МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
НОУ «Московскийинститут управления»
Кафедра: Экономики и управления
Специальность: Экономика иуправление на предприятии (в природопользовании)
Форма обучения: заочная
РАБОТА ПО ПРОЙДЕННОМУКУРСУ
По дисциплине:«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Тема: «Международныеконференции, договоры и организации по охране окружающей природной среды»
студента
Мельников Дмитрий Александрович
МОСКВА 2010 г.
Содержание
Введение
1.Деятельность ООН в области охраны окружающей среды
1.1Международный союз охраны природы и природных ресурсов
1.2Европейская экономическая комиссия ООН
2.Международный Социально-экологический Союз
3.Международные конференции по охране окружающей среды
4.Международные договоры
4.1Региональные соглашения
Заключение
Используемаялитература
Введение
Неравномерностьразмещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем,чего нет у себя, но есть у соседа, являлось во все времена причинойвозникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войны).Учитывая, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы иневосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.
Разведка, рациональнаядобыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновимыхпо мере их истощения и загрязнения все больше будут превращаться из внутреннегодела каждой страны в общечеловеческую проблему обеспечения выживаемости,требующую налаживания соответствующих международных отношений. В настоящеевремя на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблемарационализации природопользования и охраны окружающей природной среды. Ужесуществуют экологические беженцы и экологические войны. Условностьгосударственных границ особенно видна в районах экологических бедствий.Примером может служить Африка в районах наступления Сахары.
Когда-то эта пустынявозникла на месте саванн в результате перевыпаса скота, а теперь расширяется соскоростью нескольких километров в год. Население и животный мир, спасаясь от голодаи жажды, пытаются переместиться на еще пригодные для жизни территории соседнихгосударств, что вызывает кровавые столкновения. Всем стало ясно, что решитьпроблемы сохранения окружающей среды только на уровне отдельных стран впринципе невозможно.
Природный комплекскаждой страны, особенно небольшой по размеру занимаемой территории, какимиявляются большинство стран мира, неразрывно связан с природным комплексомсоседних стран, или даже является их составной частью. Движение воздушных иводных масс, миграция животных не подчиняются государственным границам, и дажепочвы могут перемещаться в результате пыльных бурь. Трансграничный переносприводит к распространению загрязнения с территории одной страны на территориюдругой. Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступаетиз США, а около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает встраны СНГ через западную границу. Единство и взаимосвязь биосферных процессови условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самаяобразцовая страна в смысле бережного обращения к природе, с самым разумнымприродоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может бытьограждена от ухудшения качества воды, воздуха, почвы, гибели животного ирастительного мира.
Поэтому малосовершенствовать законодательство и систему природопользования только в своейстране, необходимо всячески способствовать развитию международногосотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместныеусилия всех стран в деле охраны природы.
1. Деятельность ООН вобласти охраны окружающей среды
Научно-исследовательскиеучреждения и ученые различных стран, в том числе и Республики Беларусь,принимают участие в реализации ряда международных программ, в частности программыЮНЕСКО (специализированный орган ООН по вопросам образования, науки, культуры)«Человек и биосфера».
Организацияобъединенных наций (ООН) постоянно уделяет внимание проблемам охраны природы:
• в 1962г. на 17 сессииГенеральной Ассамблеи ООН была принята специальная резолюция «Экономическоеразвитие и охрана природы», в которой подчеркивалось, что охрана природы –непосредственный долг государств – членов ООН и что мероприятия по сохранениюприродных ресурсов должны осуществляться одновременно с экономическимразвитием;
• в 1972 г. вСтокгольме состоялась конференция ООН по вопросам охраны окружающей среды,которая приняла Декларацию об охране окружающей среды и объявила 5 июня — Международным днем охраны окружающей среды;
• с 1973г. приступило кработе учреждение «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП), котороеорганизует и координирует исследования по охране окружающей среды, в частностисоздание системы станций слежения (мониторинга) за состоянием биосферы во всеммире;
• в 1981г. ГенеральнаяАссамблея ООН по инициативе бывшего СССР приняла резолюцию «Об историческойответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего игрядущего поколений», в которой отмечается пагубное последствие для природнойсреды гонки вооружений;
• в 1982г. ГенеральнаяАссамблея ООН одобрила «Всемирную хартию природы», возлагающую на всегосударства ответственность за сохранение нашей планеты и ее природныхбогатств. В хартии нашли отражение важные положения о необходимости сокращениявооружений, избавления человечества от опасной войны, особенно от угрозыядерной катастрофы.
Специализированныеорганы ООН – ЮНЕСКО, ФАО (Организация по вопросам продовольствия и сельскогохозяйства), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и др. также многовнимания уделяют охране природы. Так, одно из главных направлений работы ЮНЕСКО– просвещение и подготовка специалистов в области охраны природы, популяризацияположительного опыта и новейших методов рационального и комплексногоиспользования природных ресурсов, проведение научных исследований по различнымпроблемам охраны природы.
На генеральныхконференциях и региональных совещаниях ЮНЕСКО неоднократно обсуждались общие ичастные вопросы в данной области;
• в 1968г. проходившаяв Париже специальная Межправительственная конференция ЮНЕСКО по рациональномуиспользованию и охране ресурсов биосферы приняла широкую научную программу«Человек и биосфера»;
• в 1977г. в ТбилисиЮНЕСКО была созвана Межправительственная конференция по образованию в областиохраны окружающей среды, принявшая ряд важных решений по природоохранномупросвещению на всех уровнях. Вопросы комплексного использования и охраны вод,сохранения, восстановления и повышения плодородия почв, производительностилесов и ресурсов животного мира находятся в центре внимания ФАО.
