Государственноеобразовательное учреждение
Профессиональноговысшего образования
Московскийгосударственный университет
Экономики,статистики и информатики
Бузулукскоепредставительство
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
покурсу: «Международное право»
Вариант №
студента:
Группа№
специальность:«Юриспруденция»
преподаватель:_________________
датапроверки:__________________
оценка:________________________
подписьпреподавателя:___________
нормоконтроль:__________________
2009
Содержание
1. Международное и внутригосударственное право – две системыправа: общее и особенное.
2. Тесты.
Литература.
1. Международное ивнутригосударственное право – две системы права: общее и особенное
Проблемы соотношениявнутригосударственного (национального) и международного права привлекаютрастущее внимание ученых-международников, а также специалистов в областиконституционного права и общей теории государства и права. Это обстоятельствоопределяется объективным процессом развития сотрудничества государств намеждународной арене, где отношения субъектов регулируются международным правом,углублением воздействия внутригосударственного права на экономические,социальные, политические, культурные отношения внутри страны.
Внутригосударственное,т.е. национальное, право и международное право представляют собой дверазличные, самостоятельные системы права. Это означает, что эти системы праваимеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности. Внутреннееправо государства регулирует отношения внутри страны, на ее территории.Международное право есть совокупность принципов и норм, регулирующих отношениямежду государствами и другими субъектами. Г.И. Тункин характеризовалмеждународное право как нормативную подсистему, часть «международной системы».Под международной системой понимаются государства организации (международные,межгосударственные), различные объединения государств, нации и народы,борющиеся за независимость, и некоторые государствоподобные образования.
Эта система включаеттакже отношения между ее субъектами. Все элементы, составляющие международнуюсистему, взаимодействуют между собой. Нормативную основу международной системысоставляют разные социальные нормы, в том числе нормы морали, обычаи.Международное право составляет нормативную подсистему. На основе принципов инорм международного права между государствами, другими субъектами складываютсяи функционируют правовые отношения, т.е. отношения, урегулированные правом. Посвоей сущности международные правоотношения отражают политическую природусубъектов международного права.
Международная система –специфическая социальная система, в которой находят выражение историческиезакономерности развития человеческой цивилизации. Современная международнаясистема, ее нормативная основа – международное право, международная мораль –сформировались как результат борьбы и сотрудничества государств, народов.
Рассматриваясовременные теоретические проблемы международного права, С. В. Черниченкоотмечал, что международное право, с одной стороны, часть права вообще. Этоозначает, что праву конкретного государства и международному праву присущитакие черты и свойства, элементы, которые находят воплощение в реальнойдействительности, т.е. они объективны, познаются нами и находят выражение втакой категории, как «право».
Следует подчеркнуть,что для правопонимания внутригосударственного (национального) права вюридической теории выдвинуты различные концепции, подходы. В понимании сущностии содержания международного права мы опираемся прежде всего на позитивистскийподход, характеризуем международное право как совокупность норм, что неисключает, по нашему мнению, и применение других подходов.
Современномумеждународному праву присущ демократический характер, признаниеобщечеловеческих ценностей; нормы международного права выражают согласованиеволь многих государств. Принципы и нормы международного права регулируютмежгосударственные отношения, отношения в своей сущности политические, ониявляются средством достижения политических результатов. В этом отношениимеждународное право выступает инструментом реализации интересов государства,всего сообщества государств.
Нормы международногоправа являются также предметом ценностного подхода, они взаимосвязаны с нормамимеждународной морали.
Современноемеждународное право выражает представления народов, государств, мировогосообщества о справедливом, прогрессивном, отвечающем интересам жителей нашейпланеты, идеале гуманизма.
Международное правоназывается международным публичным правом. С ним связано международное частноеправо, которое регулирует гражданско-правовые, семейные, трудовые и другиеотношения с иностранным элементом. В наименованиях «международное публичноеправо» и «международное частное право» слово «международное» имеет разныйсмысл. Международное публичное право регулирует отношения между государствами,является межгосударственным правом.
Международное частноеправо считается «международным» потому, что регулирует гражданские, семейные,трудовые, гражданско-процессуальные правоотношения, которые содержатиностранный элемент, выходят за пределы одного государства.
