РЕФЕРАТ
“Международное экономическое право и межгосударственные
имущественно-земельные отношения”
исполнитель: Арабян Агаси Манукович
Москва 2008 г.
Введение.
В концеXXвека для Россиивозникли задачи,связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировомсообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни ролиодного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резкоснизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россиябыла как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходовв Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной,Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношениирегионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенныхгосударств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью. Обширностьгеографического пространства и неравномерное распределение природных богатствна территории страны, этноцивилизационное многообразие ее населения, включающееболее150 различных народов, большаяпротяженность сухопутной и морской государственной границы, большое количествопримыкающих к ним или расположенных рядом плотнозаселенных и имеющих ограниченныеприродные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы врасчленении России и включении отдельных ее богатых природными ресурсамирегионов в состав своей территории,—все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.
В результате непродуманных реформ проведённыхв конце прошлого века, экономический и военный потенциал нашей страны был заметноснижен. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерногопотенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономической,технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международныйавторитет, а следовательно и при решении острых международных проблем мнениероссийского государства практически не учитывалось. Когда-то действительновеликой стране, мировой державе приходилось искать более или менее удобноеместо и играть скромную роль в условиях интенсивного наращивания геополитическогопотенциала США, Китаем, объединенной Европой и рядом других стран.
В поисках своего места в международнойполитике, которое бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, России сегодняприходится учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонииСША, так и вероятные перспективы формирования полицентризма в мировомгеополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях.
Сегодня Россия имеет значительные возможностидля ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянногочлена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самуюбольшую территорию со значительными природными богатствами, образованноенаселение.
Следует отметить своеобразное геополитическоеположение России. Наша страна занимает центральную позицию на карте мира. Этотрегион иногда называют сердцевиной Земли. Западной частью страна входит вЕвропу, восточной в Азию. Однако следует подчеркнуть, что выработканациональных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. Понятно,что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связейс ближайшим географическим окружением, активного развития экономического,социального, культурного сотрудничества с определенными странами и уже сегодняможно выделить некоторые основные черты этой политики:
1.Россия отвергает всякую войну, применение военной силы каксредство
достижения политических, экономических и других внешних целей.
2.Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том,
что Россия ни к одномугосударству не относится как к своему противнику.
3.Открыто заявлено, что Россия будет защищать не идеологию,а свои
жизненно важные интересы.
4.Внешняя политика не должна быть «затратной», а быть взаимовыгодной.
Все больше людей в Россииосознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства России выступаетв качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываютсяосновные направления внешней политики Российского государства. Первостепенной важности задачейвнешней политики России является установление нормальных доверительныхотношений со странами Запада.
В решении задач консолидации мировогосообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и вближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалыи другое сырье. Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и длястран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может статьпартнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры иобразования.
Уникальное географическое положение Россиидолжно быть также использовано к ее экономической и политической выгоде. ЧерезРоссию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы иТихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звенамежду Западом и Востоком.
В российской внешней политике постепеннопроисходит осознание объективного закона—закона региональной общности, указывающего на то, что у наций, живущих в однойчасти мира, имеются общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений,экономической кооперации. Если даже отвлечься от факта многовековогопребывания в едином государстве, географическая близость, единстворегиональных проблем сами по себе являются фактором установления все болеетесного сотрудничества и интеграции со странами, образовавшимися на территориибывшего СССР, со странами СНГ. Внешнеполитической стала проблема защиты правболее 25 миллионов этнических русских,оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах.
Внешняя политика в настоящее время должнабыть сориентирована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообществов качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойноеместо в системе международных отношений, основанных на равенстве сторон,взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.
Наряду сзащитой своих сугубо национальных интересов, Россия должна принимать активноеучастие в решении глобальных проблем современности. Однако самыми важнымиусловиями обретения достойного статуса в международных отношениях являютсяукрепление целостности Российской Федерации, а также развитие собственного экономическогопотенциала. Лишь при выполнении этих условий возможно решение труднейшейзадачи-превращения России из униженногои завистливого наблюдателя в самодостаточный и свободный субъект международныхотношений.
Государственнаятерриториальная собственность.
