Международные стандарты аудита, их роль и значение в обеспечении качества аудиторской деятельности

Международныестандарты аудита, их роль и значение в обеспечении качества аудиторскойдеятельности

Москва2009 год

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.        Значениемеждународных аудиторских стандартов в регулировании аудиторской деятельности
1.1      Аудиторские стандарты, их назначенияи виды
1.2      Стандартизация аудиторскойдеятельности в России
1.3      Основные международные аудиторскиестандарты
/>2.        Характеристикастандартов, обеспечивающих качество аудиторских услуг
Заключение
Список литературы
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
С развитиемтранснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм вкрупные международные группы появилась необходимость унификации аудита вмеждународном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всеммире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающиеочередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в другихорганизациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.
В переводе с английского audit – это проверка, ревизия. То есть, всвоей основе аудит и ревизия – это разновидности бухгалтерских и иных проверок.Именно отличие в целях и задачах проверки во многом определяют различие междуаудитом и ревизиями, которые всегда проводились и проводятся сейчас напредприятиях и в организациях.
Внутренние проверкисуществуют в различных странах мира на протяжении многих десятилетий. Еслиговорить об акционерных обществах, то в Европе, в частности во Франции, уже с1867 г. в компаниях была учреждена должность ревизора. В его обязанностивходило оказание помощи общему собранию акционеров в ежегодной проверкефинансовой отчетности и ее утверждении. В соответствии с законодательствомревизор являлся уполномоченным лицом акционеров.
В настоящее время аудитявляется отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональныхаудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторымогут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием повопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последниегоды оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговыхконсультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами.
В РФ законодательная базааудиторской деятельности стала формироваться в 1993 г. с утверждением Временныхправил аудиторской деятельности в РФ. В настоящее время в России действует ФЗ«Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ и 38 Правил (стандартов)аудиторской деятельности к нему (ПСАД), которые разрабатывались с 1996 по 2000 гг.
Роль аудиторских проверокв обеспечении достоверности финансовой отчетности обусловлена их независимостьюот субъекта проверки и руководства проверяемой организации, возможностьюполучить независимое, а, значит, более объективное мнение о финансовой отчетностипроверяемых предприятий. Фактор независимости чрезвычайно важен, посколькуименно он, прежде всего, позволяет обеспечивать беспристрастное и непредвзятоемнение аудиторов о состоянии финансовой отчетности клиента. Этим подтверждаетсято, что Международные стандарты аудита предваряют Кодекс этики профессиональныхбухгалтеров, в котором независимость рассматривается как один из важнейшихфакторов, определяющих деятельность публично практикующего профессиональногобухгалтера.
Ответственность аудитора изначение его мнения в оценке состояния финансовой отчетности связана с тойролью, которую финансовая отчетность играет в современнойфинансово-экономической жизни различных предприятий и организаций.
Целью данной курсовойработы является:
1)   описать общие сведения об аудите;
2)   рассказать о Международных стандартахаудита, их внедрении в России;
3)   обозначить взаимосвязь Международныхстандартов аудита с обеспечением качества аудиторской деятельности.

1. Значениемеждународных аудиторских стандартов в
регулированииаудиторской деятельности
 
1.1Аудиторские стандарты, их назначенияи виды
Стандарты аудита — этоединые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессепрофессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требованияк порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качествааудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов иоценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутрифирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.
Различают четыре группыстандартов:
·    международныеаудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторскойпрактике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Ихтребования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
·    национальныестандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 34федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности… Федеральные правила(стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторскихорганизаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, заисключением положений, в отношении которых указано, что они имеютрекомендательный характер;
·    внутренниеправила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональныхаудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельностиаудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функцийпрофессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основеединых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторскиеобъединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты)аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторскойдеятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторскойдеятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов)аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие вобъединение, обязаны соблюдать требования данных
·    внутрифирменныестандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь нанациональных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнениюразличных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах)аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам(стандартам) аудиторской деятельности.
При этом требованияправил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций ииндивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил(стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов)аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членамикоторого они являются. Если аудиторское заключение дается по международнымстандартам, то внутрифирменные стандарты не должны противоречить международнымстандартам.
Стандарты аудитарегулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всеммире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выраженииаудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятымпринципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, атакже устанавливают единые качественные критерии сравнения результатоваудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности являетсянеобходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторскойпрактике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандартыформулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству инадежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантия результатоваудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единыетребования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору.С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежатпериодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностейпользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторскихстандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требованиядля проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качествапроведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты устанавливаютобщий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетоваудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должныследовать все представители этой профессии независимо от условий, в которыхпроводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления отстандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важнуюроль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
ü   обеспечивают высокое качествоаудиторской проверки;
ü   содействуют внедрению в аудиторскуюпрактику новых научных достижений;
ü   помогают пользователям пониматьпроцесс аудиторской проверки;
ü   создают общественный имидж профессии;
ü   устраняют контроль со стороныгосударства;
ü   помогают аудитору вести переговоры склиентом;
ü   обеспечивают связь отдельныхэлементов аудиторского процесса.

