Международный туризм и его роль в развитии экономики Киргизской Республики

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
 ……………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1.
 
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
1.1  Место и роль международного туризма в мировой экономике ………………………………………..…………………..
1.2  Тенденции развития международного туризма в отдельных регионах мира ………………………………………………………
6
22
ГЛАВА 2.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ  МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ
2.1  Структура туристической отрасли Кыргызстана ……………..
2.2  Оценка потенциала ресурсов Кыргызстана для развития туристической отрасли …………………………………………
33
52
ГЛАВА 3.   
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ
3.1_Основные направления развития международного туризма
3.2_Государственная политика развития международного туризма ………………………………………………………………
79
91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ ……………………..
107
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………….………………………
110

ВВЕДЕНИЕ
Международный туризм в настоящеевремя является однойиз наиболее динамично развивающихсяотраслей внешнеэкономическойдеятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и наэкономику отдельных стран и регионов являетсяодной из наиболее значительных, постоянныхи долгосрочных тенденций, котораясопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.  Становитсяочевидным превращение туризма в крупную самостоятельнуюотрасль национальной экономики, деятельностькоторой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется нетолько туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значениетуризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционныхпроцессов, а туристский бизнес становитсясейчас значимым сектором экономики.
Кыргызстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобыт­нойкультурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потен­циал для развитиятуризма на международном и региональном рынках.
Туристическийпотенциал рекреационных ресур­сов и историко-культурного наследия позволяетКыргызстану гармонично интегрироватьсяв международный рынок туризма и достичь интенсив­ного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый ростзанятости и доходов населения, стимулирование развитиясмежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальнуюэкономику.
Индустрия туризма в Кыргызстане на государственном уровнепризнана одной из приоритетных отраслей экономики.  Анализ статисти­ческих и эмпирических данныхсвидетельствует о возрастающем интересе  к   кыргызстанскому  туристическому   продукту  и  благоприятныхтенденциях роста количества туристови расширения рынков сбыта.
Республикастановится более привлекательной для бизнесменов, спортсменов, ученых, любителейэкстремального отдыха, а также длялюдей, интересующихся историей исегодняшним днем стран,расположенных на Великом Шелковом пути.
Посколькубольшую часть территории Кыргызстана занимают горы, то имен­но они являются наиболее привлекательным ресурсом для туристов дальнего зарубежья.Приключенческий туризм пользуетсявысоким спросом на мировом туристическом рынке.
Кроме природныхдостопримечательностей, Кыргызстан богат историко-куль­турными памятниками, расположенными на Великом Шелковом пути,имеющими всемирное значение. Организациятранзитных туров на Великом Шелковом пути особенно актуальна, так как это дастКыргызстану возможность вхождения взону интереса таких стран, как Япония,Малайзия, КНР, Корея, а также европейских государств.
Целью выпускной работы является исследование современного состояния международного туризма в Кыргызской Республике,его влиянияна экономику страны
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
–       исследовать основныетеоретические аспекты международного туризма;
–       раскрыть значениемеждународного туризма в экономике Кыргызской Республики;
–       исследовать структурутуристической отрасли и потенциал туристических ресурсов страны;
–       провести анализ факторовоказывающих влияние наразвитие;
–       выявитьосновные направления и перспективыразвития международного туризма вКыргызской Республике.
Исследование выполнено на основе данных Национальногостатистического комитета КР о состояниии развитии туризма в Кыргызстане в целом и по регионам в динамике с 1998 г. по2003 г. Источником информации также послужили материалы исследованийорганизаций, занимающихся туристскойдеятельностью.
Методологическойи теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, положения экономической теории рыночной экономики, материалынаучных семинаров и конференций.
Выпускная работасостоит из введения, трех глав, заключения,списка использованной литературы и приложений.
Первая глава работы«Теоретические основы развитиямеждународного туризма» посвящена раскрытию теоретических аспектовмеждународного туризма, его роли в мировой экономике. В данной главерассматриваются основные направления и тенденции развитиямеждународного туризма в мире, а также в отдельных регионах мира, на основестатистических данных Всемирной Туристской Организации, Всемирного совета потуризму и путешествиям и другихорганизаций.
Во второй главе «Потенциальные возможности развития международного туризма в Кыргызстане»рассматривается современное состояние международного туризма в Кыргызской Республике,проводится анализ структурытуристической отрасли в целом, а также отдельных элементов отрасли. В даннойглаве проводится исследование потенциалатуристических ресурсов. Проводитсяанализ туристических ресурсов Кыргызстана в целом и по отдельным областям республики.