Государственнаятерритория включает ограниченную государственными границами сушу с ее недрами,с внутренними и территориальными водами и находящимся над сушей и водамивоздушным пространством. В пределах своей территории государство обладаеттерриториальным верховенством, то есть неограниченной, за исключениями,обусловленными международными договорами обычаями, властью. Территориальноеверховенство вмещает в себя и право государственной собственности нагосударственную территорию, которая, как и иное государственное имущество,принадлежит государству.Лучшей иллюстрациейэтого положения могут служить хотя и редкие, по сравнению с более отдаленнымпрошлым, прецеденты продажи территории одним государством другому. Примерамиявляются покупка США у России Аляски в 1867 г. за 7,2 млн. долларов; у Дании в 1917 г. — части Виргинских островов за 25 млн. долларови т.д. Широко применяется также сдача в аренду территорий одних государств — другим, в том числе для военных баз, космодромов (например, Байконур вКазахстане), размещения помещений международных организаций и т.п. Условиятакой аренды, включая права экстратерриториальности, доступа на соответствующиеземельные участки представителей государства-арендодателя, арендная плата ит.д. — все это нормально должно регулироваться международными соглашениями. Юридическиправо собственности государства на государственную территорию изначально основывается на обычае и не вызывает сомнений. В то жевремя это право отличается от внутригосударственного права собственности на недвижимость, включая землю и иное имущество. Во-первых, это право сопряжено с публичными властными атрибутами, во-вторых, переход права частной собственности нагосударственную территорию, арендных прав на эту территорию и т.п. не долженвлиять в принципе на гражданские права собственников на отдельные земельныеучастки и т.п. в составе отчуждаемой, продаваемой, уступаемой
государственнойтерритории. Впрочем, не исключаются и иные подходы к гражданским имущественнымправам физических и юридических лиц в силу как межгосударственных, так иодносторонних государственных властных акций при переходе государственнойтерритории от одного государства к другому. Свежи примеры депортаций населенияи национализации имуществ при территориальных изменениях после Второй мировой войны. В-третьих, по законодательству многих государств леса, недра, внутренниеводы, дорожная сеть и т.п. принадлежат полностью государству и изъяты изоборота. Кроме того, государство имеет право на национализацию имуществ,находящихся в частной собственности, хотя это право обычно в наше время иограничиваемо общегосударственными, общественными интересамии обязательствами компенсации. Представляется,что международно-правовой институт государственной собственности ивнутригосударственные гражданско-правовые институты частной собственности лежатв разных системно-правовых плоскостях. Следует при этом заметить, чтотерриториальное верховенство, ограничиваемое территорией данного государства,не распространяется, кроме договорных и обычно правовых исключений (например, всилу дипломатических иммунитетов, арендных прав на военные базы за рубежом;военные суда и т.п.), на имущество государства, находящееся за его пределами. Особое значение государственной территориальной собственности можнотолковать как собственность не столько имущественную в гражданско-правовомсмысле (хотя мы видим примеры прямой купли-продажи государственных территорий,сдачи их в аренду и т.п.), не столько как земельную собственность, но как«собственность» на властные государственные права на определеннойтерритории. Поскольку,являясь институтом международного публичного права, государственная территория,будучи не только пределом властных прерогатив государства, но, в частности, иобъектом государственной и негосударственной собственности, как и всякаясобственность, имеет экономическое значение и подлежит правовой защите, — имущественный статус государственной территории (как собственности) входит всферу действия и международного экономического права.Морские международныеимущественные права.
Обширнейшими важнейшим объектом в основном общего пользования глобального масштаба (тричетверти планеты покрыты водой) является море, морская водная стихия со всемиживущими и мигрирующими в нем организмами, по самому своему физическомусвойству, постоянно подвижному и текучему состоянию — неподвластная присвоениюкаким-то единым владельцем, кроме немногих участков внутренних морских вод,окруженных территорией одного государства. Но даже так называемыетерриториальные воды, а тем более прилежащая зона, исключительные