В международное частноеправо входят коллизионные нормы, устанавливаемые государством. Эти нормысоставляют основное содержание международного частного права. В составмеждународного частного права каждого отдельного государства входят также унифицированныематериальные нормы, содержащиеся в заключенных данным государствоммеждународных договорах. Международное публичное право и международное частноеправо – это разные правовые области, соприкасающиеся между собой. Им присущиобщие черты, которые определяются тем, что эти правовые образования возникают впроцессе международного общения. Общее проявляется в единстве ряда началмеждународного публичного и международного частного права, таких, как уважениесуверенитета государств, добросовестное выполнение международных обязательств,признание монополии внешней торговли и др.
В отечественнойюридической литературе С. Б. Крыловым была высказана мысль о том, чтомеждународное частное право регулирует отношения, которые вместе смежгосударственными отношениями относятся к одной области – международномуправу в широком смысле слова. На это утверждение аргументированные возражениявысказали профессора Л.А. Лунц и О.Н. Садиков. Однако указанная выше точказрения имеет сторонников и в настоящее время.
Международное публичноеправо отличается от внутригосударственного права по условиям возникновениянорм, источникам права, субъектам, объектам регулирования, способам гарантиинорм.
Субъектамимеждународного права являются суверенные государства, народы, нации, борющиесяза свое освобождение (государства в стадии становления), межгосударственныеорганизации, государство-подобные образования (например, Ватикан). Во второйполовине XX в. в области международной правосубъектности произошли изменения:субъектами международного права признали человека, а также учреждения,защищающие и гарантирующие на международном уровне права человека.
Обосновывая в численовых принципов международного права принцип уважения прав человека, Г.И.Тункин писал, что международное право вторглось в сферу, которая всегдасчиталась относящейся к внутренней компетенции государства и в которой, чтоважно, очень сильно проявляются специфические черты различных общественныхсистем. Он констатировал появление новой отрасли международного права, определяющейобязанности государств по обеспечению всем людям, независимо от расы, языка,религии, пола, основных прав и свобод.
В публикациях помеждународному праву были высказаны и другого порядка соображения о человекекак субъекте права, защите его прав и свобод в международном сообществе. С. В.Черниченко считает, что «индивид ни при каких условиях не может быть приравненни к такой организации людей, как государство… ни тем более к такой формесотрудничества государств, как межправительственные организации. Поэтому онобъективно не способен быть участником межгосударственных отношений иподчиняться прямому воздействию норм международного права. Он не обладает и неможет обладать ни одним элементом международной правосубъектности».
Можно согласиться савтором лишь в том, что индивид не может быть приравнен к государству илиобъединению государств. Он выступает субъектом международного права в силупринятых международным объединением государств актов, например, таких, какмеждународные пакты о правах человека, международные конвенции. Принципуважения прав человека стал одним из важнейших принципов международного права.Общепризнанные нормы международного права о правах человека во многихконституциях государств признаны нормами прямого действия.
Процесс образованиянорм международного права отличается от внутригосударственного правотворчества.В международной системе нет стоящих над государствами органов, учреждений,устанавливающих правила поведения государств. В международном правеглавенствует метод согласования воль государств, метод компромисса. Поэтомумеждународному договору принадлежит ведущее положение среди источников права, Кисточникам международного права относятся международный обычай, юридическиобязательные резолюции международных организаций. Согласно ст. 38 СтатутаМеждународного Суда ООН значение источников международного права имеют общиепринципы права, признанные цивилизованными нациями, а также судебные решения идоктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различныхнаций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Основные идеи,характерные для правовой системы, называются принципами, или общими принципамиправа. Эти идеи системы международного права находят выражение в нормах международногоправа. Основные принципы международного права являются важнейшими регуляторамимеждународных отношений, они оказывают воздействие на содержание всей системы,составляющих ее правовых институтов и отраслей международного права, натолкование и применение норм. Международный правопорядок базируется на основныхпринципах, универсальных нормах международного права.
Общепризнанные принципыи нормы международного права составляют идейную и нормативную основувзаимоотношений государств. Отступление от общепризнанных принципов и норммеждународного права, нарушение их являются противоправными действиямисубъектов международного права, что влечет за собой применение международныхсанкций.
В литературе помеждународному праву принципы международного права определяются как «нормы,которые носят общий характер», «общие юридические правила». Среди принциповмеждународного права выделяют «основные принципы», «общепризнанные принципы». Всемитомном «Курсе международного права» основные принципы определяются как «историческиобусловленные, основополагающие общепринятые нормы, выражающие главноесодержание международного права, его характерные черты и обладающие высшей императивнойюридической силой».
