Базельскаяконвенция про контроль над пограничными перевозками опасных отходов и ихутилизацией
Договорились оследующем:
Статья 1
Сфера действияКонвенции
1. Для целей настоящей Конвенции «опасными отходами» считаются следующие отходы, являющиеся объектамитрансграничной перевозки:
а) отходы,входящие в любую категорию, указанную в приложении I, если только они не обладают какими-либо свойствами перечисленными вприложении III,
b) отходы, которые не охватываются пунктом а), но которые определены или считаются опасными в соответствие с внутренним законодательством государства экспорта, импорта или транзита, являющегося Стороной.
2. Отходы, входящие в любуюкатегорию указанную в приложении II, которые подлежаттрансграничной перевозке, считаются для целей данной Конвенции «другими отходами».
3. Отходы,которые в силу их радиоактивности подпадают под другие международные системы контроля, в том числемеждународные соглашения специально применяющиеся в отношении радиоактивных материалов, исключаются из сферы действия Конвенции.
4. Отходы, возникающие в результате нормального функционированияморских судов, сброс которых охватывается другими международно-правовымидокументами, исключаются из сферы действия настоящей Конвенции.
….
Статья 4
Общиеобязательства
а) Стороны, осуществляя свое правона запрещение импорта опасных или других отходов с целью удаления, информируют другие
Стороны о своемрешении.
b) Стороны запрещают или не разрешают экспорт опасных и других отходов в направлении Сторон, которые ввели запрет на импорт таких отходов если они получили об этом уведомление согласно подпункту а)выше;
с) в отношение государств импорта,которые не ввели запрета на импорт опасных и других отходов, Стороны запрещают или не разрешают экспорт опасных и других отходов, если государство импорта не дает согласие в письменной форме на конкретную импортную отгрузку.
2. Каждая Сторонапринимает надлежащие меры с тем, чтобы:
а) обеспечить сведение к минимуму производства опасных и других отходов в своих пределах с учетом социальных, технических и экономическихаспектов;
b) обеспечить наличие соответствующих объектов по удалению для экономически обоснованного использования опасных и других отходов независимо от места их удаления. Эти объекты по возможности должны быть расположены в ее пределах;
с) обеспечить, чтобы лица, участвующие в использовании опасных и других отходов в ее пределах, принимали такие меры, которые необходимы для предотвращения загрязнения опасными и другими отходами в результате такого обращения и если такое загрязнение все же происходит, для сведения к минимуму его последствий дляздоровья человека и окружающей среды;
d) обеспечить, чтобы трансграничная перевозка опасных и других отходов была сведена к минимуму в соответствии с экологически обоснованным и эффективным использованием таких отходов, иосуществлялась таким образом, чтобы здоровье человека и окружающая среда былиограждены от отрицательных последствий, к которым может привеститакая перевозка;
е) не разрешать экспорт опасных или других отходов в государства или группу государств, относящихся корганизации по экономической и / или политической интеграции, которые являются
Сторонами, в частности, развивающиеся страны, которые в рамках своегозаконодательства запретили весь импорт, либо если у нее есть основания полагать, что использование этихотходов не будет осуществляться экологически обоснованным образом, всоответствии с критериями, которые будут определены Сторонами на их первом совещании;
f) требовать предоставления заинтересованным государствам информации относительно предлагаемой трансграничной перевозки опасных и другихотходов, согласно приложению VA, ясно указывающей на последствияпредполагаемой перевозки для здоровья человека и окружающей среды;
g) не допускать импорта опасных идругих отходов, если есть основания полагать, что использование этих отходов не будет осуществлятьсяэкологически обоснованным образом;
h) сотрудничать в принятии мер с другими Сторонами и заинтересованными организациями, непосредственно или через
Секретариат, в том числе враспространении информации о перевозке опасных и другихотходов в целях совершенствования экологически обоснованного использования таких отходов и предупреждения их незаконного оборота.
3. Стороны считают незаконный оборот опасных или других отходов преступнымдеянием.
4. Каждая Сторона принимает надлежащие правовые, административные и другие меры для выполнения и соблюдения положений настоящейКонвенции, включая меры с целью предотвращения поведения,противоречащего Конвенции, и наказания за него.
