Содержание
1. Место Международного уголовного Суда в международнойправовой системе 3
2. Функционирование Международного уголовного суда. 5
3. Порядок возбуждения дел. 7
4. Общие принципы уголовного права. 11
5. Право на справедливое судопроизводство. 13
Заключение. 17
Список литературы… 19
Введение
XX – самыйкровавый за всю известную нам историю.174 миллиона человек стали жертвамигеноцида и массовых убийств. Только за один год последнего десятилетия XX векаесть за документированные данные о гибели 120 000 человек – жертв геноцида,политической или религиозной дискриминации. К сожалению, история доказала, чтосовершенные в ходе второй мировой войны преступления, какими бы ужасными они нибыли, нельзя считать уникальными в историческом плане геноцид – это до сих порпонятие нашего времени. Посему очевидно, что принципы, положенные в основурешений Нюрнбергского трибунала, должны иметь универсальное применение вбудущем. Обеспокоенность мирового сообщества количеством жертв, а также степеньюи объемом угрозы, исходящей от подобных проявлений агрессивности, привели косознанию необходимости создания более эффективного инструментария, способногообеспечить такой мир, в котором государства будут уважать нормы и договоры,добровольно подписанные самими же этими государствами.
УчреждениеМеждународного уголовного суда является самым значительным достижениеммеждународного уголовного правосудия со времен создания самой ООН и уже успешнофункционирующего Международного суда. Учреждение в рамках ООН второгонезависимого постоянного судебного органа — Международного уголовного суда — этоне просто победа непосредственно задействованных в международном уголовномпроцессе сторонников создания Международного уголовного суда в лице юристов ипрактиков, а победа всех прогрессивных сил, не желающих мириться с совершаемымипо сей день чудовищными преступлениями против человечности, военнымипреступлениями, актами геноцида и в этом смысле всеми самыми серьезнымипреступлениями, вызывающими озабоченность международного сообщества. Целью моейработы является рассмотрение темы Международный Уголовный Суд в Гааге.
1. Место Международного уголовного Суда вмеждународной правовой системе
Принятие виюле 1998 г. Статута для постоянного Международного уголовного суда (МУС),имеющего полномочия расследовать преступления геноцида, преступления противчеловечества и военные преступления и осуществлять преследование совершивших ихлиц, представляет собой значительное достижение для мирового сообщества. Изпримерно 160 государств, собравшихся в Риме на конференцию ООН, котораяразработала окончательный вариант Статута МУС (Римского статута) и приняла его,120 проголосовали в поддержку окончательного текста Статута. Поэтому созданиеСуда является выражением согласия среди государств, — замечательное событие,учитывая различие интересов и правовых систем, которые внесли свой вклад в этотпроцесс, а также то, что Генеральная Ассамблея впервые подняла этот вопрос 50лет тому назад.
МУС стал не толькоосновным средством борьбы с безнаказанностью, но также внес вклад в сохранение,восстановление и поддержание международного мира и безопасности. Уже более 90государств подписали Статут, растет число государств, его ратифицировавших.
1 июля 2002года число стран, ратифицировавших Римский Статут МУС, превысило 60 и, согласноэтому документу, первый постоянный международный уголовный суд стал реальностью[1].
МУС заполнитзначительный пробел в современной международной правовой системе. Он будетобладать юрисдикцией по отношению к отдельным лицам в отличие от Международногосуда, который рассматривает лишь вопросы ответственности государств. Крометого, в отличие от специальных трибуналов, учрежденных Советом Безопасности,таких как Международные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде (МУТЮ/МУТР),юрисдикция МУС не будет ограничиваться преступлениями, совершенными во времяодного конкретного конфликта или одним конкретным режимом в течение конкретногопериода, и сможет вступать в силу через меньшее время после совершенияпреступления. Однако МУС будет обладать юрисдикцией только по отношению кпреступлениям, совершенным после того, как он будет создан (статья 11).