В основных принципахнаходят нормативное выражение закономерности и устои современной системымеждународных отношений. Внешняя политика государств строится на основепризнания и реализации принципов международного права.
А.Н. Талалаев выделяетв международном праве общепризнанные нормы, т.е. такие нормы, которыеофициально признаны всеми или почти всеми государствами независимо от ихсоциального строя в качестве общеобязательных. Он определяет общепризнанныепринципы международного права как наиболее важные общие, общепризнанные,императивные нормы международного права.
Становление иутверждение, функционирование основных принципов международного правахарактеризует историю международных отношений и международного права. Одни изпринципов международного права утвердились давно, другие сравнительно недавно,третьи находятся в стадии формирования, развития.
Нормы международногоправа разделяются на универсальные и партикулярные (локальные илирегиональные). Основные принципы, универсальные нормы относятся к императивнымнормам (jus cogens). Эти нормы имеют высшую юридическую силу.
Международнымсообществом на основе консенсуса в 1970 г. принципам Устава ООН была данаквалификация как основным принципам международного права. В Декларации опринципах международного права, касающихся дружественных отношений исотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ОрганизацииОбъединенных Наций прямо указывается на то, что «принципы Устава, содержащиесяв настоящей Декларации, представляют собой основные принципы международногоправа и поэтому призывают все государства руководствоваться этими принципами всвоей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе ихстрогого соблюдения».
Основные принципымеждународного права, общепризнанные нормы международного права юридическиобязательны для всех государств.
Профессор А.П. Мовчанотмечал, что в международном праве нет «общепризнанного свода, перечня всех егоосновных принципов».
К основным принципамсовременного международного права относятся: суверенитет и суверенное равенствовсех государств; самоопределение народов и наций; принцип сотрудничества;добросовестное выполнение международных обязательств; принцип неприменения силыили угрозы силой в международных отношениях; целостность и неприкосновенностьгосударственной территории, принцип мирного урегулирования международныхспоров; невмешательство во внутренние дела государств и народов: принципуважения прав и свобод человека; принцип охраны окружающей среды и др.
Важное значение имеютпринципы отдельных отраслей международного права, такие, например, как принципобеспечения безопасного использования атомной энергии, складывающийся принципмеждународного атомного права – недопустимость атомного заражения нашейпланеты.
Международное праворазделяется на отрасли и институты. Развитие отраслей международного права,формирование новых отраслей определяется объективными закономерностями жизничеловечества, изменениями в сфере экономики, социальной, политической,культурной жизни.
Отраслямимеждународного права являются дипломатическое и консульское право, право международныхдоговоров, международное экономическое право, международное морское право,международное воздушное право, международное космическое право, международноеатомное право, международное право охраны окружающей среды, международноеуголовное право. Принципы отраслей международного права имеют свои истоки вобщепризнанных принципах современного международного права.
В отрасляхмеждународного права действуют специфические, отраслевые принципы права. Вмонографии «Международное атомное право» подчеркивается, что «… практика вобласти использования атомной энергии привела также к возникновениюспецифических принципов международного атомного права, которые применяютсятолько к данной области деятельности государств».
Международноесообщество вступает в XXI в. с идеями всеобщего мира, равноправногосотрудничества государств, укрепления мирового порядка, устойчивого развитиячеловеческой цивилизации, достижения благосостояния всех наций и народов,возвышения достоинства человека. Статья 22 Всеобщей декларации прав человекагласит: «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальноеобеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства идля свободного развития его личности прав в экономической, социальной икультурной областях через посредство национальных усилий и международногосотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Население Землипереживает большие трудности и невзгоды, лишения. Экономические кризисы,демографические проблемы, нехватка продовольственных ресурсов в развивающихсястранах, жилищный кризис, эпидемии, уносящие миллионы жизней, – все этоугрожает стабильности международного правопорядка. Существуют реальныепротиворечия между рядом государств, народов, населением стран, размещенных повекторам «юг – север»; «восток – запад».
Современноемеждународное право исключает войну как средство разрешения международныхспоров между государствами. Однако войны между государствами и народами,населяющими отдельные государства, продолжают иметь место и в настоящий периодразвития человечества. Происходят существенные геополитические перемены наразных континентах, обосновываются концепции нового мирового порядка. Этопроисходит в результате распада Союза ССР, переориентации ряда государств Европы,растущих притязаний США на доминирующую роль в мире.