Санитарно гигиеническимаспектам охраны окружающей среды большое внимание уделяет ВОЗ. Эта организацияпровела ряд конференций по выявлению источников загрязнения атмосферы и воды иметодам борьбы с ними на основе опыта различных стран. Экономический исоциальный совет ООН (ЭКОСОС), Международный морской комитет (ИМКО) такжепостоянно уделяют внимание проблемам охраны природы.
1.1 Международный союзохраны природы и природных ресурсов
Среди международныхорганизаций особое место занимает созданный в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКОМеждународный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Эта авторитетнаяорганизация – основной научный советник и консультант ООН по проблемам охраныживой природы. На 1 января 1991 г. в МСОП входило 636 государственных иобщественных организаций из 118 стран и 45 международных организаций, таких,как ЮНЕСКО, ФАО, Всемирный фонд охраны дикой природы, Международный совет поохране птиц, Комитет по охране природы Тихого океана, Международная федерациямолодежи по охране природы, Международная федерация ландшафтных архитекторов идр.
В соответствии суставом МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными имеждународными организациями, занимающимися вопросами охраны природы. Онготовит проекты международных конвенций и соглашений. В задачу этого союзавходит научная консультация государств, национальных и международных органов поохране природы и правовым вопросам. МСОП разрабатывает и распространяетновейшие научные и технические достижения в данной области и пропагандируетидеи охраны природы. Для осуществления конкретных мер и выполнениясоответствующих решений в той или иной области охраны природы в МСОП создано 6постоянных комиссий:
1. Охрана редких иисчезающих видов животных и растений;
2. Охрана национальныхпарков и других видов охраняемых территорий;
3. Охрана экологии;
4. Планированиеландшафтов;
5. Природоохранноепросвещение;
6. Законодательства иадминистрация. В комиссию избрано более 200 ученых – крупнейших специалистовмира в данной области.
Широкую известностьполучила Красная книга, созданная комиссией охраны редких и исчезающих видовживотных и растений, содержащие сведения о состоянии популяций, находящихся подугрозой исчезновения видов, а также рекомендации по их восстановлению. Зеленаякнига, составленная также этим союзом, включает много ценной информации оредких и уникальных ландшафтах.
МСОП выпускаетсправочники о национальных парках, резерватах и заповедниках во всем мире.Постоянное внимание эта организация уделяет разработке экологических принциповдолгосрочных прогнозов воздействия на биосферу при осуществлении крупныхпроектов преобразования природы. МСОП при поддержке ЮНЕП и содействииВсемирного фонда охраны дикой природы разработал всемирную стратегию охраныприроды, представляющую собой долгосрочную программу мероприятий, направленныхна поддержание структуры и энергетики биосферы, которые обеспечили быоптимальные условия для существования и развития человечества. МСОПподдерживает постоянные контакты и сотрудничает с другими специализированнымиучреждениями ООН, и, в первую очередь, с ЮНЕСКО, ФАО, ЮНЕП, а также смеждународными научными объединениями – Международным советом научных союзов,Международным союзом биологических наук и др., осуществляет совместные проектыс Всемирным фондом охраны дикой природы (ВВФ – WWF). Эта организация основана в1963 г. и ставит своей целью составление конкретных проектов по охране животныхи природных участков. Сохранение биологического разнообразия, предотвращенияглобального изменения климата, борьба с разрушением озонового слоя, охранауникальных природных зон, обмен природоохранными технологиями и информацией инекоторые другие чрезвычайно важные для безопасности биосферы экологическиепроблемы относятся к приоритетным направлениям международного сотрудничества.
1.2 Европейскаяэкономическая комиссия ООН
Европейскаяэкономическая комиссия ООН — это одна из пяти региональных комиссий ОрганизацииОбъединенных Наций. Она была учреждена в 1947 году Экономическим и СоциальнымСоветом ООН (ЭКОСОС) с целью развития экономической деятельности и укрепленияэкономических связей внутри региона ЕЭК ООН и между этим регионом и остальныммиром.
В период холодной войныЕЭК ООН успешно поддерживала диалог между Востоком и Западом. В настоящее времяЕЭК ООН сосредотачивает свои усилия на строительстве экономической и социальнойЕвропы завтрашнего дня. Многочисленные мероприятия ЕЭК ООН в областитранспорта, окружающей среды, статистики, энергетики, торговли, экономическогосотрудничества и интеграции, а также технического содействия позволяют ейрешать большинство задач 21-го века. ЕЭК ООН служит для правительстврегиональным форумом для разработки конвенций, норм и стандартов с цельюгармонизации действий и облегчения обмена мнениями между государствами-членами.
Выполняя эту функцию,ЕЭК ООН обеспечивает гарантии безопасности и качества потребителям, помогаетохранять окружающую среду, упрощает процедуры торговли, а также способствуетболее тесному единению государств-членов внутри региона и их более полнойинтеграции в мировую экономику. К основным сферам деятельности ЕЭК ООНотносятся: окружающая среда, транспорт, статистика, устойчивая энергетика,торговля, лесоматериалы и леса, жилье и землепользование, народонаселение и экономическоесотрудничество и интеграция.