1.2Стандартизация аудиторскойдеятельности в России
В России, где в настоящеевремя происходит переход от жестко регулируемой континентальной системыбухгалтерского учета к англо-американской, разработка аудиторских правил(стандартов) ведется самостоятельно с учетом положений международных стандартоваудита.
Работа над современнымвариантом системы общероссийских аудиторских стандартов началась в нашей странев 1995 г. С самого начала эта система создавалась как национальный аналогсистемы Международных аудиторских стандартов, разрабатываемых МФБ.
В Российской Федерациисогласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от30.12.2008 разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельностиосуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторскойдеятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) ПравительствоРоссийской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессеразработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторскойдеятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России; ихдействие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.
Федеральные правила(стандарты) базируются на международных стандартах аудита.
Правила (стандарты)аудиторской деятельности — это, как отмечается в законе об аудиторскойдеятельности в Российской Федерации, единые требования к порядку осуществленияаудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующихему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Правила (стандарты)аудиторской деятельности подразделяются на:
Ø  федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности;
Ø  внутренниеправила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональныхаудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций(фирм) и индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила(стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторскихорганизаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, заисключением положений, в отношении которых указано, что они имеютрекомендательный характер.
Профессиональныеаудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами,устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности,которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторскойдеятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральныхправил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессиональногоаудиторского объединения, членами которых они являются.
Различаются не толькоподходы к аудиту, но и содержание аудиторских стандартов. Сравнениемеждународных стандартов аудита и российских необходимо для:
• понимания существенныхаспектов порядка проведения аудита и формирования профессионального мненияаудитора о достоверности финансовой отчетности;
• формулированияпредложений по совершенствованию действующего российского законодательства поаудиту.
На основе действующихмеждународных стандартов аудита разработан ряд отечественных аналогов. В целомстандарты можно подразделить на несколько групп: 1) российские правила(стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита; 2)российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международныхстандартов аудита; 3) российские правила (стандарты), не имеющие аналогов всистеме международных стандартов аудита; 4) международные стандарты, не имеющиеаналогов в системе российских стандартов аудита. Значительная часть российскихстандартов аудита тождественна или в существенных аспектах близка кмеждународным стандартам аудита. Имеющиеся расхождения обусловлены:
1) различиями в подходахк аудиту;
2) формальными различиями- стиль и оформление документов, подробности изложения; практические примеры ит.п.;
3) реформой международныхстандартов аудита.
Тринадцать документов изчисла международных стандартов аудита и положений о международной аудиторскойпрактике в настоящее время не имеют российских аналогов. Это связано с тем, чтороссийские регламентирующие документы еще находятся в стадии разработки, иподготовка всего пакета стандартов еще не завершена.
Кроме того, следуетучитывать, что практика аудита, опираясь на накопленный в мире опыт, имеет вразличных странах, в том числе в России, свои особенности, связанные соспецификой каждой страны, системой ее государственного самоуправления и многимидругими факторами.
Развитие стандартовбухгалтерского и финансового учета оказывает влияние на эволюцию стандартоваудита. Более того, продвижение в России международных стандартов аудитазависит от внедрения и применения в учетной практике международных стандартовфинансовой отчетности. Это проявляется в содержании документов, разработанных сцелью гармонизации бухгалтерского учета и аудита в соответствии смеждународными стандартами.1 июля 2004 г. была одобрена Приказом МФ РФКонцепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу. В работе над Концепцией приняли участие Минэкономразвития,Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк, Федеральная службапо статистике, Миннауки, МНС РФ. Концепция была обсуждена с профессиональнымиобщественными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями, научнымиорганизациями, вузами, коммерческими организациями. В документе учтен мировойопыт и рекомендации ряда международных организаций. Концепция связываетдальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в стране с активизациейиспользования МСФО непосредственно хозяйствующими субъектами и в регулированииучета и отчетности.
Реализация Концепцииосуществляется по специальным планам, охватывающим все выделенные направленияразвития бухгалтерского учета и отчетности. При этом изменения в бухгалтерскомучете и отчетности, в том числе переход на МСФО, предполагается проводитьпостепенно с учетом потребностей и готовности профессиональной и другойзаинтересованной общественности, а также органов государственной власти.
Основными направлениямиразвития бухгалтерского учета и отчетности, согласно принятой Концепции,являются:
1) повышение качестваинформации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
2) создание инфраструктурыприменения МСФО;
3) изменение системырегулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4) усиление контролякачества бухгалтерской отчетности;
5) существенное повышениеквалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учетаи отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователейбухгалтерской отчетности.
Качество бухгалтерскойинформации зависит от того, насколько эффективно осуществляется контролькачества бухгалтерской отчетности. Концепция гласит: «Основой системы контролядолжен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерскойотчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимойквалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношенииинститут аудита выступает одним из основных инструментов развитиябухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудитабухгалтерской отчетности являются: а) качественные стандарты аудиторскойдеятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;
б) четкие правиланезависимости аудиторских организаций и аудиторов;
в) непреложное следованиеаудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;
г) единыеквалификационные требования к аудиторам, независимо от того, в какой отраслиили сфере экономики они ведут деятельность;
д) высокийквалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемыйсистемой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;
е) контроль качестваработы аудиторских организаций и аудиторов со стороны, прежде всего,профессиональных общественных объединений;
ж) эффективная системагосударственно-общественного надзора за аудиторскими организациями иаудиторами».
