ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА. ЭВОЛЮЦИЯВАЛЮТНЫХ СИСТЕМ
По мере интернационализации и глобализациихозяйственных связей стран возрастают международные потоки товаров, услуг,капиталов и кредитов. В мировом хозяйстве осуществляется круглосуточный «перелив»денежного капитала, формирующегося в процессе национального общественноговоспроизводства, причем в каждом суверенном государстве законным платежнымсредством являются его национальные деньги. Однако в международном оборотеобычно используются иностранные валюты. Это обусловлено тем, что в мировомхозяйстве пока еще отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги,обязательные для, всех стран. В связи с этим исторически сформировались международныевалютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся прифункционировании валюты в мировом хозяйстве. Они обслуживают взаимный обменрезультатами деятельности национальных хозяйств.
Состояние валютных отношений зависит от процессавоспроизводства и в свою очередь оказывает на него обратное влияние(положительное или отрицательное) в зависимости от степени их устойчивости.
По мере развития внешнеэкономических связейсоздавалась валютная система — государственно-правовая форма организациивалютных отношений, Регулируемая национальным законодательством илимежгосударственным соглашением. Вначале сложилась национальная валютнаясистема. Ее характеризуют следующие элементы:
■ национальная валюта;
■ условия конвертируемости национальнойвалюты, т.е. ее обмена на иностранные валюты; в связи с этим различаются:
— свободно конвертируемые валюты, которые безограничений обмениваются на иностранные валюты. В Уставе Международноговалютного фонда (МВФ) с 1978 г. введено также понятие «свободноиспользуемая валюта». К ней были отнесены американский доллар, немецкаямарка, японская иена, французский франк, английский фунт стерлингов (с 1999 г.немецкая марка и французский франк заменены евро),
— частично конвертируемые валюты;
— неконвертируемые (замкнутые) валюты;
■ режим валютного паритета — соотношениемежду двумя валютами. Золотой паритет, основанный на золотом содержанииденежных единиц, был отменен (на Западе — с середины 1970-х г., в России — с1992 г.). С середины 70-х годов используются паритеты на базе валютной корзины.Это метод соизмерения средневзвешенного курса одной денежной единицы сопределенным набором других валют;
■ режим валютного курса (фиксированного илиплавающего). Так, в Европейской валютной системе был установлен предел взаимныхколебаний курса 12 валют ±15% центрального курса. В России временно (с июля1995 по август 1998 г.) действовал режим валютного коридора — ограничениеколебаний курса рубля по отношению к доллару определенными пределами (например,5750—6350 руб. за 1 доллар в 1997 г.), которые поддерживались Банком России спомощью валютной интервенции. С сентября 1998 года, со времени глобальногокризиса в России, эти пределы были отменены и восстановлен режим регулируемогоплавающего валютного курса, как и в большинстве стран;
■ наличие или отсутствие валютныхограничений. Например, в России введены ограничения, лимитирование, запретопределенных операций с валютными ценностями в связи с нестабильностьюэкономики страны; развитые страны постепенно (с конца 50-х до начала 90-х г. XX в.) отменили валютныеограничения. В 1996 году Россия отменила валютные ограничения по торговым инеторговым операциям, присоединившись к статье VIII Устава МВФ, но сохранилаих по операциям с международным движением капиталов и кредитов в целях защитынациональных интересов;
■ регулирование международной валютнойликвидности страны, включающей четыре компонента (официальные золотые ивалютные резервы стран, счета СДР, резервную позицию в МВФ) и отражающей способностьстраны погашать ее внешний долг;
■ регламентация использования международныхкредитных средств обращения и форм международных расчетов;
■ режимы валютного рынка и рынка золота;
■ статус национальных органов, регулирующихвалютные отношения (центральный банк, министерство финансов, специальныеорганы).
По мере развития мировых хозяйственных связейсоздавалась мировая валютная система, которая преследует глобальные целимирового сообщества, призвана обеспечить интересы стран-участниц, имеет особыймеханизм регулирования и функционирования. В результате длительногоисторического развития сложились следующие основные элементы мировой валютнойсистемы:
■ функциональные формы мировых денег(ведущие свободно конвертируемые валюты, при чрезвычайной ситуации — золото);
■ регламентация условий конвертируемостивалют;
■ унификация режима валютных паритетов ивалютных курсов;
■ регламентация объема валютных ограничений(требование МВФ к странам-членам отменить ограничения по операциям с валютнымиценностями в определенный период);
■ регламентация состава компонентовмеждународной валютной ликвидности (например, с 1970 г. МВФ ввел в оборот новуюмеждународную валютную единицу — СДР);
■ унификация правил использованиямеждународных кредитных средств обращения (векселей, чеков и др.) и форммеждународных расчетов;
■ режимы мировых валютных рынков и рынковзолота;
■ статус института межгосударственногорегулирования (с 1944 г.— МВФ).
Первая мировая валютная система была основана назолотомонетном стандарте и юридически оформлена межгосударственным соглашениемна Парижской конференции ведущих стран в 1867 году. Вторая мировая валютнаясистема, оформленная соглашением стран на Генуэзской международнойэкономической конференции (1922 г.), была основана на золотодевизном стандаре.Девиза — иностранная валюта в любой форме. С 20-х годов XX в. наряду с золотомнациональные кредитные деньги стали использоваться в качестве международныхплатежно-резервных средств.
Третья мировая валютная система — Бреттон-Вудская,оформленная соглашением (в Бреттон-Вудсе, США, 22 июня 1944 г.), такжебазировалась на золотодевизном стандарте.
Структурные принципы Бреттон-Вудской системы:
■ золотодевизный стандарт;
■ статус доллара и фунта стерлингов какрезервных валют;
■ фиксированные золотые паритеты и курсывалют (могли колебаться в пределах ± 1% паритета, в Западной Европе — впределах ± 0,75%);
■ конвертируемость долларовых резервовиностранных центральных банков в золото через американское казначейство поофициальной цене;
■ заниженная официальная цена золота (35дол. за тройскую унцию, содержащую 31,1 г чистого золота);
■ создание МВФ как органамежгосударственного валютного регулирования. США использовали эти принципы,закрепившие долларовый стандарт, для усиления своих позиций в мире за счетдругих стран. Противоречия Бреттон-Вудской валютной системы, прежде всего междунациональным характером доллара и фунта стерлингов и их использованием какмеждународного платежного средства, постепенно расшатали эту систему по мереукрепления позиций Западной Европы и Японии. В конце 60-х годов XX века разразился кризисвалютной системы, который привел к ее постепенному развалу в 1971—1976 годах.