экономические зоны лишьусловно, искусственно подпадают под властные полномочия прибрежных и иныхгосударств. Водная субстанция вместе с живым и иным ее содержимым в силуморских течений, приливов, отливов и т.п. явлений остается подвижной,перемещающейся. Иное дело континентальный шельф (шельф), т.е. сгеологической точки зрения — затопленная морем часть материковой тверди, атакже так называемый «международный район морского дна» (простоРайон), под которым понимается дно морей и океанов и его недра за внешнейграницей континентального шельфа. Эти подводные территории уже могут техническиосваиваться теми иными государствами их физическими и юридическими лицами.Понятия шельфа и Района исторически недавнего происхождения, возникшие лишьпосле Второй мировой войны, когда научно-технический прогресс сделал возможнымэксплуатацию ресурсов и шельфа, и Района. Гораздо более древним является понятиеоткрытого моря, т.е. моря за пределами территориальных и внутренних морскихвод. Применительно к открытому морю со времен Гуго Гроция и ранее действовалпринцип свободы открытого моря, включая мореплавание и рыболовство. Пониманиеэтого принципа по мере усложнения, диверсификации и увеличения возможностейэксплуатации ресурсов моря, однако, трансформировалось. Традиционно уже давно все межгосударственныеотношения, связанные с использованиемморя и его ресурсов, регулируются особой отраслью международного публичногоправа — международным морским правом. При этом нет необходимости доказывать,что это право и его наука вызваны были к жизни стремлением государств наиболееточно и ясно определить правовые возможности каждого государства, прежде всегодля экономического использования морских просторов, иначе говоря, определитьимущественные права как на морские объекты, в той иной мере и в тех иныхпределах могущие использоваться отдельными государствами без допуска сограниченным допуском других государств, так и на просторы открытого моря, иособенно — на международный район морского дна, находящиеся, по существу, хотяи не в общей собственности, но в ограничиваемом международно-правовыми нормамиобщедоступном пользовании.Доходы от эксплуатации морскихресурсов исчисляются сотнями миллиардов долларов США в год. Причем на первоеместо по доходности вышел рекреационный бизнес (особенно в приморских ибереговых зонах), далее — морское судоходство, затем — морская добыча нефти игаза и, наконец, древнейший вид морепользования — промысел рыбы и другихморских ресурсов. Между тем права государств на глобальные имущественныеценности Мирового океана (в отличие от суверенных и иных прав на доступ кморским пространствам и на юрисдикцию государств в море) — меньше всегоисследованы правоведами. Хотя «экономическому измерению» в широкомсмысле в международном праве посвящается немало специальных работ,урегулирование имущественных притязаний государств на морские ресурсы обычно невыделяется в международном праве в качестве самостоятельной подотрасли. Темболее представляется уместным рассмотреть это регулирование в рамкахмеждународного имущественного права.
Прирассмотрении морских имущественных прав оставим в основном в сторонетрадиционно регулируемые международным морским правом публично-правовыеотношения, прежде всего в рамках основополагающих Женевских конвенций поморскому праву 1958 г. (о территориальном море и прилегающей зоне; оконтинентальном шельфе; об открытом море; о рыболовстве и охране живых ресурсовоткрытого моря) и особенно в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (с дополняющим ее Соглашением ООН 1994 г. относительно режима минеральных ресурсовРайона), которая для участвующих в ней государств имеет преимущественную силуперед Женевскими конвенциями. Наряду с рядом некоторых других многостороннихсоглашений по международному морскому праву именно в названных конвенцияхсформулированы основные публично-правовые нормы, закрепляющие права государствна доступ к экономическому использованию разных по своему правовому статусуморских пространств и районов (территориальные и внутренние воды, прилегающаязона, исключительные экономические зоны, континентальный шельф и международныйрайон морского дна, открытое море и т.д.), а также суверенные и иные права наосуществление юрисдикции и правотворчества в отношении деятельности в этихпространствах и районах. Причем нельзя не отметить, что и притязания на доступ,и на юрисдикцию в отношении океанических просторов в своей практической первооснове несомненно и напрямую вытекают из экономических интересовгосударств. Континентальныйшельф. Понятие это достаточно искусственно и оправдано не чем иным,как политически обусловленным и «уторгованным» оформлением притязаний(можно сказать, коммерческих аппетитов) прибрежных государств на суверенноеосвоение морского дна, примыкающего к суше и покрывающегося открытым морем.Согласно Конвенции ООН по морскомуправу границы шельфа либо совпадают с 200-мильным пределом исключительнойэкономической зоны, либо выходят за этот предел и простираются согласно сложнойформуле до 350 мильот берега еще далее. На континентальномшельфе прибрежное государство осуществляет суверенные права по разведке иразработке природных ресурсов, включая минеральные и живые организмы «сидячих» видов. С другой стороны, эти права нераспространяются на правовой статус самих вод, покрывающих шельф, т.е.открытого моря, той его части, которая составляет исключительную экономическуюзону, а также на воздушное пространство над этими водами. Таким образом, в этихпределах не должно ущемляться морское судоходство и воздухоплавание. Исключительнаяэкономическая зона шириной 200 миль(от исходных линий, от которых отсчитываютсятерриториальные воды) образует пространство, включая и воды над шельфом, вкотором прибрежное государство обладает суверенными правами на живые ресурсызоны, но при этом признаются права иностранных рыбаков на излишки допустимогоулова. Прибрежное государство может при этом устанавливать квоты вылова иизъятия морских живых ресурсов.