Третья глава«Перспективы развития международноготуризма в Кыргызстане» посвященаизучению основных направлений и перспектив развитиямеждународного туризма в Кыргызской Республике. Также в данной главерассматриваются вопросыгосударственной политики развитиямеждународного туризма. Особое внимание уделяется исследованию концепции развития туризма в Кыргызской Республике до 2010 года.

ГЛАВА 1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
1.1  Место и роль международного туризма в мировойэкономике
Международныйтуризм является одной из наиболее динамично-развивающихся сфер внешнеэкономической деятельностии занимает важное место в современной мировой экономике, причем его роль постоянно возрастает.
По данным Все­мирнойтуристской организации, годовой доход от международного туризма в 2002 г.составил 474,2 млрд. долл. при 702,6 млн. совершенных между­народных путешествий.
Кроме того, среди различных видов услуг туризмзанимает одно из ведущих мест, уже сегодняпредставляясобой одну из крупнейших отраслей, котораядает свыше 12% от мирового экспорта товаров и услуг, что составляет 1,289,8 млрд. долларов.[1] Международный туризм входитв число трех крупнейших экспортных отраслей, уступаянефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Международный туризм оказывает значительное влияние на мировой ВВП. Так, согласно оценкамВсемирного совета по туризму и путешествиям(WTTC), в 2004 году долятуризма  составит 10,4% мирового ВВП, а впоследующие 10 лет, согласно прогнозам, долятуризма возрастет до 10,9%.
Туризм числится в первых пяти позицияхобщего экспорта 80% стран мира, особенно Европы, Среднего Востока и США.
Туризм – это феномен. Термин «туризм»нельзя было найти ни в одном языке мира до середины XIX века. Слово «tour» чащевсего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или во имя приятноговремяпрепровождения, то есть постепенно вырабатывалась современная интерпретацияслова «tourism».
Словарь Вебстера поясняетслово «турист» как «кто-либо совершающий путешествие дляудовольствия или из интереса»[2], другой словарь XIX века содержитболее интересные значения: «люди,которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» идаже «для удовольствия хвастатьсяэтим потом».
Одно из первоначальных и наиболееточных определений туризма дано профессорами Бернского университета Гунзикероми Крапфом, которое позже было принятоМеждународной ассоциацией научных экспертов туризма. Первоначально эти ученые былитого мнения, что туризм можноопределить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результатпутешествий людей, до тех пор, пока это приводит к постоянномупребыванию вне места постоянногопроживания и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли). Этоопределение не касается экскурсий,деловых путешествий, связанных сполучением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания. Необходимо заметить, что трудно установитьразличия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения,так как большинство путешествий являютсякомбинацией этих двух видов путешествий.
Со временем базовая концепциятуризма расширилась и стала включать различные виды деловых путешествий,которые не приводят к постоянному пребыванию в стране и не подразумеваютполучение прибыли.
Длятого чтобы выявить особенностисовременного этапа развития туризма,необходимо рассмотреть историю его возникновения.
Современный туризм – явление, с одной стороны, молодое, так как массовымон стал всего лишь после Второй мировой войны, с другой стороны, туризм имеетглубокие исторические корни, ибо путешествияизвестны человечеству с древнейших времен.
Периодизацияразвития туризма в Западной Европеочень подробно освещена В.Б.Сапруновой[3]. В ее основу положены следующиекритерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевыефункции туризма на разных этапах развития.Согласно этой периодизации, в истории развитиятуризма различается 4 этапа:
1.    доначала XIX века – предысториятуризма;
2.    началоXIX века – начало XX века – элитарный туризм; зарождение специализированныхпредприятий по производствутуристских услуг;
3.    началоXX века – до Второй мировой войны – начало становлениясоциального туризма;
4.    послеВторой мировой войны – современный этап – массовый туризм, формированиетуристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров иуслуг для туризма. Именно в этотпериод туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскошион становится потребностью для большинства населениявысокоразвитых индустриальных стран. В определенной степени, этомуспособствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно, рост свободноговремени. Формируется мощная индустрияотдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методамиорганизации и управленияпроизводством.
