Международные договора

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИНСТИТУТ)
ВОРОНЕЖСКИЙФИЛИАЛ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
/>Дисциплина « Права человека».
Выполниластудентка
3 курсазаочного отделения
/>Жданова И.В. (ФИО)
Научныйруководитель:
СиволдаевИ.В. (ФИО)
Результатпроверки:
Оценка
Дата « » 2007г
Подписьпреподаватель
Воронеж 2008г

План
1. Дайте характеристику трем международным договорам
2. Какие три международных договора России необходиморатифицировать и почему
3. Дайте характеристику трем постановлениям Европейского судапо правам человека
4. Сделайте обзор трех актуальных научных статей на международно-правовуютематику
5. Сделайте обзор трех актуальных научных статей намеждународно-правовую тематику

1.Международный договор
Венская конвенция о правемеждународных договоров 1969 г. определяет договор как международноесоглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемоемеждународным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение водном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, атакже независимо от его конкретного наименования.
В настоящее время нормымеждународных договоров занимают основное место в международном праве в силуопределенных причин, среди которых можно назвать следующие:
1) создание обычных нормявляется длительным процессом и иногда возникают затруднения в установленииточного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такойдлительный, а воли субъектов международного права имеют более выраженныйхарактер;
2) процедура заключения иисполнения договоров детально разработана и определена (конвенции о правемеждународных договоров 1969г. 1986г.);
3) договорная формапредоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов нежеликакая-либо другая.
Эти и другие причиныобусловливают все более широкое использование договорного процесса создания международно-правовыхнорм. Субъекты международного права учитывают важнейшую роль договоров вмеждународных отношениях и признают возрастающее значение договоров какисточник международного права и средства развития мирного сотрудничества междугосударствами.
Понятие и источники правамеждународных договоров.
Международные договорыобразуют правовую основу межгосударственных отношений, являясь средствомподдержания всеобщего мира и безопасности, развития международногосотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международнымдоговорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечениизаконных интересов государств и других субъектов международного права.
Право договоровпредставляет собой отрасль международного права, включающую в себя нормы осоздании, действии и прекращении международных договоров.
Нужно сказать, что праводоговоров — одна из самых кодифицированных отраслей международного права. Наспециально созванных международных конференциях были разработаны Венскаяконвенция о праве международных договоров 1969г. и Венская конвенция о праведоговоров между государствами и международными организациями или междумеждународными организациями 1986г. Эти и другие документы регламентируютпорядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров.
Виды международныхдоговоров.
В зависимости отсубъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров:межгосударственные (заключаемые от имени государства), межправительственные (отимени правительства) и межведомственные договоры (от имени ведомств-органовисполнительной власти).
Международный договорРФ — этомеждународное соглашение, заключенное Российской Федерацией и иностраннымгосударством (государствами) либо с международной организацией в письменнойформе и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такоесоглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собойдокументах, а также независимо от его конкретного наименования (пакт, протокол,конвенция, соглашение и т.д.).
В соответствии сКонституцией РФ международные договоры РФ находятся в ведении РоссийскойФедерации (п. «к» ст. 71). В соответствии с этим конституционнымположением заключение, прекращение и приостановление действия международныхдоговоров РФ находится в ведении РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона «Омеждународных договорах Российской Федерации»).
Международные договорыРоссийской Федерации заключаются от имени РФ (межгосударственные договоры), отимени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральныхорганов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). Вотдельную группу следует также выделять соглашения, заключаемые Генеральнойпрокуратурой РФ и высшими федеральными судами.
Субъекты Федерации невправе заключать соглашения, имеющие международно-правовой характер. Международныедоговоры РФ, затрагивающие вопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ,заключаются по согласованию с соответствующими органами власти субъектаФедерации. Основные положения или проект международного договора,затрагивающего полномочия субъекта Федерации по предметам совместного веденияРФ и субъектов РФ, направляются федеральными органами исполнительной властисоответствующим органам государственной власти субъекта Федерации. При этомпредельный срок для направления предложений не может быть меньше двух недель.Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта данногодоговора.
Международные договоры РФи Конституционный Суд РФ.
Согласно положениям КонституцииРФ и Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ от 21 июля1994г. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ невступивших в силу для РФ международных договоров либо их отдельных частей,разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственнойвласти России и субъектов Федерации в связи с заключением международныхдоговоров РФ.
Не вступившие в силу дляРФ международные договоры, признанные Конституционным Судом не соответствующимиКонституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.
 