Ввиду своего крайнеразнообразного характера деятельность ЕЭК ООН влияет на повседневную жизньнаселения не только ее региона, но и остальных частей мира в тех сферах, гдерезультаты ее работы находят применение в общемировом масштабе. Таким образом,она оказывает полезное воздействие на общество в целом. Эти многочисленныенаправления деятельности, будь то в сферах энергоэффективности, транспорта,международной торговли, статистики или лесоматериалов, непосредственно влияютна степень экономической интеграции между государствами — членами ЕЭК ООН. Впроцессе своей работы ЕЭК ООН обеспечивает потребителям гарантии безопасности икачества за счет установления норм и стандартов в таких разных областях, какустановление правил для дорожных транспортных средств или разработка стандартов«фрукты и овощи».
ЕЭК ООН помогаетзащищать и охранять окружающую среду посредством формирования региональнойзаконодательной базы для борьбы с загрязнением и облегчения сотрудничества в профилактическойработе и в вопросах ограничения причиняемого ущерба. Она способствует упрощениюпроцедур международной торговли и ее развитию за счет расширения имеющихся упредприятий возможностей для обмена товарами и услугами. Деятельность ЕЭК ООН,связанная с гендерным равенством, сориентирована главным образом на повышениероли женщин в обеспечении экономического роста и равных возможностей доступа кзанятости.
Странам с переходнойэкономикой и субрегиональным группировкам оказывается техническая помощь,направленная преимущественно на поддержку усилий по применению норм иконвенций, разработанных ЕЭК ООН. Благодаря этому вышеуказанные страны имеютвозможность в полной мере пользоваться результатами аналитической,статистической и нормотворческой работы ЕЭК ООН. Кроме того, совместно с ЭСКАТОЕЭК ООН руководит Специальной программой Организации Объединенных Наций длястран Центральной Азии (СПЕКА), содействуя экономическому сотрудничеству семистран — участниц Программы.
2. МеждународныйСоциально-экологический Союз
МеждународныйСоциально-экологический Союз — единственная международная экологическаяорганизация, рожденная в СССР. Благодаря работе членов МСоЭС удалось сохранитьуникальные природные территории в разных уголках Земли, были созданы несколькозаповедников, природных парков и сотни заказников и памятников природы, идетработа над восстановлением нарушенных экосистем. Пример комплексного подхода посохранению и восстановлению экосистем — создание собственного (покаединственного в СНГ негосударственного) природного парка«Муравьевский» для сохранения мест обитания журавлей.
В результатеэколого-правозащитной деятельности — сохраненные жизни и здоровье людей,отвоеванные компенсации за ущерб здоровью. Многие природоохранныезаконодательные инициативы, воплощенные в жизнь, также берут начало в МСоЭС. Насчету МСоЭС — уникальные технологические разработки в разных областях — отсельского хозяйства до строительства домов, сейчас МСоЭС создал ЯрмаркуЭкотехнологий. Среди успехов МСоЭС — сохранение и развитие гражданскогоэкологического движения на постсоветском пространстве, инициирование, созданиеи развитие проектов экологичного и комфортного жилья, инициирование и развитиепрограммы «Дубы Евразии» по восстановлению широколиственных лесов,совершенствование и ужесточение законодательства по биологической безопасности,участие в создании системы мониторинга лесов Земли на основании данныхкосмосъемки, создание уникальной информационной системы печатных и интернетСМИ.
3. Международныеконференции по охране окружающей среды
Основная цельмеждународного сотрудничества в области охраны окружающей среды — объединениеусилий мирового сообщества для обеспечения экологической безопасности,совершенствования методов экологического контроля и оценок состояния окружающейприродной среды. Состоявшаяся в 1972 годуСтокгольмская конференция ООН поокружающейсреде приняла два основных документа — Декларациюпринципов и План мероприятий, сыгравших ключевую роль в развитии экологическойполитики государств и активизации международного сотрудничества в данной сфере.Декларация включает свыше двадцати принципов, в которых формулируетсяотношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. В частности, этипринципы предусматривают: сохранение природных ресурсов на благо нынешних ибудущих поколений; право человека на благоприятные условия жизни в окружающейсреде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь; суверенностьправ государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственностьгосударств за ущерб окружающей среде; сотрудничество при решении международныхпроблем окружающей среды; избавление человека и окружающей природной среды отпоследствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.
План мероприятиисодержит свыше ста пунктов, предусматривающих решение организационных,экономических, политических вопросов охраны окружающей среды, способывзаимоотношений государств и международных организаций. Одно их историческихрешений конференции — создание постоянно действующего органа ООН по охранеокружающей среды ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образование Фондаокружающей среды. Кроме того, конференция провозгласила 5 июня Всемирнымднем окружающей среды. В августе 1975 года в Хельсинки состоялосьСовещаниепо безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором участвовали всеевропейские страны (за исключением Албании), США и Канада. Один из разделовпринятого форумомЗаключительного акта был посвящен вопросамэкологической безопасности. В документе определялись области, цели, методы иформы международного экологического сотрудничества (например, борьба сзагрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды ипочвы, охрана заповедников, окружающей средыв городах). В том жедокументе в качествеформ и методов сотрудничества предлагалосьиспользовать обмен информацией, проведение конференций, обмен научнымиработниками. В ходеВенской встречи представителей государств — участников СБСЕ 1986 года особое внимание было уделено состоянию окружающейсреды и выполнению хельсинских договоренностей.Итоговый документВенской встречи содержал, в частности, следующие рекомендации:
сокращение до 1995 годана 30% выбросов серы, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей; разработкаметодов, альтернативных захоронению опасных отходов в море; поощрениемероприятий, предусматривающих сокращение производства веществ, способствующихразрушению озонового слоя; развитие совместной программы наблюдения и оценкираспространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП); обменсведениями о потенциально опасных химических веществах, включая оценку рискадля здоровья и окружающей среды; активизация исследования явлений глобальногопотепления климата.
