–PAGE_BREAK–У сукупності тих засобів, до яких удаються різні держави, можна вирізнити такі: а) засоби забезпечення юридичної обов’язковості міжнародно-правових актів; б) засоби інформування про зміст міжнародно-правових актів; в) засоби узгодження національно-правових актів з міжнародно-правовими.
Найбільш уживаними засобами державно-правового забезпечення юридичної обов’язковості міжнародно-правових актів є ратифікація, затвердження, прийняття (акцепт), приєднання та підписання міжнародно-правового акта, а також обмін документами.
Узвичаєними засобами інформування про зміст міжнародно-правових актів є їх опублікування (безпосередньо або через повторення у формі внутрішньодержавного правового акта). Деякі держави вдаються до такого засобу інформування, як проголошення. Це дещо об’ємніше поняття, ніж опублікування. По-перше, проголошення може бути у формі опублікування у спеціальному збірнику. По-друге, воно може не відтворювати змісту міжнародного договору, а лише давати точну його назву й повідомляти про час його набрання чинності. Заінтересовані особи мають можливість у такому разі ознайомитися зі змістом договору у спеціальному виданні. По-третє, міжнародні угоди можуть бути проголошені по радіо, телебаченню або мережі Інтернету,
В деяких країнах практикується інформування про зміст міжнародних угод через видання спеціального закону. Закон у таких випадках і оголошує зміст договору, і затверджує його від імені держави. Інформація про зміст міжнародних договорів передається здебільшого через адміністративно-правові акти.
304. Случаи, которые исключают международно-правовую ответственность.
Комиссия международного права ООН при разработке Проекта статей об ответственности государств разработала в 1980 г статьи об обстоятельствах, исключающих ответственность государств Эта ответственность исключается, по ее мнению, при следующих определенных условиях
1. В случае достижения государствами взаимного согласия относительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обязательствам или соответствующим нормам международного права Например, ввод иностранных войск на территорию государства обычно рассматривается как серьезное нарушение суверенитета государства, а зачастую как акт агрессии Однако подобная акция не может быть признала таковой, если она осуществляется по просьбе или с согласия государства (например, ввод индийских войск на территорию Шри-Ланки в 1987 г по взаимному договору для борьбы против боевиков ТОТИ)
Исключение ответственности государства в данном случае наступает при наличии следующих условий согласие государства должно быть международно-правомерным, согласие должно быть ясно выраженным (а не подразумеваемым), согласие должно предшествовать совершению действий Согласие может быть использовано в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния только в тех пределах, которые имеет в виду государство, дающее такое согласие (речь идет о сфере действия и сроках) Однако согласие не может быть дано на совершение действий, противоречащих императивным нормам международного права (например, согласие на использование территории для совершения агрессии в отношении третьего государства)
2. В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются правомерными с точки зрения международного права мерами в отношении государства-правонарушителя, или, иными словами, когда имеется вина самой потерпевшей стороны Такие меры могут быть применены также по поручению или уполномочию компетентной международной организацией (например, ООН, соответствующей региональной организацией)
3. Если деятельность государства была вызвана непреодолимой силой или неподдающимися контролю непредвиденными внешними событиями Причем предполагается, что оба указанных события не позволили государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его проведение не соответствует этому обязательству В частности, речь может идти о ситуациях, вызванных явлениями природы (наводнение, землетрясение, эпидемия и т. п. ) или деятельностью людей, и обозначаются они терминами «форс-мажор» или «непредвиденный», «непреодолимый» случай Форс-мажор как основание для освобождения государства от ответственности предусмотрен, например, в cт. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., в ст. 18 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г
4. Если субъект поведения, представляющий данное государство, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасiи жизни или жизнь вверенных ему людей Например, капитан судна, терпящего бедствие, пытается у крыться от шторма в иностранном порту, не имея на то разрешения, или пилот летательного аппарата совершает без разрешения вынужденную посадку на иностранной территории с тем чтобы избежать неминуемой катастрофы и спасти пассажиров, или, наконец, капитан судна отказывается от спасания человека в воде, поскольку это может быть связано с реальной гибелью собственного судна и вверенных ему пассажиров. Во всех этих случаях формально имеет место нарушение границ другого государства и обязанности оказывать помощь в море всем терпящим бедствие, однако эти действия произошли в силу исключительных обстоятельств.
329. Понятие законности.
Законность — комплексное (принцип, метод, режим) социально-правовое явление, характеризующее организацию и функционирование общества и государства на правовых началах.