Свобода открытого моря в исключительной экономической зонесохраняется в отношении судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей итрубопроводов, а также других правомерных с точки зрения международного прававидов деятельности. В отношении минеральных ресурсов морского дна действуетрежим континентального шельфа, т.е., по существу, на основе суверенных правприбрежного государства, причем в отличие от допуска иностранных добытчиковживых ресурсов допуск к минеральным ресурсам не зависит от степени ихразработки самим прибрежным государством. Последнее, кроме того, обладаетюрисдикцией и в отношении производства энергии путем использования воды,течений и ветра, а также в отношении создания и использования искусственныхостровов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты исохранения морской среды.Переходя к рассмотрению иных, кромесвязанных с режимом шельфа и исключительной экономической зоны, имущественныхправ относительно морей и океанов, надо оговориться, что грани между отдельнымиотраслями международного публичного права в целом (например, междумеждународным морским правом, международным воздушным правом, международнымэкологическим правом, международным экономическим правом и т.д.) весьма условныи взаимопроницаемы. Это же относится и к классификации отдельных норм правовогорегулирования внутри международного экономического права с точки зренияотнесения этих норм к его подотраслям: либо к международному торговому праву,либо к международному имущественному праву. Примером могут служитьМеждународная конвенция по унификации некоторых правил относительностолкновения судов 1910 г.и аналогичная Конвенция об унификации некоторых правил относительноответственности, вытекающей из столкновения судов внутреннего плавания 1960 г. Обе Конвенции, между прочим, можнопривести в качестве примеров унификации национального права в рамках такназываемого «международного частного морского права». Основанием гражданско-правовойответственности в связи со столкновением судов признается по названнымконвенциям принцип вины. Однако кроме гражданско-правовой ответственности в Конвенциях предусмотрены также и правилаоб обязанностях оказания помощи со стороны одного судна — другому и т.п.,причем и с соответствующей уголовной (т.е. публичной!) ответственностью занесоблюдение этих правил. А это уже, очевидно, — область международногонационального уголовного права. Далее, хотя в названных Конвенциях речь в основном идет обимущественной ответственности из причинения вреда как такового (т.е. в рамкахмеждународного имущественного права), несомненно, что в аспекте причинностивред в результате столкновения судов для пассажиров и грузов, и соответствующиеубытки и ущерб фактически возникают вследствие использования транспортных услуг(это уже область международного торгового права).
Данный пример наглядно иллюстрирует условность инебесспорность строгой классификации правовой природы тех иных правоотношений иих правового регулирования, что отнюдь не означает ненужности такой классификации, без которой было бы вообще гораздо труднее, если вообще возможно рассмотренииправа во всем его многообразии. Видимо, единственным критерием отнесения техиных конкретных норм права к той иной отрасли права может служить«количественный» элемент: чего «больше» в том ином правовомакте? Так, в приведенном примере об ответственности в связи со столкновениемсудов, «количественный» критерий говорит, очевидно, в пользуотнесения соответствующих конвенций к сфере международного имущественногоправа.В этом же ряду можно поместить и международныеконвенции, которые имеют целью, в частности, ограничение ответственностисобственников морских судов за вред, причиненный как людям, так и имуществу,возникающий в связи с оказываемыми услугами, в том числе:
· Международная конвенция об ограничении ответственности собственников морских судов 1957 г.
· Конвенция об ограничении ответственности собственников судов внутреннего плавания, 1973 г.
Ограничения ответственности практически обеспечиваются посредством создания особыхфондов для оплаты соответствующих требований. Несколькоиной характер, но тоже связанный с обеспечением финансовой устойчивостисудоходства, носит Международная конвенция об унификации некоторых правил оморских привилегированных требованиях о морском залоге 1926 г. Признаютсясоответственным образом зарегистрированные ипотеки на морские суда, причемкредиторы по залоговым требованиям имеют преимущества удовлетворения своихтребований при продаже имущества. Другим впечатляющим примером соединения в одних и тех же и довольносхожих правовых документах разнородных международно-правовых по своей целевойориентации норм могут служить международные конвенции (и создаваемые на ихоснове международные учреждения) по рыболовству и по сохранению и использованиюморских живых ресурсов, как на универсальном, так и на региональном уровнях. Втакого рода правовых актах имманентно сочетаются нормы и экологическогохарактера (относимые, с очевидностью, к международному экологическому праву), инормы экономического значения, входящие в состав международного имущественногоправа.Можно утверждать, что именно в целях сохранения иоптимального использования живых ресурсов Мирового океана, но при этом обычно ис задачами рационального обеспечения экономических интересов пользователейживыми ресурсами, — был заключен ряд универсальных и региональных соглашений, втом числе (иллюстративный перечень):
· Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., в рамках которой создана Международная китобойная комиссия;
· Международная конвенция по рыболовству в северной части Тихого океана 1953 г. и соответствующая Международная комиссия;
· Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г. и соответствующая Международная комиссия;
· Конвенция 1958 г. о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.