Конференция ООНпо окружающей среде и развитию (3 — 14 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро)была организована с целью подведения итогов работы по охране окружающей средыза время, прошедшее после Стокгольмской конференции ООН 1972 года. На форуме вРио-де-Жанейро присутствовало около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира.Основные решенияконференции: Декларация, предусматривающая принципы охраныокружающей среды; обширная программа действий в данной сфере на предстоящеестолетие; Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всехклиматических зон; Конвенция об охране биологического разнообразия; Конвенцияпо климату.
Другие решения этогофорума — образование Комиссии ООН по окружающей среде, разработка проектаКонвенции по пустыням и засушливым зонам.
4. Международныедоговоры
Основнымисточником юридически обязательных правил в этой области являются международныедоговоры между государствами. Если не считать отдельных случаев заключениядоговоров по охране редких пород зверей и птиц в далеком прошлом, как,например, в древнем Китае, то первые международные соглашения в целяхсохранения отдельных представителей фауны стали заключаться в конце прошлого — начале нынешнего столетия. Таковыми были Договор о регулировании ловалососей в бассейне Рейна (1886 г.). Международная конвенция по охране птиц,полезных в сельском хозяйстве (1902 г.), Конвенция о рыболовстве в водах Дунаяи Прута (1907 г.), Конвенция по охране котиков в северной части Тихого океана(1911 г.), Договор между Англией и Никарагуа о промысле морских черепах (1916г.), Конвенция по регулированию лова морской и речной камбалы в районеБалтийского моря (1929 г.) и др. В тот же период были заключены международныеконвенции по защите растений (1881 г.), по борьбе с вредителем виноградниковфиллоксерой (1889 г.) и др.4.1 Региональныесоглашения
Впослевоенные годы наряду с увеличением числа соглашений такого рода ширитсятенденция к заключению международных договоров для различных регионов планеты:Африки, Америки, Европы, Антарктики, различных регионов Мирового океана. ТаковыКонвенция по охране фауны и флоры Африки; Конвенция по защите природы исохранению фауны и флоры Западного полушария; Согласованные меры по охранефауны и флоры Антарктики, и др.
С точки зренияинтересов охраны природы международно-правовые нормы должны обеспечиватьравновесие между той частью животных, которая изымается из популяции (т. е.данного вида животных) при их добыче, и способностью такой популяции кестественному воспроизводству. В международных соглашениях учитываются: научныепринципы охраны природы, т. е. динамика популяций, размножения и развитияорганизмов; факторы распределения, миграций и поведения животных;закономерности естественной смертности и влияние промысла; взаимозависимостьвсех видов живых существ и их взаимоотношения с изменяющейся средой обитания — флорой, почвой, воздухом, солнечной радиацией и др. На основе всех этих научныхданных соглашения создают правила об устройстве абсолютных и частичныхприродных резерватов, о предоставлении полной и ограниченной защиты отдельнымвидам животного и растительного мира; они запрещают определенные способы охотына диких животных, регулируют вывоз их за пределы обусловленного района,торговлю ими и их продуктами внутри района, и т. д.
Известно,какой огромный урон нанесла фауне и флоре Африканского континента европейскаяколонизация. Колонизаторы выжигали леса, огораживали пастбища и источники воды,массами уничтожали диких животных под предлогом защиты посевов от потрав и зараженияскота сонной болезнью. Ради получения барышей от торговли слоновой костью ирогом носорогов варварски истреблялись и эти уникальные животные. Все этопривело к резкому сокращению и даже исчезновению некоторых ценных животныхафриканской фауны в отдельных районах или даже на всем континенте уже в первойчетверти XX в. Только в 1933 г. под воздействием международной научнойобщественности колониальные державы, которые тогда господствовали в Африке,были вынуждены заключить международную конвенцию об охране фауны и флорыАфрики. Эта конвенция действует также на островах Мадагаскар и Занзибар.
Основнымметодом сохранения природы Конвенция считает создание заповедников с различнойстепенью защиты животных и растений и различным правовым статусом: национальныепарки, природные резерваты со строгим режимом, обычные и специальные резерваты.На этих территориях запрещены или ограничены охота, отлов или отстрел животных,сбор ботанических коллекций или уничтожение флоры. Однако, за исключениемобязательств по организации обычных резерватов, все другие положения. Конвенцииносят чисто рекомендательный характер, что снижает ее эффективность.
В целяхустановления специальной охраны животных, находившихся под наибольшей угрозойисчезновения, они были подразделены на два класса. В класс «А» вошло20 видов животных и птиц, охота на которых допускалась только по специальномуразрешению высших властей и только в научных целях. К этому классу былиотнесены из животных-все подвиды-гориллы, лемуры Мадагаскара, земляной волк,большая черная антилопа, атласский благородный олень, карликовый гиппопотам,горная зебра, дикий осел, белый носорог, африканский слон и другие, из птиц — китоглав, лысый ибис и белогрудая цесарка. На 22 вида животных и птиц, вошедшихв класс «Б», охота разрешалась по специальным лицензиям, выдаваемымна определенное время года и для определенной территории. В число этих животныхи птиц вошли шимпанзе, жираф, антилопа-гну, черный носорог, африканский слон(если вес каждого его бивня превышает 5 кг), ящер, марабу, птица-носорог,страус, птица-секретарь, белая цапля и др.
