Международно-правовые аспекты охраны окружающей среды

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Значениемеждународно-правовых актов по охране окружающей среды неоспоримо, учитывая ихобъединяющую силу среди участвующих стран [1]. Посредством международныхдоговоров (многосторонних, региональных и двусторонних) утвердился рядпринципов современного права по окружающей среде, таких как:
– принципобязательства стран охранять окружающую среду;
– принципнеотменяемого суверенитета государств над их национальными природными ресурсами(при этом не препятствовать другим государствам использовать собственныеобщечеловеческие ресурсы);
– принципненанесения вреда окружающей среде за пределами границ применения национальнойюрисдикции;
– принцип права наинформацию о состоянии окружающей среды, участия общественности в процессепринятия решения и доступе к правосудию по экологическим вопросам;
– принципобязательной оценки воздействия человеческой деятельности на окружающую среду;
– принцип взаимныхконсультаций и взаимопомощи при нанесении вреда в результате загрязнения;
– принцип ктозагрязняет – тот платит и т.д.
В этом контекстенеоспоримый приоритет необходимо отдать упрощению международно-правовыхпроцедур в отношении возмещения убытков, нанесенных окружающей среде другимигосударствами. Особенно актуальным (бесспорно и очень трудным) является вопросмеждународной ответственности государств, включая их ответственность в случаевредоносных последствий от деятельности, не запрещенной международным правом.
1. Международныедоговоренности:
а) Конвенции в областиохраны морской среды от загрязнения:
— Конвенция МАРПОЛ 73/78.Она имеет особенное значение в отношении технических критериев, предъявляемыхкораблям, с целью предотвращения загрязнения окружающей среды. Так в этомслучае самыми показательными являются требования по отношению к танкерам. А этосвязано со значительными дополнительными финансовыми расходами со сторонысобственника корабля.
— Конвенция ООН поморскому праву. Бесспорно огромное значение этого уникального международногоакта, регулирующего взаимоотношения (и интересы) государств в пространстве,занимающем 71% площади планеты. Включенные в него распоряжения экологическогохарактера (в преамбуле, в некоторых других частях и особенно специальной части«Защита и охрана морской среды») порождают как права, так и обязанности, дляисполнения которых необходимы конкретные меры и действия. Для их осуществлениянеобходимы как финансовые ресурсы, так и создание адекватныхадминистративно-управленческих структур.
б) Договора и конвенции,связанные с ядерным оружием и использованием атомной энергии в мирных целях:
— проблема ядерногооружия (производство, размещение, опыты, ограничения, включая полный запрет)связана с основными политическими и геостратегическими тенденциями в глобальноммасштабе. Приобщение наших стран к таким договоренностям бесспорно имеетзначение по отношению к ситуации незаангажированности в одной очень деликатнойсфере международных отношений.
— положенное началомеждународно-правовой регламентации проблемы использования атома в мирных целяхеще в 50-ых годах претерпело сравнительно большие метаморфозы – особенно послеЧернобыльской аварии. Принятые почти сразу после этого две конвенции – обоперативном уведомлении при ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварииили наличии радиационной аварийной обстановки дали достаточно ясный сигналгосударствам о том, что нет безобидных видов человеческой деятельности.Совершенно естественно, что такие международно-правовые договоренности должныоказать влияние на поведение государств в глобальном, региональном идвустороннем плане.
Существенным элементоммеждународно-правовой регламентации в области использования атомной энергии вмирных целях являются венские конвенции о гражданской ответственности приядерном ущербе и о ядерной безопасности. Они рассматривают исключительно важныевопросы об ответственности и постоянном поддержании необходимого и достаточногоуровня безопасной эксплуатации атомных электростанций.
в) Конвенция помеждународной торговле охраняемыми видами дикой фауны и флоры – бесспорно еезначение для охраны природы. В ней ставится акцент на запрещение (или хотя бырегламентированное ограничение) международной торговли непосредственноохраняемыми видами, включенными в специальные списки, а также посредствомрегулирования и наблюдения за торговлей другими видами, которые могутпревратиться в охраняемые.