В мировом сообществеособое положение занимают народы так называемого золотого миллиарда. На Востокевсе более активную роль в мировой политике играют Китайская НароднаяРеспублика, Япония, Индия, Пакистан, Индонезия. Международное право даетвозможность всем государствам внести свой вклад в построение и укреплениедемократического, справедливого, стабильного правопорядка.
В одном из учебников помеждународному праву высказано положение, что международному праву принадлежитприоритет среди факторов, влияющих на международные отношения, что«сегодняшнему уровню цивилизации и правосознания более всего соответствуеттезис о примате международного права среди всех многочисленных факторов,влияющих на международные отношения». О примате международного права средифакторов, влияющих на международные отношения, можно поспорить. Международноеправо есть нормативная форма выражения правосознания. Следует согласиться сутверждением самих авторов учебника, что причиной существования и развитиямеждународного права является сам объективный процесс мирового развития во всехего многообразных проявлениях: здесь и уровень экономического развития,научно-технический прогресс, экология, демографические процессы, другие факторывоздействия. Международное право является объективной реальностью, но этареальность имеет производный характер. Это не принижает значения международногоправа как фактора, влияющего на международные отношения. Следует лишь иметь ввиду зависимость международного права от явлений, процессов базисного,фундаментального порядка.
В науке международногоправа сформулированы три концепции соотношения международного ивнутригосударственного права: дуалистическая, примата международного права ипримата внутригосударственного права. Дуалистическое понимание основывается напризнании существования двух разных, взаимодействующих между собой системправа: внутригосударственного и международного. Сторонники концепции приматавнутреннего права рассматривают международное право как суммувнешнегосударственных прав различных государств.
Во взаимоотношенияхвнутригосударственного и международного права в современных условияхисторического процесса определился примат международного права. Слово «примат»(лат. primatus) означает преимущественное значение, первенство, главенство.Речь идет не об исключительности международного права, не о его юридическомверховенстве над внутригосударственным правом, а о характере взаимоотношенийэтих двух правовых систем.
Внутригосударственноезаконодательство, конституции многих государств закрепляют приоритетноезначение международного договора в воздействии на внутригосударственныеотношения, международный договор включается в качестве составной части вправовую систему страны. Конституция США, принятая в 1787 г. и действующая понастоящее время, впервые в истории провозгласила международный договор частьюправа страны. В ст. VI она предусматривает, что «настоящая Конституция и законыСоединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которыезаключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законамистраны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции изаконах отдельных штатов встречались противоречащие постановления».
Конституция ФранцузскойРеспублики в разделе VI «О международных договорах и соглашениях» утверждает,что договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные,имеют силу, превышающую силу внутренних законов с момента опубликования, приусловии применения каждого соглашения или договора другой стороной (ст. 55). Вдругих статьях Конституции Франции находит выражение идея согласованиянационального суверенитета с положениями международно-правового акта, договора.Конституция, выражающая суверенитет государства, содержит перечень договоров исоглашений, которые могут быть ратифицированы или одобрены только на основаниизакона. Если Конституционный Совет заявит, что какое-либо международноеобязательство содержит положения, противоречащие Конституции, то разрешение наего ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотраКонституции (ст. 54). Конституция государства обладает высшей юридической силойи авторитетом. Следует отметить, что перечисленные в Конституции Франции договорыи соглашения связаны с важными интересами государства, общества, человека. Этомирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся кмеждународной организации, налагающие обязательства на государственные финансы,изменяющие положения законодательства, относящиеся к положению личности,уступке, обмену или присоединению территории.
Положения овзаимодействии двух правовых систем внутригосударственного и международногоправа получили закрепление в Конституции Федеративной Республики Германии.Федерация может законодательным путем передавать верховную властьмежгосударственным установлениям (ст. 24/1). Общие нормы международного праваявляются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество передзаконами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральнойтерритории (ст. 25).