Какучреждение, создание которого основано на договоре, МУС будет иметь особыеотношения с системой ООН. МУС не является детищем Совета Безопасности и небудет управляться Генеральной Ассамблеей ООН. Однако он будет располагаться вГааге и получит некоторую финансовую поддержку ООН, особенно в случаях, когдаСовет Безопасности будет передавать ему дела для расследования (статьи 3, 13(b)и 115(b). Взаимоотношения между МУС и ООН будут подробно определены вспециальном соглашении, которое будет обсуждено и одобрено Ассамблеей государств-участниковСтатута (статья 2). Эта Ассамблея, состоящая из представителей всехгосударств-участников, будет также отвечать за принятие решений по такимвопросам, как управление делами и бюджет Суда, а также принятие в будущемпоправок к Статуту (статья 112). Расходы Суда и Ассамблеи государств-участниковбудут покрываться из фондов Суда, которые предоставляютсягосударствами-участниками по согласованной шкале начислений, а также ООН илюбыми добровольными жертвователями (статьи 114 — 116). Таким образом,государства — участники Римского Статута будут играть значительную роль вуправлении Судом. Чтобы Суд реализовал свой потенциал, ему необходима помощьгосударств в обеспечении соблюдения правил, законов и норм, запрещающихсовершение серьезных преступлений, которые вызывают озабоченность всегомирового сообщества.
Однако МУСпредназначен для того, чтобы дополнять, а не замещать национальные системыуголовного правосудия. Этот принцип дополнительности служит гарантией того, чтоСуд будет вмешиваться лишь в тех случаях, когда национальные суды будут сами нев состоянии или не пожелают начать или провести судебное разбирательство (этиобстоятельства тщательно изложены в Статуте, статья 17(1). Поэтому Суд не будетпосягать на юрисдикцию каждого отдельного государства в отношении преступлений,входящих в Статут. 2. Функционирование Международного уголовного суда
Государства-участники.Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые ихгражданами или на их территории — подсудными ему) по факту ратификации Римскогостатута.
В настоящеевремя Римский статут ратифицирован 105 государствами во всём мире. Количествогосударств-участников МУС постоянно растёт.
РоссийскаяФедерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года. Однако она ещё нератифицировала его и, таким образом, государством-участником Международногоуголовного суда не является.
Среди 106государств-участников 16 относятся к восточноевропейским государствам, 13представляют азиатские страны, 29 — группу африканских государств, 22 — группулатиноамериканских государств, 25 — «Западную Европу и другие государства».
Состав суда.МУС состоит из 18 судей, причём каждая из вышеперечисленных групп должна бытьпредставлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей представляютВосточную Европу, 2 — Азию, 3 — Африку, 4 — Латинскую Америку, а остальные 7 — ЗападнуюЕвропу и другие государства[2].
Судьиизбираются на заседании сессии Ассамблеи. Кандидатуры судей могут выдвигатьгосударства-участники, при этом формируется два списка кандидатов. В первомсписке будут помещаться кандидаты, обладающие признанной компетентностью всфере уголовного и процессуального права, а также имеющие опыт работы надолжности судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве. Во второйсписок будут записаны кандидаты, являющиеся признанными авторитетами в областимеждународного права, а также обладающие опытом работы, как сказано в Статуте,«имеющей отношение к предмету судебной деятельности Суда». Прокурором Судаможет стать высококвалифицированное лицо, обладающее большим опытом в сфереуголовного преследования. Кандидатуры на должность заместителей прокурораназначаются Ассамблеей из списка кандидатур, предложенных самим прокурором
Компетенция.Составы преступлений.
Внутренняякомпетенция суда ограничена тремя группами преступлений:
преступление,состоящее в геноциде (тяжкое преступление, осуществлённое с намерением целикомили частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группукак таковую);
преступленияпротив человечности (осуществлённые как часть масштабного или систематическогопреследования, направленного против любого мирного населения, причём опреследовании преступнику известно);
военныепреступления (нарушения законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведениевооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население,военнопленных, культурное достояние и др.)
Четвёртоепреступление, входящее в компетенцию МУС — это агрессия. Однако во времяпереговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этогопреступления, и поэтому было решено, что на данный момент Суд не можетосуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией[3].
Время. КомпетенцияСуда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторыйконфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, токомпетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1июля 2002 года.
Территория игражданство. В компетенцию Суда входят только преступления, которые былисовершены либо на территории государства-участника, либо гражданиномгосударства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальныйпринцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государстврешать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.
Однако уэтого принципа есть одно исключение: Совет Безопасности ООН может, посредствомрезолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторуюситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территориигосударства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасностивоспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан неявляется государством-участником МУС. 3. Порядок возбуждения дел
Существуюттри способа, которыми МУС может начать расследование:
государство-участникможет передать «ситуацию» Прокурору, когда, как представляется, былисовершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда(статьи 13(а) и 14);
СоветБезопасности может передать «ситуацию» Прокурору, действуя согласноГлаве VII Устава ООН, когда, как представляется, были совершены одно илинесколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (статьи 13(b))
Прокурорможет начать расследование proprio motu на основании полученной из любогонадежного источника информации о совершении преступлений, подпадающих подюрисдикцию Суда (статьи 13(с) и 15).
