Международное экономическое право

Задание
 
1. Правовоерегулирование международных морских, речных перевозок и режим международных проливов.
2. Тестовые задания.
3. Дать правовуюхарактеристику ЕС.
Литература

1.Правовоерегулирование международных морских, речных перевозок и режим международных проливов
 
Объем перевозокморскими путями год за годом растет. Это обусловливается не только дешевизнойморских перевозок сравнительно с другими видами транспорта, а и географическимудобством стран, которые берут участие в морских перевозках. Для разовыхперевозок используются судна арендованные (фрахтованные); судна, которыеиспользуются на длительное время, срок (тайм-чертер); судна, которые наосновании соглашений между государствами используются систематически наопределенных географических направлениях, за раннее установленным графиком.
Важное значение длярегулирования морских перевозок имеет международное морское право каксистема правовых норм и принципов, которые регулируют отношения, которыевозникают в процессе использования Мирового океана для торгового и военногомореплавания, рыболовного и морского промысла, добычи биологических и минеральныхресурсов, проведения научных исследований. В основе таких отношений лежитпринцип свободы открытого моря, относительно которого все государства и народыимеют равные права на использование Мирового океана.
Источникамимеждународного морского права являются Устав ООН, Женевские Конвенции 1958г.(Про территориальное море и зону, которая прилегает к нему; Про открытое море;Про континентальный шельф; Про рыболовство и охрану живых ресурсов),Брюссельская конвенция 1910г., Лондонская конвенция 1954г. (с поправками 1962,1969, 1972, 1973 гг.), Конвенция охраны человеческой жизни на море 1960г.Особенно важное значение имеет Конвенция ООН морского права 1982г., котораябыла подписана 159 государствами. Она охватывает вопросы, связанные смореплаванием и перелетами, разведкой и разработкой ресурсов, рыболовством идр. Конвенция определяет морские зоны, правила проведения морских границ,права, обязанности и ответственность государств, механизм урегулированияспоров.
Правовое регулированиямеждународных морских перевозок предусматривает также решение вопросов,связанных с определением, во-первых, режима торговых суден в открытом море и втерриториальных водах и, во-вторых, режима торговых суден в международныхпроливах и каналах, а также в портах.
Относительно ст.1Конвенции по этому вопросу (Женева, 1958г.) под «открытым морем» следуетпонимать все части моря, которые не входят как до территориальных, так и довнутренних вод какого-нибудь государства и которыми могут пользоваться разныегосударства.
«Открытое море»свободно для доступа всех государств и не одна из них не имеет правапретендовать на подчинение какой-нибудь его части своему суверенитету. Всегосударства пользуются в нем свободой кораблеплавания, рыболовства,прокладывания подводных кабелей и трубопроводов, а также свободой полетов.
Находясь в «открытомморе», судна должны плавать под флагом только одного государства (кромеслучаев, предусмотренных в международных договорах), подчиняться юрисдикциитого государства, под флагом которого они находятся. Не разрешается во времяплавания или стоянки при вхождении в порт менять свой флаг (кроме случаевперехода права собственности на судно или смены регистрации). Судно имеет своюпрописку в порту относительно государства, имеет флаг этого государства и подчиняетсяв открытом море только ее юрисдикции.
Проливы играют важнуюроль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив– это единственный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря илиморя и океаны между собой.
Хотя в мире существуетвеликое множество проливов, лишь часть из них может быть отнесена к категориимеждународных. Определяющим моментом для отнесения того или иного пролива ккатегории проливов, используемых для международного судоходства, является:
а) расположение проливана мировых морских путях;
б) его интенсивноеиспользование в течение достаточно длительного периода для целей мореплаваниямногими государствами;
в) такой пролив долженсоединять морские пространства, пользующиеся статусом открытого моря, и бытьили единственным, или наиболее коротким путем между таким пространствами.
Доктрина международногоправа признает, что международные проливы, в отличие от других морскихпроливов, представляют собой отдельную категорию. Причем из различных признаковмеждународных проливов на первое место выдвигался критерий важности длямеждународного судоходства.
Конвенция ООН поморскому праву 1982 года установила следующие виды проливов, используемых длямеждународного судоходства:
а) проливы между однойчастью открытого моря или экономической зоны, в которых любые судна пользуютсяправом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрогопрохода или пролета через пролив (Баб-эль-Мандебский, Гибралтарский, Дрейка,Ла-Манш, Магелланов, Па-де-Кале, Сингапурский и др.);
б) проливы междуостровом и континентальной частью прибрежного государства, в которыхприменяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода втерриториальные и внутренние воды;
в) проливы между однимрайоном открытого моря и территориальным морем государства, в которых такжеприменяется право мирного прохода;
г) проливы, правовойрежим которых регулируется специальными международными соглашениями(Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д.).
Независимо от правовогостатуса вод пролива, а они могут относиться как к внутренним морским водам, таки к территориальному морю прибрежного государства, в соответствии с общимипринципами международного права, вытекающими из положений статей 34-36Конвенции по морскому праву 1982 года, в проливах обеспечивается свободасудоходства, которая не затрагивает, однако, суверенитета прибрежногогосударства. С другой стороны, граничащие с проливом государства не должныпрепятствовать транзитному проходу или пролету над проливами морских ивоздушных судов других государств и должны соответствующим образом оповещать олюбой известной им опасности для судоходства или пролета. В проливахустанавливается режим мирного прохода.
Вместе с тем граничащиес международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренныхмеждународными соглашениями, регулировать транзитный и мирный проходы судов илетательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать правилаотносительно:
— безопасностисудоходства;
— предотвращениязагрязнения судов;
— недопущениярыболовства;
— погрузки и выгрузкитоваров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарныхили иммиграционных правил и т.п.
Рассмотрим краткоправовой режим наиболее важных международных проливов.
Географически Черноморскиепроливы не существуют. Под Черноморскими проливами понимают Босфор,Дарданеллы и соединяющие их Мраморное море. Через эти проливы осуществляетсявыход из Черного моря в Средиземное, и поэтому они являются важными морскимипутями для государств, расположенных в бассейне Черного моря. Важнейшеезначение имеют Черноморские проливы и для Украины, обладающей мощным торговымфлотом, ведущей интенсивную торговлю через свои морские порты и предоставляющейих для торговли другим странам. Кроме того, Украина располагает ивоенно-морским флотом, а также рядом военно-морских баз, которые способны всвоей совокупности оказывать существенное воздействие на политическую и военнуюобстановку в Черном и Средиземном морях.
Режим Черноморскихпроливов определен специальной Конвенцией о проливах 1936 г., подписанной вгороде Монтре. В соответствии с ней проход через эти проливы в мирное время длявсех торговых судов свободен, но требует соблюдения некоторых санитарных норм.Суда подлежат санитарному осмотру со стороны представителей власти Турции. Еслисостояние суда отвечает санитарным нормам, что засвидетельствованосоответствующими документами, то оно может не останавливаться в проливах и идтисвоим курсом. Если же нет, то должно сделать остановку для тщательного санитарногоосмотра, а также уплатить стоимость предоставленных услуг. Кроме того, запроход с каждой нетто-тонны Турцией взимается санитарный и маячный сборы.
