Межнациональный конфликт в России: причины возникновения и пути разрешения

Московский Гуманитарный Университет
КафедрасоциологииСоциологическоеисследованиена тему:«Межнациональный конфликт в России: причинывозникновения и пути разрешения».
Выполнила
студентка2 курса факультета
лингвистикии культурологии
группыЛ-202
ПакЮлия
Москва 2004 г.
Методическая часть.
 
·       Методнаблюдения (личные наблюдения, исторические данные)
·       Аналитическийметод (обработка материала диссертационной работы ГазимагомедоваЮ.Р. «Межнациональный конфликт: причины возникновения и пути разрешения»)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Методологическая часть.
Актуальность.
Кчислу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные(межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфлик­та, в которомгруппы с противоположными интересами различаются по этни­ческому (национальномупризнаку). В повседневной практике при обсужде­нии межнациональных отношений,эффективности или неэффективности на­циональной политики государства, обычноимеются в виду определенные на­ции. При этом различные малочисленные этническиегруппы особо не выде­ляются, хотя их количество, например, в России, довольнозначительно. Межэтническая политика государства призвана регулироватьсоциально-политические отношения с целью согласования интересов различных этниче­скихи национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребно­стей.
Научная новизна.
Анализдиссертационной работы Газимагомедова Ю.Р.«Межнациональный конфликт: причины возникновения и пути разрешения», 1994 г.
Распад СССР и процессы, происходящиев российском обществе, поставили множество острейших практических итеоретических вопросов.
Среди таких актуальных вопросов,бесспорно, находятся проблемы национальной политики. Постсоветская ситуацияпозволяет более широко и реалистично осмысливать политику межнациональныхотношений, проводившуюся в КПСС во времена советской власти:
·       сотрудничествои помощь друг другу;
·       совместнаяборьба и победа над фашизмом;
·       становлениеи развитие национальных культур целого ряда народов.
С распадом Союза у России в областинациональных отношений остается еще много болевых, потенциально опасных зон:
·       стремлениек созданию этнических государств;
·       политическиеамбиции национальных элит;
·       этноэгоизм, порождающий массовый отъезд русскоязычного населения изряда регионов;
·       территориальныепретензии;
·       отсутствиеясных приемлемых  формул взаимодействияцентра и регионов.
В советском обществознании не былонедостатка во внимании к национальной проблематике. Определенная заданность исследований требовала раскрывать многосложнуюсферу межнациональных отношений с позиции прежде всего их классовойдетерминации, бесконфликтности в условиях социализма, сближения народов и вперспективе их слияния.
В свете сказанного, представляется,что выбранная тема для исследования, является научно значимой и актуальной.
Разработанность проблематикимежнациональных конфликтов находится в российском обществознании пока еще впервоначальной стадии. Многие вопросы носят постановочный, общий характер итребуют дальнейших исследований.
Научная новизна диссертационногоисследования состоит в следующем:
·       раскрытосодержательное разнообразие и кумулятивный характер межнациональных конфликтовв современном российском обществе, что обусловлено их длительной консервацией,а затем резким «выбросом» и переплетением с конфликтами, порожденнымиреформированием общества;
·       предложена(осуществлена) достаточно полная для современных условий типология причинмежнациональных конфликтов;
·       показанапротиворечивая (интегративная и дезинтегративная)роль политических факторов (властные органы, партии, политические элиты,лидеры) в развитии этнополитического конфликта;
·       выявленыэтапы в развитии межнационального конфликта в современных условиях российскогообщества;
·       исходяиз тенденций развития социальных и политических процессов предпринят прогноз ипредложены пути решения (регулирования) межнациональных конфликтов.
Общественные процессы в условияхструктурных преобразований и социальных реформ обретают во многих случаяхнациональную окраску, а нередко сопровождаются межнациональными конфликтами.
Конфликты можно классифицировать помногим основаниям и критериям:
-субъект конфликта;
-широта охвата;
-взаимодействие на общество.
Межнациональный конфликт – сложноесоциологическое явление и имеет свои особенности.
Стороны конфликта имеют сложнуюструктуру. Нация или этническая группа не всегда выступает совокупнымсубъектом. Им может выступить отдельная личность, определенная организация илидвижение, которые берут на себя представительство нации или этнической группы.Люди не только не осуществляют свои национальные интересы, а теряют многое изтого, что было, вплоть до прав человека и гражданина.
Межнациональный конфликт имеет своиэтапы, стадии механизмы развития и решения. Наибольшую опасность для обществапредставляют вооруженные конфликты.
Межнациональные конфликты вРоссийской Федерации и в странах СНГ имеют конкретно-исторические объективные исубъективные причины. В многонациональном обществе конфликты неизбежны.Опасность не в них самих, а в способах их разрешения.