Прокурорнесет ответственность за принятие решения о том, в отношении каких лиц следуетпроводить расследование и в связи с какими именно преступлениями, когда«ситуация» передается государством-участником или СоветомБезопасности. Однако в Статуте установлены строгие процедуры для обеспечениятого, чтобы решение Прокурора продолжать расследование было рассмотрено Палатойпредварительного производства, чтобы все государства-участники были извещены олюбых проводимых МУС расследованиях, которые были начаты на основе передачи делгосударствами-участниками или Прокурором proprio motu, и чтобы у государствбыла возможность оспорить определенные решения Палаты предварительногопроизводства в этом отношении (статьи 15 — 19). Совет Безопасности также можетобратиться к Суду с просьбой отсрочить расследование или уголовноепреследование на 12 месяцев, приняв резолюцию на этот счет согласно Главе VIIУстава ООН (статья 16).
Статутпредусматривает создание трех палат в рамках Суда, которые соответствуютпорядку «движения» дела в Суде:
1. Палатапредварительного производства, которая занимается обеспечением расследованиядела, — дает санкцию прокурору на расследование дела по собственной инициативе,выдает ордер на арест и приказ о явке в суд, принимает решение об утвержденииобвинений лицу и др. После утверждения обвинений дело переходит в Судебнуюпалату.
2. Судебнаяпалата на заседании Международного уголовного суда рассматривает дело по сути ипринимает решение. Само по себе решение, согласно Статуту, не должно выходитьза рамки фактов и обстоятельств, изложенных в обвинении. Также установленаобязанность Суда обосновывать свое решение исключительно на доказательствах,представленных ему и рассмотренных им в ходе судебного разбирательства. Вслучае установления вины лица, обвиняемого в совершении преступления, Судпринимает решение о назначении наказания. При этом Судебная палата можетпровести дополнительное судебное слушание для определения меры наказания.
3. Римскийстатут предусматривает создание Апелляционной палаты, что является нетипичным длямеждународных судебных учреждений. Стороны процесса могут обжаловать вАпелляционной палате как решения Судебной палаты, так и Палаты предварительногопроизводства. Апелляционная палата при рассмотрении дела обладает теми жеполномочиями, что и Судебная палата, однако ее решения являются окончательнымии обжалованию не подлежат[4].
Суд можетосуществлять свою юрисдикцию, только если предполагаемое преступление былосовершено после вступления в силу Римского Статута (статья 11(а)); и вбольшинстве случаев когда:
предполагаемоепреступление было совершено на территории государства-участника;
преступлениебыло предположительно совершено гражданином государства-участника (статья 12).
Однакогосударства, не являющиеся участниками, могут принять юрисдикцию Суда вотношении конкретных преступлений, совершенных на их территории или ихгражданами, с помощью заявления, представленного Секретарю (статья 12(3)). Еслигосударство становится участником после вступления в Статута силу, Суд можетосуществлять свою юрисдикцию только в отношении преступлений, совершенных послевступления Статута в силу для данного государства, если государство ранее, неявляясь участником, не сделало заявления в соответствии со статьей 12(3) вотношении рассматриваемого преступления (статья 11(b)); смотрите также статью126(2). Кроме того, когда Совет Безопасности передает ситуацию Суду, Прокурорможет осуществлять расследование и уголовное преследование в связи спреступлениями, которые были совершены на территории или гражданами государств,не являющихся участниками, и Суд будет обладать юрисдикцией в отношенииподобных дел (статьи 12 и 13).
Как делопопадает в Суд. После обращения Прокурора Палата предварительного производствапринимает решение о выдаче ордера на арест и передачу лица, подозреваемого всовершении преступления, подпадающего под юрисдикцию МУС. В Статуте указываетсяряд факторов, которые Палата должна принять во внимание перед выдачей такогоордера, в том числе разумные основания полагать, что это лицо совершилопреступление, в отношении которого ведется расследование (статья 58). Отгосударств-участников требуется оказывать содействие Суду, исполняя его просьбыоб аресте и передаче лиц МУС (статьи 59 и 89). Когда лицо предстает передСудом, добровольно или на основании ордера, Палата предварительногопроизводства должна провести слушание, чтобы убедиться в том, что Прокурор обладаетдостаточными доказательствами для подтверждения каждого пункта обвинения(статья 61(5)). Лицо имеет право ходатайствовать о временном освобождении нанескольких этапах до начала судебного разбирательства (статьи 59(3) и 60(2). Существуюттакже несколько возможностей для обвиняемого, Прокурора и государств обратитьсяк Палате предварительного производства с просьбой о пересмотре различныхрешений
Прокурора иобжаловать определенные решения Палаты предварительного производства передначалом судебного разбирательства (см., например, статьи 19 и 53). [5]
Послезанявшего примерно три года процесса формирования института Международный судявляется полностью функциональным. Прокурору передавались дела по ситуациям вУганде, Демократической республике Конго и Центральноафриканской республике. Крометого, как уже упоминалось, Совет Безопасности ООН передал Суду ситуацию всуданском регионе Дарфур.