Однакоэффективность Конвенции 1933 г. снижалась ввиду того, что из-под ее действияизымались некоторые территории Африки. Например, Англия изъяла из-под действиястатей Конвенции о заповедниках Гамбию; Бельгия не приняла положения об охранеслонов в Конго; Южно-Африканская Республика — об охране волка, горной зебры иносорога на территории Юго-Западной Африки. Принятое в соответствии сКонвенцией национальное законодательство оказалось малоэффективным. Попыткипокончить с контрабандной торговлей слоновой костью и рогом носорога окончилисьнеудачей. Это объяснялось специальным правилом Конвенции о том, что всеживотные, найденные мертвыми, являются собственностью правительствасоответствующей африканской территории, т. е. Англии, Франции, Бельгии и другихколониальных держав, поделивших Африку еще в конце прошлого века. Такаяоговорка только стимулировала истребление животных. В результате стадаафриканских слонов, носорогов, аптилоп-гну продолжали таять. Процветалаторговля рогом носорога, слоновой костью, хвостами гну, а мода в ЗападнойЕвропе и США на манто из шкур ягуаров, леопардов, гепардов и других пятнистыхкошек угрожала полным уничтожением и этих животных. Срочные международно-правовыемеры необходимо было принять и для охраны равнинных горилл, которые усиленноотлавливались во всем районе их обитания.
Обретениеафриканскими государствами независимости, ликвидация колониальных империй вАфрике открывают широкие возможности перед народами этого многострадальногоконтинента для превращения его в континент изобилия, где царство природы будетсочетаться с подъемом экономики, благосостояния и культуры его народов.Добиться этого нелегко, но важные шаги уже сделаны. Так, па первой межафриканскойконференции по охране природы в Аруше (Танзания, 1961 г.) африканскиегосударства выразили твердую решимость стать подлинными хозяевами своейбогатейшей фауны и флоры. В 1963 г. ими была принята специальная Декларация поохране природы Африки, в которой они торжественно заявили о своейприверженности принципам сохранения природных ресурсов континента и взяли насебя ответственность перед народами Африки по сохранению африканской природыпутем ее рационального использования. Было решено пересмотреть Конвенцию 1933г. как не соответствующую новым условиям. После долгих и сложных переговоров 15сентября 1968 г. главы 38 государств и правительств Африки подписали новуюАфриканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов.
Новаяконвенция установила общий подход освободившихся государств Африки — членовОрганизации Африканского Единства. (ОАЕ) к сохранению, рациональномуиспользованию и развитию флоры, фауны, ресурсов почв и вод на основе плановогокомплексного вовлечения их в хозяйственный оборот. Конвенция признаетнеразрывную связь между охраной, использованием и развитием возобновимыхприродных ресурсов Африки в соответствии с научными принципами и с должнымучетом насущных интересов народов. Увеличился перечень животных, находящихсяпод специальной охраной. В класс «А» этого перечня в отличие отположений Конвенции 1933 г. было включено уже 75 видов и подвидовмлекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб, в том числе: шимпанзе,пеликаны, фламинго, морские черепахи, слепые рыбы и др.; в класс «Б»- 93 вида, среди них: лев, леопард, крокодилы и другие животные, которые неохранялись Конвенцией 1933 г. Значение новых правил особенно велико, еслиучесть, что за последние 50 лет численность крупной дичи в Африке сократилась в50 раз. В соответствии с конвенцией молодые африканские государства принялиновое охотничье и природоохранительное законодательство, создают обширныезаповедники и национальные парки дикой природы (например, всемирно известныепарки в Кении и Танзании), ведут работу по просвещению и пропаганде в областиохраны природы, создают специальные природоохранительные органы,
Подлинноемеждународное сотрудничество в деле охраны природы нужно наладить игосударствам Американского континента. Хотя большинство из них приобрелинезависимость еще в прошлом веке, многие и по сей день остаются в сетяхэкономической зависимости от империализма США и западных монополий. Это немогло не сказаться на решении проблем, связанных с охраной природы. Посуществу, она не охранялась, а подвергалась хищническому уничтожению в угодуиностранным предпринимателям. Правда, еще в 1940 г. в Вашингтоне была подписанаКонвенция по защите природы и сохранению фауны и флоры Западного полушария.Однако большая часть ее постановлений носит формальный, декларативный характер.Конвенция, например, не обязывает, а лишь призывает государства принять законыпо охране находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, перелетныхптиц, редких видов фауны и флоры. Предусмотренный в ней перечень этих видов,подлежащих полной охране, так и не был сделан.
Уничтожениеприроды на Американском континенте продолжается. Ярким примером тому можетслужить состояние природных ресурсов Амазонии. Так называется обширный районбассейна реки Амазонки площадью 2 млн. кв. миль, в пределах которогорасположено восемь государств Южной Америки. Это кладовая ценнейших ископаемых,регион с уникальной флорой и фауной. Но, если не будут приняты радикальные марыпо ограничению хищнической эксплуатации западными транснациональнымикорпорациями природных богатств этого края, ему грозит опасность превратитьсячерез несколько лет в безжизненную пустыню. Одна из таких мер — заключениеспециального соглашения в этой области.