Термин «законность» является производным от термина «закон» и, будучи комплексным понятием, охватывает все стороны жизни права — от его роли в создании закона до реализации его норм в юридической практике. Законность отражает правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства, права и общества. Требование законности в равной мере относится к высшим органам государственной власти, к иным государственным органам, которые принимают в рамках своей компетенции подзаконные акты (сфера правотворчества), к непосредственным исполнителям законов — должностным лицам, а также к общественным организациям, коммерческим корпорациям, гражданам (сфера правореализации).
358. Принципы международного правопорядка.
Міжнародний правопорядок розвивається на загально-соціологічних засадах, загальних юридичних принципах, на яких формуються і функціонують міжнародно-правова надбудова, правова система, всі інститути міжнародного права — і безпосередньо на принципах міжнародного правопорядку як цілісного утворення.
До загальносоціологічних засад міжнародного правопорядку належать: принцип наукової обгрунтованості; по-літико-правова основа — демократичні міжнародно-правові відносини; економічна основа — справедливий міжнародний економічний порядок; духовна основа — культура світового співтовариства; цільова основа — зміцнення миру й безпеки між народами.
До загальних юридичних принципів міжнародного правопорядку належать: принципи сучасного міжнародного права; загальні принципи права; міжнародна законність; верховенство міжнародного права над політикою; рівність усіх суб’єктів міжнародного права перед нормами міжнародного права; рівне і справедливе надання міжнародно-правових можливостей (прав, свобод і законних інтересів) та вимоги шодо виконання обов’язків і реалізації міжнародно-правової відповідальності; об’єктивність, справедливість та істинність правових заходів; переконаність суб’єктів у правильності і справедливості правових заходів; справедливість і невідворотність впливу на правопорушника, можливість застосування до нього заходів впливу; просторово-часові параметри застосування правових заходів та ін.
До принципів функціонування міжнародного правопорядку як системи належать: принцип законності, принцип цілісності і структурності, принцип субординації і співпідлеглості (підлеглість усіх норм міжнародного права функціям міжнародного правопорядку), принцип упорядкованості, узгодженості елементів і компонентів, принцип зв’язку та відповідності системі міжнародно-правового регулювання, принцип стабільності, принцип доцільності, принцип простоти та ін.
387. Форма международного договора и ее значение.
Международный договор может быть заключен как в письменной, так и в устной форме. Устная форма международного договора именуется «джентльменским соглашением». К примеру, джентльменские соглашения практикуют спецслужбы США и России с аналогичными структурами в других государствах. В целом же данная форма международного договора используется довольно редко. Наиболее распространенной формой международного договора является письменная, позволяющая четко и определенно закрепить права и обязанности сторон по договору.
Международной практике известны такие наименования договоров, как конвенция, пакт, соглашение, договор, протокол, устав, статут, хартия и др. Международный договор может быть вообще безымянным. Например, обмен дипломатическими нотами может представлять собой разновидность международного договора. В соответствии с нормами обычного договорного нрава наименование международного договора не имеет какого-либо юридического значения. Важно, чтобы этот документ содержал правила поведения сторон, признаваемые ими в качестве юридических норм. Поэтому широко используемый в доктрине международного права термин «договор» должен рассматриваться в качестве родового понятия.
416. Действие договора в пространстве.
Каждый договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. Общее правило, которое нашло свое закрепление в ст. 29 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, заключается в том, что договор обязателен для каждого из его участников в отношении всей его территории, если иное не установлено этим договором. Ряд многосторонних договоров предусматривает пространственную сферу действия иную, чем территорий государств. В качестве примера можно назвать Договор об Антарктике 1959 года, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года. Сложная территориальная сфера действия предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которая охватывает пространства, начиная от внутренних морских вод н кончая воздушным пространством за пределами государственной территории. Территориальная сфера действия Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков 1992 года имеет специфический характер: она распространяет свое действие на трансграничные воды, под которыми понимаются любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы между двумя или более государствами или расположенные на таких границах.
445. Кодификационная работа Комиссии международного права.
Кодификация международного права буквально означает приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, их формулирование и устранение противоречий между ними. Однако, как показала практика, работа по кодификации любой отрасли между народного права неизбежно включает уточнение и развитие действующих и создание новых норм, что относится уже к прогрессивному развитию международного права.
Кодификация и прогрессивное развитие международного права в настоящее время протекают в основном в рамках универсальных международных организаций, прежде всего ООН, а также в рамках различных локальных международных организаций.