2. Согласие на обязательностьдоговора
Согласие наобязательность договора может выражаться путем подписания, ратификации,утверждения, принятия, присоединения к договору, обмена документами.
Подписание. Необходимо учитывать, что подписаниедоговора может выражать как стадию заключения договора (установлениеаутентичности текста), так и форму выражения согласия на обязательностьдоговора, если договор предусматривает, что подписание имеет такую силу, илистороны договорились об этом в процессе переговоров, либо такое намерениевытекает из полномочий представителя, или иным образом это было выражено вовремя переговоров.
Согласие наобязательность договора может также выражаться путем обмена документами, образующимидоговор, или иными документами (нотами, письмами и др.), если это предусмотреноэтими документами или иным образом установлена договоренность сторон об этом. Внекоторых случаях согласие на обязательность договора может выражаться путемобмена ратификационными грамотами, документами об утверждении или присоединениик договору, посредством депонирования соответствующих грамот у депозитария,уведомления о них договаривающихся государств.
Согласие наобязательность выражается принятием или утверждением на условиях,подобных тем, которые применяются при ратификации.
Согласие государствавыражается присоединением: если такая возможность предусмотренадоговором; государства договорились, что такое согласие может быть выраженопутем присоединения.
Ратификация договора означает дачу государствомсогласия на обязательность договора. Согласие на обязательность договоравыражается ратификацией: если это предусмотрено в самом договоре или вытекаетиз полномочий представителя государства; если государства договорились об этомво время переговоров; если договор подписан под условием ратификации (ст. 14Конвенции о праве международных договоров 1969г.). Ратификация происходит вразличных сторонах в различном порядке, но этот порядок обязательнорегламентируется конституциями.
Конституцией СШАпредусмотрено, что международные договоры заключаются Президентом при условииих одобрения двумя третями присутствующих сенаторов (разд. 2 ст. II). Сходное регулирование содержится вКонституции Италии, согласно которой ратификация осуществляется Президентом приусловии уполномочия его на это палатами Парламента (ст. 80 и 87). Во Франции всоответствии с Конституцией «Президент… ведет переговоры о заключениидоговоров и ратифицирует их»(ст. 50). На практике же в принципе порядократификации идентичен американскому, но с той разницей, что от имени Президентадоговоры подписывают премьер-министр или министр иностранных дел, которые затемпередают договор на рассмотрение парламента. В других государствах ведущая рольв процессе ратификации принадлежит парламенту (ФРГ, Венгрия и др.).
В России договорыратифицируются Государственной Думой с последующим обязательным рассмотрениемэтого вопроса Советом Федерации (ст. 106 Конституции РФ).
 