С целью развитияинститута аудита как основного элемента системы контроля качества бухгалтерскойотчетности в План мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерскогоучета и отчетности в РФ включены не только задачи по бухгалтерскому учету, но ипо аудиту. К таким задачам относятся:
1. Подготовка изменений идополнений к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», в том числевведение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
2. Разработка проектовфедеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности на основемеждународных стандартов аудита и представление их в Правительство РФ.
3. Разработка предложенийпо совершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов всоответствии с мировым опытом.
4. Разработка предложенийпо введению единых квалификационных требований к аудиторам, в том числе вобласти аудита финансовой отчетности, подготовленной по МСФО.
5. Повышение уровняконтроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, в том числеобеспечение единых подходов к содержанию, формам и методам такого контроля.
В результатеосуществления ряда мер по данным направлениям система бухгалтерского учета иотчетности будет отвечать реальным и современным потребностям рыночнойэкономики, а бухгалтерская и аудиторская профессия выйдут на качественно новыйэтап своего развития.
1.3Основные международные аудиторскиестандарты
Разработкойпрофессиональных требований к аудиту на международном уровне занимаетсяМеждународная федерация бухгалтеров, созданная в 1977 г. В рамках Международныйкомитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономногокомитета, издает международные стандарты по аудиту, которые преследуют двоякуюцель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которыхуровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по меревозможности отношение к аудиту в международном масштабе.
В Австралии, Бразилии, Индиии Голландии и других странах международные стандарты используются в качествебазы для разработки собственных стандартов, а в странах, в которых решено неразрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланкаи др.), международные стандарты могут полностью использоваться в качественациональных.
В наиболее развитыхстранах, имеющих свои специфические национальные стандарты аудита (Канада,Великобритания, Ирландия, США), международные стандарты просто принимаются ксведению профессиональными организациями.
Помимо общих аудиторскихстандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы исферы аудиторской деятельности, — стандарты и нормы прогнозов и планов,стандарты этики и т.д.
Международный комитет поаудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издалстандарты проведения аудита,. состоящие из международных стандартов проведенияаудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Аудиторские стандартыформулируют единые международные основополагающие предписания, определяющиенормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантиирезультатов аудиторской проверки при их соблюдении.
Международный комитет поаудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие измеждународных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Международныестандарты аудита (МСА) представляют интерес для российских бухгалтеров в силунескольких обстоятельств. Во-первых, немало отечественных предприятий,ориентированных на зарубежных инвесторов, уже сейчас испытывают потребность впроведении аудита в соответствии с МСА. Бухгалтерам таких организацийнеобходимо иметь представление об обязанностях сторон и наиболее существенныхособенностях международных технологий аудита. Во-вторых, следует подчеркнуть,что именно международные регламентирующие документы положены в основуразработки отечественных федеральных правил (стандартов) аудиторскойдеятельности, в чем убеждают уже имеющиеся российские стандарты, которые практическивоспроизводят положения нескольких МСА.
Ознакомлениес полным сводом международных стандартов аудита (в формате краткогоаналитического обзора) позволит отечественным бухгалтерам получить целостнуюкартину того, какие нормы станут определять их взаимоотношения с аудиторами помере дальнейшего продвижения российской реформы бухгалтерского учета и аудита ипредстоящего ввода в действие новых международно-ориентированных федеральных правил (стандартов) аудиторскойдеятельности.
Международные стандарты аудитаохватывают широкий круг вопросов, регламентирующих аудиторские процедуры ивзаимоотношения аудиторов с руководством и бухгалтерами компаний- клиентов. Онисостоят из разделов:
1. Вводные аспекты
История возникновения ипорядок разработки международных стандартов аудита и сопутствующих услуг.Статус Международных стандартов аудита (МСА) и Положений о международнойаудиторской практике (ПМАП). МСА 100 «Предисловие к Международнымстандартам аудита и сопутствующих услуг».
Принципы построения исодержание перечня терминов и определений МСА. МСА 110 «Глоссарий».
Требования, предъявляемыек подготовке финансовой отчетности с точки зрения ее аудита. Определение аудитаи сопутствующих услуг. Уровни уверенности аудитора для различных видоваудиторских услуг. Причастность аудитора к финансовой информации. МСА 120«Концептуальная основа Международных стандартов аудита».
Кодекс этикипрофессиональных бухгалтеров. Основные понятия и фундаментальные принципыКодекса этики. Структура Кодекса этики и его применение на практике.
2. Обязанности (стандарты,регламентирующие ответственность аудиторов):
Цель, объем и общиепринципы аудита. Концепция достаточной (разумной) уверенности аудитора.Ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности. МСА 200«Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности».
Письма — обязательства опроведении аудита, обязательная информация, которая должна содержаться в них.Необходимость пересмотра писем — обязательств в случае повторных аудиторскихпроверок. Порядок принятия изменений в договоренности об аудиторском задании.МСА 210 «Условия договоренностей об аудите».
Форма и содержаниерабочих документов. Конфиденциальность, обеспечение сохранности, хранениерабочих документов и право собственности на них. МСА 230 «Документация».