Основным органом по кодификации и прогрессивному развитию международного публичного права является Комиссия международного права ООН. Это — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, состоящий из 25 независимых экспертов, избираемых Генеральной Ассамблеей. Комиссия начала свою деятельность в 1949 году. С того времени она подготовила ряд проектов конвенций по различным вопросам международного права, большинство из которых позднее легли в основу конвенций, принятых Генеральной Ассамблеей ООН или специальными международными конференциями, созываемыми по решению ООН.
533. Начало и окончание консульской миссии.
Назначение консулов. Консульский патент и экзекватура
Консулы назначаются направляющим государством и допускаются к исполнению обязанностей принимающим государством. В большинстве государств (в том числе в СССР) назначение консульских представителей, а также
прием иностранных консулов относятся к компетенции ведомства иностранных дел.
Консулу выдается консульский патент (удостоверение, подтверждающее его полномочия). В нем указываются полное имя и класс, к которому принадлежит консул, консульский округ и местопребывание консульства. Класс консула и консульский округ заранее согласовываются с государством, в которое назначается консул.
Консульский патент направляется обычно через дипломатические каналы властям государства, в которое назначается консул, для получения экзекватуры (согласия на исполнение консулом его обязанности).
Консульские экзекватуры выдаются как в виде отдельного документа, так и в виде надписи на самом консульском патенте. Какой орган уполномочен выдавать экзекватуру, определяет внутреннее законодательство каждого государства. В большинстве государств экзекватура выдается ведомством иностранных дел (в СССР — Министерством иностранных дел).
С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к исполнению своих обязанностей. С этой же даты определяется его старшинство по отношению к другим консулам в данном консульском корпусе.
Обычно власти страны пребывания (ведомство иностранных дел) выдают консулам консульские карточки, которые удостоверяют, что данное лицо является консулом определенной страны и имеет право на льготы и привилегии, согласно международному праву.
Прекращение функций консульского представителя
Деятельность консульского представителя прекращается в случаях: 1) отозвания его назначившим государством; 2) объявления консула persona non grata (нежелательным лицом); 3) если территория, на которой расположен консульский округ, выходит из-под суверенитета государства пребывания; 4) закрытия консульского учреждения; 5) войны между государством, направившим консула, и государством, принявшим его. В этом случае консул по указанию своего правительства может поручить охрану прав своих соотечественников консулу третьего государства.
584. Функции торговых представительств и способы их осуществления. Компетенция торговых представительств.
Торгпредство является составной частью дипломатического представительства в соответствующем государстве. Осуществляя свою деятельность под общим руководством посла (посланника), торговое представительство подчиняется Министерству внешней торговли. Во главе торгового представительства стоит торговый представитель.
Функции торговых представительств состоят в следующем:
а) представительство интересов в области внешней торговли и содействие развитию торговых и иных хозяйственных отношений со страной пребывания торгпредства;
б) регулирование внешней торговли со страной пребывания;
в) осуществление внешней торговли со страной пребывания.
В настоящее время внешнеторговые операции осуществляются главным образом государственными всесоюзными объединениями (экспортными, импортными и экспортно-импортными). Подавляющее большинство государственных внешнеторговых объединений подведомственно Министерству внешней торговли.
Торговое представительство (следовательно, государство) несет ответственность по сделкам, заключенным или гарантированным торгпредством.
Торгпредство может выступать в иностранных судах в качестве истца. В качестве же ответчика оно может выступать в этих судах лишь по спорам, вытекающим из сделок, заключенных или гарантированных торгпредством, и только в тех государствах, в отношении которых государство выразило согласие на подчинение торгового представительства местному суду по таким спорам.
618. Нерушимость государственных границ и международная безопасность.
Государственная граница — это линия, устанавливающая пределы сухопутной или водной территории государства.
Воздушной границей государства является воображаемая криволинейная поверхность, восстановленная вертикально к поверхности земли, воды вверх от линии сухопутной либо водной границы. Верхний предел воздушной границы (отделяющий воздушную территорию от космоса) международным правом не установлен.
Граница недр государства есть воображаемая криволинейная замкнутая поверхность, имеющая своим основанием сухопутный и водные границы, восстановленная вниз от них.
Государственная граница отделяет территорию данного государства от других государственных территории либо от международной территории (открытого моря, воздушного пространства над ним).