Бреттон-Вудскую систему сменила четвертая (нынефункционирующая) мировая валютная система, оформленная соглашением стран —членов МВФ в Кингстоне (Ямайка, январь 1976 г.), ратифицированным в апреле 1978года.
Структурные принципы Ямайской валютной системытаковы.
Во-первых, золотодевизный стандарт был замененстандартом СДР, которые формально объявлены основой валютных паритетов и курсоввалют. Однако за 30 с лишним лет с момента эмиссии СДР (1970 г.) они не сталиэталоном стоимости, главным международным платежным и резервным средством.Количество валют, курс которых прикреплен к СДР, сокращается (с 15 в 1980 г. додвух в 2001 г.). Стандарт СДР неперспективен. Сфера применения СДР ограничена восновном операциями МВФ. Практически сохранился долларовый стандарт, хотяофициально доллар в настоящее время не имеет статуса резервной валюты в отличиеот его статуса в Бреттон-Вудской системе. Доля доллара в валютной корзине СДРповышена с 39 до 45% на 2001—2005 годы. К доллару прикреплена 21 валюта. Долларпо-прежнему лидирует как международное платежное и резервное средство.Лидирующие позиции доллара базируются на значительном экономическом,научно-техническом и военном потенциале США, хотя они утратили монопольноеположение в мировой экономике под натиском конкурентов — Японии и ЗападнойЕвропы. Стандарт СДР фактически трансформировался в многовалютный стандарт, основанныйна американском долларе, евро (с 1999 г.), в перспективе и японской иене —валютах трех мировых центров.
Во-вторых, в рамках Ямайской валютной системыузаконена демонетизация золота — утрата им денежных функций. Однако, несмотряна законодательное вытеснение из Ямайской валютной системы золота как валютногометалла фактически его денежные функции не исчерпаны, хотя и существенноизменились. Золото по-прежнему является чрезвычайными мировыми деньгами инаиболее надежными резервными активами, поскольку обладает реальной ценностью.Центральные банки и частные тезавраторы хранят около 60 тыс. т золота (примерно33,5 тыс. и 25 тыс. т соответственно).
В-третьих, Ямайская валютная система дает странамправо выбрать любой режим валютного курса.
В-четвертых, МВФ, сохранившийся отБреттон-Вудской системы, призван усилить межгосударственное валютноерегулирование, обеспечить более тесное сотрудничество стран-членов,либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в целяхдостижения валютной стабилизации в мире.
Ямайская валютная система более гибко, чемБреттон-Вудская система, приспособилась к нестабильности платежных балансов ивалютных курсов и новой расстановке сил в мире. Вместе с тем еефункционирование порождает ряд сложных проблем, связанных, в частности, снеэффективностью стандарта СДР, противоречием между юридической демонетизациейзолота и фактическим сохранением его роли как чрезвычайных мировых денег,несовершенством режима плавающих валютных курсов, деятельностью МВФ, которыйстал объектом критики. Кроме того, развивающиеся страны недовольны своимзависимым положением в мировой валютной системе и настаивают на еереформировании с учетом их интересов.
Назрела необходимость реформирования Ямайскойвалютной системы для решения этих проблем, усиления координациивалютно-экономической политики трех мировых центров и стабилизации мировоговалютного устройства.
С марта 1979 по 1998 год в Западной Европефункционировала международная (региональная) валютная система — Европейскаявалютная система (ЕВС). Причиной ее формирования явилось развитиезападноевропейской экономической и валютной интеграции, начавшейся сорганизации Общего рынка в 1957 году (Римский договор). Цель ЕВС —стимулирование интеграционных процессов, создание европейского политического,экономического и валютного союза — Европейского Союза (ЕС), укрепление позицийЗападной Европы.
Особенности западноевропейской экономическойинтеграции определили структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайскойсистемы:
■ вместо СДР был введен стандарт экю —европейской валютной единицы. Валютная корзина экю состояла из 12западноевропейских валют. В ней доминировала немецкая марка (более 30%). С 1999года экю заменена евро — единой европейской валютой;
■ в противовес официальной демонетизациизолота в Ямайской системе в ЕВС золото и доллары были включены в механизмэмиссии экю путем объединения 20% официальных золотодолларовых резервов стран —членов ЕС;
■ режим совместного плавания курсов валютстран — членов ЕВС предусматривал пределы взаимных колебаний (± 2,25%, савгуста 1993 г.— ± 15% центрального курса). Подобный режим коллективногоплавания валют назывался «европейская валютная змея», так какграфически эти колебания похожи на движение змеи;
■ страны — члены ЕВС в противовес МВФсоздали собственный орган межгосударственного валютного регулирования —Европейский фонд валютного сотрудничества, замененный в 1994 году Европейскимвалютным институтом в соответствии с Маастрихтским договором (ноябрь 1993 г.) осоздании Европейского Союза (ЕС), а с июля 1998 года — наднациональнымЕвропейским центральным банком.
ЕВС была более стабильна, чем Ямайская система,так как колебания курсов валют меньше. Ее достижения обусловлены следующимифакторами: поступательное развитие экономической и валютной интеграции,передача части суверенных прав наднациональным органам; ориентация наконкретные программы; гибкость при выборе направлений и методов регулированиявалютных отношений; разработка механизма принятия и реализации решений.
Однако и ЕВС испытывала трудности в связи спротиворечиями в странах-членах. Ряд ее проблем был обусловлен разными уровнямии темпами развития экономики, инфляции, безработицы, состоянием платежногобаланса, золотовалютных резервов стран-членов. Внешние факторы (особенноколебания курса доллара) также осложняли функционирование ЕВС.
Маастрихтский договор положил начало поэтапномуформированию Экономического и валютного союза (ЭВС), который заменилЕвропейскую валютную систему в 1999 году.