В случае войны и поусловию, что Турция будет нейтральной страной, сохраняется принцип свободногопрохода как для воюющих, так и нейтральных стран. Если Турция будет воюющейстраной, то она пропускает суда лишь тех стран, которые не находятся с ней всостоянии войны. Однако эти суда должны будут проходить через проливы днем итолько по указанному властями маршруту. Это же относиться к случаям, когдаТурция оказалась под угрозой войны.
По духу конвенциинечерноморские государства не могут проводить через проливы корабли с ядерныморужием, ибо оно по мощности несравнимо со снарядами калибра 203 мм. Общий тоннажвсего отряда при транзите по проливам не может превышать 15 тыс.тонн. Общийтоннаж пребывающих в Черном море судов нечерноморских государств не можетпревышать 30 тыс. тонн, а время их пребывания – 21 день. Указанный тоннаж висключительных случаях может быть доведен до 45 тыс. тонн.
Конвенция установилапорядок полетов над проливами: нерегулярные полеты требуют предупреждения затри дня, регулярные – общее уведомление о датах полетов.
Гибралтарский пролив являетсяестественным водным путем, который соединяет Средиземное море и Атлантическийокеан. Особая важность этого морского пути обусловлена тем, что на акваториюСредиземного моря выходят берега 20 европейских и африканских стран, имеющихмощные торговый и военный флоты. Территория пролива контролируется тремякрупными портами: Гибралтаром (принадлежит Великобритании), Альхесирасом(Испания) и Танжером (Марокко).
В марте 1980 годаИспания ввела в действие ордонанс о нейтральном судоходстве по проливу. Он несодержал каких-либо ограничений для плавания в целях транзита между Средиземнымморем и Атлантическим океаном, предусматривая, что их документы и груз будут«находится в добром порядке». После обретения независимости, 26 мая 1956 годаМарокко подписало договор с Францией, которым признало себя правопреемникомдоговоров Франции, в том числе и относительно Гибралтара. Тем самым всеприбрежные и иные заинтересованные государства подтвердили правобеспрепятственного плавания в проливе.
Под Балтийскимипроливами имеют в виду три пролива, обеспечивающие выход из Балтийского вСеверное море и Атлантический океан.
Воды Большого и МалогоБельтов перекрываются территориальными водами Дании, а воды Зунда –территориальными водами Дании и Швеции.
В соответствии с Актамио вооруженном нейтралитете 1780 и 1800 годов Балтийское море было объявленозакрытым морем, в том смысле, что прибалтийские государства вправе принимать вотношении него необходимые меры для недопущения на море и его берегах военныхдействий или насилия. Поэтому проливы были закрыты для военных судовнеприбрежных государств.
Проливы Ла-Манш иПа-де-Кале отделяют берега Франции от берегов Великобритании. Допринятия Конвенцией ООН, по морскому праву 1982 года, судоходство в проливахрегламентировалось общими принципами международного права относительно свободысудоходства. В настоящее время аналогичный порядок регламентирован нормамиКонвенции.
Магелланов пролив располагаетсямежду южной оконечностью Южной Америки и архипелагом Огненная Земля и соединяетАтлантический и Тихий океаны. Правовой статус пролива определялсявзаимоотношениями Чили и Аргентины, которые еще в 1873 году в ответ на запросВеликобритании признали свободу судоходства по проливу, а 23 июля 1881 года вБуэнос-Айресе заключили двусторонний договор, в статье 5 которого провозглашенысвобода судоходства по проливу и его нейтрализация «на вечные времена».
Соответствующиймеждународно-правовой режим имеют каналы: Суэцкий, Панамский, Кельтский.