продолжение
–PAGE_BREAK–Государственная территория и, следовательно, государственная граница неприкосновенны. Государство имеет право применять меры, чтобы не допустить их нарушений: Если граница нарушена иностранным военным кораблем, пограничным отрядом другого государства и т. д., данное государство может предпринять действенные меры для прекращения нарушений, вплоть до применения вооруженной силы против нарушителей.
Лица, виновные в нарушениях государственной границы и пограничного режима, могут быть наказаны в уголовно-правовом либо административно-правовом порядке в соответствии с внутренним законодательством государства, границы которого нарушены.
Границы между соседними государствами устанавливаются, как правило, в договорном порядке. Морская граница, представляющая собой линию внешнего предела территориальных вод, устанавливается в соответствии с нормами международного права. Ширина территориальных вод, как показывает практика, колеблется от 3 до 12 морских миль. Если воды, разделяющие государства, близко соприкасаются, эти государства заключают соглашения о линии прохождения государственной границы между ними.
648. Полярные секторы: международно-правовая и национально-правовая регламентация деятельности государств в арктических районах. Границы секторов.
Арктика — район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн. кв. км. если проводить ее южную границу по южной границе зоны тундр. Если же исходить из линии прохождения Северного полярного круга (66°31` с.ш.), то площадь Арктики составит примерно 21 млн. кв. км.
К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия, Исландия (последние три — незначительными частями сухопутной территории).
В мае 1925 года правительство Канады официально объявило канадский арктический сектор как составляющий пространство в пределах 60° вл. — 141° з.д., вплоть до Северного полюса. Суверенитет Канады на земли и острова в рамках данного сектора был закреплен дополнением к Закону о северо-западных территориях от 10 июня 192S г., запретившим иностранным государствам и их гражданам заниматься какой-либо деятельностью «без разрешения канадских властей в пределах Канадской Арктики между 141° и 60° зл.». (В качестве примера более позднего законодательства подобного
рода можно указать на канадский закон от 2 августа 1972 г., предусматривающий обязательные правила по предотвращению загрязнения морской среды в границах Канадской Арктики.)
Официальные российские притязания на арктический сектор датируются нотой-депешей российского правительства от 20 сентября 1916 г. «Правительствам союзных и дружественных держав». Данной нотой сообщалось о включении в состав территории России Земли Императора Николая II, острова Цесаревича Алексея, острова Старокадомского и острова Новопашенного, открытых экспедициями Вилькицкого в 1913 и 1914 годах, а также подтверждалось, что неразрывной частью России являются острова Генриетты, Жаннетты, Беннетты, Геральд, Уединения, Новосибирские, Врангеля и др., «расположенные близ азиатского побережья Империи» и составляющие «продолжение к северу континентального пространства Сибири». В ноте напоминалось также о том, что острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач и иные меньших размеров, расположенные близ европейского побережья России, составляют территорию России «ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общепризнанной в течение столетий».
Ни от одного из государств не поступило заявления о несогласии с данной нотой. Были отмечены, после установления советской власти в России, отдельные попытки проверить «на прочность» суверенитет России в отношении указанных территорий. Так, в 1923 году судно под командованием английского капитана Нойса без разрешения посетило остров Врангеля, а в 1924 году американская шхуна «Hermen» — остров Геральда. Это заставило правительство СССР выступить 4 ноября 1924 г. с заявлением о том, что все земли и острова, составляющие «продолжение к северу Сибирского материкового плоскогорья», принадлежат по праву правопреемства РСФСР.
Официальным актом, подтвердившим принадлежность Советскому Союзу всех земель и островов в Северном Ледовитом океане, перечисленных в ноте от 20 сентября 1916 г. правительством Российской империи, стало Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета СССР «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», от 15 апреля 1926 г. ^
Географическое арктическое пространство, в пределах которого все ранее открытые земли и острова, а также земли и острова, которые могут быть открыты, объявлялись территорией Советского Союза, за исключением земель и островов, признанных ранее правительством СССР принадлежащими другим государствам, было объявлено к северу от побережья СССР (в настоящее время — Российской Федерации) с боковыми границами по меридиану 32°04’35” в.д. и меридиану 168°49’30” зд. Постановление рт 15 апреля 1926 г. не за-
трагавало вопросов правового статуса и правового режима морских пространств в указанных границах.
Таким образом, сами по себе границы полярных секторов не считались государственными границами, а установление тем или иным государством полярного сектора не предрешало вопроса о правовом режиме входящих в этот сектор морских (водных) пространств. Считается, что правовой режим каждого отдельного района арктического моря следует оценивать отдельно, исходя из фактически сложившегося и имеющего многолетнее признание правопорядка, основанного на учете Оборонных, политических, экономических и иных интересов, в первую очередь прибрежных государств.