Первый этап формирования ЭВС начался в июле 1990 года ипредусматривал окончательную отмену валютных ограничений стран-членов в конце1992 года. Большое внимание уделялось сближению уровней экономического развитиястран, снижению темпов инфляции, сокращению бюджетного дефицита.
На втором этапе был создан Европейский валютныйинститут в составе управляющих 12 центральных банков для подготовки корганизации Европейской системы центральных банков и эмиссии евро. На этомэтапе основное внимание уделялось координации экономической, в том числеденежно-кредитной, политики.
Третий этап наступил в конце XX в., когда несколькостран ЕС достигли необходимой конвергенции. С января 1999 года 11, с 2001 года12 из 15 стран ЕС ввели евро в форме записи на банковских счетах длябезналичных расчетов, с 2002 года — в наличной форме вместо национальныхденежных единиц. Постепенно увеличится число стран ЕС, присоединившихся к зонеевро. Для осуществления единой монетарной политики в целях стабилизации евро 1июля 1998 года создан Европейский центральный банк.
Валютная система России формируется с учетомструктурных принципов Ямайской валютной системы, поскольку страна вступила вМВФ. В августе 1993 года взамен рубля бывшего СССР введен в обращениероссийский рубль как основа денежной и национальной валютной системы. Установленыправила ее частичной (внутренней) конвертируемости и поставлена задача переходак свободной конвертируемости по мере стабилизации экономики. Вместо режимамножественности валютных курсов установлен единый плавающий валютный курс. Ссередины 1995 года введены пределы его рыночных колебаний по отношению кдоллару США, которые были отменены в условиях кризиса 1998 года.
Официальный курс рубля ежедневно определяет БанкРоссии по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже,неофициальный (договорный курс) — уполномоченные коммерческие банки, имеющиевалютную лицензию.
Для регулирования курса рубля имежгосударственных расчетов используются официальные золотовалютные резервы,которыми владеют и распоряжаются Банк России и Минфин России. Состояниеплатежного баланса России и конъюнктуры мирового рынка влияет на их размер.
Валютное регулирование направлено насовершенствование законодательной и нормативной базы, повседневный валютныйконтроль и воздействие на динамику курса рубля в соответствии с целямимакроэкономической политики.
Законодательно установлены правила деятельностивалютного рынка, состав его участников (валютные биржи, коммерческие банки,посредники-брокеры) и порядок осуществления валютных операций. Определен статусорганов валютного регулирования.
Валютные отношения обслуживают международныеэкономические, политические и культурные отношения, которые отражаются вплатежном балансе стран.
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ
Платежный баланс — балансовый счет международных операцийстраны в форме соотношения валютных поступлений из-за границы и платежей,произведенных данной страной другим странам.
Составляемые по методике МВФ платежные балансывключают не только поступления и платежи, которые фактически осуществлены илинемедленно должны быть произведены, но и будущие платежи по международнымтребованиям и обязательствам, т.е. элементы расчетного баланса.
Различаются платежный баланс на определенную датуи баланс за определенный период (например, за месяц, квартал, год).
Платежный баланс включает два основных раздела:
1) текущие операции (торговый баланс —соотношение между экспортом и импортом товаров; баланс «невидимых»операций, включающий услуги и некоммерческие платежи);
2) операции с капиталом и финансовыми инструментами(показывает ввоз и вывоз государственных и частных капиталов, получение ипредоставление международных кредитов).
Рост показателей международной миграции капиталаопережает динамику мирового ВВП и внешней торговли, однако надолго Россииприходится лишь 1% иностранных инвестиций, а их вложение в производственныйсектор составляет 0,5%.
Движение предпринимательского капиталаосуществляется в форме прямых иностранных (в предприятия) и портфельных (вценные бумаги) инвестиций. Международное движение ссудного капитала происходитв форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных кредитов. Принестабильности валютно-экономического положения стран происходит стихийноедвижение «горячих» денег и «бегство» капиталов в поискахболее высокого дохода и надежного убежища.
В платежном балансе выделена статья «Ошибкии пропуски», в которую относят статистические неточности и неучтенныеоперации, особенно по разделу движения капиталов и кредитов. «Бегство»капиталов обычно характерно для стран, испытывающих социально-экономические иполитические трудности.
Движение капиталов и кредитов отнесено кбалансирующим статьям платежного баланса. Традиционно для погашения дефицитаплатежного баланса, если платежи превышают валютные поступления, используютсяиностранные кредиты и ввоз капиталов. Это временный метод покрытия дефицитаплатежного баланса, так как страны-должники обязаны выплатить проценты,дивиденды и основную сумму займа. Привлечение иностранных кредитов для покрытияпассивного сальдо платежного баланса порождает проблему урегулирования внешнейзадолженности. Окончательным методом покрытия пассивного сальдо платежногобаланса служит использование официальных золотовалютных резервов страны.
Вспомогательным средством покрытия пассивногосальдо платежного баланса может быть продажа иностранных и национальных ценныхбумаг за границей. Таким средством служит и официальная помощь развитию в формесубсидий, даров, кредитов.
Состояние платежного баланса страны зависит оттемпа экономического роста, инфляции, динамики валютного курса, места страны вовсемирном хозяйстве, конъюнктуры мирового рынка, политической ситуации,чрезвычайных обстоятельств. В свою очередь состояние платежного баланса влияетна динамику валютного курса, золотовалютных резервов, внешней задолженности, навалютно-экономическое положение страны в целом. В связи с этим платежный балансявляется объектом не только рыночного, но и государственного регулирования.
ВАЛЮТНЫЙ КУРС КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Важным элементом международных валютных отношенийявляется валютный курс как измеритель стоимостного содержания валют. Онпредставляет собой соотношение между денежными единицами разных стран,определяемое их покупательной способностью и рядом других факторов. Валютныйкурс необходим для международных валютных, расчетных, кредитно-финансовыхопераций.
Валютный курс — это не технический коэффициент пересчета, а «цена»денежной единицы данной страны, выраженная в иностранной валюте илимеждународных валютных единицах (СДР).