г) Рамсарская конвенцияпо влажным зонам имеет международное значение как конвенция о местах обитанияводоплавающих птиц. Через определение и включение таких зон в глобальный списокконвенция преследует цель охраны, управления и целесообразного использованияприроды и природных ресурсов (включая флору и фауну). Бесспорным являетсязначение влажных зон с точки зрения сохранения экологического баланса планеты.
д) Конвенция об охранебиологического разнообразия. Бесспорно одна из наиболее значимых глобальныхконвенций, принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992году в Бразилии. Основные акценты в ней поставлены на разумное и дальновидноеиспользование биоразнообразия в глобальном масштабе, принимая во внимание егоисключительное значение в деле сохранения экологического баланса планеты.Основным «тормозом» в ее эффективном применении является нахождение разумногокомпромисса между потребностью в современных и модных биотехнологиях ивозможной опасностью «их отклонения для других, не охваченных конвенцией,целей».
е) Конвенция отрансграничном загрязнении воздуха на больших расстояниях и протоколы к ней.Основной целью этого акта международного права является ограничение ипредотвращение вредного воздействия т.н. кислотных дождей на окружающую среду(особенно на леса). Созданные научные и административные структуры поприменению конвенции и протоколов к ней являются правовой основой снижениявыбросов в воздух веществ, вызывающих такие дожди.
ж) Венская конвенция позащите озонового слоя и Монреальский протокол относительно веществ, разрушающихозоновый слой. Это очень важные договоренности, если иметь в виду физическоезначение озонового слоя для защиты от ультрафиолетового облучения. Речь идет оналичии строгой производственной дисциплины, о поэтапном снижении производстваи потребления озоноразрушающих веществ. Очевидно список озоноразрушающихвеществ будет расширяться (в зависимости от представляемых наукойдоказательств. На данный момент наиболее отрицательным эффектом на озонявляется использование фреонов в холодильной, фармацевтичной и оптическойпромышленостях.
з) Рамочная конвенция ООНпо изменению климата. Вопреки ее общему характеру, она, тем не менее, положиланачало глобальной стратегии снижения эмиссий газов, приводящих к парниковомуэффекту.
Очень важныемеждународные обязательства принимаются по Протоколу, подписанному в Киото. Внем конкретизированы обязательства государств о снижении выбросов трех основныхпарниковых газов. Это двуоксид углерода, двуокись азота и метан.
и) Конвенция об оценкевоздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Основной замиселсостоит в том, что на потенциальные отрицательные экологические факторы необходимообращать особое внимание еще на раннем этапе процесса принятия решения(разрешить или нет тот или иной вид человеческой деятельности). Важная роль вприменении конвенции отводится гражданскому обществу (особенно населению впограничных районах, то есть людям, права которых может задевать деятельность,совершаемая на территории соседнего государства), которая может иметьотрицательное воздействие на человека и окружающую среду. Конвенция имеет исключительнопрактическое значение в связи с :
1) принятием отношения повопросам, которые по основополагающим принципам и нормам международного праванаходятся в национальной компетентности другого государства;
2) унификация норм истандартов для проектирования технологических сооружений и контроля над ними;
3) принятиеунифицированных методик;
4) усиление и расширениеформ сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес.
к) Конвенция обизпользовании и охране трансграничных водных течений и международных озер.Основная цель этой договорености — усилить на национальном и международномуровне действия по предотвращению и ограничению выброса опасных веществ вводоемы (например, через «замеры източника», определение общих норм истандартов для предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах,разработка согласованных программ для совместных действий, создание совместныхорганов и пр.).