Ответственностьруководства экономического субъекта и аудитора в связи с вероятностью появленияфактов мошенничества и ошибок. Ограничения, присущие аудиту, и связанный с этимриск того, что некоторые существенные искажения финансовой отчетности не будутобнаружены. Процедуры, проводимые при наличии признаков мошенничества илиошибки. Сообщение о факте мошенничества или ошибки (руководству экономическогосубъекта, пользователям аудиторского заключения ПО ФАКСУой отчетности, органамрегулирования и правоохранительным органам). Случаи, когда аудитор вправеотказаться от проведения аудита. МСА 240 «Мошенничество и ошибки».
Ответственностьруководства за соблюдение законов и нормативных актов. Проверка аудиторомсоблюдения законов и нормативных актов и процедуры, применяемые при выявлениифактов несоблюдения. Сообщение о несоблюдении (руководству экономическогосубъекта, пользователям аудиторского заключения по финансовой отчетности,органам регулирования и правоохранительным органам). Случаи, когда аудиторвправе отказаться от проведения аудита. МСА 250 «Учет законов инормативных актов при аудите финансовой отчетности».
3. Планирование (аудита):
Необходимостьпланирования работы. Общий план аудита (знание бизнеса клиента, пониманиесистем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск и существенность,характер, сроки и объем процедур, координация, направление работы, надзор заней и ее анализ, прочие аспекты). Программа аудита, определяющая характер,сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых дляосуществления плана аудита. Порядок внесения изменений в общий план и программуаудита. МСА 300 «Планирование».
Получение и применениезнаний о деятельности клиента. Факторы, подлежащие изучению: общиеэкономические условия, отраслевые условия, влияющие на бизнес клиента,информация об экономическом субъекте как таковом (характеристики управления исобственности, финансовое положение и доходность, условия подготовки финансовойотчетности, отраслевое законодательство, особенности деятельности — продукция,рынки, поставщики, расходы, технология производства). МСА 310 «Знаниебизнеса».
Понятие существенности.Взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском. Применение понятиясущественности для оценки последствий искажений финансовой отчетности. МСА 320«Существенность в аудите».
4. Внутренний контроль (системавнутреннего контроля):
Неотъемлемый риск,факторы риска на уровне финансовой отчетности и на уровне сальдо счета и классаопераций. Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (необходимостьпонимания этих систем для целей аудита, ограничения, присущие средствамвнутреннего контроля). Риск системы контроля (предварительная оценка рискасистемы контроля, документация, отражающая понимание и оценку риска системыконтроля, тесты контроля, качество и своевременность аудиторскогодоказательства, окончательная оценка риска системы контроля). Рискнеобнаружения. Аудиторский риск в малых предприятиях. Информированиеруководства о недостатках структуры или функционирования систем бухгалтерскогоучета и внутреннего контроля. МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннегоконтроля».
Квалификация икомпетентность аудитора в области компьютерных информационных систем (КИС).Планирование аудита в среде КИС. Оценка риска и особенности проведенияаудиторских процедур в условиях КИС. МСА 401 «Аудит в условиях компьютерныхинформационных систем».
Оценка влиянияобслуживающей организации на системы бухгалтерского учета и внутреннегоконтроля клиента. Вопросы, рассматриваемые аудитором клиента. Отчет аудитораобслуживающей организации. МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугамиобслуживающих организаций».
5. Аудиторскиедоказательства
Достаточные и уместныеаудиторские доказательства. Утверждения, на основе которых подготовленафинансовая отчетность: существование, права и обязательства, возникновение,полнота, стоимостная оценка, измерение, представление и раскрытие. Процедурыполучения аудиторских доказательств: инспектирование, наблюдение, запрос иподтверждение, подсчет, аналитические процедуры. МСА 500 «Аудиторскиедоказательства».
Присутствие приинвентаризации товарно-материальных запасов. Подтверждение дебиторскойзадолженности. Запрос о судебных делах и претензиях. Стоимостная оценка ираскрытие информации о долгосрочных инвестициях. Информация по сегментам. МСА501 «Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особыхстатей».
Аудиторские процедуры,которые аудитору необходимо получить в отношении начальных сальдо. Аудиторскиевыводы и заключения, связанные с проверкой начальных сальдо. МСА 510«Первая аудиторская проверка — начальные сальдо».
Характер и целианалитических процедур. Аналитические процедуры при планировании аудита.Аналитические процедуры как процедуры проверки по существу. Аналитическиепроцедуры при проведении общего обзора на завершающей стадии аудита. Степеньнадежности аналитических процедур. Использование аналитических процедур дляисследования необычных статей. МСА 520 «Аналитические процедуры».
Понятия аудиторскойвыборки, элемента выборки, генеральной совокупности, риска, связанного и несвязанного с использованием выборочного метода. Риски, связанные с получениемаудиторских доказательств (тестов контроля и процедур проверки по существу).Отбор элементов для тестирования в целях получения аудиторских доказательств(отбор всех элементов, отбор специфических статей, аудиторская выборка).Статистический и нестатистический подходы к выборкам. Разработка выборки. Объемвыборки. Формирование выборки. Проведение аудиторской процедуры. Анализхарактера и причин ошибок. Прогнозирование ошибок. Оценка результатов выборки.МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки».