В последниегоды многие страны Латинской Америки стремятся вырваться из-под контроля США ив этом вопросе и создать в регионе свою международно-правовую систему охраныприроды, которая была бы основана на равноправном сотрудничестве самихлатиноамериканских государств в сохранении и развитии их природных богатств,без вмешательства империалистических держав и монополий, прежде всего США.
Серьезныепроблемы в области охраны природы стоят и перед народами Юго-Восточной Азии иТихоокеанского бассейна. Природе этого региона был нанесен большой вред врезультате длительного хозяйничания европейских, американских и японскихколонизаторов, а также войн, которые они вели. Требования осуществить здесьмероприятия по охране природы постоянно звучат на регулярно созываемыхТихоокеанских научных конгрессах, Международном союзе охраны природы и надругих форумах. МСОП разработал специальный проект по охране природы странЮго-Восточной Азии, а в 1965 г. состоялась конференция по этому вопросу вБангкоке (Таиланд). Однако в ней не принимали участия ДРВ, КНР, Бирма, Кампучияи некоторые другие страны региона. Резолюция конференции о необходимостисоздания региональной организации по охране природы Юго-Восточной Азии осталасьневыполненной. Между тем интересы народов этих стран настоятельно требуютсогласованных мероприятий по комплексной охране их природных богатств.
Заключениеспециальных соглашений в этой области между всеми государствами региона,независимо от их социальной или политической системы, открывает путь, накотором страны Азии смогут внести свой ценный вклад в сохранение природы Земли.
Особой заботычеловека требует защита фауны и флоры полярных районов нашей планеты — Антарктики и Арктики, которые особенно чувствительны к деятельности человека.Антарктика, или Южная полярная область, и расположенный в ее пределах шестойконтинент — Антарктида самый холодный район нашей планеты и в то же времябогатейшая сокровищница биологических ресурсов всего человечества. Живыересурсы Антарктики необычайно разнообразны: там обитают киты, тюлени, рыбы,криль, птицы. Многие их виды существуют только здесь. Нерегулируемая их добычаможет привести к разрушению всей антарктической экологической системы. Поэтомуочень важно поставить ее под строгую международно-правовую защиту. В настоящеевремя некоторые виды местных животных уже находятся под охраной международныхконвенций.
Так,антарктических китов защищает международная конвенция китобойного промысла1946г. Эта конвенция хотя формально и распространяется на весь Мировой океан,однако практически применяется прежде всего к Антарктике, ибо доля Антарктики вмировой добыче китов составляет свыше 90%. Колоссальные запасы китов вАнтарктике в результате их неограниченного промысла в XX в. значительноуменьшились, поэтому главная цель конвенции состоит в том, чтобы довестипоголовье китов до наивысшей численности. К сожалению, пока этой цели из-заряда недостатков конвенции достичь не удалось. В настоящее время выработанпроект новой конвенции, которая должна заменить действующую и стать эффективнымправовым средством охраны китов.
В отношениитюленей действует международная Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972г. В соответствии с пей четыре из шести видов обитающих здесь тюленей отнесенык охраняемым, а промысел остальных ограничен. Добыча их не должна превышатьоптимально допустимого уровня. Сфера действия.конвенции охватывает все моря,находящиеся к югу от 60? южной широты.
Кроме китов итюленей, в Антарктике имеются и другие представители фауны: антарктическийкриль, богатый протеином, редкие виды птиц, обитающие только здесь (например,пингвины), а также значительные запасы рыбы в антарктических морях. Все онинуждаются в международно-правовой защите.
Посколькуприрода Антарктики чрезвычайно хрупка и чувствительна к деятельности человека,государства в целях ее защиты и сохранения экологического равновесия принятьрешение объявить мораторий (отложить на неопределенный срок) на промышленнуюразведку и разработку минеральных ресурсов Антарктики. Кстати, покадоказательств о наличии здесь значительных запасов полезных ископаемых,представляющих интерес для промышленной разработки, хотя и не исключенавозможность обнаружения некоторых их запасов, в первую очередь нефти и газа.
Важной вехойв деле охраны антарктической природы стала международная Конвенция о сохраненииморских ресурсов Антарктики, принятая в 1980 г. на конференции в Канберре(Австралия) при активном участии Советского Союза. В число морских живыхресурсов этот акт включает популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных ивсех других видов живых организмов, включая птиц, обитающих к югу отАнтарктической конвергенции, т. е. границы между холодными антарктическимиводами и теплыми водами Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Конвенцияставит целью предотвратить сокращение численности любой вылавливаемой популяциидо уровней ниже тех, которые обеспечивают ее устойчивое восполнение.
Новаяконвенция должна стать надежным средством обеспечения сохранности морской фауныАнтарктики и тем самым важным элементом поддержания общего экологическогобаланса на нашей планете. Принятия эффективных мер правовой охраны требуетприрода и другого полярного района — Арктики. Экономическое освоение Арктикиначалось гораздо раньше, чем освоение Антарктики. Кроме того, коренные народыКрайнего Севера издавна вели здесь промысел рыбы, китов, тюленей, моржей, белыхмедведей, копытных, пушных зверей, а также птиц. До 50-х годов какого-либомеждународно-правового регулирования и охраны фауны Арктики не было. Этоотрицательно сказалось на запасах ценных животных, особенно, гренландскогокита, гренландского тюленя, тюленя-хохлача, моржа, белого медведя и дикогосеверного оленя. Чтобы предотвратить исчезновение этих ценных видов полярныхживотных, государства, к территориям которых примыкает Арктика, и прежде всегоСССР, приняли законодательство по регулированию охоты на белых медведей,моржей, тюленей, диких северных оленей, лисиц, песцов и др. В СССР специальнымпостановлением правительства установлено, что отлов белых медведей допускаетсятолько для зоопарков по особым разрешениям. Промысел моржа и дикого северногооленя запрещен повсеместно, за исключением некоторых автономных округов исеверных районов Якутии, где для добычи этих животных необходимы особыеразрешения местных Советов. Специальные разрешения необходимы и для промыслагаги.