В соответствии с таким подходом и Россия вправе рассматривать морские пространства Арктики в пределах «российского полярного сектора» (в том числе Северо-Восточный проход) в качестве зоны своих особых интересов. !->го влечет за собой признание за Россией права принимать в указанной зоне любые необходимые меры для обеспечения своей безопасности, вплоть до запрещения появления в пространстве зоны военных кораблей и самолетов других государств.
Дания в течение ряда столетий оккупировала юго-западную часть острова Гренландия. Между 1916 и 1920 годами ее суверенитет над всем островом был признан многими государствами. Однако Норвегия создала в 1922 году на северо-востоке Гренландии свою станцию и провозгласила в 1931 году норвежский суверенитет над этой частью острова, оправдывая свой действия тем, что Дания не осуществляла эффективной оккупации северо-восточной части Гренландии. Постоянная палата международного правосудия своим решением от 5 апреля 1933 г. признала суверенитет Дании над всем островом Гренландия, приведя в обоснование своего решения довод о том, что на северные полярные области в силу их природных особенностей не должны распространяться обычные требования об эффективной оккупации в качестве основания для признания прав суверенитета над ними и что в отношении таких областей достаточно осуществлять простой контроль после их открытия и нотификации об этом.
Обладателями земель в Арктике являются также Норвегия и США. Положение Норвегии как арктического государства связано, прежде всего, со Шпицбергенским архипелагом.
Правовое положение Шпицбергена было определено на Парижской конференции 1920 года с участием США, Великобритании и ее доминионов, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Дании, Норвегии и Швеции. Советская Россия не была приглашена на конференцию. Договор о Шпицбергене был подписан 9 февраля 1920 г. В 1935 году к нему присоединился Советский Союз. Кроме того, к Договору в разное время присоединились более 20 других стран Европы, Латинской Америки и Азии.
Участники Договора согласились «признать на условиях, установленных настоящим Договором, полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген с Медвежьим островом» (ст. 1). Согласно ст. 2, суда и граждане всех договаривающихся сторон «допущены на одинаковых основаниях к осуществлению права на рыбную ловлю и охоту в местностях, указанных в ст. 1, и в их территориальных водах». Договор обязывает Норвегию не создавать и не допускать создания «в местностях, указанных в ст. 1», какой-либо морской базы, не строить никаких укреплений в тех же местностях, которые «никогда не должны быть использованы в военных целях» (ст. 9). В ст. 10 Договора было оговорено: «В ожидании того, что признание Высокими Договаривающимися Державами Русского Правительства позволит России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон».
Права, предоставленные Договором о Шпицбергене России, осуществлял Советский Союз, а после его распада соответствующие права перешли к России.
Норвегия, получив по Договору права суверенитета над Шпицбергеном, не установила своего арктического сектора.
В пределах Северного полярного круга Норвегия владеет, кроме того, небольшим островом Ян-Майен.
678. Внутренние моря.
Внутренние морские воды — это прибрежные морские воды государства, на которые распространяется его суверенитет и юрисдикция в полном объеме. К ним относятся воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
Внешней границей внутренних морских вод портов является прямая линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений. Залив представляет собой хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу и включающее замкнутые сушей воды; при этом данное углубление образует нечто большее, чем простую извилину берега. При ширине входа в залив во время наибольшего отлива менее 24 миль весь залив относится к внутренним водам прибрежного государства. Данное правило не применяется в отношении заливов, имеющих ширину входа более 24 миль, но считающихся историческими водами.
708. Принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море. Общепризнанные и такие, которые исходят из международного права, исключения из этого принципа.
В странах «удобных флагов» специально создаются условия для привлечения так называемых клиентов: упрощенная процедура регистрации, отсутствие или низкий уровень налогов, либеральное законодательство относительно условий труда, технических требований к судам и др.
Все это в значительной степени способствует широкому распространению практики «удобных флагов».
Регистрация американских, английских, немецких, греческих, норвежских судов и судов других стран под «удобными флагами» Либерии, Панамы, Бермудских островов, Багамских островов и других стран обеспечивает существенные прибыли этим странам за счет большего количества регистрируемых судов. Поэтому страны «удобного флага»д стремясь привлечь под свой флаг иностранный тоннаж. вводят для него различные льготы.