5. Сторона неразрешает экспорт опасных или других отходов, в государство, неявляющееся Стороной, или их импорт из государства, не являющегосяСтороной.
6. Стороны договариваются о том,чтобы не допускать экспорта опасных или других отходов дляудаления в пределах района южнее 60 градусов южной широты, независимо от того, являются ли такие отходы объектомтрансграничной перевозки или нет.
7. Кроме того,каждая Сторона:
а) запрещает всем лицам, находящимся под ее национальной юрисдикцией, транспортировку или удаление опасных или других отходов, если только эти лица не получатразрешения или согласия на проведение таких мероприятий;
b) требует, чтобы опасные или другие отходы, являющиеся объектомтрансграничной перевозки, упаковывались,маркировались и транспортировались в соответствии с общепринятыми и общепризнанными международными правилами и нормами в области упаковки, маркировки и транспортировки, и чтобы учитывалась соответствующаямеждународно признанная практика;
с) требует, чтобы опасные или другие отходы сопровождались документом о перевозке опасных отходов от пункта, из которого начинаетсятрансграничная перевозка, до места удаления.
8. Каждая Сторона требует, чтобыэкспортируемые опасные или другие отходы использовались экологическиобоснованным образом в государстве импорта или другихгосударствах. Руководящие принципы технического характера в отношении экологически обоснованного использования отходов, подпадающих под действие настоящей Конвенции, будутопределены Сторонами на их первом совещании.
9. Стороны принимают соответствующие меры для обеспечения того, чтобы трансграничная перевозка опасных и других отходов разрешались толькоесли:
а) государство экспорта не располагает техническими возможностями инеобходимыми объектами, мощностями или подходящими местами для удаления таких отходов экологическиобоснованным и эффективным образом; или
b) такие отходы необходимы государству импорта в качестве сырья для предприятийпо рециркуляции или рекуперации; или
с) такая трансграничная перевозка отвечает инымкритериям, которые будут определены Сторонами, при условии, что такие критерии непротиворечат целям настоящей Конвенции.
10. Обязательство государств, в которыхпроизводятся опасные и другие отходы, требовать в рамках настоящей Конвенции, чтобы эти отходы использовались экологически обоснованным образом, ни при каких обстоятельствах не может переходить нагосударство импорта или транзита.
11. Ничто в настоящей Конвенции не препятствует Стороне устанавливать дополнительные требования, отвечающие положениям настоящей Конвенции исоответствующие нормам международного права, с целью улучшенияохраны здоровья человека и окружающей среды.
12. Ничто в настоящей Конвенции никоим образом не ущемляет суверенитета государств над своим территориальным морем, который установлен в соответствии с международным правом, и суверенных прав и юрисдикции, которыми государства обладают над своими исключительными экономическими зонами и своим континентальным шельфом в соответствии с международным правом, а также не препятствует осуществлению морскими и воздушными судами всех государств прав и свободы навигации в том виде, в которомонипредусматриваются международным правом и отражаются в соответствующихмеждународных документах.
13. Стороны обязуются проводить периодически обзор возможностей длясокращения объема и / или загрязняющей способности опасных и других отходов, которые экспортируются в другие государства, вчастности в развивающиеся страны.
….
Статья 10
Международноесотрудничество
1. Стороны сотрудничают между собой с целью улучшения и достижения экологически обоснованного использования опасных и других отходов.
2. В этих целяхСтороны:
а) при поступлении просьбы, на двусторонней или многосторонней основепредставляют имеющуюся информацию, движимые желанием содействовать экологически обоснованному использованию опасных и других отходов, в том числе унифицируюттехнические нормы и практику надлежащего использования опасных и других отходов;
b) сотрудничают в области мониторинга последствий использования опасных отходов для здоровьячеловека и окружающей среды;
с) сотрудничают в соответствии со своими национальными законами, правилами и политикой, в разработке иприменении новых экологически обоснованных, малоотходных технологий, в совершенствовании существующих технологий в целях ликвидации, по возможности, производства опасных и других отходов и всоздании более эффективных и действенных методов использования этихотходов экологически обоснованным образом, в том числе в изучении экономических, социальных иэкологических последствий внедрения таких новых илиусовершенствованных технологий;
d) активно сотрудничают в соответствии со своими национальными законами, правилами и политикой в передаче технологии и процессов, связанных с экологически обоснованным использованием опасныхи других отходов. Они также сотрудничают в расширениитехнического потенциала Сторон, особенно тех из них, которые могут нуждаться в технической помощи в этой областииобращатьсяс просьбами о ее предоставлении;
e) сотрудничают в разработке соответствующих технических руководящих принципови / или кодексов поведения.