Стоимостной основой курсовых соотношений валютявляется их покупательная способность, выражающая средние национальные уровницен на товары, услуги, инвестиции. К факторам, влияющим на валютный курс,относятся следующие:
■ состояние экономики (макроэкономическиепоказатели, темп инфляции, уровень процентных ставок, деятельность валютныхрынков, валютная спекуляция, валютная политика, состояние платежного баланса,международная миграция капитала, степень использования национальной валюты вмеждународных расчетах, ускорение или задержка международных расчетов);
■ политическая обстановка в стране;
■ степень доверия к валюте на национальноми мировом рынках. Названные факторы определяют спрос и предложение валюты. Снижениекурса национальной валюты (девальвация) обычно выгодно экспортерам, так как ониполучают экспортную премию (надбавку) при обмене вырученной подорожавшейиностранной валюты (например, доллара) на подешевевшую национальную (если курсрубля снизился с 30 до 25 руб. за 1 дол., то такая надбавка равна 5 руб. на 1дол.). Экспортеры стремятся при этом увеличить свои прибыли путем расширенияобъема вывоза товаров по ценам ниже среднемировых
Импортеры при девальвации проигрывают, так как имдороже обходится покупка валюты цены контракта (в том же примере доллар будетстоить 30 руб. а не 25 руб.). При падении курса национальной валюты уменьшаетсяреальный долг, выраженный в ней, но увеличивается внешняя задолженность виностранной валюте, приобретение которой обходится дороже.
Повышение курса национальной валюты по отношениюк иностранным денежным единицам (ревальвация) оказывает, в принципе, противоположноевоздействие на международные экономические отношения.
На основе курсового соотношения валют с учетомудельного веса страны в мировой торговле определяют эффективный валютный курс.Реальный курс рассчитывают как номинальный курс, например, рубля к доллару,умноженный на соотношение уровней цен в России и США.
Валютный курс — объект государственного имежгосударственного регулирования. Проблема курсообразования занимает важноеместо в валютно-экономической политике страны, поскольку изменение курсовыхсоотношений валют влияет на перераспределение части ВВП страны через мировыерынки товаров, услуг, капиталов.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ
Международные расчеты — регламентация платежей поденежным требованиям и обязательствам, возникающим между юридическими лицами(государствами, организациями) и гражданами разных стран на основе ихэкономических, политических и культурных отношений. Расчеты осуществляютбезналичным путем в форме записей на счетах банков. Для этого на базекорреспондентских соглашений с иностранными банками открываются банковскиекорреспондентские счета: «лоро» (счет зарубежных банков внациональном кредитном учреждении) и «ностро» (счет данного банка виностранном банке). Поскольку нет мировых кредитных денег, принятых во всехстранах, в международных расчетах используются девизы — платежные средства виностранной валюте. В их числе:
коммерческие переводные векселя (тратты) — письменные приказыуплатить определенной суммы определенному лицу в определенный срок,выставляемые экспортерами на иностранных импортеров;
обычные (простые) векселя — долговые обязательстваимпортеров, заемщиков; банковские векселя — векселя, выставляемые банкамиданной страны на своих иностранных корреспондентов;
банковские чеки — письменные приказы банка своемубанку-корреспонденту о перечислении определенной суммы с его счета за границейчекодержателю;
банковские переводы — почтовые и телеграфныепереводы за рубеж;
банковские карточки (кредитные, пластиковые идр.) — именные денежные документы, дающие право владельцам использовать их дляприобретения товаров и услуг за рубежом на безналичной основе.
В международных расчетах используютсяпреимущественно ведущие свободно конвертируемые валюты (доллар, евро, иена, фунтстерлингов, швейцарский франк и др.).
Золото применяется лишь в качестве чрезвычайныхмировых денег при непредвиденных обстоятельствах (войны, экономические иполитические потрясения и т.д.).
Основные формы международных расчетов аналогичны формам внутреннихрасчетов, но имеют следующие особенности:
■ существуют определенные отношенияучастников внешнеэкономических сделок и их банков по поводу оформления,пересылки, обработки и оплаты предусмотренных контрактом документов;
■ международные расчеты имеют документарныйхарактер, т.е. осуществляются против документов, финансовых (векселей, чеков,платежных расписок) и коммерческих (счетов-фактур, отгрузочных документов —коносаментов, накладных, квитанций, страховых полисов, различных сертификатов);
■ регламентируются унифицированнымиправилами и обычаями основных форм международных расчетов.
Основными формами международных расчетовявляются:
инкассовая форма расчетов — поручение клиента банкуо получении платежа от импортера за товары и услуги и зачисление этих средствна счет экспортера в банке. На основе полученных от экспортера инструкций банквыполняет инкассовые операции в соответствии с Унифицированными правилами поинкассо;
аккредитивная форма расчетов — соглашение обобязательстве банка по просьбе клиента оплатить документы либо акцептовать илиучесть (негоциировать) тратту в пользу третьего лица (бенефициара), на которогооткрыт аккредитив. Порядок осуществления этой формы расчетов регламентируетсяУнифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов.Аккредитив (особенно безотзывный и подтвержденный) в большей степени, чеминкассо, гарантирует своевременность платежа. Вместе с тем это самая сложная идорогостоящая форма расчетов: импортер вынужден резервировать сумму аккредитиваили использовать кредит банка;
банковский перевод — поручение одного банка другому выплатитьпереводополучателю определенную сумму. В международных расчетах перевододателемчасто выступают клиенты банков. В форме перевода производятся оплата инкассо,авансовые платежи, перерасчеты. Банковские переводы зачастую сочетаются сдругими формами расчетов, а также с гарантиями банков;
авансовый платеж — оплата товаров импортером авансом доотгрузки, а иногда до их производства (например, при импорте дорогостоящегооборудования, судов, самолетов). В отличие от мировой практики, в которойавансовые платежи составляют 10—33% суммы контракта, в России они зачастуюдостигали 100%. Тем самым импортеры России кредитуют иностранных поставщиков.Согласие российского импортера на предварительную оплату связано либо с егозаинтересованностью (это один из видов «бегства» капитала в формеавансового платежа по фиктивным контрактам), либо с давлением экспортера;
расчеты по открытому счету — расчеты,предусматривающие периодические платежи в установленные сроки импортераэкспортеру при регулярных поставках товаров в кредит по этому счету. Этирасчеты наиболее выгодны для импортера и практикуются при доверительных идлительных отношениях с зарубежным поставщиком;
расчеты с использованием векселей, чеков,банковских карточек. В международных расчетах применяются переводные и обычные векселя.За оплату векселя ответственность несет акцептант (импортер или банк), давшийсогласие его оплатить. Единообразный вексельный закон (1930 г.) регламентируетформу, реквизиты, условия выставления и оплаты векселей. По неторговымоперациям используются дорожные (туристские) чеки, выписываемые крупнымибанками в разных валютах. Чек — денежный документ установленной формы,содержащий приказ банку выплатить обозначенную на нем валюту его владельцу.Форма и реквизиты чека регулируются национальным и международнымзаконодательствами (Чековой конвенцией 1931 г. и др.), С 60-х годовиспользуются еврочеки, сопровождаемые гарантийной еврокартой, дающей правовладельцу при зарубежных поездках получать деньги в банках или рассчитываться вмагазинах в ряде стран.