Конституция Испаниипровозгласила, что законно заключенные и официально опубликованные в Испаниимеждународные договоры составляют часть ее внутреннего законодательства. Ихположения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке,указанном в самих договорах, или в соответствии с общими нормами международногоправа (ст. 96/1). Конституция определяет также, что для заключения рядамеждународных договоров или соглашений государственные органы должны получитьпредварительно разрешение Генеральных Кортесов, в том числе договоров илисоглашений, влияющих на изменение или отмену какого-либо закона или принятиемер законодательного характера для их исполнения (ст. 94/1). Заключениюмеждународного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции,должен предшествовать пересмотр последней (ст. 95/1).
Международное правоявляется средством утверждения и поддержания мира, согласия и реализации другихинтересов государств. Конституция Японии в главе второй закрепила отказяпонского народа от войны как средства решения международных споров междугосударствами. В Конституции подчеркивается, что, искренне стремясь кмеждународному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ навечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также отугрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международныхспоров (ст. 9).
В международной жизниотношения регулируются не только нормами права, в органической связи с нимидействуют моральные нормы. В преамбуле Конституции Японии подчеркиваетсяприверженность японского народа высоким идеалам, определяющим отношения междулюдьми, выражается убеждение народа, что ни одно государство не должно руководствоватьсятолько своими интересами, игнорируя при этом интересы других государств, чтопринципы политической морали являются всеобщими и что следование этим принципамявляется долгом всех государств, которые сохраняют собственный суверенитет иподдерживают равноправные отношения с другими государствами.
Признание приоритетамеждународного права перед правом внутренним нашло выражение и в КонституцииРоссийской Федерации. Часть 4 ст. 15 Конституции гласит, что «общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частью ее правовой системы. Если международнымидоговорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренныезаконом, то применяются правила международного договора».
Утверждение приматамеждународного права над внутренним правом в СССР, в Российской Федерации можнопроследить на ряде внутригосударственных правовых актов. Так, в КонституцииРСФСР 1978 г. (ст. 32) было записано, что «общепризнанные международные нормы,относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РоссийскойФедерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан РоссийскойФедерации». Это положение было закреплено и в Декларации прав и свобод человекаи гражданина, принятой в ноябре 1991 г. Верховным Советом РСФСР.
Примат международногодоговора над законом Российской Федерации выражен в ст. 7 ГК РФ, где содержитсяположение, гласящее, что если международным договором Российской Федерацииустановлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданскимзаконодательством, применяются правила международного договора. Следуетотметить, что аналогичное положение о соотношении норм международного договораи закона содержалось в Основах гражданского законодательства СССР и союзныхреспублик, где законодатель установил, что если международным договором СССРустановлены иные правила, чем предусмотренные законом СССР, то применяютсяправила международного договора (ст. 12 Основ). Идея примата международногодоговора, как отмечалось в нашей литературе, нашла также выражение в Таможенномкодексе СССР 1964 г., Основах законодательства о браке и семье 1968 г., Кодексеторгового мореплавания СССР 1968 г., в ряде актов союзных республик – ГК, ГПК,законодательстве о здравоохранении, о недрах, о нотариате и др.
Признание возрастающейроли, примата международного права, нашедшее выражение в конституциях,законодательстве многих государств, не означает, что внутригосударственнаяправовая система подверглась эрозии, заменяется единой мировой правовойсистемой. В настоящее время нет оснований утверждать, что в мировом сообществеутверждается единая правовая система. Действуют две правовые системы. Примат неозначает подчинение одной системы другой.
Трудно согласиться савторами, отвергающими идею углубления взаимодействия двух правовых систем ивозрастания роли международного права, что можно характеризовать как приматмеждународного права над внутригосударственным. С.В. Черниченко считает, что«международное право и внутригосударственное право – различные правовыесистемы, не имеющие примата друг над другом, действующие в различныхплоскостях, в различных юридических измерениях».
Примат не может бытьистолкован весьма прямолинейно, в том смысле, что все внутригосударственныенормы находятся в «подчинении» у норм международного права. В этом отношенииследует отметить, что конституция государства, воплощающая его суверенитет, неможет быть автоматически подчинена нормам международного права, международномудоговору, заключенному государством с другим или другими членами мировогосообщества.
В КонституцииРоссийской Федерации нет положения о ее изменении в связи смеждународно-правовыми актами, договорами, в том числе содержащими нормы,противоречащие Конституции. Часть 1 ст. 15 гласит, что Конституция РоссийскойФедерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всейтерритории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые вРоссийской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.Толкование ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации дало основание В.А.Карташкину заключить, что «новая Конституция России (1993 г.), признаваяприоритет международного права над внутренним законодательством, нераспространяет это верховенство на Основной Закон страны». Высшую юридическуюсилу Конституции Российской Федерации, ее особое положение во взаимоотношенияхс международными договорами России отмечает И.И. Лукашук: «Ратифицированныедоговоры обладают приоритетом применения в отношении всех правовых норм заисключением норм Конституции (см. статью 22 Закона о международных договорахРоссийской Федерации)».