л) Конвенция отрансграничном воздействии на промышленные аварии. Неоспоримо значимым шагом крегламентации усилий, на уровне международного права направленных напредотвращение промышленных аварий, на поддержание готовности ликвидироватьвозможные последствия от их трансграничного воздействия. В основе этого актамеждународного права заложено понимание потенциального риска от промышленныхаварий с трансграничным отрицательным воздействием. Наиболее важным элементомдеятельности государства должен быть превентивный подход. Он связан с :
— разработкойнациональной политики, планов и систем раннего оповещения в этой области;
— инвентаризацией (нанациональном уровне) опасных видов деятельности и уведомление другихзаинтересованных сторон о существовании или планировании подобных видовдеятельности;
— координация междукомпетентными органами государств — членов конвенции.
Двенадцать приложенийдостаточно исчерпывающе конкретизируют обязательства государств по выполнениюконвенции.
м) Базельская конвенцияпо контролю трансграничного движения опасных отходов и их обезвреживания. Онапредставляет собой универсальный правовой инструментарий для управленияопасными отходами с момента их появления, собирания, сохранения, обсуждения ирассмотрения их дальнейшей судьбы, их использования и, наконец, достижения ихэкологически сообразного обезвреживания. Эта конвенция включает несколькоосновных принципов:
1) снижение до минимумаопасных отходов;
2) детонирование врайонах наиболее близких к источнику их появления;
3) четкий контроль за ихтрансграничным передвижением.
Субъектами права поконвенции являются страны по экспорту, транзиту и импорту. Чтобы разрешитьтранзит через территорию данного государства требуется как разрешениекомпетентных органов государств на транзит, так и разрешение государств наимпорт и экспорт (при этом обязательно стран по конвенции).
н) Конвенция о доступе кинформации, участии обществености в процессе принятия решений и доступе кправосудию по экологическим вопросам [2].
Прежде всего в этойконвенции предусматривается право каждого человека жить в благоприятнойокружающей среде. Это право отстаивается через доступ к информации и черезучастие в решении экологических проблем. А когда это право нарушается,конвенция предоставляет компетентной и независимой судебной системеопределяться по конкретно предъявленным искам. Компетентные государственныеорганы должны предоставлять требуемую информацию без того, чтобы былонеобходимо доказывать прямую заинтересованность в ней.
Это должно стать:
— как можно быстрее;
— не позже, чем черезмесяц после подачи заявления и, в крайнем случае в срок до двух месецев отподачи заявления (в зависимости от объемности или сложности требуемойинформации).
Отказ от предоставленияинформации может иметь место только в конкретных случаях, четко предусмотренныхв конвенции.
Во-вторых, при помощиконвенции регламентирован вопрос об участии обществености при принятии решенияпо деятельностям [3], перечисленным в специальном приложении к ней. Процедурыпо обсуждению предлагаемых видов деятельности связаны с: –
— публичностью намерениясовершать какой-либо вид деятельности, который мог бы оказать значительноевредное воздействие на окружающую среду; –
— описанием видовдеятельности; –
— возможными решениями(включительно альтернативными); –
— с тем, идет ли речь овоздействии на территории государства или оно за пределами применениянациональной юрисдикции; –
— предусмотрениемразумных сроков для выработки точки зрения;
— гарантией эффективногообсуждения соответствующего проекта (предлагаемого вида деятельности); –
— бесплатным доступомзаинтересованных лиц ко всей информации, касающейся проекта (деятельности).
Кроме этого, конвенция расширяетдиапазон общественого участия, т.е. не только обсуждение проектов создания(дорог, аэропортов, атомных централей, депо для радиоактивных отходов и пр.),но также участие в изучении и разработке планов, программ, включительно инормативных актов, касающихся окружающей среды.
Третим исключительноважным элементом конвенции явялется вопрос о доступе к правосудию.Государства-стороны по этой конвенции должны гарантировать и ввести в рамкисвоего национального законодательства быстрые процедуры для рассмотренияпредъявленных гражданами исков, при этом бесплатно, и, только в крайнем случае,за минимальную или скорее за символичную плату на судебные расходы.
Категорично можноутверждать, что для государств из бывшего социалистического лагеря, подобныйакт международного права имеет исключительную практическую значимость (нетолько в юридическом, а и в психологическом и нравственном аспекте).