В международных расчетах активно используютсябанковские карточки. В результате слияния трех компаний (Еврокарт, Еврочек,Еврочек-холдинг) в сентябре 1992 года в Брюсселе создана международнаяплатежная система Europay International. В ней участвуют платежные организации и банкиряда стран, в том числе России. Выпуск и прием смарт-карт (с микропроцессором)с 1994 года осуществляет EMV (Europay Master Card Visa).
Международные расчеты осуществляются с помощьюэлектронных сигналов в виде записей в памяти банковских компьютеров,передаваемых по каналам дистанционной связи. Информация по межбанковскимрасчетам передается через СВИФТ. Акционерное общество «Всемирная межбанковскаяфинансовая телекоммуникационная сеть» (с 1977 г.) обслуживает более 7 тыс.банков и финансовых учреждений 189 стран, в том числе России;
валютные клиринги — расчеты в форме обязательного взаимного зачетамеждународных требований и обязательств на основании межправительственныхсоглашений. В отличие от внутреннего межбанковского клиринга взаимные зачеты повалютному клирингу производятся не добровольно, а в обязательном порядке приналичии межправительственного соглашения.
Клиринговые международные расчеты экспортеров иимпортеров осуществляются в национальной валюте с клиринговыми банками, которыепроизводят зачет взаимных требований и обязательств. Экспортеры получают неиностранную, а национальную валюту. Импортеры вносят в клиринговый банк национальнуювалюту.
С введением конвертируемости валютмежправительственные валютные клиринги почти не используются. Но в частномсекторе международные клиринги функционируют, например, по межбанковскимрасчетам, фондовым сделкам (Седел, Евроклир), межбанковским операциям (в экю —в 1985—1998 гг., в евро — система ТАРГЕТ и т.д.).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
Международный кредит — разновидностьэкономической категории «кредит». Это движение ссудного капитала всфере международных экономических отношений, связанное с предоставлениемвалютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности,обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступаютбанки, предприятия, государства, международные финансовые институты.
Функции международного кредита выражают особенностидвижения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. В ихчисле:
перераспределение ссудного капитала между странами дляобеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредитсодействует выравниванию наци шальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая еемассу;
экономия на издержках в сфере международныхрасчетов путем использования кредитных средств обращения (тратт, обычныхвекселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей;
ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованиюиностранных кредитов;
регулирование экономики.
Выполняя взаимосвязанные функции, международныйкредит играет двоякую роль в развитии производства — положительную иотрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывностьвоспроизводства и его расширение. С другой стороны, международный кредитусиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразноерасширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые непривлекаются иностранные заемные средства. Международный кредит используетсядля укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе.
Границы международного кредита зависят отисточников и потребности стран в иностранных заемных средствах, возвратностикредита в срок. Нарушение этой объективной границы породило проблемуурегулирования внешней задолженности стран-заемщиц. В их числе: развивающиесястраны, Россия, другие государства СНГ, страны Восточной Европы.
Классификация форм кредита осуществляетсяследующим образом:
по назначению:
■ коммерческие кредиты, обслуживающиемеждународную торговлю товарами и услугами;
■ финансовые кредиты, используемые дляинвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга,проведения валютной интервенции центральным банком;
■ промежуточные кредиты для обслуживаниясмешанных форм экспорта капиталов, товаров, услуг (например, инжиниринг);
по видам:
■ товарные (при экспорте товаров с отсрочкойплатежа);
■ валютные (в денежной форме);
по технике предоставления:
■ наличные кредиты, зачисляемые на счет заемщика;
■ акцептные кредиты в форме акцепта(согласия платить) тратты импортером или банком;
■ депозитные сертификаты;
■ облигационные займы, консорциональныекредиты и др.;
по валюте займа:
■ кредиты в валюте либо страны-должника, либостраны-кредитора, либо третьей страны, иногда в международных валютных единицах(СДР);
по срокам:
■ краткосрочные кредиты (от одного дня до одногогода);
■ среднесрочные (от одного года до пятилет);
■ долгосрочные (свыше пяти лет).
Если краткосрочный кредит пролонгируется(продлевается), он становится среднесрочным и иногда долгосрочным. В процессетрансформации краткосрочных международных кредитов в ссуды на более длительныйсрок часто участвует государство в качестве гаранта. Для удовлетворенияпотребностей экспортеров в ряде стран (в Великобритании, Франции, Японии и др.)при поддержке государства создана специальная система средне- и долгосрочногокредитования экспорта машин и оборудования. Долгосрочный международный кредит(практически до 10—15 лет) предоставляют прежде всего специализированныекредитно-финансовые институты — государственные и полугосударственные;
по обеспечению:
■ обеспеченные кредиты;
■ бланковые кредиты.
В качестве обеспечения используются товары,коммерческие и финансовые документы, ценные бумаги, недвижимость, другиеценности, иногда золото. Например, Италия, Уругвай, Португалия (в середине 70-хгодов), некоторые развивающиеся страны (в 80-х годах) использовалимеждународные кредиты под залог части официальных золотых запасов,оценивавшихся по среднерыночной цене. Бланковый кредит выдается подобязательство (вексель) должника погасить его в срок.
В зависимости от категории кредитора различаются международныекредиты:
■ фирменные (частные);
■ банковские;
■ брокерские;
■ правительственные;
■ смешанные, с участием частныхпредприятий, в том числе банков, и государства;
■ межгосударственные кредиты международныхфинансовых институтов. Рассмотрим некоторые из этих видов кредитов.