Начались ирассмотрения Судом конкретных дел. Был арестован и предан Международномууголовному суду гражданин Конго г-н Тома́ Лубанга Дьило, предполагаемыйсоздатель и руководитель вооружённого ополчения. В настоящее время ведутсяслушания по обвинениям в призыве на воинскую службу детей в возрасте до 15 лети использовании их в военных действиях. Если Досудебная палата решитподтвердить эти обвинения, в начале 2007 года начнётся суд над г-ном ЛубангойДьило.
Кроме того,прокурор выдал ордеры на арест 5 членов вооружённого формирования в Уганде,обвиняемых в похищении тысяч детей, которых они насильно вербовали в свои рядылибо использовали в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов. По этимордерам аресты еще не произведены. [6]4. Общие принципы уголовного права
Статутвключает в себя действующие международные стандарты и принципы уголовногопреследования. Например, никто не будет подвергаться уголовному преследованиюили наказанию со стороны Суда в связи с деянием, которое не являлосьпреступлением или не предусматривало такого наказания в момент его совершения(статьи 22 и 23). Кроме того, никто не будет подвергаться уголовномупреследованию со стороны Суда за деяние, составляющее основу составапреступления, в отношении которого данное лицо уже было признано виновным илиоправдано Судом или другим судом, при условии, что разбирательство в другомсуде не имело целью оградить это лицо от уголовной ответственности, что онобыло независимым и беспристрастным в соответствии с нормами должногосудопроизводства, признанными международным правом, и что оно проводилось такимобразом, что не было несовместимым с целью предать это лицо правосудию (статья20). Статья 26 также предусматривает, что уголовному преследованию не будутподвергаться лица, не достигшие 18-летнего возраста на момент предполагаемогосовершения преступления. [7]
Статутпредусматривает индивидуальную уголовную ответственность, включаяответственность для пособников в совершении преступления или лиц, каким-либоиным образом содействующих его совершению или покушению на него (статья 25). Однако,согласно статье 25(1), Суд обладает юрисдикцией только в отношении физическихлиц. Следовательно, его юрисдикция не распространяется на корпорации per se(как это может происходить в национальном законодательстве, когда правопричисляет корпорации к юридическим лицам). В результате корпорации не могутобвиняться или подвергаться преследованию Судом. Однако не следует путать этоположение с положением о должностных лицах и сотрудниках корпораций, которыемогут нести индивидуальную уголовную ответственность за геноцид, преступленияпротив человечности и военные преступления или в качестве«командиров» или «начальников» согласно статье 28. В этойстатье особо предусматривается ответственность командиров и других начальниковза действия их подчиненных при определенных обстоятельствах[8].
В то жевремя Статут признает определенные основания для освобождения от уголовнойответственности, такие, как самооборона, психическое расстройство и ошибка вфакте (статьи 31 и 32). Следует, однако, отметить, что лицо не может выдвигатьв качестве основания для освобождения от ответственности то обстоятельство, чтооно действовало по приказу правительства или начальника, если это лицо не былоюридически обязано исполнять приказы данного правительства или начальника; лицознало, что приказ был незаконным; приказ не был явно незаконным. Далее Статутпредусматривает, что приказы, требующие от лица совершить геноцид илипреступления против человечности, являются явно незаконными (статья 33). Следуеттакже отметить статью 30, которая предусматривает, что намерение совершитьпреступление или знание о преступлении должно быть доказано согласносоответствующим определениям в Статуте. 5. Право на справедливое судопроизводство
В Статутегарантируется право на справедливое судопроизводство. Например, обвиняемыйдолжен присутствовать на процессе (статья 63); обвиняемый имеет право считатьсяневиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в Суде в соответствии сприменимым законом (статья 66(1)); бремя доказывания вины обвиняемого лежит наПрокуроре, который должен убедить Суд в виновности обвиняемого, не подлежащейсомнению на разумных основаниях (статья 66(2) и (3). Статья 67 устанавливаетправа обвиняемого на справедливое публичное слушание, проводимое в соответствиисо стандартами, вытекающими из Международного пакта о гражданских иполитических правах и других широко признанных международных документов. Легкоуязвимые свидетели и потерпевшие также пользуются защитой во время любогосудебного разбирательства, и Суд решает, какие доказательства допустимы илинедопустимы (статьи 68 и 69). Суд также будет иметь возможность преследоватьлиц, которые пытаются помешать отправлению правосудия, например, давая ложныепоказания, предлагая взятку судьям или угрожая им (статья 70).