3. Дайтехарактеристику трем постановлениям Европейского суда по правам человека
1) Международный договорРФ — это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией синостранным государством (государствами) либо с международной организацией вписьменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того,содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных междусобой документах, а также независимо от его конкретного наименования (пакт,протокол, конвенция, соглашение и т.д.).
2) Международноепреступление — это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важныеинтересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление передмеждународным сообществом в целом.
3) Преступлениемеждународного характера — это деяние физического лица, посягающее на права иинтересы двух или нескольких государств, международных организаций, физическихи юридических лиц.
4) Репарация — этовозмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами,товарами, услугами.
5) Репрессалии — этоответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другогогосударства, совершившего правонарушение.
6) Самооборона — этоособый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мерв соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение.
7) Оптация — выборгражданства или территориальных изменениях (лица, проживающие на территории,меняющей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства впорядке и сроки, установленные международным договором).
8) Территориальноеубежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территориигосударства.
9) Дипломатическоеубежище — это предоставление убежища на территории дипломатическогопредставительства иностранного государства.
10) Вооруженные конфликтынемеждународного характера — это все не попадающие под действие ст. 1Дополнительного протокола Iвооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства«между его вооруженными силами или другими организованными вооруженнымигруппами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такойконтроль над частью его территории, который позволяет им осуществлятьнепрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».
11) Театр войны — этотерритория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, впределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестветеатра войны территорию нейтральных государств.
12) Комбатанты — этолица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущиебоевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатантыприобретают статус военнопленных.
13) Некомбатанты — этолица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие вбоевых действиях. Это — военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты.Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия вбоевых действиях они приобретают статус комбатантов.
14) Разведчики — лица,входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную формупроникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своегокомандования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных.
15) Методы ведения войны- это способы применения средств войны.
4. Право на социальные пособия
Большой интереспредставляет практика Суда в области прав на различные социальные пособия. Содной стороны, Суд систематически отклоняет жалобы на недостаточный размерзарплат, пенсий, других социальных выплат, так как в Конвенции не содержатсяположения, гарантирующие их минимальный уровень. С другой стороны, права насоциальные пособия могут косвенно гарантироваться иными положениями Конвенции.Так, Суд неоднократно подтверждал, что право в смысле статьи №1 к Конвенции.
В этой связи Суд отметил,что «хотя право на пенсию как таковое не включено в Конвенцию, внесениерегулярных взносов в пенсионный фонд может в определенных обстоятельствахрождать право собственности на выплаты из такого фонда». Более того, водном из самых последних решений Суд отказался ставить имущественное право напенсионные выплаты в прямую зависимость от предварительных взносов в пенсионныйфонд. Оставляя этот вопрос открытым, Суд имплицитно не исключил, чтоимущественное право на социальные выплаты может возникнуть и в системе,организованной не на принципе закрытого страхования, а на принципе солидарностипри условии, что субъект права удовлетворяет критериям, предусмотреннымдействующим законодательством.
Наконец, не исключено,что косвенная защита прав на минимальные социальные пособия можетосуществляться посредством применения статьи 3 Конвенции, которая запрещаетунижающее достоинство обращение. Суд неоднократно утверждал, в том числе вроссийских делах, возможность применения данной статьи к жалобам на недостаточныйразмер пенсий и других социальных пособий. Несмотря на то, что прецедентовконстатации подобных нарушений в практике Суда на сегодня пока нет, некоторыеисследователи не без оснований отмечают скрытый потенциал Конвенции в этойобласти по аналогии с развитием судебной практики в отношении минимальныхусловий содержания заключенных.
Запрет дискриминации вобласти социальных выплат.
В практике Суда множествопримеров гарантии важнейшего права не быть подвергнутым дискриминации в областисоциальных выплат. В деле Гайгузус против Австрии Суд констатировалдискриминацию в отношении турецкого гражданина, которому было отказано ввыплате срочного пособия по безработице, так как по закону оно полагалосьтолько австрийским гражданам. Как посчитал Суд, только веские причины могутоправдать ограничение прав лица исключительно на основании его гражданства, апоскольку такие основания государство-ответчик не представило, Суд решил, чтоограничение прав заявителя не имело «объективного и разумного оправдания»и констатировал нарушение статьи 14 Конвенции в сочетании со статьей 1Протокола №1. В ходе исполнения этого решения австрийский парламент принялновое законодательство, которое гарантировало получение таких пособий всемлицам, платившим взносы в фонд, независимо от их гражданства.
Не далее как в июне 2002года Суд вынес два решения: в них констатировалась дискриминация по признакупола при выплате пенсии. В первом решении по делу Весселс-Бергервут противНидерландов, Суд констатировал дискриминацию по признаку пола в результатетого, что по закону размер пенсии, выплачиваемой женщине за работавшего заграницей мужа, мог быть значительно меньше размера пенсии, выплачиваемоймужчине за работавшую за границей жену. Суд признал, что заявительница былапоставлена в менее благоприятные условия по признаку пола без всякого на торазумного основания. В деле Виллис против Великобритании дискриминацияконстатировалась в обратном смысле: овдовевшему мужчине было отказано наосновании закона в выплате пособий в связи со смертью его супруги, в то времякак тот же закон предусматривал право на выплату пособий овдовевшим женщинам,находящимся в аналогичной ситуации. Суд счел подобный отказ необоснованным сточки зрения статьи 14 Конвенции и констатировал ее нарушение в сочетании состатьей 1 Протокола №1.
Примеры гарантии другихсоциальных прав.
Можно привести ряд другихсоциальных прав, подлежащих защите через Суд, в частности, путем примененияположений, предполагающих позитивные обязательства государств, без которыхзакрепленные в Конвенции права не были бы «конкретными и реальными».
Так, в деле Эйри Судконстатировал нарушение Ирландией статьи 8 Конвенции, так как ирландское правоне предусматривало оплаты государством услуг защитника в бракоразводномпроцессе, что нарушило право заявительницы как на доступ к суду, так и науважение ее частной и семейной жизни.
В деле Лопез Остра Судустановил нарушение Испанией той же статьи 8, так как власти не приняли мер попредотвращению губительного промышленного загрязнения окружающей среды, котороенанесло ущерб праву заявителей на уважение их частной жизни и жилища. В делеГуэрра против Италии государство нарушило это же положение тем, что не проинформировалозаявителей и их семьи о рисках проживания вблизи опасного промышленного объекта.
Перечень примеров прямойи косвенной защиты социальных прав в рамках Конвенции может быть продолжен.Несомненно, однако, что даже приведенный краткий обзор ярко демонстрируетширокие возможности Конвенции в этой области, а также непосредственный интерес,который представляет правовая позиция Страсбургского суда по соответствующимвопросам для конституционного и общего правосудия.
 