Фирменные кредиты предоставляются экспортерами иностраннымимпортерам в виде отсрочки платежа (до семи лет) за товары. Они оформляютсявекселем или открытым счетом. При вексельном кредите экспортер выставляетпереводный вексель (тратту) на импортера, который акцептует его при получениикоммерческих документов. Кредит по открытому счету основан на соглашенииэкспортера с импортером о записи на счет покупателя его задолженности поввезенным товарам и на его обязательстве погасить кредит в определенный срок (всередине или в конце месяца). Такой кредит предоставляется при регулярныхпоставках и расчетах по открытому счету между контрагентами.
К фирменным кредитам относится также авансовыйплатеж импортера.
Банковские международные кредиты предоставляются банками,как правило, под залог товарно-материальных ценностей, реже предоставляетсянеобеспеченный кредит крупным фирмам, с которыми банки тесно связаны.Общепринято создавать банковские консорциумы, синдикаты, пулы для мобилизациикрупных кредитных ресурсов и распределения риска. Банки экспортеров кредитуютне только национальных экспортеров, но и непосредственно иностранногоимпортера: кредит покупателю активно применяется с 60-х годов XX века.
Крупные банки предоставляют акцептный кредит вформе акцепта тратты. При этом акцептант становится непосредственнымплательщиком по векселю, но за счет средств должника (трассата). На акцептномрынке акцептованные переводные векселя в разных валютах свободно продаются.
Брокерские кредиты — промежуточная форма между фирменными ибанковскими кредитами. Брокеры заимствуют средства у банков, роль последнихуменьшается
Межгосударственные кредиты международныхфинансовых институтов предоставляются на основе межправительственных соглашений. Международныефинансовые институты ограничиваются небольшими кредитами, которые открываютдоступ заемщикам к кредитам частных иностранных банков на мировом рынке ссудныхкапиталов.
С 80-х годов XX века активно развиваетсяпроектное финансирование (кредитование) совместно несколькими кредитнымиучреждениями без привлечения средств из государственного бюджета.
Специфической формой кредитного обслуживаниявнешнеэкономических связей являются операции лизинга, факторинга,форфетирования.
Лизинг — соглашение об аренде движимого и недвижимогоимущества на разные сроки до 15 лет. В отличие от традиционной аренды объектлизинговой сделки выбирается лизингополучателем, а лизингодатель приобретаетоборудование за свой счет. Срок лизинга короче срока физического износа оборудования.По истечении срока лизинга клиент может продолжать аренду на льготных условияхили купить имущество по остаточной стоимости. В мировой практике лизингодателемобычно является лизинговая компания, а не коммерческий банк.
Факторинг — покупка специализированной финансовой компаниейвсех денежных требований экспортера к иностранному импортеру в размере до70—90% суммы контракта до наступления срока их оплаты; факторинговая компаниякредитует экспортера на срок до 120 дней. Благодаря факторинговому обслуживаниюэкспортер имеет дело не с разрозненными иностранными импортерами, а сфакторинговой компанией.
Форфетирование — покупка банком или форфетором на полныйсрок на заранее оговоренных условиях векселей (тратт), других финансовыхдокументов. Тем самым экспортер передает форфетору коммерческие риски,связанные с неплатежеспособностью импортера. В результате продажи портфелядолговых требований упрощается структура баланса фирмы-экспортера, сокращаютсясроки инкассации требований, бухгалтерские и административные расходы.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ ФУНКЦИИИ РОЛЬ
Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международныйбанк реконструкции и развития
МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы поаналогии с акционерной компанией, поэтому размер взноса в капитал определяетвозможность влияния страны на их деятельность. Доля 25 развитых стран (14,5%числа членов МВФ) в его капитале (290,4 млрд дол.) составляет 63%, в том числеСША— 17,5%, 15 стран ЕС — 30,3%, Японии — 6,3%, России -2,8% (она занимает 10-еместо по величине квоты — 8,1 млрд дол.). Принятие решений по важным вопросамтребует квалифицированного большинства голосов (85%). Это обеспечивает контрольза принятием решений (вплоть до вето) США и странам ЕС. США располагают в ВБ17% всех голосов, т.е. имеют столько голосов, сколько 140 развивающихся стран всовокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находятся в Вашингтоне.
Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квотыстран — членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% — СДР или свободноконвертируемой валютой и 75% — национальной валютой). Взносы в капитал МБРРоплачиваются лишь в размере 6,4% подписного капитала, а 93,6% служатгарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссииоблигаций Банка на мировых рынках.
В дополнение к собственному капиталумеждународные финансовые институты прибегают к заемным средствам.
Основные задачи МВФ заключаются в следующем:
■ содействие сбалансированному ростумеждународной торговли;
■ предоставление кредитов странам-членам(сроком до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитомих платежного баланса;
■ отмена валютных ограничений;
■ межгосударственное валютное регулированиепутем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы,зафиксированы в Уставе Фонда.
Возможность получить кредит МВФ ограниченаследующими условиями:
■ лимитируется размер заимствования страныв зависимости от ее квоты;
■ Фонд предъявляет определенные требования,иногда жесткие, к стране заемщице, которая должна выполнить макроэкономическуюстабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономикустран-должников.
Курс МВФ на ускорение приватизации, экономическихреформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилилнегативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономическийспад инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.)-
С 1992 года МВФ предоставил России кредиты насумму 21,3 млрд дол. Достигнутые в 1998 и 1999 годах договоренности о предоставленииантикризисного кредитного пакета (11,2 млрд дол.) и резервного кредита (4,5млрд дол.) были реализованы лишь частично, поскольку, по мнению Фонда,выдвигаемые им требования относительно реформирования российской экономики небыли выполнены.
Выдвигаемые Фондом жесткие требования, официальнопризванные устранить разбалансированность экономики, денежного обращения,обеспечить погашение внешнего долга, не всегда достигают поставленной цели иусугубляют негативные процессы в стране-заемщице. Так, в соответствии сусловиями первого кредита Фонда (1992 г.) в России была внезапно введеналиберализация цен, что привело к их росту в 26 раз за год и усилению инфляции.Рекомендованные Фондом дефляционные меры усугубили экономический спад,свертывание инвестиций в стране. Ограничение денежной эмиссии вызвало денежный «голод»и неплатежи. Под давлением МВФ Россия в 1992 году ввела частичнуюконвертируемость рубля без создания необходимых условий, что повлекло за собойснижение его валютного курса и усугубило процесс «бегства» капитала.Постоянный надзор за макроэкономической и валютной политикой в Россииосуществлял представитель Фонда при Центральном банке Российской Федерации.