Каждый межнациональный конфликт имеетсвои временные рамки. В современном мире страны и народы так взаимосвязаны, чтодаже незначительные конфликты в одной стране могут служить зажигательной смесьюдля всего мирового сообщества, тем более в тех странах, как РоссийскаяФедерация, которые располагают ядерным оружием.
Постановка цели изадач.
Цель – анализистоков и содержания межнациональных конфликтов в условиях современногороссийского общества, в нахождении возможностей устранения конфликтов и путей ихразрешения.
Задачи:
·       рассмотретьмежнациональные отношения в современном российском обществе с методологическихпозиций теории конфликтов;
·       исследоватьпричины современных межнациональных конфликтов, порожденные условиями ихдлительного накопления и искусственного сдерживания и причины, порожденныереформированием общества и складыванием новых механизмов межнациональныхотношений;
·       обозначитьроль политических элит и лидеров как в обострении, так и в урегулировании илипреодолении конфликта;
·       осмыслитьсостояние институциональных (государственные органы, партии и общественныедвижения) факторов в механизмах разрешения межнациональных конфликтов.
Обозначение объекта и предметаисследования.
Объект – межнациональныйконфликт.
Предмет – возникновениемежнационального конфликта.
Основные понятия.
Конфликт – этостолкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, стремлений.
Этнос – народ,племя, группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единоепроисхождение, обладающих своими обычаями и укладом жизни, что отличает их отдругих групп.
Нация – этосоциально-историческая общность людей, совокупность граждан государства,имеющих общность территории и языка, социально-экономической и культурнойжизни.
Межнациональный конфликт – конфликт между представителями разных наций, возникший врезультате социально-политического неравенства, ущемления их прав, связанных сгосударственным устройством.
Операционализацияпонятия
Межнациональныеконфликты

Субъекты конфликтов                                                                                   
·       межличностные;
·       межпартийные;
·       межгосударственные.

Широтаохвата
·       местные;
·       региональные;
·       глобальные.
Взаимодействие наобщество
·       системные,требующие целостного
преобразования общества;
·       подсистемные, требующие
преобразования отдельных
сфер общества
(социальной и культурной)Развертывание рабочей гипотезы.
Однойиз основных причин обострения межнациональных отношений и возникновения этносоциальных конфликтов у нас стал кризис всех структурвласти в СССР и использование национальных интересов коррумпированны­мигруппами в бывших союзных республиках, перенос социального недо­вольства всферу межнациональных отношений. Нельзя не видеть также и роль искусственноразжигаемой религиозной нетерпимости.
Длятаких конфликтов характерны определенный уровень организован­ности действийнаряду с массовыми беспорядками, сепаратистскими выступ­лениями вплоть до гражданскойвойны. Поскольку они возникают в многона­циональных государствах, любойвнутренний конфликт в них неизбежно приобретает политический характер. Поэтомупорой бывает трудно провести четкую грань между социальным, политическим имежнациональным кон­фликтом. Этнический конфликт может выражаться в различныхформах, начиная с нетерпимости и дискриминации на межличностном уровне и кончаямассовыми выступлениями за отделение от государства, вооруженнымистолкновениями, войной за национальное освобождение. Так развивались со­бытия вНагорном Карабахе, Чеченской республике, Молдавии, Грузии после распада СССР.
Конфликтнаяситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловленамногими причинами, давними и сегодняшними, политическими (централизм иунитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими(экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими(межнациональные барьеры общения, негативные формы национальногосамоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальнымии другими.
Привозникновении межнационального конфликта внутри одного государства, судя погорькому опыту стран, образованных на территории бывшего СССР, есть дваварианта поведения официальных властей. Первый:власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимымисилами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например, делалось,хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранениетерриториальной целостности страны или на стороне титульного народа, как этонаблюдалось в Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, вГрузии — в конфликте между грузинами и югоосетинами,между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте молдаван с русскоязычнымнаселением (Молдовы с Приднестровьем). В аналогичные ситуации в конечном счетевтягивались и российские власти в Чечне.
Этоярко проявилось на Северном Кавказе, особенно в осетино-ингушском конфликте,когда в результате действий национал — экстремистских элементов пролиласькровь, с обеих сторон имеются жертвы и разрушения, появились беженцы изаложники. В сложном положении российские власти вынуждены были пойти наприменение силовых методов для создания необходимых условий с целью локализацииконфликта и его преодоления. Но этот вынужденный шаг усилил негативноеотношение к Центру, рост антирусских настроений. Кстати, подавляющее числореспондентов (30 — 40%) повсеместно оценили миротворческие попытки руководствастраны как запаздывающие и не способствующие предупреждению столкновенийконфликтующих.