Для действительногоприменения «духа конвенции» существенное значение имеют ответы на следующиевопросы: в какой мере и как каждое из этих государств адаптирует смысл актамеждународного права к внутренним реальностям и национальной правовой системе.А наиболее важным в этом случае бесспорно будет ответ на вопрос создавались лии каким образом реальные гарантии применения соответствующих распоряжений.
2. Региональныедоговоренности
а) Конвенция защитыЧерного моря от загрязнения. Идея подобного регионального акт международногоправа возникла еще в 1969 г. Но по одним или другим причинам, разработка этойКонвенции растянулась во времени. Она была окончательно принята и открыта дляподписания в Бухаресте 21 апреля 1992 года Странами по конвенции являютсячерноморские государства [4]. К ней может присоединиться каждая нечерноморскаястрана, «заинтересованная в достижении своих целей и помагающая существеннозащите и восстановлению морской среды на Черном море, если это государствоприглашено всеми договаривающимися странами,» (ст.28, п.3).
Черноморская конвенциясоздана по подобию конвенции по защите Средиземномного моря от 1976 года, но вней воспринят сравнительно более современный технико-правовой и фактологическийподход к решаемым проблемам [5].
В качестве ведущихпроблем в конвенции учтены: –
— факт, что Черное мореполузакрыто, и –
— что оно имеетспецифичные экологические и гидрологические характеристики (Черное моресчитается «хрупкой экосистемой»).
Страны по конвенцииобязуются сотрудничать для предотвращения, снижения и контроля загрязненияморской среды от источников, расположенных на суше, от кораблей (при чрезвычайныхпроисшествиях) или через демпинг. В этой связи к конвенции были приняты четырепротокола [6], определяющие обязательства предпринимать конкретные меры поохране морской среды от загрязнения.
По конвенции охранаЧерного моря от загрязнения предполагает 4 ее основные функции: –
— поощрять применениеконвенции; –
— делать предложения померам, необходимым для достижения конвенционных целей; –
— предлагать наконференции сторонам необходимые изменения и дополнения к конвенции ипротоколам к ней.
б) Конвенция осотрудничестве при охране и устойчивом использовании реки Дунай. Стороны поэтой конвенции обязуются принимать все подходящие правовые, административные итехнические меры для поддержания и улучшения качества вод реки. Воспринимаютсядва основных принципа:
— превентивность, и
— загрязнитель – платит.
Формы сотрудничестваобхватывают проведение консультаций, объем информации, данных и опыт.Акцентируется необходимость принятия специфических мер сведения к минимумурисков от аварийного загрязнения. Очень важным конвенционным элементом являетсяобязательство установить общие эмиссионные нормы, приложимые к отдельнымпромышленным отраслям, потенциальным загрязнителям реки Дунай, а такжеразработка и применение совместных программ деятельности. Каждое государство поконвенции должно ввести режим разрешения слива загрязненных вод в реку. Всевиды дятельности, которые могут иметь значительное отрицательное влияние насостояние вод реки, должны проходить экспертизу на воздействие на окружающуюсреду.
Примечания
1. А в некоторых случаяхи для третьих стран, т.е., чтобы они не ставились в более благоприятноеположение в сравнение со сторонами по соответствующей договоренности.
2. Открытая дляподписания 25 июня 1998 года в Орхус — Дания (во время четвертой встречи попроцессу «Окружающая среда для Европы»). Этот акт международного права имеетособое значение, потому что дает возможность реального проявления «гражданскогообщества». Кроме этого, впервые в практике международного права даютсяюридические гарантии людям в использовании судебных механизмов (при этом черезупрощенные процедуры) для защиты их ущемленных прав на получение информации ивозможности их активного участия в процессе принятия решений по экологическимвопросам.
3. Которые могут иметьотрицательное воздействие на окружающую среду.
4. Болгария, Грузия,Румыния, Россия, Турция и Украина.
5. Имея в виду время еепринятия.
6. Которые являются еенеотъемлемой частью.