Несколько иной аспект втолковании взаимосвязей норм международного права и Конституции РоссийскойФедерации выражается в словах И.И. Лукашука о том, что ст. 17 Конституциипридает международным нормам особый статус: «Они применяются непосредственно инаряду с Конституцией, обладают высшей юридической силой». Из содержания ст. 17Конституции нет оснований делать вывод, что по своей юридической силе Конституцияи международные нормы равнозначны. Законодатель подчеркивает, что права исвободы человека и гражданина, являющиеся непосредственно действующими инеотчуждаемыми, признаются и гарантируются Конституцией Российской Федерации,что возвышает моральный авторитет Основного Закона. В ст. 18 Конституции Россииговорится, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл,содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительнойвласти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Национальные системыправа регулируют внутригосударственные отношения. Нормы внутригосударственногоправа не могут регулировать международные отношения. Однако это не означает,что эти нормы, вся система внутреннего права не могут воздействовать намеждународное право. Есть определенные формы влияния нормвнутригосударственного права на международные отношения и международное право.
Внутригосударственноеправо, законодательство определяют организацию и деятельность государства, егополитику внутри страны и на международной арене. Особенно зримо это проявляетсяв правовом государстве, выражающем суверенную волю народа.
Внутригосударственноеправо находит выражение во внешней политике и дипломатии государства. Конечно,внешняя политика и дипломатия государства не должны вступать в противоречие собщепризнанными принципами и нормами международного права. Через политику,дипломатию государство выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы,закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, внормативно-правовых актах, и тем самым воздействует на международную жизнь,межгосударственные отношения, на международное право.
Одной из таких формвоздействия внутреннего права на международные отношения, нормы международногоправа является закрепление в Конституции государства, других правовых актахпринципов международного права. В преамбуле Конституции Российской Федерацииполучили выражение принцип уважения прав и свобод человека, общепризнанныепринципы равноправия и самоопределения народов, принцип сувереннойгосударственности России. Конституция Российской Федерации установила, что«общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРоссииской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст.15).
Следует отметить, чтоКонституция Союза ССР 1977 г. провозгласила основой внешней политикигосударства принципы международного права, в том числе и такой, как выполнениеобязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права(ст. 29).
Конституционныеположения об основных принципах и нормах международного права создают высокиеюридические гарантии того, что эти принципы и нормы будут реальной основойвнешней политики государства, что государственные органы и должностные лицабудут учитывать эти положения и во внутренней жизни страны, общества.Внутригосударственное право, вся система его норм представляют собойсвоеобразный источник норм международного права. Национальное право преждевсего отражает происходящие в государственно-организованном обществе изменения.Развитие науки, техники, культуры, изменения самого человека, демографическиепроцессы, развитие общественных отношений и т.д. – все это происходит впределах государства, находит отражение и закрепление в нормах национальногоправа. Создается и умножается опыт сотрудничества государств в определенныхобластях жизни, в реализации совпадающих или близких интересов, умножаетсярешение дел, связанных с иностранным элементом.
Какие нормывнутригосударственного права могут быть в преобразованном виде использованы вмеждународном праве? Р.А. Мюллерсон считает, что к таким нормам национальногоправа, которые могут быть трансформированы в международное право, относятсянормы, регулирующие конкретную деятельность государств, например, заключениедоговоров, правовое положение иностранцев, дипломатических и консульскихпредставительств в стране. К такому «источнику» международного права относятсятакже нормы внутреннего права, регулирующие отношения между субъектаминационального права из разных стран; нормы, регулирующие частьвнутригосударственных отношений, могущие породить международные отношения поповоду их регулирования. В перечень нормативных элементоввнутригосударственного права с перспективой «вхождения» в международное правоР.А. Мюллерсон включает «определенные юридические максимы, обеспечивающиевнутреннюю согласованность правовых систем и возникшие, как правило, в рамкахнационального права». В условиях расширения и углубления международногосотрудничества государств стоит задача с помощью международного праваунифицировать ряд областей внутригосударственного права. Эта унификацияосуществляется при помощи международных договоров, соглашений.