Итак, на определенном этапе развития экономики, когда потребность в путе­шествиях резко возросла, появилисьи производители услуг для путе­шествий.Это привело к формированию товара особого вида — туризма. Таким образом, туризмвозник как товар, который можно купить и про­дать на потребительском рынке икоторый реализуется в формематериальных и нематериальных ус­луг. Своеобразным достоинством туристскихуслуг как товара является то,что значительная часть этих услугпроизводится с минимальнымизатратами на месте и, как правило, без использованияиностранной валюты.
 Туризм не явля­етсятоваром первой жизненной необходимости, поэтому он становится на­сущной потребностью человека только приопределенном уровне его дохо­да и определенном уровне богатства общества.
Существенное значение дляразвития международного туризмаимело также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений оттуризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства— туристской индустрии. Под туристской индустрией понимается совокупность производственных, транспортных иторговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товарытуристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятияобщественного питания, предприятия,выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса. В туристской индустрииво всем мире занято более 214 млн.человек.[4]
Туристскаятерминология претерпеваетсущественные изменения сообразно стремительномутемпу развития и формирования, как общественных отношений, так и туризма, егоотраслей и видов. Толкование туристских терминов – предмет ожесточенныхдискуссий разработчиков теории туризма. Длятого чтобы определить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо, в первую очередь, выделитьразличные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме:
1. Туристы. Это люди, которыеиспытывают различные психические и физические потребности, природа которыхопределяет направление и виды участия этих людей в туристской деятельностив качестве потребителей.
2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели,которые видят в туризме возможностьполучать прибыль посредством предоставлениятоваров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.
3. Местные органы власти.Рассматривают туризм как важнейший фактор экономики, связанныйс доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виденалогов, поступающих в местный бюджет.
4. Принимающаясторона. Местное население, воспринимающее туризм, в первую очередь, как факторзанятости населения. Дляэтой группы важным являетсярезультат взаимодействия стуристами, в том числе и с иностранными.
Таким образом, туризм может бытьопределен как совокупность явлений ивзаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местныхорганов власти и местного населенияв процессе туристской деятельности.
Путешествия,туризм – это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризмупрофессией является распространение туров, то есть работа туристскихагентств. Непосредственно привлечены к туризму транспортные организации,предприятияобщественного питания и учреждения размещения.К сопряженным видам бизнеса такжеможно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания.
Изучение туризма с научной точкизрения с недавних пор привлекловнимание ученых многих областей знаний. В связис этим возникла необходимость в разработке точных и согласованных определений итерминов. Этой проблемой ежегодно занимаютсяразличные организации, включаяОрганизацию Объединенных Наций, Всемирную Туристскую Организацию, ОрганизациюЭкономического Сотрудничества и Развития.
Международные организации постоянно обращаютсяк теме туристской терминологии, в основном с целью согласования принципов международной статистики. Так, в 1937году определение «международный турист» было дано на Конференции экспертов постатистике Лиги Наций. В 1950 году InternationalUnionofOfficialTravelOrganization(IUOTO) – Международный союзофициальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 году воВсемирную Туристскую Организацию (ВТО), уточнил определение «турист», введя новые понятия: «экскурсант» и «транзитный путешественник». Приэтом было дано четкое разграничение этих категорий от категории «турист».
Приведем классическое определениетуризма, данное В.А. Квартальновым: «Туризм – временное перемещение людей сместа своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своейстраны в свободное время в целях полученияудовольствия и отдыха,оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте»[5].
Рассмотрим основные понятия икатегории с точки зрения норм. В законеКыргызской Республики «О туризме»[6], дается следующее определение. Туризм — временные выезды (путешествия) граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы постоянного места жительства в оздоровительных,  познавательных илипрофессионально-деловых, спортивных, религиозных и других целях без занятия оплачиваемой деятельностьюв стране (месте) временного пребывания.
Изучение туризма осуществляется спомощью различных подходов и методов, в выборе которых нет единодушия среди специалистов. Например, авторитетныеамериканские профессора Р. Макинтош, Ч. Голднер и Б. Ритчи рекомендуютследующие подходы[7]:
1. Институциональный подход кизучению туризма подразумевает изучение разных туристских институтов ипосредников, таких, как отели, рестораны, туроператоры, турагенты и др. Этотметод требует исследованияорганизационного процесса, операционных методов, экономической среды бизнеса идр.
2. Подход, основанный на изучениипродукта, исследует различные туристские продукты во взаимосвязи с их производством, продвижением на рынке иреализацией. Однако этот подход требует много времени дляизучения и не позволяет исследователямбыстро определить основы туризма.