Правовое регулированиеохраны земель жилой и общественной застройки. Законодательное закрепление земельжилой и общественной застройки в структуре земельного фонда нуждается внадлежащем обеспечении правовых требований к их охране. Земли жилой иобщественной застройки, которые являются основой для формирования благоприятнойсреды заселения территории, выступают, прежде всего, в качестве объекта,который используется для труда, быта и отдыха, то есть и трудовой деятельностибольшинства населения города, производства основной части промышленнойпродукции. От экологического положения этих земель, в первую очередь,экологической безопасности зависит здоровье практически всего населения города[1].
Оборотной развитияявляется экологических проблем. В ходе застройки территорий, осуществленияхозяйственной деятельности, человек разрушает экосистемы, загрязняет ихотходами производства и, в конечном счете, ставит под угрозу безопасную жизнь вгородах. Темпы деградации окружающей среды в городах привели к тому, чтонарушение экосистемы приобретает необратимый характер. При характеристикезаселяемых (жилых) земель в городе как важнейшего условия обеспеченияформирования благоприятной среды населенности людей необходимо учитывать правакаждого на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, что закреплено вКонституции Украины (ст. 50). Эта необходимость порождает ряд задач, включая иохрану земель.
Вопросы правовойохраныземель были рассмотрены в трудах Шульги М.В., Третьяка А.М., ШемшученкоЮ.С. и других ученых.
Законодательныетребования по охране земель сконцентрированы в разделе VI Земельного кодексаУкраины. Статья 162 Земельного кодекса дает определение охраны земель, каксистемы соответствующих правовых, организационных и других мероприятий [2].Выполнение мероприятий по охране земель, эффективность и действенностьземельного законодательства в этой части обеспечивается путем неуклонноговыполнения субъектами земельных отношений предписаний по сохранениюкачественных и количественных характеристик земель городов и наличиеммероприятий юридической ответственности и принуждения. Уже, собственно, законодательноезакрепление земельных прав является одной из форм охраны земель как объектаправоотношений.
При анализе содержаниястатьи 162 Земельного кодекса Украины очевидно, что данная статья не даетполного представления об охране земель разных категорий и по своейнаправленности сориентирована, прежде всего, на охрану земельсельскохозяйственного назначения, определяя правовые принципы охраны земельдругих категорий (несельскохозяйственных земель) достаточно бегло иповерхностно [3]. Бесспорно, что правовые модели охраны земель должныдифференцироваться в зависимости от классификации объекта, то есть целевогоназначения земель. Так земли и общественной застройки используются в качествеоперативного базиса для размещения разнообразных объектов жизнедеятельностичеловека.
Устанавливаядифференциацию правовых режимов разных категорий земель, особенности земельнойправосубъектности владельцев земельных участков и землепользователей, права иобязанности участников земельных правоотношений, государство тем самым проводитполитику охраны земель.
Государственная политикаохраны и рационального использования земель определяется системой правовых,организационных, экономических и других мероприятий, которые имеютприродоохранный, ресурсосберегающий и воспроизводительный характер. Всоответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины «Об одобрении Концепциинациональной экологическойполитики Украины на период до 2020 года» от 17октября 2007 года № 880-р одной из основных целей национальной экологическойполитики является усовершенствование региональной экологической политики,уменьшение негативного влияния процессов урбанизации на окружающую среду [4].Так, например, предусматривается усовершенствование планированиятерриториальной структуры городов, прекращения разрушения окружающей средыбольших городов, сокращения площади зеленых насаждений городов и зеленых зон,внедрения инструмента стратегической экологической оценки региональных планов ипрограмм. В Концепции отмечено, что охрана земельных ресурсов, одним измероприятий которой является приближение к европейским стандартам по вопросамотведения земель под размещение объектов строительства, является национальнойэкологической политики, направленной на экологическое сбалансированноеиспользование природных ресурсов.