Опыт международногосотрудничества государств находит выражение в разных формах унификациирегулирования отношений между ними. Значительный теоретический и практическийинтерес представляет правовая система Европейского Союза, который был создан в1992 г. Отличительной особенностью права Европейского Союза является еговерховенство и прямое действие на территории всех стран, входящих в Союз. Гражданегосударств, входящих в Европейский Союз, являются одновременно гражданамиЕвропейского Союза. Гражданство Союза дополняет, а не подменяет национальноегражданство.
Нормы международно-правовыхактов, для того чтобы регулировать внутригосударственные отношения, должнывойти в систему права этого государства, т.е. быть имплемонтированы вовнутреннее право. Важным средством имплементации является трансформация,которая имеет несколько форм (прямая, опосредствованная, смешаннаятрансформация).
Прямая трансформацияозначает, что нормы заключенного и ратифицированного международного договоранепосредственно обретают силу закона, а если государства об этом достигнутсоглашения, то и силу, превосходящую закон. Опосредствованная трансформацияозначает принятие особого закона, другого нормативного правового акта,переводящего норму международного договора во внутригосударственную нормуправа. Очевидно, что правовой статус личности по международному договору, помеждународному праву нуждается во внутригосударственном юридическом механизмеобеспечения и защиты. А для этого необходимо разработать систему нормвнутреннего права, которые обеспечили бы комплекс юридических, социальных,экономических гарантий правового статуса личности.
Наиболеераспространенной является смешанная трансформация, которая представляет собойсочетание элементов первых двух видов трансформации.
2. Тесты
1. Системамеждународного права — это:
C — совокупностьвзаимосвязанных отраслей международного права, объединенных общими принципами,а также имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли,состоящие из действующих норм международного права, регулирующих отношениямежду его субъектами.
2.Объектом международно-правогорегулирования являются:
B — публичные(межвластные) отношения субъектов международного права по поводу материальных инематериальных благ, действий и воздержаний от действий.
3. Субъекты вмеждународном праве — это:
C — суверенныегосударства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельногогосударства, международные организации, государствоподобные образования.
4. Виды норммеждународного права:
B — Jus cogens,универсальные, партикулярные, диспозитивные, императивные, договорные, обычно-правовыенормы.
5. Основные принципымеждународного права:
C — принцип суверенногоравенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принциправенства и самоопределения народов, принцип неприменения силы или угрозысилой, принцип мирного урегулирования споров, принцип нерушимости границ,принцип территориальной целостности государств, принцип уважения прав человекаи основных свобод, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестноговыполнения международных обязательств.
6. Наиболееавторитетные международно-правовые документы, закрепляющие основные принципымеждународного права, — это:
А — Устав ООН,Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношенийи сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Декларация принципов 1975 г.
7. Принциптерриториальной целостности государств — это:
B — запрещениенасильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранногогосударства.
8. Принцип нерушимостигосударственных границ:
А — признаниесуществующих границ, отказ от любых посягательств на эти границы, отказ откаких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем.
9. Принцип неприменениясилы или угрозы силой:
B — государствавоздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применениякак против территориальной неприкосновенности или политической независимостигосударств, так и каким-либо другим образом.
Литература
1. Бирюков П.Н.Международное право. – М.: Юристъ, 2005.
2. Игнатенко Г.В., ТиуновО.И. Международное право: Учебник для вузов. – Изд. 2-е. – М.: Инфра-М, 2005.
3. Лукашук И.И.Международное право. – М.: Бек, 2005.
4. Международное право:Альбом схем / Под ред. И.Н. Арцибасова. – М.: Щит-М, 2003.
5. Международное право.Вопросы и ответы / Сост. Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев. – М.: Юрлитинформ,2005.
6. Международное право:Учебник / Сост. А.Н. Талалаев и др. – М.: Юридическая литература, 2006.
7. Международное право вдокументах / Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков – М.: Профобразование, 2005.
8. Международное публичноеправо: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева – Изд. 2-е. – М.: Проспект, 2006.
9. Симонов А.Н., ТимошенкоИ.В. Международное право. – Ростов-н/Д: Март, 2003.
10. Сорокина А.В.Международное право. – СПб.: ПИТЕР, 2005.