Статья 74предусматривает, что все судьи Судебной палаты должны присутствовать на каждойстадии судебного разбирательства и в ходе всех совещаний и должны стремитьсядостичь единодушия в своем решении. Их решения должны выноситься в письменномвиде и быть обоснованными (статья 74(5)). Статья 76(4) предусматривает, чтолюбой вынесенный приговор должен оглашаться публично и, когда это возможно, вприсутствии обвиняемого. В Статуте также допускается обжалование различныхрешений Судебной палаты, таких, как решение об признании лица виновным или овынесении ему определенного приговора (статьи 81 — 84). Все подобныеходатайства будут заслушаны Апелляционной палатой, которая состоит изПредседателя и еще четырех судей в каждой инстанции (статья 39). Суд можетназначить лицу, признанному виновным, следующие меры наказания: лишение свободына срок, не превышающий 30 лет; или пожизненное лишение свободы, когда этооправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальнымиобстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении; и/или штраф; и/иликонфискацию доходов, полученных в результате преступления (статья 77). Крометого, Суд может вынести постановление о возмещении осужденным ущербапотерпевшим в форме реституции, компенсации или реабилитации (статья 75(2)).
Статутпредусматривает, что Суд имеет собственные Правила процедуры и доказывания,окончательный вариант которых будет принят Ассамблеей государств-участников(статья 51). В этих Правилах будут более подробно изложены положения,касающиеся проведения всех процедур МУС. Например, в Правилах, вероятно, будутрегулироваться такие практические вопросы, как факторы, которые Суд долженпринять во внимание при наложении штрафа, процедура определения того, какаяформа возмещения ущерба уместна в каждом конкретном случае, и период, в течениекоторого можно подать ходатайство об обжаловании.
Судунеобходимы сотрудничество и помощь государств в ходе всего процессарасследования, судебного преследования и исполнения приговора (статьи 86 — 103).Государства-участники должны исполнять просьбы Суда о помощи, если при этом невозникает реальной угрозы национальной безопасности (статья 72) и заисключением других определенных ситуаций, число которых очень ограничено. Отгосударств-участников также может потребоваться помощь в исполнениипостановлений о штрафе, конфискации или возмещении ущерба (статьи 75(5) и 109).Кроме того, любое государство может принимать лиц, которым вынесен приговор, иосуществлять надзор за ними (статьи 103 — 107). Однако это государство не можетизменить наказание лица или освободить лицо до истечения срока наказания поприговору, вынесенному Судом (статьи 105 и 110).
Статутвоплощает традиционную концепцию правосудия, которая предусматривает уголовноепреследование и наказание виновных и обязует Суд установить принципы,касающиеся возмещения ущерба потерпевшим или в их отношении, в том числереституции, компенсации и реабилитации (статья 75). Более того, статья 79 предусматриваетучреждение решением Ассамблеи государств-участников Целевого фонда. Фонд будетуправляться в соответствии с критериями, определяемыми Ассамблеей (статья 79(3)).Суд может вынести решение о возмещении ущерба потерпевшим через этот Фонд илираспорядиться, чтобы денежные средства и другое имущество, изъятые посредствомштрафов или конфискации, были переданы в Фонд (статьи 75(2) и 79(2)).
Статут идетдальше и предоставляет слово потерпевшим, которые могут давать показания,участвовать во всех стадиях разбирательства в Суде, а также имеют право назащиту их безопасности, интересов, личности и личной жизни. Такое их участиеотражает принципы Декларации основных принципов правосудия для жертвпреступлений и злоупотребления властью (ООН 1985 г), которых должныпридерживаться национальные судебные системы. Положения Статута требуют от Судапредоставить такие права и защиту во время его разбирательств (например, статья68). Включение этих положений в Статут свидетельствует о важности ролипотерпевших во всем процессе, и можно надеяться, что Суд станет инструментомэффективной борьбы против несправедливости по отношению к потерпевшим во всеммире[9].