Провозглашен был принцип свободы рыболовства для любогогосударства в открытом море. Однако Конвенцию, очевидно, нельзя было бырассматривать в качестве нормотворческого акта универсального характера,учитывая ограниченный состав ее участников;
· Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г. и Межправительственная комиссия по сохранению атлантических тунцов;
· Конвенция о порядке ведения промысловых операций в Северной Атлантике 1967 г.;
· Конвенция по сохранению живых ресурсов юго-восточной Атлантики 1969 г. и создание на ее основе Межправительственной региональной комиссии по рыболовству в юго-восточной Атлантике;
· Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г.;
· Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г. и создание на ее основе Межправительственной региональной комиссии по рыболовству в Балтийском море;
· Конвенция о многостороннем сотрудничестве в области рыболовства в северо-западной части Атлантического океана 1977 г.;
· Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 г;
· Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.;
· Конвенция о рыболовстве в Северном море 1882 г. Одно из наиболее ранних соглашений такого рода;
· Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического океана 1983 г. и др.
Конвенция ООН по морскому праву 1882 г. установила, в частности, важный экологический иэкономический принцип, согласно которому государства, в реках которыхобразуются запасы так называемых андромных видов рыб (нерестующихся в пресныхводах, но совершающих для нагула миграции в морские районы), а такжекатадромных видов рыб (мигрирующих из пресных вод для нереста в морскиерайоны), несут первоочередную ответственность за обеспечение сохранностизапасов этих рыб не только в своей экономической зоне, но в предусмотренныхслучаях и в открытом море за ее пределами. Промысел катадромных рыб запределами экономических зон не допускается.
Упоминаемые вприведенном выше перечне некоторые международные учреждения — комиссии (ихвсего около 100) занимаются разработкой и обеспечением соблюдения мер как посохранению, так и по регулированию промысла конкретных видов живых ресурсов,часто по ограниченным географическим регионам. Определяются, в частности,объемы, квоты допустимого улова, установление открытых и закрытых зон и сезоновпромысла, определение конкретных видов рыб и других живых ресурсов для вылова,методы лова, причем в принципе без дискриминации промысловиков из разныхгосударств. Кроме такого рода международных комиссий, проблемамеждународного сотрудничества в области изучения, сохранения и рациональногоиспользования морских живых ресурсов входят в компетенцию и многих другихмеждународных учреждений, в том числе Продовольственной и сельскохозяйственнойорганизации ООН (ФАО), ЮНЕСКО и др. Примером может служить Комиссия порыболовству в Индийском океане (с 1967 г.)- региональный орган ФАО с задачами развития рыболовства и охраны морских живыхресурсов. По своему правовому статусу упомянутые международные комиссии могутбыть весьма разнообразны в зависимости от соответствующих учредительныхдокументов, в том числе это могут быть вспомогательные органымежправительственных организаций, самостоятельные межправительственныеорганизации ну и т.д.Наконец, следует отметить, чтомеждународные договоры, посвященные в принципе охране экологии, в том числе вненациональных территорий, и не предусматривающие при этом экономическое освоениесоответствующих природных ресурсов, разумеется, — в системном планепринадлежат, прежде всего, к международному экологическому праву. Но не следуетупускать из виду, что одновременно охрана экологии — есть охрана, сохранение инационального, и общепланетарного имущества, иначе, хотя и неформально, — общего «наследия человечества» (см. ниже), и, таким образом, в этомсвоем аспекте относится и к международному имущественному праву как подотраслимеждународного экономического права. Наглядной иллюстрацией среди множествадругих, особенно в том числе Конвенции 1982 г. по морскому праву, могут служить (иллюстративныйперечень): Международная конвенция о гражданскойответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. в редакции 1996 г., а такжеМеждународная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущербаот загрязнения нефтью 1971 г.в редакции 1996 г.Эти Конвенцииявственно носят имущественный характер; Международная конвенция относительновмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью1969 г.(и согласно Протоколу 1973 г.- иными веществами, кроме нефти), действует для аварий в открытом море вслучаях угрозы побережью; Конвенция по предотвращению загрязнения с судов