В условиях улучшения макроэкономическихпоказателей Россия отказалась от заимствований в МВФ и с 2002 года погашаетсвою задолженность Фонду, сократив ее до 5 млрд дол. (июль 2003 г.).
Однако сотрудничество России с МВФ сохраняетопределенное значение с учетом его роли в регулировании валютно-кредитныхотношений.
Россия активно сотрудничает с группой Всемирногобанка (ВБ), которая включает Международный банк реконструкции и развития ичетыре его подразделения.
Число стран — членов МБРР составило 183 (на 1июля 2002 г.). Уставный капитал — 190 млрд дол. Как и в МВФ, наибольшаяподписка на капитал и число голосов принадлежат США (16,8 и 16,4%соответственно).
В отличие от МВФ большинство кредитов МБРРдолгосрочные (15—20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендацийэкономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц,нередко затрагивая их суверенитет.
МБРР, как и МВФ, предоставляет не толькостабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ,направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимноувязана, они дополняют друг Друга. Причем членом МБРР может стать лишь членМВФ. Вступление России в МБРР позволило ей заимствовать валютные кредиты в этоммировом инвестиционном банке и получить выход на мировой рынок ссудныхкапиталов.
Итоги первого десятилетия сотрудничества с ВБсвидетельствуют об определенной позитивной роли его кредитов в развитииэкономики и кредитно-банковской системы России.
За 1992—2001 годы В Б предоставил России кредиты(11,3 млрд дол.) в трех формах:
1) бюджетозамещающие (63%), сходные с кредитамиФонда, в форме кредитования федерального бюджета Российской Федерации, дажеесли они официально назывались «угольные» (на реорганизацию угольнойотрасли) или «социальные» (на поддержку системы социальной защитыработников кредитуемой отрасли). Эти кредиты, особенно первые, использовалисьнеэффективно, в основном на погашение бюджетной задолженности по заработнойплате, других текущих расходов бюджета, а не на структурные отраслевые реформы;
2) связанные кредиты (ежегодно 500—700 млн дол. в1994—1998 гг.) на определенные цели — охрану окружающей среды, оборудованиеналоговых служб, реформы статистики и др.;
3) инвестиционные кредиты или гарантии,предназначенные для софинансирования инвестиционных проектов в России спривлечением кредиторов из других стран. Например, Россия, Украина, Норвегия,США совместно кредитуют инвестиционный проект «Морской старт» подгарантию ВБ.
При кредитовании инвестиционных проектов ВБоказывает помощь российским банкирам в подготовке сложной документации,совместно с российскими специалистами проводит анализ и мониторинг кредитуемыхобъектов. Российские банки используют опыт ВБ по организации проектногофинансирования.
Условия кредитов В Б России корректируются сучетом особенностей кредитуемых инвестиционных проектов.
ВБ содействует подготовке к введениюмеждународных стандартов финансовой отчетности в банках России и обучениюроссийских банкиров.
К числу негативных результатов кредитногосотрудничества ВБ с Россией относятся следующие. Условия кредитов ВБ (особеннов первый период) включали политические требования (развитие демократии,многопартийности, независимость средств массовой информации и др.).
ВБ часто предъявлял России как заемщику жесткиеэкономические требования (например, срочная реорганизация угольнойпромышленности) без учета российской специфики.
Стоимость кредитов ВБ завышается (по оценкамспециалистов, на 10—20%) в связи с высокой оплатой западных специалистов иконсультантов ВБ при разработке модели проектного финансирования. Применявшаясянеэффективная схема предоставления кредита ВБ российскому Правительству черезфедеральный бюджет, откуда выделялись ссуды субзаемщикам-предприятиям, привелак образованию их просроченной задолженности перед бюджетом, за счет которогообслуживается государственный внешний долг. К тому же Минфин Россиинедостаточно контролировал целевое использование кредитов ВБ и бухгалтерскийучет оборудования, приобретаемого за счет этих кредитов.
В итоге лишь 70% одобренных и выделенных Россиикредитов ВБ были использованы (8,1 млрд дол. из 11,5 млрд дол.) в связи снеэффективным законодательством, высокими рисками, бюрократией и коррупцией.Кредиты с низким рейтингом были аннулированы (2,5 млрд дол.) в целях улучшенияроссийского кредитного портфеля в ВБ.
После кризиса 1998 года МБРР, как и МВФ, сократилкредитование экономики России и лишь с 2003 года возобновил сотрудничество.
С учетом противоречивых результатов первогодесятилетия кредитного сотрудничества ВБ и Россия разработали новую стратегиюна 2003—2005 годы в целях поддержания реализации комплексной программы реформПравительства РФ, в частности в форме целевого кредитования конкретныхинвестиционных проектов.
Специфика ВБ заключается в наличии у него четырехподразделений.
Международная ассоциация развития (MAP, создана в 1960 году;ныне число членов — 162) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок35— 40 лет правительствам наименее развитых стран — членов МБРР, взимая лишькомиссию в размере 3,4% на покрытие административных расходов. Цель этихкредитов — поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны.Специфика MAP заключается в координации ее деятельности с МБРР и совместномкредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных межгосударственныхкредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудныхкапиталов. Хотя сумма кредитов MAP невелика (107 млрд дол. в 1960—2001 гг.), онибыли использованы для осуществления 134 инвестиционных проектов в 53 странах,особенно африканских (половина кредитов в 2001 г.), где находятся наиболеебедные регионы мира. Предполагается заменить беспроцентные кредиты дарами.
Международная финансовая корпорация (МФК, создана в 1956 г.,ныне число членов — 175). Капитал МФК невелик — 2,36 млрд дол. Совокупный объемпредоставленных МФК кредитов — 48 млрд дол. — в 20 с лишним раз превышает еекапитал. Это объясняется долевым участием МФК (60%) в этих заимствованияхстран-членов и привлечением синдицированных кредитов частных банков (40%).Участие МФК в капитале предприятия колеблется от 5 до 15%, иногда — до 35%.Деятельность МФК направлена на стимулирование частных инвестиций в экономикуразвивающихся стран. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиямна срок до 15 лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФКзаключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие отМБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственногоконтроля.
