, уважая существующие в стране законы. Честь и семейныеправа, жизнь отдельных лиц, равно как и религиозные убеждения и отправленияобрядов веры, должны быть уважаемы.
Таким образом, суверенитетгосударства на территорию, которая временно захвачена противником,автоматически не переходит к оккупанту. В дальнейшем судьба такой территориирешается, как правило, мирным договором.
Постановления уголовного порядка,издаваемые оккупирующим государством, вступают в силу только после того, какони будут опубликованы и доведены до сведения на национальном языке населения.
Оккупирующее государство обязанообеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и медикаментами.Оно может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящиеся наоккупированной территории, только с учетом нужд гражданского населения. Причемв последующем оккупирующее государство должно принять меры для обеспечениятого, чтобы реквизиция была справедливо возмещена. На оккупированной территориидолжна быть обеспечена деятельность медицинских учреждений и служб.
Запрещаются под каким бы то ни былопредлогом угон, а также депортирование (высылка) гражданского населения изоккупированной территории на территорию оккупирующего государства или натерриторию любого другого государства. Вместе с тем может производиться полнаяили частичная эвакуация какого-либо определенного оккупированного района дляобеспечения безопасности населения, а также при наличии веских причин военногохарактера. В таких случаях гражданское население может быть перемещено только вглубь оккупированной территории, за исключением тех случаев, когда сделать этопрактически невозможно. Эвакуированное в таком порядке население должно бытьвозвращено на свои прежние места немедленно после того, как боевые операции вэтом районе будут закончены.
Оккупирующая держава не вправепринуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных силах. Недопускается оказание давления на гражданское население с целью добитьсядобровольного поступления его в армию неприятельского государства.
В соответствии с нормами МГП наоккупированной территории запрещаются следующие действия: уничтожение движимогои недвижимого имущества, являющегося государственной, коллективной или частнойсобственностью неприятельской державы и ее отдельных лиц; взятие заложников изчисла гражданских лиц; изменение статуса должностных лиц или судей, применениек ним санкций или каких-либо мер принуждения, проведение дискриминации по тойпричине, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей посоображениям совести; проведение всякого рода мероприятий, направленных на то,чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для гражданоккупированной территории с целью заставить их работать на оккупирующуюдержаву.
Оккупант может привлекать гражданскоенаселение к трудовой деятельности, за исключением выполнения работы, котораявынуждала бы его принимать участие в военных операциях. Работа должнавыполняться в пределах оккупированной территории, на которой находятся данныелица. Она должна справедливым образом оплачиваться и соответствовать физическими интеллектуальным способностям работников.
Воюющие государства могут как на оккупированнойтерритории, так и вне ее интернировать гражданское население. Интернированныеполностью сохраняют свою гражданскую правоспособность и осуществляют вытекающиеотсюда права в той мере, в какой это будет совместимо с интернированием. Приэтом интернированные будут бесплатно обеспечиваться средствами, необходимымидля их содержания, а также медицинской помощью. Места интернирования не должнынаходиться в районах, особо подвергающихся военной опасности. При этоминтернированные должны размещаться отдельно от военнопленных и лиц, лишенныхсвободы, и иметь свою администрацию.
Международное право, применяемое впериод вооруженных конфликтов, содержит нормы, в соответствии с которымивоюющая сторона несет ответственность за обращение своих представителей сгражданским населением, причем это не снимает личной ответственности с этихпредставителей.
Говоря о защите гражданскогонаселения в период вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть об охраненормами международного права окружающей среды, то есть среды обитаниягражданского населения. В статье 55 Дополнительного протокола I 1977 годавпервые в МГП закреплена норма, которая предписывает при ведении военныхдействий проявлять заботу о защите природной среды от обширного,долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещениеиспользования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинитьили, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самымнанесут ущерб здоровью или выживанию населения.
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были изученомеждународно-правовое регулирование защиты личности в случае вооруженногоконфликта: правовая база по защите личности, средства ведения войны, участникивооруженного конфликта, защита жертв вооруженного конфликта международного инемеждународного характера.
При написании курсовой работы использовалисьнормативно-правовые акты и учебная литература.
В результате можно сделать следующиевыводы,
Международное гуманитарное право – это системамеждународно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения междугосударствами в период вооруженного конфликта с целью ограничения применениясредств и методов ведения воины, защиты ее жертв и устанавливающихответственность за их нарушение.
Отраслевые принципы МГП не закрепленыв каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например,основные принципы международного права. Они вытекают из анализа всех договорныхисточников, применяемых в период международных и внутренних вооруженныхконфликтов.
Анализ международно-правовых норм оправовом положении раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение,военнопленных и гражданского населения со всей очевидностью подтверждает выводо существовании в МГП принципа защиты жертв войны, содержащего комплекс мер,которые обязаны соблюдать воюющие стороны в период вооруженных конфликтов.
/>/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.   КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2.   ЖеневскаяКонвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях [рус.,англ.] (Вместе с «Проектом Соглашения о санитарных зонах иместностях») (Заключена в г. Женеве 12.08.1949).
3.   ЖеневскаяКонвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевшихкораблекрушение, из состава вооруженных сил на море [рус., англ.] (Заключена вг. Женеве 12.08.1949).
4.   ЖеневскаяКонвенция об обращении с военнопленными [рус., англ.] (Вместе с «ТиповымСоглашением по вопросу о непосредственной репатриации и госпитализации внейтральной стране раненых и больных военнопленных», «Положением осмешанных медицинских комиссиях», «Правилами, касающихся коллективныхпосылок помощи военнопленным» и «Типовыми правилами, касающихсяденежных переводов…») (Заключена в г. Женеве 12.08.1949).
5.   ЖеневскаяКонвенция о защите гражданского населения во время войны [рус., англ.] (Вместес «Проектом Соглашения о санитарных и безопасных зонах и местностях»,«Проектом правил, касающихся коллективной помощи гражданскиминтернированным») (Заключена в г. Женеве 12.08.1949).
6.   ДополнительныйПротокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защитыжертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) [рус., англ.] (Вместе с«Правилами, касающимися опознавания», «Удостоверениемжурналиста, находящимся в опасной командировке») (Подписан в г. Женеве08.06.1977).
7.   ДополнительныйПротокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защитыжертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) [рус.,англ.] (Подписан в г. Женеве 08.06.1977).
8.   Гражданскийкодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФСРФ 21.10.1994) (ред. от 02.07.2005).
9.   Международноеправо: Учебник. / Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М.: Международ.отношения, 2003. – 720с.
10. Ушакова Н.А.Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000. – 304с.