3. Стороны принимают необходимыемеры в целях сотрудничества для содействия развивающимся странам в выполненииподпунктов а),
b) и с) пункта 2 статьи4.
4. С учетом потребностей развивающихся стран поощряется сотрудничество между Сторонами и компетентными международными организациями с цельюсодействия inter alia осознанию проблемы общественностью, расширению экологически оправданного использования опасных и других отходов и внедрению новых малоотходныхтехнологий.
….
Статья 21
Подписание
НастоящаяКонвенция открыта для подписания государствами, Намибией,представленной Советом Организации Объединенных Наций по Намибии, и организациями по политической и / или экономической интеграции в Базеле 22марта 1989 года, в Федеральном департаменте иностранных дел Швейцарии в Берне с 23марта по 30 июня 1989 года и в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 1 июля1989 года по 22 марта 1990 года.
Статья 22
Ратификация,принятие, официальное подтверждение или одобрение
1. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию или одобрению государствами и Намибией, представленной Советом
Организации Объединенных Наций по Намибии, и официальному подтверждению или одобрению организациями по политической и / или экономическойинтеграции. Ратификационные грамоты и документы о принятии, официальном подтверждении или одобрении сдаются на хранение Депозитарию.
2. Любая организация, указанная в пункте 1 выше, которая становится Стороной настоящей Конвенции, и при этом ни одно ее государство-член не является такой стороной, будетсвязана всеми обязательствами, вытекающими из Конвенции. В случае, когда одно или более государств-членов такой организацииявляются Сторонами Конвенции, эта организация и ее государства члены принимают решения в отношении ихсоответствующих обязанностей по выполнению своих обязательств. В таких случаях эта организация и ее государства-члены не могут осуществлять параллельно права, вытекающие из Конвенции.
3. В своих документах об официальном подтверждении или одобрении организации, указанные в пункте 1 выше, заявляют о пределах своей компетенции ввопросах, регулируемых Конвенцией. Эти организации такжеуведомляют о любом существенном изменении пределов своей компетенцииДепозитария, который сообщает об этом Сторонам.
Статья 23
Присоединение
1. Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней государств, Намибии, представленной Советом Организации Объединенных Наций по Намибии, и организацией по политической и / или экономической интеграции со следующего дня после даты подписания Конвенции. Документы о присоединении сдаются на хранение Депозитарию.
2. В своих документах оприсоединении организации, указанные в пункте 1 выше, заявляют о пределах своей компетенции в вопросах регулируемых Конвенцией. Эти организации также уведомляют Депозитария о любом существенном изменении пределов своей компетенции.
3. Положенияпункта 2 статьи 22 применяются к организациям по политической и / или экономической интеграции, которые присоединяются кнастоящей Конвенции.
….
Статья 25
Вступление в силу
1. Настоящая Конвенция вступает всилу на девяностый день со дня сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о принятии, официальном подтверждении, одобрении или присоединении.
2. Для каждого государства или организации пополитической и / или экономической интеграции, которая ратифицирует,принимает, одобряет или официально подтверждает настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после даты сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о принятии, одобрении, официальнымподтверждении или присоединении, Конвенция вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение таким государством или организацией по политической и / или экономической интеграции ратификационной грамоты или документа о принятии, одобрении, официальномподтверждении или присоединении.
3. Для целей пунктов 1 и 2 выше любойдокумент, сданный на хранение организацией по политической и / или экономической интеграции, не рассматривается в качестве дополнительного к документам, сданным на хранение государствам-членам такой организации.
Совершено вБазеле 22 марта 1989 года.