Важная роль в созданиисбалансированной региональной экологической политики должна отводиться местномууправлению природопользованием, а также социально-экономическому иэкологическому развитию. Иначе говоря, органы местной исполнительной власти иместного самоуправления призваны решать эти в пределах определенного города.Они принимают соответствующие акты предписывающего характера (в пределахобщегосударственного законодательства и собственной компетенции), которыепредусматривают реализацию соответствующих концепций, программ, в сферах,адекватных характеру, масштабам и особенностям города. Так, например, одним измероприятий по охране земель и общественной застройки в пределах городаявляется решение Одесского городского совета «Об утверждении Программысоциально-экономического развития г. Одессы на 2007 год» от 5 апреля 2007 года№ 1122-V [5]. Среди направлений развития земельных отношений в городе напротяжении 2007 года в Программе были отмечены инвентаризация земель города,усиление самоуправляемого контроля, за охраной и использованием земель впределах города. Городской целевой программой проведения инвентаризациипервоочередных массивов земель города Одессы будут решаться вопросы повыявлению земель, которые не используются, либо используются нерационально,либо используются не по целевому назначению; по выявлени загрязненных земель идругие.
Основным требованиемдейственности императивов по охране земель городов является комплексностьприродоохранных мероприятий. Комплексное представление об особенностях правовойохраны земель и общественной застройки формируется путем обобщениястроительного, санитарно медицинского и другого специального законодательства.В том Законом Украины «Об основах градостроения от 16 ноября 1992 года, ЗакономУкраины «О планировании и застройке территорий» от 20 апреля 2000 года;Государственными санитарными правилами планирования и застройки населенныхпунктов, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Украины № 173 от19 июня 1996 года и др.
Вместе с тем ЗаконУкраины «Об охране окружающей среды» содержит целый комплекс экологическихтребований к строительству, реконструкции и благоустройству [6]. Так ст. 51природоохранного Закона закрепляет положение о том, что при проектировании,размещении, строительстве, введении в действие новых и реконструкциидействующих предприятий, сооружений и других объектов, а также в процессеэксплуатации этих объектов должна обеспечиваться экологическая безопасностьлюдей, рациональное использование природных ресурсов и предотвращение вредноговлияния на окружающую среду.
Проекты хозяйственной идругой деятельности должны иметь критерии оценки ее влияния на окружающую средуи здоровье людей. Такая оценка осуществляется с учетом требованийприродоохранного законодательства, экологической емкости данной территории,состояния окружающей среды в городе, где планируется размещение объектов,экологических прогнозов, перспектив социально-экономического развития региона,мощности и видов совокупного влияния вредных факторов и объектов, на окружающуюсреду.
Введение в действиепредприятий, сооружений и других объектов, на которых не обеспечиваетсявыполнение в полном объеме всех экологических требований и выполнениемероприятий, предусмотренных в проектах на строительство и реконструкцию, природоохраннымЗаконом запрещается. Конкретные требования к градостроению содержатся и встатье 59 экологического Закона, специально посвященной размещению и развитиюнаселенных пунктов. Она предусматривает, что планирование, размещение,застройка и развитие населенных пунктов, осуществляется по решению местныхСоветов с учетом экологической емкости территорий, выполнения требований охраныокружающей среды, рационального использования природных ресурсов иэкологической безопасности.
При разработке генеральныхпланов развития и размещения населенных пунктов сельские, поселковые, городскиеСоветы устанавливают режим использования природных ресурсов, охраны окружающейсреды и экологической безопасности, в пригородных и зеленых зонах посогласованию с Советами, на территории которых они находятся. При этом самоопределение понятия экологической безопасности в статье 50 природоохранногоЗакона. Она (экологическая безопасность) представляет собой такое состояниеокружающей среды, при которой обеспечивается предупреждение ухудшенияэкологической обстановки и возникновения опасности для здоровья людей.
Вопросом охраны земель впроцессе градостроительной деятельности посвящена ст. 48 Закона Украины «Обохране земель» [7], согласно положениям которой территориальное развитие иобщественной застройки в пределах населенных пунктов, а также сооружениеобъектов инженерно-транспортной инфраструктуры осуществляется с учетомтребований рационального использования земель. При этом размещение истроительство объектов жилищно-коммунального, промышленного, транспортного,другого назначения должно осуществляться в соответствии с утвержденнойградостроительной документацией и проектами этих объектов.