Характер оценочныхзначений. Аудиторские процедуры в отношении проверки оценочных значений. Анализи тестирование процедур, используемых руководством клиента (оценка данных ианализ допущений, проверка вычислений, сравнение предыдущих оценок сфактическими результатами). Использование независимой оценки. Обзор последующихсобытий. Оценка результатов аудиторских процедур. МСА 540 «Аудит оценочныхзначений».
События, происходящие додаты подписания аудиторского заключения. Факты, обнаруженные после датыаудиторского заключения, но до опубликования финансовой отчетности. Факты,обнаруженные после опубликования финансовой отчетности. Особенности аудиторскихпроцедур в случае открытого размещения клиентом ценных бумаг. МСА 560«Последующие события».
Уместность допущения онепрерывности деятельности предприятия и признаки риска невыполнения такогодопущения (финансовые, производственные и прочие). Аудиторские доказательства,касающиеся того, сможет ли предприятие продолжать свою деятельность в обозримомбудущем. Аудиторские выводы и заключение. МСА 570 «Допущение онепрерывности деятельности предприятия».
Признание руководствомответственности за финансовую отчетность. Использование заявления руководства вкачестве аудиторского доказательства. Документальное оформление заявлений,сделанных руководством. Действия аудитора в случае отказа руководствапредоставлять заявления. МСА 580 «Заявления руководства».
6. Использованиерезультатов работы третьих лиц
Понятия главногоаудитора, другого аудитора, аудируемого компонента. Принятие назначения вкачестве главного аудитора. Процедуры, выполняемые главным аудитором.Сотрудничество между аудиторами. Вопросы, требующие рассмотрения присоставлении заключения. Разделение ответственности между аудиторами. МСА 600«Использование результатов работы другого аудитора».
Объем и цели внутреннегоаудита. Взаимосвязь между внутренним аудитом и внешним аудитором. Понимание ипредварительная оценка внутреннего аудита. Сроки взаимодействия и координации.Оценка и проверка работы внутреннего аудита. МСА 610 «Рассмотрение работывнутреннего аудита».
Понятие«эксперта» для целей аудита. Определение необходимости использоватьработу эксперта. Компетентность и объективность эксперта. Объем работы экспертаи ее оценка. Ссылка на эксперта в аудиторском заключении. МСА 620 «Использованиеработы эксперта».
7. Аудиторские выводы изаключения
Основные элементыаудиторского заключения (название, адресат, вводный параграф или введение,параграф, описывающий объем, выражение мнения, дата аудиторского заключения,адрес и подпись аудитора). Типовое аудиторское заключение. Модифицированныезаключения (факторы, не влияющие на мнение аудитора, факторы, влияющие намнение аудитора). Обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения,отличного от безусловноположительного (ограничение объема, несогласие сруководством). МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовойотчетности».
Понятие соответствующихпоказателей и сопоставимой финансовой отчетности. Соответствующие показатели(обязанности аудитора, составление заключения, дополнительные требования,возникающие при назначении нового аудитора). Сопоставимая финансовая отчетность(обязанности аудитора, составление заключения, дополнительные требования,возникающие при назначении нового аудитора). МСА 710 «Сопоставления».
Понятие «прочейинформации». Доступ к прочей информации и необходимость ее рассмотрения.Существенные несоответствия и существенное искажение фактов. Доступность прочейинформации после даты составления аудиторского заключения. МСА 720 «Прочаяинформация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность».
8. Специализированныеобласти аудита
Определение и общие требования,предъявляемые к специальным аудиторским заданиям. Отчеты о финансовойотчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета,отличными от МСФО или национальных стандартов. Отчеты по компонентам финансовойотчетности. Отчеты о соответствии условиям договора. Отчеты об обобщеннойфинансовой отчетности. МСА 800 «Отчет аудитора по специальномуаудиторскому заданию».
Понятие прогнознойфинансовой информации, ее назначение. Понятия прогноза и перспективной оценки.Уверенность аудитора в отношении прогнозной финансовой информации. Принятиезадания. Знание бизнеса. Охватываемый период. Процедуры проверки. Представлениеи раскрытие информации. Отчет о проверке прогнозной финансовой информации. МСА810 «Проверка прогнозной финансовой информации».
9. Сопутствующие услуги
Цель обзора финансовойотчетности. Общие принципы обзора, объем обзора. Средняя степень уверенности.Условия задания. Планирование. Работа, выполненная другими лицами.Документация. Процедуры и доказательства. Выводы и заключение. МСА 910«Задания по обзору финансовой отчетности».
Цель задания повыполнению согласованных процедур. Общие принципы работы по выполнениюсогласованных процедур. Определение условий задания. Планирование.Документация. Процедуры и доказательства. Отчет. МСА 920 «Задания по выполнениюсогласованных процедур».
Цель задания поподготовке (компиляции) финансовой информации. Общие принципы задания поподготовке финансовой информации. Определение условий задания. Планирование.Документация. Процедуры. Отчет о выполнении задания по подготовке финансовойинформации. МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации».
10. Применениемеждународных аудиторских стандартов для аудита малых предприятий (МСА 1005)
Комментарии по применениюМСА при аудите малых предприятий.