2.Тестовые задания
 
1.        .Выберитегосударства – члены ЕС:
Ответ: а) Люксембург;
 в) Латвия;
 г) Нидерланды.
2.        Официальныеязыки ООН:
Ответ: а) Русский;
 в) Китайский;
 г) Французский.
3.        ЗаконУкраины «О международном коммерческом арбитраже» применяется в случае:
Ответ: б) Когда местопроведения арбитража находится на Украине.
4.        Безспециальных полномочий имеют право вести переговоры и подписывать международныедоговора:
Ответ: а) ПрезидентУкраины;
 в) Министр иностранныхдел Украины;
 г) Премьер-министрУкраины.
5.        Видыэкспортных квот:
Ответ: б) глобальная;
 в) антидемпинговая;
 г) групповая.
6.        Последовательностьприменения средств обеспечения решения международных экономических споров:
Ответ: а)Дипломатические переговоры, личное посредничество, согласительные комиссии,арбитражное рассмотрение спора.
7.        Понижениеофициального курса валюты называется:
Ответ: в) девальвация.

3.Правовая характеристика ЕС.
 
Право Европейского Союза – это совокупность правовыхнорм, которые регулируют процессы европейской интеграции, осуществляемых врамках Европейского Союза.
Экономическая интеграция не может успешноразвиваться без надлежащей правовой основы. Такой основой является правоЕвропейского Союза.
Европейский союз, ЕС (European Union, EU) –объединение европейских государств, участвующих в процессе европейскойинтеграции.
Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейскоесообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическоесообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); cноября 1993г. – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» частоупотребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.
Официальными языками ЕС являются государственныеязыки стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский),итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский,французский, шведский.
ЕС имеет собственную официальную символику – флаг игимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в формепрямоугольника. Хотя ЕС не имеет официальной столицы (страны-члены являютсяпоочередно председателями Сообщества в течение полугода согласно латинскомуалфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия).Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге,Франкфурте-на-Майне и других крупных городах.
В целом Европейский Союз поддерживаетдипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работеОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН.
Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего наполитико-правовой системе управления, в кото­рую входят как общие или межгосударственныеорганы, так и элементы национально-государственного регулирова­ния. В качествемежгосударственных органов управления ЕС выступают:
1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз вгод проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярнособирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов,сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегическиеинтегра­ционные решения наподобие Единого европейского акта или Ма­астрихтскогодоговора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.
2. Комиссия ЕС (КЕС) — исполнительный орган, своего родаправительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издаетдирективы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕСсостоит из 20 членов (ко­миссаров), ведающих определенными вопросами (сельскоехозяй­ство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет наци­ональнымиправительствами, но не зависимых от последних. Ре­зиденция КЕС находится в Брюсселе,штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕСиграет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разра­батываютсяидеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развитияСоюза.
3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге;избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех стра­нах — членах ЕС.Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой странызависит от численности ее на­селения. После вступления в действиеМаастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительнорасширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных пол­номочий. Кним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и правопоручать ей разработку конкрет­ных предложений по развитию интеграции, правопринимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законода­тельства ЕС.
4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпре­тациюи реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.
5. Европейский социальный фонд ориентации и гарантированиясельского хозяйства (ФЕОГА), на который приходится большая часть бюджетаЕС.
6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемеще­ниерабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционномпространстве (например, путем со­действия переподготовке).
7. Европейский фонд регионального развития, содействую­щийструктурной перестройке кризисных регионов — слабо ин­дустриально развитых илидепрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).
8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основедолевого участия стран — членов ЕС в его основном капитале. Имея функциикоммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран— членов ЕС.
Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с цельюобеспечения мира и процветания своих граждан в рамках все более тесногообъединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов.
Основныепровозглашенные цели Союза:
– введение европейскогогражданства;
– обеспечение свободы,безопасности и законности;
– содействиеэкономическому и социальному прогрессу;
– укрепление ролиЕвропы в мире.

Литература
 
1.        ЗаконУкраины «О международных договорах» от 22 декабря 1993 г., ст.5.
2.        ЗаконУкраины «О международном коммерческом арбитраже» от 24 февраля 1994 г.
3.        БаймуратовМ. А. Международное право. – Х.: «Одиссей», 2000.
4.        ВилковаН.Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002.
5.        Деклараціяпринципів міжнародного права від 24 жовтня 1970р
6.        КовалевА.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономическойдеятельности на современном этапе. М., 1998.
7.        Міжнародне право. Підручник за ред. В.Г.Буткевича – К.: «Либідь», 2004.
8.        Опришко В.Ф. Міжнародне економічнеправо: Підручник. К.: «Либідь», 1995.
9.        Тускоз Ж. Міжнародне право. К., 1998.
10.      Фомін А.І., Нестеров П.М. Міжнароднеправо в документах (Основна частина). Навчальний посібник – Луганськ:Видавництво СНУ ім. В.Даля, 2004.
11.      Шумилов В.М. Международноеэкономическое право. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.