Конвенциявступила в силу 5 мая 1992 года
К многосторонним конвенциям и соглашениямможно отнести Конвенцию по предотвращению загрязненияморя сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция 1972 г.). В частности, врезультате трехстороннего сотрудничества между Россией, Норвегией и СШАпрактически завершены работы по модернизации действующих и строительству новыхсооружений для переработки жидких радиоактивных отходов (ЖРО) малой активностив Мурманске. Активно осуществляется сотрудничество по аналогичной проблеме сЯпонией, которая оказывает помощь России как Стороне Конвенции в созданиисоответствующих мощностей по переработке ЖРО на Дальнем Востоке.
Роттердамскаяконвенция
Резкий ростобъемов производства и сбыта химической продукции в последние три десятилетияпоставил на повестку дня вопрос о потенциальных рисках,которые несут опасные химические вещества и пестициды. Особо уязвимыми в данной ситуации оказываются страны, где отсутствует надлежащая инфраструктурамониторинга импорта и утилизации таких химических веществ. Отвечая на эту озабоченность, ЮНЕП и ФАО приступили в середине 1980-х годов к разработке и популяризации программдобровольного обмена информацией. ФАО ввела в действие в 1985 годуМеждународный кодекс поведения в области распределения и применения пестицидов,а ЮНЕП приняла в 1987 году Лондонские руководящие принципы обмена информацией о химических веществах в международной торговле. В 1989 году обе организации,действуя совместно, включили в эти два документа добровольную процедурупредварительного обоснованного согласия (ПОС). Упомянутые документы в своей совокупности помогают обеспечивать необходимую информацию, позволяющую правительствам оценивать риски, связанные с опасными химическимивеществами, и принимать обоснованные решения об их будущем импорте. Осознаваянеобходимость введения обязательного контроля,должностные лица – участники Саммита Земли, который проводился в Рио-де-Жанейров 1992 году, приняли главу 19 Повестки дня на XXI век, содержащую призыв разработать к 2000 году юридически обязательный документ по процедуре ПОС. Откликаясь на этот призыв, Совет ФАО (в 1994 году) и Совет управляющих ЮНЕП (в1995году) поручили своим административнымруководителям организовать проведение соответствующих переговоров. В результатетаких переговоров, начавшихся в марте 1996 года и завершившихся в марте 1998 года, был окончательно доработан текстКонвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношенииотдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле. Осрочной необходимости решения вопросов международной торговли опасными химическими веществами явно говорил тот факт, что правительствазавершили переговоры по Конвенции всего за два коротких года, опередив также надва года сроки, поставленные Саммитом Земли в Рио-де-Жанейро. Роттердамскаяконвенция была принята на дипломатическойконференции, проводившейся в Роттердаме 10 сентября 1998 года. Она вступила всилу 24 февраля 2004 года, 90 дней спустя после сдачи на хранение 50-го документа оратификации. В период между принятием Конвенции и ее вступлением в силу она применялась на добровольной основе в качестве временнойпроцедуры предварительного обоснованного согласия (ПОС), цель которой состоялав обеспечении непрерывности первоначальной процедуры ПОС и в подготовке основыдля эффективного функционирования Конвенции после еевступления в силу. В течение промежуточного периода свыше 170 стран назначилипримерно 265 национальных органов (ННО), которые уполномочены выступатьот их имени при выполнении административных функций, предусмотренныхКонвенцией.
После вступления Конвенции в силу она стала юридически обязательнымдокументом для ее Сторон. Цели и сфера действияКонвенции. Цель Конвенции заключается в том, чтобы способствовать обеспечению общей ответственности и совместным усилиямСторон в международной торговле отдельными опаснымихимическими веществами для охраны здоровья человека и окружающей среды отпотенциально вредного воздействия и содействовать их экологически обоснованному использованию путем облегчения обмена информацией об их свойствах, закрепленияположений об осуществлении на национальном уровнепроцесса принятия решений, касающихся их импорта и экспорта, и распространенияэтих решений среди Сторон. Иными словами,Конвенция создает условия, позволяющие странам мира проводить мониторинг иконтроль торговли отдельными опасными химическимивеществами. Она не является рекомендацией по запрещению глобальной торговли определенными химическими веществами или их утилизации. Конвенция наделяет Стороныполномочиями принимать обоснованные решения о химических веществах, которые они желают получать, и об исключении тех, безопасное регулирование которых они не в состоянии обеспечивать.