Но, какпоказала жизнь, односторонних мер государств и здесь недостаточно. Дело в том,что некоторые наиболее ценные виды морских животных Арктики совершаютдлительные и большие миграции и почти всю жизнь проводят в открытом море(например, киты) или на дрейфующих льдах в разных районах Арктики (моржи,тюлени и белые медведи). Поэтому для эффективной их охраны необходимообъединить усилия прилежащих государств.
В 1957 г.Советский Союз, следуя призыву МСОП, первым заключил Соглашение с Норвегией омерах по регулированию промысла тюленей Атлантического океана. «Соглашениепредусматривает запрещение добычи гренландского кита, хохлача и моржа вГренландском, Норвежском и Баренцовом морях. Вслед за этим соглашением в 1963г. государства — участники международной Конвенции о рыболовстве всеверо-западной части Атлантического океана, в том числе СССР, США, Норвегия,Польша, Канада и другие, распространили ее действие на гренландского тюленя итюленях.
В 1973 г.СССР, США, Дания, Канада и Норвегия подписали Соглашение о сохранении белых медведей.Соглашение запретило их добычу (охоту, отстрел и отлов), за исключением техслучаев, когда она осуществляется для подлинно научных целей.Государства-участники осуществляют национальные научно-исследовательскиепрограммы по изучению белого медведя, в частности исследования по егосохранению и рациональному иснользованию. 4 декабря 1975 г. Совет МинистровСССР принял специальное постановление „О мерах по обеспечению выполненияСоглашения о сохранении белых медведей от 15 ноября 1973 года“,предусматривающее принятие эффективных мер для его реализации.
Некоторыемеры охраны фауны и флоры высокоширотных районов Арктики предусматриваютсяКонвенцией по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенцией по охранептиц 1950 г., Конвенцией по международной торговле видами дикой фауны и флоры,находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. (которая строго регламентируетпродажу и покупку, а следовательно, и изъятие из природной среды более 600видов позвоночных животных), а также теми договорами, которые запрещаютзагрязнение моря разными промышленными отходами и другими материалами (нефтью,радиоактивными отходами и др.).
Такимобразом, охрана природы осуществляется как региональными международнымидоговорами, охватывающими определенный географический район (Африка, Америка,Арктика, Антарктика и ДР.), так и договорами общего характера. В последнемслучае договоры обычно направлены на защиту какого-либо одного или несколькихопределенных видов фауны или флоры (конвенции о китобойном промысле, по охранептиц, защите растений и т. д.). Например, Конвенция по охране птиц 1950 г.сгавит все виды диких птиц в их естественной среде обитания, включаяперелетных, под защиту по только от полного истребления, но и от уменьшениячисленности. Государства обязались охранять всех птиц, а также их гнезда, яйцаи птенцов в период размножения, запретить весеннюю охоту на перелетных птиц,предоставить круглогодичную охрану вымирающим птицам и птицам, представляющимнаучный интерес, покончить с массовым уничтожением и отловом пернатых друзейчеловека. К сожалению, ряд капиталистических государств (Англия, Италия,Норвегия, ФРГ, Франция и др.) не ратифицировали эту конвенцию. Это можетотрицательно сказаться на решении вопроса защиты птиц, которая должнаосуществляться общими усилиями всех государств.
В отношениифлоры земли действует международная Конвенция по защите растений 1951 г., вкоторой участвуют более 50 государств. Известно, однако, что проблемывозникновения и распространения вредителей и болезней растений носят, как правило,региональный характер, и их решение зависит от согласованных действий странопределенного географического района. Поэтому государства при заключенииКонвенции 1951 г. предусмотрели возможность принятия дополнительныхрегиональных соглашений в развитие ее целей и принципов, учреждениямеждународных организаций по защите растений. Такие соглашения заключены междугосударствами Европы, Америки, Африки, Юго-Восточной Азии. и Тихоокеанскогобассейна. Советский Союз заключил двусторонние конвенции по карантину и защитерастений со многими странами, в том числе с ГДР, Польшей, Болгарией, Румынией,Венгрией, КНДР, Ираном, Афганистаном и др. В результате такого сотрудничества вИране и Афганистане, например, значительно сократились площади, зараженныесаранчой.
Специальныесоглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды заключеныСоветским Союзом в 70-х годах с США, Англией, Францией, ФРГ, Италией, Бельгией,Финляндией, Швецией, Канадой, Японией и другими странами. Например, в 1976 г.СССР и США заключили конвенцию об охране перелетных птиц и среды их обитания. Всоветско-канадском коммюнике 1971 г. специально отмечалось значениедвустороннего сотрудничества по вопросам окружающей среды в Арктике с целью недопустить загрязнения вод арктических районов и принять другие меры,направленные на поддержание в них природного равновесия.