Кроме того, в ответ на критику МБРР и МФК, вначале 90-х годов создано пять совместно управляемых департаментов: нефти, газаи продуктов нефтехимии; добывающей промышленности; глобальных информационных ителекоммуникационных технологий; консультационных услуг для частного сектора;мелкого и среднего предпринимательства.
МФК кредитует инвестиционные Проекты в России,участвует в капитале частных предприятий, но в ряде случаев недостаточноэффективно. Наиболее перспективна деятельность группы МФК по развитию лизинга вРоссии. Группа создана в 1997 году при финансовом содействии правительствВеликобритании и Канады и с 2000 года финансируется Канадским агентствоммеждународного развития в целях формирования необходимых правовых иэкономических Условий для активизации лизинга в Российской Федерации с учетоммирового опыта.
Многостороннее агентство гарантированияинвестиций (МАГИ,создано в 1988 г. в целях содействия потоку прямых инвестиций в развивающиесястраны). МАГИ предоставляет гарантии (покрывая до 90% инвестиций на срок до 20лет) по коммерческим и политическим рискам. К рискам относятся: отменаконвертируемости валюты, национализация или экспроприация имущества инвестора,военные действия, смена политического режима, невыполнение контракта вследствиеправительственного решения. Кроме того, МАГИ оказывает консультационные услугипо прямым инвестициям.
Международный центр по урегулированиюинвестиционных споров — новое подразделение группы Всемирного банка.
ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР,создан в 1990 г., местонахождение — Лондон). Главная цель ЕБРР — способствоватьпереходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральнойи Восточной Европы. ЕБРР кредитует инвестиционные проекты в определенныхпределах.
Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с ресурсамиМБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (24,5% посравнению с 6,4%). Неоплаченный капитал может быть при необходимостивостребован, но обычно используется как гарантия при привлечении заемныхсредств на мировом кредитном рынке. Заимствование средств на рынке капиталаосуществляется путем выпуска сертификатов, а не облигаций, в отличие от ВБ.
Особенность ЕБРР состоит в меньшей дифференциациидоли стран-членов в капитале и количестве голосов. Например, США имеют 10%акций, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ, Япония — по 8,6% каждая.
Другая особенность ЕБРР заключается в егоориентации на кредитование рыночных реформ и поддержку частногопредпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы; 70% его кредитовпредоставлены частному сектору. Россия активно сотрудничает с ЕБРР, которыйкредитует инвестиционные проекты (15 млрд дол. в 1991—2000 гг.) в пределах 30%стоимости проекта и привлекает синдицированные банковские кредиты.
ЕБРР специализируется на кредитованиипроизводства (включая проектное финансирование), оказании техническогосодействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологическиепрограммы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемыхпредприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России,—финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационнаяинфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяетсяподдержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРРпредоставляет консультационные услуги при разработке программ развития сцелевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР — содействиеприватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке имодернизации. Кроме того, ЕБРР проводит консультации по этим вопросам.
Отличительная черта кредитов ЕБРР — дисперсия порегионам и разным отраслям экономики, а также банкам. ЕБРР избирательноопределяет объекты кредитования с учетом российской специфики, отказываяськредитовать предприятия игорного бизнеса, производство табачных изделий икрепких алкогольных напитков. Специфика деятельности ЕБРР — стимулированиесоздания венчурных фондов (11 в России). Созданный в 1994 году ЕБРР Фондподдержки малого бизнеса в России предоставил кредиты около 40 тыс. мелкихпредприятий исходя из критерия их платежеспособности. Стратегия сотрудничестваРоссии с ЕБРР направлена на дальнейшее привлечение его инвестиционных кредитов,условия которых более льготные по сравнению с условиями мировых частныхинвесторов, в целях развития российской экономики.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ
Особое место в структуре международных финансовыхорганизаций занимают международные региональные банки развития, созданные в60-х годах XX века в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфическихпроблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов. Межамериканскийбанк развития (МаБР, создан в 1959 г., находится в Вашингтоне), Африканскийбанк развития (АфБР, образован в 1963 г., находится в Абиджане) и Азиатскийбанк развития (АзБР, создан в 1965 г., находится в Маниле) преследуют единыецели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов,кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков являетсясущественное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежитзначительная часть капитала банков и, они составляют примерно 1/3 ихчленов. В региональных банках развития установлен одинаковый принципформирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды,проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.
Вместе с тем существуют различия в деятельностирегиональных банков развития. Они определяются неодинаковым уровнемэкономического, культурного развития стран трех континентов: Латинской Америки,Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.
Сотрудничество России с международнымирегиональными банками развития пока недостаточно налажено.
Особое место среди международныхвалютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, созданв 1930 г., находится в Базеле). По существу, это банк центральных банков (егочлены — более 50 стран, в том числе Россия — с 1996 г.).
БМР осуществляет обычные банковские операции сцентральными банками: депозитные, кредитные, расчетные.
БМР содействует сотрудничеству между центральнымибанками в области денежно-кредитной и валютной политики. Важной сферой этогосотрудничества является координация мер по надзору за деятельностью банков, ихликвидностью, платежеспособностью. Базельский комитет по банковскому надзору ирегулированию (создан в 1974 г.) опубликовал периодически обновляемыйБазельский конкордат в виде отчета по названной проблеме и подготовилБазельское соглашение 1988 года о минимальных международных стандартах и оценкедостаточности капитала банков. С 1992 года ведущие банки, в том числе российские,обязаны соблюдать эти стандарты. В новом Базельском соглашении по капиталубанков (Базель II) акцент сделан на усилении внутреннего банковского контроля приоценке рисков, рыночной дисциплины и прозрачности информации. Специальнаяслужба БМР (создана летом 1990 г.) оказывает техническую помощь центральнымбанкам, включая Банк России, и организует обучение банкиров.
ВступлениеРоссии в БМР расширило возможности участия Банка России в работе комитетов икомиссией БМР.