В процессеградостроительной деятельности должны быть предусмотрены мероприятия по максимальномусохранению площади земельных участков с почвенным и растительным покровом;снятие и складирование в определенных местах плодородного слоя почвы споследующим использованием его для улучшения малопроизводительных угодий,рекультивации земель и благоустройства населенных пунктов и промышленных зон;недопущение нарушения гидрологического режима земельных участков; соблюдениеэкологических требований, установленных законодательством Украины припроектировании, размещении и строительстве объектов.
Необходимостьформирования городской территории большим количеством участков и сооружений наотносительно ограниченном пространств всегда сопровождается возникновениемсамых разнообразных экологических проблемных ситуаций, на решение которыхнаправлена градостроительная деятельность. В градостроительстве экологическийфактор, по которому земля характеризуются как объект среды, должен игратьпервоочередную роль. Преодоление неблагоприятной территориально планировочнойструктуры городов – это осуществление мероприятий по совершенствованиюнадлежащего планирования и регуляции использования земель городов.Территориально-пространственное планирование землепользованием в городах являетсобой сложный процесс распределения земельных и связанных с землей ресурсов, направленныйна достижение максимальной эффективности без причинения окружающей й среде и, вто же время, для благополучия конкретных землепользователей.
Бесспорно, позитивнымшагом по совершенствованию правовой регуляции использования и охраны земель иобщественной застройки стало распоряжение Кабинета Министров Украины «Ободобрении Концепции Градостроительного кодекса Украины» от 18 июля 2007 года №536-р [8]. Законодательство в сфере градостроения начало формироваться позже,чем тесно связаные с ним земельное законодательство и законодательство обохране окружающей среды. Соответственно появилась проблема согласованияотдельных положений отмеченных отраслей, прежде всего, в связи с быстрымразвитием городов, а также отношениями собственности в сфере и других видовстроительства. Разработка и принятие Кодекса должна обеспечить систематизациюзаконодательства в сфере градостроения и согласования его положений с нормамиземельного и природоохранного законодательства. Кроме того, необходимостьнадлежащей и эффективной охраны земель городов нуждается в дополнении ипоследующей детализации норм земельного законодательства по правовой регуляцииименно этой категории земель.
 

Литература
охрана окружающая средамеждународный правовой
1. Шульга М.В. Актуальные правовые проблемы земельныхотношений в современных условиях. – Харьков: Фирма «Консум», 1998. – 224 с.
2. Земельний кодекс України: Науково-практичний коментар / Заред. В.І. Семчика. – К.: Видавничий дім «Інюре», 2003. – 676 с.
3. Фролов М.О. Охорона земель як еколого-правовий імперативземельного законодавства // Вісник Хмельницького інституту регіональногоуправління та права. – 2002. — № 3. – С. 73.
4. Про схвалення Концепції національної екологічної політикиУкраїни на період до 2020 року: Розпорядження Кабінету Міністрів України від 17жовтня 2007 року № 880-р // Офіційний сайт Верховної Ради України(http://zakon.rada.gov.ua).
5. Про затвердження Програми соціально-економічного розвиткум. Одеси на 2007 рік: Рішення Одеської міської ради від 5 квітня 2007 року №1122-V // Офіційний сайт міста Одеси (http://www.Оdessa.ua/acts/council).
6. Про охорону навколишнього природного середовища: ЗаконУкраїни від 25 червня 1991 року в редакції Закону від 27 квітня 2007 року //Відомості Верховної Ради України. – 1991. – № 41. – Ст. 546.
7. Про охорону земель: Закон України від 19 червня 2003 року// Урядовий кур’єр від 6 серпня 2003 року.
8. Про схвалення Концепції Містобудівного кодексу України:Розпорядження Кабінету Міністрів України від 18 липня 2007 року № 536-р //Офіційний сайт Верховної Ради України (http://zakon.rada.gov.ua).