5. Сделайте обзор трех актуальныхнаучных статей на международно-правовую тематику
Статья Плюгина И.В.«Понятие мигранта и основные категории мигрантов» (Журнал российского права,2007г., К
Нормативное закреплениепонятия “мигрант и его категорий способствовало бы их единообразному применениюи исключению разночтений. В целях правового регулирования данное понятие должновключать не только основной критерий отнесения лица к категории мигрантов(пространственное перемещение лица), но и ряд дополнительных критериев, таких,как, гражданство, место жительства, территория перемещения и др. Учитываядифференцированный подход государства к решению проблем различных категориймигрантов, следует отметить важность нормативного закрепления их классификации.При этом в классификацию не следует включать все теоретически и практическисуществующие категории мигрантов, следует ограничиться лишь теми из них, длякоторых предполагается осуществлять специальное правовое регулирование.
Статья Мамонова А.С.«Международно-правовые меры обеспечения безопасности мореплавания»(Транспортное право, 2007г., 1).
Автор пишет, что наиболееэффективным путем решения проблемы человеческого фактора в морской аварийностиявляется путь последовательной унификации в международном плане правилбезопасности, квалификационных и технических стандартов, языка общения,технологии судовождения, правил перевозки грузов, инструкций мореплавателям поиспользованию технических средств, правил ведения судовых навигационных имашинных журналов, руководств по расследованию, классификации и учету морскихаварий и других элементов деятельности человека на море. Таким образом, безопасностьмореплавания нельзя сводить только к предотвращению аварий путемсовершенствования конструкций судов и методов судовождения. Эта проблемаявляется многоаспектной и требует комплексного подхода, включающего принятие намеждународном уровне правовых, технических, организационных, экономических исоциальных мер, направленных на обеспечение безопасности мореплавания, иприменение всех этих мер в совокупности.
Статья Самхарадзе Д.Г.Роль международных организаций в современных международных отношениях»(Международное публичное и частное право, 2ОО7г.)
Автор пишет, что насовременном этапе наблюдается увеличение числа проблем, решение которыхвозможно лишь совместными усилиями государств и на постоянной организационнойоснове. Глобализация усиливает необходимость решения актуальных проблемсовместными усилиями в рамках многосторонних действий и на многостороннейоснове. Роль многостороннего сотрудничества государств при решении глобальныхпроблем отмечается в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.
С каждым днеммеждународные организации расширяют сферы деятельности, при этом охватывая всеновые области. Все это происходит в результате требований жизни. Организации нетолько способствуют развитию отношений между государствами, но также огромна ихроль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций, которые возникают междугосударствами. На сегодняшний день международные организации приобретаютогромное значение как для обеспечения, так и для реализации интересовгосударств. Организации создают благоприятные условия для будущих поколений.Функции организаций с каждым днем активно развиваются и охватывают все болееобширный спектр жизни международного сообщества.

Литература
1) Конвенция о труде в морскомсудоходстве от 23 февраля 2006 года;
2) Постановление Европейского Суда поправам человека от 15.03.2007, 1921 5/0411”Бюллетень Европейского Суда поправам человека”, 2007;
3) Постановление Европейского Суда поправам человека от 13.03.2007, 23393/05/1 “Бюллетень Европейского Суда поправам человека”, 2007;
4)Постановление Европейского Суда поправам человека от 08.03.2007, 2324 1/04//”Бюллетень Европейского Суда поправам человека”, 2007;
5) Мамонов А.С.«Международно-правовые меры обеспечения безопасности мореплавания»//Транспортноеправо, 2007г.