Исходя из изложенного выше вопроса о праве морского судна на флаг, можно сделать некоторые выводы:
1. Вопрос о праве морского судна на флаг является одним из важнейших вопросов правовой регламентации торгового судоходства.
2. Современное международное морское право не определяет условий предоставления государствами права морскому судну на флаг.
3. При отсутствии четкой международно-правовой регламентации предоставления морскому судну права на флаг каждое государство стремится решить этот вопрос исходя из своих национальных, экономических и иных интересов.
4. Оптимальное решение вопроса об условиях предоставления права судам на флаг призвано способствовать успешному развитию национального судоходства.
Стратегия развития принципа свободы судоходства и укрепления правопорядка в водах Мирового океана требует четких единых условий предоставления государствами своим судам права на флаг, закрепленных многосторонним международно-правовым соглашением. Основополагающей во всех этих условиях должна стать реальная связь национальности и флага судна, т. е. государства. По нашему мнению, такими условиями могли бы быть:
1. Принадлежность судна, по меньшей мере, более чем наполовину государству, или организации, или гражданам государства флага.
Z «Оседлость» юридического лица — собственника судна в стране флага судна.
3t Сосредоточение руководства в руках граждан государства флага.
4. Регистрация судна в одном из портов государства флага.
5. Ограниченное участие иностранцев в составе экипажа судна и особенно в занятии должностей капитана судна и его ближайших помощников.
Большое значение для формирования законодательной базы на-
ционального торгового судоходства имеют положения ст. 94 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В соответствии с этими положениями, государство несет ответственность за осуществление своей юрисдикции и контроля над суднами, плавающими под его флагом, в административных, технических и социальных вопросах.
Государство обеспечивает регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, принимает на себя обязательства по осуществлению юрисдикции над своими судами, их капитанами и
экипажами.
Государство принимает необходимые меры для обеспечения безопасности плавания своих судов в морс. Особенно это касается вопросов конструкции, оборудования и годности судов к плаванию, комплектования, условий труда и обучения экипажей судов, а также пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.
Каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени должно инспектироваться квалифицированным судовым инспектором и иметь на борту карты, мореходные издания, навигационное оборудование и приборы, необходимые для безопасного плавания судна.
Капитан, офицеры и в необходимой степени экипаж должны быть полностью ознакомлены с международными правилами охраны человеческой жизни на морс, предупреждения столкновений, предотвращения, сокращения и контроля загрязнений морской среды, поддержания связи по радио.
Каждое государство организует расследование достаточно квалифицированным лицом каждого несчастного случая на судах или навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его флагом судна, приведших к гибели граждан другого государства или нанесших им серьезные увечия, или причинивших серьезный ущерб судоходству, или установкам другого государства, или
морской среде.
» В порядке уточнения содержания исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море необходимо подчеркнуть, что эту юрисдикцию государство осуществляет через капитана судна. Капитан является представителем власти государства флага на судне. На него, кроме вопросов судовождения, возлагается обязанность принятия всех мер, необходимых для обеспечения безопасности плавания» поддержания порядка на судне.
Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами, включая и иностранцев.
Юрисдикция государства над судами своего флага в открытом море означает, что осмотру или другим актам власти торговые и другие невоенные суда в открытом море могут подвергнуть только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага ,
Правило исключительной юрисдикции государства флага над своими судами в открытом море предполагает, что уголовное, административное или дисциплинарное преследование капитана или другого члена экипажа, необходимость в котором возникает в случае столкновения или иного происшествия с судном в открытом море, возможно только при участии судебных или административных властей государства флага. Ни арест, ни задержание этого судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме государства флага. Эффективное осуществление Украиной юрисдикции над судами, плавающими под ее флагом, должно быть детально регламентировано и закреплено в соответствующем правовом акте. В связи с этим важным правовым аспектом мореплавания представляется определение понятия «судно», которое является ключевым для морского права, имеет особое, основополагающее значение для решения вопроса о сфере взаимодействия международного морского права и национального морского законодательства.
^ Нормы морского права применяются к отношениям торгового мореплавания. Законодательство ряда государств, в том числе и бывшего СССР, торговое мореплавание определяет как деятельность, связанную с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей (см. ст. 1 КТМ СССР). Иными словами, под торговым мореплаванием обычно понимается использование судов для любых законных невоенных целей. Разумеется, суда, к которым применяются нормы морского права, являются морскими судами с юридической точки зрения, хотя по техническим характеристикам они могут быть отнесены и к другим категориям судов.
продолжение
–PAGE_BREAK–