11. Аудит международныхкоммерческих банков (МСА 1000, 1006)
Применение МСА для аудитамеждународных коммерческих банков. Цели аудита и особо важные вопросы,возникающие по различным статьям финансовой отчетности банка.
Оценка систем внутреннегоконтроля.
Процедуры межбанковскогоподтверждения.
12. Сходства и различияроссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности и МСА
Правила (стандарты)аудиторской деятельности, находящиеся в близком согласии с МСА. Правила(стандарты) аудиторской деятельности, имеющие существенные отличия от МСА;анализ причин таких различий.

2. Характеристика стандартов,обеспечивающих качество
аудиторских услуг
Организацией системыконтроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации строится с учетомиспользования международного опыта. Уже с середины 90-х годов представителимеждународных профессиональных объединений, в частности CNCC (Франция), знакомили российскихаудиторов с некоторыми элементами своей системы контроля. В настоящее времяроссийские аудиторы имеют возможность использовать опыт как Франции, так иВеликобритании.
Ранее требования ксистеме внутреннего контроля аудиторской фирмы были установлены в МСА 220«Контроль качества работы в аудите».
С 15 июля 2005 годавопросы организации СВК на уровне фирмы вынесены в МСКК 1[1]«Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверкиисторической финансовой информации, а также другие задания, обеспечивающиеуверенность и связанные с сопутствующими услугами», а вопросы организации контролякачества на уровне отдельного аудиторского задания – в МСА 220R «Контроль качества для аудиторовисторической финансовой информации».
Внешний контроль качестваоснован на изучении и оценке системы внутреннего контроля, действующей ваудиторской фирме, ее соответствии международным требованиям.
Все национальныеаудиторские организации и профессиональные объединения, которые являютсячленами Международной федерации бухгалтеров IFAC, руководствуются в своей деятельности МСКК 1 и МСА220R. Российский аудит также направлен насоответствие ПСАД международным стандартам аудита.
Основные изменения втребованиях к организации внутрифирменного контроля качества (СВКК) аудиторскойфирмы связаны с тем, что в МСКК 1 введены обязательные требования к структуреСВКК, а также обязанность документировать процедуры и элементы СВКК.
В соответствии с п.7 МСКК1 система контроля качества аудиторской организации должна включать в себяполитики и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:
— ответственностьруководства за качество предоставляемых услуг (внутрифирменный контролькачества);
— этические требования;
— политика и процедуры орешении вопроса о заключении договора на аудит и поддержания связи ссуществующим клиентом;
— человеческие ресурсы;
— выполнение задания;
— мониторинг.
Изменились требования кдокументированию и доведению до персонала процедур внутреннего контроля.
В соответствии с п.7 МСКК1 внешний контроль профессиональных аудиторских объединений должен обеспечиватьпроверку следующих требований:
— ответственностьруководства за качество предоставляемых услуг;
— этические требования;
— политика и процедурыдля решения вопроса о заключении договора на аудит и поддержания связей ссуществующим клиентом;
— трудовые ресурсы;
— выполнение задания;
— мониторинг;
— претензии.
Контроль качествапреследует следующие цели:
1) Укрепить доверие каудиторской профессии в обществе
2) Проверить,соответствует ли выполненное задание действующим нормативным требованиям сточки зрения:
— соблюдения лицензионныхтребований
— правил профессиональнойэтики в отношении независимости и профессионального поведения
— организации работ
— планирования аудита
— отражения результатовпроверки в документации аудитора
— наличия контроля состороны руководства и ведущих специалистов
— необходимого уровнякомпетенции аудитора
— адекватной оценки дляполучения уверенности, что не будет отношений с клиентами, характеризующимисянеприемлемо высокой степенью риска
— получение консультацийв специальных случаях
Контроль качествааудиторских услуг проводится в соответствии с требованиями ПСАД №7 «Внутреннийконтроль качества аудита»
Контроль проводится в 2этапа
1 этап. Заполнениеаудиторскими организациями ежегодной анкеты, на основании которой контролерыполучают информацию о деятельности фирмы без ее посещения. Анкетыпредставляются в ТИПБ. Нарушения порядка представления анкет:
не соблюдаются срокипредставления – до 15 апреля
не представляются анкеты
представляются искаженныеданные по соблюдению требований ПСАД, не подтверждаемые при посещенииаудиторской организации
2 этап. Проведениепроверки выполнения требований ПСАД при посещении контролером аудиторскойорганизации. Наиболее распространенные нарушения, выявляемые контролерами:
недостаточность илиотсутствие документирования аудиторских проверок
отсутствиедокументирования проверок на независимость
недостаточностьвнутренней организационной документации, например, отсутствие распоряжений наназначение руководителей проверок, внутренних консультантов.
Недостатки в работеконтролеров:
— небрежность призаполнении рабочих документов контролера, например, несоответствие дат,несоответствие информации по данным проверяемой аудиторской организации иконтролера
— несоблюдение порядкапроведения контроля
— проведение проверкиаудиторских дел при отсутствии разрешений клиента
— недостаточнооперативное исправление недостатков по замечаниям Комиссии ИПБ России прирассмотрении заключений, представленных на утверждение, в результате чегонеоправданно увеличиваются сроки выдачи заключений
Направления работыКомиссии по улучшению работы контролеров:
— подготовка контролеровкачества ввиду их недостаточности и неравномерности распределения по регионам.Например, всего один контролер в Приморском крае, а в центральных регионахколичество их не только достаточно, но и число желающих быть контролерамирастет
— добиваться повышенияквалификации контролеров и уменьшения недостатков в их работе
По результатам проведения2-х этапов выдается заключение.