3. Исторический подход включает в себя анализ деятельноституристских институтов в историческом ракурсе и влияниеинноваций на их развитие. Такой эволюционный подход не получил широкого развития, поскольку туризм приобрел массовый характерсравнительно недавно.
4. Управленческий подход, по мнениюспециалистов, являетсясамым важным и перспективным, так как ориентирован на отдельные туристскиефирмы, то есть имеет микроэкономический характер. Этот подход сфокусирован натакие виды управленческой деятельности,необходимые для функционирования туристской организации, как планирование,контроль, ценообразование, реклама и др. Важность и перспективность данногоподхода обусловлены тем, что институциональные изменения,изменения продукта и даже обществаподразумевают, что именно управленческие цели и процедуры должны запуститьмеханизм изменений с учетом перемен, происходящимв туристской среде.
5. Экономический подход из-заважности туризма, как длявнутренней, так и для мировойэкономики, активно изучаетсяэкономистами с точки зренияформирования спроса и предложения, его влияния на платежный баланс u1080 и обменный курс, занятость, экономическое развитие и другиеэкономические факторы. С помощью этого подхода можно разработать схему анализатуризма и его экономического воздействияна экономику страны. Однако он не уделяетдолжного внимания экологическому,социально-культурному, психологическому и антропологическому воздействию.
6. Социологический подход обусловлентем, что туризм представляет собойсоциальную деятельность, поэтомувнимание социологов направлено на изучение индивидуального и групповогоповедения туристов и влияниятуризма на общество. При таком подходе рассматривают социальные группы,привычки и обычаи, как гостей, так и жителей принимающей стороны. Социальныеаспекты туризма и отдыха пока недостаточно изучены, и это предсказывает болееширокое применение социологического подхода.
7. Географический подходспециализируется на изученииместности туристской зоны (потоки туристов в эти местности), ландшафта,климата, а также экономических и социально-культурных аспектов. Особую важностьздесь приобретает курс рекреационной географии, так как туризм и рекреация тесно взаимосвязаны.
8. Междисциплинарный подходобусловлен, прежде всего, тем, что туризм охватывает практически все аспектыжизни общества. Поскольку путешественники имеют самые различные цели,необходимо использовать психологический подход при выполнении маркетинга и продвижениитуристского продукта. При изучении культурного туризма, помимо прочего,целесообразно применятьантропологический подход. Подключение политических институтов из-за пересечения государственных границ туристами и необходимостиполучения дляэтого паспорта и визы от соответствующих государственных органов, а такжесуществование во многих государствах правительственных структур по развитиютуризма требуют привлеченияполитических наук. Для того чтобыиндустрия туризма функционировала,необходимо, чтобы законодательные органы обеспечивали u1089 соответствующуюправовую базу в виде законов о туризме и других нормативных актов.
9. Системный подход к изучениютуризма интегрирует другие подходы в единый комплексный подход, с помощьюкоторого на микроуровне можно исследовать деятельностьтуристских фирм в конкурентной среде, их рынки, а также их взаимоотношения с другими системами, такими, как политическая, правовая,экономическая и социальная.
Международный туризм бывает выездной ивъездной. Выездной туризм — это путе­шествиялиц, постоянно проживающих на даннойтерритории, в другую страну. Въездной туризм — это путешествия в пределах данной страны лиц, не проживающих постоянно на территории этой страны.
В соответствии со спецификой отраженияфинансовых результатов в бюджете страны выделяютдва вида туризма: активный и пассивный.
Приезд иностранных туристов в данную страну являетсяактивным туризмом. Активный туризм слу­жит фактором ввоза денег (валюты) вданную страну.
Выезд турис­тов из одной страны в другие государства является пассивным туризмом. Пассивный ту­ризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны.
В зависимости от главной цели путешествиявыделяют следующие раз­новидноституризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.
Рекреационный туризм — это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения.При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в специальных санаториях (как при наличии больничного листа, так и при егоотсутствии) не относится к туризму,так как в данном случае санаторий — это разновидность больницы.
Познавательный, или культурный, туризм — это путешествие в целях ознакомленияс историко-культурными достопримечатель­ностямии уникальными природными объектами по определенной программе.
В научном туризме преобладает посещение конгрессов, симпозиумов ит.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.
Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляетсобой наиболее динамичный и доходный вид туризма.
По характеру орган