В случаях же осуществления торговых операций введение обязательной маркировки и представленияинформации о потенциально вредном воздействии на здоровье человека и на окружающую среду будет стимулироватьбезопасную утилизацию таких химических веществ.
Химическиевещества, подпадающие под сферу действия Конвенции
К сфере действияКонвенции относятся пестициды и промышленные химическиевещества, запрещенные или строго ограниченные участвующими Сторонами посоображениям охраны здоровья человека и защиты окружающей среды. Всферу ее действия могут быть также включены особо опасные пестицидные составы,представляющие собой опасность в условиях утилизации в Сторонах, являющихся развивающимисястранами, или в Сторонах, являющихся странами с переходной экономикой. В приложении III к Конвенции приводится перечень промышленных химических веществ, пестицидов и особо опасныхпестицидных составов, попадающих под действиепроцедуры предварительно обоснованного согласия (ПОС)*. В самой Конвенции излагаются критерии и процедуры включения дополнительных химических веществ вприложение III. Процесс начинается, когда две Стороны из регионов, охваченныхпроцедурой ПОС, запрещают или строго ограничиваютхимическое вещество или когда одна Сторона предлагает включить в приложение IIIособо опасный пестицидный состав. Комитет по рассмотрению химических веществизучает информацию, исходя из критериев, изложенных вКонвенции, и выносит Конференции Сторон рекомендацию о том, следует ли включать рассматриваемое химическое вещество в приложение III. На основе такой рекомендацииКонференция Сторон принимает затем окончательное решение. В 1998 году, когдабыл принят текст Конвенции, в приложении IIIнасчитывалось 27 химических веществ. В сентябре 2004 года Конференция Сторонвнесла в него дополнительный ряд химических веществ на основе работы,завершенной в период функционирования временной процедуры ПОС. В 2008 году в число химических веществ, включенных в приложение III, былодобавлено еще одно химическое вещество. Актуальный перечень химических веществ,включенных в приложение III. Химические вещества, приведенные в приложении III к Конвенциии подпадающие под действие процедурыпредварительного обоснованного согласия.
ПЕСТИЦИДЫ: 2,4,5 – T, альдрин, бинапакрил, каптафол, хлордан, хлордимеформ хлорбензилат, ДДТ, дильдрин диносеб и соли диносеба, динитро-орто-крезол и его соли, 1,2 – диброметан,этилендихлорид, этиленоксид, фторацетамид HCH(смешанные изомеры), гептахлор,гексахлорбензол, линдан, определенные соединения ртути, монокротофос, паратион,пентахлорфенол, токсафен, соединения трибутилолова(трибутилолово оксид, трибутилолово фторид, трибутилолово метакрилат, трибутилолово бензоат, трибутилолово хлорид, трибутилоловолинолеат, трибутилолово нафтенат);
ОСОБО ОПАСНЫЕ ПЕСТИЦИДНЫЕ СОСТАВЫ: метамидофос, метилпаратион, фосфамидон;распыляемые порошковые составы, содержащие соединения беномила, карбофурана итирама;
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ХИМИКАТЫ: асбест (актинолит, антофиллит, амозит,крокидолит, тремолит), полибромированные дифенилы (ПБД), полихлорированныедифенилы (ПХД), полихлорированные
терфинилы (ПХТ),трис (2,3 – дибромпропил) фосфат,тетраэтилсвинец и тетраметилсвинец.
Вышеуказанный перечень приведен по состоянию на ноябрь 2008 года.
Литература
конвенцияроттердамский базельский утилизация отходы
1. Выписка из документов» МІНІСТЕРСТВО ЗАКОРДОННИХ СПРАВ УКРАЇНИ»;
2.ЄЕС; Директива, Міжнароднийдокумент вiд 12.12.1991 №91/689/ЄЕС;
3. Интернет ресурсы.