Заключение формируетсяТИПБ, а затем утверждается Комиссией по контролю качества аудиторскойдеятельности ИПБ России с предоставлением в Комиссию полного комплектадокументов, оформляемых при проведении контроля качества, который предусмотренПорядком проведения контроля качества ИПБ России.
Типовые заключения 4-хвидов:
1. работа аудиторскойорганизации достаточна для обеспечения качества аудиторских услуг
2. имеются несущественныезамечания
3. имеются существенныезамечания, необходимо предусмотреть серьезную организационную работу пообеспечению качества предоставляемых услуг
4. деятельность несоответствует профессиональным стандартам
Обязанностипрофессиональных аудиторских объединений (ПАО) в области внешнего контроля:
— активное разъяснениесреди членов ПАО цели и процедур проведения внешнего контроля качества
— разработка и внедрениевнутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, обязательных длячленов ПАО
— разработка эффективнойсистемы контроля качества аудиторских услуг членов ПАО
— введение и проведениеобязательной программы внешней проверки качества работы участников ПАО
— подготовка контролеровкачества
— оказание содействиясвоим участникам во внедрении эффективной внутренней системы контроля качестваи обеспечении ее функционирования
Комиссия по контролюкачества аудиторской деятельности ИПБ России для реализации стоящих перед нейзадач в области организации системы контроля качества аудита осуществляет:
разработку и утверждениеметодик осуществления проверок
разработку и утверждениеметодик отбора, назначения и повышения квалификации контролеров
разработку и утверждениеотбора проверяемых субъектов
разработку и утверждениепрограмм проверок
утверждение результатовпроверок
подготовку, утверждение иреализацию мер по результатам проверок
контроль выполнениямероприятий по устранению недостатков, выявленных по результатам проверок
контроль деятельностиконтролеров
разработку и утверждениесистемы урегулирования разногласий, возникающих в ходе и по результатампроверок
В настоящее время:
разработаны внутренниестандарты ИПБ России для членов организации
разработана системаконтроля качества аудиторских организаций – членов ИПБ России
разработана процедурапроведения внешнего контроля качества
разработаны требования кконтролерам качества
проведено обучение иаттестация контролеров (около 150) человек
внешний контрольпроводится по территориальному признаку, т.е. контроль проводит ТИПБ, в которомсостоит аудиторская организация.
в ИПБ России входят 80ТИПБ.
аттестованные контролерыимеются в 33 регионах.
проводится работа поорганизации внешнего контроля.
для обеспечениятребований системы контроля качества Комиссия по контролю качества аудиторскойдеятельности разрабатывает и представляет на утверждение Президентского советаИПБ России перечень мер, включая дисциплинарные, применяемые к аудиторам –членам ИПБ России в случае несоблюдения требований качества.
Кроме вышеперечисленныхстандартов МСКК 1 и МСА 220R,следует выделить таких два стандарта, обеспечивающих качество аудиторскихуслуг, как Положение об обязанностях членов МФБ №1 «Контроль качества» и 8-яДиректива Европейской комиссии.
Членами МФБ являютсяпрофессиональные объединения 156 организации из 114 стран мира, в том числе иИПБ России. На членов МФБ распространяются «Положения об обязанностях членовМФБ». Всего положений – 7. Из них следующие касаются контроля качествааудиторских услуг:
— Положение №1 «Контролькачества» применяется при проведении внешних проверок качества работы аудитора.
— Положение №3«Международные стандарты, соответствующие методические рекомендации и другиедокументы, издаваемые КМСА», устанавливает обязанности членов МФБ в отношениистандартов контроля качества, аудита и заданий по поддержанию достоверностиинформации.
— Положение №4 «Кодекспрофессиональной этики МФБ для дипломированных бухгалтеров» устанавливаетобязанности организаций по его соблюдению.
Российскимпрофессиональным аудиторским объединениям следует установить и максимальноприблизить к международным требованиям как внутренние стандарты этихобъединений, обязательные для членов, так и внешнюю проверку соблюдениястандартов и оценку качества предоставляемых услуг.
В 8-й ДирективеЕвропейской комиссии содержаться статьи, посвященные системе обеспечениякачества (ст.29, 32).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов ишироко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшейобъективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовойотчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формированияфинансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критериисравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторскойдеятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик,применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющиенормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровеньгарантия результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Ониустанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскомузаключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторскиестандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимальногоудовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовкиаудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматьсяаудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием длядоказательства в суде качества проведения аудита и определения мерыответственности аудиторов.
Любая аудиторская проверка, как правило, начинается с разработки общегоплана и программы аудита. Начиная эту разработку, аудиторы должны основыватьсяна предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатахпроведенных аналитических процедур. С помощью таких аналитических процедур аудиторывыявляют области, значимые для аудита.