Участники Римскойконференции были особенно озабочены тем, чтобы учесть вопросы во всех аспектахфункций Суда. В Статут включены важные положения, касающиеся уголовногопреследования в связи с преступлениями, связанными с сексуальным насилием. Изнасилование,обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительнаябеременность, принудительная стерилизация и любые другие формы сексуальногонасилия определяются как преступления против человечности и военныепреступления. Среди сотрудников Суда будут специалисты по вопросам, связанным снасилием, совершаемым против женщин, а также будет существовать справедливоепредставительство судьей женского и мужского пола в Суде.
Заключение
Международныйуголовный суд — первый постоянный правовой институт, в компетенцию котороговходит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления ипреступления против человечности. Создан Римским статутом, принятым в 1998. Существуетс июля 2002.
В отличие отдругих международных и смешанных уголовных судов, МУС является постояннымучреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые послевступления Римского статута в силу.
Резиденция — Гаага, но заседания могут происходить в любом месте. Не путать с МеждународнымСудом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иные компетенции; в отличиеот него, МУС независим от ООН (хотя может возбуждать дела по представлениюСовета Безопасности).
Инициаторысоздания МУС под эгидой ООН объясняют необходимость в таком международноморгане тем, что большинство преступлений против человечности совершаетсягосударством с его участием или при его попустительстве, а в настоящий момент всилу действия принципа суверенного равенства государств невозможно осуществитьправосудие над одним государством и его органами представителями другогогосударства без его согласия. Существование такой возможности принеопределенности ряда понятий современного международного права может привестик тому, что одно и то же деяние может быть признано национальными судамиразличных стран или как борьба за независимость, или как терроризм.
МУС, какнадеются его создатели, предоставляет возможность выхода из такой ситуации, втом числе и в случаях, когда реальных перспектив в отправлении правосудия всовременных условиях просто не существует.
Основнаяидея Римского Устава заключается в наказании физических лиц, виновных всовершении наиболее тяжких международных преступлений, — геноцида, преступленийпротив человечности, военных преступлений и преступлений агрессии – независимоот их служебного положения. В этой части положения Римского Устава базируютсяна общепринятой норме Приговора Международного Военного Трибунала в Нюрнберге: «Преступленияпротив международного права совершаются людьи, а не абстрактными категориями итолько путем наказания отдельных лиц, совершивших такие преступления, можетбыть обеспечено соблюдение предписаний международного права». Суд создается длянаказания конкретных лиц, и там не будет никакого иммунитета – ни дляпрезидентов, ни для депутатов. Практика показывает, что персональная ответственностьтого или иного лица гораздо более эффективна, чем принятие санкций в отношениивсего государства. В то же время, суд будет защищать права не толькопотерпевших, но и обвиняемых – случается ведь так, что обвиняют невиновного.
Как видим, впоследнее десятилетие возникла новая, еще окончательно не оформившаяся формамеждународного права, в соответствии с которой защита личности, как и защитаокружающей среды, рассматривается как сфера интересов всего мировогосообщества, а не только одного суверенного государства.
Список литературы
1. Бирюков, П.Н. Международное право: учеб. Пособие / П.Н. Бирюков. – М.: Юристъ,2000. – 416 с.
2. Бонино Э. Международный Уголовный Суд [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: http: // ok0. h1. ru/Inf/Ug-Sud. html
3. В этом году исполняется 10 лет со времени принятия устава Суда [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http: // www. hrw. org/ru/news/2008/11/12. — 2008. –12 ноября.
4. Колесников А.В. Что такое Международный уголовный суд // Власть. № 28 от21.07.08
5. Международное право: учебник / ответ. ред.: Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова.- М.: Междунар. отношения. — 2000. — 714 с.
6. Международному уголовному суду исполнилось пять лет [Электронный ресурс].– Режим доступа: http: // news. mail. ru/politics/1370067/. — 2007. – 1 июля.
7. Международные отношения: теории, конфликты, организации: учеб. пособие /под ред. П.А. Цыганкова. – М.: Альфа-М, 2004. – 288 с.
8. Международный уголовный суд — современный этап деятельности [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http: // www. yurpractika. com/article. php? id=0000643
9. Международный уголовный суд [электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ru. wikipedia. org/wiki/Международный_уголовный_суд
10. Международный уголовный суд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/204415
11. Общий обзор МУС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. femida.info/12/muprirstatuta011. htm
12. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006.