Восуществлении международного сотрудничества государств по защите природы всебольшую роль играют ООН и ее специализированные учреждения — ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО идр. В 1972 г. в Стокгольме состоялась специальная конференция ООН по окружающейчеловека среде. Конференция приняла Декларацию об окружающей среде и Планмероприятий в этой области. Декларация подчеркивает, что всевозрастающее числопроблем, связанных с окружающей средой, требует широкого сотрудничества междугосударствами и принятия мер со стороны международных организаций в общихинтересах человечества. Декларация призвала правительства и пароды прилагатьсовместные усилия в целях сохранения и улучшения окружающей человека среды. Вней закреплен один из основополагающих международно-правовых принципов охраныокружающей среды — осуществление государствами суверенных прав по использованиюсвоих природных ресурсов таким образом, чтобы не причинять экономическогоущерба другим государствам или международным территориям. К последним, как ужеговорилось, относятся пространства Антарктики, воды открытого моря, воздушноепространство над ними и космическое пространство. Это положение относится такжек международным рекам, т. е. рекам, пересекающим несколько государств и имеющимсудоходный выход к морю (Дунай,.Рейн, Амазонка, Нигер и т. п.) и к пограничнымрекам и озерам (Амур, Кура, Великие озера США и Канады, ряд озер в Африке, идр.).
Существенноеместо вопросы охраны окружающей среды занимают в Заключительном акте Совещанияпо безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. В разделе, посвященномсотрудничеству в области экономики, науки и техники, отмечается, что многиепроблемы защиты и улучшения окружающей среды, рационального использованияприродных ресурсов могут быть эффективно решены только путем тесногомеждународного сотрудничества. Важным элементом такого сотрудничества признаносодействие прогрессивному развитию, кодификации и применению международногоправа как одного из важных средств сохранения и улучшения окружающей человекасреды.
СоветскийСоюз выступил с инициативой проведения общеевропейских совещаний в этойобласти. Первое общеевропейское совещание по вопросам охраны окружающей средысостоялось в Женеве в ноябре 1971 г. Оно обратило главное внимание на проблемысоздания и внедрения безотходной технологии, переноса загрязнителей воздухачерез национальные границы (трансграничный перенос), охраны и рациональногоиспользования водных ресурсов, защиты флоры и фауны. В ходе Женевскогосовещания государства, в том числе СССР, заключили Конвенцию о трансграничномзагрязнении воздуха, цель которой — сократить или предотвратить это явление.Кроме того, они приняли декларацию по вопросам безотходной технологии. В развитиеЖеневского совещания в 1980 г. государства приняли декларацию о политикепредупреждения и борьбы с загрязнением водных ресурсов, включая трансграничноезагрязнение. Эти и другие общеевропейские совещания с участием СССР, США иКанады, бесспорно, внесли полезный вклад в развитие международно-правовых основсотрудничества по охране окружающей среды в духе хельсинкских договоренностей.
Средиглобальных проблем охраны окружающей среды особое значение имеет предотвращениезагрязнений морей. Как уже отмечалось, на Стокгольмской конференции поокружающей среде 1972 г. этот вопрос был выделен особо. И это не случайно.Океан — колыбель жизни, и от его состояния зависит жизнь на континентах. Однаконаучно-технический прогресс создал много источников загрязнения океана: нефтью,береговыми сточными водами и промышленными отходами, радиоактивными отходами ит. п.» Все это поставило на повестку дня вопрос о принятии срочных мермеждународный защиты морской (? роды. Одной из первых таких мер была Лондонскаяконвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., замененная болеевсеобъемлющей конвенцией по тому же вопросу, принятой в 1973 г. В 1972 г. былапринята конвенция по предотвращению загрязнения моря сброс отходов и другихматериалов, в число которых радиоактивные отходы. В Конвенции участвуют около50 государств, в том числе СССР. Кроме того, вопросы защиты морской среды отрадиоактивного заражения отражены и в других универсальных конвенциях: вБрюссельской конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1963 г.,Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г.,наконец, Конвенции по морскому праву 1982 г. В отдельных регионах Мировогоокеана действуют специальные конвенции по этим вопросам: Соглашение осотрудничестве по вопросам борьбы против загрязнения вод Северного моря нефтью1969 г., Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1973 г.,Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г. и др.
Заключение
Итак, подводя итогвсему ранее сказанному, перед тем, как окончательно поставить точку, хочетсяеще раз заметить необходимость защиты окружающей среды от экологическойкатастрофы. Нельзя не оценить тот вклад в сохранение живой природы, которыйвносят международные организации по охране окружающей природной среды. Ноговорить о максимальной эффективности можно будет лишь в том случае, есликаждый из нас осознает необходимость сохранения того мира, в котором он живет.
Используемаялитература
1.Ерофеев Б.В. Экологическое право Росси: Учебник. – 10-е изд., испр. И лоп. –М.: ООО Профобразование, 2002. – 719 с.
2.Трунцевский Ю.В., Савич Н.Е. Экологическое право: Учеб. пособие/ Под ред. Л.М.Алферов. – М.: АО «ЦентрЮрИнфоР», 2001. – 301 с.
3.Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.– 584 с.
4.Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2000.
5. Копылов М.Н. Право на развитие иэкологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовые вопросы)-М.: Экон, 2000.
6. Лопашенко Н.А. Экологическиепреступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. — Спб.: Юридический центр Пресс,2002. — 802 с.