В процессе подготовки общего плана и программы аудита оцениваетсяэффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономическогосубъекта, и производят оценку ее риска. Система внутреннего контроля можетсчитаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновениинедостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Крометого, при подготовке общего плана и программы аудита аудиторам следуетустановить также приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск,позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Федеральный закон«Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 года.
2.        Кодекс этикиаудиторов России. Одобрен Советом по аудиторской деятельности при МинфинеРоссии (Протокол № 56 от 31 мая 2007 года).
3.        Федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности шестой очереди, утвержденныеПостановлением Правительства РФ № 557 от 22.07.08.
4.        ПисьмоМинистерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. №07-04-08/950/СШ «О представлении отчетности аудиторских организаций ииндивидуальных аудиторов.»
5.        Галова Е.В.Федеральные стандарты аудита: Учеб. пособие. – М. Изд-во: АБИК, 2007. – 72 с.
6.        Грачева М.Е.Международные стандарты аудита (МСА): учеб. пособие. – М.: РИОР, 2008.
7.        Панкова С.В.,Панкова Н.И. Реформирование системы федеральных стандартов аудиторскойдеятельности и их сближение с МСА // Аудиторские ведомости. -2008.
8.        Рогуленко Т.М.Аудит: учебник. – изд. с изм. – М.: Экономистъ, 2007.
9.        Чикунова И.П.Международные стандарты аудита: структура и содержание // Бухгалтерский учет. –2008.
10.      Шеремет А.Д.,Суйц В.П. Аудит: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.
11.       Мазуренко А.А.Зарубежный бухгалтерский учет и аудит. – Учебное пособие/ Под. ред. Л.И.Ушвицкого. – М.: КНОРУС, 2009.
12.       ИнформацияИнтернет сайтов:
www.educenter.ru/documents/audit_prog8.html
www.as-audit.ru/consulting/book_keeper/taxation/audit_standart/index.shtml
auditinfo.net/kontrol-kachestva-auditorskoj-deyatelnosti/

ПРИЛОЖЕНИЕКОДИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВАУДИТА И ПОЛОЖЕНИЙ О МЕЖДУНАРОДНОЙ АУДИТОРСКОЙ ПРАКТИКЕ
Наименование стандарта Номер Федерального стандарта РФ
Комментарии Глоссарий проект
100-199 Вводные аспекты Концептуальные принципы проведения заданий, обеспечивающих уверенность проект отсутствует 120 Основные принципы Международных стандартов аудита 24 отменен в дек. 2004
200-299 Обязанности 200 Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности 1 210 Условия аудиторских заданий 12 220 Контроль качества работы в аудите 7 1/220А Контроль качества в аудиторских организациях 34 230 Документирование 2 240 Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности 13 250 Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности 14 260 Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями 22 265 Существенные недостатки во внутреннем контроле проект
300-399 Планирование 300 Планирование 3 315 Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации 8  320 Существенность в аудите 4 330 Аудиторские процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски проект ПСАД №35 
400-499 Внутренний контроль 402 Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации 25  450 Оценка искажений финансовой отчетности, обнаруженных в ходе аудита проект
500-599 Аудиторские доказательства 500 Аудиторские доказательства 5 501 Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей 17 505 Внешние подтверждения 18 510 Первичные задания – начальные сальдо 19 520 Аналитические процедуры 20 530 Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования 16 540 Аудит оценочных значений 21 545 Аудит оценки по справедливой стоимости 39 550 Связанные стороны 9 560 Последующие события 10 570 Непрерывность деятельности 11 580 Заявления руководства 23
600-699 Использование работы третьих лиц 600 Использование работы другого аудитора 28 610 Рассмотрение работы внутреннего аудита 29 620 Использование работы эксперта 32
700-799 Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений) 700 Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности 700А Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности 6  701 Модифицированное аудиторское заключения проект 705 Мнение, не являющееся безоговорочно положительным проект 706 Поясняющие параграфы в аудиторском заключении 710 Сопоставимые значения 26 720 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность 27
800-899 Специализированные области 800 Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей
Ст-т КАД
проект 810 Исследование ожидаемой финансовой информации Ст-т КАД отсутствует 3400 Исследование прогнозной финансовой информации проект
900-999 Сопутствующие услуги 2400/910 Задание по обзорной проверке финансовой отчетности 33 4400/920 Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации 30 4410/930 Задания по компиляции финансовой информации 31
1000-1100 Положения по международной аудиторской практике 1000 Процедуры межбанковского подтверждения Дополнения 1-3 к предмету 400 1004 Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами 1005 Особенности аудита малых предприятий Ст-т КАД  1006 Аудит международных коммерческих банков 1010 Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности 1012 Аудит производных финансовых инструментов 1013 Electronic Commerce – Effect on the Audit of Financial Statements 1014 Reporting by Auditors on Compliance with International Financial Reporting Standards 2410 Обзор промежуточной финансовой информации, подготовленной аудитором проект  3000 Задания, обеспечивающие уверенность, отличающиеся от заданий по аудиту или обзорной проверке финансовой информации  проект 3000A Assurance Engagements Other than Audits or Reviews of Historical Financial Information 3402 Получение уверенности в отношении средств контроля в обслуживающих организациях проект