Разгорающиесяи тлеющие очаги межнациональной конфронтации в южных оконечностях нашегоОтечества создают серьезную опасность ее расширения и распространения вглубь.Ощущение нестабильности социального климата повышает тревожность массовогосознания, делает население восприимчивым к разного вида ‘фобиям’, страху зазавтрашний день, порождает стремление избавиться от ‘чужих’  или во всяком случае ограничить их права внадежде обеспечить себе безопасность и благополучие.
Серьезнымбарьером для удержания конфликта в латентной стадии является отсутствиесоответствующих групп, пытающихся решить межнациональные противоречиянасильственным путем. В таких случаях стороны воздерживаются от эксцессов,могущих послужить серьезными поводами для насилия. Аналогичные формы латентногомежнационального конфликта пока наблюдаются в Эстонии, Латвии и Казахстанемежду титульными нациями и русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях постоянногопопрания их прав националистически настроенными властями.
Конфликтныелюди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти исобственности национал политические силы ловко используют стихийноенедовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. И хотядавно известно, что национализм и этнократизм  иррациональны, деструктивны, бесперспективныи разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся.Наоборот, именно этнократизм и национализм становятсясамой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка,обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова, с полудвижения.
Коммунистическаяидеология, опирающаяся на репрессии, удерживала национальные конфликты науровне единичных проявлений. Ветер свободы, подувший в период перестройки, хотяи предполагал перемены к лучшему, но одновременно явился значительным условиеммежнациональной нестабильности. Поэтому первые проявления демократии, рыночнойэкономики и суверенизации стали залогом формирования националистических,авантюристических, экстремистских, криминальных и коррумпированных сил.
Такимобразом, национальная политика, проводимая в многонациональном СССР ипродолжаемая ныне в России (путем создания неравноправных субъектов федерации)и других странах постсоветского пространства, сформулированная еще Лениным спомощью формального принципа “право наций на самоопределение”, разрушила старороссийскую национально — территориальную систему ипоставила во главу угла не человека с его неотъемлемыми правами и законными, втом числе национальными интересами, а отдельные нации с их особыми правами иособыми национально — властно — территориальными притязаниями, реализуемыми вущерб другим народам, нередко веками проживающим на той же территории, в ущербобщепризнанным правам человека. Национально — культурная автономия, принятая вовсем мире и позволяющая без причинения ущерба другим народам удовлетворять своинационально — культурные потребности в едином общеправовом пространстве, былаотвергнута большевиками, скорее всего, неслучайно, ибо при таком решениивопроса труднее было управлять страной.
Вышеизложенное, думается, позволяет не только понять основныетенденции нашего национального бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторыеобщие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональнойконсолидации россиян, укрепления государственности и единства России:
— Общийрост недовольства существующим положением (социально-экономическим в первуюочередь) выступает как мощный ускоритель форм   ‘ протестного реагирования’ в различных областях общественной практике,в том числе и национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономическогореформирования усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливаютнизкий рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечномсчете центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающийугрозу единству и целостности российского национального федеративногогосударства.
–     Явственно ощущается необходимостьразработки научной теории гармонизации национальных отношений и соответствующейей программы жизнедеятельности общества на переходный период и отдаленнуюперспективу. Фундамент концептуального подхода должны составить идеи национальногоцентризма(избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его аспектах)и демократического федерализма(обеспечение всем национально- иадминистративно-территориальным единицам подлинного равноправия).
–     Программа практических действий обязанаисходить из юридического и практического соблюдения национальных и региональныхинтересов каждого субъекта Федерации. Лишь благодаря этому может бытьпреодолена асимметричность нынешнего федеративного устройства. Особое значениеприобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр — республики,Центр — регионы (края, области, города), а также освоение специальныхмеханизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с учетом опытастран, входящих в СНГ, других европейских государств.
–    Важно обратить серьезное внимание намассовое ущемление потребностей и нужд этнического характера, выявленное вбольшинстве регионов. Данное обстоятельство, если ситуация не изменится,очевидно, активизирует как титульные нации, так и национальные меньшинства вотстаивании первыми своих прерогатив, а вторыми элементарных прав, причемлюбыми способами, не исключая насилие. Низкая оценка собственного национальногостатуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновениемсиндрома социальной обиды, расширением масштабов русского национальногодвижения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.
–   Государственная политика призвана стать вбольшей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающейспецифику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Толькотакая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от посуществу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному,каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, непротивопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритетунаднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи — возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социальноориентированной экономикой.
        Все это даст возможность не толькоправильно оценить сложившуюся ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие,а значит — преуспеть в предупреждении межнациональных трений и конфликтов.Такая работа в регионах лишь начинается. Вот почему взаимодействие и кооперациясоциологических служб в Центре и на местах, как и возобновление научных связейс социологами ближнего зарубежья, были бы очень полезными и продуктивными.